Почему ребёнок не может научиться читать? Это вопрос волнует многих родителей. Свыше половины современных детей в начальной школе сталкиваются с проблемами при чтении. При этом 6-8% малышей имеют определённые нарушения.
Как правило, если ребёнок в 3-4 классе не может научиться нормально читать, глотает и путает буквы, теряется в строчках и повторяет прочитанные слова, то ему диагностируют дислексию. Это речевая патология, возникающая по ряду внутренних и внешних причин.
Причины развития дислексии
- врождённых патологий;
- тяжёлых родов, связанных с асфиксией, отслойкой плаценты;
- поражения центральной нервной системы;
- наследственного фактора;
- черепно-мозговых травм и сотрясений мозга;
- заторможенности ряда отделов головного мозга;
- перенесённых нейроинфекций.
В любом случае ребёнку с дислексией необходима профессиональная помощь. Дети, которые никак не могут научиться читать, должны пройти обследование у невролога, психиатра, логопеда, психолога и нейропсихолога. В первую очередь необходимо установить причину патологии у ребёнка, а также тип дислексии.
Ребенок не хочет читать. Что НЕ надо делать? Ошибки при обучении чтению.
Виды дислексии
- Фонематическая дислексия. Как правило, возникает у детей, которые только учатся читать. Ребёнку тяжело различить и правильно произнести написанные буквы. Поэтому он меняет их на другой или похожий звук. Фонематическая дислексия характеризуется:
- заменой букв на похожие звуки, например, «ж» на «ш», «б» на «п» и так далее;
- чтением не по слогам, а по отдельным буквам;
- пропуском или добавлением звуков.
- Семантическая дислексия. Ребёнку тяжело понять смысл прочитанного текста. Сначала патологию принимают за банальную невнимательность. Даже взрослые люди часто читают механически, отвлекаясь на собственные мысли. Однако при семантической дислексии ребёнку сложно понять смысл, даже сосредоточившись на тексте. Наблюдаются следующие отклонения:
- ребёнок воспринимает слова и фразы отдельно, не связывая их по смыслу;
- малышу очень сложно читать вслух, поэтому он произносит все слова по слогам;
- прочитанный текст интерпретируется неверно, ребёнку не удаётся пересказать прочитанное.
- Аграмматическая дислексия. По смыслу похожа на семантическую, но затруднено понимание не предложений и текстов, а словосочетаний. Ребенок читает и не может провести связей между словами. Характерны следующие проявления:
- малыш путается в окончаниях и падежах;
- ребёнок никак не согласует слова во фразах по числам, родам и падежам.
- Оптическая дислексия. У малыша никак не получается научиться читать не только вслух, но и глазами. Он визуально не различает буквы, которые похожи между собой, например, «П» и «Н», «Ы» и «Ь». Из-за этого дети с оптической дислексией могут путаться, неправильно читать слова и не понимать их смысла.
- Мнестическая дислексия. Наиболее распространённый тип патологии, из-за которого ребёнок никак не научится читать. С ней сталкивается большая часть детей. Ребёнок сразу не может запомнить соответствие между буквами и звуками. Обычно это проходит с возрастом. Однако, если ребёнок никак не научился читать через длительное время, то стоит обратиться за помощью к специалисту.
Диагностика
Перед постановкой диагноза необходимо обследовать ребёнка. В первую очередь оцениваются функции речи и когнитивные способности. Психологи также анализируют эмоциональное состояние малыша, которое может провоцировать речевую патологию. Собирается семейный анамнез.
В ходе обследования также оцениваются слух и зрение. Необходим осмотр у невролога, который подтвердит или опровергнет заболевания неврологического характера, из-за которых ребёнку никак не удаётся освоить чтение.
Методы коррекции
Почему ребёнка с дислексией сложно научить читать? Это связано с тем, что он плохо ориентируется не только в пространстве, но и в информационных потоках. Как правило, дислексия также сопровождается рассеянностью. Если родители вовремя обратят внимание на то, что ребёнок не может читать, проблему можно будет скорректировать.
Полностью избавиться от лёгкой дезориентации, конечно, не получится. Однако коррекция позволит ребёнку нормально читать, он научится понимать словосочетания и тексты.
