Большинство внутрироссийских поездов имеют принадлежность формирования ОАО «ФПК», и как раз на них распространяется действие системы динамического ценообразования. Основной принцип системы заключается в том, что стоимость билета от начала продаж и до отправления поезда не постоянна. Это значит, что в течение всего периода продаж, цена билета может, как увеличиваться, так и уменьшаться. Зависит это от соотношения показателей наполняемости пассажирами конкретного поезда и количества дней до его отправления.
На практике: билеты редко когда дешевеют, а минимальная стоимость билета бывает только на старте продаж. Начиная с 2017г., продажа на поезда дальнего следования для маршрутам по России открывается за 60 суток до отправления поезда.
Поэтому, чем выше покупательский спрос, тем выше будет стоимость билета. В расписании те поезда, которые входят в программу динамического ценообразования, отмечены специальным значком .
Динамическое ценообразование для застройщиков
Где не действует динамическое ценообразование?
Динамическое ценообразование не действует в плацкартных и общих вагонах. Цены в этих вагонах фиксированные и регулируются государством. Также программа не распространяется на составы коммерческих перевозчиков и на иностранные поезда, принадлежащие другому перевозчику. По распоряжению правительства, на те маршруты где нет альтернативного вида транспорта, и поезд является основным средством уехать в другие города, действие программы не распространяется.
Другие часто задаваемые вопросы:
- Сколько стоит билет на поезд и из чего складывается его стоимость?
- Почему нельзя купить электронный билет на поезд до Калининграда?
- Как оплатить жд билеты online?
- Наличие ЖД Билетов
- Сколько и каких ошибок можно допустить при оформлении железнодорожного билета?
- В чем отличие мужских и женских купе?
- Почему стоимость мест в одном и том же вагоне может различаться?
- Можно ли купить жд билеты в Европу из России?
Источник: www.flydex.ru
Динамическое ценообразование РЖД — что это такое? Преимущества новой программы
Опытные путешественники знают, как быстрее добраться в пункт назначения и сэкономить на проживании или билетах на поезд. Но как быть путешественнику без стажа? РЖД запустила новую систему цен, которая поможет сделать любую поездку на поезде дешевле. Главное — в ней разобраться.
Идея программы
На сегодняшний день существует новая программа — динамическое ценообразование РЖД. Что это такое? В первую очередь это возможность для любого путешественника отлично сэкономить при помощи дифференцированной системы повышения цены на железнодорожные билеты, обусловленной временем покупки, сезоном, спросом и пунктом назначения.
Про динамическое ценообразование на билеты РЖД
Это означает, что самая низкая цена на железнодорожный билет возможна при его покупке в начале продажи (за 45 или 60 суток до поездки, в зависимости от направления поезда). Продажа начинается в указанные сроки с 8 утра по московскому времени.
Принцип действия программы
Чтобы разобраться подробнее, что значит динамическое ценообразование в РЖД, необходимо понять, как работает система и из чего в итоге складывается стоимость проезда.
В самом простом виде получается, что чем выше спрос и больше заполнены вагоны, тем дороже становится проезд в поезде. При этом каждое направление имеет свой тариф и линейку, по которой варьируется цена. Стоимость проезда по необходимому направлению, помимо спроса, также изменяется в зависимости от сезона, дня недели и класса вагона.
Минимальная цена за проезд выставляется в день открытия продажи. Сроки открытия составляют 45 или 60 суток, в зависимости от выбранного направления поездки. С приближением даты отправления цена возрастает. Мы попытаемся более подробно понять динамическое ценообразование РЖД. Что это такое и как работает?
Любому путешественнику поможет знание направлений и доступных классов вагонов.
Доступные направления
Федеральная пассажирская компания поэтапно вводит новые тарифы для расчёта стоимости проезда на поезде. На сегодняшний день система динамического ценообразования РЖД распространяется на следующие направления в обе стороны:
- из Москвы до Анапы, Пензы, Йошкар-Олы, Казани, Санкт-Петербурга, Волгограда, Ижевска, Архангельска, Астрахани, Брянска, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, Новороссийска, Костромы, Белгорода, Липецка, Ростова, Самары, Курска, Воронежа, Кирова, Екатеринбурга, Кисловодска, Мурманска, Череповца и других городов;
- из Адлера до Кисловодска или Ростова на Дону;
- из Кисловодска до Ростова на Дону;
- из Владивостока до Хабаровска;
- из Санкт-Петербурга до Адлера, Белгорода, Владикавказа и другие маршруты следования.
