Равнодушным к описываемым в повести событиям не останется ни один читатель любого возраста. хотя они были уже давно, но вроде и совсем недавно. ясно точно одно: они не должны никогда повториться! мирная жизнь 9-летнего мальчугана бруно в процветающем берлине. отец бруно офицер, который носит на рукаве так идущую ему красную повязку с черным крестом. есть еще мама и старшая сестра. по приказу начальника папы, фурора, они переезжают на новое место службы. папа горит желанием сделать себе карьеру и он охотно соглашается, хотя другие члены семьи были против переезда. лагерь в «ай-выси», в котором все одеты в полосатую одежду, находится рядом с местом жительства бруно и он часто туда ходит, испытывая чувство зависти к тем детям, которые за колючей проволокой. он смотрел фильм про это лагерь, в котором рассказывалось о тамошних детях, играющих там, где им захочется. он знакомится с еврейским мальчиком шмуэлем из лагеря «ай-выси» и удивляется его худобе. ведь бруно не понимал о том, что на самом деле происходит в лагере. а почему на нем желтая нашивка в виде шестиконечной звезды? почему к шмуэлю нельзя в гости? многого он не понимал. ему запретили общаться со шмуэлем, но он тайно к нему бегал, что в конце концов его самого в этот лагерь. бруно наивен и не понимает творящегося в лагере, но читателю сразу ясно, что за ужасы происходят в «ай-выси» — аушвице, хотя автором не описывается. отец бруно имел положительные взгляды на то, что можно уничтожать миллионы людей. в конце повести его семья рушится, а спустя некоторое время его арестовывают другие военные. тяжело читать о последнем трагическом событии: мальчик бруно вместе со шмуэлем погибает в газовой камере. много жизней загублено в аушвице и в других подобных лагерях смерти, созданных фашистами. в наше время опять стали слышны призывы нацистов, вдохновляемых идеями гитлера. чтобы не повторились события тех времен, нужно уже сейчас приложить максимум возможностей для предотвращения возрождения фашизма.
Януш Корчак — Долгий путь к себе. Гении и злодеи.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос
Источник: otvet5.com
Януш Корчак: марш Старого Доктора
«Я случайно стал свидетелем марша Януша Корчака и его сирот из гетто. Он провёл с ними долгие годы своей жизни и теперь, в последнем пути, не желал оставлять их одних. Он хотел облегчить им этот путь. Януш Корчак сказал сиротам, что у них есть повод радоваться, потому что едут в деревню. Когда я их встретил, дети шли сияли от радости и пели хором… А Корчак нёс на руках двух самых маленьких, тоже улыбающихся, и рассказывал им что-то забавное…» — так польский композитор Владислав Шпильман описывал трагическое последнее шествие великого педагога и его воспитанников к товарному поезду, на котором их отправили в Треблинку.
Януш Корчак. Биография Корчака. Интересные Факты про Януша Корчака. Подвиг Корчака
Януш Корчак (Эрш Хенрик Гольдшмит) родился в Варшаве 22 июля 1878 года. С 10 лет он учился в Русской гимназии. Жизнь её учеников отличалась жёсткой дисциплиной: поездка домой была возможна лишь с разрешения дирекции, а уже с первого класса детям преподавалась латынь.
Вскоре стало известно, что отец Януша тяжело болен. Это сильно осложнило материальное положение семьи, и с 15 лет молодой человек подрабатывал репетиторством.
В 20 лет Корчак становится студентом медицинского факультета Варшавского университета, также он едет с образовательными целями в Швейцарию, где в числе прочего интересуется школами и детскими больницами.
3 марта 1905 года Корчак получает диплом, а уже в апреле в качестве врача русской армии едет на Дальний Восток, где шла Русско-японская война.
Вернувшись, он начинает работать педиатром в детском госпитале имени Берсонов и Бауманов. Как врач Януш Корчак получил в пользование служебную квартиру на территории больницы, а потому у него была возможность в любую минуту помогать больным детям. Занимался он также и частной практикой. С бедных пациентов он никогда не брал денег, да и с состоятельных людей не просил высокую плату за свои услуги.