Если ребёнок не может читать, то специалистами используется комплексная помощь. Она включает:
- занятия с педагогом. Они направлены на постепенное устранение дислексии. Сначала ребёнка учат понимать слова, потом фразы, предложения и целые тексты. Педагоги занимаются с малышом фонетикой, учат читать и писать, понимать разницу между звуками и буквами, различать графические образы букв, похожих по написанию;
- работу с психологом. Специалист оценивает прогресс ребёнка и его эмоциональное состояние. Многие дети закрываются, потому что не могут читать в отличие от своих сверстников. Очень важно, чтобы ребёнок поверил в свои силы;
- приём медикаментозных средств. Препараты прописываются детям, которые не читают из-за проблем работой центральной нервной системы
На сегодняшний день разработано множество методик, помогающих детям преодолеть дислексию и научиться читать. Важно правильно подобрать коррекционную программу. Если вы не знаете, почему ваш ребенок никак не освоит чтение, то доверьтесь опытным педагогам-логопедам центра «НЕАПЛ». Не воспринимайте дислексию, как приговор.
Множество детей добиваются успеха в жизни после грамотной коррекции. Например, Ганс Христиан Андерсен и Уинстон Черчилль были дислексиками. Не переживайте о том, что ребёнок не научится писать и читать. Квалифицированные педагоги обязательно помогут ему нормально развиваться.
Источник: neapl.ru
Как научить ребенка писать буквы
Родители начинают подготовку ребенка к школе задолго до того, как он отправится в первый класс. Многие считают, что с навыками чтения и письма чаду будет проще адаптироваться в новой среде, а успехи помогут ему быстрее найти свое место в коллективе.
Статьи по теме:
- Как научить ребенка писать буквы
- Как научить ребенка писать
- Как научить детей писать красиво
Инструкция
Начните с уроков рисования. Для начала ребенок должен научиться проводить прямые линии. Удостоверьтесь, что он понимает разницу между горизонтальными и вертикальными отрезками. Ввести эти понятия в оборот лучше всего на примерах: полоска как земля или как дерево. Затем подключите наклонные линии и полукруг.
Перед тем как приступить к обучению письму, ребенок должен знать буквы, иначе все эти закорючки будут для него бессмыслицей.
Комбинируйте простые элементы и геометрические фигуры. Не обязательно учиться писать буквы строго по алфавиту, начните с простых и удобных для рисования – «Т», «Г», «О», «С». Старайтесь, чтобы в течение одного непродолжительного занятия ребенок изучал одну-две буквы, желательно сопровождать урок пояснениями и стишками. Дети любят быть героями приключений, поэтому, когда поймете, что первый опыт удачен, напишите имя ребенка вместе.
Выясните, есть ли в районе школы раннего развития и курсы подготовки к школе. Изучите предлагаемую там программу и запишите ребенка на занятия. Не стоит думать, что, отдав сына или дочь на курсы, вы уклоняетесь от родительского долга учить и воспитывать. Дело в том, что в игровой форме дети воспринимают информацию не так, как под строгим взором матери и возгласами: «Вот, теперь сюда веди линию, старайся, давай еще раз!» К тому же работа в коллективе пробуждает в малышах азарт.
Установите на планшет обучающее приложение. Наряду с обычными азбуками и картинками можно найти такие, где необходимо пальчиком нарисовать буквы. В качестве подсказок служат звездочки или точки, которые нужно соединить. Ручкой или фломастером, конечно, писать сложнее, но яркая и доступная форма позволит ребенку понять, что каждая буква состоит из фрагментов, и с какой стороны удобнее начинать линию.
Проявляйте терпение. Освоение новых наук сродни приучению к горшку. Родители торопятся, хотят, чтобы процесс поскорее наладился, а стоит чуть ослабить давление – и все получается само собой.
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Как научить ребенка писать без ошибок
- Как научить детей писать прописные буквы
- Как писать письменные буквы
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Как научить ребенка буквам и цифрам
- Подготовка дошкольников к письму
- Как научить красиво писать
- Как научить ребенка правильно писать
- Как написать заглавную букву
- Как подготовить руку ребенка к письму
- Как подготовить руку ребенка к письму?
- Как готовить детскую руку к письму
- Как научить красиво писать первоклассника
- Как научить грамотно писать
- Как повысить грамотность ребенка
- Как научить ребенка красиво писать в 1 классе
- Как научить ребенка грамотно писать
- Как научиться писать каллиграфическим почерком
- Как научиться красиво писать буквы
- Как научить ребенка аккуратно писать
- Как бороться с дисграфией у ребенка
- Как правильно держать ручку
- Как держать ручку при письме
- Как исправить почерк ребенка
- Как научить ребенка держать ручку
- Как быть, когда ребенок пишет в отражение
Источник: www.kakprosto.ru
Учим ребенка правильно писать красиво и быстро
Понятие «письмо» включает в себя не только умение выводить буковки на бумажном листе. Очень важно писать грамотно, быстро и красивым почерком, чтобы и сам ребенок и все окружающие могли прочитать написанное. По поводу грамотности разговор отдельный. По сути, этим вопросом и будут заниматься школьные учителя.
