Добрый день!
Моя дочь стала рисовать на своем теле. Она хорошо рисует, ходила на дополнительные занятия по рисованию. Пытаюсь объяснить, что рисовать надо на бумаге, она же приводит в пример «боди-арт» и отвечает, что это нормально.
Подскажите, может, это действительно нормально?
Добрый день! Любые знаки на теле (в том числе и рисование) это своеобразное выражение внутреннего мира, в первую очередь своих эмоций и чувств. К сожалению, Вы не указываете, что происходит дальше, после того, как ребенок раскрасил себя. Если девочка пытается продемонстрировать нарисованное окружающим людям, то здесь речь идет о привлечении внимания, о попытке передать свое состояние. Возможно, у ребенка происходят какие-то перемены в жизни или возникла какая-то сложность, а поделиться не с кем.
Постановка вопроса о нормальности подобного действия не очень корректна. Вспомните хотя бы неугасаемый интерес молодежи (впрочем, и людей постарше) к татуировкам.
Попробуйте отреагировать на рисунки иначе: «Красиво нарисовано! А что это означает?» или «Мне кажется, в этом рисунке есть какая-то печаль. А ты как думаешь?». В конце концов, Вы можете четко озвучить свою позицию: «Честно говоря, мне не нравится. Но если ты находишь это интересным, то я готова принять твою позицию.
ICTV — Чудо-люди: Девочка без рук делает все ногами
Только, пожалуйста, не ходи в таком виде на улицу (в школу)».
Анна Зубкова, специалист
Источник: www.ya-roditel.ru
Почему ребенок рисует человека без рук
Выпустив фотокамеру Nikon D810, компания Nikon обновила линейку фотокамер Nikon D800 и Nikon D800E. Ее предшественницы были воплощением фотографического совершенства, и казалось, что лучше уже и быть не может, но тем не менее в Nikon D810 был сделан целый ряд улучшений, сделавших камеру недосягаемой для конкурентов, по крайней мере, на ближайшие два, три года.
D810 получила новый мощнейший процессор, новую матрицу, новый экран, выросла скорость серийной сьемки, расширился диапазон рабочих значений ISO. Можно продолжать и дальше, но вряд ли стоит. Посмотрите фотографии, сделанные новой камерой Nikon D810 в галерее, представленной на нашем сайте. Мы так же оставили фото, полученные ранее Nikon D800 и Nikon D800E, так как их качество вне времени и вне конкуренции, но посмотрев на фото, сделанные новой камерой D810, вы увидите, что они стали еще совершеннее, палитра цветов стала богаче и чище, тональные переходы приобрели утонченную пластичность.
Художница без рук рисует ногами
Здоровье >> Советы невролога >> ЧТО КРОЕТСЯ ЗА РИСУНКОМ РЕБЁНКА.
ЧТО КРОЕТСЯ ЗА РИСУНКОМ РЕБЁНКА.
Когда я выпускал свой сборник рассказов «Мысли вслух» я спросил корректора (достаточно возрастную и интеллигентную петербурженку), что ей больше понравилось? Она ответила, что ей понравились рассказы на медицинскую тематику, а особенно рисунки детей. И я решил при написании следующего сборника рассказов отдать рисункам детей отдельную главу. Я вам предлагаю черновики будущего рассказа, которые потом изменятся, расширятся.
Ещё будучи молодым врачом, я прочитал пару переводных книг по психологической оценки детского рисунка. И на протяжении своей работы периодически детям предлагаю нарисовать: «Свою семью», «Дом в которым живёшь», «Дерево», «Животное, которое не существует». Оценка таких рисунков достаточно тонкий и я бы сказал субъективный, противоречивый метод, в ряде случаев напоминает гадание на кофейной гуще. Однако некоторые моменты и рисунки я хочу вам показать.
Такие тесты с рисунком я обычно предлагаю детям четырёх – семи лет, родители которых обращаются ко мне с различными жалобами на истерики, неправильное поведение и т.п.
Рисунок 1
Вот с такими жалобами ко мне обратились родители с четырёхлетним ребёнком. Я попросил ребёнка нарисовать его семью (рисунок 1), там слева папа, по середине мальчик и справа от него мама. Ребёнок и мама держатся за руки, а вот отец стоит в стороне и не держится за руки с мальчиком или мамой и даже несколько зловеще зависает над ребёнком и мамой. Конечно, дети чаще, в большей степени, ассоциирует себя с мамой, они большее время находится с мамой, она кормит, ухаживает, а отец (чаще так в России) работает, домой приходит поздно и в меньшей степени уделяет внимание ребёнку.
