В статье рассмотрены возможные причины агрессивного поведения, даны рекомендации воспитателям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ребенок кусается в детском саду.
Ощущения страха, гнева, ярости, стыда или обиды знакомы каждому человеку. Эти эмоции принято считать отрицательными, «злыми». Обычно они появляются в ответ на слова или действия окружающих и, обладая мощной энергией, управляют людьми. От присутствия в повседневной жизни «нехороших» чувств не избавлен никто, будь то взрослый, или ребенок.
Дети в силу эмоциональной незрелости, в меньшей степени, чем взрослые, способны держать себя в руках. Каждый маленький ребенок в процессе взросления преодолевает стадию, именуемую психологами оральной фазой развития. От появления на свет до 1,5-2 лет рот младенца является важным орудием познания мира.
Дети засовывают в рот, облизывают и кусают всевозможные предметы в зоне досягаемости. Также малыши исследуют границы допустимого поведения. Например, младенец может укусить свою мать, способность же матери адекватно отреагировать на нежелательное поведение своего ребенка трудно переоценить.
Чуткие родители не будут ругать малыша, тем более кричать или шлепать, тем самым не закрепят привычку кусаться. Достаточно твердо произнести «нельзя кусаться» или «мне больно». Необходимо сохранять серьезность, смех или шутки здесь неуместны, провоцируя эффект, противоположный желаемому.
С 2 до 3 лет ребятишки тоже могут кусаться. Знаменитый возраст (фаза отделения от матери и индивидуализации), когда дети требуют самостоятельности, противоречат сами себе и закатывают скандалы на «ровном месте» знаменуется интенсивными проявлениями агрессивности. Нередко проявления детской агрессии пугают взрослых, особенно когда ребенок начинает драться или кусаться.
Привычка кусаться может сформироваться во время адаптации к детскому саду, как способ реагирования на стресс из-за непривычной обстановки. Ребенок кусает сверстников, родители пострадавших требуют принять меры, воспитатели разводят руками, а родителям «агрессора» остается только краснеть от стыда либо действительно «принимать меры». Если ребенок кусается в детском саду: советы психолога будут полезны как родителям, так и воспитателям. Но, прежде чем давать рекомендации, необходимо разобраться в причинах нежелательного поведения малыша.
— малыш, таким образом, отвечает на нанесенную ему обиду (отняли ∙ игрушку, толкнули), в силу раннего возраста он еще неспособен разобраться в ситуации, и не может самостоятельно ее урегулировать, удерживая под контролем сильные чувства;
— ребенку нравится кусаться, так как, во-первых, это его действие вызывает ∙ у окружающих яркую эмоциональную реакцию (так приятно обратить на себя больше внимания), а во-вторых малыш не понимает, что делает другому больно (опять же в силу возрастных особенностей);
— возможно, что домашнюю обстановку. где растет ребенок, трудно назвать ∙ благоприятной для его душевного равновесия (зависимое поведение родственников, развод родителей, частые семейные конфликты), тогда проявление агрессии это просьба о помощи;
— не исключаются такие причины, как перенесенная болезнь, трудности в ∙ преодолении возрастного кризиса, тяжелая адаптация к детскому учреждению, нехватка активных игр и движения, особенности выражения малышом собственных эмоций (он может кусаться, не только когда злится, но и от радости).
Главное установить, кто виноват, если ребенок кусается в детском саду. Только не ребенок. Если он в ДОУ, то за укусы отвечает работник ДОУ, если рядом с ним родители, то отвечают они. При установлении виновного взрослого лица он понесет ответственность, либо гражданскую, либо уголовную (ведь он может укусить такого же малыша с тяжелыми последствиями).
Если нужны профилактические меры, то можно составить предостережение родителям (ответственному лицу ДОУ) в произвольной форме, но на юридическом языке. Отказ от подписи родителей в таком предостережении можно заверить, если есть свидетели. Такое предостережение (можно и неоднократное) в случае трагедии или средней травмы очень сильно поможет в суде.
