Ребенок рисует огонь что это значит

Бывают проблемы, которые трудно осознать и сформулировать даже взрослому. А дети и вовсе не умеют анализировать свои переживания. Когда слов не хватает, на помощь приходят рисунки! Рассказываем, как изображение дома поможет понять вашего малыша

Маша Гусева

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Тест «Дом, дерево, человек»

Тест «Дом, дерево, человек» придуман психологом Джоном Баком в 1948 году и используется до сих пор. Все просто: испытуемому нужно нарисовать три упомянутые в названии фигуры, после чего психолог сможет оценить его эмоциональное состояние, изучив получившийся триптих.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы провести исследование по всем правилам, потребуется специальная подготовка и методичка на 350 страниц, но мы не будем столь строги. Дело в том, что все заявленные в названии фигуры призваны показать одно и то же — внутренний мир автора, а утроение просто позволяет избежать разночтений: характерные признаки повторяются на каждой картинке. Поэтому пусть ваш ребенок нарисует только дом, а для того, чтобы выявить случайности и закономерности, порасспрашивайте его про наиболее странные детали получившейся картины. Тест годится для детей старше 3 лет.

Психологический анализ детского рисунка Методика проведения самостоятельного анализа по шагам

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Инструкция

  1. Приготовьте лист бумаги и цветные карандаши.
  2. Озвучьте задание: «Нарисуй, пожалуйста, дом. И постарайся сделать это как можно лучше».
  3. Понаблюдайте, как ребенок рисует.
  4. Когда шедевр будет готов, проведите с творцом маленькое интервью: «Кто живет в этом доме?», «Это счастливый дом?» и так далее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Расшифровка

Возможно, нормальный дом для вас — панельная двадцатиэтажка или бунгало с бассейном, но у психологов правильным считается примитивное сооружение с парой окон, дверью, остроконечным верхом и трубой. А вот отсутствие на картинке всех этих деталей, непрорисованное основание дома, незакрашенная крыша, строительные просчеты (окна треугольные, дверь маленькая, а то и вовсе нет ни того, ни другого) — говорят о том, что у художника есть определенные психологические проблемы. Расшифровывая картину, не забудьте сделать скидку на возраст ребенка. Так, например, труба, торчащая из крыши под углом, наводящем на мысль о нетрезвом печнике, вовсе не означает, что малыш подсознательно стремится угореть. Это нормальная деталь детского рисунка.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Крыша

Чем она выше и оригинальнее, тем богаче детская фантазия. А вот плоская и плохо прорисованная крыша говорит о том, что вам пора заняться с малышом интеллектуальной зарядкой. Не слишком ли много времени он проводит перед телевизором?

Труба

Это символ теплоты отношений. Если ее вообще нет на картинке, значит, вы излишне строги с ребенком и ему явно не хватает банальной родительской ласки. Труба размером с колокольню Ивана Великого и густым дымом, валящим из нее, говорит о том, что в душе ребенка кипят слишком уж бурные страсти и справиться с ними самостоятельно он не может. Возможно, вы перегружаете малыша «взрослой» информацией, которую он пока не в состоянии правильно «обработать».

Рисунок ребенка – состояние его души. Советы семейного психолога

Дверь

Эта деталь рисунка демонстрирует готовность вашего чада к общению. Если она находится в центре дома и гостеприимно распахнута — волноваться не о чем. А вот маленькая боковая дверь (бывает еще и с висящим на ней замком) сообщает о чрезмерной замкнутости. 10 правил общения с ребенком-интроветом.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Окно

Практически зеркало души. Если их нет вообще или они занавешены (закрыты ставнями, забиты досками) — это значит, что малыш большей частью живет в своем внутреннем мире. Несоразмерно высокие окна нарисует маленький мечтатель, которому уютнее витать в облаках, чем ходить по земле.

