– В детском саду, куда ходит мой сын, есть совершенно неадекватный ребёнок. Он кричит на всех, дерётся, таскает детей за волосы, не реагирует на воспитателей. Я боюсь, что он что-нибудь сделает моему сыну. Можно ли как-то заставить руководство детсада исключить его из садика или хотя бы перевести в другую группу?
– К сожалению, на практике решить эту проблему трудно: у ребёнка есть свои права. Однако некоторые законные методы есть.
Ответственность руководства за безопасность и комфорт пребывающих в саду детей
По закону администрация детского сада, как дошкольного образовательного учреждения, а также его сотрудники несут ответственность за детей, находящихся в учреждении. В частности, они, согласно ст. 41 Федерального закона «Об образовании» (далее – ФЗ «Об образовании»), отвечают за здоровье детей.
Их обязанности включают в себя как оказание медицинской помощи или организацию правильного питания, так и обеспечение безопасности учащихся (а дошкольники в детсаду тоже считаются обучающимися, согласно ст. 10 указанного закона) во время пребывания в организации. Так что формально педагоги должны пресекать действия ребёнка, который угрожает здоровью других детей.
Ребенок дерется в садике. Причины детской агрессии. Как игрушки могут помочь в решении проблемы.
Также нужно учесть нормы ст. 28 ФЗ «Об образовании». Они указывают, что образовательная организация (к числу которых относятся и детские сады) обязана:
- создавать безопасные условия для обучающихся (ч. 2 п. 6 названной статьи);
- отвечать за то, что функция обучения и воспитания была реализована не в полном объёме (п. 7).
В том случае, когда один дошкольник проявляет агрессию по отношению к другим, говорить о реализации воспитания не приходится.
Что могут требовать родители
Требовать, чтобы агрессивного ребёнка исключили из детского сада, вы не можете. Согласно ст. 61 ФЗ «Об образовании», такое допускается лишь в следующих случаях:
- образование получено, обучение окончено;
- такова воля родителей или законных представителей ребёнка;
- по не зависящим от воли сторон обстоятельствам – например, в случае прекращения деятельности организации.
Так что максимум, что дозволено просить по закону – это перевод ребёнка в отдельную группу.
Обращение к заведующей с просьбой о переводе агрессивного ребёнка в другую группу
Согласно ст. 45 ФЗ «Об образовании», родители и законные представители обучающихся вправе использовать следующие меры:
- направлять обращения в образовательную организацию;
- обращаться в комиссию по урегулированию споров (если она создана);
- использовать другие, не запрещённые законом способы защиты прав.
Это означает, что родители вправе потребовать от администрации и воспитателей детского сада:
- принять меры по защите своих детей от агрессивного ребёнка. Меры могут включать в себя как перевод его в отдельную группу, так и использование дополнительной психолого-педагогической помощи (агрессивность не возникает на ровном месте);
- привлечь к ответственности его родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию. (ст. 156 Уголовного кодекса РФ). Это особенно важно в тех случаях, когда несовершеннолетний ребёнок причинил вред другим детям, посещающим детский сад.
На практике такие вещи лучше решаются коллективным заявлением: одного родителя администрация может счесть сутяжником, но если заявление подаст целый коллектив, то руководство садика обязано будет принять меры – иначе потом в суде ему невозможно будет оправдаться.
☝️ Заведующая не принимает мер. Что делать
Если обращение к руководству детского сада не дало результатов, то можно использовать следующие меры:
- Обращение в ПДН (комиссию по делам несовершеннолетних местного подразделения МВД).
- Обращение в прокуратуру, которая будет вынуждена провести проверку.
- Обращение в местную администрацию, которая должна руководить отделом образования – ему подчиняются все школы и детские сады.
По итогам обращения возможно проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы агрессивного ребёнка, которая примет решение о том, какие меры нужно принять, чтобы обезопасить других детей в детсаду. Не исключено, что потребуется перевод в специальную группу для детей с отклонениями в развитии или в отдельный детсад для проблемных детей, нуждающихся в психологической помощи и в коррекции психики. Однако такие меры могут быть приняты лишь в том случае, если отдельные группы или специальные учреждения на территории населённого пункта существуют.
✨ Итоги
Вы не можете:
- требовать перевести ребёнка, не отличающегося адекватным поведением, в другое детское учреждение.
Вы вправе:
- принять меры по защите своего ребёнка;
- написать заявление на имя заведующей детским садом о переводе агрессивного воспитанника в другую группу. На практике наибольшую силу имеет заявление, написанное коллективно;
- обратиться в ПДН, в прокуратуру и в местную администрацию. По итогам таких обращений возможно проведение специальной экспертизы, где будет принято решение о переводе в отдельную группу или специализированный детский сад – если таковые существуют в месте вашего проживания.
Источник: zakonguru.com
«Дай сдачи!»: Учим ребенка постоять за себя
Горячая пора начинается не только у родителей школьников. Совсем малыши как раз сейчас идут или готовятся пойти с сентября в детский сад. И там — свои проблемы: ударили, толкнули, обозвали, отобрали игрушку… Это нам кажется мелкими неприятностями. А детишки из-за таких историй могут сильно переживать, даже отказываются идти в группу.
Родители часто недооценивают горечь чувств, пытаются подбодрить: мол, не расстраивайся! Но делают только хуже, помогая обиде разрастаться: даже мама с папой меня не понимают и не любят. Как правильно повести себя?
«Он все время дерется!»
Увы, почти в каждой группе есть дети, которые дерутся. А еще могут поставить подножку, пнуть, стукнуть лопаткой, кинуть песок в лицо, укусить…
«Дай сдачи!» – часто учат родители. Спорное утверждение. Давать сдачу иногда надо, но не в младшем дошкольном возрасте, рассуждает психолог и педагог Анна Быкова в книге «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад».
Во-первых, вы путаете ребенка: то говорите «дай сдачи», то учите, что драться – плохо.
Во-вторых, малыш не способен разграничивать, когда он нападает, а когда защищается и может воспринять как личную обиду, если кто-то из детей первый взял желанную игрушку, сел на его стульчик, случайно задел лопаткой. А бывает, что после «сдачи» дошколятам и швы накладывали, и в травматологию возили. Поэтому малышей лучше учить не драться, а обороняться. Не «дай сдачи», а «защищайся, не давай себя в обиду». Ставь блоки, уклоняйся от удара, зови на помощь воспитательницу.
Родителям стоит выяснить у воспитателя, что за конфликт возник между детьми и как предотвратить подобное. Расспросите своего ребенка, возможно, его ударили, потому что он начал первый или пытался отобрать игрушку? Если все-таки зачинщик не он, поговорите с мамой обидчика. Чаще всего дело заканчивается извинением и примирением.
Обидное слово может задеть кого угодно. Фото: Алексей БУЛАТОВ
«Меня дразнят и обижают»
Обидным словом можно крепко задеть даже задиру. Детский и семейный психолог Екатерина Кес рекомендует действовать так:
— Нужно облегчить ребенку чувство обиды. «Как думаешь, почему обидчик это говорит? Чего добивается? Он только с тобой так поступает или и с другими ребятами тоже?» Эти вопросы помогут ребенку выйти из узкого коридора своей обиды и посмотреть на ситуацию со стороны. Если разговор не клеится, помогите. «Давай расскажу, как бывает.
Иногда тебя могут обижать в ответ, потому что ты не дал игрушку, не уступил, обидел. Сейчас случилось что-то похожее? А еще у того мальчика могло быть плохое настроение, потому что что-то не получается, мама поругала, кто-то обидел. И он выплеснул на тебя свою обиду, хотя ты совсем ни при чем. Или у него такой характер: не умеет вежливо разговаривать, обижает других»…
— Игнорируй, не обращай внимание — часто подсказывают родители. Такой совет требует объяснения: тот мальчик хочет, чтобы ты обиделся, расплакался, убежал . Если этого не произойдет, ему станет неинтересно тебя обзывать и дразнить.
— Проговаривать успокоительные фразы вроде: «Говоришь на меня, переводишь на себя» или «Все, что меня касается, к тебе возвращается». Про себя или вслух. Для детворы это как магическое заклинание, придающее силу.
— Спросить обидчика: «Зачем ты это говоришь? Почему меня обижаешь? У тебя плохое настроение?» Такая реакция часто удивляет и обезоруживает. Отрепетируйте с ребенком эти фразы, чтобы примерил, запомнил, не растерялся в нужный момент.
— Представить смешное: что у обидчика начинают расти уши или хвост… Тогда злость и обида сменяются улыбкой, а обидчик от такой реакции впадает в ступор.
Чтобы не было слез обиды и зависти, нужно научить детей радоваться за других. Фото: Евгения ГУСЕВА
«Я всегда проигрываю»
Коля бегает быстрее, Таня лучше рисует… Дети обожают быть первыми и лучшими и тяжело переносят проигрыш. Тут не обойтись без объяснений – долгих и постоянных, пока не убедите. Примерный текст: «Не бывает, чтобы кто-то всегда и везде был первым. Таких идеальных людей не существует. Ты можешь быть в чем-то сильнее, в чем-то слабее, что-то у тебя получается, что-то нет – это нормально.
Если ты проиграл, не значит, что ты хуже других или какой-то не такой. Это значит, что кто-то подготовился лучше. Например, на Олимпиаде есть чемпион, а есть те, кто занял второе и третье место. И они тоже радуются. А те, кто не занял никакого места, не отчаиваются и продолжают тренироваться.»
Покажите, что проигрывать можно красиво. Например, когда играете с ребенком дома в настолки, скажите: «Желаю тебе победы. Знаю, как ты расстраиваешься, когда проигрываешь. Давай, если снова так случится, ты скажешь мне: «Поздравляю тебя с победой!» А я тебе: «Спасибо! Желаю тебе выиграть в следующий раз!»
А еще объясните, что любая победа должна быть честной. Если ты ставишь подножки, обманываешь, это называется подлость. Это все равно заметят, тебя никто не похвалит, а наоборот – осудят, и будут правы.
«Со мной никто не дружит»
Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, берите дело в свои руки, рекомендует педагог-психолог МБОУ ОШ N10 Наталья Сидорова. Старайтесь постепенно расширять круг общения — как свой, так и детский. Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, попробуйте подружиться с его родителями. Пригласите в гости, сходите вместе с детьми в кино или на каток, погуляйте в парке. Возможно, поначалу, вам даже придется активно участвовать в детских играх для того, чтобы вашему ребенку было легче подключиться.
А бывает, что малыш твердит: все дети в группе плохие, не хочу ни с кем дружить. Помогите ему изменить отношение к ребятам. Предложите нарисовать себя в виде цветка (девочке) или машинки (мальчику). Сначала только контур. А раскрасить каждый лепесток или детальку можно будет, называя свои хорошие качества.
Добрый, послушный, всегда делюсь… Теперь нужно нарисовать рядом кого-то из группы — по той же схеме. А потом и всю группу. Если кому-то из детей не хватает «хорошего», в садике нужно будет присмотреться к нему внимательнее. Польза? Ребенок учится видеть в других хорошее, проникаться симпатией и чувствовать себя частью коллектива.
Порой дети жалуются, что с ними никто не хочет играть. Фото: Геннадий БИСЕНОВ
НА ЗАМЕТКУ
Частые ошибки мам и пап
Меняем привычные действия на безвредные
«Я пошла домой, а ты тут на всю ночь оставайся!»
Часто мамы не выдерживают, когда ребенок вечером долго одевается, балуется, капризничает. Уходят, чтобы вернуться через пару минут. Это жестокая манипуляция, предупреждают психологи. Да, ребенок тут же начинает собираться, при этом испытывает ужас от того, что его бросили. А потом – еще один стресс, когда понимает, что его обманули.
Если не справляетесь со своими эмоциями, лучше сказать: «Я выйду на улицу, потому что тут жарко. Вернусь через минуту, и мы пойдем домой. А ты пока успокойся».
Уйти тихонечко, не попрощавшись
Привели ребенка в сад, а он упрямится: не хочу в группу! Мамы идут на хитрость: ты поиграй с детками, а я подожду, или схожу за соком и сразу вернусь. А сами, улучив момент, тихонечко уходят — чтобы «не вспугнуть». Теперь представьте, что малыш чувствует, когда не находит вас. Это же самый его большой страх — потерять маму.
Всегда прощайтесь с ребенком, говорите, что обязательно за ним придете и уточняйте, когда – например, после ужина.
Кричать и ругать в ответ на истерику
Многие мамы отмечают всплеск агрессии и истерик у детей, когда те начинают ходить в садик. Целый день все было хорошо, а к вечеру прорвало. Может закатить «концерт» прямо у шкафчика, на пол падает, замахивается, кричит. Таким образом ребенок сбрасывает накопившееся напряжение. Не ругайте, не дергайте, не кричите в ответ. Скажите, что очень соскучились, спешили за ним в садик.
Помогите ребенку прийти в чувства. Рвать и комкать бумагу, мутузить подушку, топать ногами, сжимать кулаки, рычать, побегать-поорать в парке – действенные способы разрядиться. Сделайте вместе дыхательное упражнение «Задуй свечу»: глубоко вдохнуть, а затем медленно выдохнуть, вытянув губы трубочкой и произнося звук «у». Спойте вместе потешку «Шел король по лесу» и потанцуйте. Хорошо успокаивает лепка из пластилина, теплая ванная, легкий поглаживающий массаж, объятия.
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
Каждый родитель хоть однажды сталкивался с агрессивным поведением своего ребенка. Агрессия может быть направлена как на родителей, так и на сверстников или на игрушку. Вопрос состоит в том, насколько часто случаются такие ситуации – это банальное переутомление или же отклонение, требующее вмешательства специалиста. Подробнее в этом вопросе разберемся с помощью статьи.
Почему карапуз бьет других?
Агрессия у ребенка может проявляться уже с 1,5-2 лет, у кого-то позднее – в 5-6 лет. Он начинает капризничать, кусаться, бить родителей, сверстников в детском саду. Причин подобного поведения может быть много. Рассмотрим подробнее, почему это происходит.
В первую очередь, здраво оцените обоснованность негативного поведения. Понятно, что для каждого родителя его ребенок самый лучший. Но здесь важно понять, насколько часто и в каких обстоятельствах проявляется агрессия. Возможно, ему требуется консультация специалиста.
- Подражание поведению родителей. Малыш впитывает все , что происходит в его окружении и копирует модель поведения.
- Одиночество. Многие родители считают, что если ребенок накормлен, обут и одет, то на этом их миссия выполнена. Но для малыша все эти блага жизни не доставляют особого удовлетворения. Ему требуется обычное человеческое тепло, внимание, сказка на ночь. Дети пытаются хоть как-то привлечь к себе внимание и готовы даже поколотить товарища по детскому саду.
- Негативное влияние просмотра мультфильмов и игры на планшете или телефоне. Зачастую родители, чтобы успокоить ребенка позволяют ему длительное проводить за современными «гаджетами». От этого страдает несформированная детская психика.
- Не сложились отношения в коллективе. По каким – либо причинам ребенка могут не принимать другие дети, например, он носит очки или читает лучше всех. Такая ситуация ставит малыша в тупик и он не находит ничего лучше, чём поколотить обидчиков. О том, как понять, что ребенка обижают в детском саду, и что делать, читайте тут.
- Возможно, малыш дерется просто потому, что плохо воспитан.
Проявляется ли агрессия по отношению к родным?
Бывают ситуации, когда послушный и спокойный ребенок вдруг начинает драться и кусаться. Не надо сразу начинать ругать его и критиковать.
Прежде стоит разобраться в причинах такого негативного поведения, чтобы выбрать модель своего поведения по отношению к малышу.
Разберемся, какие же могут быть причины:
- Недостаточное внимание родителей. Ребенок нуждается во внимании папы и мамы. Любые игрушки, мультики быстро утомляют малыша. Ему необходим контакт с родителями: совместные игры, чтение книг или дружеский разговор. Когда просьбы поиграть заканчиваются неудачей, он, для привлечения к себе внимания, начинает драться. Заметили похожую ситуацию – ответ прост: нужно больше времени уделить общению. Не надо ругать малыша, иначе добившись того, что он не будет драться с вами – получите обратный эффект: ребенок станет драться в саду.
- Протест. Возможно, установлены слишком жесткие рамки: много ограничений, строгость родителей. Это вызывает переутомление и с помощью драки выражается протест против сложившейся ситуации. Проблему можно решить, немного ослабив давление.
- Неумение ребенка проявлять любовь. Не все родители эмоциональны, некоторые не склонны сюсюкаться, целовать и обнимать ребенка. В связи с этим, малыш, желающий проявить свои нежные чувства к родителям, не знает, как это сделать. В итоге получаем щипки и укусы в качестве проявления любви. Здесь родителям стоит сменить тактику своего поведения. Быть нежнее, почаще его обнимать, говорить добрые слова, то есть своими действиями научить правильно проявлять свои чувства.
Как реагировать?
Запомните важное правило: «Насилие порождает насилие». Если не хотите, чтобы ваш ребенок дрался, не показывайте ему негативный пример. Так что же делать родителям, как правильно себя вести:
- Зная повадки своего малыша, когда он рассержен, совсем не сложно догадаться, когда он начнет драться. Не нужно выжидать и спокойно смотреть на то, как он бьет вас. Предотвратите этот момент, придержите его руку, чтобы он не смог вас ударить.
- Метод «Нельзя». Эффективен с детками от двух до шести лет. Главное правильно пользоваться этим методом. Если после каждого приступа агрессии просто повторять «нельзя» – это будет лишь пустой звук.
Психологи рекомендуют пошаговую модель поведения в данной ситуации:
- Подойдите близко к ребенку и крепко возьмите его за запястье.
- Серьезно и глядя в лицо скажите фразу: «Драться нельзя!».
- Не переигрывайте с суровостью, голос не повышайте, а говорите нейтрально. Главное дать понять, что это не наказание, а норма поведения, которую следует соблюдать.
- Не отпуская руки ребенка, молча отведите взгляд и сосчитайте до двадцати. Если он захочет заговорить с вами или вырваться: молчите и сохраняйте спокойствие.
- После этого повернитесь к нему лицом и повторите: «Драться нельзя!». Затем отпустите руку.
- Если малыш вас тут же ударил, повторите все с самого начала, не пропуская ни одного пункта.
Если ваш двухлетний малыш совсем перестал слушаться или трехлетний ребенок постоянно закатывает истерики – вам стоит ознакомиться с рекомендациями психологов и особенностями этого возраста.
Как отучить от драк в детском саду?
- Первое – это ваша реакция на происходящее. Не надо самим демонстрировать агрессию: накричать, отшлепать. Постарайтесь взять себя в руки и спокойно поговорите с ребенком, выясните, почему он обижает товарищей по садику. Возможно, действительно есть серьезные причины: не принимают в коллектив, обзывают и прочее. В таком случае надо устранить причину: поговорить с воспитателем, родителями обидчиков.
- Не демонстрируйте ярость, покажите лишь, что ситуация вас расстроила.
- Ни в коем случае перегибайте палку, используя фразы:« Ты меня не любишь», «Ты плохой мальчик» и прочее. Это может вызвать серьезные переживания у ребенка.
Объясните малышу его чувства
Порой ребенок и сам не понимает, почему он вступил в драку. Постарайтесь почаще разговаривать с малышом. Подсказывайте как лучше себя вести, чтобы не огорчать близких.
Очень действенный способ – обыграть ситуацию в виде сказки, где главными героями будут ваш ребенок и его сверстники. Расскажите о чувствах каждого героя, что он переживает, если его обижают. Игровые моменты всегда лучше воспринимаются малышами, нежели привычные нравоучения.
Придерживайтесь установленных правил
Для поддержания эмоционального спокойствия важен режим дня и соблюдение определенных правил. Заведите свои добрые семейные традиции: обсуждать вечером, как прошел день, добрая сказка на ночь, игры с мамой и папой.
Если установили запрет, то не отступайтесь от него ни при каких обстоятельствах. Просмотр мультфильма или компьютерная игра – обозначили время 30 мин, значит именно столько, даже если друзья пришли или праздник семейный. Правило есть правило и его надо соблюдать.
Научите управлять эмоциями
Малышу трудно разобраться в своих эмоциях, часто реакция в виде агрессии – это призыв о помощи. Учите ребенка понимать свои чувства. Когда он плачет или капризничает, задавайте ему простые вопросы: «Тебе больно?», «Ты обижен?» и подобные по ситуации. Он должен видеть вашу заботу и готовность в любой момент прийти на помощь.
Особенно нуждается в вашей поддержке и внимании малыш в возрасте 4–5 лет, психологи называют этот возраст “нежным”.
Как быть, если малыш не слушается воспитателей в садике?
Воспитатели часто стараются подвести поведение детей в группе под одну удобную для себя модель: послушные, неконфликтные. Если ваш ребенок не приспособился под эту норму, проявляет индивидуальность, он автоматически становится объектом недовольства у воспитательницы. Тут необходимо выслушать обе стороны и прийти к решению, которое устраивает всех.
Ваша задача – разобраться, почему так происходит. Возможно, это протест против определенных условий, ответ на давление педагога. Если не удается самостоятельно определить, по какой причине ваш малыш не слушает и не выполняет то, что ему говорят воспитатели детского сада, проконсультируйтесь у психолога.
Возможные ошибки родителей
Первое, конечно, поведение самих родителей. Ребенок копирует ваше поведение в той или иной ситуации. Не учите по каждому поводу «давать сдачи». Малыша с самого раннего возраста надо учить справляться со своими эмоциями.
Детей нужно воспитывать, обсуждать с ними ситуацию, анализировать: хорошо или плохо малыш поступил, можно ли поступить по-другому. Зачастую родители игнорируют такие беседы.
Советы психологов и доктора Комаровского
Психологи считают, что основная причина детской агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье. Поэтому агрессию в любых проявлениях надо искоренять.
По мнению доктора Комаровского, одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психического нарушения.
Главное в воспитании малыша – это внимание, взаимоуважение, спокойный эмоциональный фон в семье. Поведение ребенка отражает микроклимат семьи. Наблюдайте за поведением малыша, чтобы вовремя заметить проблему.
Сталкиваться с проблемами в детском саду – нормально, главное – вовремя заняться их решением. Рекомендуем ознакомиться с материалами о том, что делать, если ребенок часто болеет, стоит ли водить заболевшего малыша в садик и как повысить его иммунитет, о том, как быть, если чадо не спит, не ест или отказывается посещать учреждение, а также о том, как научить его постоять за себя.
Полезное видео
Предлагаем посмотреть видео о том, как справиться с детской агрессией:
Источник: umnyash.com