В чем проблема? Многих родителей интересует, действительно ли учителя имеют право забирать телефон, утверждая, что это не прихоть школы, а распоряжение Министерства образования РФ. Резонансное заявление было опубликовано к 1 сентября 2022 года.
Как правильно? Но если внимательнее прочитать постановление, оказывается, что ученику запрещено пользоваться гаджетом во время уроков. Значит ли это, что учитель может телефон попросту забрать? И что делать, если ученик игнорирует запрет? Разберемся.
Запрет на использование телефона в школе
1.09.2022 года отечественный государственный деятель С. С. Кравцов сообщил о введении обновленных школьных стандартов. Теперь в образовательных учреждениях нельзя использовать смартфоны в качестве средства обучения.
С. С. Кравцов напомнил о том, что сотовые телефоны лишь мешают детям учиться. Большинство педагогов и родителей поддержали министра образования, однако такая инициатива была воспринята положительно не всеми.
ИМЕЕТ ЛИ УЧИТЕЛЬ ПРАВО ЗАБРАТЬ ТЕЛЕФОН?
По закону детям запрещено пользоваться телефоном на всех уроках. Однако на переменах либо после окончания учебы ребенок возвращает в свое распоряжение девайс. После учебного процесса дети получают возможность без ограничений:
- разговаривать с одноклассниками, родственниками;
- проверять email;
- играть;
- общаться в соцсетях.
Теперь в образовательных учреждениях будут решать в индивидуальном порядке, позволять ли детям пользоваться смартфонами на уроках или же нет.
Конечно, в законе «Об образовании» не содержится прямая информация о режиме применения личных девайсов, нет такой статьи, где прописано, что учителя имеют право забирать телефон в школе. Однако нельзя игнорировать и прочие нормативно-правовые акты, и разумную практику, сложившуюся в образовательных учреждениях.
В открытом доступе до
Скачать 3 актуальных инструкции для учителя , которые помогут избежать грубых нарушений, связанных с изменениями законодательства в 2023 году
Содержание архива:
Как пройти проверку Рособрнадзора в 2023 году
Родительское собрание без конфликтов (0,6 MB)
Новый формат открытого урока (1,7 MB)
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных
В. В. Луховицкий, представитель межрегионального профсоюза «Учитель», сообщил, что на выбор того или иного решения влияет позиция администраций школ, родителей, а также учащихся.
И. В. Волынец, председатель Национального родительского комитета, утверждает, что ряд педагогов уже много лет обращаются к детям с просьбой убирать смартфоны на хранение, пока длится учеба. После того как урок закончится, ребенок может воспользоваться телефоном. Однако И. В. Волынец отмечает, что такое решение должны принять сами учащиеся.
Может ли учитель забрать телефон у ученика? #shorts
И. В. Волынец сообщила, что педагоги не должны совсем забирать смартфоны у учащихся. Оптимальный вариант – когда дети самостоятельно убирают гаджеты в сумку либо отключают звук во время уроков.
Мнение учителей и родителей разделилось относительно того, нужно ли запрещать детям пользоваться телефонами в образовательном учреждении. Большинство уверено, что стоит придерживаться решения Министерства просвещения и даже дать учителям право забирать телефон, поскольку из-за смартфонов дети отвлекаются, у них портится зрение, а также ухудшается состояние психики.
Но есть и те, кто считает, что этот девайс, наоборот, помогает в учебе. К примеру, с помощью смартфона ребенок быстро находит нужную информацию, сохраняет все необходимое.
При этом они находят неубедительными доводы тех, кто хочет запретить использование телефонов. Дело в том, что раньше, когда смартфонов не было, учащиеся все равно отвлекались на уроках, и проблема не в телефоне, а в том, что педагог не способен управлять вниманием детей.
Имеют ли учителя право забирать телефон у ученика на весь день
Учителя не имеют права забирать телефон у детей. Это прописано в Конституции РФ. Смартфон принадлежит ученику или его родителям, это значит, что педагог не может трогать собственность чужого человека.
В ситуации, когда учитель хочет забрать у ребенка девайс, его могут обвинить в хищении. Однако никто не усомнится в том, что действия педагога были бескорыстными. В таком случае уголовное законодательство не было нарушено, но при этом есть отклонения от норм Гражданского кодекса РФ и Конституции России.
Таким образом, получается, что педагог не может забрать телефон, но при этом ученик не имеет права пользоваться им на протяжении урока. При нарушении учащимся школьного устава его привлекут к дисциплинарному наказанию.
Это значит, что с родителями проведут воспитательную беседу, а в дневнике нарушителя появится замечание.
