Пропуск букв при письме как называется

Под дисграфией (графо — пишу, дис — расстройство) понимается специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо. Аграфия — полная неспособность овладеть письмом или полная утрата этого навыка.

Дисграфия и аграфия могут наблюдаться как у детей, так и у взрослых. В последнем случае сформированный навык письма частично нарушается или полностью утрачивается в связи с органическим поражением определённых отделов коры головного мозга (травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения и пр.). У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери.

Симптомы, по которым можно распознать дисграфию, заключаются в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. Например, ребёнок пишет ЗУК вместо ЖУК, ЯШИК вместо ЯЩИК, БОМ вместо ДОМ и т. п. Не напрасно родители и педагоги общеобразовательных школ называют эти ошибки «странными» — лишь для специалиста ясна их своеобразная логичность и неизбежность. Вот наиболее часто встречающиеся из таких ошибок:

Что делать, если ребенок пропускает буквы при письме? Система упражнений для устранения проблемы

  • замены букв (СЛЯПА вместо ШЛЯПА, КУСЬ вместо ГУСЬ);
  • пропуски букв (ЗОТИК вместо ЗОНТИК, СТЛ вместо СТОЛ);
  • вставка лишних букв (ЛАНМПА вместо ЛАМПА, МАРТКА вместо МАРКА);
  • перестановка букв (КОНРИ вместо КОРНИ, ВСЕТ вместо СВЕТ);
  • недописывание слов (КРАСН вместо КРАСНЫЙ, ДОРОГ вместо ДОРОГА);
  • слияние нескольких слов в одно (ДЕТИИГРАЛИ вместо ДЕТИ ИГРАЛИ);
  • разделение одного слова на части (У ТЮГ вместо УТЮГ, О КНО вместо ОКНО).
  1. Различение на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звонкие-глухие, мягкие-твёрдые, свистящие-шипящие, Р-Л-Й).
  2. Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия замен одних звуков другими, типа СЫСКА вместо ШИШКА, ЛОЖОК вместо РОЖОК и пр.).
  3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:
  1. а) Выделение звука на фоне слова (например: «Есть ли звук Р в слове РЫБА? А в словах ШАР, КАРТИНА, ЛУНА?»).
  2. б) Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Например: «На каком месте в слове МАШИНА находится звук Ш — в начале, в середине или в конце? А в словах ШУБА, ЁРШ?»
  3. в) Выделение ударного гласного звука из начала и конца слова, например: «Какой первый звук в слове АИСТ? Какой последний звук в слове ВЕСНА?»
  1. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений (умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве (круг, овал, квадрат, треугольник; большой — маленький, больше — меньше; вверху-внизу, справа-слева), что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв.
  1. Акустическая дисграфия, связанная с неразличением (или недостаточно устойчивым различением) некоторых акустически близких звуков на слух.
  2. Артикуляторно-акустическая дисграфия, связанная с неразличением ряда звуков не только на слух, но и в собственном произношении ребёнка (замены в устной речи одних речевых звуков другими).
  3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.
  4. Оптическая дисграфия, связанная с трудностью зрительного различения буквенных знаков.
  5. Аграмматическая дисграфия, связанная с несформированностью у ребёнка грамматических систем.
  • называние ребёнком слов со звуками Ш и Ж;
  • показ буквы Ш или Ж в ответ на произносимое взрослым слово с соответствующим звуком;
  • называние ребёнком пропущенной в слове буквы Ш или Ж (КО. КА, КО. А, ЛО. ЕЧКА, ДУ. ПО. АР); в дальнейшем подобные упражнения проводятся и в письменной форме.
  • раскладывание под буквами Ш и Ж картинок, в названиях которых содержатся соответствующие звуки (типа ШАПКА, ШАРФ, ЖИЛЕТ, ЖАКЕТ, ШУБА, ЛАНДЫШ, ПОЖАР);
  • запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искажённого) «слова» (ЦВТЫСТЯТ-СТЛЕ вместо ЦВЕТЫ СТОЯТ НА СТОЛЕ);
  • пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении (ТОЛ вместо СТОЛ, ТРЕЛА вместо СТРЕЛА);
  • пропуски гласных букв (ТРКТОР вместо ТРАКТОР, КАРТНА вместо КАРТИНА);
  • вставка лишних букв (СТЛОЛ вместо СТОЛ, СЛО-ИНС вместо СЛОН);
  • перестановка букв (ТУРБА вместо ТРУБА, ЛАП-МА вместо ЛАМПА).
