С какой неподдельной радостью все мы от мала до велика ждали Нового года! Подарки, сюрпризы, поездки, вкусности, онлайн-вседозволенность… Но каникулы «неожиданно» закончились, и, если взрослые довольно стойко вышли на свои рабочие места, то у детей всё иначе.
Первые два-три дня ребёнок идёт в школу с удовольствием: ему есть о чём рассказать одноклассникам, похвастаться, пообщаться с друзьями. А вот с учёбой ситуация противоположная. Дети, особенно младшеклассники, долго раскачиваются и вливаются в учёбу. Впереди их ждёт самая длинная четверть с набором очередных тестовых, самостоятельных и контрольных работ.
Родители, которые делают ставку на положительные результаты в учёбе своих детей, с первых дней ребёнка в школе начинают допускать ряд типичных ошибок. Прежде чем получить долгожданный результат, который программируют взрослые для своих детей, постарайтесь взглянуть на свою домашнюю систему обучения с другой точки зрения.
За время работы в школе у меня накопился и смешной, и печальный опыт, которым захотелось поделиться с родителями.
Ребенок стал хорошо и вдумчиво читать, и может спокойно пересказать текст | Ольга Чернова
1. Учитель дома
Многие родители практически готовят уроки за своих детей, разъясняют им учебный материал, исправляют ошибки, выполняют проектные работы. Мало того что у ребёнка не развиваются навыки самоконтроля и самооценки — родители часто демонстрируют свою некомпетентность, окончательно сбивая его с толку.
Из опыта: на собрании родителей будущих первоклассников я разъясняла тонкости обучения грамоте. На мою фразу: «Вы же понимаете, что в русском алфавите нет буквы «мэ», получила возмущённый ответ: «Как это нет? Что вы такое говорите?»…
Совет: пусть ребёнок учится на своих ошибках. Образовательным процессом руководят профессионалы, не берите на себя «повышенных обязательств».
2. Помните: фамилия Эйнштейн довольно редкая
Отличная учёба — предмет гордости родителей. Но оценочный ярлык «отличник» или «двоечник», как показывает жизнь, не является ни показателем выдающихся способностей ребёнка, ни гарантом его успеха в будущем, в частности финансового.
Из опыта: у моего ученика Серёжи Н., стеснительного и медлительного мальчика, во втором классе по всем проверочным работам не было отметки выше трёх баллов. Мама водила его на занятия по рок-н-роллу, в музыкальную школу, в бассейн и к репетитору по английскому языку, а в школьном портфолио ребёнок написал, что больше всего ему нравится собирать из деталей модели кораблей и самолётов, и ни слова про спорт, музыку и лингвистику…
Совет: постарайтесь помочь своему ребёнку раскрыть его интересы, ведь вам знакомо известное деление людей на «физиков» и «лириков». Ваш кто?
3. Школа важнее всего
Эту фразу традиционно, но неразумно, на мой взгляд, произносили и наши родители. Как справедливо заметил известный детский доктор Евгений Комаровский: «Счастливый ребёнок — это, прежде всего, ребёнок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке». Сложно с ним не согласиться, но большинство родителей всё же мечтают, чтобы их чадо было лучше и успешнее своих сверстников, причём именно в сфере образования.
7 СПОСОБОВ: Как заставить себя учиться? | Психология | TutorOnline
Из опыта: до середины учебного года второклассник Никита С. практически каждый понедельник приносил мне тетрадь, исписанную за выходные дни, — упражнения, диктанты, задачи, примеры и т. д. Мама была уверена в том, что регулярные дополнительные занятия будут полезны её ребёнку. Результат был совершенно противоположный: вторую половину учебного года Никита проболел, дважды лежал в больнице…
Совет: расставьте семейные приоритеты в отношении своих любимых детей. Что для вас важнее здоровье или школьные отметки?
4. У тебя «три» — подарка не жди
Обычным способом родителей воодушевить своих детей на учёбу является обещание дорогих подарков в случае хороших отметок. Но это лишь временное спасение, ведь стремление ребёнка получить ту или иную награду в конечном счёте не приведёт к стабильным знаниям. Конечно, в исключительных случаях награда за личные достижения может быть оправдана (ключевое слово — исключительных).
Из опыта: папа обещал Насте З. подарить новый телефон, если итоговый тест по математике в четвёртом классе она выполнит на «пять». Увидев ошибки в работе и количество набранных баллов, девочка так истошно закричала, что мы с детьми остолбенели, а из соседних кабинетов ко мне в класс прибежали перепуганные коллеги…
Совет: поверьте, лучшая награда для наших детей — это любовь и поддержка.
5. Я лучше знаю!
Другая достаточно распространённая ошибка современных родителей — механическое перенесение собственного опыта обучения на своих детей. Мы забываем о том, что у них, оказывается, есть право выбора и личное мнение, к которому всё же необходимо прислушиваться. Задача взрослых — уметь разумно и доступно обосновать свои родительские требования.
Из опыта: в первом классе на выставку «Моя любимая книжка-малышка» Данил Р. принёс старинную и явно дорогую книгу, которую явно первый раз держал в руках. Отчеканив отрепетированный и заученный монолог, Данилка, смущаясь, так и не смог объяснить, почему эта книга является его любимой «книжкой-малышкой»…
Совет: помните — учиться в школу ходит ребёнок и там он приобретает свой личный опыт.
6. Сыскное агентство
Всё больше мам и пап становятся «детективами» с новейшим техническим обеспечением. Они знают ВСЁ: как выполняются домашние задания и прочие работы, даты экзаменов (помогает интернет и родители одноклассников) и уже через пять минут после диктанта настойчиво пытаются узнать результат.
Из опыта: однажды мне позвонила мама моей ученицы и спросила, точно ли такие же задания, которыми с ней поделилась родительница из другого четвёртого класса, будут в завтрашнем пробном(!) мониторинге. Хотела подготовить дочь. Было около одиннадцати часов вечера…
Совет: постарайтесь найти золотую середину, ведь помощь в учёбе и тотальный контроль — разные вещи.
7. Быстрее, выше, сильнее!
Часто родители стремятся добиться слишком быстрых результатов в учёбе, не понимая, что это длительный процесс со своими взлётами и падениями. Мамы и папы хотят, чтобы дети как можно раньше обучились иностранным языкам, умели читать и писать до поступления в начальную школу и щёлкали задачи.
Из опыта: на родительском собрании в середине первого класса одна мама с недоумением поинтересовалась: «Почему вы не спрашиваете таблицу умножения? Мы с Дашей её выучили!»
Источник: klops.ru
Третья четверть: как помочь ребенку пережить ее
Начиная с первых дней февраля большинство школьников начнут приносить домой не такие хорошие оценки, как в первые дни после зимних каникул. А уже к концу последнего зимнего месяца их успеваемость и вовсе начнет стремиться вниз. И это объективный процесс, а не «почему ты обленился» или «когда ты возьмешься за учебу». К тому же дети начнут массово хандрить и даже болеть. Педиатры и школьные психологи называют это синдромом третьей четверти — самой длинной в учебном году.
Счастливы те школьники, которые учатся по триметровой системе! У них нет никакой третьей четверти: после январских каникул их ждут еще февральские. А вот те родители, чей ребенок учится по традиционной четвертной системе, должны быть готовы к непременному проявлению синдрома третьей четверти. Да и всем остальным не грех воспользоваться ниже перечисленными советами — просто затем, чтобы поддержать своего сына или дочь на перевале от зимы к весне.
Откуда берется синдром третьей четверти
Врачи утверждают, что важнейшая причина возникновения этого синдрома — банальная нехватка солнечного света. Не случайно, скажем, в городах, расположенных за Полярным кругом, во всех школах существуют дополнительные февральские каникулы. Но стоит опуститься километров на сто южнее — и все зависит от системы организации учебного процесса.
А между тем, природе совершенно безразлично, каков он. Человеку необходимо достаточное количество солнечного света ежедневно. И если его не хватает, наш организм впадает в своего рода спячку, стараясь сберегать силы и не перенапрягаться в темное время суток.
Вторая причина злополучного синдрома — нехватка свежего и, что важнее, достаточно насыщенного влагой воздуха. По морозу особо не погуляешь, а в помещениях воздух высушен из-за постоянно работающего отопления. И все это накладывается на естественным образом снижающийся запас витаминов в организме: к весне мы все подходим с явным авитаминозом.
Но есть и сугубо антропогенные факторы, влияющие на проявление синдрома третьей четверти. По всем школьным программам наиболее сложные для восприятия темы откладывают на январь-март, когда школьники достаточно «раскачаны». Но детский организм, требующий солнца, воздуха и витаминов, сопротивляется — и начинаются перегрузки. А тут еще и родители, которые переживают похожий синдром, хотя и в более легкой форме, начинают предъявлять нетерпение и повышенные требования к своим чадам. Вот и начинаются болезни, снижение настроения и общего жизненного тонуса.
Как определить, что нежелание учиться — это совсем не лень
Конечно, далеко не все школьники превращаются в замученных учебой лунатиков к середине февраля. Прежде всего это касается учеников младшей и средней школы — старшеклассники лучше сопротивляются. Кроме того, то, что для одного ребенка оказывается непосильным испытанием, для другого может быть легкой неприятностью. Но в любом случае, даже если вы уверены в собственном сыне или дочери, стоит проверить, не проявляются ли у них ниже описанные симптомы.
Психологи предупреждают, что первый и самый главный признак — это снижение успеваемости, касающееся всех предметов. И подчеркивают: всех, то есть даже самых любимых! Если ваш ребенок, бредивший математикой или являющийся светом в окошке для учительницы русского и литературы, начал приносить тройки и двойки по этим предметам — пора волноваться.
Хватит сидеть
Второй признак — постоянная сонливость. Если ребенок начинает проситься подремать перед тем, как сесть за уроки, — это повод задуматься. Если он начал ложиться в постель на час-полтора раньше обычного и по собственной инициативе, хотя раньше так не делал, это уже основание для тревоги. А вот если он, легко поднимавшийся по утрам, теперь еле-еле вылезает из постели и завтракает, не открывая глаз — пора бить набат и диагностировать у ребенка, пусть и великовозрастного, упадок сил!
Точно такой же реакции требует внезапное изменение прежде стабильного детского настроения. Когда у школьника начинаются резкие скачки настроения, если он становится необыкновенно плаксивым или, напротив, без причины агрессивным, значит, детская психика устала. А если такие странные состояния еще и меняются с необыкновенной частотой, дело зашло уже достаточно далеко для того, чтобы принимать меры.
Еще один симптом, свидетельствующий, что школьник страдает синдромом третьей четверти — участившиеся внезапные жалобы на здоровье. Прежде вполне здоровый ребенок вдруг начал жаловаться на частые недомогания, головную боль, болящий живот или тошноту? У него вдруг стала подниматься по вечерам без всякой причины температура? Это явный признак переутомления.
А у подростков, говорят психологи, есть еще один, свойственный именно этому возрасту симптом — внезапно выросший интерес ко всяким мистическим штучкам. Свидетельством тому служит повышенное внимание, которое ваше чадо вдруг стало уделять разного рода приметам, его увлечение гаданием, мистической литературой или оккультизмом (что, как правило, хорошо заметно по появлению у ребенка соответствующих атрибутов). Это означает, что ему уже не хватает своих сил на то, чтобы справиться с учебой, и ребенку требуются заемные, которые он и ищет в столь странной области.
Что противопоставить синдрому третьей четверти
Первый и самый главный пункт — некоторое изменение и одновременно строгое поддержание режима дня. Строгий ритм жизни дает возможность нашему организму заранее рассчитывать свои силы, а значит, позволяет меньше уставать. Хотя бы на три месяца, до весенних каникул, возьмите на себя труд самым жестким образом настаивать на соблюдении режима дня ребенком — и результат не заставит себя ждать.
Но одновременно пойдите и на то, чтобы дать ребенку больше времени на отдых. Скажем, настаивая на том, чтобы дети поднимались достаточно рано, нужно дать им и возможность высыпаться. А значит не только сделать отход ко сну более ранним, но и предусмотреть для ребенка возможность передремать днем.
Как правило, детям хватает от 20 до 30 минут такого дневного сна, чтобы восстановить свои силы. Еще одно необходимое послабление — допустить, чтобы перед приготовлением уроков ребенок отдохнул. То есть не «сделай уроки, а потом иди гуляй», а «погуляй часок и садись за уроки». Для прогулки детям нужен нормальный дневной свет, а заниматься можно и при электрическом.
Кстати, об электрическом свете. Даже если вы изо всех сил экономите на электроэнергии, во время третьей четверти постарайтесь об этом забыть. Пусть в комнате у ребенка горит все, что может гореть: и верхний свет, и настольная лампа, и бра над кроватью. Важное условие: весь этот свет должен быть теплым. А значит, если лампочки светят белым — холодным — светом, сходите в магазин и купите те, которые будут светить теплым желтым.
Средством борьбы против синдрома третьей четверти служит не только свет, но и цвет. Помогите ребенку украсить свою комнату яркими элементами! Пусть у него будет цветное белье на постели, плюс какие-нибудь красные или зеленые подушки-«думки» на ней, плюс яркие плакаты на стене… Даже обложки для тетрадей и учебников, если есть такая возможность, лучше сменить на более яркие. Ну, и совет на будущее: лучше заранее позаботиться о том, чтобы даже зимняя одежда у детей была яркой: это тоже поможет бороться с зимней серостью.
Работа в радость
Что еще осталось из причин зимнего переутомления? Авитаминоз. Чтобы справиться с ним, недостаточно вялых парниковых овощей и фруктов, которые к тому же весьма негуманно стоят в это время. Поэтому стоит взять на вооружение современные мультивитаминные комплексы и проследить, чтобы ребенок принимал их вовремя и в достаточном объеме. Выбрать их можно самостоятельно, следуя советам фармацевтов и надписям на упаковках (как правило, такие комплексы дифференцированы по возрасту детей), или попросить совета у участкового педиатра.
Что касается участившихся жалоб ребенка на здоровье, то на них нужно реагировать адекватно. То есть оставлять ребенка дома, если он жалуется на живот, сердце, голову, внезапную температуру и так далее. Даже если через час от симптомов «заболевания» не останется и следа, ребенок получит самое важное в это время года лекарство — отдых. Только проследите, чтобы он не «сидел» в электронике.
И напоследок — самый главный совет. К концу зимы мы все устаем, и взрослые, и дети. И больше всего на свете нам нужны любовь и внимание. Так что будьте готовы заранее простить своим детям все двойки, выговоры от учителей и размолвки дома — в этом виноваты не они, а хандра и усталость. А любовь, как известно, способна справиться практически с любой болезнью, и уж точно — с синдромом третьей четверти.
Источник: mir24.tv
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Работа с родителями Беседы, консультации для родителей Синдром последней четверти
Синдром последней четверти |
Работа с родителями — Беседы, консультации для родителей |
Устали к концу учебного года школьники — ох, устали! Поэтому не спешите отчитать ребенка за плохие оценки, отругать за недисциплинированность, наказать за лень. Подумайте, как ему помочь. В этом случае нельзя
Главное меню
Источник: www.vashpsixolog.ru |