Дисграфия — это нарушение письма, при котором у ребенка наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Например, он путает или не дописывает буквы, пропускает слова в предложении, добавляет лишние «закорючки». По статистике, дисграфия наблюдается более чем у 50 процентов младших школьников и приблизительно у 30 процентов учеников средней школы. Рука об руку с этой проблемой идет дислексия — затруднение с распознаванием текста при чтении.
Причины
Условно все причины дисграфии можно разделить на две большие группы:
- органические — например, недоразвитие или поражение головного мозга, тяжелое течение беременности и родовые травмы, воспалительные, инфекционные и соматические заболевания;
- социально-психологические — например, билингвизм в семье, нечеткая речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых и раннее обучение грамоте или иностранному языку. Дисграфией часто страдают дети, которые учатся писать на неродном для себя языке. Иногда нарушения письма возникают у детей, пишущих левой рукой или переученных с левой руки на правую, хотя в последние годы такое практикуется редко.
Освойте профессию логопеда с нуля и приступайте к практике прямо в процессе обучения!
Что делать, если ребенок пропускает буквы при письме? Система упражнений для устранения проблемы
Что будет?
Азы коррекционной работы со взрослыми и детьми, много практических заданий и обратная связь от экспертов.
А что в итоге?
Востребованная специальность и диплом установленного образца.
Доступна рассрочка.
Симптомы
Распознать дисграфию неспециалисту сложно. Часто ее путают с неразборчивым почерком или незнанием норм русского языка. Если ребенок неправильно пишет, это еще не диагноз. Но однотипные и повторяющиеся ошибки должны насторожить педагога. Проблемы с письмом у дисграфика довольно типичны.
- Меняет буквы на похожие.
Буквы могут быть похожи по виду или звучанию: «М» и «Л», «С» и «З», «И» и «М» и так далее. - Дописывает лишние крючки в буквах или не дописывает необходимые.
«И» может превратиться в «Ш», «Л» — в «А». Ребенок выдумывает совершенно новые буквы, которых не существует в русском алфавите. - Слепляет или разделяет слова там, где это не требуется.
В тетради дисграфика можно увидеть, например, «потомучто», «кош ечка». - Отзеркаливает буквы.
То есть пишет их в другом направлении. Чаще всего страдают гласные «Я» и «Э». - Неправильно изменяет слово или изобретает его заново.
Например, пишет «облакастый» вместо «облачный». - Пропускает или переставляет буквы, слоги или целые слова в предложениях.
Например, «погса» вместо «сапог». - Пишет неразборчиво.
Самый неоднозначный симптом, который может сигнализировать и о нарушениях письма, и о неправильно подобранной ручке, и о несформированном захвате. Поэтому делать заключение на основании только неразборчивого письма нельзя. Стоит использовать этот аргумент лишь как дополнение к более явным признакам.
Диагностика
Диагностикой дисграфии занимается логопед. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть подозрение на дисграфию, он проводит целый ряд исследований:
Дисграфия: речевые и письменные ошибки школьников. Причины и способы коррекции.
- анализирует письменные работы ребенка на наличие типичных и повторяющихся ошибок;
- изучает общее речевое развитие;
- исследует строение артикуляционного аппарата, моторику, определяет ведущую руку;
- наблюдает, насколько верно ребенок произносит звуки, различает ли их на слух, может ли разделить слова на слоги;
- оценивает уровень словарного запаса и грамматического строя речи (ГСР);
- дает задания на списывание, письмо под диктовку, умение составить описание по картинке, навыки чтения.
Все эти показатели оцениваются комплексно. Например, ребенок может делать ошибки на письме, но при этом у него хорошо сформирована речь, он без проблем составляет короткие описания и общается с логопедом. Тогда для уточнения диагноза его направляют к врачам: неврологу, офтальмологу, психиатру или сурдологу — специалисту по слуху. Причина ошибок может быть самой парадоксальной, поэтому обследование не повредит.
Коррекция
Дисграфию, как и любое нарушение, может исправить только специалист. Не стоит надеяться, что «само наладится», и пускать процесс на самотек. Чем раньше распознать нарушение и квалифицированно помочь ребенку, тем проще будет забыть о проблеме навсегда.
Если форма дисграфии легкая, можно обойтись несколькими занятиями с логопедом. При тяжелой могут потребоваться годы работы.
Иногда у ребенка выявляется аграфия — полная неспособность к письму. Тогда скорректировать нарушение становится невозможно. Но адаптироваться и жить полноценно вполне реально, и в этом тоже поможет логопед.
Коррекции нарушения у ребенка или нескольких детей в классе способствуют специальные игры, которые можно применять на уроках или давать в качестве домашнего задания. Вот только некоторые из них:
Графический диктант по клеточкам
Педагог называет ребенку последовательность, которая должна сложиться в определенный рисунок: «Одна клетка вниз, две клетки вправо, три клетки вниз». В итоге получается, например, заяц. Эта игра формирует у детей умения, необходимые для подготовки руки к письму, развивает мелкую моторику и координацию движений, дает основы пространственного мышления.
Лабиринты
По назначению игра в лабиринты похожа на предыдущую. Задача — довести героя из точки А в точку Б. Начинать можно с простых лабиринтов, где только одна дорожка, постепенно переходить к нескольким переплетенным путям. Лабиринты учат детей мыслить логически и сосредотачиваться.
Хлопушка
Ребенку нужно услышать загаданный звук в слове и хлопнуть. Например, звук «а» в словах: «слон», «курица», «петух», «единорог», «олень», «лиса», «собака», «орел». Упражнение развивает фонематический слух и внимание.
Сыщики
Нужно найти «спрятанные» буквы или предметы, где спрятан загаданный звук. Например: «Найди все звуки И на улице». Ребенок называет машИну, таксИ, сИнИцу, зданИя, качелИ. Игра, как и предыдущая, направлена на формирование фонематического слуха.
Сюжетные картинки
Задача игры — составить осмысленный сюжетный рассказ: что было в начале, в середине и в конце. Например, «Мальчик шел по улице, споткнулся и упал». Ребенку нужно отследить и логично описать причинно-следственную связь: что за чем следует. Выстраивая сюжет, ребенок развивает речь и расширяет словарный запас.
Закорючки
Из различных закорючек требуется собрать письменные или печатные буквы. Сами закорючки при этом могут быть нарисованы, вырезаны из картона, слеплены из пластилина или отрезаны от веревки. Это хорошее упражнение на умение идти от частного к целому, обращать внимание на детали и правила написания букв.
Для профилактики дисграфии логопеды рекомендуют отказаться от изучения второго языка в раннем возрасте, больше разговаривать с ребенком, следить за его речью, так как любое нарушение проще предотвратить, чем скорректировать.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Пропуск букв на письме. Как решить эту проблему у ребёнка?
О борьбе с пропуском букв написано много статей и разработано немало упражнений. Отмечают две причины таких ошибок:
– Отсутствие внимания и самоконтроля при письме.
При работе со школьниками я наблюдал такой момент. В первых классах преобладает логопедическая причина – трудности с произношением и восприятием некоторых звуков, дисграфия в написании букв и слов. Начиная со второго класса, первая причина уходит на второй план, а резко увеличивается процент детей с пониженным вниманием и самоконтролем. Причём буквы пропускать начинают «нелогопедические» школьники. Рекомендации и упражнения по многократному переписыванию и проверке больших текстов и заданий лишь усугубляют проблему и развивают отвращение к письменным работам, приводят к конфликтам в семье с выполнением домашних заданий.
Итак, задача №1. Определить причины пропуска букв у конкретного ребёнка.
Факторы: логопедия, внимание, самоконтроль.
Определить логопедические ошибки нетрудно. Школьник путает похожие звуки или пропускает буквы с неслышимыми или двойными звуками. Чаще всего с буквой Ё.
Определить уровень внимания и самоконтроля по виду ошибок очень трудно. Поэтому переформулируем задачу.
Создать упражнение, в котором будет работать только один фактор: или внимание или самоконтроль.
На первый взгляд, это одно и то же, но давайте посмотрим, как реализуются эти факторы. Внимание включается через зрение, информация о написанном идёт в мозг, и человек контролирует уже написанное . Но нам-то нужен самоконтроль того, что ещё не написано. Поэтому убирать из данной пары надо внимание, которое идёт через зрение.
Решение . Игра «Жмурки». Написать слова или предложения с закрытыми глазами.
Условия . На чистом листе формата А4 пишем три раза по 5 слов или 3 предложения по 5 слов. Слова из четырёх-восьми букв. Скорость медленная, а быстро и не получится.
Оценка . Не оценивать ровность строки, промежуток между словами, разрыв слова или наложение после букв с верхним окончанием: б, ё, в, о, ю, э, ъ, ь, й. Не обращать внимания на орфографические ошибки по незнанию правил или словарных слов. Как правило, у нелогопедических детей с хорошим самоконтролем пропусков букв почти не бывает. Могут быть неполные буквы ш, щ, м, т и их соединения с буквами из крючочков и, л, ц.
Самоконтроль слабый, если количество ошибок больше, чем в аналогичных предложениях, написанных под диктовку с открытыми глазами. Также можно определить утомляемость (время длительности самоконтроля) непрерывного письма при сравнении написания начальных слов и конечных.
Подведём промежуточный итог.
Если причина пропусков букв логопедическая, то наблюдаются ошибки в конкретных звуках и местах слов. Упражнений для устранения данной проблемы много. Они направлены на развитие фонетического слуха.
Проблемы с вниманием выражаются, как правило, в ошибках при списывании текстов. В мозг уже поступает неверная информация. Этот фактор можно исключить, если писать тексты под диктовку или свои придуманные слова и предложения.
Давайте проанализируем фактор самоконтроля и способы развития этого качества. В Интернете я нашёл множество упражнений, направленных на формирование образа слова: «Магазин», «Кузовок», «Древнерусское письмо», «Словесные цепочки», «Бухгалтер» и др. Конечно, это хорошие игры, улучшающие правописание, но подходят ли они к нашей проблеме – пропуск букв?
Посмотрим объекты, на которые направлены эти игры. Это слова и буквы, из которых они состоят. А теперь возьмём конкретный пример: школьник пишет слово волк без буквы О или Л, при этом он прекрасно знает образ этого слова и потом смеётся, когда видит свою ошибку. Здесь ошибка не привязана к конкретной букве или звуку, или правилу. Так что же будет объектом для решения данной проблемы?
Сравним слово ВОЛК с результатами написания ВЛК и ВОК. Отличие не в буквах, а в их количестве. Поэтому объектом для задачи надо брать количество букв в слове и создавать упражнения под этот параметр.
Задача №2. Придумать упражнение-игру, в которой результатом будет правильное количество букв в слове. Ужесточим требование, учитывая нелюбовь школьников к письму: игра должна быть без написания слов.
Решение: игра с условным названием «Хоккейный счёт».
Правила . Ведущий называет слово, например, «ВЕТЕР», а игрок называет количество букв в каждом слоге в виде счёта – 2:3. Время на ответ 5 сек для слов до 6 букв и не более 10 сек для других.
ПАУКИ – 2:1:2, СТОЛ – 4:0, ВЕРБЛЮД – 3:4, ШКОЛЬНИК – 5:3.
Рекомендации .
Вводить условие выигрыша матча, например, до 5 или 10 побед или проигрышей.
Деление на слоги делать в разрыв между согласными. Например, КОШ-КА, а не КО-ШКА.
Игрок может записывать свой счёт для его проверки по загаданному слову.
Возможная проблема . Ребёнок не умеет делить слова на слоги.
Решение. До игры проговаривать и простукивать другие слова по слогам. Тренироваться в игре « Хирург». Правила:
Карандашом поделить текстовые слова из книжек или словаря вертикальными чёрточками между слогов, как бы делая хирургические разрезы.
Рекомендации .
Проводить операции не менее, чем с 30 словами. Можно делать это в учебнике в упражнениях домашнего задания.
Для закрепления этого навыка использовать приём-игру « тормоза» при выполнении домашнего задания. «ТОРМОЗА» включаются для руки после каждого слога в записываемом слове. В конце каждого слога школьник должен оторвать ручку от бумаги на короткое время. Хороший результат, если он сможет сделать все остановки в 5 словах подряд, не теряя обшей скорости письма более 15%.
И ещё об одной проблеме по самоконтролю и представлению образа слова. Рука школьника не успевает за мысленным представлением заданного слова, а само слово в его голове имеет размытый образ по местоположению букв да ещё внимание не концентрируется на текущей букве.
В какой-то мере для решения этой проблемы подходит игра-упражнение «Древнерусское письмо», где развивается концентрация внимания и самоконтроль за счёт замены буквы на тире. Минусом является то, что заменять требуется только гласные буквы, и то, что эти буквы не пишутся.
Формулируем противоречие : « Буквы должны быть заменены, чтобы устранить возможность пропуска, но они должны быть написаны, чтобы сохранился образ слова».
Решение . Замена букв производится с письменной на печатную и не только гласных.
Игра «ПП» – письменная – печатная.
Правило . Объявляется буква, которую надо писать печатной формой в диктуемых словах. Например, объявляется буква Е и диктуется слово ВЕТЕР. Оно должно быть записано игроком вот так: в Е т Е р.
Проигрыш засчитывается даже тогда, если пошло соединение от предыдущих букв. В нашем случае от букв в и т. Между названной буквой должны быть просветы с соседними буквами.
Игра разбивается по сложности и уровням. Сложность определяется количеством слов и количеством заданных букв. Количество слов не более пяти. Их можно диктовать одним предложением. Количество букв не более трёх.
Например, задание второй сложности. Объявляются буквы: А и К и диктуется предложение: «Шакал кушал шашлык». Должно быть записано: « ш АКА л К уш А л ш А шлы К ».
Уровни или лиги (вторая лига, первая и высшая) определяется местоположением требуемой буквы.
Вторая лига – это когда печатается объявленная буква. Это предыдущий пример.
Первая лига – это когда печатаются буквы перед объявленной. Например, для нашего предложения про шакала и объявленной буквой К должно быть написано: « ш А ка Л кушал шашл Ы к».
Высшая лига – это когда печатаются буквы за одну перед объявленной. Для нашего примера и буквы К должно быть написано: « Ш ак А л к уш а л ш а ш Л ык».
Первая и высшие лиги заставляют представлять местоположения букв заранее, что концентрирует внимание и повышает самоконтроль.
Итак, для решения проблемы «Пропуск букв» предлагается набор игр в последовательности.
«Жмурки», «Хирург», «Хоккейный счёт», «Тормоза», «ПП».
Из опыта работы с трудными детьми в течение 20 лет, могу сказать, что проблема пропуска букв снимается после игр в «жмурки» , «хирурга» и «хоккейный счёт» у 90% школьников. Реже приходилось использовать «Тормоза», а игра «ПП» интересна как для детей, так и для взрослых, если они будут играть вместе.
Успехов вам родители и учителя!
Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Источник: dzen.ru