в нейрофизиологии – закон, согласно которому нейрон реагирует характерным для него импульсом сразу в полную силу или вообще не реагирует; в теории научения – принцип, согласно которому ассоциации (новые реакции) формируются полностью и сразу, с одной попытки или не формируются совсем
Единица тестовая (единица теста)
любой частный вопрос, задание, суждение и т. п., из множества которых состоит некоторый психологический тест
Стратегия изучения психического развития
общий принципиальный путь организации исследования
Похожие
- Познание
- Потребности
- Потребность
- Потребности (объективные потребности)
- Потребность («истинная» потребность)
- Объект познания
- Субъект познания
- Процесс познания
- Мотив познания
- Адекватное познание
- Теория познания
- Наглядность в познании
- Научное познание
- Эмпирическое познание
- Предмет познания
- Дискурсивное познание
- Специальные познания
- Метод научного познания
- Общенаучные методы познания
- Специфические методы познания
Научные статьи на тему «Потребность в познании»
1. Субъект и объект познания
Познание Потребность познания является одной из самых важных в системе потребностей человека и проявляется.
субъекта в процессе познания.
познания.
Именно на объект познания направлена практическая познавательная деятельность субъекта познания.
Итог познания, его результаты, также могут послужить базисной основой объекта познания.
Источник:
Справочник
Категория:
Философия
Статья от экспертов
2. Психометрика русской версии Шкалы потребности в познании
Рассматриваются история 30-летнего использования Шкалы потребности в познании (The Need for Cognition Scale; NCS) и измеряемая с ее помощью потребность в познании. Поднимается вопрос о необходимости разработки русскоязычной версии NCS. На выборке в 482 человека русская версия NCS обнаружила оптимальные значения внутренней согласованности, а также однофакторную модель при некотором занижении собственного значения выделенного фактора и индексов пригодности в конфирматорном факторном анализе. В .
Авторы:
Щебетенко Сергей Александрович
Источник:
Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Научный журнал
3. Самообразование как значимый компонент учебно-познавательной деятельности современного школьника
Определение 1 Самообразование – это регулярная деятельность по познанию окружающего мира, расширению.
и перевод этой установки в жизненную необходимость т.е. выработку потребности в непрерывном познании.
Мотивы самообразования В основе самообразования заложена познавательная потребность.
потребностью личности.
Потому, он стремится к поиску новых способов познания и приемов обучения.
Источник:
Справочник
Категория:
Педагогика
Статья от экспертов
4. ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЗНАНИИ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Потребность в познании является врожденной и ее развитие начинается с первых месяцев жизни ребенка. Ж. Пиаже считал, что она проявляется раньше, чем потребность общаться. У. Джемс высказывал мысли о врожденной любознательности. В.С. Юркевич определяет потребность в познании как «потребность в деятельности, направленной на получение нового знания».
А. Р. Коэн считает, что это необходимость «понять и обосновать мир опыта». Д. Качиоппо и Р. Петти дают свое определение этого феномена, как «устойч.
Авторы:
Башкирова Елена Николаевна
Источник:
Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»
Научный журнал
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- ✍️ Выбери определение из предложенных или загрузи свое
- Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины, с помощью удобных и приятных карточек
Нужна помощь с работой?
Более 1 000 000 студентов получили ответ на свой вопрос. Эксперты Автор24 помогут и тебе!
Работаем по будням с 10:00 до 20:00 по Мск
- Лекторий
- Справочник терминов
- Методические указания
- Справочник рефератов
- Калькуляторы
- Магазин готовых работ
- Для правообладателей
- Сервис помощи студентам
- Психологическая помощь
- Партнерская программа
- Работа для репетиторов
- Работа для преподавателей
- Последние статьи
Мы принимаем:
Возможность создать свои термины в разработке
Еще чуть-чуть и ты сможешь писать определения на платформе Автор24. Укажи почту и мы пришлем уведомление с обновлением ☺️
Привет! Рады, что термин оказался полезен
Для копирования текста подпишись на Telegram bot. Удобный поиск по учебным материалам в твоем телефоне
Источник: spravochnick.ru
Потребность в познании и самопознании
Чтобы рассмотреть, что такое потребность в познании, необходимо разобраться, что есть познание.