Уже к 14 января 2017 года федеральная пассажирская компания обещает добавить новые направления к уже имеющимся и охватить почти все поезда Российской железной дороги.
Сегодня можно узнать полный список направлений, которые использует программа «динамическое ценообразование РЖД». Что это за схема и как она работает можно уточнить по телефону горячей линии Российской железной дороги или на официальном сайте компании.
На какие билеты распространяется система?
Сегодня ценообразование услуг РЖД (динамическое) применяется в вагонах класса люкс, спальных вагонах, купейных и по отношению к сидячим местам по некоторым направлениям. При этом чем ниже категория вагона поезда, тем дешевле будет цена за проезд вне зависимости от сроков его покупки или выбранных дат поездки. Важно отметить, что на плацкартные места и проходные поезда программа не распространяется, поскольку цены на билеты в них регулируются на государственном уровне.
Теперь каждому пассажиру ФПК намного проще понять, что означает динамическое ценообразование в РЖД и как оно работает.
Сезонный коэффициент
Когда хотя бы в общих чертах становится понятно, как работает динамическое ценообразование РЖД, остается открытым вопрос о стоимости проезда. В соответствии с сезонами, когда пассажиропотоки возрастают (например, перед новогодними праздниками или летом, в сезон отпусков), РЖД увеличивает стоимость билетов согласно коэффициентам.
Имеется основная (базовая) стоимость проезда, принимаемая за единицу. Далее цена изменяется. Например, по данным за 2016 год видно, что 31 декабря коэффициент равен 1, с 1 по 10 января он составляет 1,10 (что означает +10% к базовой стоимости проезда). Самый маленький коэффициент 2016 года равнялся 0,9 (-10% от базовой стоимости направления), самый большой составлял 1,15 (+15% к стоимости проезда).
Преимущества системы
Итак, продолжаем рассматривать динамическое ценообразование РЖД. Что это такое? Преимущества программы становятся очевидными. В первую очередь это упрощенная схема возврата билетов. Если проездной документ на поезд необходимо сдать, то возвращается та стоимость, по которой он был приобретён (в том случае, если сроки сдачи не предполагают штрафных санкций).
Теперь цена более гибкая и зависит не только от сезона, но и от срока покупки билета. И если приобрести проездной документ заранее, то разница в цене между купе и плацкартом будет совсем незначительной. Среди преимуществ новой программы можно также выделить возможность выбора тарифа с учетом сроков поездки, предполагаемых финансовых затрат и планов.
Ограничения программы
При всех преимуществах программа имеет и свои недостатки. Так, например, динамическое ценообразование не распространяется:
- на стоимость билетов плацкартных вагонов;
- на коммерческие поезда и Сапсаны;
- на проходящие поезда.
Система не суммируется с различными специальными тарифами от РЖД, скидками и акциями на проезд. Например, не совмещается динамическое ценообразование с акциями для пенсионеров или скидками на стоимость билетов для пассажиров, которые будут в пути с 31 декабря по 1 января.
Программа только начинает внедряться, и пока достаточно сложно объективно оценить ее полезность и эффективность. Система работает еще далеко не на всех направлениях, но в планах РЖД как можно быстрее охватить максимальное количество поездов. Уточнить информацию по интересующему путешественника маршруту всегда можно на официальном сайте или по горячей линии.
Как сэкономить на программе динамического ценообразования
Мы подробно рассмотрели динамическое ценообразование РЖД. Что это такое, мы также выяснили. Но у любого пассажира возникает следующий логичный вопрос: как выгоднее взять билет? Вот несколько простых советов:
- Приобрести заранее. Поскольку продавать билеты начинают более чем за месяц, у любого путешественника появилась возможность приобрести недорогую поездку с правом выбора места одним из первых (если покупка билета происходит через интернет).
- Выбрать подходящий класс вагона. Частая ситуация, когда вагоны повышенной комфортности в начале продажи билетов незначительно разнятся по стоимости.
