В младших классах ребенок учился с удовольствием, с интересом, но вот перешел в среднюю школу, стал подростком — и как будто подменили: в школу ходит с неохотой, уроки делает через «не могу», смысла в учебе не видит. Ситуация нередкая. Почему это происходит и что в этом случае нужно делать родителям? И каких ошибок избегать? Рассказывает директор подмосковной православной школы «Рождество» Валерия Феликсовна Шварц.
Потеря интереса к учебе — это проблема, но не трагедия
Как родителям нужно относиться к этому? Спокойно, хладнокровно. Ведь на самом деле не происходит ничего снепоправимого. Ребенок не заболел чем-то ужасным, не «влип» в криминальную историю, не стал жертвой преступников. Изменение отношения к учебе — явление нередкое и вполне объяснимое. Нужно понимать причины и воспринимать это как задачу, которую вполне можно решить.
При этом нужно быть готовым к тому, что что быстро такие задачи не решаются. Ребенку надо дать время, чтобы он с вашей помощью справился с изменениями в своих приоритетах, освоился в новых обстоятельствах.
Далее, нужно четко определиться: а в чем ваша конечная цель? Вы хотите, чтобы у вашего ребенка возобновился интерес к учебе или чтобы его оценки по всем предметам стали отличными (не редкость, что нам именно это и нужно от нашего ученика)?
На мой взгляд, главная родительская задача еще в начальных классах школы — сформировать у ребенка отношение к учебе как к осмысленному, полезному труду, к работе, которую необходимо делать хорошо, даже если это не всегда интересно. Ценность честного добросовестного труда не должна подвергаться сомнению. Порой, такие, казалось бы, верные родительские утверждения: «мне не важно, какие отметки ты получаешь!» — расхолаживают ребенка, дают ему право считать, будто качество его работы не имеет значения. Если это однажды произошло — исправить будет сложно.
Прекрасно, если учебный труд сопровождается интересом и к изучаемому предмету — но так бывает не всегда, а вот сам себе ребенок всегда интересен. Отлично. Используем этот инструмент. Ведь обучение — это еще и самопознание. И можно обсудить с ребенком вопрос: тебе интересно, какой ты?
Каковы твои склонности и границы? Твои дарования и способность к саморазвитию? Интересно? Вперед! Школьное дело дает тебе возможность увидеть, почувствовать и осмыслить собственные возможности и предпочтения.
Почему пропадает интерес к учебе?
Определившись с конечной целью, поговорим о причинах, по которым у подростков снижается мотивация к учебе. Знание этих причин позволит нам понять, что именно происходит с нашим ребенком и как именно ему надо помогать.
Кстати, стоит заметить: интерес к учебе пропадает вовсе не в ста процентах случаев. Такая тенденция есть, но это не является чем-то неизбежным.
И порой мы оказываемся в ловушке слов: дело не в том, что интерес к учебе пропадает при переходе из начальной школы в среднюю. Дело в том, что в начале подросткового возраста у ребенка появляется множество новых интересов. Согласитесь, это разные ситуации: отсутствие интереса или многообразие интересов. Настоящая проблема заключается в том, что, при появившемся многообразии интересов, у ребенка еще нет внутренних ресурсов и способностей, чтобы правильно распределить время, должным образом расставить приоритеты. Мы видим, что ребенок охладел к учебе, но последовательность событий здесь такова: он более не может уделять учебе столько внимания, сколько уделял раньше, вследствие этого становится менее успешным, а затем следует неизбежное падение интереса к той деятельности, где нет хороших результатов.
Другая причина, может быть, не менее значимая — это изменение формата учебы, изменение принципа подачи учебного материала. Раньше, в начальной школе, был один учитель, ребенок привык к его голосу, к его манере объяснения. Но вот начинается средняя школа, по каждому предмету — свой преподаватель со своими особенностями и требованиями.
И если не выстроен процесс перехода из младшей школы в основную — ученику невероятно трудно постоянно, на каждом уроке, подстраивать свою систему восприятия. Что происходит в результате? Вслед за психологическим стрессом от неудач (особенно, если эти неудачи ученику «ставятся на вид») возникает негативное отношение к предмету, разновидность защиты, когда причины собственной неуспешности трактуются как «плохой учитель», «скучный предмет», «это мне никогда не пригодится в жизни».
