Равноапостольная Ольга занимает самую высокую позицию среди православных святых и очень почитаема в России. Но в летописях подробно рассказывается и о ее беспримерной жестокости.
Russia Beyond (Fine Art Images/ Heritage Images / Getty Images; Иван Акимов)
Первая женщина, признанная святой на Руси, сначала была язычницей и прославилась страшной местью за смерть мужа. Но затем она же принесла христианство в русские земли и воспитала внука князя Владимира, впоследствии крестившего всю Русь.
4 страшных мести княгини Ольги
Ольга появляется на исторической сцене после смерти своего мужа князя Киевского Игоря в 945 году (согласно русской летописи «Повесть временных лет»). Его зверски убили во время сбора дани с подчиненных Киеву земель древлянских племен. Игоря привязали к двум согнутым осинам, и когда они выпрямились, его разорвало надвое.
Убив киевского князя, древляне решили, что могут завладеть и его престолом. Для этого они хотели женить своего князя Мала на юной вдове Игоря и послали к ней сватов.
Крещение Руси — дата, причины, значение
- По всей видимости, княгиня Ольга, несмотря на свой возраст, хорошо поняла опасность, угрожавшую ей и всей Киевской Руси. Когда к Киеву приплыла лодка с двадцатью послами древлян, она не стала им отказывать. Наоборот она повелела своим слугам поднять всю ладью и на руках принести в Киев, чтобы оказать древлянам большую честь и уважение. Когда же их внесли в Киев, то бросили в глубокую, специально для этого вырытую яму.
- Так как рассказать древлянам о постигшей их послов участи, видимо, было некому, они поверили посланнику киевлян, сказавшему, что Ольга и рада бы выйти замуж, да хочет, чтобы древляне прислали своих более знатных людей сватами.
Первая месть Ольги, худ. Федор Бруни.
Мудрость Ольги
Несмотря на столь изощренную месть , Ольга вовсе не была самодуркой, одержимой страстями. Расправа над древлянами в те жестокие языческие времена была наглядным жестом для всех, кто бы еще мог подумать, что можно захватить киевский престол, лишившийся князя. Кроме того, подобные шаги принесли ей поддержку и внутри государства: и дружина, и местная знать увидели в ней решительную и политически зрелую правительницу.
Ольга также посетила подвластные Киеву земли и установила там «погосты и уроки»: точные размеры дани и административные центры, где они должны собираться. Она поняла, что смерть ее мужа произошла во многом из-за четко не установленных правил сбора и размера дани. Теперь же княжеские представители не только отвечали за сбор податей, но и следили за порядком, решали судебные споры. Князю не было необходимости самому собирать дань. В сущности, Ольга создала первый административный аппарат, позволявший получать дань и информацию через своих подчиненных, не покидая столицу.
Так еще в молодости Ольга снискала себе прозвище «самой мудрой».
Интересна легенда о ее знакомстве с князем Игорем. Охотясь возле Пскова, князь Игорь попросил перевозчика переправить его через реку, и уже в лодке увидел, что это девушка, причем очень красивая. По обычаю тех лет он был уверен, что простолюдинка будет не против княжеского внимания, но девушка дала ему решительный отпор, по одной версии, пообещав броситься в реку, а по другой, выбросить туда самого князя. Князь был настолько впечатлен красотой и характером девушки, что когда собрался жениться, то послал искать ту самую Ольгу — да, это была она.
Княгиня Ольга: правление, крещение, уроки.
Первая встреча князя Игоря и Ольги, худ. Василий Сазонов. Государственная Третьяковская Галерея
Крещение в Константинополе
Крещение княгини Ольги в Константинополе, худ.Василий Акимов.
Мудрость Ольги проявилась и в том, что ее больше не удовлетворяли языческие верования ее народа. Она с интересом относилась к христианам, которых все больше появлялось в Киеве. Историки спорят, что руководило Ольгой, личная духовная тяга к христианству или все же политические интересы и понимание того, что для развития государства ему необходима более «прогрессивная» вера. Так или иначе Ольга решила принять христианство и отправилась для этого в столицу Византии Константинополь.
Эта поездка Ольги, как и все ее правление, окутано множеством легенд. Есть версия, что император Константин Багрянородный, затем ставший крестным отцом Ольги, пытался сделать ей предложение, но Ольга искусно уклонилась от брака.
Вернувшись на родину, Ольга стала первой христианкой на Руси (по крайней мере, знатного происхождения). Ее пример не оказал воздействия на ее сына Святослава, который так и умер язычником. Однако внук Ольги князь Владимир, которого по легенде княгиня воспитывала, не только впоследствии и сам принял христианство, но и крестил всю Русь.
Кроме того, по возвращении Ольги в Киеве стали строиться христианские церкви (Ольга считается родоначальницей каменного строительства на Руси вообще), проводиться службы, появились свои священнослужители. Христианская вера уже не казалась жителям Руси необычной и чужой, все больше и больше людей принимали христианство.