Но если педагог попытается забрать смартфон у ребенка, к нему применят соответствующие санкции.
У учителей есть много способов по закону стимулировать учащихся убирать телефон во время уроков. К примеру, педагог может ссылаться на школьный устав, запрещающий пользоваться гаджетами. Когда ребенок нарушает установленные правила, ему сделают замечание и проведут воспитательную беседу. Если учащийся постоянно игнорирует школьные порядки, его ждет исключение из школы.
Также есть меры, выходящие за законные требования, они превращаются в своеобразную корпоративную культуру учебного заведения. К примеру, директор образовательного учреждения может провести воспитательную беседу с родителями нарушителя. Когда поведение ребенка нарушает закон, учитель вправе обратиться в социальную службу либо полицию.
Поскольку учитель не имеет права забирать телефон, он может действовать по закону, чтобы повлиять на нарушителей школьного порядка. Прежде всего проводится собрание родителей. На нем учитель сообщает о том, что дети не подчиняются выдвигаемым требованиям, и просит родителей повлиять на учащихся.
Может встать вопрос о том, имеет ли педагог право отнимать смартфоны во время урока (которые фактически принадлежат не детям, а родителям). Все это может привести к тому, что родители просто запретят детям брать телефоны в школу.
Образовательные учреждения сами решают, можно ли детям пользоваться смартфонами во время обучения, однако мнение учащихся и их родителей должно учитываться. К примеру, ребенку может потребоваться телефон для того, чтобы срочно позвонить матери или отцу. Но подобные ситуации встречаются нечасто.
Вне зависимости от того, какое решение было принято в школе, каковы требования основных законов и нормативных актов РФ, смартфоны нельзя отбирать у тех детей, которым они нужны по состоянию здоровья. Некоторым детям требуется постоянно отслеживать пульс, уровень глюкозы в крови.
Юридическая сторона вопроса
Чтобы понять, могут ли преподаватели забирать на хранение смартфоны детей во время обучения, обратимся к профессиональным юристам.
Отец или мама приобрели смартфон и подарили своему ребенку, который посещает образовательное учреждение. Акт дарения состоялся, при этом владельцем устройства становится учащийся. Во время урока учитель просит у учащегося сдать телефон на время, поскольку его присутствие отвлекает во время учебы, при этом педагог обещает вернуть девайс после того, как урок закончится.
Поскольку дети, находящиеся в школе, являются дееспособными, они могут активно действовать, а также реализовывать гражданские права и выполнять обязанности гражданина Российской Федерации. Полный перечень данных прав и обязанностей определяется тем, сколько ребенку лет. (ст. 21, 26, 28 Гражданского кодекса РФ).
Учащийся – владелец смартфона, он имеет право распоряжаться своим имуществом, обладая всеми правами на телефон. В качестве собственника смартфона ребенок может как угодно пользоваться гаджетом, конечно, при условии, что его поступки являются законными, не нарушают устав школы и не притесняют права граждан (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
Значит, ребенок вправе поступать как хочет со своим смартфоном, полностью неся ответственность за принадлежащее ему имущество (ст. 211 Гражданского кодекса РФ).
Разберем, какая юридическая сделка осуществляется между педагогом и учащимся, когда ребенок соглашается положить телефон на хранение. Опытный юрист сразу определит, что эта сделка носит название «хранение».
По заключенному договору, один человек обязан сохранить имущество, которое было отдано ему другим гражданином, а затем вернуть телефон в первозданном виде (ст. 886 Гражданского кодекса РФ).
Договор хранения оформляется в письменной форме, но даже если он отсутствует, сделка не считается ничтожной. В соответствии с п. 3 ст. 887 Гражданского кодекса РФ, даже если договор не оформлен письменно, стороны-участницы могут использовать свидетелей, если возникнет спорная ситуация о соответствии имущества, сданного на время обучения, тому, что ребенку вернули после урока.
По завершению срока хранения, то есть, когда урок закончится, педагог должен вернуть учащемуся его смартфон, переданный на хранение (п. 1 ст. 900 Гражданского кодекса РФ).
Существует риск того, что ребенок захочет проучить педагога, сдав испорченный смартфон на хранение. Цели такого поведения могут быть разные, не всегда ученик стремится навредить учителю, возможно, он разбил гаджет и боится родительского наказания, стремится переложить вину за случившееся на другого. В результате ребенок говорит, что отдал преподавателю целый телефон, а вернули ему сломанный.
Преподаватель несет ответственность за кражу, а также поломку имущества, которое ему передал ученик. Об этом говорится в статье 401 Гражданского кодекса РФ (а также п. 1 ст. 901). Согласно п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, учителю придется доказать, что он не виноват в произошедшей ситуации, если со смартфоном ребенка что-то случится.
