Презентация на тему: » Русский футуризм. Манифесты футуристов Проблемный вопрос: Футуристы – эпатирующая молодёжь Создатели нового искусства.» — Транскрипт:
3 Проблемный вопрос: Футуристы – эпатирующая молодёжь Создатели нового искусства
4 Вопросы: Как исторически было обусловлено появление футуризма? Какими футуристы представляли мир и человека? Что нового внесли футуристы в практику художественного слова?
5 Футуризм Эгофутуристы И. Северянин «Центрифуга» Н. Асеев Б. Пастернак Кубофутуристы Братья Бурлюки В. Маяковский В. Хлебников
6 Владимир Маяковский Велимир Хлебников Давид Бурлюк
7 Группа футуристов. Слева направо: А. Кручёных, Д. Бурлюк, В. Маяковский, Б. Лившиц, позади – Н. Бурлюк год.
9 Иллюстрации к ранней лирике В. Маяковского Художник М. Синякова год
11 Маяковский: А вы могли бы?
12 «А вы могли бы?» Словарь стихотворения Местоимение существительное прилагательное глагол Я ВЫ КАРТА БУДНИ КРАСКА СТАКАН БЛЮДО СТУДЕНЬ СКУЛЫ ОКЕАН ЧЕШУЯ РЫБА ЗОВ ГУБЫ НОКТЮРН ФЛЕЙТА ТРУБЫ КОСЫЕ ЖЕСТЯНОЙ ВОДОСТОЧНЫЕ МОГЛИ БЫ ПЛЕСНУВШИ ПОКАЗАЛ ПРОЧЁЛ СЫГРАТЬ
Литература 11 класс (Урок№10 — Футуризм в русской литературе начала ХХ век.)
13 Я — ВЫ яркость, поэзия быт, пошлость
14 А. Лентулов. «Астры».
15 К. Петров-Водкин. «Натюрморт с селёдкой»
16 Я — ВЫ яркость, слитность поэзии и быта пошлость, противопоставление поэзии и быта
17 А. Лентулов. Небосвод. (Декоративная Москва).
18 Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников Родился г. в деревне Малодербетовский улус Астраханской губернии. Поэт, ведущий теоретик футуризма. Напряжённо размышляя над ходом истории, предпринял утопическую попытку найти некие числовые законы Времени, влияющие на судьбу России и всего человечества. Творчество Хлебникова основано на обширных поэтико-лингвистических экспериментах. В годы революции уехал на север и пропал. Дата смерти неизвестна
21 Футуризм Подберите два-три прилагательных или причастия Подберите два-три глагола Подберите фразу, которая выражает, на ваш взгляд, сущность этого понятия Подберите слово, определяющее суть этого течения в литературе
22 Футуризм Бунтарский, преобразующий, революционный Наступать, изменять, создавать «Даёшь жизнь по законам искусства. » Новое искусство, протест, авангард
23 Их много ругают, и это, несомненно, огромная ошибка… Их породила сама жизнь, наши современные условия… Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни. М. Горький
Источник: www.myshared.ru
Русский футуризм( Маяковский, Хлебников, Северянин)
Жизнь и творчество И. Северянина. Стихотворения: «Ананасы в шампанском…», «Это было у моря…», «Эпилог» («Я гений, Игорь Северянин…»). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
Жизнь и творчество В. В. Хлебникова. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Птичка в клетке», «Еще раз, ещё раз…». Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
С чего начался футуризм и как о нём узнали в России?
Жизнь и творчество В. В. Маяковского. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».
Маяковский и футуризм. Романтические мотивы в ранней лирике: одиночество, тоска по идеалу, жажда любви. Эпатаж читателя как художественная и мировоззренческая позиция поэта, вызванная неприятием ценностей буржуазного мира.
Поэтическое новаторство В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира.
Противоречивость художественной доктрины поэта в послеоктябрьский период. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Жанровое своеобразие лирики Маяковского.
Поэма «Облако в штанах» – обзор.
По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия — художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Маяковский — истинный певец Октября, он как бы живое олицетворение нового типа поэта — активного борца за светлое будущее народа. Его стихи и поэмы «весомо, грубо, зримо» навсегда вошли в историю XX в.
С удивительной смелостью новатора Маяковский вторгся в традиционную, утвердившуюся еще в XVIII столетии силлабо-тоническую систему стихосложения. Стих Маяковского опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило у Маяковского решающее значение, возросла и качественно изменилась организующая роль рифмы, резко выявился разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух, с голоса, в широкой аудитории. Стих, читаемый глазами, и стих речевой соединились. Это был крупнейший со времен Пушкина, принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со всей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания.
Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение — «Ночь» — в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».
В ранних стихах Маяковского, рисующих современный город, заключен страстный протест против капиталистического уклада жизни. Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет — трагедию «Владимир Маяковский», поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир».
Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к «низам», к широким массам. Он верил в близость наступающей революции. «В терновом венке революций грядет шестнадцатый год»,- писал он в «Облаке». «Моя революция»,- говорил Маяковский, когда грянул Октябрь 1917 г. Все свое поэтическое мастерство он отдал на службу революции — «чтоб выволочь республику из грязи». Медные трубы и литавры боевого марша, эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА — на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит резкая печать его самобытности.
В замечательных лиро-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» (1924) и «Хорошо!» (1927) Маяковский воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, героические черты эпохи. «Это Октябрь, отлитый в бронзу»,- сказал о поэме «Хорошо!» А. В. Луначарский.
В стихах о загранице поэт, развенчивая лживый характер буржуазных «свобод», раскрыл всемирно-историческое значение советского строя. В знаменитых «Стихах о советском паспорте» звучит голос Маяковского — великого патриота. Поэт весь был устремлен в будущее, в «завтра». «Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет!» — писал он.
Огромное влияние Маяковского на советскую поэзию заключается не только в области стихотворных форм. Маяковский утвердил новый взгляд на поэта, на его роль в обществе как бойца. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»,- требовал он. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию всего мира — у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. Поэзия Маяковского активно действует в нашей жизни и поныне.
Источник: Три века русской поэзии. Составитель Николай Банников. Москва, Просвещение», 1968.
Источник: infopedia.su
Футурист – это революционер в искусстве
Футуризм (лат. futurum — будущее) — это общепринятое наименование художественных авангардистских движений начала XX века, прежде всего, в России и Италии. Автором слова и основоположником направления является всемирно известный поэт-итальянец Маринетти. Отличаясь крайне экстремистской направленностью, футуризм, отрицая весь предшествующий художественный опыт, претендовал на построение совершенно нового искусства. Футурист — это последователь и приверженец футуризма.
Радикальные изменения
Основными постулатами футуристов являлись радикальные изменения принципа построения литературного текста, разрушение принятого синтаксиса, например, употребление глагола исключительно в неопределенном наклонении, уничтожение наречий, качественных прилагательных, опущение союзов, знаков препинания. Другими словами, футурист – это творец, который вводит в литературу «максимум беспорядка» и «восприятие по аналогии». Их целью было создание нового живого литературного стиля без утомительных пауз, подчеркнутых запятыми и многоточием.
От слов к визуальным знакам
Стихи футуристов полностью освобождались от жестких ограничений синтаксических периодов и логических связей. Отвергая нормативы линейного письма, поэты-футуристы свободно располагали свои строки в пространстве, образуя декоративные арабески или следуя аналогиям – форма-буква превращались в причудливые визуальные знаки.
Также новый жанр привнес в художественную жизнь провокационный компонент – кулачный удар. Теперь приверженцев футуризма можно было легко отличить от других авторов. Поэт-футурист – это тот творец, который, выступая перед публикой, всячески ее эпатирует: провоцирует, оскорбляет, призывает к мятежу и насилию. Новое направление приобретало скандальную, но зато широкую известность.
Футуристы России
Учитывая политическую обстановку в России начала XX века, зерна футуризма попали на благодатную почву, а новое течение было с энтузиазмом воспринято в предреволюционные годы русскими кубофутуристами. Русские авангардисты вошли в историю отечественной культуры как новаторы, которым удалось совершить переворот в поэзии, литературе и других областях творчества.
В России футуризм не стал целостной художественной системой, данным термином назывались различные тенденции в развитии авангарда. Желающим определить футуризм как общность стиля крайне трудно было соединить «песенника-архаика» Хлебникова, «трибуно-урбаниста» Маяковского, «эстет-агитаторов» братьев Бурлюк, «заумного-рычалу» Крученых. А если еще учитывать «спеца по воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Бориса Пастернака, то причесать всех под одну гребенку просто невозможно. Несколько отделившимися от направления считались Шершеневич и Северянин, однако все футуристы в литературе уживались под общей крышей жанра, цепко держась друг за друга.
Поэзия и живопись
Поэзия русского футуризма была неотъемлемо связана с авангардизмом в художественной живописи. Очень многие поэты, последователи жанра, считались неплохими художниками — В. Маяковский, В. Хлебников, братья Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, Елена Гуро. А большинство художников-авангардистов писали прозу и стихи, участвовали в выпуске футуристических изданий не только как оформители, но и как литераторы. Стихи футуристов были вдохновением для живописи, которая, в свою очередь, обогатила футуризм. К. Малевичу, П. Филонову, Н. Гончаровой, М. Ларионову почти удалось создать то, к чему так стремились футуристы.
«Футурист» и «хулиган» — синонимы?
Достаточно в короткий срок для умеренной публики термин «футурист» стал считаться синонимом к слову «хулиган». СМИ пристально следили за «подвигами» и причудами творцов нового направления в искусстве. Это вызвало повышенный интерес обывателей и приносило широкую известность приверженцам футуризма. Для большей части населения футурист – это тот, кто соответствовал основным признакам нового направления, среди которых пафос эпатажа, анархичность мировоззрения, экспериментаторство в ритмике, бунтарство, ориентация на произносимый стих.
Источник: fb.ru