Кроме того — и это, возможно, особенность нашего времени, — в начальной школе часто ребенок не приучается спокойно воспринимать учебные трудности и в результате вдумчивого труда преодолевать их. Способный ребенок усваивает материал легко (хотя иногда — поверхностно), многое ему дается без особых усилий, при этом часто его хвалят за успехи, постоянно поддерживая — и у него возникает опасная иллюзия, будто так всегда будет.
А так будет не всегда. В средней школе программа усложняется, требования учителей становятся строже и разнообразнее. Естественно, случаются неудачи. И если сформировалась привычка, что все дается без особенных усилий, то в результате столкновения с естественными трудностями ребенок может занервничать, спасовать, а впоследствии негативные эмоции проецируются на учебный предмет.
Это, кстати сказать, бывает очень заметно, когда в пятый-шестой класс приходит ребенок, который ранее был на домашнем обучении. Он может быть неглупым, способным, у него хорошие аттестационные баллы, у него хорошие, любящие, понимающие родители. Но вот он приходит в среднюю школу — и совершенно теряется. Он привык воспринимать информацию с голоса мамы или папы, и вдруг — множество учителей, каждый со своим голосом, со своей интонацией. В результате у ребенка возникает внутренняя блокировка, и он попросту перестает заниматься тем, что ему не удалось с первого раза.
Тактика и стратегия преодоления
Осознав потерю интереса к учебе как проблему, активные родители, как правило, начинают действовать. И порой эта деятельность не приводит к положительным результатам.
1. Самое печальное, если в разговоре о школьных делах начинают доминировать упреки и наказания, бесконечные выяснения отношений – от этого невыносимо становится всем, и родителям, и детям. Это совершенно тупиковый путь, только усугубляющий негативное отношение ребенка к школьной учебе.
2. Пример следующий, уже упоминавшийся в нашем разговоре. Родители говорят ребенку, что им абсолютно неважно, как он учится, что они его безусловно любят. Позиция чрезвычайно популярная, на первый взгляд — очень гуманная. На самом деле здесь совершается подмена понятий.
Безусловно, родители должны любить своего ребенка в любом случае и не должны скрывать от него свою любовь. Но когда они говорят, что им безразлично, как он учится, то демонстрируют ему безразличие к его жизни. Ведь ребенку-то очень даже не безразличны его учебные успехи и неуспехи. Это важная составляющая его жизни.
Говоря ребенку, будто это на самом деле неважно, они и ему дают такую же установку. Стоит ли удивляться, что ребенок перестает трудиться?
На самом деле нет никакого противоречия между безусловной любовью и принятием ребенка — и требованием, чтобы он относился к своей учебе ответственно и старательно. Просто потому, что ответственность и старательность — это базовые этические принципы, которые прививаются в нормальной семье. Ребенок должен ощущать, что его любят безусловно, но должен понимать и то, что от него ждут хорошей работы, насколько это вообще для него возможно. Даже удовлетворительная оценка должна быть честной, заслуженной.
3. Самая, пожалуй, распространенная тактика — нанять ребенку репетиторов по всем предметам, если у него возникают трудности. В результате ребенок и с репетитором не учится, как следует, репетитор лишь помогает ему выполнять домашние задания (случается — попросту все решает за него). Зато на школьную учебу такой ребенок смотрит свысока: у меня репетитор есть, я теперь по физике/русскому языку/математике подстрахован, на уроках можно ничего не делать! Вместо того, чтобы научить ребенка ходить на своих ногах, мы ему даем костыли. И положение становится еще более сложным.
Разумеется, бывают случаи, когда репетитор нужен. Если ребенок всерьез увлечен каким-то предметом и ему требуется уровень выше, чем в школьной программе — тогда углубленное изучение предмета может потребовать дополнительного педагогического сопровождения. Другой случай — в силу разных обстоятельств ученик сильно отстал от школьной программы и ему требуется специальная адресная помощь, чтобы ликвидировать это отставание. Но занятия с репетитором не должны подменять собой работу ученика в классе и дома.
| Подробнее о плюсах и минусах репетиторства можно прочитать в статье:
4. Весьма распространенная реакция на учебные трудности — предъявить претензии школе. Мол, раз ребенок потерял интерес к предмету, значит, это вы так плохо учите. Не умеете увлечь!
Да, бывает и так. Бывает, что учителю не хватает профессиональных навыков, он не справляется с конкретным классом, у него не сложился контакт с детьми. Но все же гораздо чаще причина не в учителе, а в том, что происходит с ребенком. Учитель не может и не должен быть аниматором, не должен все время увлекать/развлекать детей.
И невозможно увлечь предметом абсолютно весь класс, ведь дети разные, интересы у них тоже разные и что действует на одного, не подействует на другого. Есть на самом деле простой способ разобраться, в учителе проблема или нет. Если примерно у половины класса по предмету хорошие и отличные оценки, значит, все в порядке с учителем. И ваш ребенок тоже может оказаться в этой половине, если работать вместе с школой, а не становиться на прокурорскую позицию.
Но когда уже звучат претензии и обвинения, взаимодействие становится почти невозможным.
Что же все-таки делать? Как вернуть интерес к учебе?
Переходим к главному. Как нужно действовать?
1. Нужно постоянно разговаривать с ребенком, в том числе и о том, почему у него снизился интерес к учебе. Ни в коем случае нельзя оказывать давление и тем более упрекать. Это должен быть такой разговор, который не тяготит ребенка. Исподволь, аккуратно, не в лоб нужно выяснить у него, в чем он сам видит причину.
Возможно, дело в том, что раньше занятия начинались в десять утра, а сейчас приходится вставать в шесть, он не высыпается. Или сменился учитель по какому-то предмету, с новым хуже контакт. Или ребенок тоскует по друзьям из класса, которые перешли в другую школу.
2. Отталкиваясь от интересов ребенка, нужно создать ему среду, где в живом человеческом общении он мог бы развиваться в той сфере, в которой возникли трудности. Например, если он любит животных, устроить его в кружок юных биологов при зоопарке, если есть интерес к истории, можно найти клуб реконструкторов, если ребенку нравится придумывать какие-то рассказы, то записать его в хорошую литературную студию.
Все это как будто бы напрямую не связано с школьной программой — однако, если ребенок будет этим заниматься с увлечением, то и к «сопутствующим» школьным предметам интерес повысится. Если это кружок юных биологов, то уже иначе будет восприниматься школьный курс биологии, если клуб реконструкторов — есть выход и на историю, и на литературу. То же касается театральных студий: занятия в них могут пробудить интерес к литературной основе тех спектаклей, что там ставят. Увлечение астрономией может улучшить отношения со школьной математикой, увлечение туризмом — сразу и с географией, и с биологией, и с физикой.
При этом надо понимать две вещи: во-первых, речь идет именно о живом общении ребенка со сверстниками и со взрослым-руководителем, а не об онлайн-формате. Во-вторых, не следует ждать немедленных результатов: сегодня записали ребенка в кружок робототехники, а завтра у него уже должны быть пятерки по информатике и физике. Нет, конечно, так не бывает. Формировать сферу увлечений — это трудное и долгое дело.
3. Обратиться за помощью к школе. Будем исходить из предположения, что школа хорошая, учителя профессиональные, к детям относятся внимательно. Такая школа действительно сможет помочь. Если вы видите, что раньше ребенок, к примеру, любил русский язык, а в средних классах к нему охладел, стоит поговорить с учителем.
Но поговорить не об отметках, а о том, как тот видит ситуацию, что может посоветовать. А учитель может подсказать какую-то толковую познавательную литературу. Если речь о русском языке, то это веселые учебники Татьяны Рик или серия книг Людмилы Ахременковой «К пятерке шаг за шагом», если о математике — книга Владимира Лёвшина и Эмилии Александровой «Приключения Нулика.
Математическая трилогия» (это познавательная литература в форме сказочной повести), или того же автора «Диссертация Рассеянного Магистра». Если это физика, то, например, книга Александра Никонова «Физика на пальцах». Подобной литературы немало, и учителя о ней знают в отличие от большинства родителей.
| Подборка познавательных книг для детей:
И вот что еще может быть полезно: наверняка среди учителей есть кто-то, кому подросток доверяет, кто является для него авторитетом. Вот с таким педагогом стоит поговорить, объяснить ему ситуацию и попросить, чтобы он стал посредником между вами и учителем по тому предмету, с которым начались трудности. Такой учитель, конечно же, легче, чем родители, выстроит коммуникацию с коллегами, поможет им взглянуть на конкретного ребенка другими глазами, разглядеть в нем те достоинства и таланты, которые остаются незамеченными. Может быть, он поделится своим опытом, расскажет, как сумел найти подход к этому ученику. В нашей школе мы практикуем такие педагогические «консилиумы», когда разные учителя обсуждают одного ученика, каждый со своей стороны, и это дает хорошие результаты: у учителя раздвигаются горизонты, он начинает видеть в заурядном, казалось бы, троечнике талантливого художника, или увлеченного футболиста, или отзывчивого человека, готового всем помочь.