Тайны пирамид

Размер рисунка и его расположение тоже имеют значение. Психологи тут, как всегда, за золотую середину: аккуратное, не большое и не маленькое строение примерно в середине листа говорит нам об адекватности авторской самооценки. Скособоченная, покосившаяся хижина — признак слишком критичного отношения к себе. Читайте, как воспитать ребенка уверенным в себе. Разрозненные домишки вместо целого здания сообщают о желании ребенка отстраниться от кого-то из близких ему людей.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обычно дети начинают «строить» домик с крыши или основания, а потом прорисовывают детали. Но не уверенные в себе малыши, наоборот, сперва приступают к мелким объектам, а потом с трудом связывают их между собой.

Если архитектор решил раскрасить свое творение, стоит обратить внимание и на выбранный цвет. Монохромность означает, что маляр побаивается эмоций (ну, или вы недокладываете ему карандашей), а «радугу на стенах» нарисует мятущаяся натура. Большинство детей, по статистике, создают домики с зеленой крышей и коричневыми стенами — именно такое цветовое решение считается нормой. Черная краска говорит о пугливости, красная — означает повышенные уязвимость и потребность в заботе. А вот желтый дом в этом тесте считается выражением враждебности по отношению к окружающему миру.

Читайте также:  Как привести в порядок длинные волосы

Кроме самого дома, на картинке могут оказаться дополнительные детали, и о них специалистам тоже есть что сказать. Кусты, тропинки и двор, окруженный забором? Ребенок хочет отгородиться от какого-то источника тревоги! А вот солнышко в небесах — это хорошо. Скорее всего, это вы.

Источник: www.novochag.ru

Неоднозначность толкования рисунка ребенка.

проблема интерпретации

Блог Наталии Годун

С этим связано появление большого количества разнообразных теорий , объясняющих психологическую природу детских рисунков, а также отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты.

Значительную их долю составляют публикации, представляющие скорее теоретический интерес : содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы.

В других работах указывается значение различных признаков, встречающихся в тестовых рисунках.

Вот тут-то и вскрывается неоднозначность показателей, учитываемых при интерпретации рисунков. В различных литературных источниках вы можете увидеть разноообразные объяснения одного и того же действия.

Например, выпученные у нарисованного человечка глаза можно объяснить грубостью и черствостью, но так же и наличием страхов у ребенка, или выражением проявления подозрительного отношения к окружающим.

Таким образом, очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или даже четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается. Помните об этом !

Трудность объективного «прочтения» рисунков состоит в том, что каждый из них можно рассматривать как невербальное сообщение, послание, в котором остается нечто индивидуальное. Поэтому часто разные авторы предлагают противоречивые интерпретации одних и тех же признаков рисунка.

Таким образом, при интерпретации важно умелое нахождение противоречащих деталей в рисунке (важно увидеть “послание” рисунка, зашифрованное в символах).

Ключ к пониманию рисунка психологом состоит в том, чтобы оставаться открытым для интерпретации и использовать все возможные подходы , так как жесткая интерпретация сужает понимание рисунка.

Рассмотрим несколько примеров.

проблема интерпретации 2

Рисунок с использованием нескольких цветов. Лиза, 5 лет.

1. Изображение солнца на детских рисунках.

Встречается довольно часто.

Мнения специалистов:

Дж. Алан : солнце олицетворяет теплоту и обеспечивает рост; нередко символизирует человека, сердечность и понимание которого помогают ребенку в психологическом развитии.

Г. Ферс : солнце может символизировать сильный авторитет значимого человека, который оказывает влияние на ребенка, причем ребенок, возможно, его боится.

Р. Гудман: действительно ли солнце следует ассоциировать с авторитетом, потому что оно «царит» на небе, дарит всем свет, тепло и связано с представлением о Боге? Подобные толкования образов далеко не всегда верны. И даже если верны, то можно ли это как-то проверить?

2. Цветовое решение рисунка .

