Почему если постановка других звуков часто происходит сама по себе, то именно с «Р» возникают проблемы? Когда отсутствие «рычащих» у ребенка норма, а когда стоит задуматься о поиске логопеда? Разбираемся вместе Юлией Брызгаловой , руководителем направления логопедии в онлайн-школе для детей Novator.
Когда отсутствие «Р» – это норма?
Если ребенок не выговаривает звук «Р» в два, три и даже четыре года, это вполне нормально и объяснимо. В первую очередь, малыш учится воспроизведению более легких звуков, артикуляцию которых легко увидеть у взрослых и повторить. Например, удивление с протяжной «О» или мамино «АМ», когда та протягивает ложку с супом, ребенок повторяет с легкостью, наращивая свой багаж знаний новыми гласными звуками: «У», «И», «Ы», «Э».
Согласные произнести сложнее, их в буквальном смысле не так хорошо видно со стороны, поэтому логопеды чаще всего называют их «поздними звуками». К таким звукам относятся такие согласные, как «Ш», «Щ», «З», «С», «Ч», и тот самый «Р».
Ребенок не выговаривает «Р». Автоматизация звука
В норме группа свистящих и шипящих звуков у ребенка формируется к 3,5-4 годам, а рычащий проявляется к 5 годам. Если звуки не появились раньше, значит артикуляционный аппарат ребенка еще формируется. В этот момент у малыша, например, происходит смена молочных зубов, что затрудняет произношение некоторых звуков, или есть остаточные явления сосательного рефлекса, который может напоминать о себе вплоть до 5-5,5 лет. Именно поэтому паниковать раньше времени не стоит.
Фото: Getty Images
Почему «Р» так сложно произнести ребенку?
Все дело в том, что произношение этого звука задействует сразу несколько процессов: работу уздечки, речевого выдоха и мышц языка. Часто бывает так, что в силу недостаточно развитого артикуляционного аппарата, один из этих пунктов нарушен, и звук не получается произнести корректно.
Например, уздечка короткая, и язык не может дотянуться до правильной позиции, либо поток воздушной струи слаб, что не позволяет воспроизвести звук с достаточной силой. При этом ребенок неосознанно пытается найти замену «Р»: заменить на «Л», «В», или попытаться «порычать» звук горлом.
Кстати, если у ребенка все-таки появилось горловое произношение (картавый «Р»), то исправлять его нужно как можно скорее. Это связано с тем, что чем дольше ребенок привыкает произносить звук при помощи горла, тем сложнее будет побороть эту привычку.
Чем грозят проблемы с речью?
Желательно посетить логопеда до того, как малыш пойдет в школу. Если небольшие проблемы с произношением имеются, то они могут сказаться на успеваемости ребенка чуть больше, чем это может показаться не первый взгляд.
Недостатки устной речи влияют на письменную, что, в свою очередь, сильно снижает успеваемость. Также трудности с произношением могут повлиять на отношения со сверстниками, что часто становится причиной глубоких переживаний малыша.
Отсутствие звука «Р» может быть сигналом и более серьезных проблем: аномалий языка, дизартрии (нарушении речи, вызванном органическим поражением нервной системы) и даже не очевидных сложностей со слухом.
Логопед. Постановка звука Р. Как научиться произносить звук Р.
Источник: dzen.ru
Ребенок не произносит «р» и «рь»: почему и как исправить
Ребёнок «картавит» — так родители зачастую жалуются на нарушение речи малыша, которое называется «ротацизм». Данное нарушение звукопроизношения у ребёнка трудно не заметить. Бывает, что ребёнку 3 года, а родители уже начинают бить тревогу по поводу нарушенного произношения звуков «р» и «рь». Давайте разбираться, когда нужно обратить внимание на «картавость» ребёнка и можно ли это исправить.
Красота по-мужски: как выбрать уход для тела и волос «современным викингам»?
Кто такой «современный викинг» и почему ему нужна «своя» косметика?
Почему ребёнок не может произнести звуки «р» и «рь»?
Ребёнок рождается с несовершенным артикуляционным аппаратом, и произношение некоторых звуков остается еще долго недоступным. Звук «р» считается трудным для произношения. Чтобы ребёнок стал произносить звук «р», необходимо «созревание» артикуляционного аппарата. Ребёнок должен достаточно натренировать речевой выдох и только тогда станет возможно произношение «р», а затем его мягкой пары «рь». Обычно данные звуки самостоятельно появляются у ребёнка к 5 годам.
Чаще всего родители обращают внимание на отсутствие или неправильное произношение звука «р» у ребёнка, хотя это нарушение может быть не единственным у малыша.
