Романтизм как литературное направление и его истоки

Романтизм – художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение не столько к ее воспроизведению, сколько к «переделыванию» действительности (что ведет к развитию условных форм творчества: фантастика, гротеск, символичность), к выдвижению на первый план исключительности характеров, сюжетов, к усилению субъективно-оценочных элементов в авторской речи, к произвольности композиционных связей и пр. Самый термин возник от слова «роман» — особенное значение художественного вымысла, произвола (как в книге, а не как в жизни).

Романтизм как литературное направление. Представляется как одно из самых значительных направлений в мировой культуре, особенно сильно развивается в конце 18 – первой половине 19 веков в странах Европы и в Северной Америке. Понятие «романтизм» применяется на основе художественного опыта первой половины 19 века, когда четко обозначились основные черты этого художественного метода

Все о романтизме за 10 минут

Предпосылки европейского романтизма:

— разочарование в результатах Великой французской революции, не осуществившей лозунга «Свобода, Равенство, Братство»

— разочарование в идеях просветителей, готовивших эту революцию

— разочарование в просветительском классицизме, основанном на культе Разума

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма является Байрон. Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Виктор Гюго, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, Эдгар По).

Весьма сложны взаимоотношения сентиментализма и предромантизма. И все же их разделяет существенная грань. Если сентиментализм связан с просветительским движением на его позднем этапе, то предромантизм представляет уже реакцию на просвещение, которая выливается в убеждение о бессилии разума.

Читайте также:  Как красиво написать парню о расставании

Романтизм как литературное направление | Русская литература 9 класс #8 | Инфоурок

В России предромантизм не сложился в самостоятельное течение, но сыграл важную роль в переходе от сентиментализма к романтизму. Предромантики предпочитают искать свои сюжеты в Средневековье, поэтизируя средневековый быт и нравы.

Виднейшая фигура предромантизма – шотландец Дж. Макферсон («Поэмы Оссиана»). Он ввел туманный и сумрачный мир героических северных преданий, использовав мотивы кельтского фольклора и положив начало повсеместному увлечению «оссиамирием» с его мрачным колоритом и суровою дикостью героических характеров далекой эпохи (Байрон, Гнедич, молодой Пушкин)

Русский романтизм отразил ранний этап социально-исторического периода перелома, начавшегося в России(самодержавный деспотизм, крепостничество, различные социальные язвы). Революция во Франции стала для русских писателей историческим уроком, научила видеть в истории цепь трагических закономерностей. Русские писатели-романтики размышляли о возможности проведения похожей революции в России. Одни из них жаждали и добивались переворота, но в то же время боялись его крайностей – писатели -декабристы. Другие (Жуковский, Тютчев, Лермонтов) понимали, какой трагедией может обернуться повторение французского бунта в российских условиях.

Сильной, прогрессивной стороной русского романтизма было утверждение личности, т.е. признание ее высокого достоинства, равенства, свободы. Но эта свобода понималась как категория психологическая, а не социально-политическая. И это благоприятствовало росту индивидуалистических тенденций. Личность рассматривалась абстрактно-психологически, вне зависимости от национальных, исторических и социальных условий. Романтизм – воплощенная молодость, его творцы – юноши часто жили сиюминутным борением страстей, одним настоящим.

Вольность – один из высоких идеалов литературы романтизма, кроме идей народности.

Типы романтизма в России:

Элегическая школа Жуковского (Жуковский, Батюшков): выражение духовных интересов личности; герой находится в сложных отношениях с современной ему действительностью

Школа гражданского романтизма (поэзия декабристов: Бестужев, Рылеев): темы, имеющие серьезное значение для судеб России; увлечение борьбой с самовластием и крепостничеством

Философский романтизм (Тютчев, Хомяков, Веневитинов – идеолог кружка любомудров — понимание назначенья человека и долга его, слияния истины с любовью): порождение событий 1825г.; «немецкая» школа, интерес к философским системам и стремление их поэтически выразить

Синкретический тип ( Пушкин, Лермонтов, Гоголь)

Общее в европейском и русском романтизме:

— Не копирование природы, а ее видоизменение

— Осознание поэта как пророка (поэзия – восхождение к Богу)

— Полная свобода жанров

— Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества

— Стихия романтизма – это стихия идеального, чувственного (Шеллинг), что в корне отличает его от рационализма классицистов и объективизма реалистов.

— Одним романтикам была свойственна мечтательная созерцательность (Жуковский), другие ставили цель возбуждать на доблести (Бестужев, Рылеев), третьи, бросая выбор року, поднимали своего героя на бунт против Бога (Байрон, Лермонтов «Демон»). Но у всех идеал был неосуществим. Противоречие между идеалом и жизнью порождало в романтической школе концепцию двоемирия.

Читайте также:  Как называется усадьба матери и с тургенева

— В центре романтического героя находится личность яркая, страстная, разбуженная историческими сдвигами. Романтики избегают полутонов, в их портретах все конкретно, гиперболизировано, герои-титаны, возвышающиеся над миром (Лермонтов «Демон»: «Я царь познанья и свободы»).

У каждого романтика была своя область, куда он уходил в мечтаниях, чтобы «выстрадать» собственный идеал. Отсюда творчество романтиков носило ярко выраженный субъективный характер. Субъективен при этом и историзм романтиков, которые стремились увидеть в историческом прошлом то, что соответствовало их эстетическому идеалу, отвлекаясь при этом от реальных общественных противоречий (романы А.Дюма).

Проблема историзма искусства. Романтики были наделены острым чувством вовлеченности человека в бурное историческое движение. Выступали против антиисторизма классицистов. Бегство в духовный мир не всегда удовлетворяет романтиков, им хотелось, чтобы их эстетический идеал приобрел реальные формы. Таким реальным воплощением для романтиков становится природа.

Романтики одушевляли природу, находили в ней созвучие своим настроениям и чувствам. Значительное место занимают картины бурной, мятежной природы как вольной стихии. Романтизмы были склонны идеализировать человека, живущего на лоне природы (сельская идиллия противопоставляется городу).

Источник: lektsia.com

Романтизм в литературе. Художественная модель мира в литературе романтизма.

Данную презентацию можно использовать на уроках литературы,посвященных эпохе романтизма.

Несмелова Ольга Михайловна

Содержимое разработки

Романтизм в литературе. Художественная модель мира в литературе романтизма.

Романтизм в литературе.

Художественная модель мира

в литературе романтизма.

Цель: - сформировать первоначальные представления о романтизме как литературном направлении, показать его своеобразие; - развивать аналитическое мышление, эстетический вкус, память, речь; - воспитывать культуру чтения, любовь к идейно-творческому наследию прошлого.

— сформировать первоначальные представления о романтизме как литературном направлении, показать его своеобразие;

— развивать аналитическое мышление, эстетический вкус, память, речь;

— воспитывать культуру чтения, любовь к идейно-творческому наследию прошлого.

Литературное направление (течение) - это единство основных идейно-художественных особенностей, обна-руживающееся в определённый исторический период в творчестве ряда писателей или поэтов, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, а также по своему художественному методу.

Литературное направление (течение)

— это единство основных идейно-художественных особенностей, обна-руживающееся в определённый исторический период в творчестве ряда писателей или поэтов, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, а также по своему художественному методу.

Романтизм (фр. romantisme ) - явление европейской культуры XVIII - XХ веков, представляющее собой реакцию на Просвещение и последовавший за ним научно-технический прогресс; это идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века . Характеризуется утверждением самоценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Романтизм (фр. romantisme )

— явление европейской культуры XVIII — XХ веков, представляющее собой реакцию на Просвещение и последовавший за ним научно-технический прогресс; это идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века . Характеризуется утверждением самоценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Основной конфликт, рассматриваемый в искусстве романтизма, конфликт между личностью и обществом.

Основной конфликт, рассматриваемый в искусстве романтизма,

  • конфликт между личностью

Романтическая личность – это незаурядная, страстная личность. При этом страсть рассматривается в двух своих проявлениях: высокая страсть (любовь во всех её проявлениях); низкая страсть (зависть, жадность, честолюбие). Романтик - в переводе с французского - таинственный, странный, нереальный.

Романтическая личность

– это незаурядная, страстная личность. При этом страсть рассматривается в двух своих проявлениях:

высокая страсть (любовь во всех её проявлениях);

низкая страсть (зависть, жадность, честолюбие).

Романтик — в переводе с французского — таинственный, странный, нереальный.

Основные черты романтизма: - уход от реальной действительности; - утверждение положительного идеала; - бегство от современности; - абсолютный характер идеалов при сознании абсолютной невозможности их осуществления в действительности; - противопоставление прошлого настоящему; - индивидуализм, доведённый до культа личности.

Основные черты романтизма:

— уход от реальной действительности;

Читайте также:  Почему тату распались и не общаются

— утверждение положительного идеала;

— бегство от современности;

— абсолютный характер идеалов при сознании абсолютной невозможности их осуществления в действительности;

— противопоставление прошлого настоящему;

— индивидуализм, доведённый до культа личности.

Основные черты романтического героя: - неприятие идеалов общества; - трагическое одиночество; - герой всегда яркая, исключительная личность; - свободолюбие героя; - герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой; - необычные, исключительные обстоятельства жизни.

Основные черты романтического героя:

— неприятие идеалов общества;

— герой всегда яркая, исключительная личность;

— герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой;

— необычные, исключительные обстоятельства жизни.

Романтики открыли для литературы - диалектику психологических состояний; - характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия; - тему «униженных и оскорбленных»; - исторический роман; - философскую сказку; - научно-фантастический роман; - психологический детектив; - романтическую поэму.

Романтики открыли для литературы

— диалектику психологических состояний;

— характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия;

— тему «униженных и оскорбленных»;

Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счёт введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения. Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.

Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счёт введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения.

Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.

Романтизм появился в России в 1-й четверти ХIХ в.

Романтизм появился в России в 1-й четверти ХIХ в.

Истоки русского романтизма Влияние немецкого романтизма Влияние английского и французского романтизма И.В. Гёте, И.Шиллер, Э.Т.А. Гофман Д.Г.Байрон, П.Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье мистицизм; интерес к философским аспектам бытия; противопоставление «дневного» и «ночного» мира. богоборческие мотивы; разлад личности и общества; проблематика «сильной личности» и «естественного человека»; экзотика сюжета и места действия.

Истоки русского романтизма

Влияние немецкого романтизма

Влияние английского и французского романтизма

И.В. Гёте, И.Шиллер, Э.Т.А. Гофман

Д.Г.Байрон, П.Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье

Истоки русского романтизма В.А.Жуковский,К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Одоевский Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов медитативность лирики; созерцательность и философская углубленность в «вечные» вопросы; интерес к проявлению потусторонних сил. пафос вольнолюбия; мотив разлада сильной личности с обществом; экзотизм сюжетов; немотивированность действий романтического героя, его «неизменяемость».

  • мистицизм;
  • интерес к философским аспектам бытия;
  • противопоставление «дневного» и «ночного» мира.
  • богоборческие мотивы;
  • разлад личности и общества;
  • проблематика «сильной личности» и «естественного человека»;
  • экзотика сюжета и места действия.

Истоки русского романтизма

В.А.Жуковский,К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Одоевский

Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов

Романтизм поэтов-декабристов - социальная заострённость конфликта; критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа В.А.Жуковского; интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический; пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом ( социально-конкретизированным).

  • медитативность лирики;
  • созерцательность и философская углубленность в «вечные» вопросы;
  • интерес к проявлению потусторонних сил.
  • пафос вольнолюбия;
  • мотив разлада сильной личности с обществом;
  • экзотизм сюжетов;
  • немотивированность действий романтического героя, его «неизменяемость».

— социальная заострённость конфликта;

  • критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа В.А.Жуковского;
  • интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический;
  • пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом

В советском литературоведении было принято выделять два типа романтизма: пассивный; активный или революционный.

В советском литературоведении

было принято выделять два типа романтизма:

 Сравнить три литературных направления – классицизм, сентиментализм и романтизм. Каковы их особенности, в чем отличия? Классицизм Сентиментализм Романтизм Идея служения государю и Отечеству. Сентиментальная идеализация действительности. Противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни. Чувствительность.</p>
<p> Обращение к образам античной литературы и искусства. Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории. Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям. Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности. Интерес к русской летописной истории.

  • пассивный;
  • активный или революционный.

Сравнить три литературных направления – классицизм, сентиментализм и романтизм. Каковы их особенности, в чем отличия?

Сентиментализм

Идея служения

государю и Отечеству.

Сентиментальная идеализация действительности.

Противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни.

Чувствительность.

Обращение к образам античной литературы и искусства.

Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории.

Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям.

Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности.

Интерес к русской летописной истории.

Интернет – ресурсы : http://900igr.net/kartinki/literatura/ZHukovskij/004-Biografija-V.A.ZHukovskogo.html http://agniyainteralia.blogspot.ru/2012/12/blog-post_8.html http://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post176677959/ http://www.nearyou.ru/sokolov/viazemsk.html http:// vokrug.tv/photo/person/Aleksandr_Pushkin/ http ://www.liveinternet.ru/community/2859675/post93761434 / Литература в таблицах и схемах .Мещерякова М.И. М.: Айрис-пресс,2009. Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ/ Ж.Х.Салханова, Г.Д.Аульбекова, И.Ю.Хлызова, И.Г.Шапавалов. - Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2004.

Интернет – ресурсы :

Интернет – ресурсы: http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки) http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1 http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка – 2 Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

  • http://900igr.net/kartinki/literatura/ZHukovskij/004-Biografija-V.A.ZHukovskogo.html
  • http://agniyainteralia.blogspot.ru/2012/12/blog-post_8.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post176677959/
  • http://www.nearyou.ru/sokolov/viazemsk.html
  • http://vokrug.tv/photo/person/Aleksandr_Pushkin/
  • http://www.liveinternet.ru/community/2859675/post93761434/
  • Литература в таблицах и схемах .Мещерякова М.И. М.: Айрис-пресс,2009.
  • Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ/