Трихотилломания с началом в младенческом и раннем детском возрасте может быть расстройством, отличным от того, которое наблюдается в подростковом и юношеском возрасте.
Трихотилломания с ранним началом ранее описывалась как расстройство привычек (Jillson O., 1978), аналогичное кусанию ногтей (Oguchi T., Miura S., 1977), а также как симптом нарушения отношений между матерью и ребенком.
Некоторые исследователи полагают, что нельзя сделать однозначный вывод о том, является ли выдергивание волос с началом в возрасте до 5 лет тем же самым расстройством, которое наблюдается в подростковом и раннем зрелом возрасте. Однако, некоторые различия очевидны; например, S. Muller (1987) сообщил, что 62% детей дошкольного возраста, страдающих трихотилломанией, — мальчики, тогда как в других возрастных группах пациентов мужчины составляют 30%.
В отличие от хронического изнуряющего состояния, которому подвержены подростки и молодые люди, симптомы «детской трихотилломании» мягко выражены и проходят самостоятельно (Stroud 1983).
По-видимому, детская трихотилломания со временем проходит и уже не наблюдается в подростковом или взрослом возрасте (Oranje A., et. al, 1986).
Обычно дети начинают выдергивать волосы в очень раннем возрасте — практически всегда это волосы на голове. В 4 года таких детей, как правило, показывают врачу, к этому времени они выдергивают волосы на голове уже в течение 1,5 лет, особенно во время стресса и после того, как их уложат в постель.
Иногда родители сообщают, что ребенок выдергивает волосы во сне; но обычно это происходит только во время бодрствования. Если ребенку помешать, он может перестать выдергивать волосы, но опять продолжит это делать, как только его оставят в покое. Одни дети демонстрируют раздражительность или тревогу, когда им не позволяют выдергивать волосы, другие — никак не противятся действиям родителей. Родители сообщают, что выдергиванию волос не предшествует явная тревога.
В отличие от взрослых пациентов у детей трихотилломания часто протекает эпизодически, при этом периоды полной ремиссии наблюдаются 2-3 раза в год. Интересно, что периоды обострений чаще всего отмечаются в октябре, ноябре и феврале. Можно предположить, что у детей в основе этого расстройства лежит генетическая предрасположенность, которая проявляется в ответ на аутоиммунною реакцию, вызванную бактериальной или вирусной инфекцией (например, стрептококковой инфекцией или ветряной оспой) (Swedo S., et.al., 1991).
Книга «Навязчивые состояния»
Источник: minutkoclinic.com
Лечение трихотилломании у детей, подростков и взрослых
Трихотилломании – это психологическое заболевание, при котором человек сам удаляет себе часть волосяного покрова (попросту вырывает волосы на голове и лобковой части, ресницы и брови). Заболевание встречается у 1% населения планеты. Несмотря на то, что заболевание не слишком распространено, о нём всё чаще начинают рассказывать в СМИ или в кино. Это помогает объяснить природу заболевания широкому кругу людей.
Симптомы трихотилломании
Симптомы трихотилломании заметны невооружённым взглядом. Человек сам вырывает себе волосы на голове, в лобковой части, ресницы и брови. На начальной стадии выпадает небольшое количество волос, в дальнейшем очаги будут увеличиваться в зависимости от запущенности заболевания.
Как правило, волосы на голове человек накручивает на палец, а затем вырывает, ресницы и брови удаляет с помощью щипцов или других приборов.
Больные вырывают волосы во время стресса (даже самого незначительного), а также во время выполнения каких-то монотонных действий (просмотр телевизора, чтение книги, разговор по телефону и прочее).
Кожа на повреждённых участках полностью здорова, без покраснений. Тем не менее, бывают случаи, когда пациент расчёсывает участки кожи до крови.
В 10% случаев пациенты съедают вырванные волосы, а также грызут ногти. Это приводит к нарушениям в работе кишечно-желудочного тракта, появлению трихобезоаров в желудке (камней из волос), проблемам с зубами. Также осложнениями заболевания считаются воспаления кожи и глаз, вызванные попаданием инфекции.
Причины трихотилломании
Природа трихотилломании сегодня до конца не изучена. Как правило, причины трихотилломании связаны с психическими расстройствами (неврозы, шизофрения, стрессы, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство), тем не менее, оно также может быть следствием нехватки йода и меди, недостаточным количеством витаминов, травмой головы или контузией, заболеванием щитовидной железы, аллергией на препараты или хронического тонзиллита.