- Выбрать дату поездки. Хорошо, если она плавающая, и есть возможность подобрать не очень удобный для большинства путешественников вариант, на который билеты продаются хуже (например, когда отправление поезда происходит ночью в будний день)
- Использовать разные схемы проезда до пункта назначения. Иногда можно очень дешево добраться на двух поездах с пересадкой или же сделать пересадку на автобус.
Коротко о динамическом ценообразовании
Как видим, достаточно легко разобраться в том, как работает динамическое ценообразование РЖД. Что это такое, теперь понятно каждому. В результате этого можно существенно сэкономить и хорошо спланировать поездку. Основные принципы работы заключаются в том, что чем раньше куплен билет, тем он будет дешевле, чем выше категория вагона, тем билет дороже, и чем меньше спрос на направление, тем стоимость проезда будет ниже.
Система еще находится на этапе внедрения и охватывает далеко не все маршруты следования поездов российских железных дорог. Первые 46 поездов дальнего следования, работающие по данной программе, были запущены по 4 маршрутам: из Москвы в Петербург, Нижний Новгород, Воронеж и Смоленск. После к программе присоединились еще 74 поезда дальнего следования, и направления уже расширились до десяти. В дальнейшие планы федеральной пассажирской компании входит увеличение количества маршрутов, которые будет охватывать система.
Динамическое ценообразование — это программа, при которой стоимость проезда возрастает с приближением даты отправления. Похожая система уже давно работает в сфере авиаперелетов.
Система работает только с вагонами классов люкс, спальными, купейными и сидячими местами на некоторых маршрутах следования. Цена проезда плавающая и дифференцируется в зависимости от спроса, сезона, дня недели и количества проданных мест. Минимальная стоимость возможна при покупке билета за 45 суток до отправления поезда. В самом начале продажи любой путешественник может приобрести билет в спальный вагон практически по цене проезда в вагоне классом ниже.
Цена, конечно, не вырастет до бесконечности, даже если купить билет в день отправления. Но она будет отличаться от минимальной примерно на 25-40%. Если к покупке будут доступны более дешевые варианты билетов на те же направления (например, у авиаперевозчиков), стоимость проезда на поезде сильно не увеличится. Система очень удобна для всех, кто думает о поездке заранее, стремится все спланировать и просчитать расходы на путешествие еще на этапе покупки билетов. Теперь даже путешественнику-новичку легко просчитать расходы на проезд и сэкономить собственные финансовые средства.
Источник: fb.ru
Почему вы платите разные деньги за одну и ту же услугу: все о динамическом ценообразовании
Анастасия Бертель Редакция «Текстерры»
В 1861 году Джон Уонамейкер, владелец универмага в квейкерском райончике Филадельфии, совершил немыслимую по тем временам вещь. Он поставил ценники на свои товары. И подал к ним вызывающую речевку: «Если все равны перед богом, то перед ценой – тоже равны».
До того момента никаких ценников в магазинах не существовало. Продавцы торговались с каждым клиентом по отдельности, будто на базаре, попутно прикидывая, сколько с него можно поиметь.
После этого 150 лет модель фиксированной цены Уонамейкера просуществовала как норма. И вот теперь новейшие технологии в IT и электронной коммерции понемногу ее нейтрализуют. Вам и вашему соседу снова могут продать утюг или смеситель одинаковой модели по неравным ценам в одном и том же магазине, как в лютые дни до 1861 года. Только теперь это все в интернете – без необходимости договариваться за прилавком.
Такое колебание цен нередко называют «динамическим ценообразованием» («динамик прайс», dynamic pricing), и это не совсем верно. Разберемся в сути понятия и обозначим отличие от «дискриминации цены», с которым его нередко путают.
Что такое динамическое ценообразование и как оно работает
Само понятие «динамический» все чаще появляется в сфере digital: динамический контент в рассылках, динамические объявления в «Яндекс.Директ» и так далее. В электронной коммерции использование динамической цены закрепляется все прочнее.
Динамическое ценообразование – это инструмент для математического подбора цены на определенный товар или услугу в конкретный момент времени. Это работает как реакция на колебания спроса.
