Дефектолог — это специалист, который занимается изучением особенностей развития детей, корректировкой имеющихся нарушений. Дефектолог помогает детям адаптироваться в детском саду, школе, в обществе.
Психолог-дефектолог — это специалист по двум профилям — дефектологии и психологии. Он относится к педагогам, а не к медицинским работникам, так что не обязан иметь медицинское образование.
Особенности профессии
Специалист выполняет обязанности психолога и дефектолога. Важно не просто скорректировать интеллектуальные способности ребенка, но и найти причину их возникновения, которые условно делятся на два вида.
- Физические: врожденные патологии мозга, нервной системы, слуха, зрения.
- Психологические: проблемы, связанные с воспитанием, психологическими травмами.
Особенностью дефектологии является то, что коррекции подлежат все дети, независимо от причины имеющихся нарушений. При грубых патологиях, не подлежащих лечению, проводится поддерживающая терапия.
Психолог-логопед-дефектолог — кто это? Профессия: психолог. Оксана Березницкая и Оксана Ковальчук.
В своей работе дефектолог тесно контактирует с психологом. Для повышения эффективности занятий и привлекательности своей кандидатуры на рынке труда педагоги получают дополнительную специальность психолога. Это позволяет им лучше понимать детей, составлять индивидуальные программы в зависимости от потребностей и особенностей развития ребенка.
Работать психологом-дефектологом может только стрессоустойчивый человек, умеющий разграничивать работу и личную жизнь. Часто пациентами становятся дети из неблагополучных семей, имеющие серьезные психологические проблемы. Такой ребенок трудно поддается лечению, требует особого внимания и заботы.
Цели и задачи
Коррекционный психолог-дефектолог выполняет следующие задачи:
- исследование уровня интеллекта у ребенка, особенностей физического и умственного развития;
- разработка индивидуальной программы обучения;
- развитие памяти, мышления, стимуляция мозговой деятельности;
- развитие навыков общения, устранение скованности, стеснения;
- устранение логопедических проблем, помощь в постановке звуков;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- помощь в социализации ребенка, принятии недостатков тела и ума;
- консультация родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка.
Главной целью специалиста является устранение психологических преград на пути к интеллектуальному развитию. Для этого организуется совместная работа с родителями, что позволяет комплексно подойти к проблеме.
Чтобы выполнять поставленные задачи, педагог должен уметь:
- быстро находить общий язык с ребенком, формировать с пациентами доверительные отношения;
- находить слабые места пациента, причины психологических нарушений;
- обучать чтению и письму нетрадиционными способами;
- работать с детьми разных возрастов.
Работа сложная, но интересная. Подходит такая профессия только тем, кто искренне любит детей, готов мириться с шалостями и капризами маленьких пациентов.
Логопед — кто это и чем он занимается? Плюсы и минусы профессии
Когда нужно обратиться к дефектологу
На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.
Психолог-дефектолог детский консультирует по следующим вопросам.
Трудности с движениями. Возможно два варианта — гиперактивность и гипоактивность. В первом случае ребенок постоянно в движении, машет руками и ногами даже во время отдыха, трудно засыпает. При гипоактивности, наоборот, ребенок мало двигается, апатичный при подтвержденном физическом здоровье и хорошем самочувствии.
Неумение играть в игры. К трем годам ребенок должен научиться играть самостоятельно с игрушками и другими детьми. Если малыш психует, кричит во время игры, не может сконцентрироваться на одной деятельности на 10 и более минут, то нужна помощь специалиста.
Агрессивное поведение. Если ребенок старше 3 лет ведет себя агрессивно, отказываясь от игр и учебы, то у него есть психологические проблемы.
Медленное умственное развитие. При оценке интеллектуального развития нужно опираться на усредненные рамки, позволяя своему ребенку развиваться чуть медленнее. Помощь специалиста требуется при серьезных отклонениях от рекомендованной нормы. Например, если в 5 лет ребенок не знает названий цветов, животных, трудно запоминает имена близких.
