Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. Ему одинаково подвержены как мальчики, так и девочки. Чаще всего ребенок, отвергаемый коллективом в детском саду, становится изгоем и в школе.
По результатам исследований различных отечественных и зарубежных психологов в группу риска попадают:
- дети с плохими социальными навыками, не умеющие общаться, чрезмерно опекаемые родителями;
- дети, страдающие какими-либо физическими или умственными недостатками, очень умные или глупые дети — «не такие, как все»;
- агрессивные и импульсивные дети.
Самооценка таких детей, как правило, либо сильно занижена, либо завышена, они считают, что их недооценивают, никто не знает, какие они на самом деле. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания, не умея вести себя в соответствии со своими притязаниями и выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания со знаком «минус» — становятся объектами насмешек и унижений.
ИЗГОИ В КЛАССЕ
Что в поведении ребенка может послужить сигналом о помощи для родителей:
- ребенок неохотно идет в школу (детский сад) и рад любой возможности не пойти туда;
- часто плачет без видимой причины;
- возвращается домой подавленным и угрюмым;
- мало говорит о своей школьной жизни, не упоминает никого из одноклассников;
- его не приглашают на вечеринки, дни рождения, в гости, и он никого не приводит к себе.
Что же делать родителям, если их малыш оказался изгоем в коллективе?
Первое и самое главное — вдохнуть поглубже и успокоиться. Не нужно пытаться самим найти и наказать обидчиков ребенка или же перевести его в другое учебное заведение, если только оно не является специализированным, а ребенок не имеет физических или умственных недостатков. Без устранения причин в новой школе или детском саду ваш ребенок вполне может занять старое место отвергнутого. Пассивно ждать и надеяться, что ситуация разрешится сама, тоже не следует.
Для начала попробуйте проанализировать причины, по которым ваш ребенок стал изгоем. Если речь идет о детсадовском или младшем школьном возрасте, обратитесь за помощью к учителю (воспитателю). Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже родителей, поэтому если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав классу знак, что ребенок ему нравится, что у него что-то получается лучше всех.
В подростковом возрасте такая помощь может иметь обратный эффект. Подростки не любят сверстников, которых выделяют взрослые, особенно если им не понятно, чем «любимчик» лучше них. Если в младших классах уважают тех, кого хвалит учитель, то в старших, наоборот, нахваленные вызывают зависть. Поэтому поищите помощи у школьного психолога, попросите его провести в классе тренинги социализации. Если причина отверженности в агрессивном поведении самого ребенка, запишите его на тренинги по снижению уровня агрессии или же поведите его на индивидуальную консультацию к психологу.
Что делать, если ребенок стал изгоем в школе?
Выясните, в чем именно заключается остракизм или, другими словами, какой сценарий травли. Попробуйте вместе с ребенком составить антисценарий. Ведь преследователи привыкли и ждут от жертвы определенной реакции, научите ребенка реагировать нестандартно. Такое поведение собьет с толку преследователей, и вполне вероятно, что, не получая ожидаемого, они скоро перестанут нападать.
И наконец, важно, чтобы ребенок чувствовал, что вы на его стороне, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Тогда никакое преследование со стороны сверстников не сможет поколебать его уверенности в себе и в мире.
Шпундра Елена Владимировна
Источник: dzen.ru
Ребенок-изгой в классе. Как помочь ребенку-изгою? Советы психолога
Ребенок уже достаточно долго ходит в школу и вы вдруг стали замечать, что он становится все более замкнутым и не хочет рассказывать о том, что происходит в классе. Вы замечаете, что у сына или у дочери часто испачканы или порваны тетради, учебники, другие личные вещи. Ребенок не хочет ходить в школу, возможно, прогуливает уроки, у него нет друзей в классе, он даже затрудняется спросить домашнее задание у одноклассников. Все это набор очень тревожных признаков, говорящих о том, что ваше чадо подвергается травле в школе.
Почему ребенок становится изгоем
Самым главным признаком, по которому можно определить потенциальную жертву травли – непохожесть. Дети-«белые вороны», которые отличаются от общей массы одноклассников, очень часто подвергаются насмешкам, унижениям, разного рода издевательствам. Ребенок может выделяться не только своей внешностью. Он может обладать талантами вызывающими зависть или определенными чертами характера, которые, по тем или иным причинам, отвергаются детьми в классе.
В любом детском коллективе можно выделить лидера, популярных детей-«звезд», общую массу, которая «как все» — толпа, следующая за остальными, игнорируемых детей. Они, в принципе, не подвергаются преследованию, но и не являются популярными. Самым низшим звеном этой иерархии, будет ребенок-изгой, своего рода оппозиция, на котором весь класс «отыгрывается» и сбрасывает негативные эмоции.
Не всегда провокаторами травли выступают одноклассники. В некоторых случаях, зачинщиком может быть и учитель. А дети, подражая, просто подхватывают эту «волну» и продолжают начатое педагогом дело. В данном случае, причиной может быть конфликт преподавателя с родителями ребенка или нечто, не поддающееся обычной логике. Но, как правило, ребенка-изгоя учителя просто «не замечают» и делают вид, что ничего не происходит и все в рамках дозволенного, а между тем, гонимый ребенок сильно страдает.
Чаще всего, изгоями становятся дети, имеющие замкнутый характер, «тихони», которые предпочитают больше общаться с книгами, чем с другими учениками. Ребенок с необычной внешностью или какой-либо аномалией, часто становится жертвой своих одноклассников.
Дети подсознательно чувствуют более слабого и не способного дать решительный отпор ученика и стараются спровоцировать его. Иногда достаточно всего одной серьезной словесной атаки, на которую жертва не смогла ответить и обидное прозвище надолго прилипнет к ребенку. Постепенно дети наглеют все больше и в последствии, переходят к силовым методам воздействия на жертву. Все это может серьезно поломать психику ребенку или даже довести до крайностей.
Если ребенок-изгой уходит из школы, где он подвергался травле, дети, почувствовавшие «вкус» агрессии и насилия, сразу же найдут ему замену.
Как помочь ребенку-изгою
- Если вы узнали о том, что ваш ребенок подвергся травле, не стоит принимать необдуманных шагов и бежать в тот же день разбираться с обидчиками. Так вы можете только навредить. Возможно, на некоторое время, даже на несколько дней, агрессоры прекратят свои издевательства, но в результате, станет только хуже. Ребенка, который и так является изгоем, будут считать доносчиком, а это не добавит ему популярности. Обидчики станут изощреннее и начнут действовать более скрытно, но при этом не менее унизительно и агрессивно.
Как правило, дети, проживающие эту ситуацию изнутри, молчат до последнего, опасаясь спровоцировать еще большую агрессию. Поэтому не нужно оказывать своему чаду «медвежью услугу» своим вмешательством, не посоветовавшись с ребенком и не спросив его о том, как он представляет выход из ситуации и чем вы можете помочь, чтобы найти подходящее решение.
- Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации. Чтобы вам при этом не говорили школьные «педагоги». Жертве травли и так очень тяжело. Не усугубляйте положение ребенка, который подвергся преследованию. Это может привести к самым непредсказуемым, но всегда трагическим последствиям. В этой ситуации нужно очень осторожно разобраться, чтобы не покалечить психику ребенка окончательно.
Вряд ли здесь помогут «задушевные беседы» с обидчиками или жертвой. В процессе травли страдают все: жертва, получившая заниженную самооценку и опыт унижений, агрессор, привыкший к безнаказанности, лишающий себя возможности иметь с кем-либо настоящие крепкие и душевные отношения и, наконец, общая масса, которая просто трусливо не вмешивается. В дальнейшем, каждый член этой толпы приобретает неспособность противостоять общественному мнению и боится любых проявлений нестандартных ситуаций в коллективе.
- Самый правильный вариант в этом случае – перевести ребенка в другую школу, желательно подальше. Никакие доводы, что «нужно самому решать эти проблемы», «дай сдачи, не будь слюнтяем», «другая школа далеко и мне неудобно отводить туда ребенка» не должны помешать переводу.
Ваше неудобство – ничто, по сравнению с травмированной психикой. А перед тем, как отправить сына или дочь в новый детский коллектив, обязательно нужно обратиться к специалисту, психологу, который сможет повысить самооценку и правильно настроить ваше чадо на успешное взаимодействие с новыми одноклассниками.
Если ребенок подвергся травле, необходимо действовать очень осторожно, чтобы не навредить ему еще сильнее. Старайтесь больше уделять ему внимания, выстраивайте доверительные отношения. Как ни странно это звучит, ваш ребенок приобрел ценный опыт, пусть даже такой горький. А какие выводы он сделает и что принесет в новую жизнь, зависит уже от вас.
А вам приходилось сталкиваться с травлей в коллективе? Как еще можно помочь жертве?
Источник: viline.tv
Если ребенок – изгой в школе
Ребёнок с малых лет нуждается в общении со сверстниками, но не всегда оно складывается успешно. Нередко взаимоотношения детей проходят несколько стадий развития, прежде чем между ними установится если не дружба, то приятельские отношения. И помочь в этом могут родители: они могут подсказать благоприятные выходы из конфликтных ситуаций.
Отношения в детском коллективе
Психологи давно отметили, что отношения в детском коллективе (как и во взрослом) нередко строятся по законам дикой природы и в них действуют установки звериной стаи. Например, в коллективе непременно должен быть вожак-лидер, который ведет за собой остальных, озвучивает «генеральную линию партии» и цели команды. Помимо вожака в стае есть масса, то есть исполнители и наблюдатели, и есть отщепенец, пария, изгой — в общем, человек, против которого настроен практически весь коллектив.
Отношения в детском коллективе выстраиваются по принципу: кто не с нами, тот против нас. Лидером в них, как правило, выступает самый сильный или бойкий, с которым мало кто решается связываться. Роль «белой вороны» отводится ребёнку, который заметно выделяется из коллектива, как в фильме Р. Быкова «Чучело» — милая, добрая девочка не нашла в душах одноклассников отклика и потому стала изгоем. Тихие и слабые дети могут стать изгоями, потому что не умеют дать отпор лидеру. Если ребёнок стеснительный, замкнутый, то это также способствует насмешкам одноклассников, которые за счет слабого стремятся самоутвердиться.
Но не только добросердечные дети становятся предметом насмешек одноклассников и недоброго отношения сверстников. Так, дети могут объявить «вне закона» детей с дефектами внешности или физическими недостатками: косоглазие, хромота, большой вес и т. д.
«Ботаники» также редко становятся всеобщими любимчиками, но их могут уважать за знания и успешную учебу.
Есть так называемая прослойка «непопулярных» детей — такие дети обычно не принимают участия в активностях коллектива, отстают в учебе, в спорте, и вообще ничем не выделяются из массы.
А вот детей, которые доносят учителю, заискивают перед ним, жалуются на одноклассников по малейшему поводу — коллектив однозначно не воспримет.
Изгоя в лучшем случае будут просто игнорировать, не допускать до разговоров и общих игр, а могут устроить ему жестокую травлю.
Красота по-мужски: как выбрать уход для тела и волос «современным викингам»?
Кто такой «современный викинг» и почему ему нужна «своя» косметика?
Дети на «тропе войны»
Не зря говорят, что дети — существа жестокие. Тот ребёнок, который не соответствует общепринятым в детском коллективе параметрам, просто изгоняется из него. Неприятие детей может вылиться в настоящую травлю, если не остановить эту взаимную молчаливую войну.
«Пустяки, дело житейское»? Вовсе нет. Если на протяжении долгого времени ребёнок не вливается в коллектив, то может сформироваться социофобная личность, не способная к общению с окружающим миром и предпочитающая альтернативную (виртуальную) реальность. Дети должны уметь вливаться в коллектив, должны уметь находить общий язык и дружить. Это основа всех социальных навыков человека.
Иногда конфликт может достигать критической точки, выливаясь в детские драки. В таком случае должен вмешаться родительский комитет и педсостав. Родители же должны со своей стороны пояснить ребёнку, что кулаками не решаются вопросы и уважение в классе не завоевывается. Разумеется, это не касается ситуаций, когда приходится постоять за себя.
Если ребёнок скрывает свои школьные проблемы от семьи, не желая огорчать родителей или стыдясь возникшей ситуации, то можно догадаться по ряду признаков о душевном дискомфорте чада.
- ребёнок с нежеланием посещает школу и цепляется за любой предлог, чтобы пропустить уроки;
- не приглашает одноклассников к себе;
- неохотно рассказывает о школьных буднях;
- приходит из школы без настроения;
- не ходит ни на какие мероприятия класса;
- не общается с одноклассниками в Интернете и по телефону;
- часто бывает в слезах и не говорит их причину.
Если хотя бы часть из перечисленных признаков наличествуют, у ребёнка явные проблемы в школе. И помочь их решить должны родители: порой ребёнку действительно не хватает мудрых советов взрослых по налаживанию контактов со сверстниками.
Ребёнок-изгой: советы родителям
Как реагировать родителям, если ребёнок дома рассказывает о школьных конфликтах?
Нередко новички, пришедшие в класс, проходят негласный тест на прочность. Это ожидает почти любого новенького, так как он поначалу находится на нижних позициях общественной иерархии. Родителям следует проговаривать подобные ситуации, чтобы объяснить ребёнку: это не он виноват, таковы правила игры. Главное, всячески подчеркивать, что в лице мамы и папы ребёнок всегда найдет поддержку и понимание. Важно не нагнетать обстановку, а, напротив, рассказать, что всегда и со всеми можно договориться.
Кроме того, ребёнок в новых условиях нередко теряется, не понимая, как себя вести и задача родителей — научить его принимать правила по принципу «в чужой монастырь со своим уставом не лезут».
Когда ребёнка «гнобят» в школе — это проблема всеобщая, а не только самого ребёнка и противоположной стороны. В первую очередь, это недосмотр классного руководителя. В его компетенции научить детей совместным играм, конструктивному общению, диалогу. Но не спешите обвинять педагога в невыполнении обязанностей.
Можно с ним лично встретиться, поговорить спокойно, обрисовать ситуацию и дать понять, что вы пришли не жаловаться и выяснять отношения, а лишь «разрулить» сложившееся положение дел. Возможно, учитель проникнется и возьмет под контроль ситуацию в классе.
Психологи говорят, что против травли есть один прием: пригласить одноклассников к себе в гости на вечеринку. При хороших контактах с другими родителями, сделать это будет несложно. И разумно будет объяснить родителям одноклассников, для чего это затевается и что происходит в классе.
Таким образом, со стороны родителей важно приложить максимум усилий, чтобы проложить мостик дружбы между их чадом и коллективом. Ребёнка можно «подружить» со сверстниками, если постоянно его напутствовать и мягко направлять в нужную сторону.
Источник: medaboutme.ru