Проблема нарушений письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо становятся основным средством усвоения новых знаний и навыком, определяющим успешность дальнейшего обучения.
Когда дети только начинают овладевать письменной речью, они часто пишут с ошибками. Как понять, что причина ошибок на письме не в лени и нежелании учить правила, а в том, что у ребенка дисграфия и ему требуется помощь логопеда?
Согласно определению (Садовникова И.Н.), дисграфия – это частичное специфическое расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких характерных для данного состояния ошибок.
Специфическими ошибками на письме являются те, что не исчезают самостоятельно в процессе регулярной практики, по мере овладения ребенка лексико-грамматическими нормами и правилами языка. Они устраняются в ходе длительной целенаправленной коррекционной логопедической работы.
Какие симптомы или ошибки на письме у детей являются проявлением дисграфии:
Обучение письму: Учимся писать письменную букву А. Подготовка к школе
- Ребенок не понимает, как правильно писать букву. Он может написать ее в другую сторону, не дописать какой-то элемент или заменить другим, похожим, и не заметить этого. Часто дети с дисграфией смешивают, путают написание а и о, и и ш, б и д, ди у, м и л и т.д. Так в тетрадях появляются «бятел», «шука», «мокоть» и т.п.
- Путает буквы, обозначающие похожие звуки, например, звонкие и глухие согласные, с и ш, зи ж, ч и ц, р и л, о и у. Так, ребенок пишет «Серкей» вместо «Сергей», «сорома» вместо «солома»«дедошка» вместо «дедушка», «лёбит» вместо «любит» и т.д. Часто выясняется, что такие же ошибки ребенок допускал раньше в устной речи, но со временем они исчезли, нередко в процессе целенаправленного логопедического воздействия.
- Не дописывает слова, пропускает, переставляет местами или добавляет лишние звуки и слоги. Мы сейчас говорим не о пропусках букв при стечении согласных в словах типа солнце или честно, когда нужно знать правило правописания орфограммы и использовать его на практике, а о пропусках звуков, которые, казалось бы, четко слышны, например, в ударных гласных. Так слово «корова» превращается в «крва», «лисица» в «лица», «ворона» в «ровона»,«брат» в «барт», «девочка» — «девочека» и т.д.
- Не владеет согласованием слов. Например, может написать «хороший кошка» или «дети бежала».
- Не может правильно разделить предложения на слова. Слова сливаются друг с другом, при этом часть слова может «выпасть».
- Не понимает, где заканчивается одно предложение и начинается другое, и какой знак препинания нужно поставить в конце.
Число специфических ошибок при постепенном усложнении материала увеличивается, т.е. проявления дисграфии усиливаются. Поэтому часто дисграфия становится заметной во втором или третьем классе, когда она становится препятствием для усвоения материала образовательной программы по разным предметам.
Учебные трудности нарастают, как снежный ком. В результате у ребенка из-за частых неудач и плохих оценок возникает и закрепляется комплекс «неудачника».
Как Научить Ребенка Писать Грамотно и Красиво ? Работающая Методика !
Поэтому очень важно первых дней обучения грамоте в начальной школе обращать внимание на характер ошибок ребёнка на письме.
Не стоит также начинать учить ребенка писать в 4-5 лет, т.к. в этом возрасте большинство детей не готовы к овладению письмом, и излишняя настойчивость родителей может только навредить и вызвать стойкую нелюбовь к учебе.
Если вы заметили специфические ошибки и проявления дисграфии в тетради своего ребёнка, нужно как можно скорее обратиться к логопеду. Он проведет обследование, определит причину и характер нарушения письма, разработает план педагогической и логопедической помощи.
Источник: nczd.ru
Как научить ребенка писать красиво и грамотно: все способы и хитрости
Расскажем о трех «китах» красивого письма – почерку, грамотности и аккуратности, а также поделимся советами, как научить первоклашку соблюдать эти правила, и как выявить дисграфию, если у малыша действительно ничего не получается.