Важно отметить еще несколько нюансов: если ученик отдал во время урока свой гаджет учителю, при этом имущество было испорчено либо потеряно, убытки должны возмещаться следующим образом:
- если гаджет пропал – в размере стоимости потерянного смартфона;
- телефон был поврежден или сломан при хранении – в размере суммы, на которую уменьшилась его цена (п. 2 ст. 902 Гражданского кодекса РФ).
Скачайте бесплатно 3 инструкции от нашего методиста-психолога, которые помогут навести порядок в классе и завоевать авторитет учеников в 2023 году
Как завоевать доверие
Как успокоить возбужденный класс
Как похвалить ученика
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Забарова Ольга Павловна Экспертов методист-психолог редакции сайта «Солнечный свет»
В рассмотренной ситуации лицо, нарушившее обязательство (педагог), самостоятельно должен доказать, что не испортил смартфон. А это может быть проблематично сделать, а в ряде случаев практически невозможно.
Оптимальный вариант, когда в школьном кабинете есть видеокамеры. Тогда можно будет просмотреть записи и выяснить, что педагог не причинял вред имуществу ученика. На защиту учителя могут встать остальные учащиеся, находившиеся рядом во время того, когда недобросовестный ученик забирал свой смартфон.
Но как поступить, когда ребенок последним получал гаджет и никаких свидетелей нет, и доказать невиновность педагога невозможно?
Грамотный педагог сможет отстоять свои права, однако на это потребуется много времени и нервов. Кроме того, нет гарантии, что спор решится удачно для учителя.
Стоит отметить, что у учителей нет права забирать телефоны перед уроком. Ребенок может по собственному желанию сдать телефон. Все остальные ситуации с принуждением являются прямым несоблюдением требований статьи 209 Гражданского кодекса РФ, п. 1 статьи 35 Конституции РФ.
Введение таких мер – прерогатива не педагога, а задача администрации школы. Именно она создает локальный акт, в котором указано, каким образом дети должны сдавать на хранение смартфоны. В таком случае руководство школы вместе с учителем несет ответственность за сохранность вещей.
Рассмотрим судебную практику, а именно выдержку из Определения Верховного Суда РФ от 07.06.2016 № 71-КГ16-3: «Договор хранения не был заключен письменно, стороны имеют законное право опираться на свидетельские показания в случае спора о соответствии смартфона, который был взят на хранение, и имущества, возвращенного хранителем (пункт 3).
В ст. 162 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится о том, что, если не соблюдена простая письменная форма сделки, при возникновении спорной ситуации гражданин утрачивает право ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания. При этом человек может предоставить письменные и иные доказательства (пункт 1).
Источник: solncesvet.ru
Может ли учитель отобрать у ребенка на уроке смартфон?
Именно такой вопрос недавно был задан в сервисе «Советы». Ответы поступали один за другим, что неудивительно – вопрос действительно актуальный для многих педагогов.
В ответах на этот вопрос, данных членами сообщества Педсовета, предложено пять разных вариантов действия учителя, оказавшегося в ситуации, когда на уроке ребенок отвлекается на смартфон.
Вариант 1. Отобрать смартфон
Педагоги пишут: «Я считаю, что может. Так как смартфон отвлекает от учебного процесса. После неоднократных предупреждений, если ребёнок все равно пользуется на уроке смартфоном, забрать его. Но после урока вернуть, а так же попросить родителей провести беседу об использовании гаджетов во внеурочное время».
А также: «Думаю, конечно может, если это мешает упрек. Важно сделать это по-возможности деликатно».
Вариант 2. Собирать гаджеты у учеников перед началом урока
Цитата: «Если учитель не разрешает использовать смартфон на уроке в учебных целях, то смартфоны и прочие гаджеты ребенок должен при входе в класс оставлять в специальном прозрачном ящике».
Другой учитель делится своим опытом: « На ответственных проверочных работах или контрольных работах дети складывают свои смартфоны в «волшебную коробочку», которая стоит у меня на столе, при этом никто не сопротивляется».
Вариант 3. Изучить устав школы и локальные акты и действовать, согласуясь с ними
Один из отвечающих дает совет: «Нужно смотреть Устав школы. Если в нём прописано запрещение использования смартфона учеником во время урока, то можете».
Вариант 4. Убеждать ребенка самостоятельно отдать смартфон учителю
Цитата: «Я это иногда делаю, но с согласия самого ученика, убеждая его при этом в том, что смартфон ему мешает заниматься и работать плодотворно»
Вариант 5. Не отбирать ни в коем случае
Одно из мнений: «Не может, это личная «вещь» учащегося. Потом могут сказать, что учитель отдал телефон в неисправном состоянии».
