Данная статья представляет описание практического опыта работы московского специалиста, учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе и совершенно новые знания, которые определяют уникальность совершенно новой диагностики и эффективность курсов коррекции! Хотите узнать новое, тогда смело погружайтесь в мир новых знаний от учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе!
Есть правила чтения и письма, которые обеспечивают эффективность и лёгкость техники исполнения столь сложных в координации навыков – глазки и рука по листу бумаги должны двигаться слева направо и сверху вниз, имея в своём исполнении чёткую способность вовремя остановится и переключиться.
Благодаря активной диагностике причин трудностей с обучением у детей с сохранным интеллектом, которые в обычной жизни демонстрируют незаурядные качества своего ума, могу смело сообщить широкой общественности о своём открытии.
Да, именно открытие, потому что уже нет никаких сомнений, и на практике коррекционной помощи определилась ясность понимания причин трудностей в чтении и письме. Данное открытие уже имеет устойчивую доказательную базу в своих результатах коррекции.
Суть открытия учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе в том, что истинной причиной трудностей в чтении и письме у современных детей является неправильно сформированная нейродинамика в чтении и письме.
Актуальность данного открытия состоит в следующем. Дети, имеющие устойчивые нарушения чтения и письма, которые у них могут сохраняться на протяжении нескольких лет обучения, часто получают направление на ПМПК с целью обеспечения им обучения по адаптированным программам (вариант 5.1, вариант 5.2). Но это крайне несправедливо к детям, у которых трудности в чтении и письме возникли по причине неправильно сформированной нейродинамики. По этой причине таким детям нужна совершенно другая коррекционная помощь, так как нарушений устной речи у них нет.
Более того, это чаще всего дети с языковой одаренностью. Но для линейных языков, которыми является русский, английский, немецкий, французский и другие, требуется определенным образом сформированная нейродинамика в работе мозга. Если у ребёнка нет правильно сформированной нейродинамики, то он и не имеет возможности проявить свои высокие речевые способности не только в русском, но и английском, немецком и других языках.
Рассмотрим какие трудности провоцирует неправильно сформированная нейродинамика в чтении и письме. Итак, что отмечают мамы у своих детей:
— плохо читает, низкая скорость чтения;
— читает слова и даже предложения справа налево, а некоторые цифры и буквы пишет устойчиво снизу вверх;
— в рисовании также линии идут с точностью до наоборот: снизу вверх и справа налево;
— часто совершает ошибки, пропускает буквы;
— переставляет буквы и слоги местами в чтении и при письме;
— не успевает за темпом чтения и письма в классе;
— очень низкие темпы улучшения техники чтения, на скорость вообще читать не может; нет понимания прочитанного!
— как только надо читать, сразу жалобы на головную боль;
— очень раздражен и говорит на повышенных тонах и т.д.
Из наблюдений в ходе процедуры диагностики и сообщений мам хочу отметить, что чтение вслух при неправильно сформированной нейродинамике становится практически невозможным или реально болезненным процессом для ребёнка. И здесь ещё считаю нужным сообщить важную информацию, которую сообщают мне мамы данной категории детей, что занятия с такими детьми по скорочтению не только не полезны для ребёнка, но крайне разрушительно действуют на психику ребёнка, вызывая у него невроз, депрессию или агрессивное поведение.
А теперь о самой нейродинамике
Есть правила чтения и письма, которые обеспечивают эффективность и лёгкость техники исполнения столь сложных в координации этих навыков – глазки и рука по листу бумаги должны двигаться слева направо и сверху вниз, имея в своём исполнении чёткую способность вовремя остановится и переключиться. Именно такая нейродинамика в работе мозга задаёт комфортную нейронную связь «глаза – рука — мозг».
Нейродинамика нарушена тогда, когда мозг хочет двигаться в обратном направлении: справа налево и снизу вверх.
Нарушение в нейродинамике очень легко увидеть даже маме!
Такой ребёнок часто может начинать читать слово или даже текст справа налево. При неправильной нейродинамике в работе мозга при чтении активно переставляются буквы в словах и даже слова в предложении, потому что мозг совершенно не может удержать порядок движения глаз и руки слева направо и сверху вниз – ведь ему удобнее двигаться с точностью до наоборот, вот буквы и пляшут.
