В статье кратко проанализированы причины отсутствия у детей начальных классов интереса к чтению и приведены некоторые советы, как развить у ребенка любовь к чтению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА : «ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЛЮБЯТ ЧИТАТЬ И КАК
СФОРМИРОВАТЬ У НИХ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ»
«Почему ребенок не любит читать»
В наше современное время высоких технологий и компьютеризации
человек не может обойтись без такого источника информации как книга.
Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать.
Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас,
пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на
результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное
необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление
процесса чтения, падение интереса к нему приводит к замедлению развития
Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома
Почему современные дети не любят читать?
чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины
стали привычными с самого детства, это станет для ребенка нормой
Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими
проблемами, связанными с чтением:
— школьник читает медленно, с большим количеством ошибок
— ребенок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать
больше того, что задал учитель
— ребенок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не
запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и
приходится перечитывать по несколько раз.
Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?
Навык чтения состоит из нескольких параметров:
— Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов.
— Скорость чтения (к концу 4 класса ребенок должен читать не менее 120
— Правильность, беглость чтения.
Беглым и выразительным чтение ребенка становится к 5 классу. Но
некоторые дети несмотря на усилия родителей и учителей, продолжают
читать медленно, по слогам, не понимают прочитанное. Причиной таких
отклонений могут быть индивидуальные особенности ребенка. От
психологов и логопедов можно услышать такой диагноз: дислексия или
дисграфия. При дислексии задержка развития навыка чтения может быть
связана с работой мозга – некоторым повреждением нормального процесса
роста и созревания определенных зон коры головного мозга. Нарушению
чтения очень часто сопутствует нарушение письма – дисграфия. Симптомы
этого диагноза следующие: замена гласных при письме, пропуск их, пропуск
целых слогов, не обозначение мягкости согласных и т. п. И ребенку
требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов.
Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к
Рассмотрим проблемы, связанные с воспитанием интереса к чтению.
ПОЧЕМУ ДЕТИ МАЛО ЧИТАЮТ?
Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения,
воспринимают чтение как провинность. Причины этого могут быть в
1)Если родители, обучая ребенка читать, часто прерывали эти занятия
интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение
превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить.
Естественно, ребенок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой
организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.
2)Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр
телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей
с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление,
школьную повинность. Ребенок рассуждает так: «Вот вырасту, тоже буду
отдыхать, как захочется, а читать не буду».
3)Нелюбовь к чтению связана еще и с тем, что детям просто неинтересно
читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён,
названий, непонятных, не пережитых ими.
Было проведено исследование,которое помогло понять причину нежелания
детей читать художественную литературу.
Если родители заставляли ребенка читать, то в 100%случаев он делал это с
большой неохотой и сопротивлением. Позже такие люди вообще не читают
художественную литературу. В лучшем случае, им однажды попадается
интересная книга, и они все-таки начинают читать.
Родители, которые никогда не принуждали ребенка к чтению, в 100% случаев
стали счастливыми обладателями ребенка-книголюба. Такие дети взахлеб
проглатывают одну книгу за другой, что способствует развитию их фантазии,
расширению кругозора и ускоренному становлению личности.
Читающих детей можно разделить на две категории. Первая категория – это
люди, родители которых принуждали читать, но со временем они все-таки
полюбили книги. Вторая категория, соответственно, это люди-книголюбы,
которых никогда не заставляли читать.
Оказалось, что количество прочитанных книг людьми из второй категории, в
93% случаев, значительно превышает количество книг у людей из первой
Выявлена причина, которая вызывает нелюбовь к чтению у детей, которых
заставляли читать «из-под палки, нежелание детей учиться в школе:
“Реакция подсознания на принуждения”.
Совет родителям: если вы хотите вызвать у ребенка стойкую ненависть к
определенным действиям – заставляйте его! Принуждайте его делать что-то,
когда он меньше всего этого хочет и когда занят интересным делом.
Пример из жизни:
«Вообще-то, когда я только начал учить буквы, мне ужасно хотелось
научиться читать! Я быстро выучил слоги и хорошо ориентировался в
буквах. Но, как и любой начинающий, я делал ошибки в чтении.»
Что делали мои родители, когда я пропускал ошибку? Они тут же
останавливали меня и заставляли перечитать. Я перечитывал и снова не мог
правильно прочесть. Родители принуждали перечитать снова и снова, причём
делали это с укором, давлением и обвинительной интонацией.
