В школьной жизни ребенка, как и в любой жизни, порой возникают конфликты. В том числе и конфликты с учителями. Ребенок считает, что учитель его обидел. Нередко это ему только кажется, но бывает, что учитель действительно повел себя некорректно. Поэтому у родителей возникает вопрос: что делать, если их ребенка в школе обижают учителя?
Отвечает педагог-психолог Глеб Ткаченко, победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России ― 2020» в специализированной номинации «Покорение вершин профессиональной культуры».
Выяснить причину
Разумеется, первым делом надо расспросить ребенка о том, кто и как его обижает. Узнайте, один или несколько учителей его обижают, что они делают, какие слова говорят, только ли с ним так обращаются.
Что делать, если вашего ребенка обижают учителя? Конфликт с учителем #shorts
Возможно, ребенок обижается на двойку, которую ему поставили за невыполненную домашнюю работу. Или на то, что учитель сделал ему замечание, когда он общался с товарищем во время урока. Или ему обидно, что учитель уже третий урок подряд вызывает к доске не его. Иными словами, ребенок обижается на то, что является простым выполнением учителем своих обязанностей.
В таком случае надо прежде всего говорить с ребенком о дисциплине в школе, о соблюдении правил, о выполнении домашней работы. Вы сами можете сколько угодно не разделять позиции школы, но если ваш ребенок в нее ходит, то лучше с ними считаться, так как в противном случае ребенку будет в школе плохо: постоянная конфронтация с педагогами, постоянная борьба, обострение отношений с другими детьми и так далее.
Совсем другое дело, если ребенка оскорбили, высмеяли перед всем классом или же никогда не вызывают к доске, и поэтому у него не хватает оценок. В этом случае, конечно, стоит выяснять ситуацию в школе с учителями, но помните: если ребенок не врет, это не значит, что он говорит правду. Он мог по-своему услышать и запомнить, поддаться общему мнению класса, неправильно понять и без капли лжи исказить ситуацию и для родителей, и для самого себя. Это не призыв перестать верить своему ребенку, но призыв прояснять ситуацию, даже если ребенок готов вам поклясться, что все было именно так, как он рассказывает.
Не рубить с плеча
Многие родители, услышав о том, что кто-то из педагогов в школе обидел их чадо, мгновенно встанут на сторону ребенка. И это прекрасно (потому что ребенок должен чувствовать родительскую защиту), но важно помнить, что, защищая ребенка, вовсе не обязательно устраивать войну со школой.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ ГНОБИТ РЕБЕНКА?
К сожалению, нередки случаи, когда разгоряченные мамы и папы влетают в учительскую, начиная гневный монолог, на две трети состоящий из обвинений и угроз. Но такое поведение скорее приведет к ответным нападкам, нежели к решению проблемы. Ведь зачастую учителя даже не в курсе, что кого-то обидели, потому что слишком много детей проходит через их класс ежедневно.
Да и не каждый ребенок прямо скажет, если его что-то задело. Учитель может не заметить, может считать это методом воспитания, может просто вспылить, то есть он просто не понял, что ребенок, оказывается, обиделся. И учителю об этом следует сообщить, причем спокойно и доброжелательно. Это поможет вам прийти к взаимопониманию и сбережет нервы с обеих сторон.
Но к сожалению, бывает и худший вариант. То есть учитель нарушает права ребенка, систематически его унижает, обесценивает и высмеивает его личность, препятствует в получении знаний и исправлении оценок (речь не про последний день четверти). И тогда необходимо вступиться за ребенка, потому что если не вы, то кто?
Как защитить ребенка от учителей?
При разговоре с учителем будьте готовы к тому, что он вам все очень доступно объяснит: свои поступки объяснит поведением ребенка, поведение ребенка — особенностями его собственной личности, а вашу реакцию — незнанием ситуации целиком. Выслушав версию учителя, будьте готовы либо к его агрессии, либо к холодному равнодушию, либо к слезам и давлению на жалость.