Педагог
В конце 1907 – начале 1908 гг. Корчак едет в Берлин. Там он посещает лекции, за которые сам платит, а также проходит практику в детских клиниках. Кроме того, Януш Корчак изучает разыне подходы к работе в воспитательных учреждениях. В 1910 году он побывал в Париже и Берлине.
Именно во время этой поездки он принимает решение, что никогда не заведёт семью. Корчак впоследствии остался верен этому решению, полностью посвятив себя любимому делу.
Парадокс или закономерное совпадение: именно в это время Корчак как педагог чётко формулирует суждение, что лучшее место для воспитания ребёнка – семья. Залогом нормального развития служит именно её наличие, а в случае отсутствия семьи таким залогом может стать общество сверстников.
Именно так, считал Корчак, дети могли пройти процессы социализации и приготовиться ко взрослой жизни, которая в действительности не является идеальной и не похожа на «тихий домашний угол». Корчак предлагал обеспечивать детям беззаботное детство, при этом ни в коем случае не лишая их определённых обязанностей. Несмотря на разницу в возрасте, он сам вёл с детьми серьёзные дискуссии. По мнению педагога, ребёнок сам должен переживать конкретные ситуации и сам выносить из них собственные выводы.
В 1912 году Януш Корчак основывает в Варшаве «Дом сирот» для еврейских детей, которым руководил до конца своей жизни.
Ненадолго прервала его работу в Доме сирот Первая мировая война. В качестве врача дивизионного госпиталя российской армии в 1914 году его призвали на фронт. Однако даже там Корчак не оставляет свою педагогическую деятельность. В эти годы он пишет одну из своих известнейших книг – «Как любить ребёнка».
А в 1917 году, когда его на некоторое время отправили в отпуск по состоянию здоровья, работает детским врачом в Киеве. В этом же городе он неоднократно посещал приют для польских детей. В 1918 году Корчак в звании капитана вернулся в Варшаву, где с головой уходит в работу Дома сирот.
Через некоторое время он создаёт ещё один приют – для подкидышей. Позаботился Корчак о том, чтобы его воспитанники могли летом проводить время за городом – он открывает Виллу «Ружичка» — своего рода летний детский лагерь.
Кроме научных работ, Януш Корчак пишет статьи в газеты, сочиняет рассказы для детей и выступает по радио – под псевдонимом «Старый Доктор» он ведёт пользовавшиеся большой популярностью передачи. Он создаёт первую в мире газету, выпускаемую детьми для детей – «Малое обозрение».
Территория детей
В созданных Корчаком приютах царила совершенно удивительная атмосфера настоящей детской республики.
Каждый ребёнок, прибывавший в Дом сирот, получал опекуна из числа других воспитанников. Опека такая длилась как правило три месяца. Те, кто хотел стать опекунами, выдвигали свои кандидатуры на собраниях. В отдельную тетрадку они записывали важнейшие события из жизни подопечного и в конце срока опекунства давали ему всестороннюю характеристику.
Опекуну жаловались, когда его воспитанник опаздывал или врал. Он отвечал за все проступки подопечного. Каждый год проводился детский плебисцит. Дети не просто голосовали – они играли. Игра так и называлась: «Мое мнение». Перед завтраком опекун раздавал всем по три листика: с плюсом, минусом и с ноликом. Плюс означал «люблю и уважаю».
Минус – «не люблю и знать не хочу». А нолик – «безразличие». Затем результаты подсчитывала комиссия. Если большинством голосов о подопечном составлялось хорошее мнение, то он получал звание «гражданина» Дома сирот. А опекуну объявлялась благодарность за воспитание.
Юыли в Доме и «неисправимые» подопечные. Раз в год они могли обращаться в детский совет самоуправления, чтобы получить разрешение бороться за звание «гражданина».