Иногда они могли обозвать меня. Иногда могли вопросительно произнести:
“Ты что, слепой?!” Короче, мне настойчиво давали понять, что за любую
ошибку я должен быть морально наказан.
Проще говоря, родители учили меня читать методом “ТОЛЬКО КНУТ”. И если
я прочитывал предложение правильно, то никаких поощрений не получал.
Что я чувствовал в эти моменты? Меня просто разрывало на части от злости!
Я ощущал нетерпение, горечь и обиду. Хотелось просто убежать и
прекратить это ужасное занятие. Но убежать я не мог.
Что происходит на уровне подсознания? Подсознание видит взаимосвязь:
чтение = страдания. Это правило быстро «прошивается» на неосознанном
уровне. А подсознание, как известно, всегда управляет нашими поступками.
И его не интересует, что по этому поводу думает наше сознание.
«Подсознание зафиксировало: ага, читать – это насильственная преграда,
запрещающая заниматься тем, что мне действительно нравится. Усилилось
ли от этого моё желание читать? Вы сами знаете ответ. А вот мои родители
искренне недоумевали: “Почему это наш сын так н любит книги?»
Они свято верили, что если меня не заставить читать, то я никогда и не
начну. Ошибка сводилась к ложному пониманию первопричины. Я не любил
читать, потому что заставляли. Они же пытались привить любовь к книге
через принуждение. Можно ли заставить человека полюбить кого-либо или
что-либо через принуждение? Ответ очевиден.
Как только я брал книгу в руки, мгновенно возникали негативные эмоции,
вызванные ассоциативно. Из памяти всплывали ощущения, которые я
переживал в моменты принуждения и насильственного давления со стороны
“Почему дети не любят учиться?”
Причина та же – принуждение при полном отсутствии интереса.
Рекомендация очевидна : необходимо вызвать интерес у ребенка и сделать
так, чтобы процесс приносил ему удовольствие. Но как?
“Воспитываем интерес к чтению”
Вадим Левин – детский писатель и поэт, а так же кандидат психологических
наук хорошо разбирается в этом вопросе.
“ 1 .Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет
читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с
ребенком вслух, по ролям и по очереди – к взаимному удовольствию.
2 .Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»:
читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я
должен(а) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с
книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было
дальше, мне это очень интересно!
3 .Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах. Он должен видеть, что Вам
это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это
4 .Смиритесь с тем, что ребенок будет читать книги одной серии или
комиксы. Это тоже чтение! Просто предложите ему попробовать самому
сочинить истории в картинках.
5 . Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему
больше по душе. (Или покупайте интересные и познавательные журналы,
которые ребенок сам выберет). Журнал выглядит менее внушительно, чем
6 . Спросите у друзей Вашего ребенка, что они читают. Наступает возраст,
когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
7 . Пробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные
истории… Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему дети не любят читать
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гра.
Почему дети не любят читать?
Почему современные дети не любят читать?
В данном материале раскрываюся причины нежелания детей читать.
Родительское собрание: Почему дети не любят читать,
Дать рекомендации родителям, о том, как привить любовь к чтению младшим школьникам.
Статья «Почему дети не любят читать»
В статье для родителей приведены основные причины, почему дети с интеллектуальными нарушенями не любят читать и пути преодоления этих трудностей.
Почему современные дети не любят читать
Существует много причин отсутствия интереса к чтению. Автор выделяет 3 основных причины: информационную, медецинскую и педагогическую.
Почему дети не любят читать
Почему дети не любят читать.
Источник: nsportal.ru
Почему ребёнок не любит читать? 6 причин
«Мой ребёнок не хочет читать!» — достаточно распространенная жалоба современных родителей. Какие преграды стоят на пути тех, кто пытается привить малышу любовь к книгам, и какую роль играют родители? Разбираем с психоаналитиком Ольгой Микулиной.
Микулина Ольга Петровна (Психоаналитик, член МААП)
Чаще всего детей, заинтересованных чтением, можно увидеть в семьях трёх типов:
- там, где родители с раннего детства много читали своим малышам;
- где они сами любят брать в руки книгу, и дети видят это;
- где ребёнок мало контактирует с телевизором, компьютером и гаджетами.
Но есть и несколько объективных причин, которые часто мешают детям полюбить книги.
Книга — не авторитет
В возрасте 3−5 лет у детей развивается речь, эмоциональная сфера, формируется образ себя. Они начинают активно интересоваться всем вокруг. Но сегодня малыши могут познавать мир с помощью компьютера и телевизора, тогда как в наше с вами детство источником знаний были книги. Причём они являлись для нас настоящим сокровищем, ценились, их было сложно найти.
Век высоких технологий и его плоды — это прекрасно, но не стоит забывать, что гаджеты — это материальные ценности, а книги — духовные. Важно объяснить ребёнку, что знание — сила. И это единственное богатство, которое у вас никто не сможет украсть, в отличие от телефона и прочего.
Информационный шум
Современные дети живут в информационно-перегруженной среде. В такой ситуации их мозг очень быстро устаёт и не готов принимать новые знания, книги тоже некуда «впихнуть»: в голове, где-то между рекламой сока и новыми мультиками, лежит таблица умножения и другие важные данные. Чтобы быть готовым впитывать что-то новое, нужно освободить для этого место, отдохнуть: съездить к бабушке в деревню, на природу, побыть без телевизора и гаджетов. Ребёнок может потянуться к книге в том случае, если он «голоден» от недостатка интересной информации. Тогда ему ничего больше не остаётся, кроме как начать читать и наполниться новыми знаниями и эмоциями.
Нет времени
Мы живём в режиме «белка в колесе»: жизнь настолько стремительна, что остановиться в её потоке просто невозможно. В этот бешеный ритм хорошо внедряются гаджеты: они быстрые, легкие, помогают экономить время. С ними ты в тренде, ты свой.
Книги — это другая вселенная, отрыв от общества. Они тормозят бег времени и говорят: «Вообще-то нужно найти время, остановиться и почитать».
Лень напрягаться
Чтение — мыслительный процесс, а мы живём в век быстро потребляемой информации, где за нас уже всё разжевали, осталось проглотить, где больше «деланья», а не «думанья». Чтобы читать книгу, нужно совершить волевое усилие, начать анализировать, вдумываться, а это зачастую трудно, да и времени нет.
Боимся встречи с собой
С другой стороны, чтение — это пусть навстречу себе. Это тоже тяжело, потому что многие из нас обладают слабым эмоциональным интеллектом, не умеют понимать, различать и обрабатывать свои эмоции.
Это скучно
Ещё одно препятствие в том, что сам процесс у большинства людей ассоциируется со скукой.
4 совета, как полюбить книги
- Заставить ребёнка любить книги — невозможно, этому можно только научить, и лучше на собственном примере. Пойдите с малышом в книжный магазин, выберите ту книгу, которая интересна вам обоим. Помогите ему насладиться выбором литературы. Книга должна стать таким объектом, которым захочется обладать: схватить и убежать из магазина. Она притягательна, потому что не только красивая, но и обладает важной эстетической информацией: по-особому пахнет, сделана из натуральных материалов, приятна на ощупь. Расскажите это ребёнку и прочувствуйте.
- Придя домой, устройтесь поудобнее и начните читать эмоционально, с выражением, а ещё лучше — по ролям. Только так вы сможете «заразить» своего ребёнка. Старайтесь находить хотя бы по 5 минут ежедневно, чтобы погружаться в этот особый мир, пытайтесь найти в это волшебное время что-то полезное для себя, нечто совершенно чистое и откровенное.
- Читать должно быть комфортно. Создайте ребёнку приятную атмосферу, ориентируясь на его предпочтения. Гораздо уютнее погрузиться в любимую книгу в удобном кресле, чем за школьным столом, который напоминает об учёбе. Ребёнку необходимо научиться понимать себя: что, где, когда и как я хочу читать, как будет выглядеть мой «идеальный остров» для чтения? Если вы берётесь делать так, как вы этого хотите, то создаёте искусственные условия, в которых ему скорее всего будет некомфортно.
- Помните, что детство — не мучение. Наша задача — научить детей читать до школы, привить эту любовь, но не мучить их потом: «Садись и читай! А вот Павлик…». Нужно найти золотую середину, чтобы не убить любовь к чтению на корню.
Всё дело в нас самих
С преградами разобрались, но как же всё-таки заставить ребёнка читать? Заставить — никак, только научить любить. И это очень важно понимать. Вектор развития детей задают родители, в нашем случае они делятся на два типа: одни любят читать, другие — нет. С первыми всё понятно, у их детей есть положительный пример, скорее всего и проблем с чтением не будет.
Поговорим о вторых. Скажите, ваш ребёнок любит читать? Если нет, то ответьте честно, хотя бы самому себе: а вы любите? Если ответ снова «нет», подумайте: может ли человек, который сам что-то не любит, научить этому ребёнка?
Верится с трудом, но даже если так, это будет не от сердца: принуждение, манипуляции, а ведь где насилие и страх, там нет обучения и любви. В такой ситуации всем будет плохо.
Привить любовь к чтению могут только те родители, которые сами искренне любят это занятие.
Роль родителей
И вот теперь наш вопрос меняется местами: как родителю полюбить процесс чтения, чтобы потом учить этому ребёнка?
Поймите: малыш дает вам уникальный шанс стать лучше, заново прожить своё детство, встретив своего внутреннего ребёнка. Пойдите с ним в книжный магазин, выберите интересную вам обоим книгу, а дома, устроившись поудобнее, начните читать эмоционально и с выражением. Старайтесь погружаться в этот особый мир ежедневно, пытаясь извлечь из ситуации что-то полезное, нечто чистое и откровенное.
Да, это тяжело, наши дети многое берут у нас, но взамен отдают ещё больше, не упустите эти дары!
Записала Дарья Дудкина.
Фото: conrado/Productions/surowa/Africa Studio/Shutterstock.com
Источник: www.kanal-o.ru
Почему современные дети совсем не читают и чем это чревато
Как научить ребёнка
На чтение 6 мин
Многие родители жалуются на то, что дети абсолютно не хотят читать. Усадить ребенка за книгу – практически невозможно, для него это сродни наказанию. Дмитрий Емец, писатель-фантаст и по совместительству многодетный папа, рассказал, какие ошибки чаще всего совершают взрослые, мешая детям полюбить книги.
Свободный доступ к гаджетам смартфонам и ноутбукам
В наше время, к большому сожалению, планшеты, гаджеты и компьютеры вытесняют книги из жизни ребенка. Особенно это происходит с теми детьми, кому чтение дается с большим трудом. Поэтому пока у них есть свободный доступ к планшетам, смартфонам и домашним ПК, мальчики читать не будут. Девочки, скорее всего, будут заниматься чтением. У них зависимость от гаджетов гораздо слабее.
Дмитрий Емец рекомендует вообще не покупать смартфон ребенку до 13 лет. Детям постарше они уже просто необходимы. Но есть надежда, что к этому времени у подростка будет привита любовь к чтению.
Но есть небольшой нюанс. Родителям следует понимать, что компьютер не всегда зло, от которого надо ограждать ребенка. Домашний ПК — это ещё источник знаний: развивающие мультики и фильмы, познавательные каналы и передачи.
— У нас вопрос решен следующим образом. В доме несколько компьютеров. Старшим детям, им больше тринадцати лет, доступ не ограничен. У них свои ноутбуки, смартфоны и пароли к Wi-Fi. Все эти вопросы они решают самостоятельно, — говорит писатель. — Для младших — два компьютера. Один с выходом в интернет.
Но мы установили на него специальную программу и ограничили доступ к сети. Два часа в день. Причем это общее время для всех. Если кто-то из детей играл больше времени, другой довольствуется тем что осталось. Стараемся подбирать игры, чтобы ребята могли играть вдвоем. Так интересней. Второй ПК не подключен к сети. На него мы скачиваем познавательные программы, мультики и фильмы.
Но смартфоны под строгим запретом до 13 лет. Даже если бы кому-то из них достался в подарок самый последний айфон, я бы отправил его в мусор, — рассказывает писатель.
Взрослые не читают – не читает ребенок
Очень часто родители пропагандируют чтение, говоря о том, что это очень интересно и увлекательно. Но при этом и папа, и мама уткнулись в смартфоны. Как же ребенок должен понять, что читать это хорошо? Чем чаще дети будут видеть взрослых с книгой в руках, тем быстрее их заинтересует чтение.
Рекомендуется использовать, так называемое, семейное чтение. Это когда все члены семьи выбирают ту книгу, которая будет интересна всем, а затем, по очереди, читают вслух. Главное чтобы повесть, роман, стихи или рассказ были действительно интересны всем.
