Драй Елена
Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?
Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш, когда он не выговаривает слова и переставляет слоги местами. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова? Прежде всего надо знать причину таких трудностей.
Причина: нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры. Как научить ребенка выговаривать слова?
Публикация «Коррекция нарушений слоговой структуры слова, Ребенок „глотает“ и не выговаривает слова — как помочь ребенку?» размещена в разделах
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов, необходимо проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.
ЧТО ТАКОЕ ЭХОЛАЛИИ? ОТВЕТ ЛОГОПЕДА
Я хочу поделиться своим опытом с родителями. Вот несколько заданий, подобранных по простому принципу — от простого к сложному, которые помогут исправить эту проблему — когда ребенок плохо выговаривает слова :
1. Развитие невербальных конструкций (развитие слухового восприятия). Для этого хорошо подойдут музыкальные инструменты. Если их нет в наличии, можно сделать самим шумящие, звучащие бутылочки, баночки. Материал для изготовления: баночки из-под витаминов или кремов (они должны быть одинаковые). Если их нет, тогда пустые коробочки из-под Киндер-яиц.
Наполнитель различный, разнозвучащий: манка, гречка, фасоль, монетки — 5 копеек, горох, мелкие бусинки, бисер и так далее. Дидактическая игра «Отгадай, что звучало?» Взрослый демонстрирует, как звучат коробочки. Далее ребенок отворачивается, а взрослый издает звук какой-либо баночкой. Ребенок должен отгадать, что звучало. Можно потом раскрыть секрет шумящих коробочек, показав содержимое.
2. Дидактическая игра «Тихо-громко». Ребенок должен отгадать, что звучало тихо, а что громко.
3. Дидактическая игра «Барабанщик». Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребенок повторяет — стучит по столу. Ритмические рисунки изображаются на бумаге (карточках). Пример: /-/-/ (где / — это хлопок, а – пауза, /-/-/ /-/-/, //-// и т. д.
Если у ребенка получается все легко, можно переходить на словесные (вербальные) инструкции, но только с сохранными звуками (которые не искажены у ребенка). Работа над слоговой структурой слова.
1. Произнесение за взрослым слогов : только гласные (ау-уа-оа и др., открытые слоги (БА-БА-БА;БА-БО-БА;БА-БО-БУ, обратные слоги (АП-АП-АП;ОП- АП-ОП (АМА-АМА-АМА, слоги со стечением согласных (КВА-КВА- КВА (ОВТ-ОВТ-ОВТ, сочетания слогов (АТНА-АТНА-АТНА).
ЗАИКАНИЕ Как вовремя распознать у детей с 3 до 5 лет. Доктор Краснова. Невродом
2. Если ребенок без затруднения выполняет задания, можно переходить к следующим играм со словами : Дидактическая игра «Попугай». Ребенок вслед за взрослым повторяет слова : дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.
3. Дидактическая игра «Поймай мяч». Если ребенок затрудняется, можно в сопровождении с мячом. Взрослый кидает мяч и говорит первый слог, ребенок бросает обратно и говорит тот же слог. Затем взрослый произносит 2-й слог, ребенок повторяет. Далее целое слово и бросает мяч.
Например: ДЫ-ДЫ, НЯ-НЯ, ДЫНЯ-ДЫНЯ.
4. Далее ребенок произносит вслед за взрослым предложения: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу.
Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе.
Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке.
Сомы в тазу. Маки в вазе. Составить предложения: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы.
Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла. Чистоговорки: Са-са-са, на носу оса. Ло-ло-ло, еду я в село. Ка-ка-ка, у меня рука. Га-га-га, у меня нога.
Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Ва-ва-ва, вот вода. Гуси-гуси — Га-Га-Га. У Бобы были бобы.
5. Затем можно поиграть в игры с трехсложными словами из открытых слогов : лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама, Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.
6. Дидактическая игра «Что делала Наташа?». Действия: ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала, носила.
7. Словесные игры на улице. Включают в себя предложения: Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала.
Наташа купила бананы. Я сажаю розы, Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо.
Я кидаю монету.
8. Упражнение «Что из чего?». Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла.
Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины.
9. «Чей предмет?» Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина.
Валины сапоги.
10. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Взрослый произносит слова, а ребенок добавляет слог : КА : мака. ата. соба. соро. ; ДА: пома. побе. пого. шара. ; ДЫ: похо. наря. пара. ; ТА: пала. ребя. каю. защи. рабо. забо. газе. высо. боло. лопа. воро. охо. копы. раке. галле. ; ГА: бума. вата. теле. доро. раду. кура. белу. ; НА: коро. воро. ; ВА :заба. ана. оро. ; МА: пижа. пана. ; ША: копу. кало. поро. афи…
Я надеюсь, что этот материал помог вам, уважаемые родители, и у вас «разыгралась» фантазия! Ведь впереди столько всего интересного и увлекательного! И кто, как не вы, поможет, подскажет, научит!
