Почему ребенок зеркалит буквы и цифры

Почему дети пишут зеркально - Нормы развития, Проблемы, Развитие навыков, Поведение

Представьте себе ситуацию: вы открываете прописи своего первоклассника и видите каракули, которые невозможно разобрать. И только навыки шифровальщика помогут понять: все буквы написаны так, будто отражены в зеркале. Первая эмоция — удивление, а за ней — шок. Что происходит? Примерно это чувствуют родители, которые столкнулись с проблемой зеркального почерка у своих детей.

В нашей статье мы расскажем о причинах этого явления, а также дадим советы, что делать, если ребенок пишет цифры зеркально.

Феномен «почерка Леонардо»

Зеркальное письмо — это написание цифр в обратном порядке: справа налево. При этом каждая буква отражена зеркально. Почему же его называют «почерком Леонардо»? Дело в том, что итальянский художник, скульптор и изобретатель Леонардо да Винчи пытался зашифровать свои дневники и описания изобретений. Опасаясь воровства своих идей, он отзеркаливал каждую букву на бумаге.

Поэтому бегло прочитать текст неподготовленному человеку было сложно. Но есть и другая теория, согласно которой, Леонардо был левшой и ему было удобно так писать.

Феномен зеркального почерка можно наблюдать у детей, которые только осваивают написание букв и цифр — в 4-5 лет.

 Ребенок пишет буквы зеркально

Если понаблюдать за малышом, который пытается что-то написать, можно отметить его «двурукость» — он одинаково хорошо управляется и правой, и левой рукой. Ребенок пишет в зеркальном отображении совершенно легко и естественно, не прилагая усилий. Считается, что это необходимый и естественный этап формирования почерка. У взрослых же людей зеркальное написание может быть следствием органических патологий головного мозга. Шизофрения, очаговые изменения в коре мозга, эпилепсия, психические расстройства — заболевания, при которых человек, у которого не было раньше проблем с почерком, вдруг начинает писать зеркально.

Почему ребенок пишет буквы зеркально

    он левша. Леворуким людям более удобно (и логично) писать в обратном порядке. Также им легче нумеровать строчки снизу вверх и как минимум цифры писать «наизнанку»;

Что делать, если ребенок пишет зеркально

Для начала — не паниковать и ни в коем случае не ругать малыша. Он совершенно не виноват, что видит и понимает письмо по-своему.

На всякий случай посетите невролога. В ходе осмотра он либо исключит органические патологии мозга и нервной системы, либо направит на детальную диагностику. По ее результатам вы сможете определить степень нарушения и совместно со специалистами составите план действий.

Если серьезных проблем нет, ваш следующий шаг — посетить логопеда-дефектолога, который специализируется на дисграфии. Но помощь логопеда — это работа с вами, родителями, а не вместо вас. Поэтому домашние занятия по исправлению «почерка Леонардо» не просто желательны, а необходимы.

Узнайте как лучше понять потребности ребёнка и дать ему всё что нужно для правильного развития и эмоционального здоровья — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок.

Источник: blog.karpachoff.com

Почему ребенок пишет буквы и цифры в зеркальном отражении

Девочка левша пишет буквы в зеркальном отражении

Написание букв и цифр слева направо считается нормой, но иногда дети отображают графические знаки в обратном или перевернутом направлении. Обычно этот феномен наблюдается в дошкольном возрасте. Ребенок зеркалит буквы и цифры, потому что ему так удобно, причиной такого написания является восприятие зрительных и пространственных образов. В большинстве случаев подобное явление носит временный характер и не нуждается в коррекции. Если зеркальное написание становится устойчивой привычкой, а специальные упражнения результатов не дают, справиться с проблемой помогают психологи, логопеды и неврологи.

Зеркальный почерк у детей, причины и предпосылки

Неправильное написание цифр и букв до школы допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7–8 лет — это уже отклонение, требующее коррекции. Чем старше дети, тем сложнее их переучить писать зеркально. Чтобы не возникало трудностей в школе, нарушение нужно устранить и сделать это необходимо до того, как малыш сядет за парту.

Ребенок пытается правильно написать цифру

Склонность к зеркальному почерку внимательные родители замечают еще до школы. Нарушение выявляется при рисовании, когда малыши начинают изображать на листе кружочки, галочки, линии, зигзаги и т. д. Протестировать можно на палочках. Обычно они пишутся сверху вниз.

Если видите, что ваш сын или дочь делают это в обратном направлении, скорее всего, есть склонность к зеркальному почерку. Обратите внимание, как ребёнок ориентируется в пространстве и с какими трудностями сталкивается в незнакомой обстановке. Ошибки при определении правой и левой руки, путаница в предлогах, неумение сравнивать форму и величину предметов — всё это предпосылки зеркального почерка.

Прежде чем приступать к коррекционным занятиям, важно выявить причину письменных искажений. Зеркальное написание букв и цифр детьми никак не связано с наследственностью. Это приобретённый навык, на формирование которого влияют разные факторы и обстоятельства. Выделим основные:

  • Специфические ошибки и свойственные зеркальному письму искажения отмечаются у родившихся с доминирующей левой рукой и у переученных левшей. Такие детки очень часто удивляют родителей. Они могут писать сверху вниз, зеркалят цифры и буквы, не делят слова и пишут в одну строчку.
  • Недоразвитость пространственно-временных представлений — еще одна причина зеркальных искажений при письме. Именно от этих представлений зависит грамотность и математические успехи в будущем. Если у дошкольника нарушено восприятие, ему трудно ориентироваться во времени и пространстве, сравнивать предметы, обозначать словами их месторасположение. В итоге плохо усваиваются различия похожих буквенных и цифровых знаков и появляется зеркальное отображение.
Читайте также:  Какая на вкус моцарелла в шариках

Особенность писать справа налево считается одним из проявлений оптической дискографии. Проще говоря, созданный в голове образ не ассоциируется со словом. Воспроизвести это слово ребёнку сложно, отсюда огромное количество искажений и ошибок в написании.

Маленький ребенок пишет буквы зеркально левой рукой

Причиной зеркального почерка может стать раннее обучение навыкам письма. Цифры и буквы начинают привлекать деток в 3–4 года. Сначала они их просто изучают и запоминают названия. Со временем пытаются найти знакомые знаки в текстах и пробуют воспроизводить самостоятельно.

Такая увлеченность и тяга к освоению нового радует большинство родителей, но не все знают, что в раннем возрасте детки воспринимают буквы и цифры как рисунок, а не как символ, и им все равно, в какую сторону будут повернуты знаки. Не спешите обучать грамотности и загружать малышей занятиями. Отделы мозга, отвечающие за освоение письма, созревают к 7–8 годам. До этого возраста «незрелость» может стать причиной зеркального почерка.

Написание в зеркальном отражении может быть связано с неврологическими отклонениями: задержка речевого развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, эпилептический синдром и т. д. Коррекция в таких случаях бесполезна. Прежде чем учить писать правильно, ребёнка нужно вылечить. Только врач может выявить причины, прояснить ситуацию и сделать необходимые назначения.

Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции

Не паникуйте и не ограничивайте желание что-то писать, если увидели, что буквы или цифры получились корявыми. Дошколята только учатся стилю написания и осваивают умение двигать рукой в нужном направлении. Маленьким детям трудно выполнять сразу несколько задач, поэтому свои ошибки они могут просто не заметить.

Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире цифр и букв и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.

Начать необходимо с развития правильной ориентации в себе. Ребёнок должны четко усвоить где правая и левая рука, безошибочно находить правый глаз, левую ногу и т. д.

Ребенок пишет зеркально цифры и буквы

На следующем этапе усваиваются пространственные представления. Дети учатся определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.). Постепенно задачу усложняют определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана). Чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день.

Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным. Развесьте в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными и цифровыми знаками. Пусть малыш запоминает, как они выглядят. Со временем это вызовет желание отобразить их самостоятельно.

Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты. Выстраивайте их из кубиков, лепите из пластилина и слоеного теста, конструируйте из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов. Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.

Дети-левши первые в группе риска среди тех, кто имеет склонность зеркалить буквы и цифры. Если к 6 годам левая рука оказывается доминирующей, внимательно следите за поведением и пространственной ориентацией. Чтобы зеркальность написания не закрепилась, ребёнок еще до школы должен освоить основы расположения окружающих предметов.

Письменные упражнения

Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. Более результативной будет работа над ошибками по исправлению 1–2 буквы и цифры в день.

Мальчик учится писать буквы

Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Выделим 3 группы:

  • Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.
  • Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) логопеды называют хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.
  • Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Пусть ребёнок расскажет из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево). Очень эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков. Во время занятий внимательно следите за процессом, указывайте на неправильные действия и сразу исправляйте ошибки.

С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).

Мальчик пишет цифру 3 зеркально

Убедившись, что ребёнок пишет правильно, продолжайте отслеживать его письменные работы. Привычка писать в зеркальном отражении может вернуться. Для профилактики проверяйте направление письма и своевременно исправляйте ошибки.

Выводы

В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит, нарушение приобретает устойчивый характер. Закреплённый навык искажает мышление, что негативно сказывается на умственных способностях и успеваемости школьников. Помочь детям могут врачи и сами родители. Заметив отклонения, приступайте к коррекционным занятиям.

Читайте также:  Что значит если летаешь во сне

Если не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Главное, не оставлять ошибки в написании букв и цифр без внимания и надеяться, что с возрастом всё наладится.

Источник: razvivaem-rebenka.ru

Ребёнок пишет зеркально буквы в 6 лет, что делать

Формирование навыков письма является одним из этапов успешного развития детей и подготовки к школе. И если ребёнок пишет зеркально в 6-7 лет, ему нужно помочь. В процессе письменной и устной речи задействовано много органов и механизмов: это и зрение, и слух, и двигательная и мозговая активность. Выпадение одного или нескольких звеньев сопровождается дисграфией (это научное название процесса, когда происходит частичное нарушение процесса письма у детей или взрослых).

Проявляется нарушение в устойчивой форме искажения письменной речи со специфическими ошибками — ребенок пишет в зеркальном отражении многие буквы, а также и цифры. Мы приведём по тексту статьи несколько заданий, которые помогут научить ребёнка не писать зеркальные буквы и цифры.

Задание: обведи правильно написанные символы

Дисграфия — причины и признаки

Развитие патологии могут спровоцировать как органические нарушения, так и социально-психологические факторы. Основными причинами, почему ребенок пишет в зеркальном отражении цифры и буквы, когда ему 6 лет или 7, является нарушение работы речевой, слуховой, зрительной или двигательной области коры головного мозга.

Проблемы с письменными работами могут встречаться не только у детей, но и у взрослых после перенесенной травмы головы или инсульта.

Органические причины дисграфии у детей:

  • заболевания, перенесенные матерью в период беременности;
  • ранний и поздний токсикоз;
  • родовые травмы новорожденного, асфиксия;
  • соматические заболевания;
  • травмы головы;
  • менингит.

Дисграфия может быть также наследственной патологией.

Социально-психологические факторы:

  • неправильная речь окружения ребенка — косноязычие, специфический диалект;
  • искажение обращенной речи, сюсюканье сопровождается заменой звуков;
  • недостаток речевого общения;
  • мультинациональность семьи, изучение с раннего детства двух и более языков;
  • невнимательность к речевому развитию ребенка, игнорирование ошибок в формировании звукового ряда и построения предложений;
  • педагогическая запущенность — несоответствие речи и когнитивных факторов возрастным нормам развития;
  • ранее обучение чтению и письму при полной психологической и физиологической неготовности ребенка.

Классификация дисграфии

Мальчик или девочка в 6 лет зеркалит буквы, делает нетипичные повторяющиеся ошибки в письме ввиду фонетико-фонематичного нарушения. Общее недоразвитие речи приводит к сложностям овладения графическими навыками, требует коррекционной работы со стороны логопеда. Специалисты выделяют несколько форм дисграфии:

  1. Акустическая — связана с фонемным нарушением. Ребенок может путать в словах близкие по звучанию гласные, пары твердых и мягких согласных, звонких и глухих, шипящие и свистящие. Например, пришел — прифол, черешня — чегешня, портфель — портфел. При этом произносит слова правильно, слух полностью сохранен.
  2. Оптическая — ребенок пишет в зеркальном отражении, добавляет или отнимает палочки, завитки. Диагностируется ко второму классу, когда дети знакомы со всеми буквами, у большинства сформированы навыки их написания. Часто наблюдается у тех, кто пишет левой рукой, или у тех, кого переучили с левши в правшу.
  3. Аграмматическая — связана с несовершенством лексико-грамматическими навыками. В письме отражается несовершенство устной речи, детям с таким нарушением сложно употреблять слова в правильной форме множественного числа, применять роды, предлоги. Например, мама зашел в комнату, ухи слона, пирог под столе. Может наблюдаться в двуязычных семьях, а также, если ребенок с раннего возраста изучает несколько языков.
  4. Артикуляторно-акустическая — проблемы с письмом вызваны ошибками в устной речи. При нечетком произношении определенных звуков ребенок как говорит, так и пишет. Например, он не произносит звук л, значит, может написать вместо лодка — водка, ложка — вошка. Наблюдаются проблемы с восприятием и синтезом речи. Сложно выполнить упражнение на звукобуквенный анализ, придумывать слова на заданную букву, различать понятия слог, предложение, абзац, текст. В письменных работах ребенок может добавлять или терять буквы и слоги.

Осложнения

Важную роль в успешной коррекции расстройства играет ранняя диагностика. При отсутствии своевременного вмешательства оптическая дисграфия, когда ребенок пишет в зеркальном отражении может негативно повлиять на развитие ребенка, процесс обучения и социализации.

При легкой форме патологии, не отягощенной сопутствующими психическими и неврологическими заболеваниями, а также не сопровождающейся снижением интеллекта, достаточно систематичных занятий с коррекционным психологом и логопедом.

При синдроме дефицита внимания, гиперактивности, нарушении интеллекта и поведенческих расстройств требуется комплексная работа специалистов и родителей.

Важно! Если ребенок ко второму классу не научился читать и не освоил письмо, необходима консультация детского психиатра.

  • проблемы с усвоением школьной программы;
  • низкая самооценка;
  • буллинг со стороны сверстников;
  • депрессивное состояние.

Может влиять и на развитие природных способностей, значительно сужая список профессиональной деятельности.

Внимание! Дисграфию можно преодолеть и после совершеннолетия, достигнув положительных результатов. Не существует сроков, ограничивающих возрастные рамки, успех зависит от систематичности коррекционных занятий, желания освоить навыки речи и письма.

Диагностика

Самостоятельно родители редко могут определить наличие патологии, проблемы с письмом обычно выявляются в начальной школе. Сегодня благодаря подготовительным курсам и занятиям в дошкольных учреждениях можно на ранних сроках выявить дисграфию, а значит начать программу коррекции до поступления в первый класс. Если ребенок в 6 лет зеркалит буквы, это повод обратиться к логопеду.

Читайте также:  Как ребенку стать моделью

Насторожить родителей и педагогов также должны следующие особенности письменных работ — однотипные, специфические ошибки, неправильное изменение слов по родам, числам, падежам, нарушение слитного и раздельного написания слов.

Оценку соответствия речи возрастным нормам проводит логопед. Анализируется состояние фонематических процессов, звукопроизношение, грамотность устной речи, словарного запаса. Важным этапом является комплексная диагностика у ряда специалистов для выявления возможных патологий систем и органов:

  • слуха;
  • зрения;
  • центральной нервной системы.

В ходе обследования определяется ведущая рука, дисграфия чаще диагностируется у левшей. Помимо консультации окулиста, отоларинголога, невролога, при сопутствующем проблемном поведении, дефиците внимания, гиперактивности возможно потребуется обследование у детского психиатра.

Методы коррекции зеркальных букв у детей

Для решения проблем дисграфии используется системный подход, при выборе программы коррекции учитывается форма нарушения, а также индивидуальные особенности ребенка, сопутствующие заболевания. Логопед работает над развитием и связностью устной речи. Уделяется внимание также пространственному воображению, памяти, мышлению. На базе успешного освоения устной речи формируются навыки письма.

Важно! При наличии сопутствующих осложнений, помимо занятий у логопеда, возможно потребуется медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж.

Упражнения против зеркальных букв для занятий дома:

  1. Лабиринт: ребенок ведет сплошную линию от начала лабиринта до конца. Начинать лучше с коротких отрезков, постепенно удлиняя путь. Для усложнения можно проводить линии двумя руками одновременно, помогает синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
  2. При зеркальном написании букв у детей эффективны упражнения по коррекции, направленные на совершенствование визуального и тактильного запоминания. Для составления изображения отдельных букв или слогов используются различные материалы — бусины, камешки, пластилин, каштаны.
  3. Запомнить графическое обозначение буквы легче, выбрав любимый вид деятельности ребенка. Например, играя с конструктором, можно использовать Лего, кубики, магниты, механизмы-крючки. Чем больше вариаций, тем успешным будет результат обучения.
  4. Если ребенок пишет зеркально, можно искать «проблемные» буквы в повседневных ситуациях. В магазине читать вывески с названиями продуктов и составом, по дороге домой обращать внимание на названия улиц. Дети легче усваивают информацию в быту, главное систематически подходить к домашнему обучению.
  5. Легко адаптировать игру «Крокодил», ребенок вытаскивает карточку с буквой и пытается ее изобразить с помощью собственного тела и подручных предметов, остальные участники угадывают загаданное.
  6. Игра в мяч поможет расширить словарный запас, а также улучшит концентрацию внимания. Взрослый называет слово, а ребенок озвучивает его транскрипцию, бросая мяч на каждый произнесенный звук. Или придумывает максимальное количество слов на загаданную букву.
  7. Если проблема в правильном употреблении предлогов, множественного и единственного числа, можно поиграть в выполнение инструкций. Ребенок пишет взрослому «поставь чашку на стол», если он сформулировал предложение правильно, взрослый выполняет задание, нет, ждет следующего хода.
  8. Эффективны при коррекции дисграфии всевозможные игры в слова. Упражнение можно выполнять в любое время, привлекая всех членов семьи. Список заданий не ограничен — придумывать слова на последнюю букву, или продолжить ряд на первый или последний слог — каша, карикатура, кастрюля.
  9. Развивает пространственное воображение и словарный запас упражнение «банка». Взрослый задает букву, а ребенок перечисляет все слова, которые начинаются на эту букву, и могут поместиться в условную банку.

В домашней коррекции дисграфии стоит максимально использовать игровые формы занятий, отложить тетрадь и ручку, встать из-за стола. Применение различных техник позволит привить любовь к обучению. На практике показать ребенку, что чтение и письмо могут стать основой интересного времяпрепровождения.

Профилактика

Основными мерами по профилактике проблем с освоением письма является совершенствование когнитивных функций — памяти, внимания, устной речи, мышления. Начинать разговаривать с ребенком нужно еще во время беременности для его нормального психоневрологического развития. После рождения, помимо режимных моментов, младенца должна окружать речь в неискаженном виде.

По мере роста ребенка, формирования когнитивных способностей, адаптируется и дальнейшее обучение. Озвучиваются все явления в его поле зрения, после объясняется природа возникновения в доступной для понимания форме.

Выявление логопедом несоответствия нормам речевого развития в дошкольном возрасте не является окончательным приговором, а служит руководством к действию. Помимо занятий по коррекции произношения звуков и постановке фраз, необходимо уделять время развитию памяти, визуального и аудио внимания, увеличению словарного запаса, мелкой и крупной моторике.

Практические методы профилактики дисграфии

  • рисование разными инструментами — красками, карандашами, мелом, песком;
  • лепка из пластилина и глины;
  • настольные игры, направленные на развитие памяти и концентрации внимания — лото, домино, мемори, дабл, уно;
  • пространственное воображение развивают различные конструкторы;
  • чтение и обсуждение прочитанного материала совершенствует речь и аналитическое мышление;
  • подвижные игры и физкультура не менее важны при формировании навыков письма.

Для нормального развития нервной системы и когнитивных способностей имеет значение режим дня. Отсутствие развивающих занятий, как и загруженность, не соответствующая возрастным нормам, негативно сказывается на формировании навыков письма. При составлении ежедневного графика учитываются индивидуальные особенности характера и темперамента. Универсальным вариантом считается планирование коррекционных занятий в первой половине дня, вечером лучше посвятить время более спокойным видам деятельности — прогулкам на свежем воздухе, настольным играм, паззлам.

Очень важна поддержка со стороны родителей, не стоит ожидать молниеносных результатов. В зависимости от степени дисграфии и индивидуальных особенностей коррекционная программа может длиться от нескольких месяцев, до нескольких лет. Не стоит ругать ребенка, ставить ему в пример сверстников или других членов семьи, которые более успешно усвоили письмо. Одобрение и похвала родителей позволит сформировать здоровую самооценку, а также мотивирует на выполнение коррекционных заданий.

Источник: active-mama.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today