Книгу для ребенка выбирают родители
Это еще одна серьезная родительская ошибка. Если отец в десятилетнем возрасте прочитал «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, это не значит, что данное произведение также заинтересует сына.
Когда родители ведут ребенка в книжный магазин, надо предоставить ему самому выбирать то, что он захочет прочитать. Даже если бы взрослые не стали сами покупать эту книгу, но тогда поставить условие, если уж выбрал, надо читать. Люди устроены таким образом, что больше ценят именно то, что подбирают сами. Иногда это может что-то совсем неуместное, чуть ли не «Физическая химия».
Ну и хорошо. Главное, чтобы читал.
Мальчикам больше нравиться научно-познавательная литература. Книги с описанием различных опытов, про зверей, про автомобили и военную технику.
Но может быть и по-другому. Сын выберет книгу с яркими иллюстрациями, где триста слов текста, а стоимость, как у подводной лодки. В таком случае надо предложить взять эту книгу в библиотеке, и продолжить поиск. В книжных лавках обычно хороший ассортимент, так что всегда что-то можно подобрать. Также можно предложить выбрать книгу в интернет-магазине.
Цены там обычно дешевле, и ассортимент больше.
Взрослые не дают возможности читать одновременно несколько книг
Желательно, чтобы ребенок читал одну книгу. Но многие люди всю жизнь читают по несколько произведений сразу. Это присуще одаренному и талантливому человеку. Если дети взяли для чтения несколько книжек — пусть. Впоследствии может выясниться, что они одаренные.
Родители не водят детей в библиотеки
В каждой большой библиотеке есть хороший читальный зал, множество интересных игр и программ. Обычно библиотекарями работают умные, начитанные и неравнодушные люди. Им удается заинтересовать даже тех, кто читать вовсе не любит.
Может ребенок начнет читать сам?
Может и начнет, только ждать придется вечность. Обычно начальные 300 часов дети ненавидят. И только после того как начитают данное количество, процесс чтения им нравится.
Пока ребенок не научиться бегло, свободно читать, для него это каторга. Дети не любят себя нагружать и переутомлять. Поэтому на начальном этапе, родителям надо приложить усилия.
Рекомендуется составить таблицу. Допустим:
- 1 марта. 6 минут;
- 2 марта. 10 минут;
- 3 марта. 12 минут;
- 4 марта. 16 минут;
- 5 марта.16 минут.
Вот и прочитан первый час. Остается еще 299. Следует заинтересовать ребенка. Пообещать, что после того, как он прочитает 300 часов, ему подарят собаку, кошку, железную дорогу и т.д.
Родители не хитрят
Если процесс чтения идет тяжело, можно купить ребенку набор фокусника. Для того чтобы показать хоть один фокус, придется несколько раз прочитать инструкцию. Вот пусть и читает, вникает без посторонней помощи. Главное не давать детям показывать фокусы, пока они досконально не изучат инструкцию.
Не принято слушать аудиокниги
У большинства родителей есть автомобили. Бывает, что дети проводят в дороге много времени. Рекомендуется записать на съемный носитель аудиокнигу начитанную одним актером. Ребенок это воспринимает лучше, чем аудиоспектакли. Приблизительно через месяц уже будет заметен результат.
И скорее всего он порадует родителей.
Всецело доверяют школьной программе
Ребенок, практикующий домашнее чтение, гораздо легче усваивает школьную программу. Если человек в состоянии прочитать за несколько дней роман, ему не составит особого труда осилить «Отцы и дети». Учителя сами советуют как можно больше читать с детьми дома. Таким образом, ученикам легче даются школьные предметы.
Никто не отменяет уроки и домашнее задание. Выполнять их необходимо. Но если занятия в школе не оставляют времени на другое развитие, в частности чтение, это нехорошо.
Упущенное время
Психологи утверждают, что лучшее время для того, чтобы чтение стало одним из любимых занятий — 4-6 классы. Не следует на ребенка давить школьной программой примерно до седьмого класса. Практика показывает, что люди, достигшие в жизни определенного успеха, начинали всерьез заниматься только с восьмого класса. А до этого времени постоянно читали, читали, читали. Это и послужило фундаментом будущего успеха.
Источник: detki.guru