Детскому самоуправлению Корчак вообще уделял очень много внимания. Каждый ребёнок постоянно чувствовал, как складывалось к нему отношение товарищей. В Совете самоуправления учитывали, как учится воспитанник, как он работает на кухне, в мастерской, в прачечной.
Весьма интересным явлением был Товарищеский суд. На нём судили – но не наказывали. Кодекс суда гласил: «Если кто-то и совершит проступок, то лучше всего провинившегося простить. Если он и виноват, то по незнанию, а когда узнает, почему виноват, то не повторит подобного. А если повторит, то потому, что сразу трудно исправиться.
Если его кто-то уговорил совершить проступок, то в следующий раз он уже не станет слушать». Правда, были и статьи, за которые наказания всё присуждались – например, если проступок совершался в третий раз. Тогда подсудимый лишался прав на неделю. Секретарём на заседаниях был сам Януш Корчак. «На одном таком заседании я узнаю о детях больше, чем за целый месяц общения с ними», — говорил он.
Организовывались для детей и праздники. При этом были среди них и праздники с иронией: например, «День грязнуль» и «День часов» — для тех, кто вечно опаздывал и не успевал чего-либо сделать.
Что касается Виллы «Ружичка», то там также царил интереснейшая атмосфера. Старшие лети помогали воспитателям. Были на Вилле кружок игрушки, кружок полезных занятий, красный уголок, детский Товарищеский суд, детская газета… Януш Корчак очень любил польскую деревню и хотел передать эту любовь своим воспитанникам. По его мнению, деревня учила трудиться на земле, учила понимать и ценить мудрость и красоту природы…
Годы Второй мировой войны
Когда в 1939 году началась оккупация Варшавы, Корчак ходил по городу в мундире офицера польской армии. «Я горд быть польским офицером и буду ходить, как хочу,» — говорил он. В 1940-м вместе с воспитанниками Януш Корчак был перемещён в Варшавское гетто. В это время он старается делать всё возможное для своих детей, добывая для них продукты и медикаменты. Это подчас было почти непосильной задачей: не один раз поздно вечером он возвращался к воспитанникам по улицам, пробираясь между мёртвыми и умирающими, которые лежали прямо на тротуарах, и неся за спиной мешок гнилой картошки, помогающий хоть как-то спастись от голода…
Ему не раз предлагали убежать: друзья и почитатели его таланта хотели спрятать его на «арийской» стороне, готовили для него документы, по которым Корчака можно было вывести… Однако Старый Доктор был непоколебим: «Не оставишь своего ребенка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?» — говорил он.
Последние три месяца своей жизни Януш Корчак вёл дневник. Уже после того, как Корчака с его детьми отправят в Треблинку, записки попадут в руки польского писателя русского происхождения Игоря Неверли. Он их спрячет в тайнике, и только спустя 16 лет – в 1958 году – дневник будет опубликован. Последняя запись в нём была датирована 4 августа 1942 года…
Последний марш
В августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот. Януш Корчак вместе со своими воспитанниками – их было примерно 200 человек, помощниками и другими воспитателями отправился на станцию, откуда людей отправляли в товарных вагонах Треблинку. Ему снова предлагали помощь, однако и в эти последние моменты он отказался от свободы — Корчак не желал оставлять детей и предпочёл принять с ними смерть.
В тот день вывозили огромное количество обитателей Варшавского гетто. Но, в отличие от безмолвной толпы, воспитанники Корчака шли бодро, стройной колонной. Впереди шёл сам Старый Доктор.
Очевидцы этого Последнего Марша были поражены происходящим. Говорят, комендант обратился с вопросом к своим подчинённым. «Что это такое?» — спросил он. На что получил ответ: «Это дом сирот Януша Корчака». Комендант попытался вспомнить, откуда ему известно это имя. А потом подошёл к Янушу Корчаку: «Это Вы написали книгу «Банкротство маленького Джека?»
— Да, — ответил Корчак, — а это имеет отношение к эшелону?
