Вас в детстве пугали Бабой-Ягой? Наследие прошлого: наши мамы, папы, бабушки часто воспитывали нас страхом, припугивая то милиционером, то страшной теткой, что заберет, если будешь плохо себя вести. И еще чем только не пугали, чтобы наладить воспитательный процесс и ускорить получение согласия или полной капитуляции ребенка.
Я хорошо помню: когда я ложилась спать, мама ставила на стол книжку с Бабой-Ягой, чтобы я не вставала с кровати. И, конечно, я не то, что встать с кровати боялась, я боялась даже пошевелиться!
Когда маме нужно было оставить меня с младшей сестрой, еще младенцем, в комнате, она вешала ватку на ее кроватку. Почему? Потому что я очень боялась уколов, и ватка была для меня жуткой вещью, а значит туда, где есть вата, я не подойду, это запрещенная территория.
План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Баба Яга злая или добрая?»
Работа содержит подробный план-конспект коррекционного занятия с дошкольниками, направленный на коррекцию чувства страха сказочного персонажа- Бабы Яги.
Дети дразнят страшную. Бабу Ягу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Баба Яга злая или добрая?»»
План-конспект коррекционно-развивающего занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема занятия: «Баба Яга злая или добрая?»
Цель: коррекция проявлений чувства страха сказочного персонажа Бабы Яги средствами арт-терапии.
1.Корректировать негативное эмоциональное состояние – чувство страха сказочного персонажа.
2.Расширить представление о сказочном персонаже Бабе Яге.
3.Учить выражать и различать характер эмоционального состояния людей на примере сказочного персонажа.
4. Развивать воображение.
5. Воспитать готовность помогать другому человеку.
Средства (технические, методические, организационные): ноутбук, интерактивная доска, листы бумаги А4, карандаши простые, цветные, ластики.
Технология, методическое пособие: арт-терапия (техники: сказкотерапия, изо-терапия).
Предварительная работа не требуется.
Планируемая деятельность воспитанников
- Проживание образа, вызывающего чувство страха, средствами мимики и пантомимики
- Демонстрация образа сказочного персонажа средствами ИКТ
- Работа с психокоррекционной сказкой
- Рисование страшного героя
- Работа с психокоррекционной сказкой
- Проживание измененного образа средствами мимики.
- Изменение страшного образа средствами изо-терапии.
Демонстрация изображений Бабы Яги на интерактивной доске с музыкальным сопровождением (П. Чайковский из цикла «Детский альбом»). Чтение первой части сказки «Смелый гномик» (до кульминационного момента).
Давайте нарисуем страшную Бабу Ягу.
Восприятие художественной литературы и фольклора Продуктивная: рисование
Восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная
- Рефлексия
- забрать домой, в группу рисунки и рассказать другим ребятам, что Баба Яга бывает доброй;
- запечатать в конверт и пойти на почту отправить коллективное письмо совместно с педагогом группы;
- отправить фотографии рисунков Бабе Яге с помощью электронной почты;
- варианты детей.
Источник: kopilkaurokov.ru
Почему дети боятся героев детских сказок?
Читательница «Речи» Ольга Сергеевна попросила помочь ее семье в такой ситуации: «Моя четырехлетняя внучка стала бояться ходить в лес и засыпать в темноте из-за Волка из сказки „Красная Шапочка“. Плачет. Как помочь и нормально ли это?»
Своим опытом делится воспитатель детского сада № 59 Юлия Куйбина:
«Вряд ли можно встретить человека, который не был бы знаком со страхами. Большая часть людей с возрастом справляется со своими страхами. Новые проблемы, которые являются более реальными, вытесняют из их мыслей фантазии о злых сказочных существах; тем не менее если в вашем доме есть маленький ребенок, просто необходимо узнать, каковы его страхи, и помочь с ними бороться. Несмотря на то, что детские страхи индивидуальны, многие из них схожи.
Страх — это следствие какой-либо угрозы, его фундамент — инстинкт самосохранения. Нет таких людей, которые не боятся абсолютно ничего, так как инстинкт самосохранения присутствует в каждом человеке. Доказано, что девочки больше подвержены страхам, чем мальчики.
Чаще всего страх перед сказочными персонажами появляется после двух лет, когда и психика ребенка становится достаточно сложной для этого, и багаж фантастических образов уже накопился. И герои сказок оживают для ребенка и становятся частью его детского мира. Первыми в страшные сны приходят традиционные образы Волка, Кощея, Бармалея, а также современные их аналоги из многочисленных мультфильмов, которые малыш к этому возрасту уже успевает посмотреть, если взрослые считают это допустимым.
Кстати, первыми появляются в детском сознании именно страшные мужские персонажи. Если такие существа снятся слишком часто, значит, вероятнее всего, у малыша непросто складываются отношения с отцом или дедушкой: слишком строг, вспыльчив или же чересчур дистанцирован от ребенка, которого он считает еще слишком маленьким, чтобы проводить с ним много времени.
К возрасту 3 — 4 лет появляются и разнообразные женские персонажи: Баба-яга, ведьма, колдунья и т. д. Их слишком частое присутствие в снах ребенка говорит о проблемах в отношениях с мамой или бабушкой.
Однако не все фантастические существа пугают детей только по ночам: примерно в 4 — 5-летнем возрасте ребенка, на пике развития воображения, они «выходят из сумрака», и малыш может испугаться даже днем. Перечисленные персонажи чаще всего отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей. Строгие, жесткие, эмоционально холодные родители, презирающие такие «слабости», как жалость, сочувствие, ассоциируются y ребенка со злыми, угрожающими сказочными героями.
Сказочные персонажи появляются в воображении детей, которые боятся быть наказанными, поскольку в сказках, как известно, Баба-яга уносит непослушных детей для расправы, а Волк утащит и проглотит того, кто остался один и ослушался маму с папой. Страх наказания перемешивается со страхом потери родителей. Чем сильнее эмоционально привязан ребенок к матери, тем ярче проявляются эти страхи. Если мать не способна отдать душевное тепло ребенку, то эмоциональная привязанность становится патологической, перерастая в будущем в эмоциональную зависимость.
Чего нельзя делать, читая сказки? Взрослым нельзя использовать страшилищ в своих интересах. Ни в коем случае не запугивайте ими ребенка, не манипулируйте его страхами: этим вы и особого послушания не добьетесь, и закрепите страхи в детской душе надолго. Ребенок с устойчивой психикой просто перестанет вам верить.
А вот впечатлительный, нервный малыш запомнит слова надолго, что может привести к неврозу. Нельзя смеяться над страхом ребенка и поддразнивать его. Иначе он может закрыться от вас на долгие годы.
Детский страх перед сказочным персонажем — это нормально, но игнорировать его нельзя».
Подготовила Полина Удовиченко
Источник: 35media.ru