Посмотрите на сообщение ниже о подорожании курсов. На первый взгляд кажется, что нас предупреждают о dynamic pricing – изменении тарифа в ответ на нарастание спроса. Но из текста не очевидно, с чем связан рост:
Вырастет ли спрос на курс к моменту его старта, как в случае с авиабилетами на Рождество (когда клиентов становится больше к дате вылета и место на борту законно дорожает)?
Авиакомпании первыми внедрили ценовую динамику, чтобы управлять доходами в моменты ажиотажа. Вслед за ними тенденцию переняли крупные ритейлеры и такси. Я работаю в одной из частных компаний такси и использую динамические и дискриминирующие цены. Предлагаю разобрать смысл понятий на примере пассажирских перевозок.
Динамическая цена меняется вместе с некой переменной или правилом «если …, то цена. » Теоретически в основу повышающего коэффициента можно положить что угодно, хоть температуру на улице. Но если это не связано с динамикой спроса, то стратегия больше похожа на шутку.
Компания Coca-Cola однажды установила автоматы, в которых цена на баночку росла вместе с температурой воздуха. Заметьте, здесь присутствовал фактор спроса: чем жарче на улице, тем больше покупают питье.
По-хорошему, динамик прайс – это автоматизированное управление ценой в зависимости от спроса. Чем больше людей одновременно претендует на ваш товар и услугу, тем выше может быть цена.
В такси приходят устраиваться молодые водители и иногда спрашивают глупости: «А кто у вас подкручивает цены, когда дождь?». Ну конечно, я 🙂 Только дождь на самом деле ни при чем. Пиковая нагрузка может образоваться в определенном районе города: например, возле ледового дворца, если там только что прошел громкий матч или выступил условный Тима Белорусских. Любая ситуация, влекущая шквал одновременных заказов, – будь то дождь, обрыв троллейбусных линий, ДТП на центральном мосту или армагеддон – толкает коэффициент динамик прайса к росту.
Алгоритм можно накрутить по-своему: не обязательно плясать от переменной, можно от загруженности системы, например. У нас сейчас настроено так:
- Одновременно два заказа повисают в системе (то есть за 40 секунд не назначались ближайшему водителю в радиусе 3.5 км).
- Клиент видит вот такое предупреждение:
Повышающий коэффициент включается набором простых условий, при выполнении которых задается то или другое значение модификатора стоимости. Например, если сработало условие «висит 2 заказа», модификатор становится «цена * 1.1». Если висят три заказа, коэффициент уже 1.2, на пяти заказах он растет до 1.3 и так далее.
Конкретно в такси с динамик прайсом есть проблемы. Первая в том, что услуга – это все-таки не какая-то кофеварка, которая покорно лежит на условном складе Amazon, пока алгоритм подбирает ей цену. Водители – те еще жуки и хулиганы. Когда прощупали, как работает коэффициент, по рации стали договариваться и на раз-два-три игнорить заказы.
Чтобы они повисли как непринятые и динамик прайс начал крутиться. А потом хватали подорожавшие – в такой игре везло самым быстрым.
Вторая неприятность – с клиентами. Человек, который вызывает машину не в приложении, а через диспетчера, не видит никаких уведомлений о том, что спрос и цена сейчас повышены. Едет и думает, что заплатит как обычно. А после поездки оставляет жалобу за обсчет. Если дать диспетчеру скрипт, чтобы на каждый входящий отвечали про повышенный тариф, то теряются звонки в час пик.
Пока объясняют одному клиенту, что почем, то теряют других. Наши люди любят поспорить, огрызнуться, а уж переспросить все по три раза – так это родное. Как есть.
Как выглядит ценовая дискриминация
Иногда вижу, что авторы статей про маркетинг путают динамик прайс с ценовой дискриминацией:
Не совсем верно, здесь говорится про дискриминацию. Хотя, по сути, это родственные понятия, как мать и дочь (динамическая цена – это самая щадящая разновидность ценовой дискриминации).
Смысл дискриминации в том, чтобы предлагать разным клиентам разные цены на один и тот же продукт в один и тот же момент. Если, скажем, ритейл имеет доступ к большим объемам данных о покупках отдельного клиента, системе нетрудно определять, кто в состоянии заплатить максимум за продукт.
Дискриминацию легко показать на примере. Представьте, что продавец занавесок замечает у вас на руке дорогую побрякушку и, пока вы ходите по залу, соображает накинуть к ценнику еще пару баксов.
