Разговаривая с разбушевавшимся ребенком, важно соблюдать следующие условия:
- Ваши глаза находятся на одном уровне.
- Вы смотрите ему в глаза и спокойно держите его за руки либо обнимаете.
- Вы говорите ему о своих эмоциях, а не о его поступке, о себе в первом лице: «Я расстроена тем, что ты меня ущипнул», «Мне больно».
- Вы говорите ему утвердительно (не спрашиваете!) о его эмоциях: «Тебе грустно».
- Вы говорите спокойным голосом.
Это все дает ребенку понять, что его любят, понимают, не обвиняют, он в безопасности. В отличие от любого другого такое поведение настроит вас обоих на конструктивное общение.
Позитивные эмоции, бьющие через край, также выплескиваются порой в виде щипков и укусов. Например, мама приходит вечером с работы, а двухлетний сын, ее заждавшийся, бежит на руки, обнимает и… кусает за шею. Радость, любовь, счастье – вот что переполняет ребенка. Проблема в том, что он не умеет это выразить в полной мере другими, привычными нам, средствами.
Как отучить ребенка кусаться и щипаться
Здесь опять же важно показать ему, что Вы испытываете боль и не хотите этого. Придумайте свой ритуал встречи, например, по очереди поцеловать друг друга по 5 раз в каждую щеку, три раза подпрыгнуть на месте, то есть нужно научить ребенка по-другому выражать свои эмоции. Принуждать же скрывать их («Что за телячьи нежности?!», «Хватит лизаться!») тоже ни в коем случае нельзя. Они будут копиться внутри маленького существа и преобразовываться в разные «бяки».
«Привлечь к себе внимание взрослого – непростая задача, поэтому можно попробовать его укусить. Тогда он точно на меня посмотрит, заговорит со мной, состоится эмоциональный контакт». — Примерно так думают малыши, кусая заговорившихся по телефону мам. Снова – спокойно отстраняем от себя ребенка, выражая свое недовольство, а затем объясняем, что маме нужно личное время, у мамы есть не только малыш, но и много других дел и интересов. Хотя бы научите его, что означает произнесенное строгим тоном слово «подожди», сопровождаемое серьезным взглядом. Поверьте, он поймет!
Вместе с тем, если ребенок вынужден часто привлекать к себе Ваше внимание, в том числе, такими способами, стоит задуматься, а может быть, ему не хватает Вас. До трех лет ребенок нуждается в маме рядом, это неоспоримый факт, но можно быть физически около него, а мыслями – далеко. А малышу нужно не только Ваше тепло, но и эмоции. Он должен видеть, что Вы эмоционально на него реагируете, иначе складывается парадоксальная ситуация: мама весь день дома, а ребенок испытывает недостаток ее внимания.
Годовалый ребенок, испытывая сильное возбуждение, усталость или страх нередко кусает тех, кто попадется «под руку». Скажите «нет» и успокойте ребенка, попоите его, уберите причину его дискомфорта. Расскажите ему, что можно кусать (яблоко, сушку) и щипать (хлеб, подушку), а кого нельзя, и напоминайте ему о соблюдении этих правил.
От года до трех дети кусаются, желая контролировать действия взрослых либо других детей. В таком возрасте они уже способны понять, что их поведение недопустимо, поэтому задача родителей – доступно это объяснить. Поощряйте вербальное выражение своих желаний, озвучивайте их сами («Тебе грустно, потому что мама не дает конфету»), и ребенок тоже научится делать это. Не нужно ждать, пока малыш укусит или ущипнет кого-то, чтобы затем наказать ребенка. Старайтесь предупреждать такое поведение, останавливайте малыша, строго говоря: «Мы не кусаем людей».
Также ребенок может кусаться и щипаться в драке, исчерпав остальные свои силовые приемы. В принципе, это нормально, но поскольку такое поведение цивилизованному человеку не пристало, нам снова и снова приходится объяснять это, предлагая другие пути решения проблемы.
Если ребенка не устраивают любезно предоставленные ему прорезыватели для зубов, он может кусать окружающих, просто чтобы почесать растущие зубки. Выход: ойкаете, говорите строгое «нет»; и сразу же суете ему в рот замену; резиновую или пластиковую игрушку, колечко от пирамидки, деревянный кубик, даже ткань. Интересно, что уже в возрасте пяти-семи месяцев дети адекватно воспринимают Вашу реакцию «боль» и именно это часто заставляет их перестать кусаться.
Маленькие дети познают мир ртом: губами, зубами, языком. Поэтому они едят песок, лижут санки и кусают окружающих людей и животных. В случае с кусанием причиной может быть эксперимент или игра. А что будет, если укусить кошку? Интересно, какой папа на вкус?
Сестренку называют сладенькой, а может, она и вправду сладкая? Щиплются дети по такой же причине, им интересно потрогать, пощупать и сжать максимальное количество разных по текстуре вещей. И снова Ваше твердое «нет», сказанное тысячу раз, даст ребенку понять, что так вести себя не стоит.
Очень важно дать малышу понять, что Вы недовольны именно его поведением, конкретным действием, а не им самим. Выражения типа «Катя – плохая девочка!», «Ах ты хулиганка!», а тем более ответная агрессия недопустимы. Замените их на «Ай, мне больно!», «Так делать нельзя!», простое «Нет!», при этом необходим визуальный и телесный контакт. Со временем ребенок поймет, что свои чувства можно и нужно выражать словами и научится это делать.
Ни в коем случае нельзя кусать ребенка в ответ, мыть ему рот горьким мылом или бить по губам! Это лишь увеличит его внутреннюю агрессию по отношению к Вам, даст ему понять, что Вы не любите и не понимаете его. Держите себя в руках, дорогие взрослые.
Если ребенок любит кусаться, займите его рот другими делами. Путь он дудит, пускает мыльные пузыри, надувает воздушные шарики. Можно играть в джунгли, скалить зубы и рычать. Если он предпочитает щипаться – дайте ему побольше предметов разной текстуры: лоскутный коврик, песок, крупу, монетки.
До трех лет укусы и щипки считаются нормой поведения ребенка. Если же он продолжает активно кусаться и после, это может быть сигналом о наличии проблем, связанных с самоконтролем, самовыражением, с агрессией малыша. В таких случаях лучше всего обратиться к детскому психологу – общих советов тут быть не может, поскольку каждый случай индивидуален.
Источник: nsportal.ru
Ребенок кусается: причины и способы решения проблемы
Рано или поздно каждая мама сталкивается с тем, что ее ребенок начинает кусаться. Причины этой проблемы, а значит, и способы ее решения, различаются в зависимости от возраста малыша.
Почему ребенок кусается в возрасте до 1 года?
Уже с трех месяцев малыш начинает активно познавать окружающий мир. В работу постепенно включаются все органы чувств. Трех- четырехмесячный малыш начинает хватать игрушки, пальцы родителей и тянуть их в рот. Со временем у малыша появляется чувство выраженного дискомфорта, а затем и боль, связанные с прорезыванием зубов.
Обычно зубы начинают резаться с шести месяцев, но у «ранних» малышей этот процесс может начаться в три месяца. Ребенок становится беспокойным, плаксивым, капризным. Меняется внешний вид десен: они белеют или краснеют, становятся рыхлыми. Грудничок кусает и грызет всё, что сможет схватить.
При кусании снимаются раздражительность и напряжение десен, ускоряется процесс прорезывания.
Если в этот период малыш кусает родителей, других детей в семье, нельзя на него кричать или проявлять агрессию другим способом. Ребенок не сможет понять причину негодования, ведь кусание для него – это единственный способ снять боль. Следует отстраниться от ребенка и, глядя ему в глаза, строго сказать: «Нельзя кусаться». Важно говорить не только слово «нет» («нельзя»), но и называть сам процесс – «кусать».
Для того чтобы предотвратить такое поведение малыша, нужно обеспечить ему доступ к предметам, кусая которые он снимет болезненность десен. Это могут быть специальные силиконовые«грызунки». Нежелательно использовать силиконовые щеточки, надеваемые на палец родителя, чтобы не поощрять малыша к кусанию людей. Для облегчения состояния ребенка можно использовать специальные детские стоматологические гели, гомеопатические противовоспалительные препараты, нестероидные противовоспалительные средства. Все препараты должны применяться после консультации педиатра, строго по инструкции.
Ребенок кусается в один год
В возрасте одного года ребенка по-прежнему могут беспокоить зубки, но после года, когда начинают резаться клыки и моляры, мамы обычно хорошо распознают признаки прорезывания зубов и могут облегчить состояние своего малыша. Чаще же причинами кусания становятся переутомление малыша или, наоборот, избыток накопившейся энергии.
Итак, одной из причин кусания является усталость. Поскольку в год ребенок еще не может объяснить, что он устал, маме нужно следить за первыми признаками переутомления. Обычно малыш начинает кусаться во время активных игр с другими детьми или родственниками. Меняется настроение ребенка, появляется плаксивость, он начинает тереть глаза. В порыве гнева он может укусить или ущипнуть другого ребенка на детской площадке.
Как отучить ребенка кусаться? Самое главное – проявить строгость, но не агрессию. Нужно подойти к ребенку и строгим, но спокойным голосом сказать, что кусаться нельзя, что другому ребенку больно. Можно подойти к укушенному малышу и утешить его. Ребенка обязательно нужно вывести из игры, переключить его внимание на спокойную деятельность – лепку из пластилина, рисование, игры с водой.
Как предотвратить кусание со стороны годовалого ребенка? Маме следует замечать признаки переутомления у ребенка, не дожидаться, когда к усталости присоединится агрессия.
Родителям нужно скорректировать режим малыша, ориентируясь на время бодрствования, соответствующее возрасту ребенка. В некоторых случаях нужно добавить еще один дневной сон или заменить один продолжительный на несколько коротких.
В один год возможна и обратная ситуация, когда у ребенка возникает избыток энергии. Кусанием и щипанием он старается эту энергию выплеснуть наружу. В таких случаях нужно обязательно чередовать спокойную деятельность ребенка с активными играми и прогулками на свежем воздухе.
Ребенок кусается в два года
Основные причины кусания в возрасте двух лет – еще несформировавшиеся навыки общения. Таким способом ребенок старается отстоять свою позицию, поскольку иначе он сделать этого не может. Обычно ребенок уже хорошо понимает смысл запретов родителей, но не в состоянии найти иного способа добиться цели и кусает другого вполне осознанно.
Маме при попытке малыша укусить другого ребенка можно предотвратить укус, отвлечь ребенка на новую игру или поручить ему какое-нибудь дело. Если же инцидент всё же произошел, нужно строго и коротко объяснить, что так делать нельзя. Затем следует вместе с ребенком подойти к укушенному малышу и попросить прощения.
Необходимо показать ребенку, как можно пожалеть другого человека: обнять, погладить место укуса, поделиться игрушкой. Нельзя позволять родителям укушенного ребенка кричать на вашего малыша или проявлять другие признаки агрессии. В таких случаях нужно взять малыша за руку и увести с места, где произошел инцидент (детская площадка, игровая комната).
После этого важно в тихой обстановке спокойным голосом объяснить ребенку причины возникшего конфликта. Нужно сказать, что он поступил неправильно. Ребенок должен научиться проявлять лидерские качества другим способом, например в соревновательных или командных играх. Необходимо объяснить, что своим поведением малыш только отталкивает от себя других детей, которые могут отказаться с ним дружить и играть.
Ребенок кусается в три года
В возрасте трех лет наступает переломный момент в становлении личности ребенка. Малыш полностью осознает свое “я”, отдельное от родителей. Ребенок стремится к самостоятельности, не терпит контроля со стороны мамы. Именно в этот переходный период малыш может проявлять свою раздражительность кусанием, царапаньем и щипанием. Родителям нужно строго пресекать попытки кусания.
Нужно уважать стремление ребенка к самостоятельности, поручать ему больше несложных дел, советоваться по решению некоторых вопросов, чаще давать право выбора.
Кроме того, в трехлетнем возрасте дети начинают посещать детские сады, часто впервые оказываются в столь большом коллективе. В этом случае кусание становится проявлением страха, беспомощности.
Как отучить ребенка кусаться в детском саду? Большое значение имеет подготовка малыша к детскому саду. Начиная с двух лет нужно приучать малыша к небольшим коллективам, ненадолго оставлять его с другими родственниками. В первые дни ребенок должен находиться в детском саду не более пары часов. Постепенно время пребывания нужно увеличивать.
Если проблема кусания имелась и раньше, нужно предупредить об этом воспитателя. Если в детском саду ребенок укусил кого-то впервые, надо выслушать ребенка, узнать, по какой причине он это сделал. Можно попросить воспитателя проследить, не обижают ли ребенка другие дети. Если малыш кусает всё время одного ребенка, можно попробовать пригласить его для игр один на один или в небольшой компании. Так будет проще проследить за поведением обоих детей и понять причину конфликта.
Почему ребенок кусается после трех лет?
К четырехлетнему возрасту ребенок полностью осознает свои действия, понимает запреты. Если после трех лет ребенок продолжает кусаться, скорее всего, имеют место серьезные проблемы в психоэмоциональной сфере малыша. Родителям нужно как можно быстрее обратиться за помощью к психологу и неврологу.
К специалистам стоит обратиться раньше трех лет, если:
- ребенок целенаправленно игнорирует запрет взрослых;
- ребенок кусает очень сильно, до крови;
- у ребенка проявляются другие признаки агрессии, он бьет других детей, ломает вещи;
- ребенок агрессивен по отношению к животным.
Что делать если ребенок кусается?
- Следует обязательно найти причину плохого поведения ребенка. Очень часто причиной плохого поведения может быть дефицит внимания. В этом случае маме и папе нужно больше времени проводить с ребенком, хвалить его, радоваться успехам.
- Нужно обратить внимание на поведение других членов семьи. Причиной кусания могут быть постоянные ссоры и конфликты между родителями.
- Не следует отвечать на поведение ребенка агрессией, нельзя кричать, бить или кусать его в ответ. Такими действиями можно лишь сильнее стимулировать агрессивное поведение ребенка. Также нельзя допускать агрессивное поведение по отношению к ребенку со стороны других мам и воспитателей.
- На время необходимо исключить все травмирующие малыша события и мероприятия. В случаях, когда это невозможно (например, вынужденный переезд, появление второго ребенка в семье), нужно как можно яснее объяснить ребенку, что отношение к нему родителей не изменится, что он по-прежнему будет любим.
- Никогда нельзя говорить малышу, что, если он будет кусаться, родители перестанут его любить. Наоборот, важно дать малышу понять, что мама и папа любят его независимо ни от чего.
- Важно как можно раньше выяснить причину и пресечь плохое поведение ребенка. Если кусание войдет в привычку, сделать это будет значительно тяжелее.
Кусание ребенком в возрасте до трех лет других людей –нормальная ситуация, если она не входит в привычку. Часто малышу достаточно несколько раз строго объяснить, что так делать нельзя, перключить его энергию на другой вид деятельности, чтобы он перестал кусаться.
Если кусается ребенок старше трех лет, это может указывать на нездоровую атмосферу в семье, психологические и неврологические проблемы у ребенка. В таких случаях необходима консультация специалиста.
Источник: www.baby.ru
Ребенок кусается
Ведущие медицинские организации, в том числе американский Центр профилактики и контроля заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention) 1 рекомендуют при нарушениях поведения у детей использовать метод психотерапии, который так и называется — поведенческая, или бихевиоральная. Если родитель следует советам детского психолога, обучается анализировать, что делает ребенок, в терминах бихевиоральной терапии и логично меняет свои действия, это большое подспорье в воспитании, и во многих ситуациях специалист больше не понадобится. Давайте проанализируем поведение детей, которые кусаются.
Почему ребенок кусается?
Малыш пробует самые разные действия, самые неожиданные и нелогичные, но большинство действий не становятся привычкой. Остаются в «поведенческом репертуаре» действия, которые получили так называемое положительное подкрепления, то есть сразу вызвали приятные ощущения или убрали неприятные.
Без подкрепления или с отрицательным подкреплением (стало неприятно или перестало быть приятно) поведение угасает и не повторяется. Если ребенок стал регулярно кусаться, скорее всего, он получил раньше или продолжает получать какое-то положительное подкрепление. Не обязательно его дали окружающие, может быть, это приятно из-за зуда в деснах или снимает стресс. Но если малыш еще и получает при укусе что-то хорошее извне (например, выполнили его желание), это дополнительно поддерживает поведение.
Важно
Больше о поведении и воспитании грудничка вам расскажут врачи-педиатры в Школе родителей Huggies. Регистрируйтесь и смотрите видеоуроки!
Кусается грудной ребенок
У грудничков это способ знакомства с предметами (что очень помогает при введении прикорма). Особенно активно малыши всё грызут, когда режутся зубы, и можно это уменьшить прохладными «грызунками».
- Плохое поведение — грудь сразу отнимается.
- Как только плохое поведение прекратилось — возвращают.
- Возобновилось — грудь сразу снова отняли.
Это эффективно, потому что выполняются принципы поведенческой терапии: найдено положительное и отрицательное подкрепление, и они действуют без промедления, как только поведение меняется.
Мозг малыша получает сигнал: ослабить связи, отвечающие за кусание, и укрепить связи, регулирующие аккуратное обращение с мамой. Если бы мама убирала грудь хотя бы через минуту после того, как он ее укусил, установить связь между действием и его последствием малышу было бы гораздо труднее.
Кусается ребенок дошкольного возраста
Что не работает?
Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.
Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.
Что работает?
Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.
Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2 или 3 года.
Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится. Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом.
Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.
Вместо укуса рассерженный ребенок может делать что-то тоже не очень красивое (например, бросать игрушки или пронзительно кричать), но если в данный момент вы боретесь с укусами, и главное, что он отучается делать это.
Подбирайте подходящее подкрепление
Приведем такой пример: маленький брат со старшей сестрой в комнате, мама на кухне занята, и мальчик заскучал. Пытаясь заняться хотя бы чем-то, он кусает сестру, на ее крики прибегает мама, начинает разбираться, кто виноват, и ругать сына. Она считает, что дала ему отрицательное подкрепление, хотя на самом деле, вероятно, он получил положительное, потому что привлек внимание мамы и ему перестало быть скучно.
То, что для одного ребенка в одной ситуации неприятно, для другого может оказаться положительным подкреплением. Например, кого-то расстроит, если его исключат из игры, а кто-то устал и раздражен, и ему так станет легче.
Не страшно, если когда-то вы не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуйте по-другому. Если вы будете методично продолжать, нежелательное поведение будет угасать, а хорошее закрепляться.
Как разговаривать с маленьким ребенком?
У восприятия малышей есть некоторые особенности:
- ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите.
- не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.
- на поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.
— Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?
Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.
— А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?
— Я позову маму
— Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?
— Нет
Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.
Подробнее о регуляции поведения ребенка можно узнать из книг, согласующихся с принципами бихевиоральной терапии 2,3
Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.
- «Behavior or Conduct Problems in Children»
- Бэн Фурман: Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. Альпина-нон-фикшн, 2013;
- «Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов» Ноэль Дженис-Нортон. Клуб семейного досуга, 2013.
Источник: www.huggies.ru