Работа учителя — это действительно очень тяжкий труд, требующий огромного количества внутренних ресурсов. Я вовсе не ставлю себе целью обесценить чувства или заслуги учителей. Но ничто из вышеперечисленного не дает им права обижать вашего ребенка. Вы можете отнестись к учителю с пониманием, и, возможно, он окажется вовсе не плохим человеком — но это не означает, что вы свои претензии должны отозвать. Ваше требование прекратить давление на ребенка все равно должно оставаться в силе.
Будьте готовы и к тому, что в ходе разбирательств неожиданно выяснится, что ваш ребенок не ангел, и за ним водятся разного рода «злодеяния». Обычно этот козырь разыгрывают в последнюю очередь, чтобы показать вам, «кого вы сейчас защищаете». Если это произошло, то, хотя это и не относится к ситуации, с которой вы пришли разобраться, все же возьмите на заметку, проверьте. И если выяснится, что вам сказали правду, значит, у ребенка есть проблемы поведения, о которых вы раньше не знали, и эти проблемы надо решать. В конце концов, это ваша прямая обязанность как родителя.
Если в ходе вашей беседы вы не придете к согласию, то всегда есть администрация школы, которая очень не любит, когда ее сотрудники обижают детей. Еще раз отмечу, что к руководству следует обращаться не в первую очередь, а в последнюю, потому что вам все равно придется выяснять произошедшее с конкретным учителем, но он, зная, что вы начали с жалоб на него его начальству, будет относиться к вам предвзято. Очень тонка грань между защитой своего ребенка и попыткой изменить учителя. Ограничьтесь первым, потому что второе чаще всего невозможно.
Еще одно звено между учителем и администрацией —школьный психолог. Понятно, что не во всех школах он есть, и не всегда он, к сожалению, достаточно компетентен, но вы можете также обратиться к нему с просьбой урегулировать эти отношения.
Психолог имеет преимущества: он не начальник, не подчиненный и не коллега для учителей, но тем не менее находится на особом счету и подчиняется напрямую директору школы. При этом он обладает психологическими знаниями и навыком доносить нужную мысль до человека. К тому же он хорошо знает педагогов и зачастую может свидетельствовать, насколько реально то, о чем идет речь. Не стоит отказываться от такого полезного союзника, если выпадает шанс.
Что делать, если ребенка в школе обижают учителя?
Все вышесказанное касалось работы с одним конкретным учителем. Если таких учителей несколько, то это не меняет сути ваших действий, и с каждым из педагогов надо разбираться по отдельности.
Итак, алгоритм очень прост. Сначала выясняете обстоятельства у ребенка и на основании вашего с ним разговора делаете выводы о том, насколько эта ситуация требует вашего похода в школу. Ведь если ругают за отсутствие домашней работы, то куда проще и полезнее начать контролировать ее выполнение.
Если же все сложнее, то обратитесь к учителю с просьбой прояснить ситуацию. Не стоит начинать с обвинений — лучше выразить свою обеспокоенность за судьбу своего ребенка. К слову, это желательно делать хотя бы раз в месяц, даже без особых поводов.
Если разговор с учителем не увенчался успехом, то запросите поддержку психолога или администрации, чтобы разобраться более серьезно. Выслушайте и примите на заметку их требования и замечания по поводу поведения вашего ребенка, но помните, что сейчас ваша цель — защитить его.
После разговора с администрацией и учителем-обидчиком вам остается лишь интересоваться у ребенка делами в школе и контролировать те аспекты его школьной жизни, за которые вы ответственны: выполнение домашней работы, внешний вид, посещаемость и поведение в школе.
Источник: foma.ru
Моего ребенка травят в школе, это поощряет учитель. Что делать?
Ребенка систематически обижают в классе, но учитель ничего не делает, чтобы это исправить. Более того, он сам поддерживает обстановку, в которой конфликты и травля процветают. Как родителям помочь ребенку и восстановить справедливость? Отвечают психолог Александра Меньшикова и юрист Анастасия Громакова.
Вопрос. Моего ребенка травят в школе, этому способствует педагог. Учитель обсуждает с любимчиками неугодных детей и их родителей, учит одних детей следить за другими, жаловаться, заставляет их вести «черный список». Когда кто-то из детей провоцирует моего сына: показывает неприличные жесты, ругается матом, пинает — он терпит, но затем пытается отвечать обидчику.
