Непроизвольное мочеиспускание – распространенное детское расстройство, встречается у 10% малышей до 5 лет, и у 5% до 10-летнего возраста. Главный психиатр нашей клиники Василий Шуров рассказывает о симптомах и причинах детского энуреза, а также о том, что делать родителям в этой ситуации.
Симптомы детского энуреза
Энурез – неспособность контролировать акт мочеиспускания.
Чаще всего болезнь у детей проявляется в виде ночного недержания мочи. Это может происходить каждую ночь, или же регулярно повторяться с перерывами в несколько дней.
Помимо непроизвольного мочеиспускания можно отметить и ряд дополнительных невротических и вегетативных симптомов:
· Эмоциональная неустойчивость, перепады в поведении от гиперактивности до апатичности
· Снижение интереса и мотивации к играм, обучению
· Беспокойный сон, зубной скрежет во время сна
· Сниженная температура тела, похолодание и посинение конечностей
Энурез у ребенка может стать причиной травли в детском саду и школе. Этому может способствовать и отношение воспитателей, учителей — своими замечаниями они нередко провоцируют насмешки со стороны других детей.
Поэтому важно расспрашивать малыша о событиях вне дома, интересоваться его настроением. Источник: Яндекс-картинки
Виды, механизмы и причины
Детский энурез условно делят на две категории:
Первичный
Ребенок стабильно мочится в постель и не может контролировать себя с самого рождения.
Вторичный (рецидивирующий)
Ребенок начал (или продолжил) неконтролируемо мочиться после длительного «сухого» периода – более 6 месяцев без энуреза.
Контролируемое мочеиспускание – процесс довольно сложный. Урина скапливается в мочевом пузыре и при его наполнении начинает давить на стенки, растягивать их. Это давление вызывает раздражение нервных рецепторов, они посылают в головной мозг сигнал о необходимости сходить в туалет – и ребенок просыпается.
Но на фоне целого ряда причин этот процесс дает сбой.
По каким причинам появляется первичный энурез:
Замедление в развитии системы мочеиспускания
Центры головного мозга, которые отвечают за контроль мочеиспускания, формируются с 2 до 4 лет. Но у некоторых детей развитие протекает дольше.
Генетика
Риск энуреза возрастает, если он наблюдался у одного из родителей.
Также мальчики страдают энурезом в 3 раза чаще девочек. Источник: Яндекс-картинки
Родовые и родовые патологии
Недержание мочи может развиться на фоне нарушений внутриутробного развития, родовых травм, асфиксии или временной гипоксии плода, а также врожденных аномалий развития мочевыделительной системы.
Причины развития вторичного энуреза (также возможны при первичном):
Стресс и психологические травмы
Работа нервных центров мочеиспускания может нарушаться при хроническом стрессе (частые конфликты в семье, напряженная недружелюбная атмосфера дома, в садике или школе), а также на фоне психологической травмы: физического или психологического насилия (в том числе грубого обращения и унижений со стороны родителей), потери близкого, развода, смены садика или школы, переезда, появления нового ребенка в семье.
Болезни мочеполовой системы
Причиной энуреза могут быть инфекционные и воспалительные заболевания мочевыделительной системы: цистит, пиелонефрит, вульвовагинит, баланопостит и другие.
Эндокринные заболевания
Развитие недержания могут спровоцировать гормональные сбои на фоне недостаточности или переизбытка гормона щитовидной железы (гипотиреоз/гипертиреоз), а также сахарного диабета.
В большинстве случаев энурез – проходящее состояние. До 1 года это – абсолютная норма, в большинстве случаев проходит до 5 лет, в редких случаях наблюдается до 10-летнего возраста и успешно устраняется до начала пубертата.
Однако, как мы уже выяснили, причиной энуреза могут быть серьезные соматические заболевания, поэтому в любом случае при недержании мочи у ребенка старше 1-2 лет без каких-либо подвижек к самоконтролю стоит обследоваться у врача.
Что делать родителям? Домашняя терапия энуреза
Если энурез не вызван заболеванием, основное лечение – грамотная педагогическая работа родителей.
Прежде всего – ребенка ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ругать и стыдить из-за «мокрой» постели. Не допускать крики, унижения и насмешки (особенно при наличии других детей в семье), физические наказания, принуждение к стирке своего белья.
Такое отношение только усугубляет психологическое состояние ребенка, формирует комплексы и психологические травмы, замедляет процесс развития самоконтроля. Источник: Яндекс-картинки
А вот что делать НУЖНО:
Формировать мотивацию
Приучать ребенка к мысли, что он может сам контролировать мочеиспускание. Подбадривать, проявлять поддержку и любовь , выражать уверенность в будущем успехе. Не говорить о своих опасениях в «несдержанности» при поездках, не отменять их. При «сухой» кроватке – хвалить, поощрять игрушками или сладким. В случае «мокрой» постели – реагировать спокойно, утешать, проявлять нежность.
Воспринимать каждую «сухую» ночь или самостоятельное пробуждение в туалет как маленькую победу.
Можно ввести игровой элемент – вносить пометки в календарик или делать наклейки. Источник: Яндекс-картинки
Тренировать ночное пробуждение для мочеиспускания
Будить ребенка через 3-4 часа после засыпания – для посадки на горшок или похода в туалет. Также можно использовать сигнальную терапию, например – «энурезный будильник». Он состоит из браслета и датчиков, которые прикрепляются к трусикам. При выделении первых капель браслет вибрирует и будит ребенка.
Такой гаджет помогает выработать рефлекс к пробуждению. Источник: Яндекс-картинки
Следить за гигиеной сна
Распределять питьевой режим равномерно в течение дня и с ограничением в вечернее время, не давать пить много жидкости перед сном. Отказаться от мочегонных напитков и еды – чая, кофе, виноградного, яблочного, томатного и морковного сока, компотов и морсов, арбузов и дынь. Приучать ходить в туалет перед сном или садить на горшок.
Повышать навык самоконтроля
Выполнять упражнения на контроль мочеиспускания.
Когда ребенок хочет в туалет, просим потерпеть, отвлекаем на короткое время играми и беседой. Благодаря этому мочевой пузырь немного растягивается и лучше адаптируется к нагрузкам в будущем, а ребенок понемногу учится контролировать процесс.
Делать физические упражнения на развитие мышц мочевого пузыря и ягодиц:
· Приучаем считать до 5 сидя на горшке, прежде чем начать мочеиспускание. Постепенно увеличиваем время. Со временем даем дополнительную нагрузку – просим во время мочеиспускания ненадолго задержать процесс и продолжить дальше.
· Делаем «велосипед» и «ножницы ногами».
· «Ходим» на ягодицах, напрягая по очереди левую и правую ягодицу с вытянутыми вперед и расслабленными ножками.
· Приседаем с разведенными коленками, держась за стул или выставив вперед руки с мячиком.
· Лежим на животе, поочередно поднимаем вытянутые ножки.
Физические упражнения выполняем 8-10 раз по два подхода.
Такую гимнастику лучше сделать утренней или дневной. Для повышения мотивации у ребенка можно проводить тренировки в ярком костюме, с мячом и другими игрушками.
Источник: dzen.ru
Нейрогенный мочевой пузырь у детей
Нарушение мочеиспускания или дизурия у детей — распространенная и актуальная проблема в современном мире. Согласно статистическим данным, представленным российскими учеными, распространенность данной патологии достигает 15%. Зарубежные авторы озвучивают цифру еще больше — 30%.
Несмотря на то, что расстройства мочеиспускания напрямую не угрожают жизни ребенка, они негативно сказываются на его здоровье.
Во-первых, доставляют выраженный психологический дискомфорт — затрудняют общение со сверстниками, особенно в период адаптации к дошкольным и школьным учреждениям. Во-вторых, приводят к развитию осложнений, в том числе инфекционного характера.
Нейрогенный мочевой пузырь — часто встречающаяся патология детского возраста, которая проявляется различными сложностями мочеиспускания и формируется в результате дефектов нервной регуляции.
Нормальная анатомия и физиология мочевыделительной системы
Чтобы понять, почему у детей случаются проблемы с мочеиспусканием, нужно разобраться, какие органы участвуют в выведении мочи и понять, как они работают в норме.
Мочевыделительная система человека состоит из органов, которые формируют, накапливают и выводят мочу: почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал (уретра).
Важная роль отводится мочевому пузырю. Он представляет собой резервуар, который, получив и собрав мочу, увеличивается в размерах, а затем, когда объем жидкости достигает предела, и ее пора вывести из организма, сокращается.
Наполнение и опорожнение осуществляются за счет слаженной работы двух типов мышечных волокон: гладких мышц (детрузор) в стенке органа и поперечно-полосатой мышцы-зажима (сфинктера).
Во время наполнения детрузор расслаблен, а сфинктер, наоборот, плотно сжат и блокирует выход мочи в уретру. Когда полость заполнена, возникает желание помочиться. Усилием воли человек расслабляет сфинктер, а детрузор при этом сокращается, выпуская накопленную жидкость.
Сбор и выведение мочи находится в ведении периферического и центрального отделов нервной системы.
У малышей мочеиспускание — это безусловный рефлекс. Мочевой пузырь у них опорожняется в любой момент по мере его наполнения, порой ставя родителей в неудобное положение. Например, новорожденный может пописать прямо во время осмотра врача.
По мере развития нервная система ребенка забирает эту функцию на себя. Это происходит примерно к 3-4 годам, именно тогда вырабатывается навык и привычка ходить в туалет и правильно понимать позывы. Соответственно симптомы заболевания не проявляются до этого возраста.
Причины развития нейрогенного мочевого пузыря
При некоторых состояниях (травмы и пороки развития, опухоли позвоночника, дисфункция гипофиза и гипоталамуса, детский церебральный паралич, энцефалит) нервная система не может обеспечить слаженную работу гладких и поперечно-полосатых мышц, и тогда развиваются симптомы нервной мочевой дисфункции.
Специалисты выделяют два основных варианта заболевания:
— гипорефлекторный — накапливается значительное количество мочи, которая редко выводится. Состояние потенциально опасно развитием заброса застоявшейся инфицированной мочи в почки с последующим бактериальным воспалением (пиелонефрит).
— гиперрефлекторный или гиперактивный — моча не накапливается, а малыми порциями сразу выводится наружу.
Как проявляется нейрогенный мочевой пузырь у детей?
Родители могут обратить внимание на различные дизурические явления: ребенок слишком часто или редко ходит в туалет, может случайно обмочиться днем или во время сна, стал беспокойным, раздражительным, испытывает явные неудобства в детском саду или школе и находит причины их не посещать.
Чтобы заподозрить патологию, важно знать, что является нормой. Так, частота мочеиспусканий у детей старше трех лет, когда поход на горшок и в туалет уже становится осознанным действием, составляет 6-8 раз в сутки и далее с возрастом урежается до 3-6 раз в сутки.
Причем чаще всего ребенок ходит «по-маленькому» днем, а ночью спокойно спит. Сам процесс не занимает много времени и длится в среднем не более 20 секунд.
Стоит задуматься о гиперактивном типе мочевого пузыря, если ребенок начинает посещать туалет чаще 8 раз за сутки. При этом он испытывает настолько неожиданные и сильные позывы, что вынужден буквально бежать в уборную.
Несмотря на столь сильное желание помочиться, мочи выходит совсем немного. Также присутствует недержание ночью и днем.
Гипорефлекторный тип, наоборот, характеризуется редким посещением туалетной комнаты — всего до 3-х раз в сутки. Иногда ребенку даже приходится напоминать сходить помочиться. При этом писать он будет долго, ведь накоплено значительное количество мочи.
Если жидкость выходит не до конца, то может возникать чувство тяжести внизу живота и непроизвольное подтекание мочи по каплям.
Бытовые трудности, с которыми сталкиваются и родители, и дети, например, мокрые штанишки и пеленки, постоянный поиск уборной, необходимость брать горшок даже в короткие поездки — это лишь малая часть проблем.
Особую опасность представляют потенциальные осложнения: от инфекций до необратимой хронической болезни почек.
Особенности диагностики нейрогенного мочевого пузыря
Дизурия всегда требует всестороннего обследования врачами разных специальностей. Маленького пациента осматривает педиатр, уролог и нефролог, невролог и психолог.
Помимо стандартного осмотра и опроса, врач назначит обследование. Оно необходимо не только для того, чтобы правильно поставить диагноз, но и оценить состояние мочевыводящих путей, исключить осложнения.
Из лабораторных исследований значение имеют биохимические и общие показатели крови и мочи. Могут понадобиться и более редкие анализы, например, проба Зимницкого и посев мочи на питательные среды.
Из инструментальных методов обследования врач обязательно направит ребенка на УЗИ почек и мочевыводящих путей — важно понять, присутствует ли остаточная моча. Также могут понадобиться рентгенологические (урография) и эндоскопические (цистоскопия) исследования.
Большую диагностическую ценность имеет урофлоуметрия, когда специалист определяет скорость потока мочи во время мочеиспускания.
Возможности лечения нейрогенного мочевого пузыря
Объем лечебных мероприятий определяется тяжестью течения болезни и обычно включает в себя целый ряд назначений: от изменения образа жизни до хирургической операции.
В первую очередь, врач рекомендует наладить правильный распорядок дня, чаще гулять, полноценно спать и питаться, избегать нервного напряжения.
Среди немедикаментозных методов специалисты отдают предпочтение физиотерапии, психотерапии, а также рекомендуют тренировать мочевой пузырь и мышцы тазового дна с помощью специальных упражнений.
Фармакотерапия с применением лекарственных препаратов в зависимости от типа заболевания также широко распространена в клинической практике.
«Золотым стандартом» на протяжении уже более 20 лет является группа антихолинергических средств во главе с их наиболее известным представителем — оксибутинином. Он оказывает угнетающее действие на гладкие мышцы, расслабляет их, тем самым сдерживая позывы при гиперактивном типе заболевания.
Не менее важное место занимает группа М-холиномиметиков (дистигмина бромид, ацеклидин и другие), препараты которой назначают при гипорефлекторном типе заболевания. Эти лекарственные средства стимулируют моторику гладких мышц, позволяя мочевому пузырю чаще полноценно опорожняться.
Существуют данные об эффективности препаратов других групп. К сожалению, не все из них имеют достаточную доказательную базу и безопасны при длительном приеме.
В целях профилактики бактериальной инфекции периодически назначают уросептики в небольших дозах, иммуномодуляторы и различные фитосборы.
При гиперфункции практикуется введение ботулотоксина для расслабления гладких мышц. При гипофункции — врачи периодически прибегают к катетеризации.
Хирургическое лечение показано в том случае, когда консервативные методы себя исчерпали и не приносят должного результата. Чаще всего используют эндоскопические методики вмешательств.
Прогноз заболевания благоприятный при своевременном обращении к специалисту и соблюдении всех рекомендаций.
Источник: www.medargo.ru
Ребенок не чувствует что хочет писать
На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Елена Фурманова , 7 января 2018
Здравствуйте,для начала нужно исключить органическую патологию мочевого пузыря,почек. Вы сдавали мазки у гинеколога на флору,оам,мочу по нечепоренко,УЗИ брюшной полости и мочевого пузыря,мочу на стерильность,мочу ПЦР методом на Впг ЦМВ микоплазмы хламидии, токсоплазму?
Дарья , 7 января 2018
Елена, нет никакие анализы не сдавали и нет возможности их сдать.
Елена Фурманова , 7 января 2018
Если все исключено,тогда можно ставить диагноз нейрогенный мочевой пузырь и назначать дриптан.
Татьяна Федотова , 7 января 2018
Врач УЗД, Терапевт
Здравствуйте. Вам необходимо обратиться на прием к урологу вам назначат анализы после этого получите правильное адекватное лечение. Так как необходимо для начала исключить патологию если она есть.
Елена Фурманова , 7 января 2018
Все анализы в рамках ОМС. И их может выписать педиатр. А лечить неврологию ,если у нее в моче инфекционный агент,нет смысла или аномалия развития в почках,если есть.
Дарья , 7 января 2018
Елена, а просто пропить дриптан можно? или нет в этом смысла
Ольга Кельн , 7 января 2018
Детский невролог, Невролог
А как девочка сама это объясняет? Не чувствует позыва к мочеиспусканию?
Еще задам дополнительные вопросы: ко скольки годам ваш ребенок стал ходить на горшок самостоятельно днем? Ко скольки годам она стала удерживать мочу во время ночного сна?
Было ли какое-то стрессовое событие ( это могут быть не только отрицательные эмоции, но и положительные), предшествующее началу заболевпния?
В первую очередь нужно исключить воспалительные изменения-сдайте общий анализ мочи, исключите инфекцию. К тому же, учитывая, что девочка может подолгу ходить в мокром белье- инфекция могла развиться.Если в моче лейкоциты, бактерии, а возможно могут быть соли-лечение у нефролога либо педиатра.
Далее- посвятите день регистрации ритма мочеиспусканий: в течение суток записывайте, когда ребенок помочился и в каком количестве.
Например: 8.00- 130 мл.
Далее- узи с определением остаточной мочи: нужно сделать узи, когда ребенок хочет в туалет, затем помочиться, после чего посмотреть, остается ли моча в мочевом пузыре.
С результатами данных обследований- явка к неврологу, либо можете написать мне.
Гиперактивность в раннем возрасте, «внутричерепная гипертензия» тут абсолютно ни при чем. Дополнительных исследований головного мозга делать НЕ НУЖНО.
На данном этапе могу порекомендовать немедикаментозные методы: ведение дневника- завести календарь, на котором пусть дочь рисует солнышко, если день прошел сухо, тучку- если она писалась.
Стараться, чтобы в мокром белье ребенок не ходил.
Не стыдить, не ругать ни в коем случае-наоборот, говорить, что она справится, что это пройдет.
На ночь-после 19 часов ограничивать количество жидкости.
Источник: sprosivracha.com