Медленное речевое развитие. Обратиться к дефектологу стоит при отказе ребенка отвечать на заданные вопросы, низком словарном запасе.
Родителям оценивать развитие собственных детей трудно, поэтому рекомендовано регулярное обследование у невролога и психолога для своевременной коррекции.
Согласно общепринятым стандартам логопед, дефектолог-психолог требуется в следующих случаях:
- в 7 месяцев малыш не реагирует на обращенную к нему речь, не берет игрушки;
- в год не «лепечет»;
- в 2,5 года не знает простых слов, не может составить предложения из 2-3 слов;
- в 3 года течет слюна, есть проблемы с артикуляцией;
- в 5 лет не составляет предложения;
- заикается;
- отстает в умственном развитии, отсутствует желание обучаться;
- имеет заболевания психики, нервной системы;
- имеет болезни слуха или зрения.
Многие проблемы решаются только у невролога. Но даже при подтвержденных неврологических проблемах не помешает консультация дефектолога.
Диагностика и лечение
Работа специалиста начинается с консультации.
От родителей требуется рассказать, как проходила беременность, были ли осложнения во время родов. Важно знать заболевания ребенка, особенно по части неврологии. Также родители описывают поведение малыша дома, в саду, в гостях, на улице. Рассказывают об особенностях поведения, имеющихся отклонениях.
На втором этапе специалист приступает к диагностике пациента.
Оцениваются интеллектуальные способности, речь, способность к восприятию новой информации. Психолог смотрит, как ребенок реагирует на раздражители, как справляется с эмоциями. Общение происходит с родителями и без них, что позволяет увидеть или исключить одну из причин задержки развития — страх.
Затем составляется индивидуальная программа коррекции.
Она включает работу с дефектологом и обучение в домашних условиях. По необходимости, ребенка направляют на дополнительное обследование и консультацию с врачами.
Психолог-дефектолог не имеет медицинского образования, поэтому не может назначать медикаменты и физиотерапевтическое лечение. Специалист занимается компенсированием недостатков. Занятия проводятся в игровой форме в непринужденной обстановке, чтобы заинтересовать ребенка.
Есть несколько педагогических методик, позволяющих развивать способности детей. К ним относится песочная терапия, томатис-терапия, упражнения с карточками, пазлами, конструкторами.
Какие нарушения подлежат коррекции?
- СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Проблема психологического характера, проявляющаяся раздражительностью, агрессией, плохой концентрацией внимания и памятью. Ребенок отказывается от учебы и общения со сверстниками, не умеет просить, разговаривает криком.
- УО (умственная отсталость). Может быть врожденной или приобретенной. В большинстве случаев носит психологический характер, поэтому подлежит коррекции. Диагностируется по нестандартному поведению, замедленному развитию, плохой памяти.
- РДА (ранний детский аутизм). Врожденное заболевание, связанное с неправильным развитием головного мозга. Проявляется отсутствием интереса к играм, склонностью к повторяющимся действиям.
- ДЦП (детский церебральный паралич). Сложное заболевание с физическими и умственными отклонениями. Требуется поддерживающая терапия, направленная на обучение основным навыкам — читайте подробнее в статье.
- ЗРР (задержка речевого развития). Заболевание, характеризующееся плохим словарным запасом, неправильным произношением звуков.
Если ваш ребенок нуждается в помощи дефектолога, то на нашем сайте вы можете самостоятельно найти специалиста. В анкете кандидата указано образование, опыт работы, методы лечения, стоимость.
Источник: 7hands.com
Как стать логопедом-дефектологом, что надо окончить?
Логопед-дефектолог – это тот специалист, который помогает наладить речевые навыки у пациентов, страдающих тяжелыми нарушениями в развитии или имеющими особенности здоровья.
Проблемы с речью – это настоящий бич современных детей, поэтому профессия логопеда-дефектолога останется востребованной еще долгое время. В статье расскажем об особенностях логопедической и дефектологической работы и о том, как стать хорошим специалистом в этой области.
Логопед-дефектолог – кто это?
Зачастую нарушения речи возникают не сами по себе, а из-за патологий или заболеваний. Задача дефектолога – выяснить эти причины и оказать пациенту дефектологическую и логопедическую помощь, скорректировав речевые навыки.
Специалист тесно взаимодействует с психологами, психотерапевтами, учителями, неврологами и работает:
- в логопедии, корректируя речевые нарушения;
- в олигофренопедагогике, работая с детьми, имеющими задержку психологического развития или расстройства интеллекта;
- в тифлопедагогике, помогая начать правильно говорить слепым или слабовидящим малышам;
- в сурдопедагогике, обучая детей с нарушенным слухом.
Логопед-дефектолог занимается не только с малышами, но и с подростками и взрослыми людьми, которые потеряли речь или разговаривают невнятно из-за болезни или травмы.
С какими нарушениями обращаются к логопеду-дефектологу?
Поводом для консультации и лечения у специалиста выступают:
1) аутистическое расстройство, из-за которого малыш не идет на контакт с обществом и испытывает сложности в общении;
2) ДЦП, подразумевающий повреждения мозговых отделов, участвующих в речевых процессах;
3) проблемы со зрением и слухом;
4) ЗПР, которая затрагивает не только речевые навыки, но и восприятие, воображение, память, мышление;
5) недоразвитие психики и интеллекта, сопровождающееся нарушениями речи.
Понятно, что логопед-дефектолог не лечит первоначальные причины патологии, но может помочь сгладить речевые дефекты.
Где работает и что делает логопед-дефектолог
После обучения специалист устраивается на работу в обычную или коррекционную школу, детский сад, психолого-педагогический центр, развивающую или реабилитационную организацию, медицинское учреждение. С опытом он может заняться преподавательской деятельностью, наукой, вести частную практику, помогая детям и взрослым индивидуально или открыв свой логопедический кабинет.
В основные обязанности логопеда-дефектолога входит:
- диагностирование погрешностей и нарушений речи;
- направление пациента к узкопрофильным специалистам (в зависимости от основного заболевания, это могут быть невролог, офтальмолог, сурдолог, отоларинголог, специалист по генетике, психотерапевт);
- проведение занятий по развитию интеллекта и мелкой моторики рук, формированию лексикона, обучению письму и чтению;
- проведение коррекционных занятий (индивидуально или в группе) для налаживания произношения;
- работа над скоростью и темпом речи;
- развитие коммуникативных навыков;
- взаимодействие с родителями ребенка, обучение их проведению самостоятельных занятий в домашних условиях.
Чтобы эффективно выполнять эти действия, потребуются глубокие знания в области дефектологии.
Что должен знать и уметь логопед-дефектолог, чтобы начать работать?
Для того чтобы трудиться в этой должности и качественно помогать людям справиться с речевыми нарушениями, нужно владеть определенными знаниями и личными качествами:
1) быть ответственным и дисциплинированным человеком;
2) любить детей и уметь выстраивать с ними доверительные отношения;
3) уметь справляться со стрессом;
4) разбираться в нейрофизиологии, анатомии, психологии, педагогике;
5) понимать, что такое инклюзивное образование и каковы его принципы;
6) знать патологии органов речевого аппарата, зрения и слуха;
7) владеть методами анализа и диагностики в сфере логопедии;
8) понимать особенности заболеваний: дислалии, ринолалии, дизартрии, алалии, афазии;
9) уметь работать с заикающимися пациентами;
10) знать способы коррекционно-педагогической работы;
11) владеть методами логопедической реабилитации при работе с детьми и взрослыми;
12) практиковать логоритмику;
13) владеть техниками логомассажа.
Такой объемный багаж знаний предполагает серьезное обучение и постоянное повышение квалификации в будущем.
Где учиться на логопеда-дефектолога?
Логопед-дефектолог – это не врач, поэтому медицинское образование для такой работы не требуется. Специальность по данному профилю можно получить в вузе на психолого-педагогическом факультете.
Но существует и более быстрый путь к получению заветного диплом – освоить профессию в учреждении дополнительного образования. Этот способ подходит людям, образование которых никак не связано с педагогикой, логопедией, дефектологией, но по каким-то причинам им не подходит долговременное обучение в университете.
Наш институт предлагает всем желающим пройти дистанционный курс профессиональной переподготовки по профилю «Логопедия». Это отличная возможность всего за 9 месяцев получить качественные логопедические знания и научиться применять их на практике, а наш диплом установленного образца откроет пути для легкого трудоустройства логопедом-дефектологом в образовательные и коррекционные учреждения.
Источник: ncrdo.ru
Логопед-дефектолог – как освоить востребованную профессию всего за 6 месяцев
Дети дошкольного и школьного возраста все чаще испытывают проблемы с речью. Речевые дисфункции возникают из-за тяжелых нарушений в развитии или особенностей здоровья. Родители таких малышей часто задаются вопросом – кто поможет в этой непростой ситуации, к какому специалисту обратиться?
Сегодня мы поговорим об обязанностях логопеда-дефектолога, поймем, с какими проблемами нужно обращаться к специалисту и как быстро получить эту востребованную профессию.
Логопед-дефектолог – что это за специалист?
Дефектология – это научная отрасль педагогики, которая исследует обучение и адаптацию в обществе детей с особенностями развития, а также разрабатывает вспомогательные методы для эффективной коррекции имеющихся нарушений.
Часто проблемы с речью у детей вторичны, и возникают они на фоне основных диагнозов – патологий психического и физиологического характеров. В зависимости от первоначальных причин и выстраивает свою работу специалист-дефектолог.
Логопед-дефектолог может работать в разных сферах:
- в логопедической , корректируя нарушения речи;
- в тифлопедагогической , обучая слабовидящих или слепых малышей;
- в олигофренопедагогике , работая с детьми, страдающими нарушениями интеллекта;
- в сурдопедагогике , выстраивая маршруты к обучению и развитию слабослышащих и глухих детей.
Дефектолог работает не только с детьми, но и со взрослыми, пережившими серьезную болезнь или травму.
Чем отличается логопед-дефектолог от логопеда?
Оба специалиста выполняют действия по развитию речи: формируют правильное произношение слов, работают с автоматизацией звуков, активизируют и расширяют словарный запас. Но логопед взаимодействует только с детьми, которые не имеют проблем с интеллектом, а дефектолог – с детьми, страдающими отклонениями в психофизическом развитии. Логопед ставит перед собой задачу развить речевой аппарат и исправить речь, а дефектолог корректирует умственное развитие в целом. Возраст пациентов тоже отличается: логопед работает с детьми, начиная с трехлетнего возраста, а дефектолог может помогать малышам уже от 1 года.
Из этого следует, что логопед-дефектолог плотно взаимодействует с педагогами, психологами, воспитателями и врачами неврологических специальностей.
Когда надо обращаться к логопеду-дефектологу?
К логопеду-дефектологу необходимо обратиться, если у крохи:
- выявлены нарушения речи на фоне проблем со зрением или слухом;
- диагностирована задержка психического развития (нарушено внимание, память, мышление), вызванная, например, внутриутробной инфекцией, недоношенностью и другими патологиями во время беременности;
- минимальная мозговая дисфункция;
- наличие умственной отсталости, синдрома Дауна или других отклонений, вызывающих нарушения речи, моторики и интеллекта;
- расстройство аутистического спектра;
- диагностирован ДЦП, нарушены структуры мозга и/или двигательные функции.
В некоторых случаях и детям с сохранным интеллектом рекомендуется проконсультироваться у логопеда-дефектолога. Необходимость такой консультации решает врач-терапевт или невролог.
Нужно понимать, что дефектология не лечит основные расстройства у детей, а лишь помогает компенсировать и скорректировать дефекты, которые проявляются на фоне имеющегося недуга (первопричины).
Трудности в работе специалиста
Родителям детей с особенностями развития зачастую бывает трудно принять тот факт, что их ребенок необычный, не такой, как другие дети. Задача дефектолога – успокоить взрослых, объяснив им необходимость квалифицированной помощи таким малышам. Чем раньше начать работать со сложными детками, тем больше вероятность положительной динамики и скорейшей социализации.
Трудности в работе логопеда-дефектолога могут также возникнуть:
- из-за диагностированных тяжелых форм нарушений у ребенка;
- из-за нежелания со стороны маленького пациента идти на контакт с незнакомыми взрослыми (например, при РАС);
- при ограниченных физических возможностях (к примеру, нарушения моторной системы могут спровоцировать осложнения на мышцы речевого аппарата).
Где востребован логопед-дефектолог и каковы его обязанности?
Специалист-дефектолог с легкостью найдет работу в школе (в том числе, коррекционной), в дошкольном образовательном учреждении (в специализированных и обычных детских садах), в психолого-педагогическом и развивающем центре, в реабилитационных и медицинских учреждениях. Отдельным направлением деятельности будет являться преподавание в высших учебных заведениях, а также научные изыскания.
Обязанности логопеда-дефектолога прописываются в должностной инструкции. Основной его деятельностью будет:
- проведение диагностики речевых функций у детей с особенностями развития (ведение индивидуальных логопедических карт);
- направление малыша при необходимости на консультацию к психотерапевту, неврологу, офтальмологу, генетику и к другим специалистам узкого профиля;
- коррекция и профилактика произношения звуков;
- формирование верной скорости и темпа речи;
- работа по приобретению и коррекции навыков чтения и письма;
- проведение специальных групповых и индивидуальных занятий для пациентов с нарушенной речью;
- деятельность по вовлечению родителей в коррекционную работу.
Чтобы качественно провести диагностирование пациента, логопед-дефектолог использует разнообразные вербальные и невербальные методы, направленные на анализ показателей коммуникативных функций у малышей, уровень их познавательной активности и имеющихся способностей. Далее специалист подбирает техники коррекции и разрабатывает план своей дальнейшей работы по улучшению речевых навыков, развития, обучения и социальной адаптации ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
Как быстро получить профессию логопеда-дефектолога?
Специальность дефектолога можно получить на одноименном факультете педагогического или психологического вуза, поступив на кафедру «Логопедия и дефектология» или «Коррекционная педагогика и психология».
Но есть и более стремительный маршрут к получению желаемого диплома логопеда-дефектолога. Это специальные дистанционные курсы дополнительного образования, которые позволят всего за полгода освоить новую профессию и получить исчерпывающие знания в области дефектологии, чтобы помогать детям с особенностями развития и здоровья справиться с нарушениями речевых функций и полноценно участвовать в жизни общества. После сдачи итоговой аттестации выдается диплом установленного образца, а это означает, что можно сразу же начать поиски работы.
Как понять, что профессия вам подходит?
Чтобы работать логопедом-дефектологом, необходимо обладать не только определенными знаниями и навыками, но и личностными качествами.
Вы должны быть любознательным человеком, интересоваться научными новшествами, уметь структурировать информацию, выявлять причинно-следственные связи, стремиться к совершенствованию, иметь высокие коммуникативные способности и такие черты характера, как ответственность, терпеливость, стрессоустойчивость, любовь к детям.
Если все это о вас – смело приходите в нашу академию за новой профессией и новой жизнью!
Социальный психолог. Идеальная профессия для тех, кто любит помогать
Подробная информация о том, чем занимается психолог социальной сферы, кому помогает и какие качества необходимы психологу. Описание плюсов и минусов профессии социального психолога, а также уровня заработка и где на него учиться.
Спортивный диетолог-нутрициолог – освой профессию всего за 4 месяца
Подробная информация о том, кто такой спортивный диетолог-нутрициолог и чем он занимается. Описание того, что должен знать фитнес-диетолог, какова его карьера и заработная плата.
Онлайн-курсы рукопашного боя. Эффективно ли обучаться спортивной профессии онлайн?
Подробная информация о том, кто может стать тренером по рукопашному бою и как это возможно с помощью онлайн обучения. Описание качеств, необходимых тренеру по рукопашному бою и как выбрать хорошую онлайн-школу.
Источник: nadpo.ru