М. Люшер : создал методику, основанную на интерпретации основных цветов. Основная ее идея заключается в том, что все люди (и живые организмы) живут и действуют в примерно одной и той же цветовой среде. Поэтому ряд типичных жизненных ситуаций происходит при доминировании тех или иных цветовых тонов. Например, синий цвет неба объясняется нашей пассивностью и бездеятельностью, красный цвет (огонь, кровь, зрелая пища и т.д.) сочетается с нашей высокой активностью и т.д.

Другие мнения : тест Люшера не воспринимают, так как ни в одном из руководств к цветовому тесту даже не упоминаются процедуры проверки надежности работы теста. Предлагаемые М. Люшером способы обработки и оценки данных тестирования содержат неточности, позволяющие интерпретировать одни и те же данные прямо противоположным образом по произволу экспериментатора. Все это делает работу с цветовым тестом похожей на гадание.

Вывод : Причины использования ребенком того или иного цвета столь разнообразны, что желательно воздерживаться от искушения давать однозначную интерпретацию цветового решения детского рисунка. Каждый ребенок обладает интуитивным, спонтанным и сугубо индивидуальным чувством цвета, и часто его видение и ощущение цветов совсем не совпадают с признанной среди психологов.

Рассмотрим более подробно выбор ребенком цвета :

– фактор предпочтения

Во многих случаях дети выбирают какой-нибудь один цвет , и весь рисунок выполняют только в этом цвете.

Например, если ребенку нравится красный цвет, он будет им рисовать, совершенно не обращая внимания на то, соответствует данный цвет существующим предметам или нет.

Он может нарисовать красное море или желтое дерево, не стараясь отразить “объективную реальность”.

Так, во втором приведенном в качестве примера рисунке используется три основных цвета, потому что, по словам ребенка, “других карандашей не было” (поэтому, прежде чем интерпретировать, обязательно порасспрашивайте ребенка, почему он так нарисовал).

Вообще, дети с удовольствием “играют в цвет”. Поэтому, если в рисунке “Моя семья” ребенок изображает отца всегда только в черном костюме, это может свидетельствовать не столько о том, что взаимоотношения с отцом вызывают в ребенке чувства подавленности, страха и огорчения (что следовало бы из теста по Люшеру), сколько о том, что у отца есть черный спортивный костюм, в котором его наиболее часто ребенок видит дома. Подобную ситуацию мы уже рассматривали в статье «Пример неправильного диагностирования рисунков».

– социокультурный фактор

Деревенские дети чаще рисуют природу, подбирая реальные цвета.

Городские дети в основном используют яркие цвета либо в результате школьного обучения, либо вследствие проявления внутренне-спонтанного ощущения цвета, присущего ребенку.

Читайте также:  Добрый вечер как дела чем занимаешься

– принадлежность к определенной этнической группе

Например, в Китае белый – это цвет траура и печали, тогда как во многих других культурах белый цвет ассоциируется со свежестью, чистотой, прохладой, холодом (белый снег).

Для финнов синий цвет может ассоциироваться с верностью, надеждой и свободой (цвет национального флага). Для русских синий цвет может олицетворять различные и подчас противоположные состояния: цвет неба и моря, цвет василька – положительные; негативные – отсутствие возможности в проявлении индивидуальности (синяя униформа), ассоциации с тоской, печалью, грустью.

Красный цвет тоже имеет разночтения в различных культурах. Для европейцев это цвет, символизирующий агрессивность, напор, возбуждение. Для русских красный – это красивый, выражающий также активность, борьбу, победу.

Таким образом, чрезвычайная многозначность в интерпретации цветового решения детского рисунка требует индивидуального подхода к каждому.

С уважением, Наталия.

Источник: detskiefantazii.ru

Как расшифровать тест «Рисунок семьи»

Этот рисуночный тест можно проводить с детьми старше 5 лет. Основан этот тест на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней. Для многих родителей результаты этого теста могут оказаться весьма неожиданными, ибо взрослые и дети по-разному оценивают одно и то же.