  1. В пропусках букв (ЖЫУТ вместо ЖИВУТ; СТРАНХ вместо СТРАНАХ; ДЕКО вместо ДАЛЕКО; БЕ-РЕК вместо БЕРЕГА; КНЕ вместо ОКНЕ (мы не воспроизводим здесь грамматические ошибки ребёнка, чтобы не усложнять процесс анализа).
  2. В слитном написании предлогов со значимыми словами (ВЖАРКИХ вместо В ЖАРКИХ; ОДБЕРЕК вместо ОТ БЕРЕГА; НАКНЕ вместо НА ОКНЕ).
  3. В слитном написании сразу нескольких, в том числе и значимых, слов (ДЕКООДБЕРЕК вместо ДАЛЕКО ОТ БЕРЕГА).
  • придумать предложение по заданной графической схеме;
  • составить графическую схему данного предложения (например: ДЕТИ ПОШЛИ В ЛЕС);
  • определить место данного слова в предложении (какое по счёту?) и пр.
  • подобрать несколько слов к заданной графической схеме;
  • составить графическую схему к каждому из данных слов (ДВОР, ТУЧА, ТРАКТОР, КАРТОФЕЛЬ и т. п.);
  • составить слова из слогов, данных вразбивку (ни-са, га-кни, ши-ма-на, та-ра-ке и пр.);
  • придумать несколько слов с первым (последним, средним) слогом РА (РАМА, РАДУГА, РАДОСТЬ) или любым другим слогом.
  • определить количество звуков в слове (сколько звуков в словах ШАР, СВЕТ, КРАН, КАРТА, СТРАУС и т. п.);
  • определить последовательность звуков в слове (какой звук первый в слове КОВШИК? А второй, третий, четвёртый. );
  • определить место звука в слове (какой звук находится перед Р в слове ВЕРБА? А какой после Р?);
  • придумать слово, состоящее из четырёх (трёх, пяти и т. д.) звуков;
  • составить слово из звуков, данных в беспорядке (М, Л, О — ЛОМ);
  • составить из данного слова новое путём добавления к нему одного звука (РОТ — КРОТ; ОСЫ — РОСЫ; ОЛЯ — КОЛЯ и т. д.);
  • составить из данного слова новые слова путём изменения в нём первого звука (ДОМ — РОМ — КОМ — ЛОМ — СОМ — ТОМ; КОТ — БОТ — ВОТ — ДОТ — МОТ — ПОТ — РОТ — ТОТ);
  • составить как можно больше слов из звуков данного слова (ТРАКТОР — РОТ — КОТ — ТОРТ — РАК — РОК — ТАК — РОТА — КТО — ТОК и т. д.).
  1. Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов ( и,  и,  и, и) или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов( и,  и,  и).
  2. Недописывание элементов букв (ёёё191 вместо).
  3. «Зеркальное» изображение букв (ёёё191 вместо , ёёё вместо, и т. п.).
  • складывание букв из составляющих их элементов;
  • «переделка» одной буквы в другую (например,  в или в;  в;  в и т.п.);
  • вылепливание смешиваемых букв из пластилина;
  • письмо смешиваемых букв в воздухе (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);
  • вырезывание букв из бумаги или картона;
  • обводка контуров букв;
  • узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевёрнутых», «положенных на бок» и пр.);
  • узнавание букв, наложенных друг на друга;
  • узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);
  • письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку (на заключительных этапах работы).
  • акустической (ЧВЕТЫ вместо ЦВЕТЫ, ЦЕРЕПАХ вместо ЧЕРЕПАХА);
  • на почве нарушения анализа и синтеза речевого потока (С ТОЯТ вместо СТОЯТ, ЦЕРЕПАХ вместо ЧЕРЕПАХА, С ТРАУСЫ вместо СТРАУСЫ, ПОЛОСТУЮ вместо ПОЛОСАТУЮ; в слове ЖОРКИХ (ЖАРКИХ) перенесена одна согласная буква, что свидетельствует о неумении ребёнка делить слова на слоги);
  • аграмматической (СТВОНОВ вместо СТРАНАХ, МЫ ВИДИЛ вместо МЫ ВИДЕЛИ);
  • оптической («странное» начертание буквы У в слове СТРАУСЫ и буквы Т в слове ЖИВУТ, что вообще характерно для письменных работ этой ученицы; замена буквы А на О в словах ЖАРКИХ (ЖОРКИХ) и СТРАНАХ (СТВОНОВ).
  • слуховая дифференциация звуков;
  • правильность произношения звуков (в особенности в плане наличия или отсутствия звуковых замен);
  • фонематический анализ и синтез слов;
  • знание букв, включая и их узнавание в усложнённых условиях (написанных пунктиром, заштрихованных, наложенных друг на друга, сходных по начертанию и т. п.);
  • словарный запас и грамматический строй речи.
  • Сколько слов в этом предложении (предлог считается за отдельное слово)? Ребёнку предлагается предложение их трёх-четырёх слов;
  • Сколько слогов в слове? Какой слог первый, второй, третий? (предлагаются одно-, двух- и трёхсложные слова);
  • Сколько звуков в слове? Какой звук первый, второй, третий? (Ребёнок должен назвать все звуки, составляющие слово, по-порядку, например: с-т-р-а-у-с).
Читайте также:  С какого возраста можно заниматься балетом

