Психология рисунка ребенка позволяет лучше понять его внутренний мир. В этих каракулях, словно в зеркале, малыш отражает все, что творится на душе: его индивидуальность, его мечты и стремления, его желания и даже страхи. Изучая рисунок, детский психолог может дать и оценку уровня развития ребенка, поскольку его недостаточный речевой аппарат не всегда позволяет выразить себя и свои мысли.
Обычно наиболее информативными в психологии считаются рисунки детей в возрасте 4,5-5 лет. В это время каракули приобретают завершенность и уже несут смысловую нагрузку. При этом цвет является не изобразительным средством, а способом описать настроение. Но как правильно трактовать рисунок малыша?
И стоит ли переживать, если в детском творчестве преобладают тревожные красные и черные цвета? Давайте разбираться.
Оценка состояния ребенка с помощью психологии рисунка
Дети не умеют, а иногда и не хотят рассказывать о своих личных переживаниях. Весь внутренний мир они переносят на бумагу, где с помощью карандашей, фломастеров или красок выплескивают эмоции, проявляют отношение к какому-то событию, определяют свое место в окружающем мире. Поэтому внимательные и заботливые родители, понимая психологию рисунка ребенка, обсуждая с ним детали сюжета, изображенных персонажей, смогут лучше узнать его внутренний мир. А малыш в этот момент попытается донести до взрослых свои мысли и чувства, развивая тем самым речь, логику, пополняя запас слов. Сокровенные мечты и тайны, взаимоотношения со сверстниками, мировосприятие – все это родители узнают, если прислушаются к рассказу маленького художника о том, что он изобразил на бумаге.
Почему ребёнок не рисует? Учим ребенка рисовать.
- Анализ сюжета рисунка и его завершенности
Этот пункт крайне важен для изучения внутреннего «Я» детей любого возраста. Малыши до 5-ти лет рисуют схематично, не задумываясь о деталях. Это связано с возрастными особенностями психики. Детки постарше рисуют схематично в том случае, если в данный момент у них нет интереса к этому занятию. Но могут изобразить придуманных героев, отражающих состояние их внутреннего мира.
Необычные сюжеты говорят о хорошем воображении и творческой фантазии детей. Если же у сына или дочери получаются лишь абстрактные картинки, никак не связанные с окружающей реальностью, то родителям стоит обеспокоиться психологическим состоянием своего чада. Подобные изображения говорят о том, что у маленького человека проблемы в общении со сверстниками, нет верных друзей, его не устраивает собственное положение.
Все, что ребенок считает для себя важным и наиболее значимым, он рисует крупно, порой нарушая всякие пропорции. А маленьким изображает то, что не имеет для него большого значения.
Сюжет детского рисунка, изображенные на бумаге персонажи надо интерпретировать крайне осторожно, чтобы не ошибиться в эмоциональном состоянии ребенка. Малыш может нарисовать улыбающегося монстра, что говорит всего лишь о его игривом, шутливом настроении.
Тема картинки зависит и от пола ребенка.
Тема картинки зависит и от пола ребенка. Мальчики – это машины, самолеты, корабли, а еще война и солдаты. Девочки рисуют чаще принцесс в роскошных платьях, бабочек, цветочки. Когда рисунок будет закончен, поговорите с юным художником – кто на нем изображен, о чем думает его персонаж, радуется он или грустит. Позитивное настроение автора, его душевное равновесие отражают зарисовки природы – солнышко, лес, речка, трава.
Мифы о детских рисунках. Ребенок рисует черным!
- Анализ расположения рисунка на листе бумаги
Лист бумаги для ребенка – это целый мир, поэтому очень важно, какую его часть занимает детский рисунок. Детки, которым в этой жизни удобно и комфортно, расположат свой сюжет в самом центре листа. Робкий стеснительный малыш детали рисунка сделает мелкими. И вообще, маленькая картинка – это заниженная детская самооценка. А вот рисовать в центре листа, но так, чтобы заполнить все свободное пространство, будут дети с завышенной самооценкой.
Стоит обратить внимание и на то, как расположен детский рисунок по вертикали от центра.
Если он смещен в верхнюю плоскость, то это говорит о лидерских качествах, стремлении доминировать над окружающими, держать ситуацию под контролем. Соответственно, картинка в нижней части листа говорит о пассивном поведении, неуверенности, зависимости от окружения.
Сюжет, смещенный вправо, обозначает стремление в будущее. Это характерно для активных и решительных экстравертов, которые ум и интеллект ставят выше эмоций. Интроверты чаще рисуют на левой половине, их притягивает прошлое. Это очень эмоциональные дети, мечтатели, они долго не хотят взрослеть.
Линии, которые проводит карандашом маленький художник, могут многое рассказать о его нервной системе. Активный динамичный ребенок в бодром состоянии рисует с сильным нажимом, уверенно обозначая контуры. Неуверенные, дрожащие линии, слабый нажим характерны для скованного, неуверенного в себе малыша. Либо он устал, причем не только физически, но и эмоционально. У детей с импульсивным характером нажим меняется в зависимости от настроения, становясь то сильным, то слабым.
Если вы заметили, что какая-то деталь на бумаге выделена ярче, линии проведены с более сильным нажимом, то имейте в виду – с этой деталью у ребенка ассоциируется эмоциональный подъем. К примеру, он может плотно заштриховать, закрасить рот нарисованной маме или бабушке, потому что часто слышит от них в свой адрес окрики и замечания.
Цвет рисунка в психологии ребенка
Изучая связь цветовой гаммы с поведением человека, известный психолог Макс Люшер доказал, что определенные цветовые предпочтения могут многое рассказать о физическом и психическом состоянии людей. Основываясь на выборе человеком того или иного цвета, можно определить его характер, эмоциональное состояние, другие особенности поведения.
В психологии каждый цвет имеет четкую характеристику, но из правил всегда есть исключения. Ведь люди по-разному воспринимают те или иные оттенки. Прежде, чем делать выводы, постарайтесь уточнить у малыша, каким он видит этот цвет – веселым или грустным, какие мысли он вызывает.
Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма.
Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма. Чем увереннее чувствуют себя дети, тем ярче цвета они выбирают. Но ребятишки непосредственны, так что не стоит делать однозначные выводы. Малыш раскрасил папу черными штрихами, потому что он часто видит его в любимом черном свитере. Но он может также выделить папу черным, если тот ушел из семьи.
Когда в рисунках явно преобладают 1-2 цвета, то стоит заострить на этом внимание.
Многие специалисты в своей работе руководствуются интерпретацией цвета, которую разработал Макс Люшер – известный психолог и исследователь в этой области. Его выводы говорят о том, что неосознанное цветовое предпочтение говорит не только о психологическом состоянии человека, но и о его физическом здоровье.
Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.
- темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
- зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
- красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;
- желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;
- фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет);
- коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;
- черный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;
- если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстраненности, желании закрыться.
Важные моменты в анализе рисунка ребенка
Расшифровка рисунка «Моя семья» в психологии ребенка
Больше всего дети любят рисовать свою семью, людей, которых они видят каждый день. Семейный портрет для психолога – открытая книга, но и родители могут сделать анализ психологии рисунка ребенка о семье и многое узнать о себе. Главное, вовремя заметить тревожные признаки.
- Расположение фигур на рисунке
То, как расположены члены семьи на бумаге, говорит об их взаимоотношениях. Дети часто убирают из состава семьи нежелательных персонажей, объясняя это тем, например, что «папа в командировке», а сестра «ушла в свою комнату». Это не говорит о том, что отношения с ними не сложились, возможно, перед началом занятий произошла какая-то ссора, и ребенок выразил свою обиду тем, что не нарисовал своих родственников.
А вот любимые бабушки и дедушки появятся на картинке даже в том случае, если они живут в другом городе или даже стране.
Если изучить психологию рисунка ребенка, то можно заметить одну особенность. Того, кого он любит и считает самым близким и родным, он изображает рядом с собой. А если какие-то персонажи нарисованы отдельно ото всех, то чаще всего это означает, что малыш мысленно исключил их из своей семьи. Это может быть постоянно пропадающий на работе отец, брат или сестра, которые гораздо старше по возрасту.
Очень плохо, когда отдельно от всех малыш рисует себя, считая, что его никто не любит. Это должно обеспокоить родителей.
- Изображение себя
Рисуя себя, ребенок занимает место либо в центре картинки (это нормально для единственного чада в семье), либо рядом с тем, кого он поместил в центр. Если фигурка малыша нарисована в стороне от родителей, то тем самым он обозначает свою отстраненность от семьи. Зачастую даже его собственные разъяснения вызывают тревогу: «Все ушли на праздник, а меня наказали (оставили дома, уложили спать)».
Когда дети счастливы, то их ручки и ножки на картинке торчат в разные стороны, поза максимально открыта миру.
Когда дети счастливы, то их ручки и ножки на картинке торчат в разные стороны, поза максимально открыта миру. Если же тщательно прорисованы прижатые к телу руки, то это говорит о неуверенности в себе. Фигурка с небольшими ручками или вовсе без них – понимание собственной неумелости. Возможно, похвала в его адрес звучит редко, а вот критикуют слишком часто.