С поступлением детей на обучение в школу и первыми сложностями у многих ответственных родителей возникает вопрос: как научить ребенка красиво писать, ведь 1 класс — основное период, когда закладывается красивый почерк и формируется элементарная грамотность. Сегодня мы постарались ответить на этот вопрос, приведя все известные мамам способы и лайфхаки.
Формируем красивый почерк
На почерк имеют влияние несколько основных факторов, каждый из которых достоин родительского внимания.
Источник: pixabay.com
Общее развитие мелкой моторики
Иногда детишкам бывает тяжело держать ручку и выполнять мелкие действия ей из-за того, что мелкая моторика ручек в принципе не развита. Повлиять на это можно различными упражнениями, например:
- Лепка из пластилина или глины (причем, чем мельче детали — тем лучше);
- Раскрашивание (по тому же принципу);
- Вырезание и оригами;
- Плетение из бисера;
- Мелкие игрушки вроде конструктора «Лего»;
- И даже банальное перебирание круп.
Условия письма
Ни для кого не секрет, что на качество почерка напрямую влияет то, в каком положении сидит пишущий: спина должна быть обязательно прямой, а ноги должны иметь точку опоры. Не менее важна и рабочая поверхность для упражнений. Организуй ребенку максимально удобное рабочее место, выбрав парту и стул подходящего размера, а также следи за осанкой малыша.
Источник: pixabay.com
Ручка для письма
Стоит отдать предпочтение шариковой ручке — пока первоклашка еще не научился бегло и аккуратно писать, это избавит тетради от бесконечных клякс и лишней грязи.
Позаботься о том, чтобы приспособление писало легко — без особых усилий — и достаточно тонко. Хорошо, если приспособление будет иметь специальную резиновую накладку на месте ее захвата пальцами. Так она не будет скользить, и ребенку не придется отвлекаться и тратить дополнительные усилия, чтобы удерживать ее.
Однако лучше купить сразу несколько разных пишущих приспособлений и дать первоклашке самому определиться, какой ручкой ему удобнее писать.
Источник: pixabay.com
Захват ручки
Необходимо с самого начала объяснить малышу, что в правильном положении для письма ручка должна лежать на боковой части среднего пальчика. Это — наиболее распространенная трудность у детей. Какие действия можно предпринять в этом случае? Можно отметить смывающимся фломастером точку прикосновения, на которой должна лежать ручка во время написания.
Не пропустите
Не пропустите
Можно использовать более хитрый способ: сложить небольшой листик бумаги и попросить малыша держать его двумя оставшимися пальцами — безымянным и мизинцем — во время письма.
Еще можно попробовать зафиксировать ручку в детской руке при помощи обычной резинки, а для самых продвинутых родителей придумали ручку-самоучку, которая помогает ребенку обрести красивый почерк.
Регулярная практика
Ничто из вышеперечисленных советов не даст результата, если не прилагать усилия во время ежедневных тренировок. Для первоклашек следует купить специальные прописи, а дети постарше — 2–4 класса — могут просто переписывать легкие тексты из книг ради тренировки.
Не пропустите
Не пропустите
Мотивация
Следует изначально объяснить малышу, насколько важно иметь хороший почерк и почему. Приведи пример, что если он напишет слово неразборчиво во время контрольного диктанта, учитель может посчитать, что там есть ошибка, и снизить оценку лишь из-за корявого почерка.
Источник: unsplash.com
Физические силы
Первоклашке очень трудно быть усидчивым на протяжении долгого времени. Многие ребятишки жалуются, что от долгого письма у них начинает болеть рука, и они устают. Если ты оказалась с ребенком в такой ситуации, предложи сделать пятиминутный перерыв и провести разминку для рук. Можно организовать ее в настоящей игровой форме или в форме считалочки, а можно просто хорошенько размять кисти и уделить внимание каждому пальчику. И, конечно же, не стоит перегружать малыша и заставлять сидеть его часами за партой.
