В современной школе для первоклашек ничего не изменилось: те же уроки, те же учителя, почти те же предметы. Только оценки не ставятся. Почему? Сейчас расскажем.
Правовое регулирование
Отсутствие оценок в первом классе или, как выражаются чиновники, безотметочное обучение, установлено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:
Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся:
10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока в день по 40 минут каждый).
— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;.
— обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий.
Космические нагрузки
Отмена оценок продиктована, в первую очередь, тем, что изменился подход к учебе. Теперь первый класс не рассматривается как самостоятельный учебный отрезок, в течение которого дети выполнят определенный объем школьной программы. Сегодня это начальная ступень всего 11-летнего процесса обучения, стартовая площадка для подготовки детей к получению новых знаний.
В первом классе школьников, как космонавтов, готовят к достаточно большим нагрузкам современной школьной программы. Здесь ребенок только привыкает к учебному процессу, начинает осознавать его сложности. Впереди у него еще десять лет изучения сложнейших теорий по самым разным предметам. И отметка, особенно негативная, от которой не застрахованы даже способные детки, может надломить его неокрепшую психику.
Представители старшего поколения хорошо помнят лозунг «Учись учиться», который висел на самом видном месте в классной комнате. Именно этой емкой фразой оценивают педагоги первый класс: здесь дети только приобретают навыки учебного труда, без которых освоить учебную программу средней школы будет очень непросто.
Главное — адаптация
По мнению психологов, главное в первом классе — адаптация ребенка. «Двойка», «тройка» и даже «четверка» способны нарушить этот процесс и свести к нулю желание учиться. Чтобы этого не произошло, просто ликвидируется источник стресса — те самые оценки.
Зачастую процесс адаптации идет очень долго, ребенок может полгода только привыкать к статусу ученика. Если это мешает ему получать знания, то закономерные «двойки» или «тройки» способны сломать его. Он будет уверен в том, что родился неудачником, и осознание этого будет преследовать его на протяжении всей его учебы в школе.
Бывает и так, что у родителей имеются слишком завышенные ожидания и убежденность если не в гениальности, то в определенной талантливости своего ребенка. И если он приносит домой, допустим, «четверку», то сразу же получает целый шквал критики. Такое отношение напрочь лишает детей мотивации, надолго отбивает охоту получать новые знания.
А ведь ребенку очень важна на этом начальном этапе родительская поддержка, похвала. Да и «двойка», скажем, по математике, если разобраться, не такая уж большая проблема. Гораздо важнее научить детей преодолевать подобного рода трудности.
Как оценивать школьников?
Но как отметить отличившегося ученика или, напротив, стимулировать того, кто ленится? «Умница», «молодец», «неплохо», «старайся», «не отвлекайся» — эти, до боли знакомые каждому, реплики учителя и есть сегодняшние оценки.
Кроме того, во многих школах практикуются аналоги «четверок» и «пятерок». Ими являются различные геометрические фигуры — кружки, звездочки, треугольники. Это позволяет детям, педагогам и родителям видеть успехи и своевременно обращать внимание на какие-то слабые места в подготовке.
Есть и оригинальные системы оценок. Где-то учителя устраивают игры, в которых правильный ответ или аналог пятерки является ходом или каким-то еще способом продолжить игру. Где-то выполняют задания за условные хорошие ответы учеников сами — например рисуют на доске картинку по заказу хорошо проявившего себя на уроке первоклассника. В общем, есть простор педагогической смекалки учителя начальных классов.
Допустимая учебная нагрузка
Кстати, для первоклашек законодательно запрещены и домашние задания. Мы уже писали об этом в материале » Какова допустимая учебная нагрузка на школьника «.
А как оценивали в первом классе вас или вашего ребенка ?
Источник: dzen.ru
Почему первоклассникам нельзя ставить оценки: мнение педагога
Не всем первоклассникам ставят оценки. В некоторых школах дети получают смайлики вместо оценок вплоть до 4 класса. Как это влияет на мотивацию детей и успехи в учебе, и какая система эффективнее: с оценками или без?
20 декабря 2021
Елена Асташкина
Педагогика
Учитель начальных классов, педагог по подготовке к школе
С одной стороны, детям приятно получать смайлики и наклейки. Но с другой — со временем дети перестают воспринимать эти наклейки всерьез, к тому же, не видят реальной оценки своих знаний. Что плохого и хорошего в системе обучения без оценок?
Почему первоклашкам не нужны оценки
Система оценок в начальной школе определенно нужна, но не с первого класса. Дети, которые только пошли в школу, еще, можно сказать, малыши. Они еще не успели окунуться в школьную жизнь, и им бывает трудно понять требования учителей.
Система оценок в 1-м классе снижает мотивацию детей.
Обучение в современной школе предполагает, что ребенок приходит в 1-й класс уже с необходимыми навыками и знаниями — чтение, письмо. Но на практике не все дети приходят подготовленные. И получается, что отдельным ребятишкам снижают оценки за каждую неправильную закорючку, за то, что ребенок не отступил нужное количество клеточек в тетради и тому подобное. К тому же, все дети разные — кому-то нужно больше времени на адаптацию, не у всех все сразу получается.
Поэтому в первом классе более справедливо сделать систему наклеек. Или, например, раздавать ребятам в качестве поощрений звездочки или значки. Пускай дети собирают звездочки за свои знания и старания, и с восторгом и гордостью показывают их родителям.
Оценки в начальной школе все-таки нужны
Когда мы выполняем какую-то работу или достигаем определенного результата, то хотим увидеть признание или получить вознаграждение. Ребенку тоже хочется, чтобы его работу оценили — так он видит, что проделал ее не зря. Дети не умеют мыслить далекими перспективами, им непонятно, например, зачем учить английский, чтобы он пригодился когда-то в будущем на какой-то воображаемой работе.
Дети живут сегодняшним днем, и им важно получить одобрение сейчас.
Поэтому, начиная со 2-го класса, оценки нужны как раз для мотивации. Когда ребенок получает высший балл, то понимает, что он все правильно сделал, выучил материал и написал контрольную как надо, ответил у доски на отлично. А самое главное — что его старания оценили. Конечно, бывает, что дети ошибаются, и получают не отличную оценку, но зато они видят свои ошибки и понимают, над чем нужно работать.
Не просто хорошо
Я работаю с младшими школьниками. Как-то раз на занятии я поощряла свою ученицу. «Молодец, Карина, отличный ответ!» — говорю я ученице, выдавая наклейку. «А это „пять“ или „четыре“?» — спрашивает она. То есть девочке нужно знать, что ответ не просто хорош, а насколько он хорош.
Интерес к наклейкам с возрастом пропадает. Ребенок перестает их воспринимать как поощрение, и вообще перестает понимать, зачем они нужны. В результате школьник начинает относиться к учебе поверхностно: зачем прикладывать усилия, если все равно дадут наклейку. Без оценок невозможно увидеть, кто из учеников лучше усваивает материал, а кто — хуже. А если и вовсе не будет оценок, разве кто-то из детей захочет становиться отличником?
Плохие оценки — это стресс
Многие выступают против системы оценок в начальной школе просто потому, что учителя не всегда бывают объективны. Все мы люди, и иногда для некоторых учителей играют роль не знания ребенка, а отношение к ученику. Справедлива только та оценка, которая определяет степень усвоения материала учеником, независимо от его поведения.
Оценка нужна, если она объективная, то есть не «учительская» и не «родительская».
Источник: www.parents.ru
Без оценок в первом классе: почему эта система не оправдывает себя
Тема школьных оценок всё чаще встречается в наших блогах. Даже учителя говорят, что отметка — не показатель всех способностей и талантов ребёнка. Некоторые педагоги иногда даже завышают отметки ученикам, чтобы они поверили в себя и полюбили их предмет. Николай Архаров рассказывает о безотметочной системе обучения в младшей школе и о том, почему она сегодня недостаточно эффективна.
Когда пропали оценки
В первом классе нет отметок. Значит ли это, что в российской школе победила гуманная педагогика, или это самообман? Отказ от отметок — один из краеугольных камней гуманной педагогики. Использовался такой приём и в развивающей системе обучения.