Равная апостолам
Святая княгиня Ольга. Fine Art Images/ Heritage Images /Getty Images
Ольга умерла в 969 году, а начали почитать ее как святую уже между 972 и 978 годами. Ее канонизировали как первую на Руси христианку и «мудрейшую из людей». Этому не помешала ее языческая месть древлянам, так как считалось, что это было в прошлой жизни — до крещения.
В ее житии было сказано: «Управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж». Почитание Ольги было так велико, что в 1547 году она была признана не просто святой, но равноапостальной. Таких из женщин во всем мире еще только 5, в числе которых, например, Мария Магдалина.
Источник: dzen.ru
Почему княгине Ольге не получилось распростронить християнство
После смерти князя Игоря верховная власть в Русском государстве сосредотачивается в руках его вдовы Ольги, которая принимает христианство.
Уже В.Н.Татищев, опиравшийся на летописные памятники, и в частности на Иоакимовскую летопись, склонен был рассматривать крещение Ольги как важнейший шаг в деле утверждения христианства на Руси. Он считал, что после крещения Ольги « многие крестились…Паче же Ольга, как владетельная, могла многих верных ей вельмож склонить, особливо бывшие с нею в Цареграде…»
Макарий полагал, что Ольга ездила в Константинополь, будучи внутренне подготовленной к принятию христианства. Она крестилась в Византии вовсе не потому, что боялась киевских язычников. Просто Ольга желала «принять свет в самом источнике его». По возвращении из Царьграда она стала распространять христианство на Руси: свергла идолов, создавала христианские церкви. Только противодействие Святослава помешало ей сделать Русь христианской державой.
В 957 году Ольга поехала в Константинополь язычницей, не имея ещё твердого намерения принять христианство. Но пораженная там «величием греческой религии», крестилась. Возвратившись на родину, она попыталась склонить к христианству Святослава, но он остался верен язычеству. Но те, кто хотел креститься, тому не запрещали, а только смеялись над ним.
Это повлияло на дальнейшее распространение христианства в Киевском государстве. Началась борьба между христианством и язычеством.
На Ольгу благотворно повлияло проповедничество варягов-христиан, проживавших в Киеве. По политическим причинам она не могла открыть сразу же после смерти Игоря свои убеждения. Ольга тайно крестилась в Киеве, а в Константинополь прибыла христианкой после сложения с себя регентских обязанностей и передачи власти Святославу. После крещения она стала ниспровергать языческих идолов.[9]
Русь во времена Ольги не была подготовлена к перевороту в идеологии, который был связан с принятием новой религии. Поэтому княгиня осталась одинокой христианкой даже в своей семье. При Ольге христианство на Руси было лишь едва «терпимой полудозволенной» религией. Само обращение русской княгини в христианство историк Левченко связывал с попыткой русского правительства установить более тесные отношения с Византией, в первую очередь торговые.
Принимая христианство, Ольга предполагала сделать его государственной религией, но этому помешала византийская церковно-политическая концепция, согласно которой «любой народ, принявший христианство из рук греков, становился вассалом греческого императора, политически зависимым народом или государством. Русское правительство не хотело таких неравноправных отношений с Византийской державой. Выбор христианского имени княгини Ольги не был случайным. Ольга была наречена при крещении Еленой в честь матери Константина Великого, считавшейся «равноапостольной». Наречение русской княгини при крещении Еленой очень прозрачно намекало на устремление Византии установить с её помощью христианство на Руси как официальную религию и тем самым поставить молодое, но могучее славянское государство в вассальные отношения к цесарю Византии.
Византийцам не удалось исполнить задуманное. Ольга действительно думала об организации церкви на Руси и колебалась меду двумя тогдашними христианскими центрами – Константинополем и Римом. Попытку Ольги ввести христианство на Руси следует расценивать как охранительную государственную меру с целью упрочения княжеской власти и подавления народных масс.[10]
При Святославе (957-972гг.), сыне Ольги и Игоря, возрос международный престиж Киева. Концу второй половины X века процесс централизации Киевского государства был завершен. Святослав известен как воин, завоевавший Волжскую Болгарию. В основанный им город Переяславец на Дунае он пытался даже перенести столицу своего государства вопреки интересам Византии.
Святослав разгромил Хазарское царство, разбил ясов и касагов (черкесы) на Северном Кавказе и укрепил восточные и южные границы Киевского княжества. На берегу Азовского моря он основал город Тмутаракань.
С именем Святослава связаны не только военные успехи. При нем обострились отношения с Византией. Разгром Хазарского государства открыл границы для набегов печенегов, которые и убили князя, застав его врасплох на пути из Византии в Киев, недалеко от Днепровских порогов.
Мирон Енгеев Отвечено 2 октября 2019
- ‘ data-html=»true»> Поделиться
- Комментариев (0)
Источник: matfaq.ru
Как русская княгиня Ольга, сжигавшая целые города, стала святой
Равноапостольная Ольга занимает самую высокую позицию среди православных святых и очень почитаема в России. Но в летописях подробно рассказывается и о ее беспримерной жестокости.
