Приемлю все как есть все принимаю

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве», — писал поэт Сергей Александрович Есенин. И действительно, слова «Россия», «Русь», наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них — тихое признание в любви Родине. И эта любовь у Есенина естественна, как дыхание.

Любовь к России не просто чувство, но и это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина — это нечто одухотворенное, живое.

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.

Родина для поэта — это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем:

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

Природа у Есенина — живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.

Но, наверное, никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой «малой» родиной не видел «большой». Есенин гордился мощью и необъятностью своей страны силой, что заложена в ней:

Я буду воспевать
Всем существом поэта
Шестую часть земли
С названьем краткие «Русь».

Его не могла не мучить отсталость, дикость России, беспросветная тяжесть крестьянского труда. Поэтому он восторженно принимает Февральскую революцию. Октябрь поначалу показался ему простым продолжением Февраля, ему виделся только вихрь, «бреющий бороду старому миру». А оказалось, что повелевают бурей не его знакомые эсеры, а малопонятные серьезные люди — большевики, и что теперь никто не интересуется феноменом русской национальной жизни.

В творчестве Есенина отражается борьба двух чувств: понимание неизбежности перемен, попытка принять их, осознать, и в то же время боль, что уходит в прошлое прежняя, воспетая им «деревянная Русь», нищая, но милая его сердцу. Вместо ожидаемого «мужицкого рая», сказочного края Инонии — тучами изглоданное небо, выбитые окна в избах. Казалось, из России ушла душа.

Цикл стихотворений «Москва кабацкая» — свидетельство душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести.

Вспоминая свое детство в стихотворении «Русь советская», поэт ощущает свое родство с русской природой. Но если прежний Есенин как бы спешил излить в стихах переполнявшие его сердце чувства, то новый Есенин пытается размышлять над особенностями своей эпохи, постичь ее противоречия. Перед нами раздумья поэта о жизни, о Родине.

В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности.

Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию:

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными — кладбища и хаты.

Поэт пытается оправдать и принять новую большевистскую Россию:

Но Россия. вот это глыба.
Лишь бы только Советская Власть.

Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, «прояснился омут в сердце мглистом». «Учусь постигнуть в каждом шаге/ Коммуной вздыбленную Русь», — пишет поэт. Вспомним «Балладу о двадцати шести». Народ у автора — «и крестьянин, и пролетариат».

У народа одна цель: «Коммунизм — знамя всех свобод». Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом — «Песня о великом походе», «Стансы», «Анна Снегина».

Равнодушен я стал к лачугам.
Мне теперь по душе иное.
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

«Русь советская», «О России и революции», «Страна советская» — так называет Есенин свои новые книги. Но поэт так и не стал «певцом и гражданином в великих штатах СССР»:

Приемлю все,
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу Октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Поэт, по сути, выбирает не выход, а тупик. Отдать душу и не отдать лиру — значит перестать быть поэтом. «Русь советская» оказывается чужой.

«Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы». Но России той, прежней, уже нет. И поэтому Есенин — чужой ей, незнакомый, а «те, что помнили, давно забыли». Жизнь идет мимо. Сельчане «обсуживают жись», комсомольцы «поют агитки Бедного Демьяна». Поэт не приемлет этого. Старого уже нет. Он — нигде.

Читайте также:  Когда в Стамбуле цветут тюльпаны фестиваль

Пустота. Одиночество. Все вокруг чужое:

В своей стране я словно иностранец.
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Однако, уже будучи как бы в ином мире, в небытии, «в стране, где тишь и благодать»; Есенин благословляет новую жизнь, ту жизнь, в которой ему нет места, новую юность:

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.

Мы живем в переломную эпоху. И опять идем по кругу. Россия уходящая — и Россия новая. И снова у людей возникает ощущение осиротелости и неприкаянности. И не поэтому ли так пронзительно звучит сегодня есенинское:

Не ты ль так плачешь в небе,
Отчалившая Русь?

Источник: www.kostyor.ru

Малоизвестное письмо Сергея Есенина к Троцкому

МАЛОИЗВЕСТНОЕ ПИСЬМО СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА К ЛЬВУ ТРОЦКОМУ И СТАТЬЯ ЛЬВА ТРОЦКОГО О СМЕРТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА .

Впервые оно было полностью опубликовано в «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЕ + КУРЬЕР КУЛЬТУРЫ : Крым — Севастополь » , где и я постоянно публикуюсь . Главный редактор Татьяна Воронина разрешила мне его перепечатать .

+++
С. А. Есенин — Л. Д. Троцкому

Дорогой Лев Давидович!
Мне очень больно за всю историю , которую подняли из мелкого литературного
( зачёркнуто и не разборчиво ) карьеризма т. Сосновский и Демьян Бедный .
Никаких оправданий у меня нет у самого . Лично я знаю , что этим только хотят подвести ( Попутчи «ков» ) других « попутчиков » .
О подсиживании знают давно и потому никто не застрахован от какого-нибудь мушиного промаха . Чтоб из него потом сделали слона .
Существо моё возмущено до глубины той клеветой которую воздвигли на моих товарищей и на меня ( С Демьяном мы так не разговаривали )
Форма Сосновского ( без) ( кружит голову ) и приёмы их борьбы отвратительны . Из всей этой истории нам больно только то , что ударили по той струне , чтоб перервать её ( и ) которая служила Вашим вниманием к нам .
Никаких антисемитских речей я и мои товарищи не вели .
Всё было иначе . Во время ссоры Орешина с Ганиным я заметил нахально подсевшего к нам типа , выставившего своё ухо и бросил ( громко ) фразу: « Дай ему в ухо пивом ( в ухо ) .
Тип обиделся и назвал меня мужицким хамом , а я обозвал его жидовской мордой .
Не знаю , кому нужно было и зачем делать из этого скандал общественного характера .
Мир для меня делится исключительно только на глупых и умных подлых и честных . В быту — перебранки и прозвища существуют , ( но ) также как ( и ) у школьников , и многие знают , что так ругается сам Демьян.
Простите за то , (неразборчиво ) ( дост(авил ) если обеспокоил всей этой историей Ваши нервы , которые дороги нам как защита и благосостояние .
Любящий Вас
С. Есенин

Примечания :
Письмо было написано Льву Троцкому только потому , что Сергей Есенин знал : Лев Давидович любил стихи Сергея Есенина и всегда становился на защиту Поэта .
Насколько не обоснованными были обвинения Сергея Есенина в антисемитизме , писали его современники-евреи. В 1953 году В. М. Левин , писал С. К. Маковскому , готовившему его воспоминания для нью-йоркской газеты «Новое русское слово » :
«… У Есенина не было антисемитских настроений , у него была влюблённость в народ , из которого вышел СПАСИТЕЛЬ МИРА …»
+++
ЛЕВ ТРОЦКИЙ. ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА (1926)

Мы потеряли Есенина — такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего. И как трагически потеряли! Он ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом, — может быть, со всеми нами. Поразительны по нежности и мягкости эти его последние строки!

Он ушел из жизни без крикливой обиды, без ноты протеста, — не хлопнув дверью, а тихо прикрыв ее рукою, из которой сочилась кровь. В этом месте поэтический и человеческий образ Есенина вспыхнул незабываемым прощальным светом.

Есенин слагал острые песни «хулигана» и придавал свою неповторимую, есенинскую напевность озорным звукам кабацкой Москвы. Он нередко кичился резким жестом, грубым словом. Но подо всем этим трепетала совсем особая нежность неогражденной, незащищенной души. Полунапускной грубостью Есенин прикрывался от сурового времени, в какое родился, — прикрывался, но не прикрылся.

Больше не могу, сказал 27 декабря побежденный жизнью поэт, сказал без вызова и упрека. О полунапускной грубости говорить приходится потому, что Есенин не просто выбирал свою форму, а впитывал ее в себя из условий нашего совсем не мягкого, совсем не нежного времени. Прикрываясь маской озорства и отдавая этой маске внутреннюю, значит, не случайную дань, Есенин всегда, видимо, чувствовал себя не от мира сего. Это не в похвалу, ибо по причине именно этой неотмирности мы лишились Есенина. Но и не в укор, — мыслимо ли бросать укор вдогонку лиричнейшему поэту, которого мы не сумели сохранить для себя?
Наше время — суровое время, может быть, одно из суровейших в истории так называемого цивилизованного человечества. Революционер, рожденный для этих десятилетий, одержим неистовым патриотизмом своей эпохи, — своего отечества, своего времени. Есенин не был революционером. Автор «Пугачева» и «Баллады о двадцати шести» был интимнейшим лириком. Эпоха же наша — не лирическая.

Читайте также:  Как определить холерик сангвиник флегматик меланхолик

В этом главная причина того, почему самовольно и так рано ушел от нас и от своей эпохи Сергей Есенин.
Корни у Есенина глубоко народные, и, как все в нем, народность его неподдельная. Об этом бесспорнее всего свидетельствует не поэма о народном бунте, а опять-таки лирика его:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.

Этот образ осени и многие другие образы его поражали сперва, как немотивированная дерзость. Но поэт заставил нас почувствовать крестьянские корни своего образа и глубоко принять его в себя. Фет так не сказал бы, а Тютчев еще менее. Крестьянская подоплека, творческим даром преломленная и утонченная, у Есенина крепка.

Но в этой крепости крестьянской подоплеки причина личной некрепости Есенина: из старого его вырвало с корнем, а в новом корень не принялся. Город не укрепил, а расшатал и изранил его. Поездка по чужим странам, по Европе и за океан не выровняла его. Тегеран он воспринял несравненно глубже, чем Нью-Йорк. В Персии лирическая интимность на рязанских корнях нашла для себя больше сродного, чем в культурных центрах Европы и Америки.

Есенин не враждебен революции и никак уж не чужд ей; наоборот, он порывался к ней всегда — на один лад в 1918 г.:

Мать моя — родина, я большевик.

На другой — в последние годы:

Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик.

Революция вломилась и в структуры его стиха, и в образ, сперва нагроможденный, а затем очищенный. В крушении старого Есенин ничего не терял и ни о чем не жалел. Нет, поэт не был чужд революции, — он был несроден ей. Есенин интимен, нежен, лиричен, — революция публична, эпична, катастрофична. Оттого-то короткая жизнь поэта оборвалась катастрофой.

Кем-то сказано, что каждый носит в себе пружину своей судьбы, а жизнь разворачивает эту пружину до конца. В этом только часть правды. Творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и — сломалась.

У Есенина немало драгоценных строф, насыщенных эпохой. Ею овеяно все его творчество. А в то же время Есенин «не от мира сего». Он не поэт революции.

Приемлю все, — как есть, все принимаю.
Готов идти по выбитым следам,
Отдам всю душу Октябрю и Маю
Но только лиры милой не отдам.

Его лирическая пружина могла бы развернуться до конца только в условиях гармонического, счастливого, с песней живущего общества, где не борьба царит, а дружба, любовь, нежное, участие.

Такое время придет. За нынешней эпохой, в утробе которой скрывается еще много беспощадных и спасительных боев человека с человеком, придут иные времена, — те самые, которые нынешней борьбой подготовляются. Личность человеческая расцветет тогда настоящим цветом. А вместе с нею и лирика. Революция впервые отвоюет для каждого человека право не только на хлеб, но и на лирику.

Кому писал Есенин кровью в свой последний час? Может быть, он перекликнулся с тем другом, который еще не родился, с человеком грядущей эпохи, которого одни готовят боями, Есенин — песнями. Поэт погиб потому, что был несроден революции. Но во имя будущего она навсегда усыновит его.

К смерти Есенин тянулся почти с первых годов творчества, сознавая внутреннюю свою незащищенность. В одной из последних песен Есенин прощается с цветами:

Ну, что ж, любимые, — ну, что ж,
Я видел вас и видел землю,
И эту гробовую дрожь.
Как ласку новую, приемлю.

Только теперь, после 27 декабря, можем мы все, мало знавшие или совсем не знавшие поэта, до конца оценить интимную искренность есенинской лирики, где каждая почти строчка написана кровью пораненных жил. Там острая горечь утраты. Но и не выходя из личного круга, Есенин находил меланхолическое и трогательное утешение в предчувствии скорого своего ухода из жизни:

И, песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне,
Как о цветке неповторимом.

И в нашем сознании скорбь острая и совсем еще свежая умеряется мыслью, что этот прекрасный и неподдельный поэт по-своему отразил эпоху и обогатил ее песнями, по-новому сказавши о любви, о синем небе, упавшем в реку, о месяце, который ягненком пасется в небесах, и о цветке неповторимом — о себе самом.

Пусть же в чествовании памяти поэта не будет ничего упадочного и расслабляющего. Пружина, заложенная в нашу эпоху, неизмеримо могущественнее личной пружины, заложенной в каждого из нас. Спираль истории развернется до конца. Не противиться ей должно, а помогать сознательными усилиями мысли и воли. Будем готовить будущее!

Читайте также:  Как подобрать правильный макияж для себя

Будем завоевывать для каждого и каждой право на хлеб и право на песню.

Умер поэт. Да здравствует поэзия! Сорвалось в обрыв незащищенное человеческое дитя. Да здравствует творческая жизнь, в которую до последней минуты вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин.

Газета Правда , № 15 за 1926 год.

Источник: proza.ru

Есенин о поэте и поэзии

Легко ли просто писать стихи? Трудно. Но ещё труднее быть настоящим поэтом. Иногда кажется, что поэт пишет «просто», а от этого его потрясающая сила становится ещё более загадочной. Невозможно специально «сделать поэта». «Рождение поэта совпадает по времени с рождением человека не как физического явления, а в целостном смысле слова».

Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

Быть поэтом — значит петь раздольно,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поет — ему не больно,
У него одна и та же песня.

Канарейка с голоса чужого —
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка.

Магомет перехитрил в Коране,
Запрещая крепкие напитки.
Потому поэт не перестанет
Пить вино, когда идет на пытки.

И когда поэт идет к любимой,
А любимая с другим лежит на ложе,
Влагою живительной хранимый,
Он ей в сердце не запустит ножик.

«Я ль виноват, что я поэт»
Я ль виноват, что я поэт
Тяжелых мук и горькой доли,
Не по своей же стал я воле —
Таким уж родился на свет.

Я ль виноват, что жизнь мне не мила,
И что я всех люблю и вместе ненавижу,
И знаю о себе, чего еще не вижу,
Ведь этот дар мне муза принесла.

Из стихотворения «Русь советская»
…И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита…

Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней —
Уж не село, а вся земля им мать.

Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щёки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе — и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют —
Я пел тогда, когда был край мой болен.

Приемлю всё.
Как есть всё принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Я не отдам её в чужие руки,
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.

«Поэтам Грузии»
Писали раньше
Ямбом и октавой.
Классическая форма
Умерла.
Но ныне, в век наш
Величавый,
Я вновь ей вздернул
Удила…

Поэты Грузии!
Я ныне вспомнил вас.
Приятный вечер вам,
Хороший, добрый час.

Я — северный ваш друг
И брат!
Поэты — все единой крови.
И сам я тоже азиат
В поступках, в помыслах
И слове.

Века всё смелют,
Дни пройдут,
Людская речь
В один язык сольется.
Историк, сочиняя труд,
Над нашей рознью улыбнется.

«Я последний поэт деревни»
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

«Пушкину»
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Рубрика: О назначении поэта Метки: о поэте и поэзии Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник: madamelavie.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today