Источник: studfile.net

Ребенок пропускает буквы при письме! Структура слова при чтении. #учимсяписать #обучениешкольников

О дисграфии: что это такое, как отличить от обычных ошибок и что делать?

Все дети допускают ошибки при письме. Но некоторые нарушения письма относятся к разряду специфических и требуют логопедической помощи. Давайте разберемся по порядку.

ДИСГРАФИЯ– это стойкое нарушение письма, которое проявляется в большом количестве ошибок особого типа. Если ребенок регулярно посещает школу, не имеет нарушений зрения и слуха, но из работы в работу встречаются ошибки, не связанные с применением правил, мы можем предположить дисграфию.

В чем разница между дисграфическими и орфографическими ошибками? Орфографические ошибки указывают на трудности освоения правил правописания. Действительно, в русском языке написание и произношение часто расходятся: слышится КАРОВА, а пишется КОРОВА. Ребенку приходится заучивать разные по сложности правила. От ЖИ-ШИ до окончаний глаголов.

Путь в орфографию долог, практически весь школьный период мы учимся писать по правилам.

Но еще до орфографии ребенок должен овладеть графикой. Это тоже раздел русского языка, который осваивается самым первым, в процессе обучения грамоте. Графика – это способы обозначения звуков буквами. Слышишь звук – выбираешь соответствующую букву. При написании слова нужно передать все звуки по порядку, не пропустив, не переставив их местами.

Дисграфические ошибки указывают на трудности с графикой. Представьте себе, ребенок в 3 или 4 классе, а все еще пропускает буквы, меняет их местами, пишет Т вместо К. Какие уж тут правила? Проблемы с графикой, или дисграфия

Какие ошибки считаются дисграфическим?