А на письме ребёнок пишет цифры и некоторые буквы зеркально или ведя линию при написании знаков чётко снизу вверх и справа налево. В таком состоянии мозг затрачивает колоссальные усилия на борьбу за направление движения, что и снижает скорость чтения и более того, у ребёнка совсем не остается ресурсов на понимание и анализ прочитанного.
Сформировав правильную нейродинамику чтения, мы снимаем моторные трудности в чтении и сразу сами дети и их родители отмечают, что чтение стало намного легче и читать стало интереснее, а самое главное — ребёнок стал понимать о чём читает в самом процессе чтения.
Вот такое очень важное открытие позволила сделать мне моя авторская диагностика причин трудностей в обучении и вдумчивое отношение к проблемам современных детей. Именно такое понимание проблемы и позволяет мне оказывать эффективную помощь своим ученикам и открывать им радость чтения вслух и письма!
Смотрите видеоотзывы моих учеников и их родителей на канале YouTube Татьяны Гогуадзе и выбирайте правильное решение для своего ребёнка!
Источник: dzen.ru
Дисграфия у детей: причины, симптомы и методы лечения
Дисграфию называют специфическим расстройством обучения с нарушением письменной речи. Эта проблема может проявляться сама по себе, а может также наблюдаться вместе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Виды дисграфии у детей
У большинства детей может быть сразу несколько типов дисграфии. Вот основные:
1. Моторная дисграфия
При этом типе расстройства почерк часто неразборчив, так как ребенок не может правильно держать карандаш.
2. Дисграфия-дислексия
Дети с дисграфией дислексии часто способны хорошо переписывать текст, однако их спонтанное письмо довольно неразборчиво, а орфография не идеальна.
3. Лексическая дисграфия
Этот тип довольно редко встречается у детей и наблюдается, когда ребенок может писать, но в большей степени следует стандартным шаблонам «звук-буква».
4. Пространственная дисграфия
Если ребенок не понимает понятия пространства и ему трудно писать на линиях и соблюдать интервалы между словами, говорят, что у него пространственная дисграфия. При этом спонтанное или скопированное письмо неразборчивы, однако орфография не хромает.
5. Фонологическая дислексия
Фонологическая дисграфия — это неспособность произносить незнакомые и фонетически неправильные слова. Дети с этим типом дисграфии не способны запоминать фонемы и правильно использовать их в письменной речи.
Причины детской дисграфии
Важно понять, что вызывает дисграфию у ребенка, чтобы можно было оказать ему эффективную помощь. Вот некоторые причины детской дисграфии:
- недоразвитая мелкая моторика;
- неспособность правильно визуально обрабатывать буквы и слова;
- повреждение мозга;
- множество мысленных образов;
- неправильное обучение.
Признаки дисграфии у детей
Вот наиболее важные симптомы дисграфии:
- неспособность изложить свои мысли на бумаге;
- неаккуратный и неразборчивый почерк;
- неумелый и жесткий захват карандаша и неудобное положение тела;
- проблемы с соблюдением интервалов между словами и формами букв;
- проблемы при попытке написать слова слева направо;
- сложности в соблюдении границ при письме;
- проблемы с другими мелкими двигательными навыками, такими как владение вилкой, завязывание шнурков или застегивание пуговиц;
- неспособность правильно писать;
- спонтанное смешивание прописных и строчных букв;
- неумение правильно держать карандаш или пользоваться ножницами;
- отказ от письма;
- написание исключительно неполных предложений.
Когда можно заметить симптомы дисграфии?
Поскольку дисграфия связана с неспособностью правильно писать, большинство родителей и учителей могут заметить первые признаки лишь в школе.
Хотя все дети поначалу испытывают сложности с письмом, однако через время процесс налаживается. Если ребенок по-прежнему не может привыкнуть к письму и проявляет вышеуказанные симптомы дольше, чем требуется, это может быть сигналом о наличии расстройства.
Как определить дисграфию?
Для диагностики дисграфии может потребоваться консультация психолога или невролога. Врач распросит об истории рождения ребенка, вехах его развития, а также попросит посмотреть на его почерк.
Для определения дисграфии также используются различные тесты, которые направлены на оценку мелкой моторики, интеллекта, академических знаний.
Буквообразование и другие виды моторной дисграфии могут быть диагностированы в возрасте шести лет, но, как правило, это все же происходит не раньше девяти лет — «тест на письменность» может выполняться только детьми, которые уже привыкли к сложным формам письма.
Лечение дисграфии у детей
Лечение зависит от ребенка, а также от наличия других проблем с обучением или со здоровьем.