«Учитель не может оценить баллом познания и труд ученика вполне правильно и справедливо. Ученик замечает это сразу, и в нём возникает либо чувство обиды по отношению к преподавателю, либо убеждение, что баллом он иногда может прикрыть своё незнание».
Шалва Амонашвили, «Основы гуманной педагогики», книга 4, «Об оценках»
Наиболее близкая к современному использованию форма безотметочного обучения была внедрена в развивающей системе Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова. Эта система предполагала, что в первом классе (как и в современной школе) школьникам не выставляют отметки. Активно использовалась функция развития рефлексивных навыков.
Отметка выставлялась в два этапа: сначала уровень выполнения задания определял сам ученик, это развивало в нём навыки рефлексии. Затем уровень знаний отмечал учитель — это помогало ученику повысить реальность самооценки. Использовалась предварительная оценка уровня выполнения задания учеником.
Это позволяло научить детей адекватно оценивать уровень усвоенных ими знаний и навыков, предвосхищать успешность выполнения задания. Наконец, практиковалась взаимооценка. Она приучала детей слушать друг друга, улучшала их взаимодействию, корректировала их самооценку.
6 главных вопросов о системе Эльконина-Давыдова
Всё это значительно смягчало вхождение ребёнка в мир отметок. Уже в конце первого класса дети осознавали, что отметка связана только с результатами их учебной деятельности, что она не зависит от личностного отношения к ним, а зависит только от их усердия, аккуратности и степени усвоения материала и выработанности учебных навыков.
«Действие оценки позволяет определить, усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Вместе с тем, оценка состоит не в простой констатации этих моментов, а в содержательном качественном рассмотрении результата усвоения (общего способа действия и соответствующего ему понятия), в его сопоставлении с целью. Именно оценка „сообщает“ школьникам о том, решена или не решена ими данная учебная задача. Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьников к содержанию собственных действий, к рассмотрению их оснований с точки зрения соответствия требуемому задачей результату. Такое рассмотрение школьниками оснований собственных действий, называемое рефлексией, служит существенным условием правильности их построения и изменения».
Плачевные результаты
Описание современного безотметочного обучения можно найти в Письме Минобрнауки РФ от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». Можно наблюдать схожесть формулировок этого документа и тезисов развивающей системы обучения Эльконина-Давыдова. Но безотметочное обучение в понимании Министерства просвещения имеет существенные отличия.
«При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости».
Причина такого решения разъяснена в том же письме:
«Оценка высших достижений ребёнка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создаёт в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей. Поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот) должен решаться очень осторожно и индивидуально».
Это относится не только к высшим достижениям, это суть всей методики безотметочного обучения в понимании минпросвета.
Как мы видим, Минпрос изъял из безотметочного обучения такие важные элементы, как соревновательность, коллективное обсуждение, гласность.
Вступило в силу и противоречие между гуманной и развивающей педагогикой. Если первая направлена на создание комфортных условий пребывания детей в школе и не всегда заботится о результатах обучения, то вторая направлена именно на достижение высоких результатов в учёбе.
Современная попытка внедрения безотметочного обучения оказалась недостаточно эффективна. Причинами этого послужили:
- Фактическое преобладание в современной школе УМК (учебно-методических комплексов) на традиционной основе. Безотметочное обучение не находит фундамента (проблемные уроки, движение в обучении от общего к частному, свободное обсуждение проблемы, взаимопомощь и взаимоконтроль).
- Традиционные приёмы обучения входят в противоречие с безотметочным принципом.
- Минпрос при помощи различных курсов пытается «прикрутить» к традиционной системе приёмы обучения из развивающей системы. Но система не может применяться по частям.
- Учителя не обладают системными познаниями для применения безотметочного обучения. В результате этого, либо вопреки указам минпросвета, они используют суррогаты отметок либо отказываются от них совсем. Попытки использования приёмов безотметочного оценивания в большей степени являются декорацией.
- В результате родители и дети потеряли ориентиры в степени усвоения пройденного материала. Как правило, они уверены в том, что обучение проходит успешно.
- Отсутствие отметок приводит к большим трудностям в воспитании трудолюбия, обязательности, усидчиваости, умения доводить дела до конца.