И вновь повторю: все педагогические проблемы (в том числе и потеря мотивации к учебе) преодолимы, если у родителей выстроены с ребенком доверительные отношения, если им интересны не только его отметки, а он сам, его жизнь, его переживания, мнения, увлечения. Тогда то, что поначалу кажется огромной проблемой, распадается на последовательность вполне решаемых задач.
Подготовил Виталий Каплан
Источник: foma.ru
Подросток не учится и лежит на диване. Но это не значит, что вы должны кормить его с ложки
Последний год в школе, впереди напряженная учеба и подготовка к ЕГЭ, но, кажется, это волнует лишь родителей. Уже почти взрослый подросток лежит на диване с прошлого учебного года, который он еле закончил.
Пора ли паниковать, можно ли как-то поднять подростка с дивана и как вести себя родителям, если ребенок не думает о будущем и не хочет учиться, рассказывает семейный психолог Екатерина Бурмистрова.
– Впереди – 10-й или даже 11-й класс, а подросток лежит, смотрит в потолок и говорит, что ничего не хочет, учиться не хочет, поступать никуда не хочет. Какие могут быть причины?
– Причин может быть много, и с каждой ситуацией надо разбираться отдельно. Подростковый возраст очень нестабильный. Возможно, его накрыла несчастная любовь. Возможно, он с чем-то не справился, заваливает предмет, и ему нужен репетитор.
Если подросток лежит и смотрит в потолок не один день, а неделю и больше, нужно разбираться, выяснять причину.
– Но все-таки какие основные причины того, что «я ничего не хочу» – достаточно распространенное явление среди подростков?
– Если мы говорим про семьи с подростками, живущими в больших городах, и про тех, кто взрослеет у очень внимательных, мотивированных родителей, очень часто подростки ничего не хотят, потому что они просто не успевают захотеть. Мы, боясь что-то упустить в их развитии, предупреждаем их желания. Особенно желания образовательные и те, что связаны с хобби. Он еще толком не успел захотеть, желание еще до конца не вызрело, а мы раз – и реализовали все.
Например, ребенок думает о программировании, задумался о хорошем компьютере, два года ходит на занятия – это одно, а другое – походил неделю, а к воскресенью компьютер купили. Результат может быть для человека не очень ценным из-за того, что на его достижение потребовалось совсем не много времени, а его не перехитришь.
Я не говорю о том, что нужно каждое желание мариновать и тогда хороший результат будет гарантирован. Но не учитывать это тоже нельзя.
Еще один момент заключается в том, что сегодня у подростка очень насыщенная информационная среда – много занятий в школе, много дополнительных занятий. Соответственно, может не возникать желания только потому, что ничего уже не нужно, слишком всего много, до перегруза.
Третье – это то, что взросление происходит в довольно защищенной среде, без экономических и социальных катаклизмов. Поэтому дети часто растут инфантильными. Они не то что не хотят заниматься чем-то, каким-то хобби, они в целом не очень что-то хотят. У них не развита воля, они привыкли, что где можно не напрягаться, лучше не напрягаться.
Они внимательно выбирают, что им подходит, а что не подходит, и очень ориентированы на заботу о себе. Вроде бы звучит плохо. Но в то же время именно эта способность, немного направленная в другую сторону, даст им возможность отказаться от ненужного: это меня не интересует; а вот у меня нет этого драйва; а вот мне это тяжело, у меня это не пойдет. Так что есть шанс, что они все-таки выберут то, что их заинтересует по-настоящему.
Последняя причина, очень важная – зависимость от интернета, от соцсетей есть у гораздо большего количества подростков, чем мы думаем. Человека, который имеет зависимость, сидит все время в компьютере, в телефоне, сосредотачивается в том, виртуальном мире, все остальное интересует гораздо меньше. Это отдельный разговор про природу зависимости и способы работы с ней, но это явление распространено гораздо больше, чем мы думаем.
– Могут ли родители отличить, что ребенок ничего не хочет из-за каких-то проблем в воспитании или из-за того, что у него депрессия?
– Один из признаков депрессии – как раз отсутствие желания. Если ребенок ничего не хочет, при этом у него есть другие признаки депрессии, например вялость, постоянная усталость, обязательно нужно показать его психиатру. Подростковые депрессии, увы – явление распространенное, и причины их роста не установлены.
