08.02.2021
Елена Бочкова,
заведующая психоневрологическим отделением ГБУ РО «ОДКБ»,
главный внештатный специалист по детской неврологии МЗ РО:
— В своей лекции, ориентированной на детских неврологов, я рассказываю о причинах левшества подробно, раскрывая тему в целом. Это специальный материал, полезный для докторов. Но есть некий портфель знаний, необходимых для родителей, педагогов. Это поможет понять особенности детей с левшеством, их сильные и слабые стороны, их психологию.
Доминантность одного из полушарий мозга, а значит, и формирование ведущей стороны тела у ребенка происходит обычно к 5-летнему возрасту.
Доминантность правого полушария, отвечающего за творческое мышление, мгновенное восприятие образа, является причиной левшества.
Детям-левшам свойственна непосредственность, доверчивость, чувственность, частая смена настроений.
ЛЕВША или ПРАВША? Почему нельзя переучивать ребенка?
Задача родителей – вовремя разглядеть способности ребенка-левши, развить их.
У многих из них обнаруживается повышение кожной чувствительности. Например, они могут с закрытыми глазами определить цвет предметов и иногда обнаружить их изображение на бумаге. Их психика более ранима, более заметны колебания настроения, часто они испытывают безотчетную тревогу и стрессы.
Левши, как правило, обладают более ярким воображением, артистическими наклонностями, способностями к перевоплощению, своеобразным видением окружающего мира. Наверное, не случайно левшами были скульптор Микеланджело, художники да Винчи и Пикассо, актер Чарли Чаплин и многие другие выдающиеся мастера искусства. А еще — Александр Македонский, Наполеон.
Левшество дает некоторое преимущество в видах спорта, требующих быстрой реакции, — боксе, борьбе, теннисе и др. У праворуких образ воспринимается правым полушарием, а двигательные команды идут от левого полушария к правой руке. У левши всё происходит в одном полушарии, поэтому скорость выполнения движения больше.
Причины левшества
В соответствии с особенностями полушарий головного мозга, причины делят на 2 группы. Первая – генетические причины. Можно с уверенностью говорить: в семьях, где хотя бы один из родителей – левша, дети с левшеством рождаются чаще. Сначала они используют левую руку как ведущую в бытовых ситуациях, потом – при чтении и письме. Вторая группа – это вынужденная леворукость.
Она возникает вследствие травмы или когда ребенок устойчиво подражает левшеству.
Левшу нельзя рассматривать как «правшу наоборот». У левшей своеобразное и оригинальное устройство центральной нервной системы. По поводу происхождения правшества и левшества существует очень много интересных гипотез, перечисление которых потребовало бы написание отдельной книги. НЕ будем углубляться здесь в эту тему, — рассказываем о том, что может быть утилитарно полезно в общении с левшой.
Почему 10% из вас — левши. Наука против мифов / #ТЕДсаммари
Психологические особенности
Фонематический слух: отмечаются задержки формирования фразовой речи, медленнее формируются звукоразличительные дифференциации. Дети начинают говорить позже, но сразу развернутыми фразами.
Трудности пространственной ориентировки: не только в сторонах света, но и на листе бумаги, дисграфические ошибки оптико-пространственного генеза.
Ориентировка во времени: значительно медленнее и с ошибками научаются понимать время по часам со стрелками.
Контроль над психической деятельностью: с трудом овладевая программой действий, удобной для правшей, с легкостью изобретают собственные стратегии.
Проблемы в обучении:
феномен зеркальных движений: от зеркального рисования до написания букв и чтения;
медленное восприятие информации;
трудности концентрации произвольного внимания и проблемы усидчивости.
Тест на левшество
— Сплести пальцы рук в замок. Если сверху большой палец левой руки – напишите L, если правой – P.
— Представьте перед собой мишень и прицельтесь в неё. Если закрыли левый глаз — P, правый – L.
— Скрестите руки на груди. Сверху левая – L, правая – P.
— Поаплодируйте. Если бьёте левой ладонью по правой – L, наоборот – P.
— Результат теста: LLLL – левшество, РРРР – правшество.
Надо ли переучивать левшей?
— 20 лет назад ребёнок с левшеством привлекал к себе внимание, и большинство детей переучивали.
— Сегодня считается, что переучивание создаёт дополнительный стресс для ранимой психики ребёнка. Более того, у детей с заиканием часто в анамнезе левшество.
— Современное общество создаёт более комфортные условия для людей с левшеством: промышленность выпускает множество инструментов и приспособлений для людей с ведущей левой рукой.
— Однако, если есть возможность мягко и ненавязчиво предложить ребёнку с раннего возраста использовать ведущей рукой правую, это не только сделает удобнее его жизнь, но и поспособствует нивелированию межполушарной ассиметрии.
Источник: odbro.ru
Переучивать ли ребенка-левшу
Дети
Переучивать ли ребенка-левшу? Этот вопрос никогда не будет волновать родителей, которых самих в детстве заставляли все делать правой рукой, хотя их рабочей была левая. Они-то точно знают, что родиться левшой, а потом начинать «перестраиваться» – значит идти против своей природы. Это правшам всегда кажется, что быть левшой неудобно.
Природа левшизма
Левшизм – не патология, не отклонение от нормы, а закономерное явление, которое наблюдается у всех биологических видов. Левши есть и среди людей, и среди животных.
