Причина 1. Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15-20 лет назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным.
Сегодня – нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей – пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников.
Во-вторых, ребенок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для разума.
Маленький совет. Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.
Почему ребёнок не хочет учиться или как не убить гения в ребенке? | Психология. Постижение истины
Причина 2. Отсутствие интереса к учебе. Кстати говоря, этим грешат обычно как раз способные, одаренные дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют «непедагогичные» учителя и совершенно неинтересные и скучные уроки.
Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей. Еще сильнее снижает интерес к учебе ярлык «негодяй» – то есть плохая репутация, сложившаяся у ребенка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, веселости и т.д.). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея легкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.
Маленький совет. Если подросток действительно одарен и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернется интерес к учебе – повысится успеваемость, И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем о вашем ребенке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?
Причина 3. Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше.
В-третьих, если переходит в другой класс или школу (что нынче бывает довольно часто в средней и старшей школе), где отношения уже сложились – друзей у него пет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.
«Мой ребенок не хочет учиться». Что делать?
Маленький совет. Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чем-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его можно обвинить.
Ищите способ изменить ситуацию К лучшему Оказывайте ребенку всемерную поддержку в семье. В конце концов, если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией.
Как помочь ребенку?
- Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо «успокаивать», мол, ну не любишь ты школу, ничего страшного: вон Иван Иваныч как ненавидел школу, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.
- Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.
- Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» – он все равно не поверит, но очень обидится, замкнется.
- Никогда не ругайте в присутствии ребенка его учителей и школу в целом. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Все-таки вы для него – авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно – и школа плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала – и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учебу, преподавателей.
- Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребенка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов – категорически неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте (если (вдруг) вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.
Источник: psylist.net
Что делать, если подросток не хочет учиться?
Возраст с 11 до 15-16 лет психологи называют трудным. Трудным он считается потому, что в своем развитии ребенок переходит на новый этап, причем как в физическом, так и в морально-нравственном плане. Вчерашний ребенок начинает анализировать свою жизнь и жизнь окружающих, делать определенные выводы. Чаще всего они приносят ему разочарование.
Ребенок становится замкнутым и грустным, проявляет агрессию. У него есть проблемы, с которыми он еще не в состоянии справиться самостоятельно.
Рекомендуем
Почему ребёнок не хочет учиться
Физиологические особенности подросткового возраста
В подростковом периоде в организме человека происходят физические и физиологические перемены. Он сильно зависит от своего эмоционального настроя. Бывают дни, когда подросток готов свернуть горы: с удовольствие выполняет домашние задания, без проблем ходит на секцию, помогает родителям по дому, а еще и находит время пообщаться с друзьями и поиграть в компьютерные игры или посмотреть фильм.
Но часто происходит так, что ребенок закрывается от всего мира, отказывается что-либо делать, а если за что-то и берется, то у него все буквально валится из рук. Часто это затрагивает и сферу учебы. Родителей пугает такое поведение сына или дочери. Они осознают с высоты своего жизненного опыта, что образование крайне необходимо современному человеку.
Чтобы понять причины такого поведения, следует разобраться в физиологии подростка. Что же с ним происходит?
- 1. Половое созревание. В организме подростка происходит значительная гормональная перестройка. Когда происходит активный выброс гормонов, дети быстро становятся излишне вспыльчивыми и агрессивными.
- 2. Активный рост. Подросток растет не по дням, а по часам. Он имеет тело уже почти взрослого человека, а системы органов остаются пока на прежнем уровне. Они не развиваются так быстро. Именно поэтому подростку требуется много энергии для того, чтобы совершать даже обыденные повседневные действия. Он испытывает постоянную усталость.
- 3. Сердце. В подростковом возрасте дети часто жалуются на то, что у них болит сердце. Оно не успевает обеспечивать мозг кислородом в достаточной степени. А это напрямую связано с умственной деятельностью.
- 4. Неконтролируемые эмоции. Быстрое физическое развитие влияет на эмоциональный фон, поэтому у ребенка можно наблюдать частые и резкие перемены в настроении. Боевой настрой в каком-либо деле резко может смениться полным равнодушием из-за малейшей ошибки.