Вырывая волосы, пациенты стараются придушить душевную боль физической. Часто они отрицают наличие проблемы.
В психиатрической клинике «Спасение» работают профессионалы, которые смогут правильно определить причину заболевания, что позволит быстрее решить проблему.
Не так давно учёные доказали, что у людей, которые страдают этим заболеванием, присутствует повреждённый ген. Это явление ещё плохо изучено, поэтому давать оценки сложно. Заболевание часто имеет наследственный характер, что подтверждает теорию.
Трихотилломания у взрослых
Трихотилломания у взрослых имеет более выраженный характер. Часто на начальных стадиях заболевания взрослые стараются скрыть проблему с помощью париков, косметических средств, татуажа бровей и т.д.. Из-за этого выявить заболевание сразу бывает сложно, что приводит к осложнению лечения.
Женщины страдают трихотилломанией почти в 2 раза чаще, чем мужчины. Во многом это связано с тем, что женщины больше уделяют внимание своей внешности.
Иногда заболевание начинается с вырывания седых волосков. Некоторые пациенты жалуются, что голова начинает чесаться и после вырывания седого волоса, зуб прекращается.
Трихотилломания у подростков
Трихотилломания у подростков может быть связана с гормональной перестройкой в организме или с психологическими расстройствами. В этом возрасте человек очень резко реагирует на происходящее, поэтому проблемы в семье, частые ссоры родителей или их безразличие к проблемам ребёнка, насмешки сверстников и проблемы с социализацией приводят к ухудшению состояния.
Подростки, страдающие трихотилломанией, стараются избегать контактов с людьми, большую часть времени проводят в одиночестве.
Задача родителей заключается в том, чтобы найти общий язык с ребёнком, перестать критиковать по мелочам, помочь ему социализироваться и решить психологические проблемы.
Если проблемы связаны с гормональной перестройкой, то медикаментозные средства могут быть эффективны. Их назначает врач после консультации эндокринолога и сдачи всех необходимых анализов.
Трихотилломания у детей
Трихотилломания у детей, как правило, имеет менее сложный характер. Чаще всего заболеванию подвержены дети в возрасте от 2 до 6 лет. Оно связано с проблемами внутри семьи, постоянными ссорами между родителями, слишком строгим воспитанием или нехваткой витаминов.
Если устранить негативный фактор, то заболевание быстро проходит. Детская психика восстанавливается быстрее, чем у взрослых.
Лечение трихотилломании
Лечение трихотилломании начинается с диагностических мер: нужно исключить возможность грибковых заболеваний и сифилиса. Также пациенту нужно сдать общий анализ крови и мочи, чтобы доктор оценил общее состояние организма.
На этом этапе доктор опрашивает пациента и его близких, выясняет схему питания пациента, его привычки. Также обязательно нужно пройти консультацию у дерматолога, невропатолога и эндокринолога. Это позволит выявить сопутствующие заболевания. Если пациент съедает свои волосы, то также может быть назначена консультация у гастроэнтеролога.
На начальном этапе очень важно определить причину заболевания. От этого зависит 60% успеха лечения.
Из-за того, что природа заболевания ещё плохо изучена, его лечат с помощью тех же средств, что и при других психологических заболеваниях – успокоительными и антидепрессантами. Также используется рентгенотерапия для стимуляции корешков спинного мозга. Медикаментозное лечение у детей не эффективно.
Доктор обязательно прописывает диету, насыщенную йодом и медью, витамином А, назначает витаминно-минеральные комплексы.
Больным полностью сбривают волосы на голове и лобке, удаляют ресницы и брови. Такие меры имеют кратковременный эффект (пока волосы не отрастут), но за это время можно оказать психологическую поддержку больному и устранить причины заболевания. Также доктора приписывают ношение специального головного убора, который делает невозможным вырывание волос.
Огромное внимание уделяется оказанию психологической поддержки. С пациентами работают психологи как индивидуально, так и на групповых занятиях. Кроме того, активно используется гипноз и когнитивно-поведенческая психотерапия. Они бывают очень эффективными.
Общая терапия также предусматривает лечение глазных или кожных заболеваний, которые появились в следствии трихотилломании.