Публикации по теме:
Использование ИКТ на логопедических занятиях по формированию слоговой структуры слова С каждым годом отмечается увеличение числа детей с ТНР. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все.
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки» Серия логопедических игр «Умные капельки» для коррекции слоговой структуры слова Подготовила: учитель- логопед МДОУ № 63 Кочка Н. В..
Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.
Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова Цели: 1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;.
Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление.
Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове,.
Конспект открытого логопедического занятия: по формированию слоговой структуры слова «Путешествие в осенний лес». Путешествие осенний лес. Цель: -Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью». Задачи: -Совершенствование.
Консультация «Нарушение слоговой структуры слова» Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До.
Приемы коррекции нарушений структуры слова. Приемы коррекции нарушений структуры слова (перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв). 1. Многократное произнесение слова вслух,.
Проект «Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Актуальность. В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей.
Источник: www.maam.ru
Ребенок повторяет окончание слова несколько раз: к какому врачу обращаться? Логоневроз у детей
Эхолалия — это повторение услышанных слов или фраз автоматически, без глубокого понимания ее смысла. Часто это могут быть высказывания, услышанные от взрослых, по телевизору или радио. По времени использования эхолалия может быть немедленной или отсроченной.
- Немедленная эхолалия проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок их услышит.
- Отсроченная, соответственно, произнесением как бы заученных фраз по истечении определенного времени. Иногда дети повторяют высказывания, услышанные день, неделю или даже месяцы назад.
Чаще всего такой, отсроченный, тип эхолалии отмечается у детей с аутичным спектром. Именно для аутистов характерна феноменальная память и способность воспроизводить давно услышанный текст практически дословно. Однако данный вид расстройства речи сопровождается и другими состояниями — ЗРР, алалию, задержку психоречевого развития и другие. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы понять, существует ли проблема и начать коррекционные мероприятия.
Что это такое?
Заболеванием называют неврологическое нарушение речевой функции, которое характеризуется бесконтрольным повторением услышанных слов и фраз. До 4 лет ребенок учится говорить. Копирование чужой речи – это не аномалия. Малыш практикуется в произношении звуков, осваивая навыки говорения. Родителям кажется, что он воспроизводит услышанное, не думая.
Но таким образом ребенок пытается вступить в диалог. Подобное речевое поведение быстро проходит.
Причины эхолалии могут быть связаны с органическим поражением головного мозга
Если эхолалия у детей наблюдается в возрасте старше 4 лет — это повод проконсультироваться с узким специалистом. Симптом может указывать на задержку развития, неврологические расстройства.
Незрелость центральной нервной системы
Человеческий мозг — очень сложная и многоуровневая структура. Все малыши рождаются с незрелой нервной системой, процессы торможения сильно отстают от процессов возбуждения, и ЦНС окончательно дозреет лишь к 5-6 годам.
Замечали ли вы когда-нибудь, что перевозбудившегося малыша абсолютно любого возраста очень сложно уложить в постель?
Груднички трут глазки, зевают, плачут, вроде даже засыпают и снова начинают плакать. Дети постарше кричат и прыгают по кровати, могут плакать, закатывать истерики, зовут родителей несколько раз с незначительными просьбами, вдруг пугаются и кричат, но не могут уснуть. Причина здесь та же, что и у логоневроза. Это незрелость центральной нервной системы.
Симптоматика
Симптом эхолалии — нарушение речевой функции у ребенка
При развитии эхолалии у детей появляются отклонения в речи. Что должно насторожить родителей:
- Ребенок повторяет слова или фразы, которые услышал из чужой речи.
- Пытается систематизировать полученную информацию и проговаривает вслух предложения или слова.
- Ребенок повторяет окончание слова несколько раз.
- Если малыша громко позвать по имени, он не реагирует на это.
- Ребенок не поддерживает зрительный контакт со своим собеседником.
- Он повторяет фразы или слова, которые ассоциируются у него с приятными воспоминаниями.
- Малыш разговаривает слишком тихо или чересчур громко.
Такие симптомы напрямую связаны с формой расстройства. Если взрослые замечают у своего ребенка подобные признаки, необходимо обратиться к неврологу. Доктор понаблюдает за ним, чтобы своевременно приступить к лечению.
Малыши в группе риска
Заикание, как правило, развивается у детей дошкольного возраста. Большинство пациентов логопедов, психологов и неврологов с подобным диагнозом — дети 3-4 лет. Именно в этом возрасте большинство родителей замечают, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. Иногда малыш заикается не на окончании, а повторяет первый или один из средних слогов.
Следует отметить, что возникновение заикания в подростковом и взрослом возрасте практически не встречается. Людей, получивших подобное расстройство, лишь 3 % от общего количества заболевших. Из них абсолютное большинство получило логоневроз благодаря тяжелейшей психологической травме.
Логоневроз достаточно хорошо поддается коррекции, поэтому при первых же признаках заболевания следует показать ребенка педиатру. Тот, в свою очередь, назначит диагностику у профильных специалистов — невролога, психолога и логопеда, чтобы определить природу расстройства и дальнейшую тактику лечения.
Классификация логоневрозов
Всемирной организацией здравоохранения была разработана и принята 10-я Международная классификация болезней — это общепринятая типология медицинских диагнозов (далее — МКБ-10). Согласно МКБ-10 логоневроз относится к эмоциональным расстройствам поведения, которые начинаются в детском и подростковом возрасте, и имеет код F98.5.
По клиническим признаком логоневрозы разделяются на две большие группы — невротический и неврозоподобный. Определить тип заболевания самостоятельно невозможно.
Диагностика
Для выявления заболевания родители должны проконсультироваться с неврологом или психологом по поводу симптомов. Дополнительно врачи могут отравить ребенка к логопеду и дефектологу.
При подозрении на эхолалию применяют следующие методы диагностики:
- Клинические анализы крови и мочи.
- Генетические анализы.
- УЗИ головного мозга.
- Проверка слуха: выполняется для исключения тугоухости.
- Электроэнцефалография: позволяет оценить электрическую активность мозга.
- МРТ: выявляет расстройства развития мозга.
После общения врача с ребенком и проведения исследований специалист ответит, есть ли патология. Если заболевание не подтверждается, коррекция речи все равно выполняется.
Как правильно вести себя с ребенком
Если у малыша обнаруживаются проявления заболевания, взрослые должны быть крайне осторожными. Им следует придерживаться рекомендаций:
- Стараться произносить слова спокойно, четко, не торопясь.
- Ждать, пока малыш не даст краткий ответ на вопрос: да или нет.
- Не подвергать ребенка стрессовым ситуациям, не допускать крика и ругани при нем.
- Проявлять понимание и терпение.
- Регулярно проводить занятия в спокойной обстановке.
- Не прерывать речь малыша, если он повторяет слова.
- Стараться вникнуть в суть сказанного.
- Расширять словарный запас ребенка, чтобы у него был большой выбор слов для разговора.
- Вознаграждать, когда он адекватно выражает свои эмоции.
- Повторять часто произносимые малышом фразы, но видоизменять их.
Подобные правила очень важны для родителей, а также воспитателей и учителей, которые общаются с «особыми» подопечными.
Лечение у врача
Эхолалия у детей требует комплексной терапии
Специалист назначает препараты для устранения не самой эхолалии, а ее причины. Обычно малышам рекомендуют такие группы медикаментозных средств:
- Нейролептики: назначаются, если причиной эхолалии стала шизофрения. Врач подбирает лекарство и дозировку, исходя из симптоматики и возраста пациента.
- Психостимуляторы: способствуют активации психической сферы организма, улучшают когнитивную функцию. Обычно такие препараты назначаются при патологии, вызванной травматическим поражением и нейроинфекциями.
- Седативные средства: применяют при расстройстве сна, гиперактивности и беспокойном поведении.
- Ноотропы. Лекарства нормализуют тканевый обмен в нервных клетках. Они помогают улучшить работу головного мозга. Спустя несколько месяцев применения ноотропов родители могут заметить изменения в лучшую сторону: повышается речевое внимание, заметно расширяется словарный запас и снижается гиперактивность.
Если препарат не выдает желаемого результата, врач рекомендует его повторный курс после перерыва.
Для лечения эхолалии специалисты подбирают комбинированную методику. Она включает медикаментозную терапию с психотерапевтической и логопедической коррекцией. На занятиях дети осваивают правильное выражение своих эмоций и мыслей, взаимодействовать с остальными малышами.
Прогнозы
Обычно заболевание поддается коррекции. Если родители соблюдают все назначения лечащего врача, то чаще всего к 7-летнему возрасту ребенок не отличается от своих сверстников. Прогноз во многом зависит от своевременной диагностики и адекватной терапии. Но при наследственных патологиях, которые проявляются психическими расстройствами или умственной отсталостью, эхолалию невозможно полностью вылечить. Такого малыша возможно научить кое-каким навыкам самообслуживания.
Сложно обстоят дела и с шизофренией. Длительная терапия позволяет довести расстройство до стадии ремиссии и наладить речевую функцию. Но во время обострения проявления шизофрении могут вновь появиться вместе с эхолалией.