Рекомендуем
Что делать, если жена не хочет секса?
По каким причинам подросток отказывается учиться?
Прежде чем ругать ребенка и ставить крест на его будущих успехах, стоит разобраться, почему именно он не желает учиться. Возможно, вина лежит не только на нем.
Рекомендуем
Что делать, если мужчина не хочет серьезных отношений?
Большая загруженность
Часто встречаются ситуации, когда до 12-13 лет ребенок активно развивался во всех направлениях. Учился в школе на хорошие оценки, посещал несколько кружков, имел какие-то дополнительные хобби и увлечения, изучал иностранный язык. Выходные у него случались редко, а то он обходился и вовсе без них. Родители не видели никаких причин для беспокойства, так как ребенок все прекрасно успевал. Ситуация начала меняться в худшую сторону, когда ребенок достиг подросткового возраста.
Скорее всего, причиной этому стали существенные перегрузки. Если он занимается спортом, то тренер начинает требовать от него более высоких результатов. Рисует, поет или танцует? Преподаватели настаивают на более высоких показателях, требования к их умениям выдвигаются почти такие же, как и ко взрослым. Да и школьные учителя не отстают.
В программу вводятся новые учебные предметы, программа усложняется, объем изучаемой информации увеличивается, домашние задания становятся все более сложными и трудоемкими.
Часто подростки не в силах держать такую высокую планку, причем по всем показателям сразу. Им приходится чем-то жертвовать, в том числе и учебой.
Самое разумное, что в этой ситуации могут сделать родители – откровенно поговорить с ребенком и общими усилиями решить, какие занятия больше нравятся ребенку. От чего-то придется отказаться, оставив только то, что более важно и интересно для подростка. Возможно, придется отказаться и от учебы в школе на «отлично», если, например, занятия танцами имеют более высокие перспективы.
Банальная усталость
А что делать, если ребенок в принципе ничем не перегружен? У него нет дополнительных занятий и секций, он не сидит сутками в интернете и не пропадает на улице. Он просто перестает что-либо делать и стремиться к хорошим оценкам. Помимо всего прочего он начинает прогуливать уроки и обманывать родителей.
Это связано с тем, что подросток претерпевает постоянные перепады настроения, общее недомогание и усталость. Это расшатывает и без того слабый организм. При этом подросток понимает, что нельзя врать родителям и прогуливать уроки, его даже мучает совесть по этому поводу, но он пытается внушить себе, что ему абсолютно все равно.
Родителям не стоит читать ему морали о том, что они воспитали чудовище. Возможно, ребенку помоет смена обстановки, режима дня или учебной программы. Если есть возможность на несколько четвертей перевестись на домашнее обучение, то стоит попробовать и этот вариант.
Гиперактивное поведение
У одних детей в подростковом возрасте отмечается недостаток энергии. У других – переизбыток. Они не могут усидеть на одном месте и заставить себя выучить урок В школе они постоянно срывают занятия, так как им скучно.
Бесполезно ругать ребенка и насильно сажать за учебники. Нужно позволить ему выплеснуть энергию. Пусть это будет спортивная секция или танцы. Возможно, по душе ему придется помогать родителям с ремонтом квартиры или копать грядки на даче.
Чередование умственного и физического труда – прекрасная альтернатива для подросткового организма. Устав за день, гиперактивный подросток сможет спокойно выучить параграф или решить задачу.
Подростки считают, что учеба бесполезна
Многие мальчики и девочки приходят к выводу, что учиться не нужно вовсе. Они постепенно входят во взрослую жизнь и понимают, что аттестат с отличием – далеко не пропуск в красивое и безбедное будущее. Иногда троечники устраиваются лучше отличников.
Психологи советуют родителям не акцентировать внимание на собственных ошибках, особенно при детях. Приводить нужно только положительные примеры. Их достаточно среди знаменитостей, родственников или знакомых. Если какой-то человек, будучи двоечником, добился успехов в жизни, то акцентировать внимание нужно на отрицательных сторонах его личности.