Что же касается скорости и красоты, то тут без помощи родителей зачастую не обойтись. Даже самый хороший педагог не в силах отработать данные навыки со всеми учениками класса в рамках современной школьной программы. Так что решать задачу с вопросом: «Как научить ребенка писать красиво и быстро« придётся, в основном, мамам и папам.
Как подготовить ребенка учится писать
Для начала родителям надо запастись терпением. Без этого научить младшего школьника писать быстро и красиво точно не получится. Многократное переписывание одних и тех же строчек, вырванные страницы, крики и упрёки со стороны взрослых членов семьи приведут лишь к слезам и полной потере желания вообще что-то писать.
Родители должны понимать, что младшие школьники ещё не совсем готовы к статическим нагрузкам. Для них выполнение письменных заданий связано с большим эмоциональным и физическим напряжением. Так что создавать дополнительный дискомфорт не стоит. Поэтому на первый план выходит задача по созданию оптимальных условий для подобной работы.
Задуматься стоит и об инструменте, с помощью которого ребенок будет писать. Тут рекомендации достаточно просты:
- длина пишущего прибора – 150 мм;
- толщина (диаметр) – не тоньше 5 и не толще 7 мм;
- наличие резиновой накладки, чтобы не скользили пальцы (необязательно, но желательно).
Требования к рабочему месту стандартны: свободная от посторонних предметов и хорошо освещённая поверхность. Место для сидения – на усмотрение родителей. Тут главное, чтобы чаду было удобно. Единственный нюанс: высота стула/кресла должна быть такой, чтобы ребенок нормально мог положить руки на стол, а не тянулся или наклонялся к нему. Это и для письма хорошо, да и для осанки полезно.
На что ещё стоит обратить внимание, так это на правильное держание ручки. Данный вопрос достаточно сложен, поскольку многие родители и сами неправильно держат этот письменный прибор. На помощь папам и мамам тут придут специальные насадки с углублениями в нужных местах. Благодаря им ребенок привыкнет держать свой рабочий инструмент правильно.
Кстати, плюс данных приспособлений ещё и в том, что они бывают и для правшей, и для левшей. Ну а приобрести насадку можно в большинстве канцелярских магазинов.
Почему ребенок пишет медленно и как это исправить
Прежде чем приступить к занятиям по ускорению письма ребенка, нужно убедиться: а действительно ли он пишем медленно. Специалисты дают достаточно расплывчатое представление о нормальной скорости письма. Однако поскольку сравнивать не с чем, приходится опираться именно на эти данные. Считается, что младший школьник должен писать от 4 до 9 знаков в минуту.
Речь в данном случае идёт о семилетних детках. У ребенка шести лет показатели чуть ниже – 4-6 знаков за тот же период времени.
Так что если ребенок укладывается в данные нормативы, то беспокоиться особо не о чем. Конечно, при условии, что письменные задания ребенком выполняются относительно быстро, а не растягиваются на несколько часов. А вот отклонение от нормы в этом и тем более в старшем возрасте, разумеется, требует вмешательства.
Почему же ребенок может писать слишком медленно. Основных причин четыре, и каждая из них требует своего подхода для исправления ситуации.
Начать стоит с того, что возможно ребенок ещё не готов к освоению такого навыка как письмо. Чаще всего причина в плохом развитии моторики, пространственного восприятия и координации движений. В этом случае работать надо не над ускорением письма, а над устранением вышеуказанных причин. Помочь в этом могут специальные игры, а также упражнения на развитие моторики и координации.
Индивидуальные особенности. Есть дети просто медлительные от природы. Они медленно говорят, двигаются, одеваются и кушают. Вот с этим уже вряд ли что поделаешь. Надо просто смериться. Тут главное не путать медлительность и не сосредоточенность.
Если ребенок делает всё медленно, потому что отвлекается на телевизор или игрушки, то это другое дело. С этим можно и нужно работать, выполняя упражнения для развития концентрации.