Не существует специальных упражнений для избавления от дисграфии, однако есть определенные методы обучения, которые могут помочь.
Поскольку многие дети с дисграфией также имеют дислексию, им, возможно, придется работать над базовыми навыками чтения, такими как декодирование. Это особенно важно для того, чтобы помочь детям с правописанием. Для этого им нужно будет хорошо объяснить слоговые паттерны, отношения между буквами и звуками, а также отношения между значениями и группировками букв.
Специально для тех, кто испытывает сложности с двигательными навыками, необходимыми для письма, разработан ряд упражнений, помогающих разработать силу руки и мелкую моторику, правильно держать карандаш или ручку, а также выбирать удобную позу.
Чтобы помочь детям с другими проблемами, связанными с письмом, используется образовательная терапия: дети учатся обходить слабые места за счет письма, ставить разумные и достижимые цели, а также отслеживать прогресс с помощью визуальных инструментов.
Развивающая терапия для детей с дисграфией
Что могут сделать родители, чтобы улучшить почерк и другие проблемы с письмом у ребенка?
Попробуйте заменить линованную бумагу графической так, чтобы у каждой буквы было свое собственное пространство. Она также очень удобна для того, чтобы научить ребенка оставлять один пустой отсек между словами.
Дети с дисграфией от природы не могут легко держать ручку или карандаш, поэтому, если вы дадите им что-то тонкое для работы, это побудит их использовать легкий захват. Предложите ребенку перо и чернила, чтобы сделать процесс более увлекательным, или попросите писать мелом на доске.
Есть даже ручки, разработанные специально для детей с дисграфией — они имеют удобный захват.
Детям с дисграфией гораздо легче печатать на машинке, чем писать. Такая форма обучения снимет стресс и позволит ребенку гораздо лучше выражать мысли в письменной форме
- Научите развивать мышечную память
Дети с дисграфией могут испытывать сложности с мелкой моторикой. Чтобы решить эту проблему, предложите использовать на обед вместо вилки палочку для еды и захватить ее тремя пальцами, используемыми для письма.
Превратите процесс в игру, а затем наградите ребенка за старания.
- Придумайте мультисенсорные упражнения
Пусть ребенок поиграет в песке или краске и попросите его сформировать слова с помощью пальцев. Тактильные ощущения помогут сформировать лучшее понимание букв.
Предложите ребенку сначала произнести слово вслух, а затем записать его. Это поможет ему сосредоточиться и отслеживать свои усилия, поскольку он задействует различные части мозга.
Детям с хорошими устными навыками можно дать диктофон и предложить сначала записать свои мысли, а затем написать их во время прослушивания. Это облегчит задачу, поскольку ребенку не нужно будет сосредотачиваться на формировании предложений или грамматике, и он сможет полностью сконцентрироваться на словообразовании.
- Купите шаблоны для написания букв
Распространенная проблема, с которой сталкиваются дети с дисграфией, — это писать слова снизу вверх. Научите ребенка последовательно формировать буквы сверху, а не снизу.
Буквы не обязательно должны быть идеальными, но они должны быть последовательными.
Когда следует обратиться к врачу?
Если малыш старается изо всех сил, но все еще не может освоить письмо и испытывает беспокойство при любом упоминании о том, что придется писать, следует проконсультироваться со специалистом.
Не бойтесь обращаться за помощью, если ваши попытки помочь дома не увенчаются успехом, потому что будущее вашего ребенка зависит от того, сможет ли он быть уверен в своих силах. Вместе вы сможете преодолеть эту проблему.
На платформе Vikids вы можете:
Источник: www.vikids.ru
Консультация педагога-психолога «Почему дети пишут цифры и буквы неправильно»
Уважаемые родители, педагоги, сегодня мы поговорим с Вами о вопросе, который часто возникает в процессе занятий. А именно, то, что дети часто пишут буквы и цифры в другую, «неправильную» сторону и выполняет задания с любого места, как захочется
Дайте ребенку для копирования любую детскую пропись — лучше разворот двух страниц прописи для дошкольников. И, понаблюдайте, ребенок начинает выполнять задания с любого места, как захочется, или идет с правой страницы, сверху вниз, просто игнорируя левую страницу, или начинает с правой страницы внизу и идет к левой вверх.
Можно проверить и таким образом — разложите перед ним картинки в три ряда и попросите назвать все, что видит. Понаблюдайте — будет ли он называть их слева направо и сверху вниз? Или начнет с нижних карточек? Кроме того, в школе у ребенка будут трудности соединения букв, лучше сразу учить правильному написанию.
Как правило, подобные предпочтения в решении пространственных задач говорят о несформированности мозговой асимметрии, нарушена стратегия восприятия, что в пять, шесть лет вполне адекватно, т. е. мозг ребенка находится в процессе созревания, и в школу, идти пока рано. (если эти трудности сохраняются, есть вероятность развития дислексии, дисграфии, в основе которой лежит: недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (т. е представлений о форме, величине предметов, и об их расположе -нии в пространстве по отношению к себе и друг к другу; недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза; недостаточная сформированность буквенного гнозиса).
Тренировать навык «слева направо, сверху вниз» начинать необходимо, если ребенок к этому готов, и только иногда путается.
Обращайте внимание на то, как пишут дети цифры и буквы, отображают ли они их правильно, нет ли зеркального написания букв и цифр. Зеркальное письмо может быть связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку.
Причиной может являться не сформированная до конца способность зрительно проанализировать образ буквы и перенести его на лист. Также бывает, что ребёнок не успевает усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которые пишут правой.
Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх. Часто ошибаются в написании букв и дети-левши.
Важно! Используйте чудо-тетрадки в клеточку(НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕТРАДИ В ЛИНЕЙКУ) для написания цифр. Ребенок должен научиться пользоваться клеточками. Требуется соблюдение орфографического режима!
Зеркальное письмо букв и цифр не является нарушением развития, если ребенку 5-6 лет. И легче всего будет решаться именно в дошкольном возрасте, потому что в этот период у ребёнка ещё не сформировались окончательно устойчивые нарушения письма, то к 7-8 годам (к началу обучения в первом классе) явление зеркального письма у ребёнка пройдёт.
Прежде чем проводить работу по различению правильного написания нужно помочь развить у ребенка ориентировку:
• на себе (Какая у тебя правая рука? А какая левая? Затем ориентироваться в собственном теле, находить правый глаз, левую ногу, правое ухо, щеку и т. д)
• в пространстве (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно, шкаф? Почему ты так считаешь). Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг другу.
• и на листе бумаги. (Графические диктанты)
Дети должны четко усвоить понятия вверх, вниз, право, лево
Для предупреждения «зеркального» письма, родители могут сами провести с ребё нком дома занятия:
• воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
• сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
• обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
• написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево).
• лепка букв и цифр из пластилина
• выкладывание букв и цифр из счётных палочек
• развитие мелкой моторики рук с использованием массажа
• игры с пальчиками,
• работы с ножницами и пластилином
• развитие тактильных ощущений (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
• моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.
• определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).
• конструирование букв из элементов : овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
• копирование с образца, так как дети совершают тогда гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти.
Усвоение правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности.
Однако многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы : А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной.
Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.
Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.
Публикации по теме:
Красивые объёмные цифры и буквы Как сделать красивые объемные буквы/цифры своими руками? Нам необходимо: — гофрированная бумага разных цветов; — картон; — ножницы;.
Игровой макет «Зимняя сказка» в кабинете педагога-психолога ДОУ Зима для детей — одно из самых любимых времен года. Связано это и с зимними забавами ребят на улице, и с волшебным Новогодним праздником.
Консультация для родителей «Почему дети хотят иметь собаку» Уважаемые коллеги! Наверняка каждый из вас, воспитывая своих детей, сталкивался с острой необходимостью заведения домашнего питомца. Желание.
Консультация для родителей «Почему дети нас не слышат?» А приходилось ли вам сталкиваться с таким обстоятельством, когда приходится ребёнку повторять несколько раз одно и то же, обращаться с просьбой.
Консультация для родителей «Почему дети не любят читать?» Некогда читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой:современные дети не тянутся к книге, не любят читать,не воспринимают.
Кабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребят Мой небольшой опыт работы привёл меня к мысли о том, что детей нужно любить и принимать такими, какие они есть, признавать уникальность.
Направления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога — психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.
Особенности предметно-развивающей среды кабинета педагога-психолога Кабинет психолога встречает дошкольников своей располагающей уютной обстановкой, в которой дети чувствуют себя комфортно и расковано. Игрушки.
Создание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.
Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову — “деньги”. Однако.
Источник: www.maam.ru