Отсутствие интереса к учебе
В начальной школе ребенок посещает занятия потому, что так надо. В средней школе современное интернет-поколение сложно чем-то удивить. Ребенок считает, что достаточно уметь читать и писать, а все остальное есть в интернете.
Родителям стоит объяснить, что школа делает человека всесторонне развитым. Чтобы найти что-то в интернете нужно знать, что искать. Пусть подросток воспринимает учебную программу как план, который можно расширить дополнительно добытыми знаниями. Родители могут самостоятельно выбирать учебный материал, который будет более интересен ребенку, покупать дополнительные пособия, которые могут быть ему полезны.
Проблемы с учителями
Каждый человек может вспомнить Учителя с большой буквы, но есть и отрицательные примеры. Возможно, у ребенка произошел конфликт с учителем. Он плохо подготовился к уроку, недостаточно вежливо ответил педагогу или неудачно пошутил. Особенности учительского общения состоят в том, что они передают друг другу негативную информацию. Возможно, один учитель настроил против ребенка весь или почти весь педагогический коллектив.
Родителю нужно тактично выяснить у ребенка, имела ли место быть такая ситуация. Разговор нужно вести максимально корректно и спокойно, не позволять себе резких выражений. Затем нужно поговорить с учителем и выслушать мнение одноклассников. Если конфликт урегулировать не удалось, то ребенка стоит перевести в другой класс или даже школу.
Главное, что нужно сделать родителям – убедить своего ребенка в том, что они всегда придут ему на помощь, даже если он не совсем прав.
Плохие отношения с одноклассниками
Схема развития конфликта такая же, как и в ситуации с учителем, но последствия более тяжелые. Чувство одиночества, агрессия со стороны одноклассников и отсутствие дружеской поддержки ломают еще несформированную личность подростка. Он находится в ситуации постоянного стресса. Последствия могут быть неприятными и даже трагическими, от заниженной самооценки до попытки совершить самоубийство.
Родителям стоит поговорить с ребенком и выяснить, почему произошла такая ситуация. При этом важно оказать ребенку поддержку и убедить, что любая проблема решаема. Если подросток сам виноват в сложившейся ситуации, то нужно убедить его извиниться перед одноклассниками. Для моральной поддержки с ребенком в школу может пойти один из родителей.
Если ребенка травят «просто так» и конфликт мирным путем решить не удалось, то самым разумным решением будет перевести его в другой класс или школу. Обязательно при этом стоит проанализировать допущенные ошибки и не допускать их повторения в новом коллективе.
Нарушенные семейные взаимоотношения
Для того, чтобы ребенок мог успешно учиться, родители должны создать для этого соответствующие условия. Причинами низкой успеваемости ребенка могут быть:
- 1. Вредные привычки родителей (пьяные компании дома, частое распитие спиртных напитков),
- 2. Конфликты между отцом и матерью.
- 3. Младшие дети, на которых направлено все внимание родителей.
- 4. Слишком маленькая площадь для проживания.
- 5. Вынужденные подработки подростка из-за нехватки денег.
Родителям требуется задуматься о своем поведении и отнестись более внимательно к потребностям подростка.
Дурная компания
Подростки всячески стремятся ко взрослой жизни, и иногда это стремление приводит к тому, что они оказываются в плохой компании. Вместе с новыми друзьями они занимаются сомнительными вещами, им уже не до учебы в школе. Вспоминать о таких проблемах ребенку просто стыдно, так как его могут поднять на смех. Даже самый примерный ребенок может наделать массу ошибок и исковеркать свою жизнь.
Родителям стоит пытаться найти общий язык с ребенком. Беседовать с ним, интересоваться, как прошел его день, предложить пригласить домой новых друзей. Родители должны знать, где и с кем находится их ребенок.
Современные технологии
С пеленок современные дети приучаются к использованию гаджетов. Они увлекаются играми, смотрят фильмы и сериалы, общаются с друзьями, занимаются поиском новой информации. Учеба часто отходит на второй план, а иногда и вовсе игнорируется. Подросток предпочитает делать то, что ему интересно, а не необходимо.