Первая женщина, признанная святой на Руси, сначала была язычницей и прославилась страшной местью за смерть мужа. Но затем она же принесла христианство в русские земли и воспитала внука князя Владимира, впоследствии крестившего всю Русь.
Святая княгиня Ольга.
Fine Art Images/ Heritage Images /Getty Images
4 страшных мести княгини Ольги
Ольга появляется на исторической сцене после смерти своего мужа князя Киевского Игоря в 945 году (согласно русской летописи «Повесть временных лет»). Его зверски убили во время сбора дани с подчиненных Киеву земель древлянских племен. Игоря привязали к двум согнутым осинам, и когда они выпрямились, его разорвало надвое.
Убив киевского князя, древляне решили, что могут завладеть и его престолом. Для этого они хотели женить своего князя Мала на юной вдове Игоря и послали к ней сватов.
-
По всей видимости, княгиня Ольга, несмотря на свой возраст, хорошо поняла опасность, угрожавшую ей и всей Киевской Руси. Когда к Киеву приплыла лодка с двадцатью послами древлян, она не стала им отказывать. Наоборот она повелела своим слугам поднять всю ладью и на руках принести в Киев, чтобы оказать древлянам большую честь и уважение. Когда же их внесли в Киев, то бросили в глубокую, специально для этого вырытую яму.
Первая месть Ольги, худ. Федор Бруни.
Мудрость Ольги
Несмотря на столь изощренную месть, Ольга вовсе не была самодуркой, одержимой страстями. Расправа над древлянами в те жестокие языческие времена была наглядным жестом для всех, кто бы еще мог подумать, что можно захватить киевский престол, лишившийся князя. Кроме того, подобные шаги принесли ей поддержку и внутри государства: и дружина, и местная знать увидели в ней решительную и политически зрелую правительницу.
Ольга также посетила подвластные Киеву земли и установила там «погосты и уроки»: точные размеры дани и административные центры, где они должны собираться. Она поняла, что смерть ее мужа произошла во многом из-за четко не установленных правил сбора и размера дани. Теперь же княжеские представители не только отвечали за сбор податей, но и следили за порядком, решали судебные споры. Князю не было необходимости самому собирать дань. В сущности, Ольга создала первый административный аппарат, позволявший получать дань и информацию через своих подчиненных, не покидая столицу.
Так еще в молодости Ольга снискала себе прозвище «самой мудрой».
Интересна легенда о ее знакомстве с князем Игорем. Охотясь возле Пскова, князь Игорь попросил перевозчика переправить его через реку, и уже в лодке увидел, что это девушка, причем очень красивая. По обычаю тех лет он был уверен, что простолюдинка будет не против княжеского внимания, но девушка дала ему решительный отпор, по одной версии, пообещав броситься в реку, а по другой, выбросить туда самого князя. Князь был настолько впечатлен красотой и характером девушки, что когда собрался жениться, то послал искать ту самую Ольгу — да, это была она.
Первая встреча князя Игоря и Ольги, худ. Василий Сазонов.
Государственная Третьяковская Галерея/Общественное достояние
Крещение в Константинополе
Мудрость Ольги проявилась и в том, что ее больше не удовлетворяли языческие верования ее народа. Она с интересом относилась к христианам, которых все больше появлялось в Киеве. Историки спорят, что руководило Ольгой, личная духовная тяга к христианству или все же политические интересы и понимание того, что для развития государства ему необходима более «прогрессивная» вера. Так или иначе Ольга решила принять христианство и отправилась для этого в столицу Византии Константинополь.
Эта поездка Ольги, как и все ее правление, окутано множеством легенд. Есть версия, что император Константин Багрянородный, затем ставший крестным отцом Ольги, пытался сделать ей предложение, но Ольга искусно уклонилась от брака.
Вернувшись на родину, Ольга стала первой христианкой на Руси (по крайней мере, знатного происхождения). Ее пример не оказал воздействия на ее сына Святослава, который так и умер язычником. Однако внук Ольги князь Владимир, которого по легенде княгиня воспитывала, не только впоследствии и сам принял христианство, но и крестил всю Русь.
Кроме того, по возвращении Ольги в Киеве стали строиться христианские церкви (Ольга считается родоначальницей каменного строительства на Руси вообще), проводиться службы, появились свои священнослужители. Христианская вера уже не казалась жителям Руси необычной и чужой, все больше и больше людей принимали христианство.
Крещение княгини Ольги в Константинополе, худ.Василий Акимов.
Равная апостолам
Ольга умерла в 969 году, а начали почитать ее как святую уже между 972 и 978 годами. Ее канонизировали как первую на Руси христианку и «мудрейшую из людей». Этому не помешала ее языческая месть древлянам, так как считалось, что это было в прошлой жизни — до крещения.
В ее житии было сказано: «Управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж». Почитание Ольги было так велико, что в 1547 году она была признана не просто святой, но равноапостальной. Таких из женщин во всем мире еще только 5, в числе которых, например, Мария Магдалина.
Источник: ru.rbth.com