Прочитаем стихотворение Игоря Северянина «В парке плакала девочка».
В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какою здесь изображена девочка?
(Стихотворение такое светлое, спокойное. И девочка очень добрая, пожалела раненую ласточку и позаботилась о ней. Она проявила
сострадание к раненой птичке, хотя и бывала капризной. Поэтому отец был очень удивлён и в то же время горд за дочку.)
— Какие языковые средства помогают раскрыть характер девочки? (О характере девочки можно судить по её речи. Она употребляет много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «папочка», «хорошенькой», «лапочка», «платочек». Человек с недобрым сердцем не употребляет такие тёплые, искренние слова, значит, маленькая девочка добрая и ласковая, любит и жалеет птиц, ребёнок ещё не умеет притворяться.)
Сочинение — Тамара Резникова │Повесть христианская 🎧️ Аудиокнига (полностью)
— Девочка совершила пусть и незаметное, но, несомненно, большое доброе дело. Я тоже хочу вас призвать делать больше добрых дел, пусть маленьких, но обязательно добрых, таких, которые принесут людям и природе только пользу, только радость.
— Какую важную проблему поднимает Игорь Северянин в своих стихотворениях?
(Проблему взаимоотношения человека и природы, проблему экологии.)
— Чем отличаются эти два стихотворения Северянина? (Во втором стихотворении автор показывает жалость, сострадание человека по отношению к природе. Человек приходит на помощь нуждающемуся в трудную минуту, становится на его защиту. А в первом показано губительное отношение к природе, которое ведёт к уничтожению природы, разрушению её красоты.)
— Какие краски вы использовали бы, чтобы описать эти стихотворения?
(К стихотворению «Что шепчет парк … » больше подходят серые, коричневые, чёрные опенки, а вот для описания природы во втором стихотворении лучше использовать светлыe цвета: зелёный, белый, светло-коричневый, голубой.)
В конце урока обращаемся к эпиграфам и подводим итоги:
— Какой эпиграф вам больше понравился? Почему? Аргументируйте свой ответ.
Люди ждут друг от друга добрых дел, наш город ждёт от нас добрых дел, и природа ждёт от человека добрых дел … А какие добрые дела совершаете вы?
Источник: info-shkola.ru
Воспоминания Ани Грубиной и Нины Ярошевич
Эмоциональное сопереживание моих одноклассников на мое выступление позволило мне предложить их вниманию еще два текста, которые тематически близки рассказу М.Шолохова «Судьба человека». Ребятам было интересно самим проанализировать их.
Класс был поделен на две группы, каждой из которой предстояло прочитать текст, проанализировать его по нижеприведенным параметрам, подготовить письменный итог работы.
«Мне всего один цветочек, у мамы день рождения» умоляюще смотрела малышка на Степана. А увидев…
Я взяла на себя ответственность сопоставить письменный анализ обоих текстов обеих групп, с целью выявления эмоционального восприятия, а затем подведения итогов проделанной работы.
Перед группами были поставлены следующие задачи:
1)Основная тема (о чем рассказывается).
2)Исторический фон. Способы его отражения (исторические реалии, факты, описание деталей)
3)Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, эпилог)
4)Форма речи (диалог-монолог)
5)Тип текста (повествование, описание, рассуждение)
6)Стили речи (разговорный/книжный-научный, публицистический, официально-деловой, стиль художественной литературы)
7)Средства выразительности (эмоциональные оценочные выражения, умолчание, анафора, эпитеты, описание пейзажа, описание деталей и т.д.)
Текст для первой группы
. Девочка я ленинградская. Из Ленинграда нас вывезли на Урал, в город Карпинск.. Вывезли всю нашу школу. В Карпинске мы сразу бросились в парк, мы не гуляли в парке, мы его ели. Особенно любили лиственницу, ее пушистые иголочки- это такая вкуснятина!
У маленьких сосенок объедали молодые побеги, щипали травку. С блокады я знаю всю съедобную травку, в карпинском парке было много кислицы, так называемой заячьей капусты. Это сорок второй год, на Урале тоже голодно было. А в детдоме нас только ленинградские дети, которых нельзя было накормить, нас долго не могли накормить.
Не помню, кто первый в детдоме увидел. немцев. Когда я увидела первого пленного, то я уж знала, что работают они за городом на угольных копях. До сегодняшнего дня не понимаю, почему они прибегали к нашему детдому, именно к ленинградскому?
Когда я его увидела, он ничего не говорил. У нас только кончился обед, и я, видно, еще пахла обедом. Он стоял возле меня, нюхал воздух, и у него непроизвольно двигалась челюсть, она как- будто что-то жевала, а он пробовал держать её,останавливать,она двигалась и двигалась. Я совершенно не могла видеть голодного человека. Не могла на него смотреть. У нас у всех это было как болезнь.
Побежала и позвала девочек,у кого-то остался кусочек хлеба,мы отдали ему этот кусочек хлеба.
Он ничего не говорил только благодарил:
-Данке шеен. Данке шеен.
ЛитЛайф
Эту комнату мы называли кабинетом, хотя на самом деле она была обыкновенным чуланом. В нем стоял тонконогий столик, тумбочка и стул. На столике сверкала консервная банка-пепельница, рядом стопка фотографий, придавленная большой галькой. К краю стола была привинчена кофейная мельница. Вот, пожалуй, и все, если не считать пузырька с чернилами, ручки и томика рассказов Паустовского.
Я говорю об этом так подробно потому, что кабинет-чулан и еще комната с крошечным балкончиком в доме на берегу Камы, среди сосен, берез и огородов — это счастье.