Последствия реформаторских действий министерства оказались достаточно плачевными. Учителя лишились возможности использовать важные функции, которые выполняли отметки. Взамен они не получили ничего толкового.
Использование безотметочного обучения в той форме, которую предложило ведомство, оказалось невозможным
Родители, защищая своих детей от учителя, зорко следят за тем, чтобы учитель не нарушал требований и не выставлял отметок в любой форме. Они и их дети блаженно уверены в успешности обучения на протяжении всего первого класса. В результате стимулирование детей к успешному обучению снижено. У них развивается привычка недоделывать задания, выполнять их небрежно, тем более что учитель не имеет права потребовать сделать дома невыполненную в классе работу.
Страсть по оценкам
Отметки сваливаются на учеников и их родителей как снег на голову в виде вводной районной проверочной работы в начале второго класса. Шок эта работа производит сильнейший. Ученики и их родители впервые видят, что у них не всё в порядке с учёбой.
Во втором классе начинается то, чего раньше никогда не было — стресс. Осознав, что у их детей проблемы, родители или начинают предъявлять к ним непосильные требования, либо начинают биться с учителем за каждую отметку. Некоторые родители начинают усердно учиться вместо своего ребёнка. Всё это вгоняет ученика в стрессовое состояние. Он начинает бояться отметок, старается хитрить, чтобы получить более высокую отметку, теряет веру в свои силы, привыкает прятаться за спину родителей и так далее.
6 главных вопросов о накопительной системе оценок в школах
Возникают новые трудности в общении со сверстниками. В классе неудачи скрыть невозможно, они выставляются напоказ. Реакция детей бывает очень жестокой. Если бы оценки ставили ещё в первом классе, в адаптационный период, дети бы не придавали им большого значения, тем более, что поначалу «не получалось» у половины класса.
Внезапное выделение отдельных учеников в касту троечников (или двоечников) приводит к коммуникативным проблемам. Учителю приходится в пожарном порядке учить детей толерантному поведению. За целый год первого класса это можно было сделать значительно безболезненнее.
В настоящее время в школе царит атмосфера отметочной истерии. То, что в позднее советское время называлось оценкоманией, возведено в квадрат
В то же время Минпрос, начиная со второго класса, напрочь забывает о всякой гуманности в обучении. Активное использование проверки знаний в виде тестовых заданий польностью лишает учителя возможности применять индивидуальный подход. Учитель не может ни поддержать первые робкие успехи ученика явно завышенной отметкой, ни снизить балл за явную халатность более сильному ученику.
Иногда кажется, что причиной реформирования системы оценки знаний служит стопроцентное недоверие учителю со стороны министерства. Кажется, что оно исходит из того, что учитель нацелен на причинение ребёнку наибольшего вреда с помощью отметок. Ведомство старается максимально формализовать применение отметок, исключив из этого процесса личность учителя. Как всегда, «разборки» взрослых заканчиваются стрессом для детей.
Стресс второго класса наносит ребёнку непоправимую психологическую травму.
Что можно сделать
- До всеобщего внедрения системы обучения, которая может обеспечить применение безотметочного оценивания, нужно вернуться к отметкам в первом классе.
- Позволить учителю в первом классе выбирать инливидуальный подход к выставлению отметок: не ставить плохие отметки, выставлять стимулирующие и так далее.
- Позволить учителю использовать метод соревновательности, выделяя лучших и не акцентируюя внимание на временных неуспехах отдельных учеников.
- Для выполнения двух предыдущих пунктов всем в минпросвете придётся поверить в то, что не только они беспокоятся о детях, но и учитель тоже.
- Резко снизить количество использования тестовых заданий в начальной школе. Использовать их только в оправданных случаях, например, для экспресс-контроля степени усвоения пройденного материала, а не как итоговые проверочные работы.
- Строить систему оценивания учащихся в школе с постепенным повышением требований с учётом того, что во взрослой жизни оценивание является очень жёстким, и школа обязана подготовить детей к реалиям жизни.
Моё мнение таково — у российского образования есть только одна проблема — Министерство просвещения, с остальными проблемами можно справиться.
Иллюстрация: Shutterstock (TaLyDes)
Источник: mel.fm