Говорят и про повышенную учебную нагрузку, и про ту же самую зависимость, и про то, что дети мало двигаются. Но факт остается фактом. Так что если подозреваете депрессию – нужно идти к грамотному психиатру. Если вы с этим пойдете к психологу, психолог вам не скажет, есть ли у вас депрессия, это не компетенция психолога, он все равно отправит к психиатру.
Не учится, не работает – запирать ли холодильник
– Я читала в одном из сообществ, что поднять подростка с лежанки и уговорить что-то сделать без скандала требует много сил и эмоций. Это так?
– Я вообще не понимаю про уговорить в этом смысле. Почему требуются уговоры и эмоции? Может быть, был авторитарный стиль воспитания, когда слишком многое решает мама, и то, что подросток лежит на диване – это сопротивление? Надо что-то менять для того, чтобы можно было начать диалог. Если вы водите ребенка за ручку, а ребенку 17 лет, вы, конечно же, можете столкнуться с сопротивлением.
У человека после 14-15 лет либо есть своя мотивация что-то делать, либо нет. Если своей мотивации нет, ее в ручном режиме через уговоры запустить нельзя. Это воспитательная ошибка.
Если вы уговариваете подростка идти к репетитору или уговариваете его помочь принести картошку, значит, вы не перешли на следующую ступень отношений, застряли в детстве. Когда он был маленький, его приходилось уговаривать съесть ложку манной каши, теперь вот уговоры продолжаются.
– Бывает, в ответ раздается и грубость…
– Конечно, это оборона. Потому что уговоры – неработающая модель. Вы его уговариваете, как будто он маленький, а он огрызается. Мне кажется, до подростка нужно донести: уговаривать тебя мы не будем, ты можешь нас попросить, чтобы мы тебе оплатили репетитора, но, если ты не поступаешь, мы тебе не оплачиваем обучение на платном. Мы не кормим тебя и не поим, ты просто идешь работать.
Это называется выставление границ.
– Сейчас, кстати, стало трендом позволить ребенку после школы «искать себя». Как долго можно позволять это?
– Мне кажется, границы нужно выставлять сразу, воспринимая выросшего ребенка как самостоятельного человека, который должен включить свой двигатель, возможно, совершать свои ошибки. Но если нет четко проставленных границ, ему будет трудно делать выбор.
Современные подростки, выросшие, к счастью, в достаточно стабильном обществе, не понимают, что для простой обычной жизни требуются усилия.
И родителям, и ребенку с самого начала нужно понимать – когда он вырастет, кормить себя он будет сам. То есть, пока ребенок учится, его материально поддерживают; если он не учится, его перестают поддерживать.
– Но если родители это поняли не сразу, ребенок после школы «ищет себя», не учится и не работает, что делать? Не холодильник же на замок запирать…
– На замок не запирать, но выросший ребенок не сможет поехать на долгожданный фестиваль, вы ему не купите новые кроссовки, у него не будет нового девайса, вы не будете оплачивать отдых, развлечения.
Лучше заранее, пока ребенок растет, без эмоций доносить до него эту мысль: «Когда человек взрослеет, он продолжает оставаться ребенком для семьи, но по сути он уже не ребенок. На правах ребенка он остается, пока учится, получает образование. Если это не так, то, значит, ты такой же, как мы, взрослый, тебе нужно будет работать, для того чтобы оплачивать транспорт, интернет». Обычно такие спокойные разговоры, которые ведутся с ребенком, пока он еще растет, очень понятны и доходчивы.
Сегодня многие семьи приходят к тому, что современные изнеженные мальчики должны пойти в армию, и только после этого они приходят в сознание, понимают ценность и важность учебы…
Я знаю, что чем выше материальный уровень семьи, тем чаще бывают трудности с мотивацией. Зачем ребенку готовиться, трудиться, поступать, ведь если он не поступит на бюджет, пойдет на платное? У семьи есть деньги, он привык развлекаться, он получает удовольствие от жизни.
– Подводя итог: нельзя подростка уговорить встать с дивана и начать что-то делать? Тогда что нужно делать?
– Это просто не работает. Да, тревоги, переживания родителей понятны. Но если лечить аппендицит капустными листьями, будет ощущение, что мы что-то делаем, но аппендицит от этого не пройдет. Это не тот способ, который помогает. Уговоры, они для дошкольников: для трехлеток, четырехлеток – привлечь внимание, уговорить, замотивировать.
С подростками совершенно иначе. Это их жизнь, их сознание, их выборы.
Родителям тоже надо учиться, находить какой-то промежуточный вариант между «делай, что хочешь, ты нам не нужен» и «делай, как мы сказали», договариваться, выставлять границы, но не в острый момент отношений, а заранее, лет с 13-14.
Если ребенок просит, ему можно и нужно помочь найти репетитора. Можно и нужно помочь организовать режим, с которым он не будет выгорать. Но важно, чтобы это была не только ваша инициатива, а прежде всего ребенка, а вы уже подхватываете. Чтобы он думал: «Мне нужно в этот институт, ради этого я готов что-то делать». А не: «Это вы меня определили, а я, так и быть, согласился».
Когда мы применяем к подростку то, что работает с дошкольником, мы сильно ошибаемся и сильно портим отношения. Главное, как я сказала, это ни к чему не ведет. Надо учиться договариваться, как мы делаем это со взрослыми людьми.
Поскольку вы здесь.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Источник: www.pravmir.ru
Подросток перестал учиться: 3 причины и план действий
Как найти мотивацию для учебы и решить проблемы со школой
Марина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии
В конце учебного года ваш ребенок «съехал» по всем предметам и, кажется, махнул рукой на учебу. Вы выдохнули с наступлением школьных каникул и решили дать ему и себе отдохнуть и вернуться к вопросу успеваемости ближе к школе. Что ж, сейчас самое время – можно спокойно обсудить проблемы, которые возникли со школой, и попробовать их решить.
Причин, по которым дети не хотят учиться, столько же, сколько и детей. Но, как показывает опыт, можно выделить несколько основных, и если их сгруппировать, станет понятно, по каким каналам и куда утекает энергия, которая должна быть направлена на учебу. Самые большие «черные дыры» я бы обозначила так: нагрузка, отношения, увлечения.
Нагрузка: когда подросток не успевает жить
Современные дети так загружены учебой и дополнительными занятиями (кружки, репетиторы, спортивные секции), что у них абсолютно не остается свободного времени. И если до подросткового возраста они худо-бедно тянут лямку, то потом начинают бунтовать, отлично понимая, что родительские крики и угрозы ни к чему не приведут. Как сказал мне один подросток, «кормить не перестанут, из дома не выгонят».
Чрезмерная занятость разрушает мотивацию, снижает креативность, тормозит развитие лидерских качеств. И негативно отражается на успеваемости — ребенок буквально перестает «успевать». Уроки приходится делать поздно вечером, когда он устал и плохо соображает. Конечно, подросток использует любую возможность увернуться от непосильных нагрузок.
Перегруженность сказывается и на здоровье — школьники начинают чаще болеть, а значит, пропускать уроки. Те, кто занимаются спортом или творчеством, периодически пропускают занятия из-за сборов, соревнований, концертов. Причины вроде бы уважительные, но все это в итоге приводит к серьезным пробелам в знаниях, которые ребенок самостоятельно восполнить не может.
Пропустив несколько занятий, он не способен включиться в учебный процесс ни в классе, ни дома — он просто не понимает, о чем говорит учитель, и не знает, как подступиться к домашним заданиям, которые копятся, как снежный ком. Сначала он скрывает это от родителей, делает вид, что занимается, потом, чтобы «не нарываться на неприятности», начинает прогуливать уроки.
Отношения: когда в школу ходить страшно или незачем
На желание детей учиться и ходить в школу влияет и обстановка в классе, отношения со сверстниками и учителями.
В младших классах особенно важно, как к ребенку относится педагог. Одна мама жаловалась мне, что учительница невзлюбила ее сына. Вызвав маму в школу, она заявила: «Я не могу работать с вашим ребенком. У меня язва открывается, когда я его вижу». Она не могла сдержать раздражения, глядя, как мальчик во время урока машинально наматывает на палец какие-то ниточки.
Конечно, ребенок это чувствовал, приходил с занятий расстроенный и не хотел делать домашнее задание.
У подростков на первый план выходят отношения с одноклассниками — они во многом определяют эмоциональное состояние. Когда отношения не складываются или ребенок становится объектом травли, ему уже не до учебы.
Увлечения: пустая трата времени?
Еще один канал «разбазаривания» энергии — незапланированные, неподконтрольные увлечения детей, которые, с точки зрения взрослых, ничего не дают ребенку — как говорится, «ни уму ни сердцу», а только «отвлекают от дела».
Это могут быть подростковые компании «по интересам»: у одних это музыкальная группа, у других футбольная команда — дети собираются вместе, чтобы послушать музыку, обсудить новости, отправиться на стадион или просто прошвырнуться по улицам в поисках приключений. Кто-то всерьез увлекается травмоопасным экстримом — руфингом, паркуром, стритрейсингом, зацепингом.