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Недоуменные вопросы: «А кого это?», «А что это такое?», «Я не хочу» — говорят о том, что у ребенка еще не сформировалось понятие «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В таких случаях можно попросить ребенка нарисовать семью зверушек.

Учитывайте следующие моменты:

• Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, соответствующий восприятию только в данный момент.
• Не стойте над ребенком во время выполнения задания. Информативно такой рисунок будет искажен вашим контролем. Лучше, если вы попросите провести этот тест кого-то из своих хороших знакомых.
• Не обсуждайте полученные результаты при ребенке — это тест для вас, для ваших раздумий и лучшего понимания эмоциональных проблем вашего ребенка.
• В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов (важно, кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на рисунке).

Правила интерпретации

В рисунке не может быть ничего случайного. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов.

Оговорки типа: «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не получилась» должны потерять для вас значение. Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, это может означать:
1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любит брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
2. Полное отсутствие эмоционального контакта с забытым на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезы в двух направлениях:
1. Либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти свое место».
2. Либо: «Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Мне и без них неплохо».

После того как ребенок закончит рисунок обязательно спросите его, «кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если число персонажей равно числу членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть другой, вымышленный персонаж, например Дед Мороз или Фея.

Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлетворяет их в своей фантазии, в воображаемых отношениях. Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите у ребенка о нем — так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно додать ребенку недостающее и что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, беспрерывном, волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей. Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться полагаться на собственный силы.

Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка. Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.

Расположение персонажей

Внимательно рассмотрите, кто на листке расположен выше, а кто — ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру.
Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.
Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи.

Читайте также:  Гдз что значит жить по правилам

Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.

Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.

Интенсивное выделение персонажа

Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить. Рекомендуем вам использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим), бумагу без линеек и клеток Правила интерпретации детских рисунков распространяются и на рисунки взрослых.

Голова — важная и самая ценная часть тела. Ум, смелость — в голове. Самым умным членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой. Глаза- не только для рассматривания окружающего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы ими плакать. Плач — это первый естественный способ выражения эмоций ребенка.

Поэтому глаза — орган выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, желающие, чтобы им помогли.

Уши — «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует все, что о нем говорят.

Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? И только? Еще для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Поэтому рот — это еще и «орган» нападения.
Персонаж с большим или заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (необязательно только через крик). Если рта либо вообще нет, либо он изображен точечкой или черточкой — это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.

Шея — символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над чувствами. Тот персонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами.
Если на рисунке у ребенка отсутствует шея, то ему кажется, что взрослые требуют от него большей способности держать себя в руках, сдерживать эмоции. А вот у взрослых персонажей шея чаще всего есть — им можно не сдерживать себя, они могут делать, что хотят, они, по мнению ребенка, уже воспитанны.
Думающий так ребенок хочет поскорее повзрослеть, для него характерны необузданные поступки именного тогда, когда он решит, что уже стал взрослым (кризисные периоды).

Функция рук- цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, т.е. быть способным что-то делать, менять.
Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке — в сфере общения с близкими, в семье, если на правой — в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
Чем более значительным и могущественным ребенок воспринимает персонаж, тем больше у него руки.

Ноги — для ходьбы, передвижений в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и уверенней персонаж стоит на земле.
Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, а левая — в мире близких эмоциональных контактов.
Ноги «повисшие в воздухе», по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой нижней точке ног. И вы увидите у кого опора тверже.

Солнце на рисунке

Солнце на рисунке — символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и Солнцем — это то, что мешает ему ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.
Изображение большого числа мелких предметов — фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого числа закрытых деталей (шкафы, пуговицы, окна) символизирует для ребенка запреты, тайны, до которых он не допускается.

Правил, приведенных известным психологом В.К.Лосевой, которые рекомендуются для интерпретаций рисунка семьи, достаточно для того, чтобы вы могли открыть для себя неожиданные стороны жизни вашей семьи, замечаемые вашим ребенком.

Источник: razymnik.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today