К сожалению «ротацизм» встречается не только у детей, но и у взрослых. Хочется понять, по каким причинам многим детям так трудно научиться произносить звуки «р» и «рь».
- Ребёнок часто болеет простудными заболеваниями, бронхитами, пневмониями, что ведет к нарушению дыхания, а значит, и нарушенному речевому выдоху.
- Развитие речи запаздывает, в силу чего все звуки появляются позже нормативных сроков.
- Внутриутробные инфекции, которые оказали неблагоприятное воздействие на развитие речевых зон в головном мозге у ребёнка.
- Ребёнок неправильно слышит звуки и поэтому не может их верно воспроизвести.
- В окружении ребёнка есть взрослые, которые страдают «ротацизмом».
- Короткая уздечка языка, которая не дает поднять ребёнку язык к верхним зубам.
- Слишком большой язык или, наоборот, слишком маленький.
- Дефекты прикуса, когда соотношение между верхней и нижней челюстью неправильное и другое.
Иногда причиной может быть маленький возраст ребёнка, когда артикуляционный аппарат еще не готов к произношению звуков «р» и «рь». Но обращать внимание на дефектное произношение необходимо. Ведь легче научиться произносить «р» и «рь» в младшем возрасте, а не в подростковом, когда неправильное произношение уже закрепилось в речи.
Упражнения, которые помогут ребёнку «зарычать»
Упражнения на развитие точных движений языка, развития подвижности губ и щек помогут малышу научиться произносить звуки «р» и «рь». Упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, каждый день, утром и вечером. Упражнения в игровой форме непременно заинтересуют ребёнка. Фантазируйте с вашим ребёнком, создавайте сюрпризный момент, «приглашайте» на занятие любимые игрушки малыша, поощряйте ребёнка за успехи сладкими призами или наклейками. Малыш полюбит гимнастику, ведь во время ее выполнения есть возможность поиграть с мамой и папой.
Упражнения с языком для правильного произношения звука «р» и «рь»
- Поднять язык к верхним зубам, при этом рот широко открыт. Водить кончиком языка из стороны в сторону.
- Улыбнуться и вновь поднять язык вверх и водить кончиком вперед и назад по верхнему небу.
- Открыть рот и широким языком облизать верхнюю губу, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
- Широким языком водить по верхней губе в быстром темпе. Вы должны услышать звуки «бл».
- Цокать языком, затем присосать его к верхнему небу и удерживать такое положение языка 5−7 секунд.
- Кончиком языка многократно стучать в верхние зубы и произносить звук «д».
Упражнения для выработки длительной и сильной воздушной струи
- Положить широкий язык на нижнюю губу и сдуть небольшой кусочек ваты с ладошки, произносить при этом звук «ф».
- Кончик языка поднять вверх, язык должен быть похож на «ковш», затем сдувать кусочек ватки с носа.
- Сделайте с малышом бумажные самолеты небольшого размера. С помощью ротового выдоха старайтесь сдуть их со стола.
- Положите карандаши на край стола и постарайтесь с помощью выдоха докатить их до другого края стола.
- Разойдитесь с ребёнком по разным концам комнаты, идите навстречу друг другу, при этом непрерывно произносите звук «ш».
Внимание! Никогда не говорите ребёнку, что вы учитесь произносить «р», так как ребёнок может начать пытаться произнести звук горлом, что намного труднее исправить. Говорите малышу, что вы учитесь «рычать», как тигр или лев.
Данные упражнения готовят артикуляционный аппарат к произношению «р» и «рь». Если вы регулярно занимаетесь несколько месяцев, а результатов нет, обратитесь за помощью к логопеду.
Скороговорки для развития речи, которые победят «ротацизм»
Скороговорки для развития речи помогут закрепить звуки «р» и «рь». Скороговорки необходимы для развития речи, они отлично развивают речевой слух, грамматический строй языка, обогащают словарь дошкольника. Скороговорки для развития речи являются незаменимым материалом улучшения дикции ребёнка. Когда ваш малыш без труда произносит «р» и «рь» в слогах и словах, можете приступать к закреплению звуков в скороговорках.
Скороговорки, содержащие звуки «р» и «рь»
- Три трубача трубят втихаря.
- Едут верхом за добрым медком три молодца: Прохор, Петр и Пахом.
- У солдата шинель коротковата,
- Шинель коротковата у солдата.
- Рыбку поймали, Роме отдали.
- Рыбку поели и снова захотели.
- Сорок три трещетки трещат, как балаболки.
- На поле под горкой
- Сидят Петр с Миколкой,
- Сырок поели и квасу захотели.
- Ворона каркает с утра:
- «Какая холодная весна!».
- Ворона, не каркай в окно,
- Скоро солнышко взойдет.
- Дрова рубить решили вместе
- Иван, Артемий, Петр и Сеня.
- Нарубили дров не мало,
- Отработали без обмана.
- Я лошадку причешу гребешком и щеткой,
- Прокатиться я хочу вечером верхом.
- Мягкошерстная шиншилла
- Шубки сшить решила,
- Шубки сшить решила
- Мягкошерстная шиншилла.
- Ежонок, четверо мышат
- В плаванье отправились,
- Нашли шаланду в камышах,
- Этим и прославились.
- В Архангельске живут Архангелогородцы и Архангелогородки,
- А в Костроме Костромчане.
Занимайтесь чаще, проговаривайте скороговорки дома на прогулке, и ребёнок быстро их запомнит. Совместные занятия детей и родителей приносят радость и пользу всем членам семьи. Проявите терпение к ребёнку, и ваши усилия помогут справиться с трудным звуком
Источник: medaboutme.ru
Ребенок не выговаривает букву «Р»
Если вы услышали, что ваш ребенок не может правильно произносить букву «р», точнее не может воспроизвести сам звук – не торопитесь переживать и пугать ребенка чрезмерными просьбами порычать, в надежде на то, что ситуация измениться. Очень не многие детки начинают разговаривать сразу внятно и понятно, не испытывая затруднений в произношении.
Для начала разберемся с тем, сколько вашему ребенку лет. Уже с первого года своей жизни детки начинают пытаться разговаривать, конечно, это сложно назвать речью, скорее это набор звуков или обрывки слов, но уже тогда родители могут различить некоторые нарушения речи. Не спешите прибегать к радикальным мерам. Если вашему малышу до 5 лет, то все незначительные фонетические трудности считаются абсолютно нормальными (обратите внимание что именно незначительные трудности остаются в рамках нормальности, если ребенок молчит или не может переносить свои мысли на слова, тогда нужна квалифицированная помощь доктора!). До этого возраста ребенок должен сам стараться справиться со сложными звуками, а вот если к началу 6 года никаких изменений не произошло, тогда стоит ребенка немного подтолкнуть в правильном направлении и помочь ему.
Основной причиной того, почему дети не произносят букву «Р» является физиологические недостатки. Например, неправильная форма кончика языка (очень редкое явление), слишком короткая уздечка маленького язычка, плохо развитые ротовые мышцы или неправильный прикус.
Если вы нашли у малыша любой из этих недостатков обратитесь к стоматологу и логопеду, все это можно и обязательно нужно исправить. К сожалению, все проблемы (кроме неправильного положения зубов, то есть прикуса) решаются с помощью хирургического вмешательства, операции не сложные, но часто дорогостоящие. Обычно после операции дети практически сразу самостоятельно начинают выговаривать все звуки правильно (включая и сложный звук «р») и необходимость в каких-либо курсах по развитию правильной речи отпадает сама собой. Но следует помнить, что несвоевременное устранение таких физиологических особенностей может привести к картавости и другим дефектам речи в зрелом возрасте.
Если вы слышите, что ребенок произносит «французскую» или «гортанную «р»» (это больше похоже на хрип), то можно предположить что у ребенка проблемы с носоглоткой и в этом случает обязательно нужно обратиться к специалистам.
В случае если логопед не выявил никаких физиологических нарушений (это значит, что не требуются ни скобы, пластинки на зубы, не требуется подрезать ничего в ротовой полости, и не назначены никакие другие операции), а ребенок по-прежнему не выговаривает этот звук, следует прибегнуть к помощи простых, но эффективных упражнений.
Если вы хотите самостоятельно научить ребенка произносить звуки, то начните с себя. Старайтесь разговаривать четко и внятно, не глотайте окончания в словах и используйте больше проблемных для ребенка слов, например, трактор, корректор, пекарь, снегири и так далее. Детки очень хорошо запоминают «на слух», а ваше правильное произношение поможет им.
Упражнения, для правильного произношения буквы «Р»
1. Перейдем к практическим упражнениям. Купите ребенку машинку (трактор, экскаватор) или детский трехколесный мотоцикл и играйтесь с ним, издавая характерные звуки заведенного мотора. Кроме этого в игру можно пустить лошадок (так же предварительно купленных или нарисованных, без примера предмета ребенку просто будет не интересно выполнять упражнения), вместе с малышом издавайте звуки цокающей по гладкой поверхности лошади.
2. Для ребенка можно установить правило «перед едой чистить зубки языком». Все очень просто, попросите малыша открыть ротик и кончиком языка «протереть» внутреннюю сторону каждого зубика. Внимательно следите за тем, чтобы малыш не двигал нижней челюстью, иначе эффекта от упражнения не будет.
3. Показывайте друг другу язычки. Это тоже своего рода упражнения, просто садитесь с малышом и соревнуйтесь в высовывании языка. Если вы пообещаете ребенку сладкий приз после игры, то стараться он будет в два раза лучше. После упражнения обязательно погорите с ребенком на тему того, что играть в «язычки» он может только дома, потому что дразнить людей, показывая им язык, не красиво.
4. Все вышеперечисленные упражнения нужно выполнять регулярно до тех пор, пока речь ребенка не нормализуется, но кроме этого, доктора советуют тренироваться и на других не менее сложных для ребенка звуках (даже если с ними у малыша проблем нет), например, длительные «д» или «з». В комплексе с другими звуками ребенку будет легче выговорить сложную букву «р», а после первых успехов в произношении нужно начинать фонетические тренировки с помощью песенок и стихов.
5. До начала тренировки ребенку нужно показать правильную артикуляцию: попросите малыша поставить кончик языка у бугорков за зубками, боковые края нужно прижать к зубам и создавать вибрации с помощью напора выдыхаемого ребенком воздуха. В таком положении нужно повторять рифмующиеся строчки:
Ра-Ра-Ра, Катюше спать давно пора;
Ро-Ро-Ро, на полу лежит ведро;
Ры-Ры-Ры, вокруг летают комары;
Ри-Ри-Ри, прилетели снегири;
Ор-Ор-Ор, мы быстро подмели весь двор;
Арь-Арь-Арь, на столбе горит фонарь.
6. После того как малыш закончит выполнять это упражнение, перейдите к следующему (предварительно, конечно, дайте малышу попить водички и немного передохнуть).
7. Это занятие базируется на частой тренировке кончика язычка с помощью быстрого повторения одного и того же звука. Для такого урока лучше выбрать буквы «т», «ж» и «д». В течении нескольких минут малыш должен произносить одну и ту же букву (например, т,т,т,т,т), после этого пусть старается произносить скороговорки, которые содержать в себе тяжелые для произношения звуки, что-то вроде этой – Как под горкой на пригорке жили 33 Егорки.
Все упражнения должны давать результат уже после полугода тренировок. Конечно, кроме самострельного лечения, неплохо было бы обращаться иногда и к врачу, пусть лучше квалифицированный доктор следит за процессом выздоровления. Если проблемой заниматься, то она обязательно исчезнет и малыш перестанет испытывать трудности в произношении буквы «Р».
7 комментариев
Наталья Кочеткова :
Спасибо за полезные упражнения.
Я логопед. Спасибо за идеи, но хочется уточнить некоторые не совсем верные моменты:
1) Прежде всего, название статьи не корректное. «Букву» выговаривать или не выговаривать нельзя, ее можно только видеть или писать. А произнести и услышать можно только звук. Так что речь идет о звуке «Р» (а заодно и «Рь»).
2) Не нужно идти «к доктору», речь не идет о болезни и «процессе выздоровления». Обратитесь к логопеду! Да, логопед сидит и в поликлинике, тогда он доктор. Но чаще всего логопед — это педагог. Обратитесь за консультацией и, если нужно, организуйте для своего ребенка занятия с помощью логопеда или займитесь сами.
3) Вариантами неверного произнесения звуков могут быть не только искажения (например, гортанное «Р» , как написано в статье), но и замены (вместо «Р» ребенок говорит «Л» или «Й») или пропуски звуков (вместо «дырка» говоря «дыка»).
4) Автор статьи пишет «Если вы слышите, что ребенок произносит «французскую» или «гортанную «р», то можно предположить что у ребенка проблемы с носоглоткой» — может быть, но чаще всего это не связано.
5) Причины неверного произнесения звуков разнообразны: это не только физиологические особенности строения языка, зубов, но и другие. Причем, на самом деле очень редко, когда реально понадобятся хирургические вмешательства, например, подрезание уздечки языка, так как все логопеды знают: при помощи специальных упражнений подъязычная уздечка растягивается!
6) Если Вы показали своему ребенку перед зеркалом, как Вы произносите какой-либо звук, а у ребенка по подражанию не получилось его повторить, то использовать трудные слова или скороговорки нельзя — так Вы только закрепите неправильное произнесение!
7) До начала тренировки, действительно, ребенку нужно показать правильную артикуляцию. Однако, в таком положении ни в коем случае не нужно повторять рифмующиеся строчки.
Потому что основной логопедический принцип таков: подготовительный этап (привитие интереса ребенка к занятиям, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, иногда логопедический массаж), потом артикуляционные упражнения, потом вызывание изолированного звука, например, «Ррррр», потом тренировка «Порычи, как тигр, как трактор», потом длительная тренировка звука в слогах Ар, Ор, Ур, Ыр, Эр, Ра, Ро, РУ, Ры, Рэ, потом в простых словах типа «Пар», «Рак» и в слогах со стечением: «Кра», «Тра» и т.д. Только потом в предлагаемых автором статьи словосочетаниях. Тренировать можно только уже верно произносимый звук! И потом еще ведется работа по дифференциации звуков «Р» и «Л», так как ребенок начинает их путать. И только потом от ребенка можно требовать, чтобы он произносил данный звук в собственной речи, например, когда говорит «пРивет».
8) Если Вы решили заниматься сами, то сначала начинайте делать с ребенком артикуляционную гимнастику: упражнения для губ, щек, языка. Хорошо использовать для этого книжки с картинками типа «Тру-ля-ля для язычка». Полезно также делать с ребенком пальчиковую гимнастику, так как развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием артикуляционной.
9) Среди этих упражнений выделяются упражнения для разных групп сложных звуков: для «Р» и «Рь», для «Л» и «Ль», для свистящих «С», «Сь», «З», Зь» и «Ц» и для шипящих «Ш», «Щ», «Ж» и «Ч». Выберете те, которые нужны вашему ребенку. Заниматься постановкой всех звуков одновременно неправильно.
10) Для постановки звуков «Р» и «Рь» подходят упражнения «поцокай, как лошадка», «Красим языком нёбо», «Чистим зубки языком» — только не каждый зубик, а верхние зубки с внутренней стороны — все те упражнения, которые способствуют поднятию языка вверх и приклеиванию его к небу за верхними зубками.
11) Упражнение по частому произнесению «д-д-д-д», «з-з-з-з» или «ж-ж-ж-ж» хорошее, но никакой даже взрослый не согласится произносить это несколько минут.
12) Можно попробовать «завести мотор» — помочь ребенку почувствовать вибрацию кончика языка: попросите его произносить «д-д-д-д», при этом рот ребенка должен быть чуть приоткрыт, губы в улыбке, язык широкий. Под язык поместите чистый указательный палец ребенка или палочку с шариком на конце (у логопедов есть такой специальный шариковый зонд) и двигайте из стороны в сторону.
Иногда у ребенка может получаться звук «Др». И это то, что нужно. Дальше закрепление «Др-р-р», которое постепенно перейдет в «Р». А потом по схеме: звук — слоги — слова — фразы — тексты — собственная речь.
И напоследок: у обычного ребенка 4 — 6 лет этап постановки звука «Р» на занятиях у хорошего логопеда занимает около 3 недель (при выполнении рекомендаций родителями дома), а дальше этап автоматизации, то есть введение звука в слоги, слова, фразы и т.д.
Занимайтесь, пробуйте. Удачи всем мамам и папам!
Благодарим вас за профессиональную оценку и полезные советы. Рекомендации настоящих специалистов очень ценны, как для нас, так и для посетителей нашего сайта.
Попробуйте 2 слова мне по могло до 7 класса не мог.ТЫ НЕ ФЫКОЛЬПНЕШЬ Я ФЫКОЛЬПНУ
Причём тут фыкольнешь? Тут реч идёт о произношении, о правильном произношении звука «Р»
Я считаю, что если в течении месяца логопед пе смог поставить вашему ребенку легкие звуки ш, например. То Р ставить нужно уже у друголо логопера.
Мне 36 лет я не могу выговаривать букву р, как мне быть?
Прокомментировать
Меню
- 1. Воспитание
- 2. Гороскоп
- 3. Здоровье
- 4. Игры
- 5. Развивающие занятия
- 6. Песни
- 7. Поделки
- 8. Полезные таблицы
- 9. Праздники
- 10. Прически (Видео)
- 11. Рацион питания
- 12. Сказки
- 13. Стихи
- 14. Танцы (Видео)
- 15. Тесты
- 16. Учимся рисовать
- 17. Школа
Популярные записи
- Полезная таблица: «Рост и вес от 0 до 17 лет»
- Полезная таблица: «Мальчик или девочка»
- Какие продукты крепят, какие слабят?
- Словарные слова 1-4 класс
- Буквы в картинках (А, Б, В, Г, Д, Е. )
- Занятия для детей 3 — 4 лет
- Графические диктанты
- Ребусы детям в картинках
- Лабиринты для детей
- Фанты для детей
Источник: bebiklad.ru