Есть такая наука графология, изучающая индивидуальные особенности почерка. Ее специалисты уверены, что по начертанию букв можно многое сказать о человеке, их написавшем. Появилась графология еще в XIX веке, но в настоящее время многие ученые к этой теории относятся скептически. А что по этому поводу говорит психология? Можно ли узнать характер человека по почерку, или все это не представляющие ценности домыслы вроде гадания на кофейной гуще?
Связь характера с деятельностью
Несмотря на определенный скепсис, зерно истины в теориях графологов, несомненно, есть. Это подтверждается одним из основополагающих принципов психологии, который гласит, что не только сознание человека отражает реальность, но и все психические процессы и состояния так или иначе проявляются в деятельности и поведении личности. И в том числе в почерке. Ничего сверхъестественного или псевдонаучного в этом нет.
Человеческий организм – это сложная система, все элементы и процессы которой взаимосвязаны и взаимозависимы.
Что может рассказать о вас почерк
- Наши эмоции, чувства, потребности, мотивы, интересы возникают под воздействием внешних стимулов – раздражителей: опасность вызывает чувство страха, встреча с близким человеком – радость, увлекательная книга – интерес, запах вкусной еды – реакцию слюноотделения и т. д.
- Психические процессы тесно связаны с физиологическими и служат причиной изменений в работе разных систем организма.
- А длительное переживание отрицательных эмоций может стать причиной так называемых психосоматических заболеваний, например, тахикардии, аритмии, гипертонии, гастрита.
Так, чувство страха, ощущение опасности активизирует деятельность одних систем организма и тормозит работу других. Выброс адреналина в кровь подстегивает работу сердца — оно начинает биться чаще. Возникает сужение сосудов, за счет чего лицо бледнеет, появляется озноб, холодеют руки и ноги. А вот работа пищеварительной системы подавляется, так как все ресурсы организма направлены на другие цели – спасение от опасности. Иногда сильное чувство страха вызывает общую слабость, дрожат руки и ноги.
А чувство гнева, напротив, вызывает расширение сосудов и резкий скачок давления, из-за чего кровь приливает к лицу. Мышечный тонус усиливается, напряжение мышц может быть такое, что человек непроизвольно сжимает кулаки, стискивает челюсти.
Любые эмоции проявляются в поведении: изменяется выражение лица, походка, тембр речи, жестикуляция. Изменения в характере мелкой моторики руки влияют на почерк, который приобретает особенности, отражающие наше эмоциональное состояние.
Почерк и эмоциональное состояние человека
Переживание различных чувств, эмоций, изменение настроения по-разному влияет на характер движений, и это дает возможность по почерку понять, в каком состоянии человек писал текст.
Состояние возбуждения
Оно вызывает усиление тонуса мышц, поэтому усиливается нажим, линии становятся более жирными. Но характер возбуждения может быть разным в зависимости от того, какие эмоции переживает человек – положительные или отрицательные.
Например, если человек разгневан, то мышцы настолько напряжены, что нарушается координация движений – карандаш или ручка могут даже рвать бумагу, а почерк становится резким, рваным, угловатым и даже колючим. Появляются ненужные линии-черкотины в конце слов и предложений, а жирные точки напоминают удар по бумаге. Из-за того, что мозг переполнен негативными эмоциями, человек делает ошибки и в сильном раздражении не исправляет их аккуратно, а зачеркивает неправильно написанные слова несколькими жирными чертами.
Радостное возбуждение проявляется несколько иначе. Человек его не старается сдерживать, а наоборот, оно вырывается ярким фейерверком. Под влиянием сильных эмоций буквы скачут, «выпрыгивая» из строки, становятся крупнее и небрежнее.
Небрежность почерка связана с тем, что под влиянием радостного возбуждения движения становятся суетливыми, хаотичными, а их скорость увеличивается. Представьте, как бегает и прыгает от радости ребенок. Вот то же самое происходит и с почерком.
Страх
Это сложное чувство, и в зависимости от степени выраженности и причины может проявляться по-разному. Страх – одно из самых древних человеческих эмоциональных состояний, которое рождается в старой части головного мозг, подкорковой зоне – в лимбической системе. Поэтому физиологические изменения под влиянием страха наиболее заметны.