Конечно, массу времени съедают и гаджеты: здесь и компьютерные игры, и общение в интернете, чаты, переписки. Ребенок считает минуты до окончания уроков — все внимание сосредоточено на чем-то другом.
А уж подростковая влюбленность способна поглощать все силы и мысли. Хотя бывает, что именно желание произвести впечатление на объект симпатии, вырваться в лидеры, стать лучшим, заставляет ребенка учиться — «стремиться и достигать».
Независимо от того, по какой причине ребенок не хочет учиться, мы, родители, должны отложить все дела, «спикировать» на проблему и посвятить ее решению столько времени, сколько понадобится. Самое главное — не угрожать, не наказывать, чтобы не разрушить контакт с ребенком. Наоборот, надо сблизиться и всячески ему помогать. Что именно делать?
Расставить приоритеты
Замечая, что дети утомляются, устают, родители зачастую начинают давать им медикаменты, способствующие концентрации внимания и повышению работоспособности — фактически подсаживают на допинг. Я всегда предостерегаю от этого. Если дело в чрезмерной нагрузке, нужно ее снизить, дать ребенку передохнуть, найти оптимальный для него темп жизни. И не ждать результатов сразу — пусть сначала восстановится.
Надо провести своего рода инвентаризацию — чем ребенок занимается, куда уходят его силы и почему их не остается на учебу. Если он бегает по кружкам, как в стихотворении Агнии Барто, надо подумать, от чего стоит отказаться, чтобы сосредоточиться на учебе.
Все дети разные, их способности индивидуальны, у кого-то лучше получается одно, а у кого-то другое. И если у ребенка не клеится с учебой, он должен знать, что он не бесталанный, не безнадежный, всегда найдется что-нибудь, что он делает хорошо: один прекрасно играет в футбол, другой поет, третий рисует, четвертый печет пироги. Поэтому ни в коем случае нельзя лишать ребенка того занятия, которое ему нравится и в котором он чувствует себя успешным.
Я знаю семью, где из-за плохих оценок мальчика забрали из хоккейной секции, хотя он был одним из лучших в команде. И что это дало? Ребенок был страшно расстроен, обижен на родителей — ведь его оставили без любимого дела. Отношения были испорчены, а лучше учиться он так и не стал. Ту сферу жизни ребенка, в которой он чувствовал себя уверенно, где у него были реальные достижения, родители отсекли, и он оказался лишь в роли отстающего, догоняющего, которому ничего не остается, как только тянуться за другими, а это тяжело, обидно, унизительно.
Подтянуть запущенные предметы
Когда какой-то предмет запущен и непонятно, как к нему подступиться, можно использовать то, что я называю «методикой швейцарского сыра»: если перед тобой стена проблем, надо сначала прокрутить в ней две-три дырочки, а потом постепенно, шаг за шагом увеличивать их размер, пока стена не рухнет.
В нашем случае надо определить, какие предметы сейчас наиболее важны и какие темы ребенок не усвоил, что надо подтянуть, после чего перейти к конкретным действиям — разобраться с одним запущенным параграфом из учебника, затем приступить к следующему и так далее.
Конечно, потребуется время и терпение, зато мы увидим, как меняется отношение ребенка к занятиям: как только он начинает понимать и усваивать материал, пропадает страх, появляется уверенность в своих силах, а вместе с ней и интерес к учебе. Если предмет сложный и мы не можем помочь сами, значит, надо временно взять репетитора.
Бывает, что родители заставляют ребенка заниматься трудным предметом по два часа кряду и следят, чтобы он не отвлекался. Но мало кто может так долго сосредотачиваться на чем-либо. Ребенок сидит эти два часа, страдает, начинает тайком заниматься другим, продолжая изображать из себя труженика — а воз и ныне там…
Поэтому важно найти оптимальный способ самостоятельной работы. Можно разложить большое дело на цепь маленьких. Например, прочитал условие задачи, посидел, подумал минут десять (можно поставить песочные часы или включить таймер), потом сделал короткий перерыв, выпил чаю или попрыгал, поиграл с кошкой. Затем снова сосредоточился и решил задачу до конца.
Надо научить ребенка после сильной концентрации переключаться на краткосрочный отдых и снова к максимальному сосредоточению.
Детей «заставляют» учиться прежде всего позитивная эмоция и успех. Ребенок чего-то достигает, у него появляется вера в свои силы, она дает ему энергию двигаться дальше. Если мы поможем ему почувствовать себя успешным — в любом деле, будь то спорт, музыка, рисование, поэзия, — то этот успех станет триггером, локомотивом, который потянет за собой остальное, в том числе и школьные оценки. А главное, вернет ребенку желание учиться.
Помочь наладить отношения
Если причина плохой учебы в пристрастном отношении учителя, ребенок рискует оказаться между молотом и наковальней: в школе его «третирует» педагог, а дома «прессуют» родители. Это тупиковый вариант: мы потеряем контакт с ребенком, а проблема так и не будет решена.
Чтобы ее решить, нам придется поговорить с учителем, попытаться его услышать, что-то ему объяснить, как-то выстроить отношения. Если же мы понимаем, что выправить ситуацию не удастся, надо менять учителя — переходить в другой класс или в другую школу. Причем действовать надо оперативно: ребенку нельзя долгое время находиться в поле мощных негативных эмоций.
Точно так же надо разбираться в плохих отношениях со сверстниками. Если ребенка травят — это один вопрос, если же ребенок не может найти общий язык с одноклассниками, надо учить его общаться и налаживать контакты.
Вводить ограничения
А что делать с увлечениями, которые пожирают время и энергию наших детей? Не стоит однозначно отвергать, критиковать то, что сейчас важно и значимо для ребенка. Иногда достаточно просто переждать, и увлечение само собой затухнет, рассеется, улетучится. Но так бывает, увы, не всегда.
Тогда нужно проявить заинтересованность, попытаться найти в занятиях ребенка какой-то позитив или рациональное зерно. Это позволит как минимум избежать конфронтации. А дальше — ограничивать время «нежелательных» занятий, постепенно сокращая его.
Например: «Тебе нравится паркур? В целом я не против, что ты занимаешься спортом, но давай договоримся: ты посвящаешь этому не больше двух часов в день, а опасные трюки выполняешь только тогда, когда абсолютно к ним готов».
Или: «Я понимаю, ты влюблена и ни о чем другом не можешь думать. Но ты пойдешь на свидание только после того, как сделаешь уроки, а вернуться домой должна не позже десяти вечера».
То же самое и с гаджетами. Садясь за стол, мы все откладываем в сторону и не отвлекаемся ни на какие устройства. А ложась спать, все отключаем и складываем подальше от кровати. Если мы будем устанавливать подобные правила и границы без критики и упреков, то и агрессии в ответ будет меньше.
Поощрять за процесс, а не за результат
Профессор Гарвардского университета Роланд Фрайер провел исследование, посвященное успеваемости школьников. В нем приняли участие 36 тыс. учеников из 250 школ. Оказалось, что лучше всего на учебу влияет поощрение конкретных действий — чтения книг, выполнения домашнего задания, активности на уроках. Оценки растут у детей, которые получают вознаграждение за процесс, а не за итоговый результат, причем вознаграждение не деньгами и не вещами.
Зачастую достаточно похвалить ребенка, куда-нибудь сходить вместе с ним, оплатить интересные для него занятия. Но поощрение он должен получить сразу, а не когда-нибудь потом. Обещание «Сдашь в конце года экзамен — получишь новый смартфон» не дает эффекта. Надо отмечать промежуточные финиши, а не финал.
Хорошо дисциплинирует и мобилизует правильная постановка целей. Никакие нравоучения, назидания и призывы — «Ты должен хорошо сдать ЕГЭ!» — не помогут, если ребенок не знает, что конкретно ему делать. Но если мы говорим: «На этой неделе ты должен сходить на два дополнительных занятия по физике, сегодня решить по математике пять задач, подготовить доклад по истории», — это уже конкретный план действий, четкий и понятный, за который можно и спросить.
Когнитивные способности очень важны, но они определяют не все. Если проследить судьбу отличников и троечников, посмотреть, как сложились их судьбы, станет ясно, что школьные достижения — не гарантия будущего успеха. Далеко не все мои клиенты, многие из которых входят в списки Форбс, были отличниками в школе и прекрасно себя вели на уроках. Хотя натаскать на пятерку, конечно, проще, чем воспитать в ребенке упорство, любознательность, умение общаться, справляться со стрессом, творчески подходить к любому делу.
Плохие оценки — знак неблагополучия, звоночек, который должен заставить нас остановиться, посмотреть, что происходит с ребенком, и помочь ему справиться с трудностями.
Источник: www.7ya.ru