Вот следующий рисунок 2. Там мальчик стоит между мамой (она слева) и папой (он справа), все улыбаются, но… У них у всех нет рук. Я расценил это, как, то, что у ребёнка чувство нехватки внимания, что ему необходимо больше тактильных ощущений, что его необходимо обнимать и гладить. Надо любить детей в детстве, и когда они станут взрослыми, то будут любить своих детей. А вот мой коллега врач расценил этот рисунок, как ребёнка бьют и он, поэтому не нарисовал родителям руки. «Отец вообще стоит на пьедестале и возвышается над мамой и ребёнком», — продолжал рассказывать мой коллега. Я спросил его:
— А тогда почему нет рук у ребёнка?
— Потому что он не хочет их бить в ответ.
Анализ детского рисунка требует не спешного взгляда, не надо сразу делать радикальные выводы. Ребёнок сегодня нарисовал так, а завтра нарисует совсем по-другому.
Мне известен случай, когда против отца семейства возбудили уголовное дело, потому что психолог по рисункам ребёнка дал заключение, что отец совершал над ним насильственные сексуальные действия… Не надо горячиться и делать сразу радикальных выводов. А если психолог сделал громадную ошибку?
Возможно следствие будет строить обвинение только на результатах этого заключения и тогда… А вот ещё рисунок 3, на нём слева дети, а справа мама и папа. У родителей руки не тянутся к детям, хотя дети к ним их протягивают. Родители подняли руки вверх и отклонились несколько вправо, как бы не особо пытаясь общаться с детьми.
В руке у мамы какой-то предмет, который мне напомнил ленточку, применяемую в художественной гимнастике. Это так видит ребёнок, чувствует, причём на данный момент, и даже возможно через несколько часов, он нарисует по-другому. Ведь он только что, до того, как ему предложили нарисовать рисунок, слышал жалобы на него от мамы.
Он завтра может нарисовать совсем по-другому, а возможно уже через несколько часов или минут это будет по другому. «Какой бред», — скажите вы. Возможно, пофантазируйте и дайте свою характеристику рисунку. Подумайте о состоянии ребёнка, подумайте почему он так нарисовал. Просто подумайте о душевном состоянии ребёнка.
И самое главное, с моей позиции понять есть или нет у ребёнка психологический, если хотите душевный дискомфорт. А вот посмотрите на эту замечательную семью (рисунок 4), причём все эти люди живут в одном месте. У всех людей улыбки, все тянут руки друг к другу, у всех есть уши (кроме крайнего справа) и есть волосы.
Дети с расстройством аутистического спектра плохо вступают в контакт, тем более сразу, и у них отмечается разный уровень психического развития, но среди таких детей и людей бывают интересные художественные данные. Ко мне на приём пришёл девятилетний мальчик с расстройством аутистического спектра. Он был в напряжении и тревожный, не мог спокойно сидеть на стуле, постоянно вставал и ходил по кабинету. И раз пять он сказал мне, что умрёт в десять лет (потом мама ребёнка сказала, что, когда они шли на приём, он говорил ей, что обманет доктора сказав ему, что умрёт в десять лет). Так вот, я попросил его нарисовать, то, что он хочет. Он нарисовал (рисунок 5), я спросил его:
— Что это?
— Это Бяка.
Бяка выглядит вроде бы угрожающе, но при подробном рассмотрении он выглядит беззащитным и даже милым. Есть рога, но они зачёркнуты, есть зубы, но оскала нет, а Бяка улыбается. И глаза добрые, и в целом, по крайней мере для меня, он имеет позитивный оттенок.
В этот же день, когда был ребёнок с расстройством аутистического спектра ко мне обратилась мама с пятнадцатилетним мальчиком. У него были жалобы на не контролируемую агрессивность по отношению к другим людям, возбудимость, раздражительность. Мальчик сказал, что у него есть аутоагрессия, (причём этот термин он сказал сам), страхи, которые он называл галлюцинациями.
Мама говорила, что он стал постоянно врать, приходит в школу и не идёт на уроки, уходит в туалет и там сидит несколько уроков, что это его блаж. Мол, у него нет проблем, он сам всё себе выдумал.
