Почему в народе говорят бойся равнодушных

Когда во дворе раздаются крики о помощи, не все окна в окрестных домах загораются, не выбегает на улицу толпа мужчин. Почему так происходит? В чем причина нашего равнодушия?

«Бойся равнодушных: только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство». Как ни поразительно, относительно авторства этого известного изречения единого мнения нет. Но мы не литературоведы и отнесемся к этому факту – равнодушно. Ведь со смыслом фразы вряд ли кто-то будет спорить. А мы сегодня и собираемся говорить о нем, равнодушии.

Настоящее равнодушие – не столь частое явление. Неспособность испытывать и различать чувства (эмоциональная тупость, алекситимия) – свойство нездоровое, симптом расстройств аутистического спектра, шизоидного расстройства личности, шизофрении. «Здорового» равнодушного можно уподобить дому со множеством окон, ставен и дверей, которые он в случае грозящей опасности спешным образом закрывает, стремясь защититься от боли и страха. Он делает это не со зла, а инстинктивно, стремясь защититься. Причины и оправдания – найдутся, обязательно найдутся потом. О них – чуть ниже.

Е Евтушенко «Не надо бояться густого тумана…» Читает Сергей Безруков

Фраза-клише «на моем месте так поступил бы каждый» никогда не звучала искренне и всегда содержала в себе нотку сарказма. Где они, эти «каждые»? Герой на то и герой, что поступает не как все, выделяясь из сонной толпы. Когда мы читаем в новостях об их поступках, то всегда поражаемся: «Почему именно он? А что же остальные?»

Защита. Прежде всего, конечно, просто страшно. Страшно прыгать в реку, где засасывает беспечных девчонок омут, страшно привлекать к себе внимание убийцы, не говоря уж о том, чтобы бросаться в горящий дом. Страшно… увидеть страшное, вылезти из-под теплого одеяла. Не только маленькие дети умеют зарываться с него головой, чтобы спрятаться от чудовищ.

Отрицать происходящее не менее мастерски умеют и взрослые – пусть и без помощи одеяла. И ведь далеко не всегда от нас требуется риск. Иной раз достаточно просто набрать номер телефона, распахнуть окно и крикнуть что-нибудь.

В марте 1964 года в нью-йоркском районе Куинс 38 человек на протяжении 35 минут наблюдали, стоя у окон, как во дворе насиловали и убивали их соседку Китти Дженовезе, возвращавшуюся ночью с работы. Никто даже не позвонил в полицию – не говоря уже о том, чтобы вступиться.

Если покопаться в памяти, что-то вспомнит почти любой. Пусть не такое страшное, но все равно: прошел мимо, отвел глаза, сделал вид, что не слышит… Вспомнит и причины своего бездействия, систему выстроенных перед чужой бедой защит: торопился, подумал, что показалось, уже засыпал, очень устал, решил, что ничего страшного не происходит, болела нога, нес тяжелую сумку… Да и вообще, вокруг было столько людей, почему именно я?

Размывание ответственности. Вот он – главный парадокс равнодушия. Доказано: чем больше очевидцев у несчастного случая, тем меньше шансов, что кто-то придет на помощь.

Случай с Китти Дженовезе потряс американцев, его изучали ученые, о нем писали книги. Свидетелей обвиняли в отсутствии сострадания, апатии, бессердечии, подсознательных садистских импульсах. Получается, что будь у Китти другие соседи – такие, как вы или я – все закончилось бы хэппи-эндом.

Мальбэк — Равнодушие ft. Сюзанна

Но социальные психологи Бибб Латане и Джон Дарли решили в эмоции не вдаваться – точнее, не объяснять все ими, а выявить факторы, увеличивающие или уменьшающие вероятность вмешательства и помощи. За 15 лет они провели огромное количество экспериментов с участием 6 тысяч человек, инсценировавших различные несчастные случаи. Почти в 90% из них люди, считавшие себя единственными свидетелями, оказались более склонными к оказанию помощи, чем те, кто имел возможность разделить ответственность с другими.

Вот один из опытов. Студентов-испытуемых разместили по разным комнатам и включили селекторную связь. Неожиданно в динамике раздались крики о помощи: кому-то стало плохо. (Разумеется, «пострадавшим» был экспериментатор). Те, из студентов, кто считал, что он – единственный, кто слышит это, почти в полном составе (85%) бросились на помощь. А из тех, кто знал, что к селекторной связи подключены другие, лишь треть покинула свои комнаты.

Однако ни о каком равнодушии речи чаще всего не было. Те, кто остался в кабинетах, были крайне встревожены, у некоторых от волнения тряслись руки, вспотели ладони – какая тут апатия? Они прекрасно понимали, что происходит нечто ужасное. Просто они переложили ответственность на других, посчитав своих товарищей более благородными и сострадательными, чем они сами.