Учительница при этом выставляет моего ребенка виновным. Если у него в школе происходит конфликт с кем-то из детей, педагог не сообщает об этом мне как родителю, а сразу пишет докладную на сына. Директор встает на сторону учительницы. Моего ребенка просто выживают. Как нам восстановить справедливость?
Ответ психолога. С подобной ситуацией нужно обращаться к социальному педагогу, который есть в каждой школе. Создается специальная комиссия, члены которой посещают уроки, наблюдают, разговаривают с учениками. И по итогам наблюдений этой комиссии делается заключение, после чего на его основе строится стратегия: что делать с учителем, что делать классу, что делать детям. Решение принимает директор.
В комиссию входят психолог, социальный педагог, они присутствуют на уроках, наблюдают за детьми на переменах, разговаривают с ними, с родителями. Потому что нужны доказательства, а не только слова.
А дальше по итогам работы комиссии делается заключение. В некоторых случаях речь может идти об увольнении педагога. Его могут лишить возможности преподавать в этом классе, либо принять какие-то другие меры. Если речь идет только о буллинге со стороны детей, то могут провести классные часы, на которых будет разобрана ситуация.
Если директор не реагирует и не предпринимает никаких действий, то нужно обращаться выше — в орган, которому подчиняется школа: департамент образования.
Для этого собираются свидетельства со стороны родителей, они пишут коллективное заявление с подписями. То есть нужны документы, на которые можно опираться, чтобы подтвердить правоту не просто на уровне разговоров. Конечно, и учитель может исказить информацию, говоря, что виноват конкретный ученик. Поэтому нужны какие-то факты, с которыми можно разбираться.
Но это достаточно кропотливая работа и это история, которая разрешается именно походом по инстанциям. Потому что только так эти вопросы и можно решать. На уровне жалоб директору, к сожалению, это все может блокироваться.
Есть второй способ. Ученика, который подвергается буллингу, просто переводят в другую школу. Нет дополнительной травматизации и родителям не надо прилагать усилия, потому что они, например, работают и у них нет времени разбираться в конфликте.
Ответ юриста. Детский буллинг — это систематическое издевательство, травля, оскорбления — как публичные, так и в интернете, или угроза применения насилия, другие действия, унижающие честь и достоинство.
Что делать родителям, которые считают, что его ребенка буллят? Чтобы определить степень участия педагога и других школьников в буллинге, мама может потребовать посетить урок, поприсутствовать там, зафиксировать нарушения.
Она может потребовать созыва педсовета по этому поводу, может потребовать от директора и завуча по воспитательной работе проведения бесед с педагогом. Это может быть просто беседа начальника с подчиненным. Родитель может потребовать своего присутствия на беседе, рассказать о том, что не устраивает, и выслушать версию педагога.
Чтобы диктофонная запись имела юридический вес, о ее ведении надо сообщать. Скрытая запись разговоров у нас запрещена, кроме случаев, когда этим занимаются непосредственно государственные органы, осуществляя скрытое наблюдение.
Если мама пообщалась с педагогами и решение ее не устроило, она имеет право идти выше.
Для несовершеннолетних правонарушителей, которые совершают подобные действия в отношении своих товарищей, существует гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. За детей в возрасте до 14 лет отвечают их родители.
За оскорбления, в том числе в интернете, с 14 лет несовершеннолетний может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности.
Если это какое-то оскорбление и унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной или противоречащей общепринятой норме морали форме, то это может повлечь наложение административного штрафа (по ч. 1 ст 61 КоАп) . Штраф накладывается на граждан (родителей несовершеннолетнего) или на педагога. Размер штрафа — от 3 до 5 тысяч рублей.
Самое суровое наказание по ст 110 УК РФ — доведение человека до самоубийства или покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения.
Штраф для родителей по ч. 1 ст. 5.35 КоАп (неисполнение обязанностей по воспитанию своего ребенка) — от 100 до 500 рублей.
Источник: www.pravmir.ru
Учитель травит моего ребенка, что делать?
Полная инструкция от мамы, сумевшей решить конфликт с учительницей.
Журналист и психолог Ольга Золоткова, столкнувшаяся с некомпетентным и агрессивным учителем, рассказала, как ей удалось разрешить ситуацию, и составила подробный план действий.
Когда сын учился в первом классе, учительница несколько раз инициировала травлю учеников. Я вмешивалась и протестовала, а учитель и администрация школы удивлялись: не вашего же, вам-то что. Я тоже удивлялась: педагогам в 21 веке странно не знать, что такое травма свидетеля.
Мы сменили школу. Во втором классе я попросила учительницу отпускать класс на перемены — в ответ она стала настраивать детей против моего сына. Я среагировала быстро и до настоящей травли дело не дошло, зато дошло до служебного расследования и прокурорской проверки. Прокуратура нашла нарушения.
Я проанализировала опыт родителей, которые сталкивались с учительской агрессией, учла ошибки и написала эту инструкцию.
Не бойтесь, хуже не будет
Не бойтесь, что из-за вашего вмешательства учитель будет плохо относиться к ребенку. Во-первых, учитель уже плохо относится к нему, если травит. Во-вторых, родители должны защищать своих детей.
К моему ребенку учительница после этой неприятной истории стала относиться нейтрально.
Записывайте в блокнот, файл, блог — не рассчитывайте на память. Фотографируйте, делайте скриншоты, сохраняйте видео и аудио. Не удаляйте переписку. Если причинен вред здоровью — фиксируйте документально (снимайте побои) в тот же день.
Важно: на встречах включайте диктофон и уведомляйте, что ведется запись. В начале записи проговорите дату, время, место, участников. Право на информацию вам гарантирует ст. 29 п. 4 Конституции РФ, самозащиту гражданских прав — ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
В уставе школы написано, что пользоваться телефоном в школе запрещено? — такой устав нарушает законодательство.
Если официальные лица отказываются разговаривать при включенном диктофоне, вставайте и уходите, не тратьте время. Идите на следующий уровень.
Я сделала ошибку — не писала на диктофон встречу с директором и сильно пожалела об этом. При служебной проверке директор отказалась от того, что говорила на встрече, а у меня не оказалось доказательств.
Перед каждой встречей, телефонным разговором или перепиской определитесь, чего хотите на выходе. Чтобы учителя уволили или отстранили? Перевестись в другой класс или школу? Извинений учителя и администрации? Разбор случая вместе с классом?
Работу с психологом?
Кстати. Если школа не соблюдает права ребенка, цель «устроить им, чтобы мало не показалось» — вполне экологичная. Систему образования это не изменит, но профилактикой насилия быть может.
Мне четко сформулированная цель помогала не тратить время на пустую болтовню с администрацией школы и не верить пустым обещаниям.
Сначала с классным руководителем. Если не решите на его уровне — к директору школы. Я ходила на встречи одна, но всегда лучше, если присутствуют оба родителя — это усиливает позицию.
Можно сначала встретиться с учителем — но будьте готовы, что это окажется бесполезно. Как показывает опыт, если учитель ведет себя настолько непрофессионально, что допускает травлю учеников, разговоры с ним ситуацию не изменят.
Почему не с завучем? Я не знаю ни одного случая, когда завуч помогла решить конфликт — поэтому сделала вывод, что лучше сразу к директору. Возможно, решение конфликтов это вообще не функция завуча.
Сохраняйте ясную голову
Успокоительное типа новопассита, валерьянки или пустырника лучше пить после важного разговора, а не до. На встрече нужна ясная голова и быстрая реакция.
Когда сын учился в первом классе, меня пригласили на комиссию по поводу жестокого поступка учителя. Я страшно волновалась и сделала ошибку — за час выпила новопассит и в разговоре потом тормозила. На будущее решила: ДО переговоров ничего успокоительного.
Не реагируйте на психологическое давление
Администрация школы использует старые недобрые приемы: газлайтинг (вам показалось, не может быть, ребенок фантазер, не нагнетайте, всем нравится, только вам не нравится, никто не жаловался), обвинение жертвы (что-то с ребенком не так, раз он всех раздражает, он довел учителя), забалтывание (все хорошо, мы работаем над этим вопросом, наш класс очень дружный, у нас не бывает конфликтов, это недоразумение, заслуженный педагог, 40 лет педстажа, все дети ее любят). Будьте к этому готовы.
Интерес администрации — не выносить сор из избы и тихонько замести его под ковер. А ваш интерес — защитить ребенка.
Оцените, нужен ли вам перевод в другую школу
«Не нравится — переводитесь в другую школу или на семейное обучение» — совершенно непрофессиональное заявление педагога. Перевестись в другую школу просто технически, но непросто морально: это адаптация, другая логистика, у ребенка тут приятели и привычные другие учителя. И не факт, что в другой школе не будет других сложностей, — система образования везде одна и та же. Я перевела сына из обычной школы в элитную — насилие со стороны системы есть везде. Семейное обучение вообще отдельная тема и не все к нему готовы.
Вы и ваш ребенок имеете право на базовое уважение в той школе, где вы находитесь сейчас. Меняться должны не вы, а школа.
Если директор школы адекватно не отреагировал, составляйте заявление в двух экземплярах. Секретарь в приемной их зарегистрирует и на вашем экземпляре поставит номер входящего.
В заявлении сухим канцелярским языком опишите события в хронологическом порядке, укажите на имеющиеся у вас доказательства, перечислите номера нарушенных статей закона.
ст. 21 Конституции РФ^;
ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;
ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;
цитаты из Устава школы про уважение к личности обучающегося.
Оставить заявление в прокуратуру, управление образования, департамент образования, государственную службу по контролю и надзору в сфере образования, уполномоченному по правам ребенка можно на их официальных сайтах. Подтверждение о приеме придет на вашу электронную почту. Ответить должны в течение 30 рабочих дней.
Из школы, управления образования и администрации города мне пришли лживые наглые отписки с одинаковым текстом. Будьте готовы к такому, возможно, писать заявления придется несколько раз.
Не рассчитывайте на поддержку других родителей
Если вы найдете единомышленников среди других родителей, это удача. Но будьте готовы к тому, что не найдете, или они решат остановиться на каком-то этапе — у меня так и вышло. В родительском чатике многие были жестко настроены против меня: наш класс – дружная семья, у всех все хорошо, а вы тут со своим негативом, нам учитель нравится, ну и что что дети ее боятся и ненавидят. Остальные молчали, потому что боялись.
Насилие любит молчание. Пишите о своей ситуации в соцсетях, обращайтесь на известные сайты — это даст мощную поддержку вам и силы многим людям.
В Фейсбуке меня очень поддержали друзья и незнакомые люди, я очень им благодарна. Когда становилось психологически совсем трудно — плакалась в подзамочных постах в Фейсбуке, и мне всегда помогали.
Можно остановиться на любом этапе
Вы живой человек, поэтому можете устать, передумать, отказаться, изменить мнение.
Я не стала оспаривать отписки из управления образования, уже не было сил, если честно.
Осторожно, зоновская этика
Возможно, вам придется услышать в свой адрес слова из активного лексикона насильников: «лох», «терпила», «стукач», «истеричка», «жалобщица», «скандальная мамаша», «родительский экстремизм». Фразу про родительский экстремизм использовала в разговоре со мной директор элитной гимназии.
Это принципы из-за колючей проволоки: молчи, терпи, не высовывайся, хуже будет, тебе что, больше всех надо, ты что, самая умная, ишь, неженка. Я постоянно старалась помнить об этом и не уподобляться.
Рассказывайте ребенку, что происходит
Желательно в корректных выражениях. Мы говорили с сыном обо всех этапах, он воспринимал нормально. По мере развития событий сын стал мягче относиться к учительнице и в некоторых моментах даже жалеть ее.
Вы не проиграете в любом случае
Даже если формально ничего не добьетесь, результат есть все равно. Вы демонстрируете цивилизованную реакцию на нарушение прав. Вы учите ребенка, что можно не терпеть насилие и не молчать. Вы делом показываете, что вы на стороне ребенка — это ценнейший опыт детства. Вы вдохновите других родителей, не согласных, чтобы их ребенок каждый день отправлялся в школьный ад.
Считаю, что я сделала все правильно, потому что у моего восьмилетнего сына есть гражданская позиция.
Источник: chips-journal.ru