И сложности у него начались из-за того, что у него какая-то патологическая любовь к одной девочке, которая недавно пыталась покончить жизнь самоубийством. «И, — продолжала монолог мама, мой муж работает в правоохранительных органах, и он сразу видит, что кто-то врёт, он говорит, что мальчик обманывает». Тут важно отметить, что этот правоохранитель является отчимом для мальчика, и со слов мальчика у него не очень с ним хорошие отношения, а со слов мамы он всё выдумывает и у него с ним хорошие взаимоотношения.
Я попросил подростка нарисовать, то, что он называет галлюцинациями, которые видит. Он нарисовал (рисунок 6). И я не ожидал увидеть такое… В этом рисунке кто-то увидел определённый персонаж сериалов. Есть у него галлюцинации или нет, есть ли у него депрессия, или другие нарушения, тут надо разбираться. Несомненно, что у мальчика есть явные проблемы.
Кстати, он сам обратился к школьному психологу со своими жалобами, а она отправила его к неврологу. Я назначил ему обследование и предварительное лечение… Однако тут надо ещё и заниматься психологу причём со всей семьёй, а возможно даже консультация психиатра.
Привели девочку, у которой отмечались тики и некоторые невротические нарушения. В семье два месяца назад родились двойняшки: Вера и Дима. Я попросил ребёнка нарисовать его семью (рисунок 7). На рисунке справа налево: мама, папа, девочка (пациентка), Вера, Дима. Со слов ребёнка на платье у мамы и на юбке у девочки изображено солнце, все улыбаются и держатся за руки.
Однако мама несколько вдалеке. Ведь мама недавно родила и много уделяет внимание двойне, однако девочка не изобразила её возле двойни. А вот нашей пациентке, Вера более интересна, чем мальчик Дима, что мама мне подтвердила. Посмотрите на рисунок и дайте ему своё заключение.
На приёме семилетний мальчик. Мама с папой в разводе, жалобы на неусидчивость, инфантильность ребёнка, мама говорит, что мальчик не хочет взрослеть, хочет быть маленьким. Я попросил нарисовать ребёнка его семью (рисунок 8). Он стал рисовать что-то представленное слева на рисунке. Я спросил его что это, оно ответил, что это подарок, который ему сделали.
Он очень долго рисовал этот подарок, когда я стал его несколько поправлять и просить нарисовать его семью он стал рисовать маму (справа от подарка). Она изображена в профиль, и даже можно определить округлое образование, которое ребёнок назвал грудью, но мама смотрит анфас (повернула голову). Сам мальчик изображён несколько ниже и вокруг его кистей какие-то шары, которые ребёнок назвал перчатками. Попробуйте сами оценить ситуацию и дать рекомендации.
Меня попросили проконсультировать пятнадцатилетнюю девочку с жалобами на прогрессирующее падение остроты зрения, сужение полей зрения, атрофию дисков зрительных нервов. Её консультировали в различных офтальмологических клиниках, проводили множество обследований, недавно предположили атрофию дисков зрительных нервов Лебера, и ей дали рекомендацию, в том числе провести консультацию невролога. Подобные симптомы могут наблюдаться при различных заболеваниях от опухоли головного мозга до различных демиелиниезирующих заболеваний центральной нервной системы. И в первом (офтальмологическое заболевание) и во втором случае (неврологическое заболевание) это очень серьёзные нарушения.
В первом случае со временем формируется слепота, а во втором случае различные неврологические нарушения и в дальнейшем летальный исход. Я попросил девочку нарисовать сказочное животное, которое не существует в природе. Она нарисовала (рисунок 9) очень доброе, симпатичное животное, совершенно не имеющее ни каких средств защиты. Эта девочка совсем беззащитна перед недугом… Однако мы будем бороться вместе с ней с её заболеванием, после установления диагноза. Она нуждается в поддержке не только родителей и родственников, но и врачей, друзей и всех, всех.
Источник: ejeweek.ru
Детские рисунки: когда бить тревогу?
Допустим, вы заметили, что ребенок стал рисовать намного чаще или реже, резко поменялись стиль рисунков, сюжет, цветовая гамма… Раньше рисовал цветы и деревья, а теперь — злых людей. Раньше рисовал красными и желтыми красками, а теперь — черными и фиолетовыми. Или вообще каким-то одним цветом. Все это свидетельствует о том, что ребенка что-то беспокоит.
Нечеткие линии
Если рисунок выполнен ясными и четкими линиями — значит, с ребенком все в порядке. Если же линии слабые, плохо заметные, то на это стоит обратить внимание.
Конечно, может быть и так, что ребенок просто не умеет толком пользоваться своим инструментом для рисования. Возможно, ему дали карандаш не по возрасту.
Или он не очень хорошо представляет себе, что именно нужно нарисовать. Такие линии часто бывают в рисунках детей, не очень уверенных в себе. Попробуйте чаще его хвалить, обнимать, больше бывать вместе с ним, открывать перед ним окружающий мир.
Слабость линий может являться, увы, и признаком более серьезных проблем — неврологических нарушений. Если вы заметили, что в рисунках ребенка нет нажима, линии едва видны, то есть смысл показать его специалисту — неврологу или хирургу.
Несоответствие цветов возрастной норме
Для каждого возраста характерно применение определенной цветовой гаммы. Например, до 2,5 года дети любят рисовать яркими красками — красной, желтой, синей, зеленой. Причем применяют их не всегда к месту.
С 2,5 до 4 лет в рисунках может использоваться черный цвет. Это совершенно нормально, так как означает, что малыш научился более точно отражать окружающий мир.
С 5 лет в рисунках опять обычно присутствуют только яркие цвета. Но они больше соответствуют реальным, чем в более раннем возрасте.
К 7-8 годам все знакомые ребенку объекты должны быть раскрашены в реальные цвета. Если цвета не соответствуют реальным, то либо у вашего малыша есть креативная жилка, либо у него проблемы со здоровьем или психикой. К счастью, второй вариант встречается намного реже.
Наличие штриховки
Если многие объекты на рисунке заштрихованы, да еще с сильным нажимом, это может свидетельствовать о том, что ребенок испытывает повышенную тревожность, чего-то боится или у него плохое настроение. Особенно тревожный признак — если ребенок заштриховывает не только объекты, но и пространство вокруг них.
Попробуйте проанализировать ситуацию в семье. Возможно, ребенок постоянно становится свидетелем родительских ссор? Или ему пришлось адаптироваться к новой для него ситуации — смене места жительства, детскому саду, школе? Ребенку старше 6 лет стоит задать вопрос, что именно его беспокоит. Если ребенок младше, можно за ним понаблюдать.
Если вы не можете справиться с ситуацией самостоятельно — обратитесь к психологу.
Стереотипные рисунки
То, что малыш рисует одинаковые объекты — скажем, девочка — принцесс, а мальчик — солдат, еще не повод для беспокойства. Но если в рисунках отсутствует динамика, если, к примеру, все принцессы и солдаты одеты одинаково, и все нарисованные домики выглядят совершенно однотипно: дверь, окно, дым из трубы — это повод для консультации у детского психолога. Возможно, у вашего ребенка проблемы с мировосприятием.
Нестандартные рисунки
Иногда родители приходят в шоковое состояние, обнаружив, что ребенок рисует какие-то “дикие” вещи: например, сцены насилия или голых “тетенек”. Не стоит сразу набрасываться на малыша с руганью. Возможно, он это просто где-то срисовал — из компьютера или из глянцевого журнала для взрослых. Не исключено, что он даже не знает, что означает данный рисунок. Поэтому не спешите делать выводы.
“Ущербные” изображения людей
Если ребенок вдруг начинает рисовать людей, особенно близких, с отсутствующими частями тела — без рук, ног, лиц, глаз, рта, ушей — это может указывать на реальные проблемы в отношениях с данным человеком. Возможно, нарисованный таким образом отец или брат нарушает личные границы ребенка, наказывает его или третирует. Либо ведет себя в семье так, что это напрягает ребенка. Если вы заметили такое, попытайтесь разобраться в ситуации.
Нестандартные детали на изображениях людей
Если вы заметили на теле нарисованного человека заплатки или у него переплетены руки и ноги, это может указывать на то, что у ребенка что-то болит. Заплатки или переплетения обычно появляются как раз на больных органах.
Расположение рисунка
Если рисунок едва не вылезает за края листа бумаги, это говорит об эгоцентричности ребенка. Он стремится быть в центре внимания, “заполнить” собой все пространство. Это означает, что либо малыш крайне избалован, либо, напротив, обделен вниманием.
Если объекты мелкие, “теснятся” в углу листа, то у ребенка низкая самооценка. Если лист для рисунка слишком велик, это признак высокой самооценки. Уровень притязаний такого маленького художника выше, чем то, что он имеет сейчас. В обоих случаях ребенку нужно помочь реализовать свой потенциал.
Источник: wearts.ru