Лечение трихотилломании в домашних условиях
Лечение трихотилломании в домашних условия бывает эффективным только в том случае, когда удалось полностью устранить причину стресса. Наиболее эффективным считается лечение, при котором пациент прошёл курс психотерапии в лечебном заведении, а затем вернулся домой, где продолжил лечение. Как известно, дома и стены лечат, условия лучше, чем в больнице.
Что касается трихотилломании у детей и подростков, то заболевание достаточно быстро проходит как только родители смогу договориться между собой и пересмотрят свои взгляды на воспитание ребёнка.
Лечащий врач продолжает консультировать больного и его близких по вопросам лечения, и, если случается рецидив, то нужно сразу доставить больного в учреждение.
Отзывы о лечении трихотилломании
Отзывы о лечении трихотилломании в психиатрической клинике «Спасение» только положительные. Здесь работают настоящие профессионалы с большим опытом работы, которые умеют справляться даже с самой сложной проблемой. Они найдут бережный подход к каждому пациенту, сделают пребывание в центре приятнее и комфортнее. Доктора работают не только с пациентом, но и с его близкими, что позволяет устранить причину заболевания.
Центр находится вдали от шумного города в экологически чистом районе. Это позволяет пациентам наслаждаться природой, прогуливаться по территории центра.
Сам центр имеет всё необходимое оборудование и медикаменты для лечения многих психологических заболеваний.
Явным преимуществом центра являются хорошие условия для проживания. В корпусах сделан ремонт, все палаты оборудованы всем необходимым.
Лечение в центре ведётся анонимно, что не скажется негативно на репутации пациента. После завершения лечения работники центра помогут человеку социализироваться и даже устроиться на работу.
Круглосуточные бесплатные консультации
Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!
Частная клиника «Спасение» уже 19 лет осуществляет эффективное лечение различных психиатрических заболеваний и расстройств. Психиатрия – сложная область медицины, требующая от врачей максимума знаний и умений. Поэтому все сотрудники нашей клиники – высокопрофессиональные, квалифицированные и опытные специалисты.
Когда обращаться за помощью?
Вы заметили, что Ваш родственник (бабушка, дедушка, мама или папа) не помнит элементарных вещей, забывает даты, названия предметов или даже не узнает людей? Это явно указывает на некое расстройство психики или психическое заболевание. Самолечение в таком случае не эффективно и даже опасно.
Таблетки и лекарства, принимаемые самостоятельно, без назначения врача, в лучшем случае на время облегчат состояние больного и снимут симптомы. В худшем – нанесут здоровью человека непоправимый вред и приведут к необратимым последствиям. Народное лечение на дому также не способно принести желаемых результатов, ни одно народное средство не поможет при психических заболеваниях. Прибегнув к ним, Вы лишь потеряете драгоценное время, которое так важно, когда у человека нарушение психики.
Если у Вашего родственника плохая память, полная потеря памяти, иные признаки, явно указывающие на психическое расстройство или тяжелую болезнь – не медлите, обращайтесь в частную психиатрическую клинику «Спасение».
Почему выбирают именно нас?
В клинике «Спасение» успешно лечатся страхи, фобии, стресс, расстройство памяти, психопатия. Мы оказываем помощь при онкологии, осуществляем уход за больными после инсульта, стационарное лечение пожилых, престарелых пациентов, лечение рака. Не отказываемся от больного, даже если у него последняя стадия заболевания.
Многие государственные учреждения не желают браться за пациентов в возрасте за 50-60 лет. Мы помогаем каждому обратившемуся и охотно осуществляем лечение после 50-60-70 лет. Для этого у нас есть все необходимое:
- пансионат;
- дом престарелых;
- лежачий хоспис;
- профессиональные сиделки;
- санаторий.
Старческий возраст – не причина пускать болезнь на самотек! Комплексная терапия и реабилитация дает все шансы на восстановление основных физических и мыслительных функций у подавляющего большинства пациентов и значительно увеличивает продолжительность жизни.
Наши специалисты применяют в работе современные способы диагностики и лечения, самые эффективные и безопасные лекарственные препараты, гипноз. При необходимости осуществляется выезд на дом, где врачами:
- проводится первичный осмотр;
- выясняются причины психического расстройства;
- ставится предварительный диагноз;
- снимается острый приступ или похмельный синдром;
- в тяжелых случаях возможно принудительное помещение больного в стационар – реабилитационный центр закрытого типа.
Лечение в нашей клинике стоит недорого. Первая консультация проводится бесплатно. Цены на все услуги полностью открытые, в них заранее включена стоимость всех процедур.
Родственники больных часто обращаются с вопросами: «Подскажите что такое психическое расстройство?», «Посоветуйте как помочь человеку с тяжелой болезнью?», «Сколько с ней живут и как продлить отведенное время?» Подробную консультацию Вы получите в частной клинике «Спасение»!
Мы оказываем реальную помощь и успешно лечим любые психические заболевания!
Проконсультируйтесь у специалиста!
Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!
Источник: chastnaya-psihiatricheskaya-klinika.ru
Кризис первого года жизни
Первый день рождения малыша – это не только радостное событие. Для многих это еще и начало периода, который кажется совершенной неожиданностью. Еще недавно спокойный малыш капризничает, становится неуправляемым, много кричит и плачет. Это не значит, что он чем-то заболел или вы что-то сделали не так.
Скорее всего, у ребенка кризис 1 года – естественное состояние, которому нужно уделить чуть больше внимания. Чем более аккуратно и грамотно будут вести себя родители, тем легче и ребенку, и им самим будет пережить этот непростой период.
Суть кризиса
За первый год жизни ребенок проделывает огромный путь в развитии. Всего 12 месяцев назад он был крохотным, ничего не умеющим комочком, который не осознавал окружающую действительность. А в год у него уже есть некоторые речевые навыки, он встает на ножки, играет с игрушками, пытается ходить.
Считается, что причина кризиса – стресс, который возникает у ребенка при переходе на качественно новый этап развития. Психологи и специалисты по возрастной психологии говорят, что примерно в годовалом возрасте заканчивается младенческий период, и малыш начинает отделять себя от родителя [1]. Это, в частности, связано с тем, что ребенок получает возможность самостоятельно передвигаться. Вдобавок у него начинает формироваться психика, появляется собственная мотивация, способность выражать мысли, возникают желания и предпочтения – он начинает осознавать себя как личность. Ребенку сложно, непривычно, его мировосприятие меняется; реагируя на это, он становится беспокойным.
Причины
Кризис может протекать по-разному в зависимости от того, как живет ребенок, насколько активно с ним занимаются родители, как он питается. Некоторые явления, привычные для этого возраста, способствуют кризисному состоянию особенно сильно. Это не значит, что от них нужно отказываться: главное – подойти к вопросу с умом и помочь малышу успешно пережить сложное время и адаптироваться к новому миру.
Смена рациона. В меню ребенка появляются новые продукты. Они, безусловно, полезные и вкусные, но непривычные. Это обескураживает. Часто в этот же момент женщины сворачивают грудное вскармливание, что вызывает у малыша ослабление связи с матерью.
Он должен привыкнуть к самостоятельности, а это довольно сложно.
Масса информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится: словам, движениям, навыкам обращения с предметами. Конечно, это непросто с учетом огромного объема незнакомых сведений. Вдобавок каждое новое умение или навык вызывают у ребенка восторг и осознание, что он становится самостоятельным, а родители эту самостоятельность не всегда понимают. Малыш пытается получить новые знания и новый опыт.
Физические нагрузки. Помимо того, что ребенок больше думает и многому учится, он еще и прилагает намного больше усилий, чем раньше. Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить, перелезать с пола на диван и обратно.
Осознание собственных физических возможностей тоже провоцирует кризисное состояние. До ребенка доходит, что он многое способен делать сам, и поэтому ему хочется действовать самостоятельно как можно чаще [3]. Но со многими аспектами реального мира малыш еще не знаком и не понимает, почему его ограничивают, когда он пробует делать что-то интересное.
Выстраивание социальных связей. В этот же период ребенок по-новому пытается выстроить отношения с родителями. Если раньше малыш находился в состоянии слияния с мамой, то теперь ему приходится отпустить ее, понять, что он самостоятельный человек. Происходит выстраивание нового типа отношений с родителями: через совместную деятельность, причем предметную [2].
Это значит, что малыш пытается научиться пользоваться привычными бытовыми предметами, глядя на взрослых и перенимая их поведение. Вдобавок именно в этот период ребенок начинает понимать, что с разными людьми нужно вести себя по-разному. Например, попросить поесть можно у мамы, но не у соседки. С незнакомыми он становится недоверчивым, с родными – требовательным [3]. Так ребенок делает первые шаги по направлению к социализации, учится формировать социальные связи.
Как проявляется кризис первого года жизни
Каждый ребенок индивидуален и не похож на другого, поэтому точного алгоритма его поведения в кризис никто не может дать. Существуют только общие признаки, по которым можно заметить начало сложного периода. Главное – знать о такой вероятности и не пугаться, когда малыш, еще неделю назад спокойный, вдруг начинает вести себя совершенно по-другому. Если проявления сильные, можно для успокоения нервов показать ребенка врачу, чтобы не пропустить симптомы какой-нибудь болезни. Но обычно кризис легко отличить от недуга: никаких соматических проявлений нет, ребенок хорошо и гармонично развивается, меняется только характер и поведение.
Громкий плач. Первое проявление кризиса – яркие, выраженные негативные эмоции в ответ на раздражители. Ребенок начинает плакать, причем громко, если что-то его не устраивает. При этом даже не обязательно текут слезы. Плач может сопровождаться актами агрессии: малыш может вспылить, швырнуть игрушку, топнуть ножкой или попытаться что-то сломать.
Обычно причина такого крика – ребенку чего-то хочется, но ему этого не дали, он возмущен и рассержен. Впоследствии плач сменяется обидой и разочарованием: крик не дал результатов, желаемого малыш так и не получил. Обиженный ребенок снова начинает плакать, но тише, и слез на этот раз много. Главное – понимать: потакать каждому капризу малыша не стоит, это бесполезно, а то и вредно или опасно.
Резкие движения. Приступы агрессии, как уже говорилось, сопровождаются не только криком и слезами, но и движениями. У детей очень активная мимика и жестикуляция: это один из их способов выражать сильные эмоции. Поэтому малыш может начать топать ногами, махать ручками, сжимать кулачки. Некоторые дети могут в истерике упасть на пол и начать по нему кататься.
В такой ситуации не нужно бросаться мгновенно давать малышу желаемое. Один из конфликтов ребенка в кризисный период – необходимость осознать границы дозволенного и понять, что есть пока запрещенные для него вещи. Если слишком уж баловать малыша и давать ему все, что он захочет, можно и усложнить жизнь себе, и навредить его развитию.
Живая мимика. Когда ребенку что-то не нравится, он может насупиться, сделать обиженное выражение лица. Дети в годовалом возрасте уже прекрасно понимают простые эмоции и активно ими пользуются. Еще одним признаком кризиса может служить эмоциональная непостоянность: только что малыш смеялся и радовался, и вдруг он начинает плакать.
В кризисный период мимика становится особенно живой и даже немного демонстративной. Малыш хмурит бровки, сжимает губы, щурится. Обычно такой мимикой он пытается показать упрямство, которое в год начинает проявляться особенно сильно.
Нарушения сна. Если раньше вся жизнь ребенка была подчинена биологическим ритмам, то теперь они перестают иметь прежнее значение. Режим для него по-прежнему важен, но теперь малышу сложнее его соблюдать: это приходится делать частично осознанно, а не только по велению биологических часов.
Структуры головного мозга меняются, нервная система тоже изменяется под новый возраст и новые условия. Ребенку может быть сложно привыкнуть к этому. К тому же сна ему чисто физиологически требуется все меньше, теперь он бодрствует не менее 4 часов, а днем ему хочется спать всего пару раз.
Это может вызвать непонимание у родителей, которые привыкли, что их ребенок спит много и подолгу. Да и сам ребенок может испытывать стресс на фоне таких изменений. Родителям стоит сформировать для малыша оптимальный график сна и поддерживать его.
Сроки кризиса
Понятие «кризис первого года» условно. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, а у кого-то не начинается. Иногда родители списывают странное поведение ребенка на прорезывание новых зубов или плохое самочувствие, но в действительности он просто взрослеет и переходит на новый жизненный этап.
То же самое касается сроков его окончания: помните, что каждый ребенок индивидуален. Кое-что, конечно, зависит и от родителей. На сроки не всегда получится повлиять, а отменить кризис и вовсе невозможно. Все, что от них требуется, – создать ребенку атмосферу любви и заботы, понять, что происходит у него в голове, и постараться сгладить дискомфорт для малыша и родителей. Несмотря на все стремление к самостоятельности, в кризисный период ребенку очень важна поддержка мамы и папы.
Когда начинается. Точных сроков никто не может дать. У кого-то кризис проявляет себя уже в 8–9 месяцев, другие дети начинают вести себя иначе ближе к дню рождения, а то и после него. Критерием, по которому можно предположить скорое начало кризиса, часто называют способность самостоятельно передвигаться [3]. Можно сверяться с календарем или таблицей кризисных периодов у детей, но чаще всего родители узнают о наступлении кризиса по его признакам. Это изменения в поведении малыша:
- повышенное стремление к самостоятельности;
- отказ от привычных ритуалов, смена вкусов;
- упрямство и капризность, переменчивость настроения;
- нестабильность желаний, в том числе в отношении родителей. Ребенок может одновременно пытаться обнять маму и отстраниться от нее – так проявляется кризис отделения;
- ревность по отношению к другим членам семьи.
Сколько длится. Иногда говорят, что рассчитать и отследить начало кризиса можно по появлению в лексиконе малыша двух слов-маркеров: «дай» и «нет» [3]. Они начинают повторяться в его речи особенно часто. А вот с окончанием сложного периода все труднее. Длительность кризиса первого года индивидуальна и составляет от 1 месяца до целого года.
Есть мнение, что пик кризиса приходится на 8–15 месяцев жизни, затем идет на спад. Противоположное мнение говорит, что кризисная ситуация длится целый год, то усиливаясь, то ослабевая. Консенсуса по этому поводу до сих пор нет, но помните: малыш развивается в своем собственном темпе. На этот темп нельзя повлиять, но можно позаботиться о том, чтобы кризис прошел легко, и сгладить его проявления. Тогда наиболее острый период купируется быстро, а у ребенка не появится травм, влияющих на дальнейшую жизнь.
Рекомендации для родителей
- Дать малышу больше самостоятельности. Свобода передвижения, помощь родителям с простыми вещами – позволяйте это детям, так они исследуют мир.
- Обеспечить безопасную среду для исследований и передвижений, чтобы любопытный малыш не полез в розетку или в унитаз.
- Не допускать вседозволенности. Ребенок еще не знает границ и правил реального мира. Важно вовремя останавливать его, но не слишком резко. Подкупать малыша игрушками и сладостями не надо: так он быстро научится манипулировать. Запрещать что-то делать можно, но это надо обосновывать, а не давить авторитетом.
- Не быть с ребенком грубыми, агрессивными. Постоянно одергивать малыша даже по безобидным поводам не только бесполезно, но и вредно для его психики.
- Следить за собственным поведением. Дети многое копируют у родителей, хотят они того или нет.
- Отвлекать капризничающего ребенка. Это может быть игрушка или совместная активность.
Можно ли избежать кризиса
Нет. Скорее всего, кризисная ситуация так или иначе даст о себе знать. Этого не нужно пугаться или сердиться на ребенка: он не виноват, он просто пытается осознать себя в большом мире. Помните об этом. Попытки избежать кризиса, скорее всего, сделают только хуже.
Если этот этап не пройден и не завершен в соответствующем возрасте, впоследствии это может обернуться травмами и другими, более серьезными проблемами. Постарайтесь поскорее принять изменившиеся условия и приспособиться к ним. Например, игры в прятки или догонялки могут помочь ребенку справиться с конфликтом отделения от матери [3]. Таким образом он и отделяется, и тем не менее остается рядом с ней, потому что мама рано или поздно догоняет или находит малыша.
Последствия кризиса
Когда кризисный период закончится, наступит затишье, которое продлится до следующего кризиса – трехлетнего. Он имеет свои особенности, и родителям точно так же понадобится быть внимательными и осторожными по отношению к ребенку. Что касается кризиса 1-го года, то его окончание говорит о том, что малыш перестал быть младенцем и перешел на новый этап жизни. Возрастные психологи называют его ранним возрастом или ранним детством [1].
Если родители не совершили в кризисный период серьезных ошибок, дальше малыш продолжит взрослеть в естественном и здоровом темпе, радуя родителей новыми знаниями, физическим и психологическим ростом. Помните: кризис – это сложно, но нормально. Он не говорит о проблемах и болезнях, а просто знаменует переход вашего малыша на новый этап развития.
[1] Л. Ф. Обухова «Возрастная психология»
[2] М. Хилько, М. Ткачева. «Возрастная психология»
[3] Заряна и Нина Некрасовы «Пять детских кризисов. Любить ребенка, помогать ему расти»
Автор статьи
Врач педиатр высшей категории, врач диетолог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней Уральского государственного медицинского университета
Источник: nutrilak.com