Итак, понятнее не стало. Возможно, комментарий юриста поможет разобраться.
Комментирует юрист Екатерина Сергеевна Афиногенова
«Учитель не имеет права отбирать у обучающегося принадлежащее ему имущество.
Часть 1, глава 13 статья 209 «Гражданского кодекса РФ» гласит:
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Устав школы может ограничить право использования (но не собственности!), если в уставе есть статья на эту тему. Поступая в школу, в уставе которой содержится оговорка о запрете использования гаджетов, ученик и его родители автоматически соглашаются с его положениями и обязуются их соблюдать, то есть не пользоваться гаджетами в учебное время. Право же собственности гарантируется Конституцией, и ни один закон (не говоря уже о локальном акте школы, каковым является устав) не может его ограничивать.
Таким образом, максимальная мера, которую учитель вправе применить к ученику, — это дисциплинарное воздействие (замечание, вызов родителей). А за изъятие телефона родители ученика имеют право применить меры к учителю».
Источник: pedsovet.org
Имеет ли право учитель собирать телефоны учеников перед уроком?
По мнению большинства педагогов, смартфонам не место на школьных занятиях. Одни преподаватели просят учеников убрать телефоны с парт, а другие предпочитают забирать у детей гаджеты на время урока. Но имеют ли учителя право на такое посягательство на чужое имущество? Рассмотрим эту ситуацию с юридической точки зрения.
11 декабря 2018
Поделитесь в соц.сетях
Смартфоны на уроке — враги или помощники?
Мы уже писали о принятии парламентом Франции закона о запрете использования смартфонов в школе. Законопроект спорный, есть как сторонники такой инициативы, так и ярые противники. Российские педагоги тоже отреагировали неоднозначно. Например, одни учителя считают, что невозможно отрицать цифровой прогресс, нужно лишь научиться использовать его во благо.
Так, директор института неформального образования INO Дмитрий Зицер в своём интервью каналу «360» поделился мнением: «Смартфон — это часть жизни. Сейчас надо говорить о том, как научиться учителям использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Учителям необходимо делать уроки нескучными, интересными, можно подключать телефоны. Я уверен, что телефоны в руках детей влияют только на психику взрослых».
А вот министр образования России Ольга Васильева высказывается против мобильных телефонов. «Что касается запрета айфонов как помощи на уроках учеников — я думаю, что здесь вопрос очень сложный. На мой взгляд, у нас есть планшеты во многих школах, те, которые являются рабочими и которых достаточно, чтобы посмотреть рабочий материал», — прокомментировала «мобильную» ситуацию в школах Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания в прошлом году.
Тогда же министр отметила, что запрещать или разрешать использовать мобильные телефоны в школе — собственная прерогатива каждого учебного заведения. В пример Васильева привела использование во многих общеобразовательных учреждениях специальных коробок для сбора телефонов. На входе в класс стоит «красивый ящичек», куда школьники сдают свои гаджеты, которые они забирают оттуда лишь после занятий.
Действительно, практика изъятия на время урока гаджетов у школьников имеет успех у многих преподавателей. Но правомерен ли такой «отъём у населения» имущества и чем подобные действия могут грозить учителю? Разбираемся в ситуации при помощи «буквы закона».
Юридическая сторона вопроса
Имущество
В нашем анализе будем руководствоваться Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.
Итак, семья приобрела своему ребёнку мобильное устройство, которое он стал носить с собой в школу. Следовательно, был совершён акт дарения, а ребёнок стал собственником гаджета.
В школе преподаватель требует ребёнка сдать смартфон на временное хранение, так как наличие гаджета у школьника будет отвлекать ребёнка от процесса обучения. В конце урока учитель обязуется вернуть телефон владельцу.
Дети, которые проходят обучение в школах, дееспособны, следовательно, могут приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять свои гражданские обязанности. Объем прав и обязанностей регулируется Гражданским кодексом РФ. Статьи 21, 26 и 28 определяют понятие дееспособности, а также перечисляют варианты возможных сделок в зависимости от возраста несовершеннолетнего («Дееспособность гражданина»; «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»; «Дееспособность малолетних»).
Школьник, став собственником смартфона, обрёл права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ребёнок вправе распоряжаться личным имуществом, как ему вздумается, совершая любые действия, естественно, при этом не нарушая закон, права и охраняемые законом интересы других лиц. Такие действия регулируются Гражданским кодексом РФ, описываются в статье 209 (ст.
209) «Содержание права собственности». Таким образом, всю ответственность за свои действия с личным имуществом, в данном случае — с телефоном, ребёнок несёт самостоятельно (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст. 211 «Риск случайной гибели имущества»).
А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя
Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!
Хранение
Итак, с актом дарения и получением ребёнка телефона в собственность разобрались, теперь рассмотрим момент «честного отъёма» сотового телефона у ученика и пребывание гаджета в коробке (или ящике, или любом другом месте, куда поместит его ученик или учитель).
В подобной ситуации из всех вышеперечисленных действий логически «вытекает» лишь один вид сделки — хранение. Согласно договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности» (ГК РФ ст. 886 «Договор хранения»). Несмотря на то что договор хранения предполагает простую письменную форму, отсутствие оной «не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем» (ГК РФ ст. 887 п. 3 «Форма договора хранения»).
Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ («Обязанность хранителя возвратить вещь») «хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением». В данном случае под «хранителем» понимаем преподавателя, забирающего сотовый телефон, а под «поклажедателем» — школьника.
Кстати, стоит отметить, что преподаватель не имеет права требовать у своих учеников сдавать телефоны перед уроком. Личное имущество должно сдаваться добровольно, иначе педагог нарушает положения ст. 209 ГК РФ («Содержание права собственности») и п.1 ст. 35 гл. 2 Конституции РФ («Право частной собственности охраняется законом»).
Читайте ещё:
- Где находится школа без классов, кабинетов и смартфонов
- 10 советов молодым учителям
- Конфликт между учителем и учеником: кто прав?
- Правовой статус педагогических работников
- Мобильные телефоны на уроке: запретить или разрешить?
В чём же подвох?
Все «роли» распределены, действия расписаны, казалось бы, где может притаиться опасность? Однако вероятность того, что «что-то может пойти не так», вполне велика.
Представьте ситуацию, в которой ученик решает проучить или отомстить преподавателю. Причин может быть масса — некорректное замечание педагога, неудовлетворительная отметка, наказание за провинность и т.д. Или, возможно, что гаджет ребёнка уже сломан, он боится реакции родителей и ищет, на кого бы «повесить» вину. Так или иначе, но ученик вполне может отдать преподавателю на хранение уже сломанный аппарат.
Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ («Основания ответственности хранителя») «хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401» Гражданского кодекса. П.2 ст.401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) гласит, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство». В описанной ситуации именно педагог становится «лицом, нарушившим обязательство», поэтому ему самостоятельно придётся доказывать, что он не причинял вред гаджету.
Также важно обратить внимание на то, что хоть это и был акт хранения, но протекал он на безвозмездной основе. А для такого варианта тоже существуют свои правила. Согласно п.2 ст. 902 ГК РФ («Размер ответственности хранителя»):
«При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:
1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;
2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость».
В помощь учителю
Помочь доказать свою невиновность смогут видеокамеры, если таковые есть в кабинете. Но, во-первых, не все классные комнаты в российских школах (да что там «не все», если брать показатели по стране, то можно сказать «почти нигде») оснащены видеокамерами, а во-вторых, на видео должно быть чётко видно, что преподаватель никак не мог сломать телефон. К примеру, если учитель и коробка будут не под тем углом к камере, даже при наличии видео невозможно будет доказать невиновность преподавателя.
Поддержать своего учителя могут остальные ученики в классе, давая показания о том, что учитель не ломал гаджет. Но ведь школьник может получить свой телефон обратно последним, когда все ученики уже покинут класс. Тогда учитель остаётся без свидетелей и без записи с камеры.
В целом, учитель вполне может справиться с доказательством своей невиновности. Но легко представить, скольких сил и нервов ему это будет стоить. Поэтому, в данной ситуации, стоит предусматривать ВСЕ варианты развития событий и лучше лишний раз себя обезопасить, не беря на хранение имущество учеников. По возможности стоит объяснить школьникам важность самостоятельного отказа от использования мобильных телефонов во время урока (то есть ученики сами не будут доставать сотовые), либо построить урок так, что эксплуатация гаджетов станет частью обучения.
Также, как вариант, администрация может принять в пределах своей компетенции локальный акт, описывающий порядок сдачи гаджетов на хранение. Таким образом, ответственность за сохранность имущества будет нести не один учитель, а вся администрация общеобразовательного учреждения.
Естественно, никто не говорит о том, что ученики только и ждут того момента, как «подставить» своего учителя. Нет, подобных ситуаций на практике происходит не так много, но они есть. Поэтому для преподавателя разумнее учесть все «опасные» моменты ситуации и обезопасить себя заранее.
Источник: rosuchebnik.ru