В условиях массовой школы педагогу трудно уделить внимание индивидуально каждому ребенку. Поэтому, если у школьника возникают трудности с овладением навыка письменной речи? родителям приходится искать способы, как помочь своему ребенку.
Что делать, если вы столкнулись с такой проблемой: «Ребенок зеркалит буквы или цифры при письме»?
Чаще всего в зеркальном или перевернутом изображении пишут дошкольники или первоклассники в самом начале обучения в школе. Это может быть связано с тем, что у ребенка не достаточно четко сложился образ буквы в ее печатном или прописном виде или образ цифры. И в этом случае достаточно будет простых упражнений, которые помогут ребенку четко запомнить, как пишутся буквы и цифры, а точнее в какую сторону «смотрит» буква.
Если же вы столкнулись с устоявшейся привычкой зеркального или перевернутого написания букв или цифр у ребенка к возрасту 7-8 лет, то необходимо провести диагностику и понять причины такого написания. Чем раньше вы займетесь устранением этой проблемы, тем быстрее получите результат.
И наоборот, если не помогать ребенку справится с зеркальным написанием букв или цифр, то высока вероятность возникновения других более серьезных проблем с письменной речью у ребенка.
Важно: Чаще с проблемой зеркального написания сталкиваются детки с доминирующей левой рукой. Для этих деток наиболее важно до обучения письму и чтению.научится точно и уверенно ориентироваться в пространстве, понимать понятия «право/лево» и безошибочно знать схему своего тела.
Помогаем ребенку запомнить буквы
Итак, если с проблемой перевернутого или зеркального написания букв или цифр ваш ребенок столкнулся на первом этапе обучения чтению и письму, то помочь ему можно простыми играми и упражнениями.
Во первых, во время чтения или письма всегда обращайте внимание ребенка на связь звука и графического изображения буквы. И для этого лучше всего подойдут карточки, на которых буквы изображены с помощью соответствующего образа. Например, дети часто забывают в какую сторону пишутся буквы «З» и «Е». Нарисуйте вместе и рассмотрите, например, такие картинки.
Во время игрой с карточкой обращайте внимание ребенка на то, в какую сторону «смотрит» буква относительно направления всей строки. Кстати на этом этапе уже важно, чтобы ребенок ориентировался в направлениях «право», «лево», «правая рука» «левая рука».
Например, совместите карточку с любым текстом детской книги и вместе с ребенком проговорите: «Смотри, зайка прискакал и смотрит на буковки. В какую сторону смотрит зайка? Правильно навстречу буковкам. А буковка «З» отвернулась, и не хочет знакомиться. Наверное, она стесняется».
А буковка «Е» где у нас спряталась? Да! Ель её прикрыла веточками. Буковка «Е» приветливая, повернулась лапками ко всем буковкам, и хочет обниматься!».
А если вы покажите букву «Ё» в образе такого веселого ежа я яблочками на колючках, то ребенок не забудет ставить точки-яблочки.
Важно при переходе от изучения печатных букв к прописным, как можно больше показывать ребенку карточки и изображения соответствующих букв. При этом обращайте внимание ребенка на похожие элементы. Используйте парные карточки. Например, дайте ребенку карточку с печатной буквой «А» и попросите найти среди вашего набора карточек соответствующую прописную букву. А для того, чтобы ребенку было интересно поиграйте в рыбалку.
На маленьких кусочках бумаги напишите прописные и печатные буквы и прикрепите к ним обычные металлические канцелярские скрепки. Удочкой из игры «рыбалка» ребенок пусть вылавливает «рыбок» по вашему заданию.
ВАЖНО: Как можно играйте с буквами. Буквы можно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, выкладывать из разнообразных мелких предметов (круп, макаронов, бусинок, пуговок). Буквы полезно прятать, накладывая на изображение буквы какие либо фигуры. При этом важно, чтобы толщина линии, которой прорисована буква не отличалась от толщины линии, которой нарисованы прочие фигуры.
Когда пора обратиться к специалисту
Тем деткам, которые с проблемой зеркального или перевернутого написания букв и цифр столкнулись уже на этапе автоматизации почерка (в возрасте 7-8-9 лет), необходима более продуманная программа коррекции. И зачастую в этом случае без помощи квалифицированного специалиста, логопеда или нейропсихолога, не обойтись. Чем поможет специалист?
В первую очередь специалист проведет диагностику и выявит механизм нарушения:
— определит, какая зона мозга отвечает за возникновение ошибок при письме. Увидит или исключит признаки оптической дисграфии;
— есть ли у ребенка трудности в узнавании отдельных букв или же он не воспринимает буквы в составе слова;
— насколько хорошо ориентируется на поверхности листа;
— насколько хорошо развиты навыки пространственного ориентирования;
— насколько точно соблюдает границы строки;
— хорошо ли удерживает размер буквы;
— не допускает ли каких-то иных ошибок, указывающих на трудности, например звуко-буквенного анализа слов.
И от результатов диагностики уже будет зависеть, какие упражнения необходимо рекомендовать конкретно вашему ребенку для устранения трудностей в освоении письменной речи.
Подробнее о функциональной структуре письма у младших школьников можно просчитать в нашей статье «Ребенок пропускает буквы при письме».
Поскольку наиболее частыми причинами зеркального почерка у ребенка являются несформированность образа буквы (об этом мы говорили в первой части статьи) и несформированность пространственно-временных представлений, родителям можно дать несколько рекомендаций о том, как помочь ребенку самостоятельно, если кроме «зеркальных» других трудностей вы не наблюдаете.
- «Право-лево». Как можно четче уже в старшем дошкольном возрасте помогайте ребенку ориентироваться в пространстве. Учите дошкольника определять правую и левую руку, ухо, глаз. Постепенно переносите знания пространственного ориентирования на окружающую обстановку. Тренируйте навыки ребенка поминать расположение предметов относительно тела ребенка, а также относительно других предметов.
- «Перевертыши». Расположитесь за столом напротив ребенка. Возьмите по одному чистому листочку. Суть игры в том, что вы рисуете простые фигурки, а ребенок должен нарисовать их, перевернув в соответствующей ориентации. То есть мысленно ребенок переворачивает ваш рисунок и размещает его на своем листе так, как он расположен на вашем листе.
- «Геометрические перевертыши». Для разнообразия предыдущее задание можно выполнять с использованием заранее вырезанных цветных геометрических фигур. Вы выкладываете из разноцветных фигур несложный орнамент, а задача ребенка повторить его на своем.
- «Вратарь». Для тренировки навыков пространственного ориентирования отлично подходит мяч. Первый вариант игры: взрослый бросает мяч и заранее предупреждает ребенка, в какую сторону (лево/право) полетит мяч. Ребенок должен сориентироваться и заранее повернуться в нужную сторону.
- «Броски в цель». Для этого упражнения потребуется 2 мяча, две цели, в которые нужно будет попадать. Целями могут служить пластиковые тазики, контейнеры, или даже просто листы бумаги. Ребенок располагается напротив взрослого, а взрослый встает между целями. Взрослый поднимает вверх руки сначала правую и потом левую, или наоборот, в той последовательности, в которой нужно будет попасть в правую и левую цель. Ребенок запоминает эту последовательность и бросает по очереди оба мяча. Игра проводится без применения речевой инструкции.
Заметить предпосылки к тем или иным трудностям при овладении письменной речью у ребенка можно еще в дошкольном возрасте, И чем раньше родители обратят внимание на ошибки ребенка и помогут ему справиться с трудностями, чем легче и быстрее можно будет решить проблему. Это касается не только зеркального написания букв и цифр, но относится и к другим возможным трудностям.
Источник: razvivashka.online
«Почерк Леонардо»: что делать, если ребёнок пишет зеркально
Многие родители дошкольников сталкиваются с такой проблемой: ребенок начинает писать, но делает это зеркально. И возникает масса вопросов: это норма? Или срочно к специалистам? Наш блогер, психолог Елена Каштанова, рассказывает, что такое зеркальное письмо и нужно ли сразу бить тревогу.
Зеркальное написание букв и слов часто еще называют «почерком Леонардо», потому что многое, написанное Леонардо да Винчи, было сделано именно зеркально. В быту родители чаще просто говорят — «он зеркалит», когда дошкольник пишет в зеркальном отражение.
Что такое зеркальное написание букв
Это означает, что ребенок пишет некоторые буквы (или цифры), повернутыми в другую сторону или вверх ногами. Например, печатные R и Я, С и ꓛ, (право-лево). Письменные: т и ш (отражение по вертикали).
Нормально ли это
«До семи лет — абсолютно нормально», — рассказывает логопед Людмила Поплавская, один из авторов программы «Зазеркалье» для 1-2 классов, направленных на улучшение пространственных представлений.
Маленькие дети нередко путают буквы, когда читают и пишут. Но если дети старше 7 лет допускают частые ошибки в написании букв, отображая их зеркально, это может говорить о проблемах с чтением или письмом. При этом зеркальное написание букв не обязательно свидетельствует о том, что у ребенка дислексия или дисграфия.
Дислексия, дисграфия, дискалькулия: что такое трудности в обучении и почему об этом важно знать
Какие еще могут быть причины, по которым ребенок пишет буквы зеркально:
· недостаточно сформированные пространственные представления;
· не усвоил образ букв и путает их;
· есть трудности зрительного восприятия.
Перерастают ли дети «отзеркаливание»
Большинство детей перерастают зеркальное письмо, так как лучше осваивают навыки чтения и письма. Но некоторым, всё же, нужна помощь.
Если ребенок продолжает писать буквы зеркально к концу 1-го класса, имеет смысл обратиться к специалистам: логопеду и нейропсихологу.
Как помочь ребенку дома
- играйте в игры на пространственные представления
- работайте с запоминанием написания букв. Например, придумайте, на что похожа буква? Пусть ребенок нарисует.
- придумайте правило: все буквы смотрят вправо, то есть в ту сторону, куда мы пишем. Кроме букв ЗУЧЭЯ, эти буквы смотрят влево. Поиграйте с ребенком, может быть ЗУЧЭЯ — это чье-то имя? Придумайте историю про этого героя.
- лепите буквы, выкладывайте их из любых материалов.
Важно
- в день изучайте не больше одной буквы или цифры. Особенно, если они похожи.
- обязательно соотносите образ буквы и звук. Например, попросите ребенка провести по контуру буквы и произнести звук, который она обозначает.
- сравнивайте похожие буквы, обсуждайте их сходства и отличия.
- задействуйте больше органов чувств: например, зрение (цветной пластилин, блестящие бусины), осязание (лепка буквы, украшение ее зернами, ощупывание объемных букв с закрытыми глазами), слух (слушать слова и находить первую/третью букву среди букв, лежащих на столе).
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник: mel.fm
Как исправить зеркальное письмо у ребенка?
«Мой ребенок пишет зеркально. Подскажите, что с этим делать? Можно ли исправить зеркальное письмо, не обращаясь к специалистам?», – наболевший вопрос родителей, столкнувшихся с проблемой оптической дисграфии у своих детей.
Исправить можно. Но для начала нужно разобраться в причинах возникновения этого нарушения, а затем уже принимать меры.
Зеркальное письмо и причины его возникновения у детей
Прежде чем рассказать о причинах оптической дисграфии, остановимся на возрасте. Сколько вашему ребенку сейчас лет? Если от 5 до 7, то причин для паники нет. Дело в том, что у детей дошкольного возраста еще формируются психические функции, отвечающие за чтение и письмо. У дошкольников ведущим является правое полушарие мозга, поэтому чаще они воспринимают пространство справа налево, и поэтому при чтении и письме возникает путаница.
Все что вы можете сейчас делать – просто показывать ребенку, как писать правильно. А когда он пойдет в первый класс и его мозг созреет, все начнет получаться само собой.
Но, а если ваш ребенок уже учится в школе и ему более 7 лет, то, скорее всего, зеркальное письмо – уже устоявшееся нарушение и нужно срочно принимать меры.
Давайте разбираться в причинах.
Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении?
Как правило, дисграфия чаще встречается у детей с дислексией. Это нарушение, которое влияет на способность ребенка к обучению чтению. Как можно выявить дислексию рассказываем в статье: Почему ребенок не может научиться читать? Симптомы, причины и коррекция дислексии у детей. Лучше прочтите сразу, чтобы прояснить для себя многие вопросы, потом возвращайтесь к этому материалу.
Чаще всего «зеркалят» левши. Зеркальное письмо у левши – это, по сути, отражение действий правой руки. При этом сам ребенок без труда читает свою написанную «абракадабру» и недоумевает, почему ее не понимают другие.
Следующая причина зеркального письма – плохо развитый фонематический слух, который отвечает за успех ребенка в обучении чтению и письму. Этой теме у нас также посвящена целая статья: Как помочь ребенку легко освоить чтение и письмо. Игры и упражнения для развития фонематического слуха. Читайте и применяйте советы на практике.
Как понять, что дело в фонематическом слухе? Выполните с ребенком простое упражнение. Отойдите от него на метр и проверьте, как он различает звуки на слух. Используйте слоги с парными согласными: жа-ша, ба-па, га-ка. Если ребенок отвечает правильно, то ищите другую причину.
