Почему у лили брик не было детей

Избавившись от надоедливого Маяковского, Лиля с головой окунулась в любимое занятие – флирт и романы. Если верить адвокату и писателю Аркадию Ваксбергу, с одним из поклонников Лиля отправилась в Петроград, и на обоих пришлась одна койка. Легли валетом, и, когда погасили свет, тот впился ей в ноги, но харрасмент не закончился ничем. В Петрограде носился за ней как сумасшедший, на обратном пути ехали уже втроем с Борисом Кушнером. «Обожателя отослали спать на верхнюю полку, а на нижнюю Лиля легла вместе с Кушнером: по той же «модели» – голова к ногам. Теперь уже Кушнер «впивается в ноги» и получает тот же афронт. »

Лиля тогда блистала. На публичных чтениях Маяковского ее имя называлось громко, во всеуслышание: «Посвящается Лиле Юрьевне Брик». Ваксберг пишет: «Многие годы спустя писатель Вениамин Каверин рассказывал интервьюеру, вспоминая 1920 год: «Как-то [в Петрограде] я был у Шкловского. Туда пришел Маяковский с Лилей Брик – прелестной, необыкновенно красивой, милой женщиной, которая мне очень нравилась тогда. Она была очень молода и хороша».

Что бы ни таилось за этой магией – изящность, остроумие, нетривиальность суждений, живость лица, ослепительная улыбка или скакавшие в карих глазах чертенята, обещавшие жаркую ночь любви, но в Лилину постель попадали люди значительные. Она стала спать с искусствоведом Николаем Пуниным. Выпускник Царскосельской гимназии заведовал Петроградским ИЗО Наркомпроса, служил комиссаром при Русском музее и Государственном Эрмитаже. К тому времени он уже издал книги «Японская гравюра» и «Андрей Рублев». Блестяще образованный, тонкий, в глазах Лили он был прямой противоположностью увальню Маяковскому.

Маяковский, видимо, почти не читал, по крайней мере толстых книг (Лев Кассиль в беседе с нейроморфологом Григорием Поляковым характеризовал эрудицию поэта как слабую): не хватало терпения и усидчивости долистать до конца хоть один роман. Писал с миллионом орфографических ошибок.

Не особенно интересовался музеями или историческими достопримечательностями – предпочитал бильярд, карты, рулетку и прочие азартные игры (в этом пристрастии они с Лилей совпадали). Надиктовывать на почтамте телеграммы любил больше, чем писать письма. Вообще был человеком устной, а не письменной культуры, сочинял всегда на ходу. Искусство, наука и техника вне человека его мало интересовали.

Наверное, не просто так, не совсем впустую многим казалось, что Брик, при всем восхищении громадой поэтического таланта, к Маяковскому-человеку относилась слегка снисходительно. Он все же был не из их с Осипом круга.

Характерно то, что пишет живущая в США мемуаристка, дочь советского литфункционера Вадима Кожевникова Надежда (замечу в скобках, что тележурналист Дмитрий Киселев приходится ей деверем): «Неискоренимое плебейство Маяковского, вкусившего уже славу, Лилю бесило. По ее почину он заменил гнилые зубы искусственными, ослепительными.

Одевался не как прежде, апашем, а безупречным джентльменом. Но нутро-то никуда не денешь. В переписке с Маяковским Лиля с отменным артистизмом, лицедейством поддерживала пошловато-приторную манеру его к ней посланий. В письмах к Эльзе стиль у нее совершенно иной. Доверительное общение равных, а Маяковский – чужой».

Впрочем, ледниковый период продлился не очень долго, потому что осенью 1920-го Лиля открыто выходит с Маяковским в свет. Чуковский, видно, мучившийся угрызениями совести после скандала с сифилисом, соблазняет поэта предложением пожаловать в Петроград и пожить в Доме искусств со столовой и бесплатным бильярдом. «Прибыл он с женою Брика, Лили Юрьевной, которая держится с ним чудесно: дружески, весело и непутанно.

Видно, что связаны они крепко – и сколько уже лет: с 1915. Никогда не мог я подумать, чтобы такой ч[елове]к, как Маяковский, мог столько лет остаться в браке с одною», – записывает Корней Чуковский в дневнике 5 декабря 1920 года. А два дня спустя отмечает: «Все утро Маяк[овский] искал у нас в библиотеке Дюма, а после обеда учил Лилю играть на биллиарде. Она говорит, что ей 29 лет, ему лет 27–28, он любит ее благодушно и спокойно».

15-12-1_b1.jpg
. но при этом охотилась на чужих мужчин,
за что ее не любила Анна Ахматова.
Натан Альтман.
Портрет Анны Ахматовой.
1914. Русский музей

Однако еще незадолго до этих благодушия и спокойствия в душе у Лили бурлили лихие страсти. Неизвестно, догадывался ли Маяковский, что Пунин, присутствовавший на его выступлении в Петрограде перед учениками Тенишевского коммерческого училища, амурничал с его Лиличкой.

Еще в мае 1920-го музейный комиссар записывает в дневнике: «Зрачки ее переходят в ресницы и темнеют от волнения; у нее торжественные глаза; есть что-то наглое и сладкое в ее лице с накрашенными губами и темными веками, она молчит и никогда не кончает… Муж оставил на ней сухую самоуверенность, Маяковский – забитость, но эта «самая обаятельная женщина» много знает о человеческой любви и любви чувственной. Ее спасает способность любить, сила любви, определенность требований. Не представляю себе женщины, которой я мог бы обладать с большей полнотой. Физически она создана для меня, но она разговаривает об искусстве – я не мог…»

Судя по этой записи, Пунина Лиля сильно возбуждала. Впрочем, не очень понятны некоторые моменты: как именно забитость Маяковского и сухая самоуверенность Осипа отражались на ее поведении в кровати? Почему она никогда не кончала и что же в этом хорошего? Скорее всего Пунин здесь имеет в виду Лилину ненасытность. Феромоны при их встречах явно бурлили не на шутку.

Пунину, очевидно, нравилось, что Лиля знает свое тело и понимает, чего она хочет в постели, не зажимаясь и не комплексуя («определенность требований»). Однако Лиля, привыкшая вещать о высоких материях, не могла ограничиться только сексом. Она спала с историком искусства, и после сплетенья тел ей хотелось сплестись с ним языками. Пунину же разговоры с ней претили – то ли потому, что Лиля своими суждениями недотягивала до его уровня, то ли оттого, что он в принципе не считал женщин достойными собеседницами. Ясно одно – роман разворачивался не так, как хотелось Лиле: мужчина желал ее тело, но не был влюблен в нее.

Пунин продолжает: «Наша короткая встреча оставила на мне сладкую, крепкую и спокойную грусть, как если бы я подарил любимую вещь за то, чтобы сохранить нелюбимую жизнь. Не сожалею, не плачу, но Лиля Б[рик] осталась живым куском в моей жизни, и мне долго будет памятен ее взгляд и ценно ее мнение обо мне. Если бы мы встретились лет десять назад – это был бы напряженный, долгий и тяжелый роман, но как будто полюбить я уже не могу так нежно, так до конца, так человечески, по-родному, как люблю жену». (Он тогда был женат на Анне Евгеньевне Аренс, дочери генерала флота из старинного немецкого рода и одной из первых женщин-врачей в России.)

Тем не менее Брик увлеклась Пуниным не на шутку. Они продолжали встречаться. В июне Пунин поверяет дневнику подробности: «Когда так любит девочка, еще не забывшая географию, или когда так любит женщина, беспомощная и прижавшаяся к жизни, – тяжело и страшно, но когда Л. Б., которая много знает о любви, крепкая и вымеренная, балованная, гордая и выдержанная, так любит – хорошо. Но к соглашению мы не пришли. Вечером я вернулся от нее из «Астории», где нельзя было говорить, и позвонил; в комнате она была уже одна, и я сказал ей, что для меня она интересна только физически и что, если она согласна так понимать меня, будем видеться, другого я не хочу и не могу; если же не согласна, прошу ее сделать так, чтобы не видеться. «Не будем видеться». – Она попрощалась и повесила трубку».

15-12-3_b2.jpg
И обнажалась она красиво. Фото Осипа Брика

Шведский славист Бенгт Янгфельдт из этих записей заключает, что в отношениях с мужчинами для Лили был важен не столько секс, сколько власть над ними и постоянное подтверждение собственной неотразимости. Из дневника Пунина 1923 года ясно, что она еще долго не могла оправиться от удара (как? кинула не она! кинули ее саму! просто использовали как самку, для животных утех, ни в грош не оценили ее понимание искусства!). «Л. Б., – пишет Пунин, – говорила о своем еще живом чувстве, о том, как много «ревела» из-за меня. «Главное, – говорила она, – совсем не знала, как с вами быть; если активнее – вы сжимаетесь и уходите, а когда я становлюсь пассивной, вы тоже никак не реагируете». Но она одного не знает, что я разлюбился, что вообще ничего не могло быть без влюбленности, какая бы она, Лиля, ни была… Л. Б. думает, что не неравнодушен, что я не как камень сейчас по отношению к ней. Она гладила мою руку и хотела, чтобы я ее поцеловал, я ее не поцеловал, помня Ан[ну]».

Читайте также:  Как выглядит девочка которая озвучивает машу

Натиск снова провалился! Соблазнение не удалось. Самонадеянная Лиля натолкнулась на равнодушие. Кстати, под «Ан.» в этой записи имеется в виду не Анна Аренс, а Анна Ахматова, с которой Пунин сошелся как раз в 1923 году. Жили они, кстати, тоже втроем: сам Пунин, жена Анна и любовница Анна.

Так ему было удобнее: жена занималась домашним хозяйством (к которому Ахматова была не способна) да еще и зарабатывала на всю семью. По воспоминаниям современников (к примеру, Лидии Чуковской), видно, что Пунин и вправду был немножко женоненавистником. Он сам пописывал стихи и, ревнуя к таланту Ахматовой, всячески затаптывал ее уверенность в себе: за 16 лет нелегкой жизни с ним – жизни на птичьих правах в доме законной жены любовника, жизни, в которой были и аресты, и невзгоды, – она почти не писала стихов. Видно, он в принципе не очень любил разговаривать с женщинами о чем-то серьезном.

Наверное, Ахматова что-то слышала от Пунина и о Брик (может, тот в постели неосторожно похвалил темперамент рыжей любовницы?) и по этой причине недолюбливала ее. В разговоре с дочкой Чуковского Лидией речь зашла о Лиле, и Анна Андреевна обронила: «Я ее видела впервые в театре на «Продавцах славы», когда ей было едва 30 лет. Лицо несвежее, волосы крашеные, и на истасканном лице – наглые глаза». Возможно, причиной этой затаенной нелюбви было и то, что в треугольниках Анны Ахматовой (и с Николаем Гумилевым, и с Владимиром Шилейко, и с Николаем Пуниным) она всегда была второй женщиной, а Лиля Юрьевна в своих – всегда единственной.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник: www.ng.ru

Лиля Брик заставила Маяковского отказаться от дочери и разлучила с невестой

Маяковский и Брик на курорте в Германии. 1925 год.

«Рыжая бестия, балансировавшая на грани добра и зла» — так называли Лили Брик современники. О том, какую роль она сыграла в жизни гения, «Комсомолке» рассказала биограф и старший научный сотрудник Музея имени В. В. Маяковского Марина Краснова.

Отбила у сестры

разглядела просто мальчика.

как девочка мячиком» — так напишет поэт о Лили (это ее настоящее имя, Лилей ее стал называть Маяковский).

— Брик действительно играла и манипулировала Маяковским, имела над ним власть и фактически режиссировала его жизнь, — полагает исследователь их взаимоотношений Марина Краснова. — Сначала Владимир Маяковский в 1915 году ухаживал за младшей сестрой Лили Эльзой. Позже Эльза эмигрировала в Париж, где вышла замуж за известного поэта Луи Арагона.

А тогда, летом 1915-го, Эльза привела своего кавалера Владимира Маяковского в квартиру в Петрограде, где жили Лиля и ее муж Осип Максимович Брик. В момент знакомства Лиле было 25, а Владимиру — 22.

Там Маяковский впервые прочел свою поэму «Облако в штанах». Как вспоминала Лиля, он стоял в дверном проеме с рукописью, и, когда начал читать, казалось, просто рассказывал о том, что наболело. Это произвело большое впечатление, в первую очередь на Осипа. Взяв рукопись, он ходил с ней по комнате и твердил, что Маяковский определенно очень талантлив и он, Брик (на тот момент преуспевающий коммерсант), проплатит издание его поэмы. А гость подошел к Лиле и, не стесняясь присутствия Эльзы, спросил: «Можно, эту поэму я посвящу вам?» И написал на первой странице рукописи: «Посвящается Лиле Юрьевне Брик».

Лиля не стеснялась наготы и проповедовала свободную любовь. Фото: mayakovskij.ru

Лиля не стеснялась наготы и проповедовала свободную любовь. Фото: mayakovskij.ru

— Сначала она не приняла ухаживаний Маяковского, сопротивлялась почти два года, — отмечает Марина Краснова.

«Это было нападение, — сообщит в воспоминаниях Лиля Брик. — Володя не просто влюбился в меня, он напал. Два с половиной года не было у меня спокойной минуты — буквально. Меня пугали его напористость, рост, его громада, неуемная, необузданная страсть».

Но все-таки Лиля сдалась.

В 1918 году влюбленные обменялись символическими кольцами. На одном были выгравированы его инициалы. На втором — ее инициалы, написанные по кругу, — ЛЮБ. Если вращать кольцо и читать по кругу, получалось: люблю. О своем обручении Лиля сообщила сестре Эльзе: «Я сказала Осе, что мое чувство к Володе проверено, прочно и что я ему теперь жена.

И Ося согласен».

Аудио: Лиля Брик заставила Маяковского отказаться от дочери и разлучила с невестой

«Я занималась любовью с Осей, а Володя плакал на кухне»

Современники отмечали, что Лиля Брик не была красоткой. Тяжелая нижняя челюсть, большая голова. Но все сходятся во мнении, что она относилась к тем женщинам, которых называют роковыми — притягивала мужчин как магнит.

— Ее гипнотическое влияние на Маяковского остается загадкой, — сообщил «КП» писатель Федор Раззаков, автор многих биографий известных людей. — Возможно, причина в ее гиперсексуальности.

В моменты сильного эмоционального волнения у Лили на лице начинался тик. 13-летней гимназисткой она влюбилась в 17-летнего Осипа Брика, старшего брата ее подруги, он вел у них кружок, где изучали политэкономию. Именно его холодность довела Лилю до тика и выпадения волос. Но она добилась любви Брика.

26 марта 1912 года они сыграли свадьбу, а через два года, по воспоминаниям Лили Юрьевны, «мы физически с ним как-то расползлись». Тем не менее, проповедуя свободную любовь, она оставалась в психологическом плену у своего мужа. И даже ради любви к Маяковскому не собиралась уходить от супруга.

Дочь поэта Хелен Патриция Томсон живет в США.

Дочь поэта Хелен Патриция Томсон живет в США. Фото: Евгения ГУСЕВА

«Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал…» — однажды призналась Лиля Брик Андрею Вознесенскому. «Она казалась мне монстром, — подытожил Вознесенский. — Но Маяковский любил такую. С хлыстом. »

— Лиля не видела в замужестве никакой преграды, — продолжает Марина Краснова. — Брик вызывала у Маяковского бурю эмоций, которые он выплескивал в своих стихах. Сама Лиля считала, что ему полезно страдать: «Пострадает-пострадает и напишет что-нибудь гениальное». Она, безусловно, повлияла на его творчество. Но и самому Маяковскому нужны были встряски. Он словно бы творил в любовном угаре.

Квартира-бордель

В 20-е годы Лиля и Осип окончательно перебираются в Москву.

— Брики и Маяковский получили комнаты в одной коммунальной квартире. Одну комнату занимал Маяковский, вторую — Осип Максимович. А третья — большая комната. В ней шторкой была отгорожена кровать Лили, — рассказывает Марина Краснова. — Как вспоминал Маяковский, бордель по сравнению с этой квартирой — просто церковь. Двери здесь не закрывались сутками, в большой комнате собиралось много народу, играли в карты, флиртовали.

В 1926 году он купит квартиру в Гендриковом переулке (ныне переулок Маяковского) и пропишет туда и Лилю, и Осипа Брик. Именно Лиля займется обстановкой этой квартиры. Только одну из четырех комнат занимает сам поэт.

— Их любовный треугольник напоминал шведскую семью: жили втроем в одной квартире, — рассказывает Федор Раззаков. — Как распределились роли в этой странной семье, неизвестно. Кажется, каждый из них жил своей личной жизнью, и все же они были вместе.

Русская эмигрантка Елизавета Зиберт (Элли Джонс) - мать Хелены Патриции Томсон. Фото: личный архив.

Русская эмигрантка Елизавета Зиберт (Элли Джонс) — мать Хелены Патриции Томсон. Фото: личный архив.

— Наверное, в какой-то момент отношения Лили и Владимира перешли в дружеско-партнерские, но при этом очень близкие и доверительные, — продолжает эксперт Марина Краснова. — Маяковский, став известным, фактически будет содержать и Лилю, и ее мужа. Выполнять ее прихоти. Привезет из Парижа в 28-м году «Рено» по ее заказу. Будет постоянно покупать за границей импортные вещи. Она же в ответ на его письма с признаниями в любви просила денег.

Посвятил стихи другой женщине

— Даже несмотря на то, что Маяковский напишет: «Я теперь свободен от любви и от плакатов», его свобода будет лишь видимой. Лиля — очень образованная, умная, уравновешенная — продолжала режиссировать его жизнь, — считает наш эксперт.

К примеру, когда у поэта возникла мысль жениться на студентке Наталье Брюханенко, Лиля написала ему письмо: «Володечка, до меня доходят слухи, что ты серьезно решил жениться. Не делай этого, пожалуйста!» И он ее послушал. Она никогда ему не устраивала сцен, истерик. Всегда действовала очень мудро: «Надо внушить мужчине, что он гениальный. И разрешить ему то, что не разрешают дома.