Формируем грамотность
К счастью или сожалению, именно в начальных классах грамотность детского письма напрямую зависит от семьи, и совсем мало на нее может повлиять школа. Так как же научить ребенка писать красиво и грамотно?
Не пропустите
Не пропустите
В первую очередь необходимо развивать грамотность в семье, ведь если чадо всю жизнь от рождения слышало не правильное «класть», а простонародное «ложить» — школа тут вряд ли поможет.
Если ты слышишь в разговоре или видишь в тетради ошибки у своего малыша — обязательно исправляй их, а заодно старайся объяснить ему доступным языком, почему пишется или говорится именно так, а не иначе.
Источник: pexels.com
Второй момент, безусловно влияющий на грамотность письма — чтение. Как стилист формирует «насмотренность», глядя тысячи модных показов, так и первоклашка формирует грамотность, читая новые и новые книги. В этом моменте именно ты можешь повлиять напрямую на свое чадо, заставив его читать больше разной литературы.
Не пропустите
Не пропустите
Обогащая словарных запас малыша самыми различными способами — читайте вместе объявления и вывески, разбирайте труднопроизносимые слова в повседневной речи.
Как научить ребенка красиво и аккуратно писать?
Аккуратность — также важная часть письма наряду с почерком и грамотностью. Ни учителю, ни самому первоклашке не будет приятно брать в руки тетрадь с «мазней» и кривыми буквами, пляшущими в разные стороны.
Избежать клякс поможет правильно выбранная ручка, о которой говорится выше.
Также следует уделять внимание правильному наклону букв при обучении первоклассника письму и не менее важно соблюдать, чтобы все они были одинаковыми по размеру. Для этого можно воспользоваться специальными тетрадями для начальной школы с расчерченными диагональными наклонными, а также можно самой с помощью простого карандаша провести диагональные линии желаемого наклона и прямые линии, помогающими добиться одинаковой величины буковок.
Ради удобства малыша, стоит также проследить, чтобы тетрадь всегда лежала под нужным наклоном.
Как выявить дисграфию
Иногда некоторые мамочки и учителя думают, что ученик просто ленив и рассеян, однако не всегда это так. Если первоклассник при письме пропускает одни и те же буквы в словах или дописывает лишние, меняет местами слоги или вставляет ненужные окончания, не дописывает слова и не понимает, как делать перенос и где заканчивается предложение, стоит обеспокоиться и обратиться к специалисту.
Источник: lisa.ru
Обучение письму письменных букв русского алфавита в период обучения грамоте: просто о сложном
Прошло тридцать шесть лет с того дня, когда я впервые написала в тетрадях своих учеников слова «пиши красиво». Уже тогда я поняла, что многие дети, следуя только заданиям специальной тетради для обучения письму «Пропись», испытывают большие затруднения при написании первых письменных букв русского алфавита. Понимание мною значимости красивого почерка у ученика для его успешного обучения в старшей школе способствовало поиску дополнительных приёмов по преодолению данного затруднения.
Встречая свой новый первый класс в сентябре 2021 года, я задумалась о том, насколько важно ли для сегодняшних первоклассников учиться писать красиво. В современном мире ручку заменила клавиатура. И только школа остаётся единственным местом, где человеку приходиться много писать от руки. Этому есть объяснение.
Письмо от руки — это сложный комплексный вид деятельности, который участвует в развитии мозга человека. Нажимание на клавиши не дает такого развивающего эффекта. Письмо от руки заставляет «шевелиться» зоны мозга, которые отвечают за рабочую память, речь, пространственные функции, способность к переключению.
Поэтому, как и в начале своей педагогической деятельности, я продолжаю учить детей писать красиво. Конечно, в настоящее время при обучении детей письму я учитываю генетические особенности почерка каждого ребёнка. И под словами «писать красиво» подразумеваю читаемый и аккуратный почерк детей.
В своей статье я хочу поделиться своими методическими наработками по теме «Обучение письму письменных букв русского алфавита в период обучения грамоте». Под словами «просто о сложном» я буду иметь в виду приёмы, которые я использую при обучении детей письму от первых письменных букв до их читаемого и аккуратного почерка. Насколько непрост этот путь можно понять, глядя на работы детей с первыми письменными буквами русского алфавита в их тетрадях.
В настоящее время для обучения детей письму существуют прописи разных авторов. Но я думаю, что знакомство с каждой новой буквой в любой прописи проходит по следующему алгоритму:
анализ новой буквы – наблюдение над её элементным составом;
письмо новой буквы;
письмо слогов с новой буквой;
письмо слов с новой буквой;
На практике я убедилась, что шести — семи строк прописи для работы с новой буквой очень мало для формирования у ребёнка красивого почерка, с учётом того, что почти третья часть этих строк — это письмо по контуру. Я очень осторожно отношусь к письму по контуру. Так как считаю, что большая часть детей обводит контур, не читая слова, как узор.
К тому же повторяющиеся задания на страницах прописи перестают вызывать у детей интерес. Поэтому дополнительно к письму в прописи я использую задания, которые на мой взгляд, заметно облегают детям усвоение правил письма букв русского алфавита и вызывают у них интерес к письму письменными буквами.
Данные дополнительные приёмы помогают детям:
научиться писать в словах буквы с одинаковым наклоном, на одинаковом расстоянии друг от друга, одинаковой высоты;
усвоить правильное безотрывное написание букв и слогов – где начинать и где заканчивать, в каком направлении вести ручку, где нужно сделать отрыв в написании буквы; как соединить буквы в слоге.
Я не выделяю более или менее значимые приёмы для формирования у детей почерка и рассматриваю только их дополнительное комплексное применение к заданиям прописи при обучении письму письменных букв младших школьников.
Конструирование буквы из её элементов
До письма букв на первых страницах прописи дети знакомятся с элементами букв, которые часто повторяются в написании письменных букв русского алфавита:
прямая наклонная палочка;
прямая наклонная палочка с закруглением;
палочка с двумя закруглениями внизу и вверху;
прямая наклонная палочка с петелькой;
В дальнейшем важно, чтобы дети видели эти элементы в буквах, могли с их помощью написать букву. Поэтому при первичном анализе каждой буквы обязательно спрашиваю детей: «Сколько элементов в букве?» Затем прошу назвать и показать первый элемент буквы, второй…
На страницах прописи можно увидеть наглядный материал по усвоению детьми состава буквы из её элементов. Но не все дети могут представить это практически. Особенно при знакомстве с первыми письменными буквами. Поэтому очень полезно при анализе новой буквы собрать её из элементов на доске. Для изготовления элементов букв я использую бумагу для печати.
Элементы, сделанные из такой бумаги, легко крепятся на мокрой доске.
Элементы строчной письменной буквы а – палочка с закруглением и овал.
Закрепляем на доске первый элемент буквы овал.
Затем добавляем второй элемент буквы палочку с закруглением.
Видеофильмы в помощь
После усвоения детьми элементного состава буквы очень важно показать ребятам её безотрывное написание. Это может сделать учитель с помощью мела на доске. Но можно заменить показ учителя просмотром видеофильма, которые в большом количестве выложены на YouTube.
Пишем в воздухе
После показа детям правильного написания буквы предлагаю написать её в воздухе. Для этого, взяв в руки ручку и представив перед глазами лист бумаги, пишем её в воздухе. Это упражнение проделываем с детьми 2 — 3 раза.
Пишем ниточкой
Также поработать над безотрывным написанием букв можно с помощью ниточки, предложив детям придать ниточке вид буквы. Очень важно обратить внимание, что как ниточка нигде не разрывается при написании буквы, так и вы не должны отрывать руку при её написании. Но в русском языке встречаются буквы в написании которых есть отрыв между элементами. В этом случаем отрываем часть ниточки и дописываем следующий элемент.
Письмо через целлофан
Потренироваться писать букву, слог, слово до письма в прописи дети могут с помощью обычного прямоугольника из целлофана. Для этого накладываем целлофановый прямоугольник на букву, слог, слово, написанных в прописи, и обводим. Можно проделать это упражнение 2 – 3 раза с каждой буквой или словом. При этом дети не так волнуются и переживают, что напишут букву неверно, как при письме буквы сразу на странице прописи. И после такого упражнения более уверенно пишут в прописи.
Гороховые буквы
Также для усвоения детьми, что большая часть букв русского алфавита пишется безотрывно и только в написании некоторых делается отрыв можно собрать букву из гороха, закрепляя горошины на пластилиновую основу. При выполнении работы важно подчеркнуть, что если одна или несколько горошинок укатятся, то буковка может рассыпаться.
Штрихование картинок
С учётом того, что письменные буквы русского алфавита пишутся наклонно, а у детей наклонное письмо букв получается не сразу, очень полезно штриховать с детьми картинки наклонными линиями, идущими сверху вниз или слева на право. Также данное упражнение полезно применять и для тренировки письма круглыми линиями.
Картинки для штриховки скачиваю из сети Интернет и уменьшаю их до нужного размера. Обычно делаю размер сторон прямоугольника, на котором напечатана картинка, от 5 см до 10 см. Штрихуем картинку обязательно ручками, так как письмо ручкой требует особого нажатия на кончик стержня.
Письмо по образцу учителя
Для этого прописываю новую букву, слоги и слова с новой буквой в тетрадях в узкую линейку для дополнительного письма во внеурочное время. Конечно, предполагаю выполнение детьми таких заданий по желанию, так как обучение в 1 классе без домашнего задания.
Стимулирую ребят на выполнение таких заданий наклейками. Дети всегда ждут новых заданий и с радостью принимают от меня тетрадь в ожидании наклеечки! Ну а я всегда стараюсь найти за что можно похвалить ребёнка!
Списывание печатных текстов письменными буквами
Пожалуй, это самый сложный вид работы при обучении детей письму, когда детям приходиться списывать текс, написанный печатными буквами письменными. Но если в период обучения грамоте не учить этому детей, то на первых же уроках русского языка дети теряются, так как в прописи таких заданий нет. Поэтому уже с первых уроков письма даю детям задания данного вида. Сначала это небольшие тексты из двух – трёх предложений по два – три слова в каждом. Затем тексты более объёмные.
Очень важно чтобы при списывании текста у детей была возможность видеть письменные буквы русского алфавита. На случай если они забудут, как пишется буква, у них была бы возможность посмотреть и вспомнить её написание. В кабинете у меня всегда висит плакат с алфавитом. Обязательно перед письмом в тетради проговариваем с ребятами как правильно сидеть за партой, держать ручку во время письма. Стало традицией начинать письмо в тетради словами:
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Разноцветные буквы
Часто дети при списывании первых печатных текстов письменными буквами делают неверные соединения букв.
Для устранения данного затруднения я показываю соединения разноцветными буквами. Это можно сделать на доске с помощью цветных мелков. А можно для более крупной демонстрации с помощью презентации. Но в последнем случае потребуется проектор, экран, ноутбук или компьютер.
Хочу наглядно показать, как видоизменялся почерк самой маленькой ученицы в течение учебного года. На момент поступления в школу девочке было 6 лет 7 месяцев.
Конечно, не у всех ребят достаточно красив почерк на момент завершения обучения грамоте. Поэтому я продолжу работу по формированию у детей красивого почерка через минутку чистописания в начале каждого урока русского языка.
Также продолжу с ребятами рисовать, раскрашивать, лепить, вырезать, склеивать, конструировать для развития мелкой моторики.
Используемые источники:
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai