Почему при крещении дают другое имя

В средние века на православном Востоке сложилась традиция крестить человека в честь какого-либо святого, нарекая крещаемого соответствующим именем. Так, святой равноапостольный князь Владимир в крещении получил имя Василий, а его бабушка, княгиня Ольга, была крещена Еленой.

Имена выбирали из святцев — церковного календаря с указанием дней памяти святых, причем старались дать ребенку имя святого, празднование которого выпадало на день его рождения или крестин. Но бывало и так, что священник во время совершения таинства давал крестнику христианское имя по желанию родителей.

Николай Васильевич Гоголь описывал последний случай в повести «Шинель»: «Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Сессия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. “Нет, — подумала покойница, — имена-то все такие”. Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. “Вот это наказание, — проговорила старуха, — какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких.

Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий”. Еще переворотили страницу — вышли: Павсикахий и Вахтисий. “Ну, уж я вижу, — сказала старуха, — что, видно, его такая судьба. Уже если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий”».

Какой во всем этом смысл? Дело в том, что, как считается, угодник Божий, в честь которого крещаемый получает имя, становится его небесным покровителем. Святой выступает примером для подражания, отвечает на молитвы человека и сам молится за него перед Богом. День памяти такого святого становится для христианина праздничным и называется именинами или тезоименитством (от слова «имя»). Если память святого празднуется несколько раз в году — например, дни почитания любимого многими православными святителя Николая Чудотворца приходятся на 19 декабря и 22 мая, — обычно выбирается одна дата, как правило, ближайшая ко дню рождения.

В дореволюционной России порядок наречения имен в строгом соответствии со святцами был повсеместным и обязательным, особенно учитывая, что Церковь выполняла функции ЗАГСа и фиксировала акты гражданского состояния. Однако сегодня родители часто называют детей именами, которых нет в церковном календаре. Поэтому священники, следуя вековой традиции, находят имя святого, похожее по звучанию на имя крещаемого. И во время таинства Крещения называют его уже этим именем. Впрочем, в эту практику сейчас вносятся изменения.

Дело в том, что в других православных Церквах, например в Сербской или Грузинской, существует множество имен, которые никак не сочетаются с именами святых. Там просто нет и никогда не было такого обычая. Поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви в 2019 году разрешил совершать таинство Крещения с сохранением за крещаемым национального имени, которого нет в русском месяцеслове. В то же время подчеркивается, что такие национальные звучания имен «следует отличать от новоизмышленных имен, которые в своей основе не имеют связи с культурой православных народов». В отношении таких имен Синод постановил: «При крещении или присоединении к Православной Церкви взрослого человека, носящего имя, не имеющее аналога в месяцесловах Поместных Православных Церквей и не являющееся иным национальным звучанием имени из православного месяцеслова, предоставлять таковому человеку самостоятельного избирать крестильное имя из православного месяцеслова, причем желательно, чтобы оно было близко по звучанию с гражданским именем».

Читайте также:  Как обойти блокировку объявлений на Авито

Источник: foma.ru

О. Димитрий Смирнов: «Таинства совершаются над людьми с любыми именами»

В эфире Радио «Радонеж» протоиерей Дмитрий Смирнов разъяснил возможность совершения таинств над людьми, не носящих имена православных святых.

О.Димитрий: Этот вопрос очень актуален, мы его касались на епархиальном собрании, и Святейший Патриарх Кирилл дал на него исчерпывающий ответ. Но по понятной причине, миряне не присутствовали в массе своей на этом собрании, поэтому я решил этот вопрос прочитать: «Мою маму звали Лилия, после смерти батюшка отказался ее отпевать, т.к. в православии нет такого имени».

Очень обычная история, православие здесь вообще не при чем. Если батюшка сказал, что в православии нет такого имени, то он глубоко заблуждается. Есть русский обычай, очень хороший, и мы его очень храним, — в частности, жену моего дяди тоже звали Лилией, — но когда у нас крестят людей, которые носят имена, которых нет в святцах, им в крещении дают имя созвучное: Рустам – Рустик, Лилия – Лия и т.д. И никаких не возникает вопросов у таких бедных необразованных батюшек.

Но бывают очень православные люди в очень православных храмах очень православных стран. Например, в Сербии мы можем встретить имя Драгомир или имя Тара, а что такое Тара? Тара – это такая река в Черногории, и детей называют таким именем – и страна православная, и люди православные. Просто сербы, как правило, не называют людей в честь святых, дают совершенно разные имена и остаются православными. Чем наш обычай хорош?

И это Святейший Патриарх подчеркнул, что человек, который носит имя, например, Сергий, то он имеет небесного покровителя в преподобном Сергии. У нас есть такое понятие как именины. Но, если мы обратимся к именам грузинским, допустим, там есть масса имен, которые никак не сочетаются с именами святых. И из-за этого отказывать в отпевании (причастии, крещении, бракосочетании)?!

Ни один священник права такого не имеет! Отец и мать могут назвать свое чадо вообще любым именем, каким только пожелают. Если этого имени нет в наших святцах, то, к сожалению, у этого человека не будет именин и только. Всякое имя можно вообще менять 365 дней в году, для этого читается определенная молитва из требника, и потом человек причащается с новым именем, вообще никаких проблем.

Т.е. это не является причиной для отказа в отпевании (причастии, крещении, бракосочетании и пр.). Поэтому в таких случаях, когда священник отказывается отпевать православного человека или причащать его, это сообщается благочинному, он – епископу, и это быстро устраняется, потому что не все батюшки грамотные. А наши епископы – все с высшим образованием и даже многие закончили аспирантуру. Собственно для этого и существует епископ. Поэтому, как говорят, у нас в армии: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим», и это будет правильно.

о.Александр Березовский: Сейчас все-таки будет выпущен расширенный месяцеслов с такими именами, у нас употребимыми, которые восходят к древним святым еще неразделенной Церкви и, может быть, Поместной Церкви.

о.Д.: Да, там будет расширенный список имен, но все равно мы там не найдем имя Тара или Драган, что значит просто «дорогой», но это очень распространенное имя в Сербии, или Милош, или Весна, или Снежана – вполне славянское имя, но нет такой святой с именем Снежана, можно при крещении дать ей имя Светлана, и у нее будет два имени. Этот вопрос даже не надо задавать, не то, что решать, это вообще не проблема никакая. Можно назвать и «Табуреткой» и так крестить и это будет вполне полномочное крещение.

Читайте также:  Девушка спрашивает почему я ее люблю

О.А.: Во многих монастырях записки с такими именами просто не принимают…

О.Д.: Но это дикость, невежество, особенно обидно, когда ссылаются на православие. При чем тут православие? Помимо русского православия есть еще православие греческое, сербское, болгарское, румынское, грузинское, американское – там вполне американские имена, и кто вообще может против этого что-то возразить или когда-нибудь возражал?

Только в некоторых наших монастырях, где темнота просвещает. Правда, Святейший Патриарх об этом беспокоится — надо давать элементарное образование даже в монастырях, чтобы хотя бы из дикости выйти, потому что это полная дикость, не соответствующая никакому учению. Взять хотя бы апостола Петра, когда его Господь нарек «Петрос» – тогда этого имени не было вообще ни в каких святцах, да и святцев не было. Также и Павел из Савла стал. Ой, как тяжело, когда темень процветает, и из-за этого огорчают людей.

Источник: pravoslavie.ru

Какое имя выбрать ребёнку?

Сколько вопросов задают священникам в связи с выбором имени для ребёнка, сколько суеверий и странных традиций окружает эту тему! Обязательно ли давать при крещении имя святого — или можно нарекать светским? Почему некоторые крестят детей не с тем именем, которое зафиксировано в документах? Допустимы ли двойные имена? Как быть с модой?

На наши вопросы ответил протоиерей Александр Хворост.

Разные традиции

Какое имя выбрать ребёнку — это важный вопрос, ведь оно даётся на всю жизнь. У примитивных народов имя человека заключало в себе те качества, которые родители хотели видеть в своём наследнике. С тех пор имена несут смысловую нагрузку.

В христианстве ситуация изменилась: имена по-прежнему имеют особый смысл — например, Богдан означает «данный Богом», Фёдор — «Божий дар», — но называть детей начали в честь святых, которых хотели видеть их защитниками и которым человек должен был подражать. Так сложилось, потому что в христианстве постепенно формировалась традиция почитания святых, появились дни их особого поминовения. На Руси было принято называть детей по святцам — книге, в которой указаны все праздники и дни памяти всех святых. В день прославления какого святого рождался ребёнок, такое имя ему и давали. Ещё младенца могли наречь именем святого, которому усиленно молились во время беременности.

Слышал о любопытной традиции на Западной Украине: там раньше детей называли «именами монахов» — редкими церковными именами, не имеющими популярности во внецерковном обществе: Мелхиседек, Феогност, Рафаила… Так поступали в надежде, что во взрослом возрасте ребёнок посвятит свою жизнь Богу. Подобные традиции — проявление религиозности людей. К сожалению, наше общество давно уже вышло из такого состояния. Оно становится всё менее религиозным, всё более светским. Религиозным принципам и нормам ни общество в целом, ни отдельные люди не следуют — за исключением небольшой части верующих.

Сегодня выбор имени ложится на родителей. Они могут назвать ребёнка как им угодно, что будет зафиксировано в органах учёта гражданского состояния.

Нет ничего лучше традиции

Я рекомендовал бы родителям не гнаться за модой, не давать экзотических, редких имён, не увлекаться веяниями времени — мы уже были свидетелями времени, когда детей называли Трактор, Революция, Октябрина, Ленмаркс и так далее. Да, такие имена тоже имеют смысловую нагрузку, но она быстро утрачивает актуальность. Жизнь быстротечна, мир меняется, мода проходит, а человеку жить со своим именем до самой смерти. Я считаю, что надо ориентироваться не на сиюминутное, а на вечное. Следовать нашей православной традиции, которая жива на протяжении веков и стала нам поистине родной.

Читайте также:  Человек который много знает одним словом

Новые факты

Около года назад вышло постановление Синода Русской Православной Церкви, что можно крестить людей с любым именем, даже если его нет в святцах. Дело в том, что наше общество начало сильно меняться, у нас появляется всё больше эмигрантов из разных стран. Многие из них остаются, создают семьи и даже воцерковляются. В отношении таких случаев Синод постановил: «При крещении или присоединении к Православной Церкви взрослого человека, носящего имя, не имеющее аналога в месяцесловах Поместных Православных Церквей и не являющееся иным национальным звучанием имени из православного месяцеслова, предоставлять таковому человеку самостоятельного избирать крестильное имя из православного месяцеслова, причем желательно, чтобы оно было близко по звучанию с гражданским именем».

Суеверия

С именами связано множество суеверий. Например, такое: крестить ребёнка надо не с тем именем, которое записано у него в свидетельстве или паспорте, а с каким-то другим, чтобы никакой колдун или бабка не могли навести порчу или проклятие. Такое заблуждение укоренилось в сознании многих людей и поддерживается не только верующими, но даже некоторыми священниками.

Я категорически не согласен с таким подходом. У меня был случай: девочку звали Софией, а крестить хотели Верой. Пришлось долго беседовать с мамой, которую какие-то «доброжелатели» научили поступить именно так. В итоге удалось её переубедить и девочку крестили с «родным» именем. Уходить от веры в суеверия, мракобесие и религиозные фобии — безграмотно и абсолютно неприемлемо для церковных людей.

Можно ли давать ребёнку двойное имя?

Для нашей традиции естественно давать ребёнку одно имя, но в последние годы она меняется. Если взять западную Церковь, то там у человека может быть два, три и больше имён. Мы все знаем, например, таких писателей, как Эрих Мария Ремарк, Габриэль Гарсия Маркес, Клайв Стейплз Льюис. Такая традиция встречается и на Западной Украине.

Объясняется она желанием, чтобы у ребёнка было несколько небесных покровителей. Я считаю эту традицию допустимой, но для большей части нашего общества она не характерна.

Можно ли сменить имя

В современном мире есть возможность полностью сменить имя, отчество и фамилию. Это связано с различными светскими нормами и в первую очередь чревато юридическими сложностями. Если брать человеческий аспект, то, на мой взгляд, это не очень хорошо.

Я считаю, что, если человека крестили с именем святого, он должен постараться подражать ему и освятить своё имя жизнью, праведными делами и верой. «Доброе имя лучше дорогой масти» (Еккл. 7:1), — сказано в Священном Писании. Смена имени для мирского человека — скорее, исключение, чем норма и правило. Это способ убежать от каких-то внутренних проблем. Если захочется помолиться о таком человеке, думаю, можно поминать его с любым из его имён, потому что Бог знает о нас всё.

В Церкви есть традиция, связанная со сменой имени: когда верующий становится монахом, ему нарекается новое имя. Смысл в том, что человек символически умирает для прошлой мирской жизни и рождается в жизнь духовную. Новое имя даётся в знак того, что он должен стать другим человеком, который посвятил себя Богу. С этой точки зрения смена имени допустима.

Протоиерей Александр Хворост

Источник: pravlife.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today