Еще специалисты отмечают такие причины, как недостаточная сформированность буквенного гнозиса и зрительного анализа и синтеза. Проще говоря, ребенок искаженно воспринимает и воспроизводит буквы и их элементы. В этом случае нужно работать над тренировкой зрительно-пространственного представления.
Но главное, какова бы ни была причина зеркального письма у вашего ребенка, над этим нужно начинать работать быстрее и делать это каждый день, пока не будет улучшения.
Как научиться писать правильно?
Лайфхаки и упражнения для коррекции зеркального письма
Разделяем лево и право
Начинайте коррекцию зеркального письма с тренировки ориентации в пространстве. Ребенок должен четко чувствовать и понимать, где у него левая рука, а где правая и уметь правильно показывать что с какой стороны от него находится.
Если ребенку с ходу сложно понять, где право и лево, нарисуйте красным фломастером галочку на правой руке, а зеленым – на левой руке. Для девочек можно использовать лак для ногтей и накрасить по одному ногтю на каждой руке разными лаками.
Благодаря данному упражнению ребенок вскоре привыкает, где какая сторона и ему становится легче ориентироваться.
Далее усложняйте задачу. Начинайте спрашивать ребенка, с какой стороны относительно него находятся предметы. Сначала тренируйтесь дома, а потом и на улице.
Когда закрепление восприятия предметов по сторонам относительно ребенка прошло успешно, приступайте к следующему этапу. Возьмите книгу и ручку. Положите на стол. Спросите ребенка, с какой стороны относительно книги находится ручка. Затем поменяйте предметы местами и спросите снова.
Занимайтесь каждый день, пока навык «лево-право» не станет автоматическим.
Учимся дорисовывать недостающие элементы
Для этих занятий купите раскраски, где необходимо самостоятельно дорисовывать недостающие элементы. Важно, чтобы в процессе рисования ребенок вел линию куда нужно, а не вверх, вниз или вбок. Помогайте своей рукой, если у него не получается.
Это упражнение тренирует зрительно-пространственное восприятие, благодаря чему ребенку становится легче писать.
Палец-ручка
Для упражнения подойдет букварь с прописным алфавитом и пропись. Желательно, чтобы буквы были большого размера. Положите перед ребенком книгу и попросите его несколько раз провести пальцем по букве. Особое внимание уделяйте тем буквам, которые ребенок пишет зеркально. Затем возьмите пропись и скажите, чтобы ребенок правильно дорисовал букву.
В конце упражнения он должен написать букву сам.
Это занятие помогает отработать и закрепить правильное написание букв.
Составляем буквы из палочек
Вам понадобятся пластиковые палочки для счета или спички. Предложите ребенку собрать из палочек букву и трансформировать ее в другую букву. Например, из буквы «Т» можно сделать «Г». Также можно собрать несколько букв, состоящих из одинакового количества палочек, например трех (И, А, П, Н).
Это упражнение помогает освоить написание печатных букв, благодаря чему ребенку легче перестраиваться на прописные.
Обводим прописные буквы
Тут вам нужно будет сделать несколько ксерокопий прописного алфавита. Возьмите одну копию и попросите ребенка обвести несколько букв. Затем, чтобы был эффект, так же как и в упражнении «Палец-ручка», попросите ребенка написать отработанные буквы самостоятельно. Чем больше раз ребенок будет обводить одну букву, тем быстрее научится писать ее правильно.
Постепенно отрабатывайте весь алфавит и вскоре увидите положительные результаты.
Шпаргалка под обложку
Возьмите прописной алфавит и обведите разными цветами буквы, которые смотрят влево (З, У, Ч, Я) и буквы, у которых есть «хвостики» (Ц, Щ). Также выделите буквы, которые вызывают у ребенка больше затруднений. Распишите внизу, что и каким цветом вы выделили и положите ребенку под обложку тетради или прописи.
Шпаргалка, которая всегда перед глазами поможет ему допускать меньше ошибок при письме.
Если вы все же чувствуете, что не справляетесь, и ребенок продолжает зеркально писать, тогда лучше обратитесь к специалистам. Может вашему ребенку понадобится слаженная работа учителя, логопеда и невролога. Главное, не пускайте проблему на самотек, и все будет хорошо. На всех наших курсах используются упражнения, которые направлены на коррекцию данных проблем. Записаться на пробное бесплатное занятие можно здесь.
Успехов вам и приятного обучения!
Источник: kidskey.org