Термин «ценовая дискриминация» в экономической теории принадлежит Дж. Робинсон. Так она обозначила сегментацию рынка по цене у разных категорий потребителей и маневрирование ценами для разных групп на одном географическом рынке (или на разных).
Расскажу, как мы используем эту модель в такси. Называем ее оптимизацией. Здесь не будет оправданий вроде такого:
И динамик прайс, и дискриминация цены приносят бизнесу выгоду и придуманы в первую очередь ради этого.
В отличие от ритейла, в такси нет возможности вынюхать покупательские привычки и денежные возможности клиента. Но всегда известен адрес. Мы используем ценовой таргетинг по геозонам – завышаем цену для коттеджных секторов. В основном они находятся на окраине. На карте отмечены розовым:
Это скрин из рабочей переписки. Мы долго обсуждали, делать ли оптимизацию по гео или нет. Компания существовала 20 лет без всякой оптимизации, но из-за демпинга ценник на такси по городу упал до абсурда. Маршрутка стоит 1,2 руб., а такси – 3 руб. до 4 км. (Цены в белорусских рублях. Для понятности: 3 руб. – это 1.5 доллара.
) Пользуясь случаем, клиенты из розовых зон делали буквально следующее: вызовут такси (машина порой доезжает к ним по 6-8 км.), а сами едут в ближайший магазин около дома, каких-нибудь 1-2 км. Получалось, что за 8-10 км общего пробега по одному заказу выручка с такого клиента всего 1,5 $. Когда водители и перевозчики стали массово об этом доносить, вопрос встал ребром.
Понимая, что в этих коттеджах живут небедные люди, мы оптимизировали им ценник до 4 руб. со старта, а дальше по 70 коп. за км. Грубо говоря, включили расслоение потребителей по материальному и географическому положению.
Если это кажется вам надменным, я расскажу об обратной стороне. Нередко такие клиенты вызывают по 2-3 разных компании и смотрят, какая приедет быстрее. Устраивают забеги, как для хомячков. Более высокий ценник кое-как страхует от неадекватных клиентов.
Некоторые «розовые» районы еще строятся, и к адресу трудно подобраться. Этот факт тоже был заложен в цену. Недавно женщина оставила жалобу за то, что водитель высадил ее дочку, не доехав 10 метров до калитки. У дома была стройка и разрытая дорога, все это после дождей. А у водителя – белая машина. Он попросил девочку обойти грязищу по краю и уехал.
Когда я отвечала на эту жалобу, женщина спорила и, дословно, кричала: «Если я вызвала такси, он должен ко мне хоть по г***у ехать!». Возможно, и так, но точно не за 3 руб.
Еще один вариант манипулировать ценой – ради корпоративных клиентов. За стандартную цену видные заказчики (например, банки и муниципальные компании) получают более комфортабельную машину, чем рядовые пользователи за эти же деньги. Такая дискриминация оправдана для бизнеса: у контрагентов по несколько поездок в день и средний чек выше стандартного на 30 %, потому что больший километраж поездок.
P. S.
На примере сервиса такси я постаралась кратко разложить, в чем отличие между динамической ценой и ценовой дискриминацией. Разница этих близких понятий не всегда очевидна и кроется в том, что:
- Динамик прайс – это способ зарабатывать на ажиотаже. Модификатор цены работает автоматически и привязан к жесткой формуле. В основе повышающего коэффициента – спрос на услугу или товар в текущем моменте.
- Идея дискриминации состоит в том, что цена таргетируется по характеристикам клиента: например, социальным или географическим.
В такси это настраивается вручную и имеет субъективную природу. Когда мы расставляли розовые геозоны, несколько районов мне удалось отвоевать и оставить на обычной цене. Дискриминация работает не математически, потому бывают погрешности. Очень обидно, когда из-за ошибки в гео-оптимизации звонит пенсионер и кричит: «За что с меня столько денег?
С каких это пор Коробчицы стали пригородом? Вы что там, совсем подурели?!».
Кстати, TexTerra занимается мобильной разработкой под Android и iOS. В портфолио есть приложение для заказа такси с геолокацией, картами, рейтингами и прочим необходимым функционалом.
Источник: texterra.ru