Усиление сердцебиения и тремор (дрожание конечностей) вызывают мышечную слабость. Поэтому буквы под влиянием этого чувства тоже получаются «дрожащие» — слабые, прерывистые, неровные линии. Почерк становится мельче, убористее, так как под действием страха и сам человек сжимается.
Затруднения, которые испытывает испуганный человек при письме, заставляет его быть лаконичным. Предложения, да и весь текст становится короче – работа мозга сконцентрирована на факторе опасности, поэтому все малозначимые функции тормозятся. С этим связан тот факт, что под влиянием страха люди немного глупеют, а предложения утрачивают логичность и связность.
Спокойное, доброжелательное состояние
В спокойном, благодушном настроении движения человека плавные, неспешные, хорошо скоординированные и уверенные. И почерк у него ровный, аккуратный, неторопливый. Буквы округлые. Соединения между ними плавные. Именно в таком состоянии в большей степени проявляются индивидуальные особенности почерка – появляются разные «красивости», завитушки, росчерки и т. д.
Это самые основные, базовые психические психоэмоциональные состояния. Но чувства и эмоции человека очень разнообразны, нередко противоречивы, и все их оттенки и нюансы определить по почерку невозможно. К тому же это ситуативные изменения, а характер – устойчивая совокупность черт личности. Способен ли он настолько влиять на индивидуальные особенности почерка, что по нему можно определить черты личности? Да, это возможно, но правильнее говорить не о почерке, а вообще о характере движений человека, в том числе и движений руки по листу бумаги.
Почерк и темперамент
Темперамент – это биологическая основа характера, совокупность врожденных особенностей нервной системы. Именно эта сфера индивидуальных особенностей личности больше всего отражается в почерке.
Четыре типа темперамента (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник) в чистом виде встречаются редко, но это комплексы черт, которые определяются тремя особенностями высшей нервной деятельности, точнее, процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Совокупность врожденных индивидуально-психологических особенностей личности зависят от трех факторов:
- силы нервных процессов;
- подвижности и скорости протекания этих процессов;
- степени равновесия возбуждения и торможения.
Комбинации этих качеств дают неповторимые типы поведения, влияющие на характер почерка. То есть отличить почерк холерика от почерка флегматика несложно, проблема в том, что почти у каждого человека есть черты всех типов темперамента. Но можно рассматривать особенности почерка по отдельным чертам или характеристикам нервной системы.
- Уровень энергии. Этот показатель определяется силой нервных процессов, устойчивостью возбуждения и торможения. В почерке уровень энергии можно определить по нажиму. Чем сильнее нажим, тем более энергичный человек.
- Эмоциональность. Она во многом определяется силой возбуждения и торможения и подвижностью этих процессов. У людей с повышенной эмоциональностью ярко выраженный наклон букв вправо, более небрежное написание (буквы неровные и прыгают), и более слитное – каждое слово является непрерывной цепочкой букв. У людей уравновешенных буквы стоят прямо, каждая из них четко и аккуратно прописана.
- Уровень агрессивности. Чем более острые и угловатые буквы, особенно с сильным нажимом, тем более человек склонен к агрессии. А вот округлые буквы и плавный почерк присущи добрым и мягким людям.
- Общительность (уровень экстраверсии и интроверсии). Для почерка открытых, коммуникабельных экстравертов характерны более крупные буквы, а мелкий, убористый почерк — для замкнутых интровертов.
- Умение приспосабливаться к обстоятельствам (уровень ригидности и пластичности). Ригидные люди упрямы, они не меняют своих позиций под влиянием окружающих, и почерк у них с наклоном влево, чем больше наклон, тем больше проявляется ригидность. Для таких людей также характерно четкое раздельное написание букв, они как бы не оставляют возможности трактовать написанное иначе. А вот для пластичных людей с гибкой нервной системой характерно слитное написание букв, а слова и предложения иногда превращаются в этакие «гусенички».
Если особенности темперамента, так или иначе связанные с психофизиологическими процессами и влияющие на характер движений, по почерку определить можно, то черты характера менее зависят от физиологии и являются продуктом воспитания.