Родителям нужно попытаться отвлечь ребенка от виртуального мира. Рассказать ему о своих увлечениях, приобщить его к чему-то интересному. Можно попробовать сменить обстановку или съездить отдохнуть. На ребенка благотворно подействуют новые впечатления. Только после этого стоит предпринимать попытки заинтересовать его учебой.
Если у родителей не получается самостоятельно отвлечь ребенка от гаджетов, то стоит обратиться за помощью к специалисту.
Как еще можно вызвать интерес подростка к учебе?
Родителям стоит взять на вооружение еще несколько советов:
- 1. Показать, как школьные знания могут пригодится в жизни. Предложить ему подсчитать стоимость покупки с учетом скидки, сделать из 9% уксуса 3%, самостоятельно заполнить бланк почтового заказа и тд.
- 2. Предложить ребенку разыграть ситуацию из будущей жизни. Например, собеседование на работе, защиту важного проекта, составление резюме. Он поймет, как это непросто. В самом крайнем случае стоит поручить ему вручную вымыть все полы дома, а когда он закончит, поинтересоваться, хочет ли он так всю оставшуюся жизнь с 8 утра до 5 вечера?
- 3. Поговорить с ребенком обо всех профессиях без исключения, которые доступны даже тем, кто не учился. Кем же можно стать? Дворником, мойщиком машин, уборщицей, маляром. Ни в коем случае нельзя говорить что это – плохие профессии, так как все любят чистоту и порядок. Можно предложить ему помыть машину или покрасить забор под палящим солнцем. Ребенок сам придет к выводу, что выбор профессий шире у того, у кого есть образование.
- 4. Рассказать ребенку о собственной учебе, поделиться впечатлениями о том, как выбирался ВУЗ, и как непросто было устроиться на работу. Если родители и сейчас продолжают учиться, то нужно обязательно на собственном примере показать, как важно постоянно повышать уровень своего образования.
Заключение
Таким образом, мотивация учиться не сформируется у подростка за один день. Не нужно надеяться на то, что результат появится мгновенно. Если родители все сделают правильно, то любовь к познанию останется с ребенком на всю жизнь, а в современном мире это крайне важно.
Источник: feelcontrol.net
Почему подростки не хотят учиться?
1. Подростковый возраст – он в принципе не для учёбы. Самое главное в этот период – сверстники, первые влюблённости, дружба. Именно общение – ведущая деятельность подростка по всем законам возрастной психологии. Вовсе не учёба. Если родители помнят про это, они гораздо проще переживают, когда ребёнок «съезжает» в школе.
2. Представьте, что у каждого из нас есть набор инструментов – лопат – при помощи которого мы учимся. В подростковом возрасте весь набор рассыпается и собирается снова, но уже на основе рефлексии. Попросту говоря, подростку нечем копать – его лопаты в процессе трансформации.
3. Если подросток не имеет опыта самостоятельности, полученного в начальной школе и до школы, у него тоже будут проблемы. Ему же положено бороться с авторитетами – родителями, школьными учителями и репетиторами. Все эти люди отвечают за его учёбу. И в этом случае подросток становится человеком, который рубит сук, на котором сидит.
4. Иногда родители пытаются за учёбу платить. Это не самый лучший выход. И тут уместно вспомнить историю с Ж. Пиаже, которому мальчишки, игравшие в футбол, мешали работать. Он стал им платить за то, чтобы они приходили и играли. В очередной раз сказал, что деньги закончились и больше он не будет платить.
Мальчишки перестали играть в футбол рядом с его домом.
5. Бывает, что подросток не нашёл то, что ему интересно. И главное, у него нет деятельности, в которой он чувствует себя успешным.
6. Подросток не умеет отсеивать лишнее и тонет в потоке информации, которую просто не может переварить. Тогда становится проще отбивать всю эту информацию.
7. Многие современные подростки не видят целей, они не понимают, как учёба связана с их планами. Так происходит от того, что потребности удовлетворяются заботливыми взрослыми ещё до того, как осознаются самим подростком.
8. Иногда подросток вообще не ощущает себя – кто он, где его желания – не выстроены границы с родителями.
Источник: pro-psy.center