— Нет, — сказал комендант, — просто я читал в детстве, хорошая книга… Вы можете остаться, Доктор, — добавил комендант…
— А дети? — спросил Корчак.
— Детям придется поехать…
— Тогда и я поеду, — сказал старый доктор и захлопнул дверь вагона изнутри.
Сохранилось не одно воспоминание тех людей, которые могли наблюдать этот трагический Последний Марш. Вот что писал историк и педагог Эммануэль Рингельблюм: «Нам сообщили, что ведут школу медсестер, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом конце площади, у стены. Я надеялся, что сегодня их удастся спасти.
Вдруг пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма. Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе – Корчак с глазами, устремлёнными вперед, державший двух детей за руки.
Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: “Кто этот человек?” Я не мог больше выдержать – слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками.»
Память
Героизм Януша Корчака стал легендой. Его подвигу посвящены мемуары и книги, об этом сняты фильмы, поставлены спектакли и оперы.
1978 год – когда отмечалось столетие со дня рождения Януша Корчака – был объявлен ЮНЕСКО годом Корчака.
В Польше годом Корчака был объявлен также 2012 год.
В одной из последних записей в своём Дневнике Януш Корчак написал: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается…»
Фотографии с сайта culture.pl
Источник: polomedia.ru
ЯНУШ КОРЧАК. ПОГОНЯ ЗА ПТИЦЕЙ СЧАСТЬЯ
Имя Януша Корчака всем хорошо знакомо. Он был всемирно известным педагогом и писателем. Но прежде всего его имя ассоциируется с тем подвигом, который он совершил, пойдя на смерть вместе с детьми Дома сирот, которым он руководил. Однако этот поступок является закономерным результатом всей его жизни.
Настоящее имя Януша Корчака –Генрик Гольдшмидт. Он родился в 1878 (или 1879 – нет точной даты) году во вполне благополучной семье, где царил дух космополитизма и польской культуры. Его семья была полностью ассимилированной, и, казалось, что и Корчак чувствовал себя поляком, любил язык, народ и природу Польши.
Но со временем к этой любви примешиваются чувства грусти и одиночества, связанные с его еврейским происхождением. Его прадед был стекольщиком – он давал людям свет, дед – врачом: он лечил людей, а отец – адвокатом: он защищал невиновных. Со временем все эти генетические корни найдут своеобразное преломление в незаурядной личности Януша Корчака.
Генрик обладал сострадательной, ранимой душой. Вид чужого горя делал его самого несчастным. В детстве родители запрещали ему играть с уличными детьми, а он, видя их грязными и голодными, спрашивал себя: почему они страдают? И не находил ответа. Еще в юности Генрик Гольдшмидт мечтал сделать людей счастливыми.
Поэтому он решил стать врачом, так как больной человек не может быть счастлив. Тогда же он стал писать повести и рассказы, подписывая их: Януш Корчак. Он занимался на медицинском факультете, а все свободное время отдавал детям Привисля, беднейшего района Варшавы. В сочельник, переодевшись святым Миколаем, с седой бородой, в тулупе, с мешком дешевых подарков за плечами, он пришел в каморку к Рыжему, беднейшему из бедных, «ублюдку», как дразнили его во дворе, и Рыжий спросил Корчака:
– Дедушка, ты в самом деле святой Миколай? Ты оттуда, с неба?
– Возьми меня к себе.
– Тебе так плохо? – Спросил Корчак.
Наверное, тогда и родилась у него идея создания Дома сирот, куда можно брать обездоленных детей.
Во время Первой мировой войны он был призван на фронт как врач, и именно в это время он стал писать одну из своих самых известных книг «Как любить детей». «Я писал эту книгу, – вспоминал Корчак, – в полевом госпитале, под грохот орудий, на привалах, на лужайках…». И это удивительно, как среди безумия, охватившего мир, родилась книга о любви к ребенку и человеку, книга о том, как любить людей, а не убивать их.
