В ходе изучения потребностей личности важно взять во внимание, что главные человеческие потребности отличаются не только по содержанию, но и по уровню зависимости от социума.
В науке популярностью пользуется система потребностей по А.Маслоу. Им были выделены группы человеческих потребностей, они выстроены в определенной иерархии. Важность зависит от уровня влияния социума.
Беря во внимание систему потребностей по Маслоу, выделяются такие потребности, которые играют серьезную роль в поведении людей:
Потребность в безопасности
Для львиной доли личностей потребность в безопасности играет важную роль. Она серьезно влияет на поведение, самоощущение человека. Изначально имеется в виду физическая безопасность человека (криминогенная обстановка в обществе, произвол в правовой сфере, низкое качество воздуха, продуктов питания и воды, неготовность к встрече с катастрофами и т.д.), а также недостаточность социальной защищенности человека в сфере образования и здравоохранения.
Потребность в общении и обособлении
Поистине серьезную роль в формировании психики человека и личности играет потребность в общении, а также обособлении.
Необходимость общения с окружающими – это одна из базовых потребностей каждой личности. Сквозь исполнение данного требования человек усваивает нормы общества, правила поведения, ценности, получает опыт жизни в обществе. Кроме того, происходит политическая, правовая социализация. Благодаря общению личность учится познавать окружающих, себя, увеличивает собственный общественный потенциал, учиться решать важные для жизни задачи.
Данная потребность – это один из видов проявления социальной сущности личности. Работает она с момента появления человека на свет и длится на протяжении жизни. Исполняется в разных формах: взаимодействие матери и малыша, педагогическое общение, профессиональное, игровое и т.п.
Этнические потребности
Серьезную роль в жизни общества и человека играют этнические потребности. Их основа лежит в трех главных потребностях:
самосохранение;
продление рода;
сбережение вида.
Данные потребности есть и у представителей животного мира, что обеспечивает существование конкретного вида. У людей эти составляющие по средствам, форме, содержанию и типу реализации обладают наполнением и общественно-культурным окрасом. Но стоит учесть такие обстоятельства:
только проявление и действие 3-х данных потребностей личности обеспечат существование и рост общества. Разрушение одной потребности становится причиной падения этноса;
энергетический потенциал данных потребностей разнится. Энергия 3-й по счету потребности превышает в 2,5 раза энергию первой. Это значит, когда человек не имеет или почти не имеет желания в продлении рода и сбережении вида, то инстинкт самосохранения не способен обеспечивать нормальную энергетику для качественной жизни, нормального поведения (у бомжей, пожилых людей).
Потребность в самоутверждении и труде
К списку базовых потребностей стоит отнести и потребность в самоутверждении, принятии достижений другими людьми, особенно значимыми. Серьезное значение имеет потребность в труде, поскольку это источник для нормальной жизни в обществе. Данная потребность совершенствует остальные нужды человека, придает им смысл. В этом случае личность обретает общественную значимость.
Потребность в самопознании
Нельзя не упомянуть серьезный вклад в развитие личности, ее успешную жизнь и деятельность потребности в самопознании и познании. Желание познать жизнь и мир исполняется через такие пути:
с помощью науки. Здесь цель познания – истина. Главной чертой подобного познания является объективность информации. Цель научного познания заключается в установлении истины. Чем ближе к истине приближается знание, тем большую объективность оно обретает, перестает зависеть от индивидуальных стремлений и желаний. Становится ясно, что подобные знания раздвигают горизонты личностных возможностей, защищают ее, помогают и учат находить адекватные решения;
К чисто социальным личностным потребностям относятся идеологические. Это требование личности проявляется в поиске идей, пояснений проблем, осознаний причин факторов и явлений. Реализуется такая потребность сквозь:
применение данных разных видов наук. В итоге человек способен сложить научное понимание мира;
усвоение норм религии. Под их воздействием личность формирует религиозное видение мира.
Стоит заметить, что люди под влиянием данных потребностей и в ходе их исполнения формируют мозаичное, многополюсное понимание мира. В нем преобладает научное видение у человека со светским воспитанием, а у личностей с религиозным – религиозное понимание.
Потребность в справедливости
Одной из серьезных и работающих у нас в обществе необходимостей является потребность в справедливости. Она выражается в соответствии в личностном сознании собственных обязанностей и прав, в отношениях личности с обществом, в согласованности с общественной средой. В данной сфере человек способен ориентироваться на:
защиту и увеличение собственных прав;
значительное исполнение собственных обязанностей относительно к окружающим, а также обществу в целом;
гармонию в сочетании обязанностей и прав при решении задач в обществе и в работе.
Серьезную роль в личностной деятельности играют эстетические потребности. Они включают в себя понимание гармоничности, красоты, правильное восприятие поведения. Также жизнь по канонам красоты, которая соответствует образному и гармоничному пониманию.
К списку общественных человеческих потребностей, которые занимают главное место для личности, относятся: необходимость саморазвития, развития, улучшения себя и окружающего мира. Все люди в определенной степени стремятся стать умными, сильными, успешными, красивыми и т.п.
На процесс исполнения подобных стремлений серьезно воздействуют не только факторы извне, условия и особенности жизни, но и личностные ценности и нормы. При этом ключевое значение имеет самооценочная деятельность, что дает шанс личности выявить и отследить уровень собственного развития.
В роли таких выступают базовые потребности людей, которые серьезно влияют на активность, поступки, жизнь личности в обществе. Данные потребности стоят в конкретном иерархическом положении их взаимосвязи друг с другом.
Их значение обуславливается обстоятельствами жизни, а также взаимным расположением в иерархии. К примеру, первостепенные желания требуют исполнения в первую очередь, по отношению к остальным, которые активно воздействуют на личность после исполнения первостепенных. Варианты претворения потребностей первого уровня отличаются разнообразием от методов исполнения потребностей низкого уровня. Но человек чувствует действие каких-то потребностей постоянно, т.к. место претворенной потребности занимает новая, получающая весомую роль.
Источник: sunmag.me
5 невероятных фактов о самопознании человека
Самопознание человека является одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в мире. Вне зависимости от пола и возраста, всем мы стремимся понять смысл своего существования. И осознание приходит лишь к тем, кто смог разгадать собственные мысли и чувства.
Для того, чтобы достичь взаимопонимания и гармонии с самим собой, а также знать, в каком направлении развиваться, необходимо исследовать собственную личность. Поэтому потребность в самопознании на протяжении многих столетий остаётся актуальной темой для рассуждений во всём мире.
Самопознание – способность человека к собственному изучению, выявлению у себя тех или иных психофизических особенностей. Также к самопознанию относят осмысление своих желаний и идей, личностных качеств и реакций. Даже если разобрать сам термин с морфологической точки зрения, получится 2 слова: “сам” и “познание”. По ним можно сделать несложный вывод о прямом значении данного понятия.
Каждый существующий на Земле человек, хотя бы раз да задумывался о собственном предназначении. Возможно, некоторые личности уже с рождения видят своё место в этом мире, но большинство людей занимаются его поискам на протяжении долгих лет. Чтобы ответить на этот вопрос, придётся для начала узнать себя и свои особенности, так вы сможете в дальнейшем понимать, как их можно использовать для саморазвития и пользы социуму.
Роль самопознания в жизни человека
Самопознание человека играет в его жизни значимую роль, ведь проходит оно на протяжении всего его существования, начиная с самого младенчества и заканчивая глубокой старостью. Благодаря постоянному росту и развитию, личность узнаёт на что она способна и как себя ведёт в различных ситуациях по мере взросления.
Знания о собственном “Я” складываются по мере изучения окружающего мира и его основных особенностей. То есть, человек со временем узнаёт себя в новых житейских ситуациях, принимает различные решения, формирует мнение. Каждый такой выбор определяет его, как полноценную самостоятельную личность, а к формированию этой личности ведёт самопознание.
История появления термина
Ещё в далеком VI веке до н.э. выдающийся философ и мыслитель Платон говорил: “Познай себя сам”. То есть, самопознание это не новшество для нашего мира, ведь первые речи Платона на данную тему высечены ещё на колонне Дельфийского храма.
Учения Древней Греции в принципе были построены на философской тематике, на познании окружающего и внутреннего мира. В древневосточных учениях достижением истинной человеческой сущности считался путь саморазвития, который был попросту невозможен без собственного познания. Есть множество исторических примеров, где самопознание человека выступало в качестве главного двигателя духовного развития и процветания.
Значение самопознания в современном мире
Как мы выяснили, многие учения различных духовных школ и даже целые религии построены на процессе познания самого себя. Что же касается современности, то и здесь исключений в важности самопознания не существует.
Психологические и гуманистические науки и по сей день изучают влияние самопознания на человеческую сущность и её дальнейшее развитие. Только с помощью самоактуализации человек способен на обретение смысла жизни, постановку целей своего существования и становление тем, кем он способен стать.
В большинстве случаев, человек сам определяет своё будущее, главное –правильно разобраться в себе, мыслях и желаниях, чтобы знать, в каком направлении расти дальше.
Потребность в самопознании
Потребность в самопознании возникает у каждого из нас, независимо от пола, возраста и расы человека. Самое интересное, что процесс этот сопутствует нашей жизни постоянно, поэтому на каждом этапе взросления, мы вновь и вновь возвращаемся к глубинному изучению собственного “Я”.
Если человек желает расти и развиваться, то, в любом случае, ему придётся познакомиться с собой и своими привычками. Не зная собственных возможностей, вы никогда не придёте к саморазвитию, которое, между прочим, является важной человеческой потребностью. Только узнав все свои предпочтения, качества и недостатки, определив искренние желания и расставив цели можно двигаться дальше в нужном направлении. Иначе вас ждёт неприятный тупик.
Бывают случаи, когда человеку навязывают правила, по которым он должен жить. Например, у ребёнка отличные способности и интерес к музыке, а родители отдают его заниматься в спортивную секцию, мотивируя это необходимостью должного физического развития.
В итоге: ребенку становится не интересно заниматься, он понимает, что способностей к спорту у него мало, и он разочаровывается в себе. Такой же случай может произойти и с взрослым человеком, который плохо знаком со своими талантами, и не замечает собственных задаток и предрасположенностей к чему-либо.
Потребность в самопознании это неотъемлемая часть нашего жизненного пути, не стоит ему противиться!
Виды самопознания:
1. Биологическое ознакомление. К данному виду относится исследование организма на биологическом уровне. То есть, анализ физических возможностей и психических характеристик.
2. Социальная проба. Исследование своего поведения в рамках общества. Предрасположенность к подчинению правилам поведения и способность к обучению.
3. Личностное исследование. Выявление у себя способности совершать выбор, прокладывать жизненные ориентиры, пользоваться накопленными знаниями и контактировать с другими людьми. Сюда также относится подчинение общественным нормам, правилам и законам.
Виды самопознания бывают разными: от низшего биологического до высшего личностного уровня. Но это не все деления, изучаемые опытными психоаналитиками. Существует ещё 2 вида изучения себя: “сознательное” и “бессознательное”.
Сознательное исследование собственных реакции и возможностей вполне естественный процесс. Мы стремимся познакомиться со своим телом и психикой, познать, что они могут нам предоставить, и как их использовать для дальнейшего саморазвития.
Познание и рост на бессознательном уровне происходят с младенчества, когда мы ещё не способны чётко мыслить и не осознаём происходящей действительности. К примеру, в раннем детстве, мы прикасаемся к огню, узнавая на себе, что он больно жжётся. Или пытаемся выговаривать звуки, осознавая свою способность воспроизводить речь.
Духовное самопознание
Духовное самопознание это часть нашего пути становления, как личности. В человеке существует душа, прикрепленная к телесной оболочке. Именно овладение таинствами души является истинным духовным самопознанием.
Если тело больше привязано к плотским утехам, таким, как еда, вода и прочие низменные потребности, то душа требует к себе куда больше внимания. Самопознание человека и его духовное развитие воспитываются путём внутренней веры, выбором между добром и злом, распределением вещей на “хорошее” и “плохое”.
Самопознание в философии
Что касается философских и гуманитарных наук, тут большее внимание уделяется становлению самой личности через все виды исследования своего внутреннего “Я”.
Самопознание человека это отдельная тема в философии, посвящённая учениям многих известных мыслителей. Например, первые упоминания о познании самого себя были найдены в произведениях Древней Греции.
Одной из значимых фигур философских суждений на тему самопознания стал Сократ. Сократовская установка модернизировала насущные проблемы в мысли о смысле бытия и собственной нужности этому миру. Благодаря такой актуальной тематике, он смог занять высокую нишу в мире философии.
Что такое самопознание? 5 интересных фактов:
- Самопознание влияет на вашу самооценку. Крепкая связь между самопознанием и самооценкой складывается с раннего детства, когда малыша ругают за проступки или, наоборот, хвалят за успехи. Такой же принцип работает во взрослой жизни. Адекватная оценка своих качеств и характеристик способствует поднятию самоуверенности и осознания ценности своей индивидуальности. Если персона обладает завышенной или заниженной самооценкой, то её личностное восприятие нарушено.
- Изучение своего “Я” может проявляться и через негативные поступки. Самопознание проявляется не только через поиск талантов и черт характера. Существует и обратная сторона процесса. Иногда люди начинают проверять себя на прочность с помощью саморазрушения. Да, действительно, это неотъемлемая часть прогресса в личностном росте. Всё “хорошее” и “плохое” познаётся в сравнении, так же, как и наши предрасположенности.
- Не существует людей, не способных познавать себя. Противиться программе самостоятельного исследования своей личности бесполезно. Порой это случается на бессознательном уровне. Даже если мы не особо хотим разбираться в своих особенностях, то рано или поздно мы с ними столкнёмся лицом к лицу.
- Процессом самопознания можно манипулировать. Действительно, любое вмешательство со стороны тут же отразится на самоактуализации персоны. Например, если сказать кому-то, что он хороший юморист (пусть даже это и не так), он наверняка поверит и начнёт постоянно шутить рядом с вами, акцентируя внимание на своём таланте.
- Первое знакомство с собой происходит ещё в младенчестве. Хотим мы этого или нет, но узнавать себя придётся. Первые симпатии, поведенческие особенности, всё это вскрывается с раннего детства.
Источник: salid.ru
Пирамида Маслоу: как понимание основных потребностей поможет добиться успеха
Эту теорию называют одной из самых популярных, а ее автор возглавил список самых влиятельных психологов прошлого столетия. Знакомимся с пирамидой Маслоу и узнаем, как она влияет на нашу жизнь.
Что такое пирамида Маслоу
Младенец рождается человеком, он уже представитель человеческого рода, а вот каким он станет и какие качества сформируют в нем семья, культура, социум — это открытый вопрос. Размышления в этом ключе и легли в основу знаменитой пирамиды американского психолога Абрахама Маслоу.
Пирамида Маслоу — это модель иерархии потребностей, включающая как высшие, так и низшие из них. Все они — часть человеческой природы, и их нельзя исключить из нашей жизни.
В начале этого тысячелетия журнал «Review of General Psychology» опубликовал список ста наиболее выдающихся психологов ХХ века, который возглавил Маслоу. Он совершил революцию в социальной картине нашей цивилизации, объединив в иерархическую модель биологическое начало в человеке, проявляющееся в его физиологических нуждах, с высшими устремлениями: умением творить культуру, тягой к научной истине, проявлением любви, жертвенности, сознательного чувства долга.
Эти потребности много веков противопоставлялись. Маслоу показал их единение, их общность в природе человека. Иерархическая модель Абрахама Маслоу изображена в виде пирамиды, в основании которой лежат базовые (низшие) потребности, и по мере возвышения появляются высшие, ведущие к самореализации личности. Чем выше потребность, тем более она свойственна человеку.
1 Базовые потребности (физиологические)
Как и говорилось выше, все начинается с удовлетворения физиологических потребностей в еде, воде, сне, сексе. Эти потребности объединяют человека со всеми другими существами, живущими на Земле. Эти потребности доминируют над остальными.
Простой пример: если человек одновременно будет нуждаться в еде, любви, безопасности и уважении, то он выберет еду. Если физиологические запросы не удовлетворены, другие нужды отойдут на второй план или вообще перестанут существовать для него.
Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
— Яндекс Дзен
— Телеграм
— ВКонтакте
2 Потребность в безопасности
После удовлетворения физиологических потребностей появляется группа немного другого плана. Человек, рождающийся на свет, должен убедиться, что в этом мире можно жить и развиваться, что миру можно доверять. Депривация (потеря) этой потребности может быть опасной, поэтому ее удовлетворение обязательно.
Чувства защищенности, родительской любви, доверия к миру — основные для развития ребенка , а тревожность и страх приводят к негативным последствиям в формировании психики. Потребность в безопасности включает:
- стабильность;
- защищенность;
- отсутствие тревоги, страха и хаоса;
- потребность в ограничениях и законах, даже в сильном покровителе.
3 Потребности в принадлежности и любви
Фото автора Lisa Fotios: Pexels
На основе базовых потребностей у человека возникают потребности в социальном взаимодействии. А именно в:
- привязанности;
- общении;
- чувстве принадлежности к коллективу;
- окружении людей, которые любят и принимают тебя.
Без этого самоактуализация и стремление к независимости, автономии невозможны.
Если данные потребности не удовлетворены, это приводит к переживаниям личности по поводу отсутствия романтического партнера, детей или друзей. На этом уровне самым главным становится обретение места в социуме или семье.
Не пропустите
Не пропустите
Для детей неблагоприятны частые переезды, смена окружения, отсутствие корней, статус мигранта. Этот вид потребностей напоминает человеку о животных инстинктах держаться вместе, жить в стае, объединяться. Пренебрегать этими важнейшими факторами опасно для психики.
4 Потребность в похвале, уважении, признании
Эта потребность более высшего порядка, она не сравнима с базовыми. Желание получить уважение и признание становится роскошью, необязательной, если сравнивать ее с борьбой с голодом и опасностью. Чем выше потребность, тем меньше она важна для выживания, тем легче она исчезает.
Потребность в уважении можно реализовать только с помощью других людей. Ее удовлетворение возможно, только если человек умеет дружить, уважать других, проявлять преданность и сознательность. Чем выше потребность, тем более она направлена вовне. Голодный человек занят только собой.
Всем известно, какую важность имеет стремление личности к уважению окружающих. Здесь становится важным и потребность в самоуважении, высокой самооценке. Удовлетворение потребностей этого класса дает чувство уверенности в себе, собственной ценности, ощущение своей полезности. Неудовлетворение приводит к беспомощности, чувству неполноценности.
5 Когнитивные потребности
Потребность в изучении мира, науки, профессии — эта ступень уже приводит человека к сознательному созиданию, к творчеству и открытиям. Для удовлетворения этого уровня потребностей важны семейные, политические, экономические, образовательные условия. Как и для удовлетворения всех высших потребностей, необходима благоприятная обстановка.
Однако история человечества знает примеры того, что человек может заниматься исследованиями даже в условиях смертельной опасности. Для здоровой психики влечение к неизведанному естественно, нам интересно все, что не скучно.
6 Эстетические потребности
На этой ступени человек уже становится способным не только замечать красоту, но и нуждаться в ней. Для удовлетворения этих потребностей человек может заплатить высокую цену, вести аскетичный образ жизни — удовлетворение этих потребностей может стать важнее, чем полный желудок. Эстетические потребности можно наблюдать у здоровых детей.
Маслоу относил их также к когнитивным и даже невротическим потребностям. Исследование этих потребностей показало, что существуют случаи, когда эстетические потребности становились базовыми. Прекрасное способно лечить, люди испытывают эстетический голод, удовлетворить который может только красота.
Фото автора Виктор Куликов: Pexels
7 Потребность в самоактуализации
На вершине пирамиды — потребность в самоактуализации, личностном росте, самопознании, саморазвитии. Стремление к удовлетворению этой потребности приводит человека к устойчивому, более выраженному индивидуализму и вместе с тем к глубокой социализации.
Человек начинает испытывать любовь к человечеству и одновременно достигает уровня уникальности. Здесь будет уместно также вспомнить Эрика Фромма, который говорил, что истинная любовь к себе не противопоставляет человека другим, а помогает улучшению отношений, так как проявляется в чувстве собственного достоинства.
Не пропустите
Не пропустите
Парадокс пирамиды Маслоу
Весь парадокс этой иерархии в том, что удовлетворение высших потребностей ведет к самоактуализации и удовольствию от жизни, а не низших. Чем выше у личности уровень потребностей, тем более безболезненна, эффективна и успешна психотерапия в работе с ним. На уровне низших потребностей она не может быть полезной.
Стремление к удовлетворению высших потребностей имеет более благоприятные социальные последствия. Люди с высшими потребностями более направлены на решение проблем социума, способны к любви и уважению.
Низшие потребности имеют более ограниченные свойства и более осязаемы, чем высшие. Жажда или голод проявляются более явно, чем любовь, а она более ярко выражается, чем уважение. Чем ниже потребности, тем меньше нужно для их удовлетворения. Вода и еда имеют ограничения для удовлетворения физиологической потребности, а уважение, любовь, стремление к познанию мира не имеют предела насыщения.
Существуют и исключения. Например, есть люди, для которых любовь менее важна, чем самоуважение или самоактуализация, а творчество возможно без базового удовлетворения. Есть примеры того, как потребности человека могут слабеть.
Например, при длительном периоде жизни в бедности человек может до конца своих дней жить ограниченно и обходиться малым. Люди, выросшие без любви (чаще психопатические личности), навсегда утрачивают способность любить.
Нарушение иерархии также может происходить, например, в случае потребности, которая удовлетворялась долгое время и в итоге оказалась обесцененной. Психика человека многообразна, как сама жизнь. Поэтому ее изучение приводит к интереснейшим моделям, помогающим лучше узнать природу человека. Одна из них — модель потребностей Маслоу.
Источник: lisa.ru