  • пропуски и перестановки букв и слогов
  • зеркальное написание букв
  • повторы букв или слогов
  • необозначение мягкости согласных на письме (БОЛШОЙ)
  • смешения схожих на слух звуков (С-Ш, З-Ж, П-Б, Г-К, Р-Л, О-У и т.д.)
  • смешения схожих по написанию букв (рукописных букв Т-К, Д-Б, П-Р, Т-П, И-У и др.)
  • пропуски точек и заглавных букв в предложениях
  • слитное написание слов с предлогами
Читайте также:  Как найти парикмахера в салон красоты

В чем причина такого нарушения письма? Почему то, чему обычно дети учатся за год – полтора, представляет для части школьников такую трудность?

ДИСГРАФИЯ связана с несформированностью психологического базиса письма. Чтобы правильно написать букву нужно выделить звук, узнать его в слове. У ребенка могут быть нарушения фонематического восприятия, и он буквально не узнает звук. Ему кажется, что он слышит Ш, а не С. Вот и получилось В ШАПОГАХ.

Или проблема в восприятии пространства — и даже в 4-5 классе мы видим зеркальность.

Возможно, ребенок невнимательный, и тогда в письме будет целый набор ошибок, связанных с дефицитом регуляторных функций: пропуски букв, отсутствие точки и заглавной буквы. Моторные трудности могут вызывать смешения сходных букв. Причины могут быть разными, порой дефицитарны несколько операций письма. Разобраться в механизмах может только специалист.

Родители должны понимать, что в любом случае школьные трудности требуют вмешательства логопеда и психолога, а возможно и других специалистов. Не стоит списывать двойки на лень и отсутствие прилежания. Проблема обычно глубже. Но при своевременном вмешательстве, специально организованной помощи ребенок может преодолеть свою неуспешность и стать образованным и грамотным человеком.

Круглова Елена

Логопед ГБОУ «Школа №1540», учитель начальных классов, специалист по работе с детьми с трудностями в обучении, ОВЗ, РАС. Автор развивающих игр и пособий

  • На приёме у логопеда. Работаем над анализом предложения: как научиться писать слова раздельно
  • Ошибки в письме: дисграфия или дизорфография?
  • Дизорфография: технологии организации помощи

Теги

Интересное:

На вебинаре мы расскажем о психотравмирующих аспектах школьной ситуации для дислексика, про риски школьной дезадаптации и роль семейного микроклимата.

Вебинар о формировании первоначального навыка письма и его значимости для дальнейшего обучения младших школьников.

Превращаем чтение в игру — игры и упражнения для младших школьников.

Источник: dyslexiarf.com

Ребенок пропускает буквы в словах при письме: что делать

Учителя говорят: примерно у 27% учеников наблюдается дисграфия. Под этим термином понимают ошибки, допускаемые при письме, в том числе пропуск определенных букв. Взрослый человек пишет без труда, навыки письма у него автоматизированы. А ребенку порой трудно справиться с такой задачей.

Письмо – сложная, многоуровневая разновидность языковой деятельности. Когда мы пишем, задействуется несколько типов анализаторов: речевой, слуховой, зрительный, двигательный. Если у ребенка хорошо развита речь, он редко допускает грамматические ошибки.

Устранение дисграфии: работа над восприятием слов

Задача педагога – научить детей различать и группировать звуки. Ребенок должен знать, как обозначают звуки в общем речевом потоке. Тогда он сможет развить письменную речь. Для правильного написания слов надо прислушиваться к звукам. Дети должны уметь выделять их из речи.

Немаловажно научить узнавать последовательность звуков. Ребенок должен осознавать, что каждая буква имеет свой звук.

Следует развивать ассоциации. Учитель может попросить прорисовать буквы в воздухе. Чтобы написать предложение без ошибок, надо проговорить его по слогам, выстроить в собственных мыслях. В этом случае также важно запомнить порядок слов.

Слуховое различие звуков развито не у всех. Некоторые дети неправильно произносят слова, потому что их трудно научить анализировать звуки. Такие школьники и дошкольники не могут быстро овладеть письмом. Еще под термином «Дисграфия» понимают расстройство письменной речи, вызванное распространенными ошибками. Если родители обнаруживают признаки этого явления у детей, стоит обратиться к логопеду.