Конечно, подобное предостережение — крайний случай, и проблему как таковую не решит: ребенка из садика не исключат, если и переведут в другую группу — то он будет себя вести там абсолютно так же. Значит, нужно искать рычаги воздействия другие, а именно — через воспитателей. Опять на помощь нам приходит психология:
«Кусачесть «как форма самозащиты или нападения является проявлением одного базового чувства – гнева. Тот, кто думает, что у детей не может возникать гнев, ошибается. Дети садовского возраста вполне способны при определенных обстоятельствах его испытывать, только выражается оно у каждого по-своему.
Кто-то кричит и размахивает руками, кто-то топает ногами, кто-то дерется, а кто-то кусается. У «воспитанных», таких удобных, детей чувство гнева к 3-4-летнему возрасту уже может быть загнано старательными воспитателями внутрь и выражаться в виде неосознаваемых или слабо осознаваемых страхов, что тоже ничего хорошего не сулит. Что же делать?
Начнем с того, что гнев, если уж он возник, является вполне естественным чувством, которое ни в коем случае не следует подавлять (если, конечно, у вас нет тайной цели вырастить человека с набором хронических заболеваний). Наоборот,
НУЖНО ПОМОГАТЬ ГНЕВУ ПОЛНОСТЬЮ ВЫЛИВАТЬСЯ НАРУЖУ, НАХОДЯ ПРИ ЭТОМ БЕЗОПАСНЫЕ И ЭКОЛОГИЧНЫЕ СПОСОБЫ, ПРИЕМЛЕМЫЕ ДЛЯ САМОГО РЕБЕНКА И ОКРУЖАЮЩИХ ЕГО ЛЮДЕЙ.
Любой запрет, отказ в получении желаемого у здорового человека может вызвать недовольство – это абсолютно нормальная реакция. Степень выраженности недовольства может быть очень разной, и это тоже вполне нормально. Задержанный в себе, сдержанный гнев вызывает заболевания и психологические комплексы.
В момент, когда человек сердится, в его организме вырабатывается дополнительная энергия (для действий в защиту его безопасности), которая должна быть сразу же израсходована. Именно так и действуют маленькие дети, которые и кричат, и плачут, и смеются всем своим существом, телом и душой, немедленно и сразу, «отрабатывая» эмоции по мере их поступления, а не через неделю, при удобном случае и под горячую руку. Так что же, кусаться? Не обязательно.
РЕБЕНКУ, КОТОРЫЙ ЧАЩЕ ДРУГИХ ВЫРАЖАЕТ АГРЕССИЮ И ГНЕВ, НУЖНО БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ВЗРОСЛЫХ.
При этом он примет внимание любого качества. которое вы ему предложите — и позитив. и негатив, но в наших интересах давать ему только позитив, потому что откликаться будет так же, как аукается.
Самый простой способ действовать в лоб – наказывать, ругать, читать нотации. Это работает, и еще как! Но в обратную сторону. Чем чаще называем ребенка драчуном и кусакой, тем чаще он дерется и кусается. Наказания вообще превращают гнев в страх – старые проблемы остаются на месте, а новые прибавляются.
Ребенка нужно как можно чаще хвалить – такой вот парадокс. Он и ведет-то себя неприятно только потому, что взрослые ленятся увидеть в нем его изюминку, его хорошие стороны, его способности, а вместо этого смакуют то, что в нем несовершенно, и это несовершенство быстро разрастается. Поэтому для начала все мелкие проколы малыша нужно начать просто тупо игнорировать.
Все мелкие позитивные его действия, наоборот, хвалить, подмечать, так же, как замечают мельчайшие крупинки золота в песке, когда ищут золотую жилу. Мы ведь хотим открыть в малыше настоящий клад – любви, доброты, таланта и радости? Вот и смотрите в оба, и не тратьте время на разглядывание простого песка. В общем, я думаю, вы уже поняли, о каком сите идет речь.
За более крупные проявления агрессии наказывать нельзя категорически. Их лучше предупреждать – отвлекать, занимать чем-то интересным и приятным, если нужно – объяснять. Ребенку, склонному к проявлению агрессии, нужно больше двигательной нагрузки, при любой возможности нужно давать ему покричать (в виде игры, песни, чего угодно, хоть соревнование устраивайте по писку, крику и смеху). Такой ребенок очень хорошо реагирует на индивидуальное внимание взрослого, и даже небольшие по времени, но регулярные ваши усилия будут вознаграждены сторицей.
Нет ничего страшного в том, чтобы пойти навстречу неординарному ребенку, и немного подстроить занятия и игры в группе под его интересы. Что ему нравится? Чем он способен увлечься? Перенесите акцент, хотя бы на некоторое время, на то, что нравится ему. Пойдите ему навстречу, проявите свою добрую волю к наведению мостов.
Вполне возможно, умом он этого не поймет, не заметит, но сердцем почувствует обязательно. Ему это так необходимо!
Дети часто становятся кусаками и драчунами, когда им не хватает простого человеческого тепла, которое они по тем или иным причинам недополучают дома от родителей. Тогда ребенок все силы кладет на то, чтобы получить хотя бы отрицательное внимание других людей.
Медленно растущий, слабый цветок можно ругать часами и даже начать реже поливать в виде наказания. Но разве он от этого станет лучше расти и обильнее цвести?
Источник: nsportal.ru
Советы психолога «Ребенок кусается в детском саду»
досягаемости. Также малыши исследуют границы допустимого поведения.
Например, младенец может укусить свою мать, способность же матери
адекватно отреагировать на нежелательное поведение своего ребенка трудно
переоценить. Чуткие родители не будут ругать малыша, тем более кричать
или шлепать, тем самым не закрепят привычку кусаться. Достаточно твердо
произнести «нельзя кусаться» или «мне больно». Необходимо сохранять
серьезность, смех или шутки здесь неуместны, провоцируя эффект,
С 2 до 3 лет ребятишки тоже могут кусаться. Знаменитый возраст (фаза
отделения от матери и индивидуализации, когда дети требуют
самостоятельности, противоречат сами себе и закатывают скандалы на
«ровном месте» знаменуется интенсивными проявлениями агрессивности.
Нередко проявления детской агрессии пугают взрослых, особенно когда
ребенок начинает драться или кусаться. Привычка кусаться может
сформироваться во время адаптации к детскому саду, как способ
реагирования на стресс из-за непривычной обстановки. Ребенок кусает
сверстников, родители пострадавших требуют принять меры, воспитатели
разводят руками, а родителям «агрессора» остается только краснеть от стыда
либо действительно «принимать меры». Если ребенок кусается в детском
саду : советы психолога будут полезны как родителям, так и воспитателям.
Но, прежде чем давать рекомендации, необходимо разобраться в причинах
нежелательного поведения малыша.
Почему он кусает других детей?
малыш, таким образом, отвечает на нанесенную ему обиду (отняли
игрушку, толкнули, в силу раннего возраста он еще неспособен
разобраться в ситуации, и не может самостоятельно ее урегулировать,
удерживая под контролем сильные чувства;
ребенку нравится кусаться, так как, во-первых, это его действие вызывает
у окружающих яркую эмоциональную реакцию (так приятно обратить на
себя больше внимания, а во-вторых малыш не понимает, что делает
другому больно (опять же в силу возрастных особенностей);возможно, что домашнюю обстановку где растет ребенок, трудно назвать
благоприятной для его душевного равновесия (зависимое поведение
родственников, развод родителей, частые семейные конфликты, тогда
проявление агрессии это просьба о помощи;
не исключаются такие причины, как перенесенная болезнь, трудности в
преодолении возрастного кризиса, тяжелая адаптация к детскому
учреждению, нехватка активных игр и движения, особенности выражения
малышом собственных эмоций (он может кусаться, не только когда злится,
но и от радости);
Не стоит бить тревогу и бежать к психологу, если малыш кусается редко,
один или два прецедента не говорят о проблеме. Но, в случае неоднократных
жалоб воспитателей, что ребенок кусается в детском саду : советы психолога
будут ценной помощью родителям и, конечно же, самому ребенку.
Как же поступать?
Будет полезным понаблюдать за крохой в садике, как и когда у него
возникает побуждение укусить. На основе наблюдений делать выводы, и
Ребенок раздражается от избытка впечатлений или от усталости, или
наоборот, ему скучно и некуда девать избыток энергии. Персонал детского
сада в силах успокоить малыша, либо занять его чем-то интересным.
Ребенок оказался в конфликтной ситуации, справиться с которой он не в
силах, поэтому прибегает к помощи «главного оружия» — зубов. Задача
взрослых здесь, вовремя прийти на помощь, упокоить как обидчика, так и
обиженного. Укусившему малышу предложить пожалеть пострадавшего,
помочь загладить свою вину. Обязательно нужно разговаривать с ребенком,
говорить ему, что кусаться нельзя, показывать другие способы разрешения
Малыш тяжело привыкает к новой обстановке в детском саду, где много
детей и ему достается непривычно мало внимания. Задача родителей и
воспитателей сообща проявить больше чуткости, облегчив ребенку период
Ребенку нравится кусаться. Такое бывает. Если родители малыша вовремя не
дали ему понять, что кусаясь, он причиняет другим людям боль, то подобный
способ выражения сильных чувств мог закрепиться. Здесь, родителям нужно
обратить внимание на неверный подход к воспитанию крохи.
В переполненной группе детского сада воспитатели не смогут непрерывно
наблюдать за отдельными детишками. Возможно, благоприятным решением
в таком случае будет перевод малыша в другой сад, где мало детей и
практикуется индивидуальный подход.
Публикации по теме:
Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.
Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Что делать, если ребенок кусается?».
Консультация для родителей «Если ваш ребёнок кусается» Ваш ребёнок начал кусаться? Укусил вас, старшего брата, на него пожаловались в детском саду, что он укусил своего друга. Вы не знаете, что.
Советы психолога для родителей «Страх перед медицинскими процедурами» Советы психолога: Страх перед медицинскими процедурами. Знакомая картина: испуганные дети, которые стоят перед процедурным кабинетом. Малыш.
Советы родителям «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду» Родители всегда волнуются, как ребенок перенесет адаптацию в детском саду? Чтобы адаптация прошла в легкой форме, надо прислушиваться к.
Советы родителям «Как обрести друзей в детском саду» Когда ребенок первый раз приходит в детский сад чаще всего у него нет тех друзей, с которыми он бы играл, общался, дружил. Как быть? Ведь.
Советы родителям «О правилах безопасности наших детей. Чтобы ребенок не получил ожог» Уважаемые родители, во всех неприятностях, которые происходят с вашими детьми, всегда виноваты будут взрослые! Обязательно соблюдайте правила.
Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.
Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.
Источник: www.maam.ru
Ребёнок кусается в детском саду: советы психолога
Детский сад для ребенка – это первое серьезное испытание в жизни, первая ступень к взрослой жизни. Здесь он учится жить в коллективе, знакомится со сверстниками, познает навыки социального поведения. Однако есть дети, которым времяпровождение в детском саду дается с трудом. Одним из самых странных и обидных проявлений этого некомфортного поведения является привычка кусаться.
Кусачесть нередко начинает проявляться еще дома, а в условиях детского садика достигает своего «апогея». Так почему же ребенок проявляет столь «животный» тип агрессии? Что движет им? Может он таким образом пытается завоевать свое «место под солнцем» или же такая реакция может иметь скрытый подтекст. Попробуем разобраться вместе.
Содержание
Причины детской «кусачести»
Если привычка кусаться появляется до того, как ребенка отдают в детский сад, то это может говорить о неблагополучной обстановке в семье. Родителям следует присмотреться к себе и к тому, как они относятся к своему карапузу. В «тяжелой» семье ребенок постоянно подвергается стрессам, чувствует страх и даже ненависть.
Раннее детство вообще должно быть периодом положительных эмоций, ведь дети только начинают «присматриваться» к окружающей обстановке; самые первые впечатления – наиболее глубокие, чаще всего они остаются на всю жизнь и формируют личность человека. В некоторых религиях дети до года (или чуть больше) даже объявляются «безгрешными»; если исключить мистику, то в этом есть определенная доля правды.
И что происходит, если первыми впечатлениями маленького ребенка становятся злоба, агрессия, ругань и прочий негатив? Маленький человечек, естественно, пробует отвечать тем же. Вот так дети и начинают кусаться, а также драться и вообще набрасываться на людей.
Бывает, что внешне семья – вполне благополучная, даже любящая. Однако методы воспитания в ней специфические: ребенку постоянно все запрещают, часто наказывают за мелкие провинности и шалости (которых он порой сам еще не понимает и не осознает, за что именно его наказывают).
Такое отношение к себе малыш воспринимает точно так же, как и поведение окружающих в неблагополучной семье (в которой родители – алкоголики, наркоманы и т. д.), а иногда и сильнее, ведь он сталкивается с настоящим лицемерием – на словах родители как будто любят его, но на деле показывают обратное. Кусаться в такой обстановке ребенок начнет с не меньшей вероятностью.
Но бывают и «гиперактивные» дети, которых родители, наоборот, слишком сильно балуют. Очень маленький ребенок может кусаться, так сказать, инстинктивно, мать с отцом умиляются этому и позволяют ему кусаться дальше. Таким образом малыш выражает самые разные чувства, порой даже положительные, и со временем, если его не отучать, он не понимает, что укус – это больно. Неопытные родители, кстати, тоже могут не заметить, что у их ребеночка зубы уже окрепли и теперь укусить он может «по-настоящему». Подобный способ общения он переносит и в детский сад.
Более подробно о том как облегчить привыкание ребенка к детскому саду, можно узнать из нашей статьи: Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога
Обобщая причины детской «кусачести», можно выделить следующие:
- Тяжелая атмосфера в семье
- Реакция на боль или аллергические проявления
- Обида или злость на кого-то из домочадцев или детей в коллективе
- Много запретов
- Неумение выражать свои чувства другим способом
- Дурной пример сверстников
- Излишняя активность, гиперактивность детей.
Но ребенок может не «принести» в садик привычку кусаться из дома, а сформировать ее уже находясь в детском коллективе. В данном случае дело состоит в том, что дети очень быстро друг у друга учатся, как хорошему, так и плохому. И кусаться чадо начинает под воздействием влияния сверстников.
Почему ребенок кусается в детском саду
Итак, ребенок пошел в садик и по каким-то причинам начал кусаться там. Делает он это либо потому, что «вышел из себя», либо просто потому, что избалован и не считает подобное поведение дурным.
В первом случае воспитатель может легко отреагировать, пообщавшись с ребенком, утешив его или похвалив за что-то хорошее. Во втором случае бороться с вредной привычкой сложнее. Кроме того, если родители само не понимают того, что ребенок ведет себя неподобающим образом, да еще могут высказать свои претензии воспитателю – мол, наш ребенок самый хороший, самый лучший и т. д. и имеет право вести себя так, как ему захочется, то проблема усугубляется. Помимо перевоспитания ребенка, приходится вести воспитательные беседы и с родителями.
Если разъяснительная беседа с родителями ребенка не помогает, свое слово могут сказать родители остальных детей в группе. Для этого пишется коллективное обращение к руководству детского сада с просьбой об исключении кусающегося ребенка из учреждения. Конечно, для исключения хулигана родителям нужно быть настойчивыми, ведь не всегда заведующая прислушивается к их мнению, но защитить свои малышей все родители имеют полное право. В определенных случаях помогает обращение в прокуратуру и органы опеки.
Когда привычка перерастает в болезнь
Если своевременно не бороться с данной вредной привычкой, впоследствии она может перерасти в полноценную болезнь. Это происходит по мере взросления ребенка. Можно сказать, что при поступлении в школу, кусающийся ребенок уже является психически больным.
С одной стороны, к началу первого учебного года он должен уже многое понимать, однако повзрослевший «малыш» продолжает кусаться. С другой стороны, сама «привычка» с возрастом только развивается, и в первые учебные годы из «кусаки» получится ущербная личность с девиантным поведением.
В это время бороться с «кусачеством», неконтролируемой агрессией и всеми остальными «прелестями» должны уже врачи – психиатр, невролог, детский психолог, — но даже для специалистов справиться с болезнью – задача непростая.
Одна из причин развития детской жестокости – уверенность ребенка в том, что ему все будет сходить с рук, ведь до сих пор окружающие только умилялись его шалостям.
Более подробно о том какие еще бывают вредные привычки у детей и как от них отучать ребенка, можно узнать здесь: Беседа с детьми о вредных привычках
Что делать, если ребенок кусается: советы психолога
Из всего вышесказанного понятно, что начинать бороться с привычкой кусаться нужно как можно раньше. При этом в воспитательном процессе должна быть строгость, но не раздражительность или озлобленность.
Прежде всего нужно прекратить умиляться и улыбаться, увидев, что малыш пускает в ход зубки. Следует приложить ладонь к его рту, как бы закрывая его, и объяснить, что кусаться нельзя.
Не стоит воспитывать в ребенке безвольность. Однако необходимо его научить отвечать на обиду другими способами, в первую очередь речевым. В этом малышу должны помогать и родители, и воспитатели.
Хорошим методом развития речи являются ролевые игры. Научившись отвечать словами, ребенок вскоре откажется от привычки кусаться и драться. В ролевых играх воспитатель (или родители, другие взрослые) разыгрывает с ребенком сценки, в которых он должен ответить отказом. Например – «тебя обидели», «у тебя отобрали игрушку», «ты испугался».
Если ребенок кусается в садике по причине того, что он перенервничал, его следует отвести в спальню, дать успокоиться и поговорить с ним. Но нельзя силой «запирать» ребенка в комнате и изолировать от окружающих – он должен чувствовать, что ему хотят помочь.
Если малыш кусается оттого, что ему страшно или он не уверен в себе, его нужно подбодрить, похвалить (но в разумных пределах, конечно), показать, что ничего страшного не произойдёт и для этого совсем не нужно кусаться. Бояться и нервничать он начинает, например, при переходе в другой садик, при появлении новой воспитательницы. Ко всему этому родители должны быть подготовлены заранее и по каждому случаю беседовать со своими детьми.
Родители должны понимать, что укусы ребенка в детском саду могут обернуться серьезными проблемами. Были случаи, когда одному ребенку пришлось накладывать швы после того, как его покусал товарищ по группе.
Может оказаться, что ребенка побуждает нервничать и кусаться неспокойная обстановка в самом детском саду.
В первую очередь это справедливо для муниципальных учреждений; хотя есть немало частных садиков, работа в которых организована далеко не лучшим образом. Государственных и муниципальных садов постоянно недостаточно, группы переполнены, а новые воспитатели приходят нечасто – не устраивают условия работы и зарплата.
Всё это приводит к тому, что вместо надлежащего воспитания и надзора дети получают либо агрессивные, чуть ли не «лагерные» порядки, либо, наоборот, халатность и безразличие – они предоставлены сами себе.
Стоит присмотреться к учреждению, которое посещает ребенок, и при необходимости перевести его в другой садик. Однако нежелательно ругаться и воевать с персоналом и руководством злополучного детского сада, поскольку работники и так напряжены.
Вместо заключения
Родителям нужно присмотреться и к самим себе. Все ли они делают правильно, не испытывает ли малыш какого-либо дискомфорта.
Нужно помнить, что ребенок в первые годы жизни активно подражает взрослым, учится у них буквально всему на свете. И, воспринимая окружающее некритично, нормой поведения признает именно те действия, которые наблюдает в своей семье.
Если родители ругаются, то и ребенок начнет ругаться, думая, что это хорошо и правильно, и винить его за это нельзя. Естественно, и баловать малыша не нужно: необходимая строгость со стороны родителей развивает у ребенка строгость к самому себе.
Грамотный подход к воспитанию приведет к тому, что ребенок раньше становится «взрослым» и быстрее и лучше начинает понимать, что делать можно и чего нельзя.
Источник: childage.ru