На глазах Корчака, пережившего войны и революции, осуществлялась мечта его жизни – Польша приобрела независимость. Но люди не стали от этого счастливее. Надежды Корчака на то, что будет построено новое справедливое общество, не оправдались. Януш Корчак начинает понимать, что ни революции, ни национальная независимость, не могут сделать человека счастливым. Надежда на лучшее будущее для человеческого общества кроется, по словам Корчака, «не в лучшем человеческом порядке, а в лучшем , чем ныне, человеке ».
Как воспитать лучшего человека?
В книге Януша Корчака «Исповедь мотылька» есть такие слова: «Реформировать мир – это значит реформировать воспитание». Януш Корчак мог бы вести спокойную жизнь врача и писателя. У него была успешная врачебная практика, но очень скоро он понял, что одно лишь физическое здоровье не делает человека счастливым.
Человек может быть счастлив только тогда, когда живет в совершенно другом обществе, где нет насилия и убийств, обмана и жестокости. Но как построить такой мир? Что для этого нужно сделать?
И Януш Корчак пишет прекрасные книги для детей и взрослых. Он рассказывает взрослым, как надо любить детей. Он пишет для детей чудесные сказки, такие, как «Король Матиуш». Это совсем не развлекательная детская литература. Это очень мудрая и грустная сказка, в которой нет хорошего конца. Но книга имела у детей потрясающий успех. Дети засыпали Корчака письмами.
Его просили написать продолжение «Короля Матиуша». Однако Корчак понимал, что и книги, какими бы замечательными и полезными они ни были, не могут изменить общество и людей. Нужен ПРИМЕР, который покажет, что это действительно возможно: общество, где живут другие, лучшие люди и существуют другие человеческие отношения, основанные на законах любви и справедливости. И Корчак оставляет врачебную практику, чтобы полностью посвятить себя педагогической деятельности.
Еще в 1908 году он вступил в ряды еврейской организации «Помощь сиротам». В 1910 году было решено построить для детей большое здание, на это были собраны благотворительные средства и в 1912 году Дом сирот на улице Крахмальной был построен (он и сейчас существует, и носит имя Януша Корчака). Его директором был назначен Януш Корчак, а заместителем – Стефания Вильчинская.
Корчак перебрался в Дом сирот, чтобы жить вместе с детьми. Также поступила и Стефания. Конечно, было много трудностей, и система воспитания Януша Корчака сложилась не сразу. Уже в 1923 году при Доме сирот была создана так называемая «бурса» – училище для подготовки воспитателей и наставников для интернатов и сиротских приютов.
Корчак не слишком ценил обучение путем лекций и чтения учебников, как было принято в институтах, где практическая работа составляла незначительную часть. В «бурсе» каждый учащийся был занят на различных работах в Доме сирот по четыре часа в день, приобретая необходимый практический опыт.
В Доме сирот все дети не только учились, но и трудились, так как Корчак считал труд необходимым средством воспитания. Кроме того, труд готовил воспитанника к взрослой жизни. Фактически дети сами себя обслуживали. Но самым интересным в организации жизни Дома сирот было детское самоуправление.
Здесь был Совет самоуправления, который разрабатывал принципы, регулирующие жизнь в детском доме, Сейм (детский парламент) – он был высшим органом детского самоуправления, собирался один раз в год и в его состав входило 20 депутатов, выбранных путем всеобщего плебисцита. И, наконец, самое интересное в Доме Корчака – это Суд. Главным в этом суде было не осуждение, как в обычных судах, а разъяснение сути происходящего. Осуждение только в самых крайних случаях (вспомним, отец Корчака был адвокат).
«Простить! Простить! Простить!» – наперекор всему на свете звучит почти в каждой из 1000 статей законов Дома сирот. А ведь Корчак, вместе с детьми и воспитателями, создавали эти законы в годы, когда не только отдельные люди, но и целые государства становились на путь массовых убийств, пыток и репрессий, а суды превращались в профанацию и издевательство над самим словом «правосудие».