Эта особенность бывает наследственной, врожденной и приобретенной, и встречается у всех народов и на всех континентах. По статистике у 7-17% людей на Земле – левая рука рабочая.
Левшизм случается из-за большей активности правого полушария мозга, которое отвечает за работу левой стороны тела, образное мышление, творчество и интуицию. У правшей же активней работает левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой стороны тела, а также за логику, аналитическое мышление, письмо, чтение, речь. Это – природа, и против нее не поспоришь.
Левши, как уже было сказано, бывают трех видов:
- наследственные – они получили левшизм от родителей или других предков, переданный им через ДНК;
- прирожденные левши получаются во время родовых травм, когда у ребенка травмируется левое полушарие и это приводит к активности правого;
- вынужденный (компенсаторный) левшизм случается в результате травмы правой руки, привычки или вследствие подражания кому-либо из родителей. Он еще называется леворукостью.
Кроме того, существуют люди-амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, что позволяет им в равной степени владеть обеими руками.
Как определить, левша или правша ребенок
Ну, это очень просто определяется еще до года. Левша никогда не будет брать в правую руку игрушку. Рисовать, складывать пирамидку, держать ложку он будет только левой рукой. Наблюдательные родители могут возразить, что почти все дети до года несознательно пользуются обеими руками одинаково. Обеими – да, но не одинаково.
Предпочтение будет отдаваться все же «лидирующей» руке.
К 2-3 годам левшизм (если он не является скрытым), проявится уже в полной мере. Левша по норме интеллектуальных и сенсорных способностей ничем не отличается от правши. Но у него будут проявляться такие особенности, как:
- трудности с усидчивостью и звукопроизношением;
- медленное и скачкообразное развитие речи;
- идеальный слух и художественный вкус;
- активное эмоциональное развитие;
- сложности ориентирования в пространстве и проблемы с координацией движения;
- хорошо развитое логическое мышление;
- отличное интуитивное восприятие.
Чтобы выявить скрытого левшу, попросите ребенка совершить такие действия:
- Переплести пальчики в «замочек». Если наверху «замочка» лежит большой пальчик правой руки, то он правша, если наоборот, то левша.
- Похлопать в ладошки. Правая рука сверху – правша, левая – левша.
- Развязать пару узелков на веревочке или платочке. Левша будет развязывать сам узел левой, а держать веревочку в правой. И наоборот – правша держать будет веревочку в левой руке, а развязывать правой.
- Скрестить руки на груди. У левши автоматически получится, что кисть правой руки «спрячется» под левую руку, а кисть левой ляжет поверх правого предплечья.
Есть ли смысл переучивать левшу
Статья, после которой вы ни за что не станете заставлять ребенка-левшу пользоваться правой рукой
Нынешнему поколению школьников безумно повезло: никто не парится по поводу того, в какой руке они держат ручки и карандаши. Правша? Отлично! Левша? Да тоже без проблем.
Зато лет . дцать назад маленьким левшам приходилось несладко: их буквально силком приучали пользоваться «правильной» рукой. И как вы думаете, они догадывались, к чему это может привести?
Специально для AdMe.ru я расскажу о том, как живется переученному левше. Ведь смена ведущей руки редко проходит без последствий.
«Надо делать так, как все»
Примерно на 6-м году моей жизни домашние спохватились, что я рисую и пытаюсь выводить первые каракули левой рукой, и дружно кинулись это исправлять. Предлог был следующий: «А что скажут в школе?!»
Конечно, зверств вроде зашитых слева карманов или привязанной руки не было. Просто из моей левой руки методично вытаскивали ложку, вилку, иголку, веник и прочие функциональные штуки. Вкладывали в правую и учили, «как надо».
Надо сказать, что я попала под самый финал разборок с левшами. Это было самое начало 90-х годов, когда ученикам понемногу стали предоставлять свободу выбора. Кстати, один из моих одноклассников спокойно писал левой рукой, и педагога это никоим образом не волновало.
Кляксы, суеверия и лень педагогов
Уже в более сознательном возрасте я стала задумываться, откуда пошло такое отношение к левшам. Есть множество версий на эту тему: от банального суеверия (левая рука — «от лукавого») до нежелания педагогов и родителей работать с ребенком, который не вписывается в общепринятые стандарты.
Есть любопытная версия, что традиция переучивать левшей связана с необходимостью писать перьевыми ручками. Раньше дети писали чернилами, которые могли размазаться, если случайно задеть написанное. А ведь левши ведут руку как раз над новой строкой.
Еще одну версию мне озвучила знакомая учительница. Звучало это следующим образом: «Правильно, что раньше переучивали. Представь, что в классе 30 детей, у каждого пропись и тетрадь в косую линеечку с классическим наклоном букв. Все пишут как надо, а с двумя-тремя учениками нужно отдельно возиться. Многим жалко времени, гораздо проще запретить писать левой рукой».
К чему это привело: курьез с ручкой
Старания родителей увенчались успехом: сейчас я пишу правой рукой. Ем, подметаю пол и пришиваю пуговицы тоже правой. Правда, не обошлось без мелких казусов. Попытка приучить меня держать ручку «как все», чтобы в школе не обращали внимания, не привела к желаемому результату.
Источник: adme.media