Хотя бы раз в жизни каждый сталкивается с этим: ничего не хочется, ничто не интересно, нет сил и энергии. Иногда это состояние проходит за несколько дней или даже часов, но бывает так, что человек застревает в нем надолго. Насколько это состояние нормально? Давайте разбираться.
Итак, наш сегодняшний герой называется апатия. Это симптом, проявляющийся в отсутствии мотивации, нежелании что-либо делать и безразличии ко всему происходящему. Человек хочет чего-нибудь хотеть, но никак.
Время чтения: 1 минута
Физиологические причины
Они вязаны с истощением во время или после болезни. Тело занято восстановлением, и у него нет ресурсов на активные действия. Кроме того, сюда же относят состояния, связанные с гормональными изменениями или с проблемами по части неврологии.
Психологические причины
Депрессия
Апатия — один из основных симптомов депрессии. Почему-то многие думают, что депрессия проявляется только в сниженном настроении, но это не так. В этом смысле депрессия похожа на очень высокую температуру: и хотелось бы чувствовать себя нормально, но никак не получается.
НИЧЕГО НЕ ИНТЕРЕСНО, НИЧЕГО НЕ НАДО! У МЕНЯ В ДЕРЕВНЕ ВСЕ ОТЛИЧНО/ ИНТЕРВЬЮ с @dmytrokarpenko
Подростку ничего не интересно: как это исправить?
Что забавно, мало кто из родителей замечает противоречие в своих словах: между «ничего не интересно» и «целыми днями чем-то занимается». Довольно непросто объяснить, что людей совсем без интересов и без какой-либо мотивации попросту не бывает. Пока мы живы, нам все время чего-нибудь хочется, хоть что-то обязательно входит в сферу наших интересов. Если человеку совсем ничего не интересно, то он либо устал (но тогда ему «интересно» отдохнуть), либо болен (и тогда «интересно» выздороветь), либо в депрессии (см. предыдущий пункт), либо умер.
Но на самом деле все гораздо проще. Нам очень легко заявить, что нашему ребенку «ничего не интересно» тогда, когда мы ничего не знаем о его интересах, или когда его интересы кажутся нам неправильными. Поэтому если подросток «целыми днями чем-то занят, но ему ничего не интересно», то тут два варианта:
- либо родители имеют весьма слабое представление о том, чем их дитя тешится;
- либо знают, но относятся к увлечениям своего чада крайне негативно.
Отцы и дети
Давайте начнем с конца, с пресловутой проблемы отцов и детей. Подростковый возраст – время взросления. Главное качество взрослого человека – автономность, самостоятельность, право жить своей жизнью.
Именно в подростковом возрасте начинается сепарация – психологическое отделение ребенка от родителей и его самоутверждение в качестве взрослой личности. Происходит разрыв «эмоциональной пуповины» в детско-родительских отношениях, который иногда может быть довольно болезненным. Чем больше со стороны родителей контроля, требований, ожиданий, заботы и опеки, тем выше риск подросткового бунта.
Почему тебе ничего не интересно?
Чтобы чувствовать себя взрослым, подросток любой ценой стремится быть не похожим на родителей. И далеко не всегда это означает прямой конфликт с родительскими требованиями и взглядами на жизнь. Чаще всего подростки создают свою собственную субкультуру, отдельный мир, в котором «все по-взрослому» (но не так, как у родителей).
Если посмотреть на подростковый мир глазами взрослого, то есть от чего прийти в ужас. Подростки ночи напролет торчат в социальных сетях. Там они ругаются матом, выкладывают фотки с очередной попойки, травят и троллят одноклассников, затевают всякие темные делишки. У них на уме только секс, психоактивные вещества, мелкий криминал.
Слушают этот свой бесконечный рэп; приторговывают или обмениваются модными шмотками; просто болтаются по улицам (лишь бы дома не сидеть и уроки не делать). В общем, заняты не просто ерундой, но чем-то потенциально опасным.
Далее родители справедливо замечают: «Ну вот узнал я про интересы моего ребенка. Подглядел страничку в соцсетях, а там на уме одни только пьянки-гулянки. Как я могу к этим интересам спокойно относиться?! Это же неправильно!».
В чем же интересы?
Подобное беспокойство понятно и вполне оправдано. Но тут важно не горячиться, потому что очень велик риск за деревьями леса не разглядеть. Важно различать глубинные интересы/потребности и те возможности для их реализации, которые предоставляет окружающая среда.
Например, для многих подростков важно быть популярным среди сверстников. Это одна из базовых потребностей подросткового возраста. Но как эту популярность завоевать? А тут уже многое зависит от аудитории (для кого хочется стать популярным) и от того, чем эта аудитория обычно занята, как проводит время.
Если это компания из соседней подворотни, которая по мелочам подворовывает в магазинах, то секрет популярность – воровать лучше, чем они. Но если это будет, скажем, спортивная секция, то там путь к популярности лежит через реальные рекорды и достижения.
Как исправить «ничего не интересно»?
Вернемся к вопросу, вынесенному в заголовок статьи. Ответ на него получается двухэтапным:
- Сначала узнайте, что на самом деле интересно вашему ребенку (не что должно быть интересно, а по факту). Даже если интересы кажутся вам ужасными, реагируйте спокойно и постарайтесь разобраться, какие более глубинные потребности скрываются за этими интересами.
Не забывайте про главную возрастную потребность – стать взрослым (и доказать это прежде всего сверстникам). Если ребенок занят «какой-то ерундой», отнеситесь к этому серьезно – значит, эта «ерунда» для чего-то необходима! Но вот для чего? - Если вы успешно разгадали загадку из п. 1 – выявили истинные потребности/интересы своего ребенка – следующий шаг – изменить среду, дать возможность выбрать новый способ удовлетворения потребности/интереса.
Задача эта очень непростая, действовать тут нужно аккуратно и ненавязчиво. Потому что любые предложения со стороны родителей подросток может воспринимать в штыки.
Кроме того, всегда есть риск ошибиться. Например, вместо мелкого воровства ради популярности в сомнительной компании, мы предлагаем ребенку спортивную секцию. Но, во-первых, ребенку может не понравиться вид спорта, а во-вторых, ребята из секции могут оказаться менее дружелюбными и интересными, чем приятели из прошлой компании. Поэтому важно запастись терпением и понимать, что формирование новых, более позитивных интересов, происходит методом проб и ошибок и может занять время.
Но без помощи родителей новые конструктивные интересы вряд ли приживутся. Подросток просто будет двигаться по пути наименьшего сопротивления, выбирая такие способы реализации своих потребностей/интересов, которые больше всего распространены в подростковой субкультуре.
Помощь родителей тут жизненно необходима, но начинаться она должна не с критики «ему/ей ничего не интересно, целыми днями ерундой занят», а с глубокого понимания своего ребенка и позитивного принятия. А дальше живем интересной жизнью сами и создаем возможности (чем больше, тем лучше) для реализации интересов ребенка.
Источник: www.psyh.ru