В Доме Корчака, если воспитатель обидел ребенка, ребенок мог обратиться в суд с жалобой на воспитателя. Перед судом все равны. И даже если в детском доме есть ребенок, который кажется неисправимым, даже в этом случае, прежде чем исключить его из детского дома, суд дает ему последний шанс: суд ищет для него опекуна.
Обращаясь к выпускникам Дома сирот, перед их вступлением во взрослую жизнь, Корчак говорил: «Мы не даем вам Бога, потому что вы должны открыть его в своих душах путем усилия. Мы не даем вам родины, так как ее вы должны открыть трудом ваших сердец и мыслей. Мы не даем вам любви к людям, ибо нет любви без прощения, а прощение – это тяжелый труд, это ноша, которую каждый должен нести сам. Одну вещь мы даем вам: тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая наступит когда-нибудь, по жизни истинной и справедливой. Может быть, именно эта тоска приведет вас к Богу, к родине и к любви».
«Если бы можно было остановить солнце…»
Когда немцы оккупировали Польшу, Дом сирот был переведен в варшавское гетто. Но детский дом жил прежней жизнью. Как всегда, действовал суд и сейм, выпускалась газета. Стефания Вильчинская вела уроки с детьми. Старый доктор, как все звали тогда Корчака в Варшаве, чувствовал, что дни его детского дома сочтены.
Но он старается, чтобы дети до последней минуты этого не чувствовали. За несколько дней до гибели дети Дома сирот поставили спектакль «Почта» по Рабиндранату Тагору: больной мальчик Амаль прикован к постели и видит мир только из окна. Он мечтает о свободе, хочет убежать в далекий мир, в горы, хочет радоваться солнечным лучам, слушать пение птиц… И Амаль просит факира:
– Дедушка, расскажи мне про Журавлиный остров.
– Это удивительное место. Это страна птиц, живущих в синих горах. Вечером, когда на горы падает свет заходящего солнца, зеленые птицы стаями возвращаются в свои жилища. Оранжевое небо, зеленые птицы, синие горы…
Воспитанники Дома сирот сидели как зачарованные, жадно ловя каждое слово. Как задыхались дети в стенах гетто. Как хотелось им убежать вместе с Амалем, искупаться в прохладном ручье и нарвать огромные охапки цветов. Они забыли, как выглядят цветы…
Старый доктор сгорбился, забившись в угол. В его глазах бесконечное отчаяние…
Накануне гибели детей Януш Корчак записал в дневнике: «Если бы можно было остановить солнце, то это надо было бы сделать именно сейчас».
Сохранился рассказ очевидца о последних часах Дома сирот: «Нам сообщили, что ведут школу медсестер, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара. Люди двигались толпой, подгоняемые нагайками. Вдруг пришел приказ вывести интернат. Нет, этого я никогда не забуду! Это не был обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма.
Дети шли по четыре в ряд. Впереди, устремив взгляд вверх, шагал Корчак, держа за руки двоих детей… Даже дежурные, следившие за порядком, вытягивались и отдавали честь, а немцы при виде Корчака спрашивали: «Кто это такой?»
Рассказывают, что на вокзале к Корчаку подошел немецкий офицер и спросил:
– Вы можете остаться. Мы знаем ваши книги.
Корчак молча вошел в вагон…
Что было потом? Поезда шли в одном направлении: концлагерь Треблинка. В Освенциме, Треблинке и других фашистских лагерях на вопрос: «Как отсюда выйти?» – отвечали: «Из трубы крематория. Дымом…»
И я хочу, чтобы 21 апреля, в День катастрофы, ставя свечу памяти о шести миллионах погибших евреях, мы вспомнили и о светлом человеке Януше Корчаке и о его погибших детях…
P. S. Есть еще одна важная страница в биографии Януша Корчака, которой я не коснулась, но об этом я расскажу в следующий раз.
Источник: jewish-secret.com