Индивидуальные черты личности и почерк
Индивидуальность личности проявляется не в том, как написано, а в том, что написано. Можно провести анализ текста (если он достаточно большой), выявить особенности словарного запаса, построения предложений, повторы каких-то слов, ошибки и опечатки и на основании этого составить психологический портрет личности. Но к графологии, то есть к науке о почерке, это отношения иметь не будет. С тем же успехом можно анализировать и текст, набранный на клавиатуре.
Но все же есть некоторые черты характера, которые отражаются в почерке:
- Волевые качества. Люди, обладающие сильной волей, целеустремленные и уверенные в себе имеют четкий, ровный почерк с буквами среднего размера и с заметным наклоном вправо. Для них характерен довольно сильный нажим, иногда подчеркивание слов и подстрочные и надстрочные знаки, например, над письменными буквами «т» и «ш». Слабовольные люди имеют слабый почерк без нажима, у них обычно много исправлений и большие промежутки между словами.
- Интеллектуальные качества. Люди с развитым логическим мышлением имеют ровный аккуратный почерк, буквы одного размера и равные промежутки между словами. Написание букв максимально приближенное к стандартному образцу. А вот образное мышление делает почерк более вычурным. Не обязательно красивым, но людей с преобладающим образным мышлением отличает нестандартное, оригинальное начертание букв, росчерки, петельки и завитушки в местах соединения. Поэтому их почерк малопонятен и иногда напоминает арабскую вязь, готический шрифт, а то и шумерскую клинопись. Но здесь нет преднамеренной стилизации – просто так получается.
- Уровень креативности. Для творческих личностей характерен неровный, малопонятный почерк. Их рука часто не успевает за мыслью, поэтому конечные слоги слов превращаются в «хвостики» или завитушки. К тому же в почерке креативов сложно определить какие-то индивидуальные особенности, связанные с другими чертами личности, потому что он беспорядочный, постоянно меняющийся и очень быстрый.
- Профессиональные качества личности. Есть некоторые профессии, которые накладывают отпечаток на почерк. Всем известно, как сложно прочитать написанные непонятными закорючками рецепты врача и записи в медицинской карте. А вот почерк учителя начальных классов отличается аккуратностью и правильностью начертания букв, почти как в прописях.
Подводя итоги, можно отметить, что составить достоверный психологический портрет личности исключительно по почерку сложно. В любом случае он будет неполным, ущербным. Ведь каждый человек не только уникальная личность, но и обладает множеством качеств, которые никак не отражаются в почерке.
К ним можно отнести, например, нравственные качества, играющие важную роль в жизни человека. То есть по почерку мы можем сказать, что человек общительный, но кто он – душа компании или хам, обожающий скандалы и троллинг? На этот вопрос и на многие другие почерк ответа не дает.
Источник: psychologist.tips
Читаем характер по почерку
Самая простая характеристика – размер букв. Он указывает на взаимоотношения человека с другими людьми, реакцию на окружающую действительность. А также отображает степень его эгоцентризма и какой стиль жизни он предпочитает – активный или созерцательный.
Средний размер – 3 мм. Крупный почерк выдает человека общительного, разговорчивого, активного и экспрессивного. Такие люди обычно самоуверенны и смелы, терпимо относятся к окружающим, но, ради того, чтобы быть в центре внимания, могут притворяться, быть хвастливыми, невнимательными.
Мелкий почерк указывает на скромность и смирение. Люди с таким почерком вне круга близких друзей обычно скрытны, интроспективны, склонны к преуменьшению своей значимости. Ум – их сильная сторона, они способны находиться в процессе обдумывания какой–либо проблемы очень долгое время.
Люди с почерком среднего размера находят компромисс между мыслью и действием. Они не склонны ни переоценивать, ни недооценивать собственные возможности, могут быть как общительными, так и замкнутыми. А если размер почерка меняется, это говорит о приспособляемости и уступчивости человека. Но изменение в рамках одного абзаца объясняется неустойчивой самооценкой.
Ровность почерка, уровень его систематизации показывает, являются ли остальные рассматриваемые детали положительными или отрицательными. Например, крупный ровный почерк говорит об уверенности, энергичности и активности, а такой же почерк с бессистемной организацией подразумевает заносчивость, бесцеремонность и импульсивность.
Мелкий систематический организованный почерк указывает на направленное и разумное использование энергии и способность думать, учитывая все детали. Плохо организованный мелкий почерк предполагает недостаток уверенности в себе, робость и сосредоточенность на собственном внутреннем мире.
Подпись – это выражение того, как человек хочет, чтоб его воспринимали, независимо от того, кем он на самом деле является. Основной показатель подписи – ее ясность и понятность. Если подпись разборчива – человек прямолинеен в общении, не нуждается в вычурном представлении собственной личности, самодостаточен, уверен в себе. Он обладает сильным самосознанием и здоровой самооценкой.
Нечеткая, чересчур разрисованная, вычурная подпись указывает на попытку скрыть или как–то компенсировать внутреннюю несостоятельность. Такому человеку нужно, чтоб его присутствие было замечено. А простая, со вкусом декорированная подпись подразумевает хорошо развитое эстетическое чувство, уверенность, здоровое социальное поведение.
Этого описания хватит на то, чтобы при знакомстве с человеком узнать, что внутренне он не уверен в себе или любитель приукрасить собственные достижения. Стоит лишь помнить, что характер человека – его личное дело, и обсуждать увиденные в его почерке подробности не стоит. Вы просто будете знать для себя, как общаться с этим человеком.
Удачного общения! И запомните – почерк не лжет, это мы иногда его неверно истолковываем.
Источник: tweet.ru
Определение личности по письму: о чем говорит почерк человека?
Каждый человек — это неповторимая личность с уникальной комбинацией качеств, особенностей и характеристик.
И манера письма является продолжением нашей индивидуальности, проявляющейся и через почерк.
О психологии человека по поведению и жестам читайте здесь.
Графология — что это такое?
Графология — это наука, которая изучает связь между почерком и личностными характеристиками индивида.
С помощью графологии можно общий психологический портрет человека и выявить отдельные особенности характера.
Метод графологии в современном мире рассматривают как псевдонаучный. Однако в медицине этот термин используют в тех случаях, когда с помощью почерка отслеживают динамику заболеваний мозга и центральной нервной системы.
Важно понимать, что графология не дает точных данных, а лишь позволяет сделать вероятностные выводы.
Данный метод имеет право на существование, если полученные посредством графологии результаты сопоставлять с другими признаками.
Область применения и значение
Метод графологии используют для профориентации кадров, выявления наиболее подходящих вакансий для потенциальных сотрудников и определения сильных/слабых черт кадровых сотрудников.
Также с помощью графологии можно улучшить социальный климат в команде/коллективе. Зная психологические особенности отдельных участников группы, их легче будет разбивать на пары и команды.
Можно будет прогнозировать результаты творческого или делового симбиоза сотрудников, находить оптимальный способ взаимодействия с коллективом и внутри него.
Графологию используют и при работе с психически нездоровыми людьми.
По почерку можно понять (выдвинуть предположение), насколько быстро прогрессирует болезнь, в каком состоянии находится человек (подавлен, зол, обижен, взволнован и т.д.).
Если фиксировать результаты графологического исследования постоянно, можно прогнозировать обострения.
Судмедэксперты тоже прибегают к графологии, чтобы выявить потенциального преступника или составить характеристику подозреваемых. Но данную методику они применяют лишь в комплексе с другими методами анализа.
Для некоторых людей данный метод является интересным способом изучить свой внутренний мир. В таком случае участники эксперимента добровольно соглашаются на изучение своего почерка и даже ищут специалистов, которые могут расшифровать манеру письма.
Какой бывает почерк: типы, стили, виды, варианты
Анализ почерка проводится на основании существующих классификаций.
Специалист отмечает наличие или отсутствие признаков из списка.
Обычно графологи обращают особенное внимание на:
- выработанность (низкая, средняя, высокая);
- структуру (высота равняется ширине, расстояние между строчками и буквами велико, ширина и высота букв остается статичной в процессе письма, высота строк и интервалов значительна);
- темп (написание слов и букв без отрыва пера, упрощенное написание букв, однообразное написание букв, наличие острых элементов, сложная конструкция букв, отрыв пера от бумаги во время письма, наличие тупых и округлых элементов);
- координацию (наличие извилистых и ломаных штрихов, угловатость овальных элементов, несоразмерность букв и элементов).
- устойчивость (характеристики формы, размера, знаков и нюансов размещения текста на рабочем поле);
- характеристику движений (округлая, петлеобразная, угловатая, прямая, наклонная форма движений и т.д.).
Особенности у мужчин и женщин
Шансы определить пол человека по почерку достаточно высоки, так как мужчины и женщины имеют некоторые особенности письма, характерные только для людей одной половой принадлежности.
Типичный женский почерк отличается округлостью линий, связанностью и наличием декоративных штрихов (росчерков). Количество острых и резких углов сведено к минимуму. В целом письмо выглядит гармонично, не походит на «лесенку» и легко читается.
Мужчины мельчат и добавляют резкие движения, из-за чего буквы часто идут в разброс, а углы явно выделяются на общем фоне строки (см. пример).
Почерк имеет глубокий наклон и плохо читается, показатель эстетичности минимален. Возможно, буквы слишком сильно и даже карикатурно упрощены. Отдельные элементы письма выглядят непропорционально на общем фоне.
Психология письма знаменитых людей
Если внимательно изучить записи великих и знаменитых людей, можно заметить интересные закономерности.
Все дело в том, что повсеместной известности добились лишь единицы, обладающие редкими талантами или выразительными психологическими портретами.
Поэтому их почерки являются по сравнению с почерком рядового гражданина гипертрофированным вариантом.
-
Мерилин Монро. В последние годы жизни феноменальная блондинка делала записи в своем дневнике достаточно аккуратным и разборчивым почерком. Однако в ее письме присутствует большое количество заглавных букв, что не соответствует правилам. Подобный нюанс может свидетельствовать о том, что образ обожаемой всеми кокетки подавил истинную личность Монро.
Психологический портрет
Что можно узнать и сказать по почерку человека? Анализ:
-
О чем говорит мелкий почерк? Мелкие буквы выдают умение концентрироваться. Люди, использующие мелкий почерк, не склонны к конфликтам. Если маленькие буквы сочетаются с короткими интервалами в письме, значит, хозяин почерка отличается скрытностью и нежеланием идти на контакт.
Если стиль письма не попадает под известные классификации, скорее всего письмо принадлежит неординарному, творческому человеку с творческой жилкой.
Такие люди практикуют новаторский подход во всем, но иногда ставят себя выше социума.
От чего зависит почерк человека?
Почему меняется почерк? Почему человек пишет разным почерком?
Почерк человека зависит от врожденных и приобретенных особенностей характера, состояния и настроения человека, его пола, возраста и социального статуса.
Почерк может меняться с течением времени. У пожилых людей навык мелкой моторики постепенно утрачивается, руки дрожат и выводят буквы характерным образом.
Во время приступа агрессии люди слишком сильно давят на бумагу, в результате чего продавливают полотно и оставляют на листке глубокие следы.
Влюбленные люди «витают в облаках» и выводят различные вензеля, когда отвлекаются от письма и вспоминают предмет своих нежных чувств.
В результате мозг не может концентрироваться непосредственно на письме и предлагает альтернативную (упрощенную) операцию изображения крючков и спиралей.
Почерк может меняться даже в зависимости от того, кому предназначается послание. В одном случае человек будет стараться и аккуратно выводить буквы.
В другом случае он будет со злостью раскидывать оскорбительные строки на бумаге. Ну а последнему адресату будет отправлено письмо, пропитанное сомнениями и дрожью.
Но независимо от обстоятельств и различных факторов, человек не изменит своей привычной манере письма. Он будет использовать привычные элементы, наклон или украшения в «автоматическом режиме».
Кто-то доверяет графологии. Кто-то называет ее лженаукой. Но отрицать тот факт, что почерк связан с характером и особенностями человека, бессмысленно. В противном случае люди просто перенимали бы манеру письма у своих первых учителей.
Что говорит о человеке почерк? Узнайте из видео:
Источник: psyholic.ru