Отсутствие автоматизма. Поначалу это наблюдается у всех детей, взявших в руки ручку. Они ещё не могут точно осознать движение, почувствовать расстояние, определить начальную точку движения. Со временем это проходит само собой и вмешательства родителей не требуется. Форсирование событий может привести к тому, что правильные движения так и не зафиксируются.
Ребенок, конечно, будет писать быстро, но при этом очень «коряво».
Элементарная усталость. Причиной медленного письма часто становится усталость ребенка. Маленький человечек ещё не готов часами сидеть за столом и писать буквы. При этом родители настаивают на продолжении занятий, что только усугубляет ситуацию. Опытные педагоги рекомендуют чередовать занятия с отдыхом.
Для первоклассников оптимальным считается продолжительность непрерывной работы не более 15 минут. Во 2-4 классах это время можно увеличить до получаса. Ну и, конечно же, очень желательно соблюдение распорядка дня.
Как можно заметить, формирования навыка быстрого письма не требует от родителей слишком больших усилий. Обычно скорость увеличивается сама собой с практикой. Главное в этом деле не форсировать ситуацию. А вот с красотой дело обстоит немного по-другому.
Как научить ребенка писать красивые прописные буквы
Выработка красивого почерка занимает достаточно много времени. Эта работа делится на несколько этапов. И начинать её надо ещё задолго до того, как ребенок пойдёт в школу. Итак.
Первый этап подготовки руки к письму – развитие мелкой моторики. Такие занятие полезны не только для умения в будущем красиво писать, но и влияют на умственное развитие в целом. Отлично справляются с задачей развития мелкой моторики многочисленные упражнения и игры.
Перебирание пуговичек и бусинок, работа с мелким конструктором, лепка, изготовление оригами – всё пойдёт на пользу. Очень полезным упражнением является комканье газетной страницы одной рукой с целью превратить её в подобие шарика. Детишкам такая забава почему-то нравится.
На втором этапе можно приступить к штрихованию и раскрашиванию. Для такой работы вполне подойдут обычные раскраски. Тут задача родителей проконтролировать, чтобы ребенок правильно держал карандаш и закрашивал пустые пространства ровно и аккуратно.
Прописи. С прописями можно начинать работать даже дошкольникам. Ведь на первом этапе там нужно будет рисовать всего лишь палочки и крючочки. Для этого знание букв совсем не обязательно. Если штрихи получаются неровными и некрасивыми, ребенка надо поправлять и просить переделать работу, но, ни в коем случае, не ругать его и не заставлять.
Кстати, с прописями можно продолжать работать и в более старшем возрасте. Такие упражнения весьма полезны для выработки хорошего почерка. Только в этом случае лучше купить пару подобных тетрадей: одну для школы и одну для самостоятельных работ.
Прописные буквы. Ребенка, который освоил кружочки, крючки и палочки следует переводить в режим написания букв. Простые литеры можно писать сразу. Сложные конструкции лучше разбить на элементы. Для начала работать лучше в тетради с косой линейкой и лишь потом переходить на широкую.
Ну, и наконец, работа с соединительными элементами. В данном случае ребенок уже должен будет писать не отдельные буквы, а их сочетания. Это особенно важно для слогов, состоящих из похожих прописных букв: ши, лм и т.д. Без освоения этих элементов даже красивый почерк будет казаться нечитабельным.
Постепенно движения руки по листу бумаги станут для ребенка привычными, т.е. он достигнет определённой степени автоматизма. И если ребенок выполнял всё правильно, то почерк у него обязательно будет красивым.
Важно ребенку красиво писать или нет
Быстрое и красивое письмо – это конечно хорошо. Особенно важен первый параметр. Скверно, если перейдя в среднюю школу, ученик не будет успевать записывать за учителем домашние задания или строчки диктанта. Хотя практика показывает, что к пятому классу все дети пишут примерно с одинаковой скоростью.
А вот с красотой – вопрос очень спорный. Что вообще означает фраза «красивый почерк»? У каждого понятия красоты разные. Кому-то нравятся круглые и большие буквы, кому-то остренькие и мелкие. На самом деле совершенно не важно, насколько красив у ребенка почерк. Важно другое: насколько он разборчив и понятен стороннему читателю.
Ведь будет очень обидно, если итоговые оценки ученика сильно занизят лишь из-за того, что преподаватели полюбовавшись почерком не поняли ничего из написанного. А такое бывает!
Видео «Как научить ребенка красиво писать и быстро»
Источник: bebiklad.ru