Читайте также:  Что необычного в островах озера титикака

Остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье».

Но порой и выдержанную Лилю Маяковский выводил из равновесия. Очень болезненно она приняла известие о рождении в 1926 году в Америке его дочери от русской эмигрантки Элли Джонс. Сама Брик несколько раз в молодости делала аборты, после чего детей иметь не могла.

Будущего классика специально познакомили с Татьяной Яковлевой (на фото), чтобы погасить его чувства к американке Элли Джонс. Фото: mayakovskij.ru

Будущего классика специально познакомили с Татьяной Яковлевой (на фото), чтобы погасить его чувства к американке Элли Джонс. Фото: mayakovskij.ru

— Американская дочь Маяковского жива, — уточняет Краснова. — Она приезжала к нам в музей. Называет себя Еленой Владимировной Маяковской. А вообще она по паспорту Хелен Патриция Томсон. Есть свидетельства, что Маяковский и дочка один раз виделись в Ницце, когда ей было два с половиной года. Но поэт о рождении дочери в Америке не распространялся — для советского времени это было бы вызовом.

Когда Лиля узнала про его встречу с дочкой, испугалась, что Владимир может к ней привязаться. И тогда по просьбе Лили ее сестра Эльза познакомила Маяковского в Париже с эффектной русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. План сработал: поэт перестал общаться с матерью девочки, сосредоточив внимание на новой возлюбленной.

Его чувство оказалось настолько сильным, что уже через неделю он сделал Яковлевой предложение. А вернувшись из Парижа в Россию, публично прочитал свои стихи, посвященные Татьяне Яковлевой. Лиля назвала это предательством.

Маяковского больше не выпустят за границу, он не сможет поехать к Яковлевой, к которой обещал вернуться. Невыездным Маяковский стал, как считается, благодаря стараниям Лили.

Русская рулетка

Чтобы отвлечь Маяковского от переживаний по Яковлевой, Лиля знакомит его с актрисой Вероникой Полонской. Причем на этот раз она выбирает женщину несвободную. Полонская была замужем за актером Яншиным, поэтому, как виделось, опасности не представляла. Примерно год Владимир и Вероника встречались. Но замужество Полонской в какой-то момент стало камнем преткновения.

Маяковский начал требовать, чтобы она ушла от мужа, бросила театр.

От женитьбы на Наталье Брюханенко Лиля Брик отговорила своего бывшего возлюбленного письмом. Фото: mayakovskij.ru

От женитьбы на Наталье Брюханенко Лиля Брик отговорила своего бывшего возлюбленного письмом. Фото: mayakovskij.ru

14 апреля 1930 года они встретились в его комнате на Лубянке. Владимир умолял ее уйти от супруга, говорил, что скоро получит квартиру и они смогут жить отдельно от Бриков. Вероника отвечала, что театр она не бросит — это ее жизнь. В ответ услышала: «Тогда уходи сейчас же!» Она вышла. и услышала выстрел. Когда Полонская вбежала в комнату, Маяковский еще был жив.

Он сыграл в русскую рулетку — выстрелил себе в сердце и погиб.

— Причин самоубийства много, — объясняет Марина Краснова. — Маяковский был по жизни игрок. История с Вероникой Полонской — это такая игра со смертью: мол, если она сейчас останется, то я не буду стреляться, а если уйдет, то буду. Он хватался за Полонскую, как за соломинку. Предсмертное письмо написал 12 апреля 1930 года, а только 14 апреля застрелился.

Вообще он находился тогда в тяжелом состоянии — и душевном, и творческом, и физическом. В тот период негативно восприняли его пьесы «Баня» и «Клоп». Критики сообщали, что он исписался, что его пьесы — не жизненные.

Позже Лиля Брик признавалась, что это была не первая попытка суицида. Однажды он ей позвонил и сказал, что стреляется. Она ответила: «Подожди, без меня не стреляйся». Когда она добежала до него, он открыл дверь и сообщил: была осечка, «больше без тебя решил не стреляться». Маяковский был подвержен перепадам настроения, жил на грани.

Поэт звал Лилю Кися, Кисик, она его — Щен, Щененок, и это отражало суть их отношений. Лиля Брик, как кошка, гуляла сама по себе, Маяковский был предан ей по-собачьи. Разорвала эту связь только пуля.

Позже Лиля напишет в воспоминаниях, что после смерти Маяковского ей приснился сон: Володя к ней пришел, она его ругает за то, что он сделал. А он вкладывает ей в руку пистолет и говорит: «Ты сделаешь то же самое». Сон отчасти сбылся: Брик покончила с собой в 87 лет, выпив смертельную дозу снотворного.

Вероника Полонская - последняя любовь короля рифмы. Фото: kino-teatr.ru

Вероника Полонская — последняя любовь короля рифмы. Фото: kino-teatr.ru

ВЕРСИЯ

Любовница поэта была агентом спецслужб?

— По одной версии, Лиля Брик была сначала осведомителем, а затем тайным сотрудником ОГПУ, — рассказывает писатель Федор Раззаков. — Отчасти она и держала Маяковского на коротком поводке и во всем его контролировала по заказу чекистов. Кстати, именно Лиля ввела в круг знакомств Высоцкого Марину Влади, возможно, тоже не без ведома спецслужб.

Но никаких доказательств ее секретной работы нет. Есть только косвенные подтверждения. Ей разрешали держать что-то вроде салона, в котором бывали сливки общества, интеллигенция. Чекисты таким образом отслеживали настроения в среде интеллигенции, добывали в этом салоне информацию. Факт, что ее муж работал на спецслужбы.

А ей, видимо, не случайно разрешалось выезжать за границу много раз в год, что не позволялось обычным людям.

Валерий Золотухин тоже намекал на причастность Лили Брик к спецслужбам. Сама она хвалилась, что имеет значок почетного чекиста.

— Версия, что она могла быть агентом ОГПУ, существует, но я ее не разделяю, — спорит эксперт Марина Краснова. — И уж точно Брик крутила Маяковским не по чьему-то приказу, а потому что сама этого хотела.

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Источник: www.kp.ru

Лиля Брик

История мировой литературы бережно хранит имена дам, ставших музами для влюбчивых писателей и поэтов. Их образы, овеянные дымкой давно угасших страстей, запечатлены в неподвластных времени жанрах — прозе и поэзии. Яркой представительницей этой редкой породы слабой половины человечества была обладательница уникального чутья на таланты Лиля Брик. Барышня, которой посвящал свои стихи гениальный футурист Владимир Владимирович Маяковский, не оставляла равнодушными ни мужчин, ни женщин. Ею либо восхищались, либо ненавидели.

Детство и юность

Лиля Брик родилась 11 ноября 1891 года в обосновавшейся в Москве благополучной семье. По национальности она еврейка. Глава семейства Урий Александрович Каган работал юристом, а в свободное время читал книги и посещал литературно-художественные кружки. Мать Елена Юльевна (в девичестве Берман), окончившая Московскую консерваторию, воспитывала детей и поддерживала в доме культ музыки и поэзии.

Лиля и ее младшая сестра Эльза с детства свободно разговаривали на немецком и французском языках, играли на рояле и получили образование в частной гимназии. Из биографии звезды авангарда известно, что учеба будущей музе Маяковского давалась тяжело. Но после выпуска в 1908 году из гимназии Лиля решила стать математиком и целый год проучилась на высших женских курсах. Затем последовали институты архитектуры и живописи, а также Мюнхенский университет.

Личная жизнь

Терпкое обаяние Лили завораживало мужчин, а шлейф ее природной сексуальности притягивал и будоражил кровь. Брик знала секреты обольщения и умело ими пользовалась. Когда Лиле было 17 лет, в нее влюбился родной дядя и начал настойчиво требовать руки племянницы. Родители от греха подальше отправили дочь к бабушке.

Молодая Лиля Брик

Чтобы чем-то занять чадо, они наняли для Лили преподавателя, обучавшего ее игре на фортепиано, но юное дарование в скором времени забеременело от наставника. Дабы избежать огласки, аборт сделали в провинциальной клинике. Прошедшая неудачно операция навсегда лишила Лилю возможности познать прелести материнства.

Осип Брик

Хотя сама муза поэта уже в молодости считала институт семьи и брака пережитком прошлого, с которым нужно бороться, в ее жизни было 3 официальных брака. Первым мужем барышни стал Осип Брик. Их свадьба состоялась в марте 1912 года. Молодые люди обвенчались по еврейскому обряду, но не в синагоге, а дома. Родители Лили были счастливы, что дочь, демонстрирующая свой необузданный любовный темперамент с 13 лет, наконец-то образумилась.

Читайте также:  Статус про мужика который называет жену старухой

Лиля Брик и Осип Брик

Но если отец и мать Брик радовались браку дочери, то родители Осипа переживали из-за союза сына с ветреной девушкой. Дабы уберечь родных от нервных срывов, Осипу приходилось писать им длинные письма. Супружеское счастье влюбленных продолжалось до того, как их идиллию разрушил Маяковский.

Владимир Маяковский

Амурный треугольник Осип — Лиля — Маяковский образовался в 1915 году. Тогда младшая сестра Лили, 16-летняя Эльза, привела в дом Бриков поэта, с которым у нее в то время был роман. Стоит отметить, что изначально Владимир Владимирович не произвел на Лилю никакого впечатления. Высокорослый, с грубыми чертами лица и хамоватым поведением мужчина не вызвал в ней никаких положительных эмоций.

Все изменилось после того, как футурист по просьбе Эльзы прочел свою поэму «Облако в штанах». В тот же миг Лилю накрыла волна доселе неизвестного чувства, навсегда изменившего ее жизнь. Примечательно, что после декламации творения писатель, плененный обаянием Брик, посвятил Лиле произведение, первоначально адресованное другому объекту страсти — Марии Денисовой.

Муж отнесся к новой страсти жены с пониманием. В мемуарах Лиля писала, что в год появления в их доме Маяковского между ней и Осипом был заключен негласный договор. Суть соглашения сводилась к тому, что каждый из супругов живет своей жизнью, но о разводе речи идти не может. Владимиру Владимировичу этот договор был явно не по душе: поэт хотел, чтобы возлюбленная принадлежала только ему.

Правда, несмотря на то что незримое присутствие в их амурных делах законного мужа было Маяковскому в тягость, решение, принятое свободолюбивой Брик, он не оспаривал. В итоге литератор сменил ненависть на милость. Писатель прикипел к супругу Лили и в какой-то момент даже ощутил в нем потребность. Брик стал для футуриста не только другом, но и редактором и меценатом. Достоверно известно, что Осип на собственные сбережения издал поэму «Облако в штанах».

По словам самой Лили, Брик и Маяковский — две не связанные друг с другом любви. В этом треугольнике один был для нее возлюбленным, а второй — родственной душой.

Лиля Брик и Владимир Маяковский

Лиля стала для Маяковского не только музой, но и имиджмейкером. Она заставила поэта пойти к дантисту (Маяковский панически боялся врачей) и настояла на том, чтобы он купил вставную челюсть. Барышня следила за тем, как Владимир одевается, именно благодаря ей писатель стал иконой стиля.

Лиля определенно повлияла на творчество Маяковского, но говорить о том, что именно она сделала его поэтом, излишне. К 1915 году он был уже известной личностью в литературных кругах. Отношения с Брик наполнили лирику писателя неизбывным трагическим пафосом. Примечательно, что экстравагантная особа сознательно изматывала поэта. Она была уверена, что страдание — неотъемлемая часть хорошей поэзии.

Их отношения окончательно разладились после того, как Лиля узнала, что, помимо нее, Владимир посвящает стихи и другим дамам. 14 апреля 1930 года Маяковский покончил с собой. Брик, тяжело переживавшая трагедию, написала письмо Иосифу Сталину, организовав с его разрешения музей имени Маяковского.

Другие браки и отношения

В молодости Брик не ограничивалась официальными отношениями. Так, Николай Пунин, будущий гражданский муж Анны Ахматовой, стал для Лили очередной страничкой в ее личной жизни. За несколько лет до встречи с поэтессой искусствовед увлекся возлюбленной Маяковского. Несмотря на серьезные намерения дамы, мужчина нашел в себе силы признаться, что испытывает к ней только сильное влечение. Лиля сумела сама разорвать столь опасный для нее союз.

Сразу после смерти Владимира Владимировича Лиля развелась с Осипом Бриком и вышла замуж за Виталия Примакова. Когда того расстреляли, Лиля вступила в брак с литературоведом Василием Катаняном, изучавшим жизнь и творчество Маяковского. Брик увела Катаняна из семьи и прожила с ним около 40 лет.

При этом обольстительница продолжала нравиться мужчинам и в старости. По воспоминаниям современников, Лиля сама проявляла инициативу для сближения с теми, кто ей был симпатичен. Казалось, она готова отдать спутнику все.

Литературный салон

С тех пор как в квартире Бриков появился Маяковский, судьба подарила Лиле встречи с выдающимися литераторами: Борисом Пастернаком, Виктором Шкловским, Велимиром Хлебниковым, Давидом Бурлюком и Николаем Асеевым. Во многом этому способствовало неотразимое обаяние незаурядной личности музы Владимира Владимировича.

Лиля Брик на плакате

Их дом был неким аналогом прошлых литературных салонов, хозяйкой которых неизменно была Лиля, а главной фигурой — Маяковский. Помимо писателей, на литературных вечерах часто появлялись деятели культуры и искусства Майя Плисецкая, Родион Щедрин.

Фильмы

В июле 1926 года Брик работала ассистентом режиссера Абрама Роома на съемках киноленты «Еврей и земля». Советский пропагандистский документальный фильм был посвящен процветавшему в 1920-х годах антисемитизму в СССР. В 1927 году вышел фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроем»).

Режиссера Абрама Роома и сценариста Виктора Шкловского упрекали в том, что название картины, в основе сюжета которой лежит история любви Лили, Владимира и Осипа, принижает достоинство влюбленных. Весной 1928 года Брик уже в качестве режиссера в сотрудничестве с Виталием Жемчужным сняла фильм «Стеклянный глаз».

Мода и русский авангард

Лиля была не только одной из самых скандальных фигур советской действительности, но и иконой стиля. Интерес к миру моды был страстью, которой она жила. Это Брик выкрасила стены своей комнаты в синий цвет, чтобы оттенить белизну кожи и ржавое золото волос. Это она одевалась в парижские наряды в то время, когда все остальные носили мешковатую продукцию фабрики «Большевичка». Это Брик разъезжала по улицам на собственном автомобиле, являясь второй после жены французского посла женщиной-водителем в столице.

С Францией Лилю связывал брак сестры: Эльза Триоле после замужества жила в Париже и постоянно высылала в Россию платья, сшитые на заказ французскими портнихами, модные аксессуары, шелковое белье и духи. Любимая женщина Маяковского обожала Guerlain. Лиля знала толк в ароматах: в последний путь ее проводили, окутав волной дурманящего «Опиума» от Yves Saint Laurent.

Кстати, с именитым французским модельером Лиля Брик случайно познакомилась в Шереметьево в 84 года. Ожидая посадки на парижский рейс, Ив Сен-Лоран в толпе неказистых женщин обратил внимание на стильную незнакомку в зеленой шубке от Диора. Знакомство переросло в тесную дружбу.

Лиля Брик в старости

В гардеробе Лили появились наряды, сконструированные мэтром мировой моды именно для нее: блузы с рукавами буфф, брюки из фиолетового бархата, серебряно-синий казакин, пальто из бордового сукна. А в честь 85-летия доброй приятельницы кутюрье устроил обед в парижском ресторане, для которого сшил Лиле Юрьевне шикарное платье из бархата и тафты.

Смерть

В 86 лет Лиля сломала шейку бедра и, чтобы не мучиться самой и не быть в тягость окружающим, покончила жизнь самоубийством. Большая доза снотворного стала причиной смерти музы Маяковского. Это случилось 4 августа 1978 года.

Прах Брик развеяли под Звенигородом (село Бушарино, Одинцовский район Московской области), а на месте совершения обряда прощания установили могильный камень с надписью «Л. Ю. Б.» (Лилия Юрьевна Брик). Эти же 3 буквы Маяковский выгравировал на кольце, с которым муза авангарда не расставалась ни на секунду. Подарок любимой — перчатку с буквами М и W — сам Владимир Владимирович хранил всю жизнь.

Стоит отметить, что за 2 года до трагедии Брик уже пыталась совершить самоубийство. Правда, тогда ее попытка уйти из жизни больше напоминала отрепетированный спектакль. Скорая, прибывшая в день премьеры на представление, обнаружила на столе прощальную записку, в которой Лиля просила никого не винить в ее смерти. После душещипательных речей была подпись и название препарата, который она приняла, чтобы покинуть этот бренный мир.

Память

Несмотря на противоречивое отношение к Брик со стороны современников, память о возлюбленной Маяковского сохранилась не только благодаря его произведениям. Была выпущена биографическая книга Алисы Ганиевой «Ее Лиличество на фоне Люциферова века». Любви двух сердец посвящена песня Марка Тишмана и Юлии Паршуты «Как Лилю Брик любил Маяковский». Трек вышел в 2022 году. В сериале «ВМаяковский» героиню сыграла Чулпан Хаматова.

Интересные факты

  1. Брик была музой не только Владимира Маяковского, а всего советского авангарда. Поэт познакомил ее с Александром Родченко — фотографом, графиком, основоположником конструктивизма. Он много лет сотрудничал с Лилей, делая из ее фото коллажи. Было создано множество плакатов, но самым известным стала реклама «Покупайте книги Ленгиза».
  2. По паспорту Брик была Лили. Ее назвали в честь возлюбленной Гёте Лили Шенеман.
  3. Не было секретом для литераторов того времени, что оба супруга сотрудничают с ОГПУ. Борис Пастернак отмечал, что на вечерах чувствовал себя «как на полицейском допросе», а Анна Ахматова произнесла фразу о том, что в доме Бриков «писатели встречаются с чекистами».

Источник: 24smi.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today