Терапия
Логоневроз требует трудоемкого, длительного лечения у ряда специалистов (прием успокоительных препаратов, практически ежедневные занятия с логопедом, терапия у детского психолога или психоневролога).
На сегодняшний день существует множество различных методик лечения логоневроза у детей, каждая из которых в отдельности или в сочетании с другими видами терапии дает стойкий и видимый результат.
Ведь то, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз, — это лишь верхушка айсберга. Первопричина же лежит намного глубже — в травмирующем воспоминании, постоянно подавляемых тяжелых эмоциях или органическом поражении отдела мозга. И первое, и второе, и в особенности третье требуют работы и наблюдения профильного специалиста.
Источник: fab-lk.ru
Ребенок «проглатывает» окончания слов при чтении.
Здравствуйте.
Очень заинтересовал вопрос, т.к. сама в детстве проглатывала окончания слов в школе. Это было только в один период, потом прошло. Мне кажется, наверное-это было потому что я спешила.
Теперь я учитель и меня пригасили вчера на новую работу. И проводя тестирование детей, одна девочка читая проглатывала окончания. Мне показалось, что их постоянный учитель(ница) давит на ученицу, потому что мне самой это чувствовалось. Наверное учитель имеет анальный вектор в стрессе?
Почему подумалось, потому что у детей книги не по возрасту, слишком сложные. Я понимаю стремление к знаниям, только я больше акцент делаю на ребенка и чтобы ему или ей было интересно учиться. Я хотела свои книги, так как это мой урок будет, а учительница настояла на ее, причем те, который у нее дома без дела лежат, когда-то она их купила(кожница).
Вот я и думаю, стоит и мне туда устраиваться на работу, 1 день только в неделю, так у меня есть своя работа.?
Так как был еще один момент, их учительница с оральностью, все говорила и не хотела отпускать меня (я звуковик). И я чуть на свою основную работу не опоздала.
Причем, я пришла на 2 часа и этого времени было бы вполне достаточно, чтобы и протестировать и выбрать книги, а мы проговорили и так и не выбрали книги и я иду туда опять в понедельник.
Про себя, я не настоящий учитель по призванию, хотя и закончила факультет, на Родине я работала в аптеке, закончила уч. зав.. Так же очень красиво рисую. И думаю, что я не настоящий учитель, а та кто эмоциональную связь устанавливает с детьми. Мне 44 года, нет семьи и детей, мои дети все мои школьники, я их очень люблю.
- Воспитание детей
- Здоровье, психосоматика
- Работа и профориентация
- Кожный вектор
- Анальный вектор
Подписаться
Одноклассники
24 февраля 2017 00:43
Екатерина Коротких
Прошел тренинг
Кира добрый вечер. Только вы можете решить, нужна вам эта работа или нет. Тут много нюансов, в одной и той же по форме работе могут быть свои особенности. Если вы умеете создавать эмоциональную связь с ребенком, значит вы способны влиять на него как педагог больше своих коллег. Ребенок лучше откликается на душевность и чуткость учителя, нередко это становится любовью к учебе или конкретному предмету, к которому раньше у ученика не было особого интереса.
Что касается проглатывания окончания слов — тут причины могут быть разные. Возможно ребенок по какой-то причине привык так читать, возможно не уверен в себе, или не хочет уступать в скорости другим ученикам. Постоянная спешка, рваный ритм, но при этом не способность довести до конца какое-то дело, может быть у анально-кожных детей, которых постоянно поторапливают дома, в школе.
Он на столько к этому привык, что подгоняет сам себя, боится не успеть, спешит, а доделать как следует не успевает, получается что проглатывает. В любом случае, такому ребенку не хватает поддержки и одобрения. Тут не достаточно просто притормозить ребенка и попросить читать спокойно, поощрая его, важно и в быту его не поторапливать и поддерживать. Позволять все делать в своем темпе, не призывать к соревновательности, а поставить приоритет на качестве.
Что конкретно в данном случае — мы не знаем, ведь судим только по вашим словам. Но системный педагог легко видит особенности любого ребенка и моментально подстраивается под него, тем самым развивая лучшие качества.
Приходите на тренинг, чтобы системное мышление всегда вам было в помощь, будь то в работе или личных вопросах. Всего доброго!
24 февраля 2017 03:18
Спасибо Огромное за ответ.
Я очень хотела денюжку на тренинг, может поэтому эта работа появилась.
А так же Спасибо за эмоциональную связь и пользуюсь большой любовью у детей, благодаря бесплатным лекциям. Поэтому с основной работы «слух» пришел от родительницы и на эту пригасили.
Источник: www.yburlan.ru