А можно попытаться решить проблему самостоятельно. Чтобы обучить дошкольника письму, надо проанализировать его проблему и принять меры. Самое распространенное проявление дисграфии – пропуск букв. Например, вместо слова «собака» ребенок пишет «сбака», вместо «кошка» — «кшка», вместо «ложка» — «лжка».

Почему ребенок пропускает буквы?

Есть много причин такого явления.

1. У некоторых детей не сформировано внимание, они часто отвлекаются. Гиперактивность – возможная причина проблемы. Дошкольники часто не контролируют свое поведение, они неспособны концентрироваться на чем-либо, периодически отвлекаются. Ребенок всегда должен быть собранным и ему следует развивать внимание.

2. Недостаточная развитость звукового анализатора, из-за которой дошкольник не может определить последовательность букв, посчитать количество слогов и звуков в предложениях. Он не может составить слово из букв или предложение из слов, не может определить количество звуков. Чтобы ребенок мог самостоятельно написать слово, вначале он должен представить его в уме (причем не только образ, но и буквы). К примеру слово «нога» состоит из 4 звуков. Чтобы школьнику было проще понять это, надо попросить его пропеть слово.

3. Плохое произношение звуков, неспособность различать их – еще одна причина дисграфии. Если дети не произносят звуки, соответственно они не могут обозначить их на листе бумаги. Это причина пропуска букв в словах. Неспособность различать слоги — следующая причина дисграфии. Некоторые слова кажутся детям непонятными.

Слова «экскурсовод», «баскетбол», «акваланг» имеют сложную грамматическую структуру, из-за чего школьник не может определить последовательность звуков. В результате возникают трудности с анализом слов, ребенок пропускает определенные буквы и даже слоги.

4. Дети часто пропускают буквы в словах, с которыми незнакомым. Слабые навыки языкового анализа проявляются пропуском гласных или согласных букв в конце. Решить проблему помогают специальные упражнения.

Как преодолеть дисграфию: несложные практические занятия

Упражнение 1. Школьнику нужно повторить каждое из представленных слов и объяснить их значение. Пример: чернослив, шляпа, мост, пират, сумерки (в идеале каждое слово сопровождается иллюстрацией). Упражнение поможет выработать визуальное восприятие. Для развития памяти надо менять число слов, их падеж. Игра слов поможет развить навыки письма.

Читайте также:  Почему мужчина не остается на ночь

Упражнение 2. Задача ученика – понять слова, которые взаимосвязаны, произнести их громко и внятно. Учитель убирает второе слово в каждой паре. Ориентируясь на первое, ребенок называет второе слово. Примеры: рыба – сом, цветок – роза, море – медуза.

Упражнение 3. Следует попробовать задание на улучшение фонематического восприятия. Учитель называет слово, выговаривает звуки, ученик повторяет слова по звукам, после чего показывает каждый звук на пальцах и проговаривает его, записывает каждый звук и обозначает цифрами, затем произносит слово целиком. Таким способом нужно разобрать много слов.

Упражнение 4. Учитель прохлопывает количество звуков, ребенок проделывает то же самое, подсчитывает звуки, затем называет слово целиком. Надо определить место звука в названном слове, обозначив его цифрой.

Упражнение 5. Учитель произносит слово, ребенок внимательно слушает гласные звуки. Школьник получает задание «поколдовать» над звуками. Например, «а» превратить в «о» или «е» в «и». После этого произнести слова, которые получились, изменения зафиксировать у себя в памяти. Благодаря такому упражнению ребенок запомнит звуки.

Упражнение 6.

Это, скорее, игра, она называется «Перебрасывание мяча». Педагог называет слово по буквам, на каждый звук бросает мяч школьнику, ребенок повторяет звуки и бросает мячик обратно. В завершении игры школьник подкидывает мяч и называет слово целиком. Его задача – обозначать звуки, сопоставлять слова, выделенные из звукового фона. Затем нужно по порядку произносить слова, после чего проговаривать номера звуков.

Упражнение 6.

Оно называется «Превращение слов». Взрослый называет слова, ребенок внимательно слушает. Задача школьника – хорошенько подумать и подобрать похожие. Например слово «пена» можно превратить в «пенал», «каску» в «краску», имя «Ася» в имя «Вася».

Упражнение 7.

Надо научить дошкольника определять количество звуков. Лучше начинать с простых слов и переходить к более сложным. Слово «кот» взрослый произносит по звукам, ребенок понимает, что в этом слове 3 буквы и 3 звука.

Упражнение 8.

Это игра «Посчитай буквы». Школьник называет каждую букву по номеру в слове. Взрослый диктует по 2 слова, например «сом» и «кот». Задача ребенка – назвать третью букву. Можно усложнить задачу и продиктовать по 2 слова из 4 букв, например «слон» и «крот».

С помощью упражнения, школьник научиться мысленно воспроизводить и правильно писать слова, также он запомнит их лексические значения.

Представленные упражнения также направлены на развитие концентрации внимания. Если школьник будет проделывать их регулярно, сможет научиться удерживать буквенную структуру слов у себя в мыслях.

Для полноценного овладения языком дети должны чувствовать образы слов. Следует знать, что некоторые слова однокоренные. Чаще всего ученики пропускают буквы, когда не знают, что обозначают данные слова.

Еще одна возможная причина – неразвитость концентрации внимания. Таким образом, школьник не может определить, что именно неправильно написано в слове. А, возможно, у ребенка настолько развито воображение, что когда он слышит слова, сразу рисует их образы у себя в мыслях. Тогда не возникает символического, буквенного обозначения предмета (понятия, явления).

Другие полезные упражнения

Упражнение 1

Помогут упражнения, позволяющие сформировать образ слов. Взрослый называет 2 слова, например «арбуз» и «кот». Оба пишутся в столбик, напротив каждой буквы обозначается характеристика предмета (животного). А – алый, Р – растущий в поле, Б – большой, У – укатишь его домой, З – зеленая кожица. Слово «кот»: К – красивый, О – очень добрый, Т – теплый.

Чтобы упражнения дали хорошие результаты, надо попросить ребенка отчетливо проговаривать слова. Благодаря простым заданиям, школьник выучит звуковую и грамматическую структуру слов, научиться правильно расставлять ударения, а также выделять окончания.

Упражнение 2

Следующая игра называется «Письмо». Взрослый диктует короткие предложения. Ребенку нужно выделить из слов гласные и согласные. В первом случае вместо гласных надо ставить черточки, во втором – вместо согласных. Благодаря такому упражнению школьник лучше поймет роль гласных и согласных звуков. Он станет более внимательным, избирательным в письменной речи.

Вначале надо разбирать простые предложения, затем переходить к более сложным.

Упражнение 3

Следующая игра называется «Робот». Школьник выступает в качестве такового. Взрослый является конструктором, он пишет слова не полностью, воспроизводит либо середину, либо начало, либо концовку, пропущенную часть обозначает чертами.

Конструктор будет как бы испытывать робота – диктовать ему слова. Задача ребенка – включить воображение, дописать слова до конца. Если у него это не получится, пусть допишет только 2 последние буквы. После такой игры школьнику будет проще писать слова, он не станет пропускать буквы в начале и конце слов.

Упражнение 4

Следующее увлекательное упражнение называется «Словесные цепочки». Надо поставить цепочки слов так, чтобы последний слог оказался первым. Арбуз – бузина – народ – один – иностранец и т. д. Такое упражнение учит мыслить логически, с его помощью можно развить воображение.

Простые приемы помогут улучшить языковое развитие ребенка. Представленные упражнения увлекательные, полезные, подходят как для школьников, так и для дошкольников. Не сомневайтесь, ребенку они понравятся! Интересные игры позволят устранить элементы дисграфии, в том числе пропуск букв и целых слогов.

Источник: birth-info.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today