Практически каждый ребенок хоть раз взял чужую вещь без спроса. С первыми инцидентами родители сталкиваются еще тогда, когда возраст ребенка приближается к 3-4 годам. Конечно, осознанным воровством это можно назвать достаточно условно, но во многом от тактики поведения родителей будет зависеть, перерастет ли бессознательная кража во вредную привычку.
Как правильно вести себя с ребенком?
Психологи утверждают, что самое главное — подавить в себе первые эмоции, успокоиться и разговаривать в спокойной обстановке. Нужно обязательно постараться найти причину случившегося, а для этого не строить свои догадки, а поговорить с ребенком. Не перебивать его, не осуждать, он сам расскажет о ситуации.
Затем нужно найти способ вернуть украденное — так, чтобы не оскорбить ребенка. Не притащить его за руку силой, заставив почувствовать себя вором и плохим человеком. Психологи советуют, например, рассказать малышу сказку, как кто-то взял вещь, а потом вернул на место.
Чего не следует делать?
Что делать, если ребёнок ворует
Не называйте ребенка «воришкой», «вором», не разглагольствуйте, что не любите воров и таких «плохих детей, которые порочат семью». Нельзя навешивать «уголовных» ярлыков, предсказывая ему «плохую дорожку» в жизни и т. д.
Ни в коем случае не говорите: «Я тебя не люблю». Ребенок понимает вас буквально, и это травмирует его.
Нельзя кричать на ребенка и тем более бить его — ваш гнев может привести к повторению ситуации, вы потеряете его доверие, и он будет делать все втихую.
Не возвращайтесь к тому, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз. Нельзя припоминать малышу его прошлые ошибки.
Почему дети воруют.
Причин, которые толкают ребенка к воровству, немало. Попробуем структурировать их и обозначим самые основные посылы.
1. Воровство, как побочный эффект дефицита внимания. Ребенку часто бывает одиноко, ему не хватает общения с мамой. Он крадет, потому что после данного инцидента получает максимум внимания. Все члены семьи бросают свои занятия и начинают совместные поиски пропажи. Режиссер всего этого спектакля – ребенок, который отчаянно нуждается в общении.
2. Воровство, как подражание авторитетным родителям. Мама и папа не могут совершать неправильных поступков, уверены малыши. Их действия всегда правильные и рассудительные. Поэтому, если ребенок часто видит, как родители приносят в дом «плохо лежавшую вещь», скорее всего, он решит, что в краже чужих вещей нет ничего предосудительного.
3. Воровство, как способ удовлетворения своих потребностей. Это наиболее тяжелая форма детского воровства, свойственная маленьким избалованным эгоистам, часто единственным детям в семье. Зависть к игрушкам товарища, которых у ребенка нет, рано или поздно толкнет его на путь воровства.
4. Воровство, как развлечение. Такая форма характерна для подростков, которым во что бы то ни стало хочется продемонстрировать свою крутость ровесникам. Но иногда крадут для удовольствия и 3-4-летние малыши.
Детская ложь и воровство — Школа доктора Комаровского
Дети 3-4 лет живут в мире фантазий и, порой, не отделяют реальность от вымысла. Они частенько приносят чужие игрушки с игровой площадки или из детского сада и, в буквальном смысле, как спланированное воровство этот поступок квалифицировать нельзя. Дети до 4 лет не различают вещь на «мою» и «чужую». Понравившаяся игрушка бессознательно оказывается в руках ребенка. И он уносит ее домой, не думая о том, что у игрушки есть законный хозяин.
Дети 5-6 лет уже отдают отчет, что вещь принадлежит другому человеку. Однако сдерживать естественный порыв обладать понравившимся предметом у них не всегда получается.
Родители, как правило, сквозь пальцы смотрят на то, что малыш присвоил дешевую игрушку и в панике возвращают дорогую. Хотя, на самом деле, сам факт, что ребенок спокойно берет чужие вещи без спроса – знак тревожный и реагировать на него нужно независимо ни от чего.
В 5 лет детям свойственен эгоизм. Часто их даже не интересует, кому принадлежит вещь, приглянувшаяся им. Они просто ее берут себе и все. Задача родителей: объяснить, что у каждой игрушки есть хозяин и трогать вещь без разрешения нельзя.
Иногда украденную вещь ребенок отказывается возвращать, потому что убежден в ее бесхозности. «Я ее нашел! Она моя!», – упрямо твердит ребенок, сжимая в кулачках игрушку. Родители должны объяснить, что потерянные вещи тоже имеют хозяев. И, возможно, маленький владелец сейчас очень расстроен, плачет, так как не может найти пропажу.
Бездействие родителей в этом вопросе может сформировать изначально неправильную модель поведения в сознании ребенка. Безобидное воровство малышей 3-4 лет может перерасти в будущем в стиль жизни. Известно немало случаев, когда пойманный на воровстве 5-летний малыш говорит, что сделал это, чтобы подарить маме подарок. Поскольку родители не объяснили ему своевременно «что такое хорошо, а что такое плохо», он не осознает, что совершает дурной поступок и руководствовался благой целью – сделать маме или папе приятное.
Итак, что должны предпринять родители, если дети приносят в дом чужие вещи?
Если вы нашли чужую вещь у ребенка, то ни при каких обстоятельствах не разрешайте оставлять ее у себя дома. Верните игрушку вместе с ребенком, и пусть он принесет свои извинения. Объясните своему ребенку, что из детского сада игрушки не брать : поиграл – убери на место. («Каждой вещи – свое место»).
Проведите с ребенком серию бесед («Моё и чужое») о том, что у каждого человека есть личные вещи. Это носовой платок, одежда, игрушки.
И каждый человек бережет и дорожит своими вещами. Он может пользоваться только сам (носовой платок, а может поделиться и дать поиграть другому (игрушка). Но эти вещи детям покупают родители. Рассказать о том, что брать без разрешения – плохо.
Обратите внимание на чувства, которые возникают у ребенка в процессе конфликта:
— Ты попросил и тебе дали поиграть. У всех хорошее настроение.
— Ты взял без спроса. У всех плохое настроение. Это плохо.
И если тебе очень хочется иметь игрушку, попроси родителей, вежливо попроси ребенка — хозяина игрушки, дай ему свою игрушку (разобрать всевозможные ситуации).
Если все же вашему ребенку отказали, не обижаться, а найти себе друзей, которые будут с ним делиться. Или найди себе более интересное занятие. Тогда к вашему ребенку обязательно потянуться друзья и будут с ним играть вместе.
Главное больше времени уделяйте играм и общению со своим ребенком. Тогда вещи для него будут менее важны, чем отношения с людьми.
Сначала разберитесь в первопричине его поступка. Может быть, родители невнимательны к потребностям ребенка и, видя «богатое имущество» сверстников, ваш ребенок чувствует себя обделенным? Или он украл вещь, которую давно и безрезультатно просил ему купить, но, получив отказ без веского аргумента, решил «добыть» игрушку единственным доступным ему способом. В любом случае, украденную вещь необходимо вернуть.
Проанализируйте поведение ребенка. Принес ли он ее открыто или тайком? Забрал ли игрушку втихаря или «договорился» с владельцем полюбовно? Бывает, что в этом возрасте ребенок отбирает игрушку у ровесника, чтобы доказать свое лидерство, силу и власть над более слабым сверстником.
Психологи советуют пожалеть малыша, пойманного на воровстве. Тогда ему станет стыдно, говорят они. Объяснять дурность этого поступка специалисты рекомендуют через призму переживаний другого участника ситуации – ребенка, который лишился игрушки. Расскажите, как тот переживает из-за «потерянной» вещи.
Затем помогите малышу исправить поступок. Но обойдитесь без публичных обсуждений на глазах у сверстников и других взрослых. Лучше это сделать наедине с обоими участниками инцидента. В качестве извинения можно позволить ребенку предложить поделиться на время своей игрушкой. И обязательно скажите малышу, как вы им гордитесь после того, как неприятная ситуация разрешится.
Чего точно нельзя делать родителям, даже если случаи, казалось бы, невинных краж участились? Не угрожайте и не кричите на ребенка. Такое поведение вряд ли отвернет малыша от привычки брать чужое без спросу. Однако он поймет, что от мамы и папы этот факт лучше скрыть, чтобы они не ругались. Не называйте его малолетним вором.
Оскорбление личности еще ни разу не принесло положительного результата. Помните старую присказку «если ребенка называть дураком, в конечном итоге он станет им»? В случае с воровством эффект будет аналогичным. Откажитесь от сравнения малыша с другими, более послушными детьми. Не нужно стремиться пристыдить ребенка за этот проступок.
Наконец, запомните главное педагогическое правило: «ругай – наедине, хвали – при всех». Не нужно устраивать публичную «порку» ребенку, который уносит чужие вещи. Поговорите с ним дома без свидетелей.
Эксперты обращают внимание, что воровство может быть симптомом неблагополучия внутри семьи. Поэтому, если ребенок все чаще носит чужие игрушки, не спешите рубить с плеча. Возможно, стоит заняться укреплением семейных уз, формированием традиций, налаживанием благоприятного микроклимата.
Публикации по теме:
Что делать, если ребенок дерется Физическая агрессия – использование физической силы простив другого лица. Обращение с детьми до вспышки агрессии: 1) отвлечь, предложить.
Консультация «Если ребенок агрессивный» Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей,.
Если ребенок бьет близких… Речь пойдет о ребенке между 0,5 и 3,5 годами. В разные моменты развития и роста он начинает проверять границы дозволенного. Иногда вот таким.
Рекомендации педагогам «Если ребенок кусается» Это происходит, когда ребенок: • находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта (например, ему жарко или.
Консультация «Если ребенок — левша…» Наш ребенок — левша! Осознание этого факта нередко воспринимается родителями негативно, а то и хуже — как наказание, как приговор судьбы.
Консультация «Если ребенок не говорит» Если ребенок не говорит. Особенности развития психических процессов. В последнее время все больше родителей стали обращаться к логопеду.
Если ваш ребенок не слушается Если ребёнок не слушается Что делать, если ваш ребенок не слушается? Чтобы разобраться в этом, нужно постараться ответить на следующие.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки» Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей.
Консультация «Если ребенок не говорит!» Если ребенок не говорит! Советы родителям. Для овладения речевой деятельностью должны сформироваться две важнейшие способности: способность.
Если в семье появился второй ребенок Полезные советы родителям «Если в семье появился второй ребёнок». С рождения второго ребёнка у родителей возникают новые заботы и обязанности,.
Источник: www.maam.ru
Сын ворует игрушки в садике у товарищей
мой сын Данила ворует игрушки в садике у товарищей)))мы живем достаточно обеспеченно, ребенок посещает секции,которые ему нравятся,в доме всегда есть сладости,у него у самого есть три огромных пакета с игрушками (лучше тех,которые он пытался украсть))))поймав его на первой краже,я поругала его(вещь мы отдали владельцу,сказав что случайно взяли),я объясняла сыну,что воровать нехорошо,он говорил,что все понял,но где то через месяц украл сново,на этот раз я ругалась сильнее. запретила играть в компьютер и планшет(но вскоре разрешила)))) и вот прошел месяц и вчера он сново украл. что делать в этой ситуации?как объяснить ребенку что воровать плохо?и как наказать за кражу-это очень плохой поступок?только,пожалуйста,не пишите ответ типа: обратитесь к семейному психологу. в нашем маленьком городке настоящих профи крайне мало,зато полно людей, которые съездили в большой город,за три месяца приобрели какой то сертификат,приехали и строят из себя матерых специалистов своего дела,берущих с обращающихся втридророго,а пользы от их помощи 0.
Здравствуйте, Инна. Поведение Вашего сына может говорить о том, что он проверяет границы дозволенного. В этом случае необходимо четко дать понять, насколько такие поступки не просто «плохи», а недопустимы.
Судя по Вашим словам, Ваши действия не очень подтверждают эту мысль: Вы поругали его, вроде объяснили все, но при этом оправдали его перед владельцем игрушки, а наказание было не особенно значимым для ребенка. Не стоит много раз ругать сына, особенно прилюдно, или постоянно напоминать ему о случившемся.
Лучше поговорить один раз, в доверительной обстановке, наедине, без обвинений или излишних эмоций. Вы можете предложить ему представить, что это у него что-то украли, и как он будет себя чувствовать на месте такого человека.
Также очень важно, чтобы мальчик учился отвечать за свои поступки, поэтому лучше всего предоставить ему возможность самому признаться в краже, вернуть вещь владельцу и извиниться. Конечно, не следует принуждать его к признанию на глазах у всей группы, пусть сделает это наедине с владельцем.
Если же Вы действительно донесли до сына, насколько воровство неприемлемо, но он продолжает брать чужие игрушки, тогда важно понять более глубокую причину этого поведения. Понаблюдайте, что он потом делает с украденной игрушкой, или спросите его самого, зачем он это сделал. Если мальчик действительно хотел завладеть именно этой конкретной вещью, то он будет с ней играть.
Демонстративная кража, когда ребенок показывает Вам или воспитателю, что он украл, может означать, что ему не хватает внимания. Но если вещь никак потом не используется, кража могла быть совершена из желания отомстить или навредить другому конкретному ребенку. Очень жаль, что в Вашем городе трудно найти квалифицированного психолога.
Но, если ситуация будет повторяться снова и снова, обойтись без помощи специалиста будет непросто. Вы можете рассмотреть вариант консультирования по Интернету, многие психологи сейчас ведут такую практику. Или попробуйте обратиться в одну из служб бесплатной психологической помощи, если такая есть в Вашем городе.
Анастасия Вялых,
Семейный психолог
Источник: www.ya-roditel.ru
В саду воруют игрушки. Как оградить ребенка от очередной потери?
Мой ребенок всегда ходит в садик с игрушкой, иногда берет несколько. Для него это целый ритуал с утра выбрать какую игрушку он сегодня понесет. Но очень часто назад игрушки не возвращаются. Крупные игрушки конечно приходят назад, а вот мелкие типа спинера или маленькой машинки пропадают. Малыш очень переживает.
Беседа с воспитателем ни к чему не приводит, она все сводит к тому чтобы ребенок просто не носил их с собой.
комментировать
в избранное up —>
Никол ямбус [4.2K]
5 лет назад
В детсадовском возрасте сложно понятно объяснить ребенку что такое хорошо, и что такое плохо. Да и не воспринимают они за воровство то, что взял игрушку другого ребенка поиграть и унес домой (а зачастую просто без злого умысла забросил куда-то на прогулке). И тут уж ничего не сделаешь.
Воспитатель действительно не сможет усмотреть кто в чьи игрушки играет и ушли ли дети домой именно со своими игрушками. Остается только с этим смириться и регулярно баловать малыша новыми игрушками. Только не надо уговаривать ребенка не брать мелкие игрушки по причине того, что их опять может кто-то взять и не отдать — вырастите из ребенка жуткого собственника и жадину.
Детский сад это такая штука! Это первый опыт социума у детишек, поэтому родителям его надо пережить. Можно поговорить с родителями детей из группы Вашего малыша. Попросить их следить за тем, чтобы их чадо не забирало домой чужие игрушки. А уж если забрал, то на следующий день верни.
Но к сожалению люди разные. На собственном опыте: также просили родителей присматривать за игрушками из садика, все кивали головами и соглашались. А игрушки продолжали пропадать. И вдруг к лету в одно прекрасное утро они все объявились в пакете в раздевалке. Причем до этого утра их там не было.
Вот так вот.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Источник: www.bolshoyvopros.ru