Кстати, способ «размыть ответственность» существует, даже если вы стали единственным свидетелем несчастного случая. Как-то раз я гуляла с собакой, ко мне подошла женщина и сообщила, что только что на ее глазах овчарку сбила машина. Почему именно ко мне? «Вы тоже с собакой», – ответила та и удалилась.

Читайте также:  Как грузины относятся к русским женщинам

Нет, я не стану рассказывать о том, как поймала машину, подняла тяжеленного пса, уложив его на свое любимое одеяло, как сидела у дверей операционной и отдала врачу с таксистом последние деньги. Ничего этого не было. Я так и осталась с переданной мне женщиной эстафетной палочкой ответственности и даже не пошла смотреть на несчастного пса, рассудив так (думаю, вы уже догадались): «Кто-нибудь наверняка уже оказал помощь той овчарке, а у меня – ни времени, ни денег».

Нехватка времени. Казалось бы, смешная отмазка. Если речь идет о спасении человека или даже животного, разве могут иметь значение какие-то минуты и часы? Оказывается, могут. Одно из самых ярких доказательств – знаменитый эксперимент, проведенный в семинарии Принстонского университета в 1970 году. Студентов-теологов отправили в аудиостудию записывать проповедь.

На пороге здания сидел человек, который кашлял, стонал и молил о помощи. Одной группе студентов сказали, что у них есть еще несколько минут в запасе, другой велели торопиться. Две трети членов первой группы остановились у несчастного – и только 10% из второй. Кстати, половине студентов предстояло читать проповедь о добром самарянине.

Но это никак не повлияло на процент милосердия среди них. Только время!

Сосредоточенность на другом. В защиту равнодушных можно привести следующий аргумент. Порой люди действительно слишком заняты своими делами, чтобы замечать происходящее вокруг. Обратите внимание, когда в небе появляется радуга, сколько человек задирают головы? Многие ли останавливаются полюбоваться цветущей яблоней или смешным снеговиком, слепленным ребятней?

Мы не просто спешим, мы полностью погружены в свои мысли и сконцентрированы на Важных Задачах, нам не до радуг, снеговиков и истекающих кровью людей. Никакой иронии. Это на самом деле так. Студенты, спешившие на запись проповеди, в большинстве своем (как показал их последующим опрос) даже не заметили мешавшего им пройти человека, некоторые автоматически перешагнули через него. Сегодняшняя цивилизация предоставляет человеку изрядное количество дивайсов, словно созданных специального для того, чтобы не замечать никого и ничего вокруг.

Интерпретация. Порой причиной бездействия может послужить неверное толкование событий. Ведь для того, чтобы ринуться в бой (или просто достать телефон, пойти на поиски полицейского и т.д.), необходимо удостовериться, что пред нами – несчастный случай. Ах, как не хочется прослыть паникером и чудаком – даже перед совершенно незнакомыми людьми.

Охраняя наш покой и репутацию здравомыслящего человека, подсознание пускает в ход едва ли не весь арсенал психологических защит – прежде всего, преуменьшение и рационализацию. Мы склонны объяснять доносящиеся со двора крики тем, что кто-то дурачится, ссорятся супруги, что-то не поделили подвыпившие подростки. Лежащий на дороге человек – скорее всего, пьян и т.д.

Анонимность. Вероятность оказания помощи повышается, если свидетели происшествия знакомы между собой или хотя бы видят глаза и выражения лиц друг друга. Вот простой эксперимент. Испытуемых просят выполнять какую-то бумажную работу, посадив в одиночестве, спиной или лицом друг к другу. В соседней комнате раздается страшный грохот и крики.

Те, кто не видит лиц дуг друга, продолжают корпеть над заданиями. «Одиночки» и те, кто сидит тет-а-тет бросаются на помощь в большинстве случаев. Объясняется это тем, что так они не могут «размыть» ответственность или переложить ее на другого, они могут только разделить ее и, следовательно, действуют сообща.

В начале текста мы сравнивали равнодушного человека с домом, в котором захлопываются ставни и двери в случае опасности – грозящей не ему. Если под угрозой окажется сам дом, обитатели его непременно выскочат наружу. Оттого психологи и советуют жертвам уличных нападений кричать не «помогите!» и не «убивают!», а «пожар!» Дело не в том, что так легче привлечь внимание.

Мы помним, как 38 человек молча стояли у окон и смотрели на убийство Это слово никого не оставит спокойным, ведь бал будет править не малодушие, а страх. Люди бросятся к окнам, выскочат на балконы, а быть может, и в подъезд. И, самое главное – начнут переговариваться между собой: «Где пожар? Какой пожар?

А вы видели?» Одним своим присутствием они спугнут преступника (ведь это так просто), а, главное – взглянут друг другу в глаза. Ведь на самом деле люди не злы и очень редко по-настоящему равнодушны. Последних надо лечить.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Источник: www.miloserdie.ru

Почему в народе говорят бойся равнодушных

Ответом на поставленный вопрос будет сочинение школьника на тему: “Почему в народе говорят бойся равнодушных”. 7 класс. Анатолий Иванов, Липецк.

Читайте также:  Что было дальше Ютуб даня милохин

Я с гордостью готов объявить, что талантливая молодежь несказанно радует меня недюжинным стремлением к самообразованию. Смотришь, малец, ребенок. Но как рассуждает!

Как обычно, я рекомендую Вам использовать текст, формулирую главную мысль по философским дисциплинам. Даже не сомневайтесь в том, что Вам поставят твердую пятерку.

Убедительная просьба вдуматься в рассуждение школьника. Не только дети, но и взрослые люди страдают закоренелым равнодушием, неумолимо перерастающим во всеобщую ненависть.

Сочинение-рассуждение на тему: “Почему люди говорят, что бояться надо равнодушных”.

Человек обязан быть наделен состраданием. От него произрастают корешки взаимовыручки. Так и передается добро по свету, как эстафета.

В народе часто говорят, что надобно бояться не лающую, а оскалившую пасть собаку. Ибо она в любой момент может броситься прямо в лицо.

С людьми дело обстоит совсем по-другому.

Равнодушный человек, своим невмешательством в чужую судьбу, на мой затуманенный взгляд, считается пусть не преступником, но однозначно зримым соучастником преступления.

И оно называется одним словом – безразличие.

Почему таких людей надо опасаться? Всё очень просто. У любого человека случаются беды, изломы. Когда Вы окажете на краю пропасти, равнодушный человек отвернется, сделает вид, что ничего не заметил. Это есть предательство в самый решающий момент.

Когда требуется протянуть руку помощи, или, хотя бы, добросердечно отреагировать на проблему сотоварища.

Вы знаете, я бы Вам так подсказал. Не стоит бояться равнодушных людей. Возымев мудрость, научитесь их сторониться, но не опускайтесь до того, чтобы превратиться в одного из них.

Сочинение Иванова Анатолия. Город Липецк.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

Вам также может быть интересно

  1. Почему говорят, что жизнь священна
  2. Почему люди говорят сами с собой
  3. Почему говорят не в деньгах счастье
  4. Почему говорят чем добрее душа, тем сложнее судьба
  5. Родину, как и родителей, не выбирают: изложение сочинения

Источник: goldlass.ru

Бойтесь равнодушных

Эта публикация пишется в режиме реального времени и прямо здесь набело.

«Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и ложь».

Если пройти по ссылке: https://citaty.su/bojsya-ravnodushnyx , то можно вычитать, что выражение из эпиграфа неоконченного романа (1936, опубл. 1956) польского и советского писателя Бруно Ясенского (1901 — 1938), которое он в свою очередь позаимствовал из стихотворения «Царь Питекантроп Последний», подписанного именем героя романа — Роберт Эберхардт.

Мне сегодня прислали эту фразу в варианте:
«Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия происходят все преступления на Земле» (Лев Николаевич Толстой)

Есть ещё мнение, что автором этой цитаты является турецкий писатель и поэт Назым Хикмет.

И Юлиуса Фучика называют.

Вот ещё мнения и близкие по смыслу варианты:

Это универсальная цитата присутствующая во многих языках; просто игра слов вокруг похожего смысла — E.g.,»Do not fear the enemy who attacks you, but the fake friend that hugs you» — «Не бойся врага который атакует, а бойся ненастоящего друга, который обнимает», и «Don’t be afraid of enemies who attack you. Be afraid of the friends who flatter you» — «Не бойтесь врагов, которые атакуют вас. Бойтесь друзей, которые вам льстят». Авторов я не смогла найти, только тех, кто повторил эти высказывания.

«Fear not your enemies, for they can only kill you. Fear not your friends, for they can only betray you. Fear only the indifferent, who permit the killers and betrayers to walk safely on the earth» — «Не бойся своих врагов за то что они могут убить тебя. Не бойся своих друзей за то что они могут предать тебя. Бойся только безразличных, кто разрешает убийцам и предателям разгуливать в безопасности по планете /по земле/».

«Do not fear your enemies. The worst they can do is kill you. Do not fear friends. At worst, they may betray you. Fear those who do not care (бойся пофигистов); they neither kill nor betray, but betrayal and murder exist because of their silent consent» — «Не бойся своих врагов. Худшее, что они смогут сделать, это убить тебя. Не бойся друзей. В худшем случае они могут предать тебя.

Бойся тех, кто равнодушен; они не убивают и не предают, но предательство и убийство существуют с их молчаливого согласия».

«Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

Читайте также:  Из какой кожи делают кожаные куртки

Эта цитата точно соответствует эпиграфу Бруно Ясенского к незавершенному роману «Заговор равнодушных».

Бруно Ясенский (наст. имя и фамилия Виктор Яковлевич Зисман, польск. Wiktor Zysman) — польский и еврейский, а также советский писатель, поэт, драматург. Писал на русском, польском и французском языках. На английском и немецком не писал.

Родился он в местечке Климонтув Сандомирского уезда Радомской губернии /ныне Польша, а тогда Российская империя/ в семье известного врача Якуба Зысмана (Якова Гершоновича Зисмана, 1861—1926). В 1922 году окончил Краковский университет. С 1918 года писал и печатал стихи. Примыкал к группе польских футуристов.

Под влиянием Краковского восстания 1923 года, связанного с коммунистическим движением, радикализуется и всё активнее занимается политической деятельностью. В 1925 году был вынужден эмигрировать во Францию, где жил в Париже, откуда был дважды выслан за свои публикации и коммунистическую пропаганду. Там же вступил в ряды Французской коммунистической партии. В 1927 организовал рабочий театр.

Высланный в 1929 году из Франции, переехал в СССР. Член ВКП(б) с 1930. Был избран секретарём Международного объединения рабочих писателей. Стал главным редактором «центрального органа МОРП» — журнала «Интернациональная литература».

С 1934 года — член правления Союза писателей СССР. Один из авторов книги «Канал имени Сталина» (1934). Жил в Москве в знаменитом «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2). Летом 1937 года снят со всех должностей и исключён из Союза писателей «за контрреволюционную деятельность».

Расстрелян в период сталинских репрессий; реабилитирован посмертно в 1956 г., его произведения в дальнейшем переиздавались.

Как и в случае с рядом других жертв репрессий, его дата и причины смерти в 1950 — 1980-е годы фальсифицировалась. Говорилось, что он якобы умер в ссылке в 1941 году.

В книге Евгении Гинзбург «Крутой маршрут» утверждается, что писатель умер во время этапа на Колыму в 1938 году, в поезде, идущем из Москвы.

Часть информации взята с: https://www.livelib.ru/author/146702-bruno-yasenskij

***
Итак, книга «Заговор равнодушны» откуда взята цитата, ставшая предметом обсуждения, написана Бруно Ясенским в 1937 году на русском языке.
Роберт Эберхардт — действующее лицо из книги «Заговор равнодушных», персонаж вымышленный Бруно, равно, как и сама книга Роберта с его стихотворением «Царь Питекантроп Последний».

Вот и цитаты из непосредственно из этой книги Бруно Ясенского про Роберта Эберхарда:

«. Он говорит о бесчинствах коммивояжеров господина Гесса, совершаемых ими безнаказанно на территории демократических стран…

– Я хочу вам рассказать, для примера, историю молодого антифашисткого ученого-эмигранта доктора Роберта Эберхардта, похищенного в Швейцарии агентами гестапо и замученного в лагере Дахау…»

«. Он все еще говорит о Роберте. О его книге, никогда не увидевшей свет. О нашествии питекантропов. О заговоре равнодушных».

Юлиус Фучик вполне мог знать эти слова и произносить их. Кто был прототипом Р. Эберхарда, я к сожалению, не докопалась.

Хочу завершить данный экскурс словами, которые оказались очень ко времени сейчас:

«Фашистская язва исчезнет с лица земли в тот день, когда будет разбит заговор равнодушных, когда тысячи людей перестанут оказывать поддержку палачам одним фактом своего нейтралитета».
/Бруно Ясенский. «Заговор равнодушных»/

Буду благодарна за любые дополнения по теме.

У Людей (у нормальных Людей) — кучи
проблем, так как, они НЕ-знают, что:
— НЕ-все люди — Люди.
—————-
НЕ-все, внешне похожие на Людей —
действительно Люди (Настоящие Люди).
—————
Много бродит (среди Людей,
а также и среди близких)
разного рода мизантропов (Нелюдей)
внешне похожих на людей,
но по сути своей — Мизантропы (Нелюди):
— Лжецы, Мошенники, Воры,
Насильники, Убийцы и т.д.
* * *
Детей и молодежь нужно оберегать —
защищать от влияния Мизантропов (Нелюдей).
=========================
Подробнее о мизантропах (нелюдях)
см. Проза.ру: Сюткин Петр, Трактат №012.
— «НЕ-все люди — Люди».
* * *

На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Источник: proza.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today