Познание — духовная деятельность, направленная на воспроизведение в субъективной форме мира предметов, состояний и процессов и др., их систематизацию и хранение. Кроме того, познание можно охарактеризовать, как обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Познание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей.
Потребности в познании и самопознании играют важную роль в обеспечении нормальной, успешной жизни и деятельности человека. Люди познают мир не в силу врожденной любознательности. Познание позволяет раскрыть тайны природы и поставить их на службу человеку. Так, изучение строения атомного ядра позволило человечеству найти новый источник энергии. В конечном счете все науки возникли из практических потребностей людей: математика — из потребностей измерения земельных участков и вместимости сосудов; астрономия — из потребностей мореплавания; медицина — из потребностей борьбы с болезнями и т.д.
В джунглях Южной Америки водится крошечная лягушка длиной всего 1-3 см и массой 1г, но у нее — самый сильный из известных до настоящего времени яд животного происхождения: она может убить своим ядом 50 ягуаров. У проживающих там индейцев одного племени нет огнестрельного оружия, и они до сих пор пользуются духовыми ружьями, стреляя из них отравленными ядом стрелами. Необходимый им смертоносный яд они получают от этой лягушки. Данный пример показывает, что практическая потребность заставила индейцев познавать свойства яда этой лягушки. Практические потребности в лечении некоторых заболеваний людей привели к открытию того, что в небольших дозах яд может быть использован как лекарство.
Результаты познания не только остаются в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с помощью материальных носителей информации — рисунков, объектов материальной культуры, книг, а сегодня с помощью телевидения, компакт-дисков и др.
Познание осуществляется в двух основных формах — в форме чувственного познания(познание фактов) и в форме абстрактного мышления (познание законов мира).
Практическая деятельность людей является движущей силой познания (все знания вызваны к жизни прежде всего ее потребностями, человек сталкивается с различными свойствами предметов и явлений, часто ему непонятными, поэтому он должен изучать природу, чтобы добывать себе материальные блага), и в то же время конечной целью познания (познание осуществляется для последующего использования полученных знаний в практике людей).
Сила познавательной мотивации у человека (и высших приматов) может быть очень велика и успешно конкурировать с органической мотивацией (не зря говорят о «жажде» истины). Так, по данным Харлоу, ребенок, даже будучи голодным в течение 14 часов, садясь за стол, часто вместо того, чтобы есть, начинает изучать столовые приборы, перемешивать различные виды пищи и т.д. Получается, что живое существо нуждается в притоке новой информации не меньше, чем в пище и воде (до известного предела, конечно). «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно лишь отучить от любопытства», — пишет А.Маслоу. Нуркова
Исследования показали, что уже в первые часы жизни дети реагируют на зрительные, звуковые, слуховые воздействия и не только реагируют, но как бы исследуют их. В частности, более оживленные реакции у них появляются на новые раздражители. Гиппенрейтер
Регистрация движения глаз новорожденных показала, что они иначе смотрят на гомогенное поле, чем на фигуру. На однородном поле фиксации глаз распределяются более или менее равномерно; если же предъявляется какая-то геометрическая фигура, то глазные фиксации концентрируются вокруг ее сторон и углов.
Но, пожалуй, самые впечатляющие опыты, которые показывают существование познавательной потребности, были проведены на младенцах двух-трехмесячного возраста.
Ребенку давали соску-пустышку и соединяли ее через резиновую трубку с телевизором. При этом соска служила в качестве пневматического датчика. Механизм действия установки был такой: если ребенок сосал соску, то экран телевизора начинал светиться и на нем появлялось изображение — либо неподвижная картинка, либо лицо говорящей женщины. Если ребенок переставал сосать, то экран постепенно гас.
Ребенок был сыт (это обязательное условие опыта), но и в сытом состоянии он, как известно, изредка слегка посасывает соску. Так вот, в ходе опыта ребенок рано или поздно обнаруживал связь своих сосательных движений с изображением на экране, и тогда происходило следующее: он начинал интенсивно сосать соску, не прерывая эти движения ни на секунду!
Этот результат убедительно показывает, что уже в двухмесячном возрасте ребенок ищет и активно добывает информацию из внешнего мира. Такая активность и есть проявление познавательной потребности.
Познавательная потребность, конечно, тоже развивается вместе с ростом ребенка. Очень скоро в дополнение к перцептивным исследованиям и практическим манипуляциям (с помощью которых ребенок тоже познает свойства предметов) появляются интеллектуальные формы познания. Они выражаются в классических детских вопросах: «Это что?», «А почему?», «Зачем?», которыми дошкольник буквально засыпает взрослых. Затем появляется интерес к чтению, учебе, исследованию. По словам И.П.Павлова, наука есть не что иное, как неимоверно разросшийся и усложнившийся ориентировочный рефлекс.
Следует отметить два важных момента: 1) потребность в контактах и познавательная потребность на первых порах тесно переплетены друг с другом. Ведь близкий взрослый не только удовлетворяет потребность ребенка в контактах; он — первый и главный источник разнообразных впечатлений, которые получает ребенок. Сам ребенок лишен возможности вносить разнообразие во внешнюю среду (если только его соска не связана с телевизором): в первые месяцы он лежит спеленутый в своей кроватке и ограничен маленьким кусочком пространства вокруг нее. Так что активные действия родителя, его разговоры, манипуляции с ребенком, игра с ним служат главным источником впечатлений, «питающих» его познавательную потребность. Да и на последующих ступенях развития «обобщенный взрослый» остается главным проводником знаний к ребенку.
2) обе эти потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Они необходимы ему так же, как и органические потребности. Контакт с людьми и познание мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа.
Потребность в познании жизни реализуется в следующих основных направлениях: посредством
— научных знаний — целью познания является истина. Ведущая черта такого познания — объективность знаний. Чем более научным является знание, тем более оно становится объективным, не зависящим от субъективных устремлений, позиций, предпочтений человека. Такие знания расширяют возможности человека, делают его более защищенным, позволяют принимать адекватные, правильные решения, прогнозировать свои действия и поступки;
— искусства – здесь проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни, человека. Цель такого познания — в познании правды жизни. Во всех видах и жанрах искусства представлено субъективное видение социальной жизни, ее отдельных граней. Искусство выступает одним из источников познания психики людей;
— религии — значительная (может, даже большая) часть населения планеты живет с религиозным мироощущением и миропониманием.
Потребность в познании — неотъемлемая часть развития общества и человека. Если все члены общества будут высокограмотным и образованными, то будет меньше конфликтов разного рода (экономических, юридических, социальных и др.), однако, чтобы этого достичь, необходима заинтересованность в этом каждого человека.
Кроме того, человек получает знания не только в мирных целях, но и для ведения конфликтов и войн. Поэтому потребность в познании, как и всякая другая потребность, должна соизмеряться с моральными принципами. Потребность в познании дала человечеству много открытий и изобретений во многих отраслях науки. Однако, к сожалению, не все открытия пошли на пользу человечеству.
Потребность в познании можно классифицировать следующим образом: потребность в социальном познании, научном познании и во вненаучном познании.
Источник: studfile.net
Что такое потребность — ее виды, классификация, а также пирамида потребностей человека от Маслоу
С самого рождения мы испытываем различные потребности (в еде, сне, воздухе, уходе).
Со временем они меняются, дополняются, усиливаются. Но именно их удовлетворение заставляет нас действовать, двигаться вперед, идти к цели.
Сегодня мы поговорим про то, что же это такое, узнаем, какие потребности присущи каждому человеку, на какие виды они подразделяются, а также подробно рассмотрим пирамиду потребностей людей от известного американского психолога Абрахама Маслоу.
Потребность — это.
Несложно понять, что такое потребности, так как ответ содержится в корне самого слова.
Это требование организма (в широком понимании) чего-либо, нужда, нехватка, которая ощущается в виде психологического и физического дискомфорта.
Например, вы хотите есть: желудок «скулит», активность снижается, падает давление, приходит раздражение, нервоз. Чем дольше вы остаетесь без еды, тем хуже становится общее состояние. Но стоит полноценно потрапезничать – удовлетворить чувство голода, как улучшается и настроение, и самочувствие.
Таким образом, потребность проявляется на уровне физических ощущений и эмоций.
Возникший дискомфорт заставляет человека искать источник, с помощью которого можно избавить себя от нужды, что автоматически доставляет удовольствие.
И вот вы уже направляетесь к холодильнику и выискиваете там что-нибудь вкусное либо отправляетесь в магазин за продуктами. Славно покушав, вы расслабляетесь, появляется желание полежать на диване и насладиться сытостью, а может даже поспать. Это уже следующая потребность – предыдущая удовлетворена.
Далее вам захочется еще чего-нибудь, и еще, и еще. Человеческий индивид постоянно находится в состоянии нужды, одни желания сменяются другими. Собственно, благодаря им, мы проявляем активность и всегда к чему-то стремимся: будь то сон, любовь или признание.
Потребности людей безграничны, возникают с рождением и заканчиваются после смерти.
Потребности человека с точки зрения психологии
Процесс удовлетворения нужды есть не что иное, как целенаправленная деятельность. В этот момент личность сосредотачивает на ней все свое внимание: ставит цель, ищет средства для ее достижения, предпринимает конкретные действия.
Потребности человека тщательней всего изучает психология. Ведь счастье и душевное равновесие человека как раз зависят от того, умеет ли он удовлетворять свои желания или нет.
«Врачеватели души» выделяют в этой теме несколько интересных особенностей:
- Потребность человека может им осознаваться, а может нет. В первом случае личность имеет возможность беспрепятственно ее удовлетворить. Второй вариант – поле для работы психологов: долгое время люди могут испытывать душевные страдания (они нередко соматизируются – проявляются через телесные симптомы), но так и не понять, чего хотят на самом деле. А если ты не знаешь чего хочешь, то и не представляешь, как избавиться от дискомфорта и сделать себя счастливым. Неосознаваемая тяга к чему-либо называется влечением, осознанная – желанием;
- В момент, когда приходит понимание, чего хочется на самом деле (опредмечивание), рождает мотив. Мотив (мотивация) – это и есть движущая сила, благодаря которой мы начинаем что-то делать. Девушка хочет похудеть (цель), для этого она начинает правильно питаться, посещать спортзал (действия), а все потому, что ей важно нравиться противоположному полу (мотив), чтобы чувствовать себя востребованной (потребность);
- Чем острее потребность, тем негативнее эмоции. Поэтому знайте: если вы сильно раздражены, значит, какая-то из потребностей в данный момент не удовлетворена. Чем сильнее эмоции, тем сильнее ваше желание чего-либо. Необходимо прислушаться к себе и понять, чего хочется: воды, секса, отдыха, славы, а может вам хочется внимания от во-о-он того симпатичного молодого человека);
- Часто случается так, что в один момент имеют место сразу две потребности. Если одна из них имеет более выраженную актуальность, то расставив приоритеты,человек удовлетворит их одну за другой. Например, вы пришли с работы, валитесь с ног от усталости и сильно хотите есть. Возможно, вы решите, что сон важнее и отправитесь в кровать. Либо сделаете то же самое, но быстро перекусив перед этим.
Однако, есть ситуации, в которых личность просто не может сделать выбор и страдает от этого. Помните притчу про буриданова осла? Он помер от голода из-за того, что не мог выбрать, какая из двух кучек сена более аппетитная. Вот примерно то же самое происходит с людьми.
Ситуация, когда потребности – это две равнозначные кучки сена, называется внутренним конфликтом, который можно решить с помощью психолога.
Виды (классификация) потребностей людей
В широком понимании существует два вида потребностей: те, с которыми индивид родился, и те, которыми он обзавелся при жизни.
- Первые называются врожденными: их «придумала» природа, без их удовлетворения человек просто не сможет существовать. Например, мы должны иметь доступ к кислороду, спать, кушать, отдыхать, находится в определенном температурном режиме и т.д.
- Вторые – приобретенные, связаны в большинстве своем с социальным взаимодействием. Кто-то родился в богатой семье, где с рождения ему на завтрак подавали «гуся по колено в сметане», делали массаж головы и одевали. Через много лет этот человек, оказавшись без денег, будет остро переживать нехватку физического комфорта и тосковать по тому самому гусю. Возможно, он впадет в депрессию, а может заменит эту потребность какой-то другой.
Многие ученые выдвигали свою авторскую классификацию видов потребностей. Вот некоторые из них:
- Философ Эпикур еще в 3 веке до н.э. Делил все потребности на 3 вида:
- Естественные и обязательные (без них невозможно жить);
- Естественные и необязательные (без них возможно выжить);
- Неестественные и необязательные (хочу замуж за коня).
Пирамида потребностей Маслоу
Изначально пирамида потребностей Абрахама Маслоу имела всего 5 ступеней и выглядела следующим образом:
- Физиологические потребности (самый низший уровень в иерархии) – это естественные желания тела, без которых организм умрет. Чтобы жить и чувствовать себя хорошо, мы должны дышать, питаться, пить воду, заниматься сексом и т.д.;
- Потребность в безопасности – если человек напоен, накормлен, тепло одет, он думает о том, как продлить свое комфортное состояние, то есть о стабильности, защищенности от угроз внешнего мира (очень голодный индивид иногда идет на опасные поступки, чтобы раздобыть пищу. В этот момент вторая ступень его никак не волнует);
- Социальные потребности – личность, чувствующая себя в безопасности, стремится выстраивать связи в социуме, общается, занимается совместной деятельностью с кем-либо, заботится о других;
- Потребность в престиже – желание быть уважаемым, занимать элитные слои общества, достигать высоких результатов, быть кумиром и примером для других, иметь «вес» в обществе;
- Духовные потребности (высший уровень) представляют собой раскрытие творческого потенциала, выражение способностей (самоактуализация), познание себя и понимание, кто я есть (самоидентификация).
Позднее автор скорректировал вышеописанную классификацию и добавил еще две ступени. Важно отметить, что последний уровень сам Маслоу считает недосягаемыми для большинства людей.
Итак, обновленная версия структуры:
- Физиологические – пища, вода, сон, отдых;
- Потребность в безопасности – комфорт, стабильность, предсказуемость;
- В принадлежности кому-то и любви (любить и быть любимым);
- Потребность в уважении – достижение успеха, признание в обществе;
- В познании – исследование окружающего мира, получение новой информации;
- Эстетические потребности – стремление к красоте и гармонии;
- В самоактуализации (высшая) – внутреннее развитие, воплощение идей, личностный рост, удовлетворение экзистенциальных потребностей (ответы на вопросы «кто я» и «зачем», передача накопленного опыта).
Первые три потребности по Маслоу являются низшими или базовыми, они доступны всем психически здоровым людям, как человеческим существам. Остальные четыре – высшие, доступны только для личностей после удовлетворения первых трех.
Часто бывает, что индивид всю жизнь варится на низших уровнях, так и не дойдя хотя бы до первой ступни из высших и не раскрыв своей индивидуальности.
Заключение
Таким образом, можно сказать, что чем выше вы взбираетесь по пирамиде, тем более раскрыт ваш потенциал и здоровее ваше Я в психическом плане.
Нахождение на высших уровнях потребностей предполагает хороший сон, аппетит и самочувствие, внутреннюю гармонию и радость от своего бытия. Такая личность развита духовно и готова помогать другим.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Очередное подтверждение того, что у человека не так уж и много действительно важных потребностей.
Сейчас идет настоящая война среди маркетологов, что бы втиснуть в эту пирамиду с потребностями, новые кирпичики.
Человек может прекрасно обходиться без 99% того, что нам постоянно навязывают. И что обидно, многие люди начинают верить, что без кучи бесполезных вещей, они не смогут быть счастливыми!
Через наши потребности нами же можно манипулировать, именно потому что человек, не удовлетворив одну потребность не перейдет на более высокий уровень. Вот так нас все время дёргают за ниточки эти неуловимые кукловоды.
Домашняя работа по обществознанию потребность человека 6 класс
все это можно купить — значит нужны деньги, немного ума чтобы потратить и воля, чтобы заставить тратить на себя- если ты действительно смог прийти к большим деньгам, часто отказывая себе.
Ваш комментарий или отзыв
Источник: ktonanovenkogo.ru