Обычно фигуры на детской картинке соответствуют тому, что ребенок видит каждый день: родителей он рисует побольше, себя – поменьше, а младших братьев и сестер – совсем крохотными. Если же он изобразил слишком маленьким себя, то это говорит о потребности в заботе, о неуверенности, возможно, страхе.
О неуверенности в собственных силах говорит и еще одна особенность детского рисунка – «отрыв» себя от земли. Папа и мама нарисованы правильно, а чадо как бы висит, держась за их руки: голова находится на одном уровне с родителями, а ноги до земли не достают. Родители могут посчитать такую картинку просто неудачным опытом, даже не догадываясь, что малыш чувствует себя некомфортно, когда с ним общаются на равных.
- Страх и агрессия на детских рисунках
Признаки страха и агрессии тоже можно увидеть в детских сюжетах. Психологи их сразу замечают, а вот родители могут остаться в неведении, принимая все за фантазию.
Огромные руки, похожие на грабли, ребенок нарисует тому члену семьи, который ведет себя агрессивно по отношению к остальным. Если он себя так нарисовал, значит, что-то вызывает в нем постоянную злость, которую он вынужден прятать от окружающих.
Четкие очертания ярких зрачков означают, что малыш испытывает чувство тревоги. О том же говорит и жесткая штриховка с сильным нажимом.
Яркое свидетельство агрессии и злобы – огромные кулаки, зубы, длинные и острые ногти. Если это детали автопортрета, то ребенку явно нужна защита, которой он не чувствует в своей семье.
Изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей говорит скорее об их интересе к собственному телу и о понимании гендерного различия, о котором детки обычно узнают, когда начинают посещать детский сад. Вряд ли кто-то учит их этому специально.
Но если 6-7-летняя девочка рисует себя с развитым бюстом, или мальчик того же возраста добавляет себе «взрослые» усы и бороду, то это может вызвать некоторые опасения. Хотя чаще дети таким способом пытаются привлечь к себе внимание, приукрасить себя. Рисуя семью, они больше всего времени тратят на собственное изображение: прорисовывают детали одежды, украшения (девочки рисуют себе пышные прически и золотую корону).
Но окружение ребенка лучше еще раз проверить: нет ли к нему подозрительного внимания со стороны взрослого, или он случайно получил доступ к информации «18+»
Кому-то может показаться, что анализировать детское художественное творчество легко и просто. Но далеко не каждые родители смогут дать правильную оценку тому, что они увидели, а ошибочные выводы приведут к еще большим проблемам. Ведь человек, проводящий анализ детской картины, смотрит на него с высоты собственного положения, опыта и душевного состояния. Поэтому не стоит делать далеко идущие выводы.
Анализируя детский рисунок, помните:
- о цветовом сочетании можно судить, учитывая какая цветовая палитра предлагалась ребенку. Были ли доступны в его творческом процессе все цвета.
- не стоит анализировать рисунки, которые малыш принес из детского сада, в таких работах ребенок недостаточно свободен в самовыражении.
- детский рисунок выражает состояние ребенка «здесь и сейчас». Если перед занятием малыш с кем-то поссорился или просто устал, то через рисунок он мог выплеснуть свои эмоции, снять напряжение.
- обсуждайте с ребенком его рисунок, предложите рассказать о нем, задавайте уточняющие вопросы. Только выслушав ответы ребенка, Вы сможете правильно рисунок истолковать.
Чаще проводите свободное время со своими детьми!
Научитесь «разгадывать душевные секреты» своего ребенка, выраженные через рисунок. Это позволит узнать его внутренний мир.
Но если родителям что-то в рисунке ребенка не понравилось, вызвало тревогу, лучше показать его специалисту. Диагноз по данной методике может поставить только психолог, способный учесть все нюансы, разглядеть взаимосвязи проявлений и особенностей поведения. Он и поможет во всем разобраться.
Подпишись и ставь
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник: vanilla.su
Дочка рисует пальчиков в воздухе
Добрый день, дорогие мамочки. Дочка уже недели 2 постоянно рисует-чертит пальчиком в воздухе. Когда спрашиваю что рисует — отвечает то буковки, то солнышко нарисовала, то очки, то букву несуществующую. Было ли у кого-то что-то подобное? В садике был стресс — новая воспитательница и они не сразу подружились. Дочка в сад не хотела ходить.
Сейчас вроде наладилось. Дочке 5 лет.
Поделиться:
Коды для вставки:
Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим «Источник»
HTML-код: |
BB-код для форумов: |
Как это будет выглядеть?
Страна Мам → Дочка рисует пальчиков в воздухе
Добрый день, дорогие мамочки. Дочка уже недели 2 постоянно рисует-чертит пальчиком в воздухе. Когда спрашиваю что рисует — отвечает то буковки, то солнышко нарисовала, то очки, то букву несуществующую. Было ли у кого-то что-то подобное? В садике был стресс — новая воспитательница и они не сразу подружились. Дочка в сад не хотела ходить. Сейчас вроде наладилось. Дочке 5 лет. Читать полностью |
+8 | mimose | 20.04.2015 | 135 | 10 комментариев |
Лучший кулинарный портал рунета 153017 Рецептов 1608467 Пользователей
Построим каркасный дом вашей мечты
Каркасный дом с эркером V333 «Пемброк-Пайнс»
Каркасный дом с мансардой и 3 спальнями V409 «Конкорд»
Каркасный дом с 3 спальнями и котельной V372 «Топика»
Каркасный дом с 4 спальнями V138 «Стонингтон»
Комментарии
20 апреля 2015 года #
Я маленькая была чертила в воздухе. что вас пугает?
20 апреля 2015 года #
я в детстве постоянно что-то рисовала в воздухе и разговаривала с воображаемыми друзьями, сейчас вроде считаюсь адекватной. и у дочки моей фантазия хорошая, любит помахать пальчиками, по-моему ничего страшного в этом нет
20 апреля 2015 года #
я думаю это вполне нормально. моя тоже так делает. у ребенка свои мысли. что то новое узнала. что то на бумаге отражает. что то так.
20 апреля 2015 года #
Купите ребенку пальчиковые краски, может ей просто нравится рисовать пальцами
mimose (автор поста)
20 апреля 2015 года #
Меня смущает, что это уже стало постоянным явлением и дома постоянно, и в транспорте, и на улице.
20 апреля 2015 года #
Я бы сводила её к детскому психотерапевту.
20 апреля 2015 года #
я тоже так писала-рисовала-чертила, не помню зачем, мне нравилось, ещё руками как человечками играла
20 апреля 2015 года #
и я чертила, когда маленькая была, нравилось помню, потому что исправлять не надо..это же воображение, фантазии и ниче поправлять стирать, перерисовывать не надо, все получается с первого раза))))
20 апреля 2015 года #
а чем плохо? мне кажется это фантазии так выражаются, может бумаги не дают в саду с карандашами , вот и восполняет как умеет пробел
20 апреля 2015 года #
у меня дочка с 4,5лет постоянно воображала, что она киска, собачка, дельфин и т.д. Причем не просто воображала, а изображала дома и в саду это поведение. А еще был воображаемый домовой Кузя, года 1,5 наверное. Тут не садись, кузя сидит, тут не ходи — Кузя идет и т.д. К школе все прошло.
Оставить свой комментарий
или войти если вы уже регистрировались.
Можете войти как и оставить комментарий. |
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:
Загрузка списка альбомов.
Вставка изображения
Фото вставлено в текст.
Можете вставить еще несколько или закрыть это окно.
— подписаться на тему
Чаще всего на сайте читают:
Хочу поделиться лекцией клинического фармаколога о наших популярных противовирусных препаратах. Начну с того, что клинические испытание новых препаратов на детях в нашей стране запрещены, но! Наверное все вы заметили, что как только в апетеке появляется новый препарат, педиатры (не все, но многие) начинают назначение препарата, а потом смотрят, помогло ли. Это я об испытаниях (все поняли). Теперь строго по фактам.
Я отношусь к малочисленному виду «мамаша-пофигист». Учится ребенок, и ладно. Золотая медаль в доме уже есть, висит-пылится на видном месте. Свой мозг в головы дочерей все равно не вложишь, поэтому приходится обходиться заводской комплектацией.
На каждое собрание прихожу с открытой душой новорожденного ребенка: закономерные вопросы других, ответственных мам, типа «как вы решали №768 со страницы 878787 по учебнику Засланца-Марсианского» вводят меня в ступор. Однако и меня не обошел стороной конфликт с учителем. Но я смогла решить его с наименьшими потерями. Как? Об этом расскажу в своей записи.
Девочки, на одном сайте сегодня бурно проходили обсуждения о том «Что я никогла не сделаю при следующем ремонте». Тема оказалась такая актуальная и интересная, что я решила поднять ее здесь. Давайте поделимся своими ошибками и удачами в ремонте и обстановке наших гнездышек. Начну с себя.
Давно знаю идентичность многих лекарств, но каждый раз все равно в недоумении. Как на обществе деньги делают. Есть у меня такая табличка, где прописаны недорогие аналоги дорогим разрекламированным лекарствам. Чем чаще болеем, чем чаще приходится пользоваться. Но сегодня я была вообще ошарашена.
Мне нужны были Лазолван (от кашля) и Кларитин (от аллергии). Сверив по списку нашла замену — Амброксол и Лорагексал. Разница по цене — в 7 раз!
Источник: www.stranamam.ru