21 февраля 1852 года (по старому стилю) величайшего русского писателя Николая Васильевича Гоголя, впавшего в летаргическое состояние, причислили к покойным.
“Завещаю тела моего не погребать,- писал в“Завещании”Н.В.Гоголь,- до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного оцепенения, сердце и пульс переставали биться. ”
Не вняв этим словам, его все же отпели и похоронили, что называется, заживо. Известный поэт Андрей Вознесенский в 1972 году написал об этом событии стихотворение “Похороны Гоголя Николая Васильевича”, отрывки из которого, думаю, небезынтересно будет вспомнить читателям.
Вы живого несли по стране.
Гоголь был в летаргическом сне.
Гоголь думал в гробу на спине:
.
“Из-под фрака украли исподнее.
Дует в щель, но в нее не просунуться.
Что там муки Господние
перед тем, как в гробу проснуться.”
.
Вскройте гроб и застыньте в снегу.
Гоголь, скорчась, лежит на боку.
Вросший ноготь подкладку прорвал сапогу.
Процитированные строки весьма далеки от поэтического вымысла. Когда, уже в наше время, при перезахоронении гроб Гоголя был вскрыт, то оказалось, что он лежит. на боку.
Н.В Гоголь был великим мистиком. Происходившее в его произведениях не только отражалось на жизненных обстоятельствах автора, но и перекидывалось на его посмертную судьбу.
Так, один известный писатель, присутствовавший при перезахоронении, взял себе кусок хорошо сохранившейся материи сюртука и сапоги Гоголя. Обрывком сюртука он переплел том “Мертвых душ”, а сапоги поставил на полку в своем кабинете. С ними-то и произошла странная и загадочная история.
Ночью к писателю во сне явился Гоголь и потребовал вернуть ему сапоги.Такое же произошло и на вторую, третью ночь.
Забеспокоившийся служитель муз без лишних объяснений подарил сапоги Гоголя своему собрату по перу. Но Николай Васильевич не оставил в покое и другого владельца злополучной обуви. История повторялась до тех пор, пока один из очередных обладателей сапог не догадался пойти на Новодевичье кладбище и закопать их на месте нового захоронения Н.В.Гоголя.
Не правда ли, эта невымышленная история напоминает гоголевскую “Шинель”?
Сами обстоятельства смерти Гоголя отдают мистическим ужасом последней страницы “Вия”.
“ Поднимите мне веки: не вижу!”- сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось поднимать ему веки. “Не гляди!” — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
“Вот он!” закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел из него дух. Раздался петушиный крик. Это был уже второй крик; первый прослышали гномы.
Испуганные духи бросились кто как попало в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так они и остались там, завязнувши в дверях и окнах”.
— А ведь заметь, где все это происходит, — говорил мне читавший этот отрывок незадолго до своей смерти поэт Анатолий Заяц,- . в церкви!
Николая Васильевича Гоголя, не вытерпевшего и глянувшего открыто на безобразия происходившего вокруг, похоронили по всем церковным канонам на подворье Свято-Даниловского монастыря. Там он и проснулся и перевернулся, содрогаясь от ужаса, в темноте тесного гроба.. Да и как не перевернуться в гробу от того, что происходит на Руси?
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ жизни Гоголя тоже походили на фантастический кошмар.
В московский дом набожного графа А.Н.Толстого, у которого жил Н.В.Гоголь, в начале 1852 года приехал из Ржева священик Матвей Костантиновский, отличавшийся крайней строгостью поучений и проповедующий аскетический образ жизни. В больном сознании Гоголя незадолго до его приезда, после внезапной смерти его возлюбленной Е.М.Хомяковой, начал формироваться невыразимый страх перед смертью и муками ада.
По словам очевидцев, уединенная беседа приехавшего священника и писателя закончилась тем, что Гоголь закричал:
— Довольно. Оставьте. Не могу долее слушать. Слишком страшно.
Вероятно, священик обличал Гоголя в грехах, причисляя к ним литературную деятельность, устрашал загробными муками.
В субботу на масленой неделе, 9 февраля, слуга известил своего графа, что опасается за рассудок и жизнь Н.В.Гоголя, простоявшего без питья и пищи двое суток на коленях перед иконой Божьей Матери.
В ночь с понедельника на вторник на первой неделе поста Гоголь сжег все свои рукописи. Глубокой ночью он разбудил своего слугу Семена, юношу-украинца, и велел потихоньку, так, чтобы никто не проснулся разжечь печь. Когда дрова разгорелись, приказал Семену бросить в огонь связку бумаг, среди которых был и второй вариант “Мертвых душ”.
Мальчик чуть ли не на коленях молил барина не делать этого. Брошенная в огонь связка не разгоралась. Тогда Гоголь достал ее кочергой, развязал и стал бросать в пламя тетрадь за тетрадью.
“ Теперь все пропало! — сказал Гоголь вошедшему Толстому, показывая на догорающие бумаги, Сказал и заплакал.
“Вот что я сделал! Хотел сжечь некоторые вещи специально приготовленные для этого, а сжег все. Как лукавый силен — вот он к чему меня подвинул! А я было много дельного там уяснил и изложил.”
Внешний вид Гоголя поразил пришедших к нему врачей. Еще недавно он обедал у знакомых и ничто, казалось, не предвещало такого исхода. А теперь перед ними предстал человек как бы до крайности изнуренный чахоткой или доведенный продолжительным истощением до необыкновенного измождения. Страшно исхудавшее тело, осунувшиеся лицо, ввалившиеся щеки, ввалившиеся щеки, запавшие глаза, тусклый взор. А между тем серьезный врачебный осмотр не обнаружил какой-либо болезни.
“Трудно было предпринять что-либо с человеком, который отвергает всякое лечение,”- писал впоследствии доктор Тарасенков.
Он пытался уговорить Гоголя хотя бы пить бульон и молоко, но тот смотрел на него с видом человека, для которого всякие слова напрасны. Гоголю становилось все хуже и хуже. Через неделю после сожжения “Мертвых душ”, в понедельник на второй неделе поста он был не в силах более держаться в креслах, перебрался на постель. До последних дней лечившим врачам не было понятно, что они имеют дело и от лекарств обусловленных психическим заболеванием- пишет исследователь болезни доктор медицинских наук А.Личко. -Да и мысли пригласить психиатра на консультацию у них не возникло.
20 февраль в среду, на второй неделе поста, у Гоголя стал слабеть пульс. Пять московских враче собрались на консилиум, который пришел к заключению “ сознание у больного не находится в натуральном положении.”, и счел возможным приступить к лечению вопреки нежеланию больного лечиться.
Если бы это решение было принято раньше и подразумевало прежде всего принудительное питание Гоголь бы был спасен. А теперь он таял на глазах. Живот его был так пуст, что через него можно было прощупать позвоночник. Тем не менее на консилиуме мнение врачей разделись. “Надо больного кормить насильно!” — категорически заявил врач Овер.
Другой, Клименков, настаивал на кровопусканиях, ваннах, обливаниях. Пользововавший ся успехом в московских кругах врач А.И.Овер принял второй вариант лечения. Доктор Клименков энергично принялся за выполнение одобренных процедур. К носу больного было приставлено восемь пиявок. Затем его опустили в теплую ванну, а голову стали обливать холодной водой.
После такой процедуры его бил озноб, он попросил укрыть себя. Потом лежал как бесчувственный, не реагируя на обращения. Тогда ему был положен на голову лед., а на руки и ноги поставлены горчичники. Поддержали вызванное пиявками кровотечение. А пульс делался все слабее Ночью стали холодеть ноги. Кожа покрылась испариной.
Клименков продолжал процедуры. Дал еще каломель, обкладывал тело горячим хлебом. Около 8 утра 21 февраля дыхание больного прекратилось. Дальнейшее, происходившее с Гоголем ,описано выше.
С ТОГО ДНЯ ПРОШЛО ПОЛТОРА ВЕКА, а произведения н.В.Гоголя не только не утратили своей силы, но и зазвучали более актуально. Чтобы убедиться в этом прочтите, хотя бы “Мертвые души”. Сколько предприимчивых чичиковых, сумасбродных ноздревых , угрюмых собакевичев, болтливых хлестаковых ораторствует с трибун, рыскает между нами. Время изменило немного их внешний облик, образ жизни, но коренная суть их осталась прежней — мертвые души.
Не дают покоя некоторым нынешним политикам и национальные, геополитические вопросы . так броско, талантливо и убедительно раскрытые Гоголем, в произведения которого наши горе-современники иногда пытаются внести абсурдные коррективы. Например, на Украине — надо же до этого додуматься! — “Тарас Бульба” был переведен на украинский язык в довольно странной редакции, вытравившей из повести понятий “русские”. А ведь именно это слово играет ключевую роль в завершающем ее пророческом аккорде — монологе Тараса, сгорающего на костре.
“ Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют далекие и близкие народы: подымется из русской земли свой царь и не будет в мире силы, которая бы покорилась ему!”.
Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу.”
По всей видимости, забыли наши славянские братья-”редактора”, что Киев -столица древней Руси, что они плоть от плоти, ветвь от ветви русского рода.
Наступление на “русскую силу” идет по всем направлениям нынешнего идеологического фронта. Коснулось это и литературы — с книжных прилавков, прогнувшихся от тяжести бульварного чтива.
Коснулось это и православной русской веры, звон колоколов которой в последнее время, все чаще растворяется в море сектантской ереси и экспансии чуждых нам религий.
Но чувствуется, рассвет неизбежен. Раздастся петушиный крик и вся беснующаяся свора бросится “ кто как попало в окна и двери, чтобы поскорей вылететь”. Но вряд ли успеет — так и останутся они завязшими в проемах. И тогда все в беспристрастном свете увидят их ужасающее безобразие.
Неужто всё так и было, Олег.
Я много раз встречала подобную версию —
и столько же иных мнений на этот счёт.
Но, должно быть, вы нашли достоверные источники.
А в целом, статья очень сильная.
Спасибо, Вера. Я могу только ссылаться на очевидцев — читайте «Сапоги Гоголя».
С уважением и благодарностью
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: proza.ru
Что показала эксгумация останков Николая Гоголя
Общеизвестно, что автор «Ревизора», «Мертвых душ» и других бессмертных произведений классической русской литературы панически боялся умереть живым, этому есть и документальные подтверждения. Популярна история, что Гоголь якобы «скребся», «ворочался» в гробу после того, как его похоронили.
Николай Васильевич Гоголь умер 3 марта 1852 года. 6 марта 1852 года он был предан земле на кладбище у Данилова монастыря. Согласно завещанию, памятника ему не ставили — над могилой возвышалась Голгофа.
Но спустя 79 лет прах писателя был извлечен из могилы: советским правительством Данилов монастырь был преобразован в колонию для малолетних преступников, а некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря.
Среди этих «счастливчиков» наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь… На перезахоронении присутствовал весь цвет советской интеллигенции. Среди них был и писатель В. Лидин. Именно ему Гоголь обязан возникновению многочисленных легенд о себе. Один из мифов касался летаргического сна писателя. По словам Лидина, когда гроб извлекли из-под земли и вскрыли, то присутствующих охватило недоумение.
В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Вспомнились рассказы о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения.
Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». Увиденное повергло присутствующих в шок. Неужели Гоголю пришлось пережить ужас подобной смерти? Стоит заметить, что в дальнейшем эта история была подвержена критике. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом» позвонке.
Доцент Пермской медакадемии Михаил Давидов рассказал, что эксгумация останков Николая Гоголя произошла спустя 80 лет – и труп, и домовина к тому времени истлели настолько, что разобрать, «скребся» ли покойник, совершенно невозможно, даже с учетом суперсовременных технологий (которых, к слову, тогда еще и не существовало).
Несколько лет назад самое популярное ежедневное британское издание «Гардиан» опубликовало историческое исследование этого феномена, нашедшего отражение, в частности, в творчестве прародителя детективов Эдгара Алана По («Падение дома Ашеров»). Газета приводит выдержки из работы Жана Бондерсона «Похороненные заживо: жуткие истории нашего первобытного страха». Бондерсон описывает социокультурные ситуации, когда в различных странах существовала тенденция наказания посредством подобного способа умерщвления наказанных.
В начале прошлого века британский реформатор Уильям Тебб, «повернутый» на теме преждевременных похорон, заявил о сотнях таких случаев, он даже основал Лондонскую Ассоциацию по предотвращению преждевременного захоронения. «Гардиан» писала: впоследствии дошло до того, что в Великобритании и в других странах запатентовали гробы с перископическими дыхательными трубками и бьющимися стеклянными панелями, связанными с колоколами и свистками над землей, использовали автоматические механизмы сигнализации, которые фиксировали малейшее движение погребенного тела.
Пожалуй, самый известный случай «воскрешения» положенного во гроб был связан с польским пчеловодом Йозефом Гузи, произошедший 8 лет назад, об этом писала британская «Таймс». У Гузи диагностировали сердечный приступ после пчелиного укуса, смерть 76-летнего дедушки констатировал медик. Говорят, что пульс у «покойного» ощутил сотрудник бюро ритуальных услуг, который снимал с «трупа» часы.
В Казани 7 лет назад почти «отпели» 49-летнюю «сердечницу» Фагилю Махамедзянову – уже все ритуальные приготовления завершили, врачи справку выдали о смерти. А женщина, когда ее начали оплакивать, ожила – заработало сердце, появился пульс, она «как бы» тоже плакала. Но все это продолжалось недолго – в тот же день больная скончалась уже окончательно.
Медики объясняют подобную предсмертную реакцию именно как рефлексию непроизвольную реакцию организма, часто случающуюся после смерти.
Итальянская «Корьерра де ла сера» несколько лет назад сообщала о мнимой кончине 79-летнего пенсионера, тоже «сердечника». Его уже обрядили для отправления в последний путь и положили в гроб, когда дедушка очнулся и попросил пить. Сообщается, что тогда медики перепутали заболевание, от которого старика лечили. Во многих подобных случаях именно эта причина и являлась главной для «воскрешения».
Источник: polonsil.ru
Так умер или уснул. Пять мифов о Гоголе
Что ещё сжёг писатель помимо «Мёртвых душ», куда пропал его череп во время эксгумации и кто помог родиться легендам.
— Лестницу… Давит. Не тревожьте меня, ради Бога! — такими были последние слова автора «Вия» и «Ревизора», самого мистического классика русской литературы — Николая Гоголя.
Он скончался в доме графа Александра Толстого утром 21 февраля 1852 года (по старому стилю). Даже после смерти писателя преследовала мистика, а в народе появилось множество вопросов, связанных и с его жизнью, и с его смертью.
В безумии уничтожил второй том «Мёртвых душ»
За несколько дней до своей смерти Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». По распространённой версии, он сказал друзьям, что сделал это в беспамятстве и «из-за злых духов».
Есть и куда более прозаичная версия такого действия. Во втором томе, как уверяют исследователи, речь шла о том, как Чичиков занимается подделкой завещания. Сюжет был навеян делом калужского губернатора, по которому шло следствие в 1849 году.
Гоголь тогда довольно тесно общался с фрейлиной императорского двора, а позже женой чиновника Министерства иностранных дел Александрой Смирновой-Россет. К моменту их знакомства муж Смирновой-Россет был калужским губернатором. В 1849 году предводитель уездного дворянства Иван Ершов подал жалобу на супруга гоголевской приятельницы.
Якобы отец предводителя отписал своё имение незаконнорождённой дочери Софье, которая вышла замуж за родственника губернатора. В ходе расследования оказалось, что сам Смирнов никакого отношения к этому не имеет. Но его всё равно отстранили от должности.
О своих переживаниях Смирнова-Россет сообщала Гоголю. Исследователи не исключают, что именно это стало причиной, по которой второй том «Мёртвых душ» никто не увидел. К слову, изначально он задумывался как трилогия.
Это не единственное произведение, уничтоженное писателем. Просто история с «Мёртвыми душами» стала наиболее известна. На самом деле первым сожжённым произведением стала поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная в 1827 году. К тому моменту студент академии Гоголь писал под псевдонимом В. Алов.
Поэму опубликовали, и на неё написали несколько язвительных отзывов. Такого Гоголь не смог простить: он выкупил вместе со своим слугой все доступные экземпляры, а после сжёг их в камине. Однако несколько копий издания всё же сохранилось, и сейчас эти экземпляры являются большой ценностью.
Гоголь не хотел жениться
Писатель не имел ничего против семейных уз и брака. Он даже пытался, как минимум один раз в жизни, сделать предложение. В начале 1840-х писатель познакомился с Анной Виельгорской и её семьёй в Петербурге. Они оценили талант писателя, а он не на шутку влюбился.
— Кажется, она единственная женщина, в которую влюблён Гоголь, — писал Владимир Соллогуб.
Николай и Анна много общались, переписывались о литературе, «вопросах бытия», а порой и просто сплетничали.
— Я всё о вас думаю и провожаю мысленно по вашей дороге, стараясь вообразить себе, какая у вас теперь физиономия, куда вы смотрите, что думаете, — вот такие письма отправляла Гоголю Анна во время заграничных поездок.
По семейному преданию Виельгорских, писатель отважился сделать предложение Анне в конце 1840-х. Но для начала было необходимо поговорить с родственниками девушки. А они, всячески подчёркивая своё уважение к его таланту, согласия не дали.
Был колдуном
Ещё один распространённый миф — Николай Васильевич якобы был мистиком, общался с загробным миром и так далее. К сожалению, всё гораздо банальнее.
Психиатр Владимир Чиж утверждает, что у писателя были галлюцинации. Причём как слуховые, так и зрительные.
— Мы никогда не добудем бесспорных доказательств, но вся картина его болезни не вмещается в рамки периодической меланхолии, болезнь его очень сложна, и, по всей вероятности, одним из её симптомов были обманы чувств (галлюцинации), — отметил медик.
Современники также отмечали его резкие перемены настроения. К примеру, писатель мог обидеться на хозяина дома, так как ему якобы не долили чай. И молча уйти. А в дороге, напротив, резко оставлял все свои «перемены», по обыкновению был спокоен и весел.
Гоголь не умер, а заснул летаргическим сном
Один из самых распространённых мифов — писатель был в летаргическом сне, когда его похоронили. А потом во время эксгумации обнаружили, что гроб был расцарапан изнутри.
Писатель, особенно в последние годы жизни, был подвержен обморочным состояниям. Он очень боялся, что его похоронят заживо.
О том, что дубовый гроб Гоголя якобы был в прекрасном состоянии во время эксгумации (через 79 лет после похорон), писал Владимир Лидин. Ему же принадлежит фраза о якобы расцарапанной изнутри обивке.
— Рассказы Лидина были неправдивы и противоречивы. Именно он утверждал, что дубовый гроб писателя хорошо сохранился, обивка гроба изнутри была изорвана и исцарапана, в гробу лежал скелет, неестественно скрученный, с повёрнутым набок черепом, — отметил в своей статье «Тайна смерти Гоголя» доцент Пермской медакадемии Михаил Давидов.
Историки и литераторы поставили под сомнение то, что за 79 лет внутренняя обивка гроба не сгнила. И непонятно, как определялась «скрученность» уже давно разложившегося тела. Кроме того, скульптор Николай Рамазанов, который снимал посмертную маску с Гоголя, обратил внимание на трупные изменения лица и начало процесса разложения тканей. К тому же снятие посмертной маски с живого человека невозможно в принципе, поэтому скульптор лично несколько раз проверил, точно ли мёртв писатель.
Череп пропал
Изначально Гоголя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве. Однако в 1931 году было принято решение о его перезахоронении на Новодевичьем кладбище. Такое решение было принято в связи с постановлением властей города о закрытии монастыря.
Писатель Владимир Лидин, благодаря которому появился миф о летаргическом сне Гоголя, запустил и вторую легенду: якобы в могиле не обнаружили черепа.
— При начале вскрытия могилы на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку, — написал Лидин в своих воспоминаниях.
Легенда разрослась до такой степени, что последней её версией стала, что Гоголя в гробу не нашли вообще. Однако писатель Юрий Алёхин в середине 1980‑х годов проводил собственное расследование, во время которого поговорил с Лидиным. И последний сказал, что на самом деле череп был на месте, просто повёрнут набок. А эта версия объясняется тем, что гроб могли неаккуратно спустить в могилу. И никакой мистики.
Источник: life.ru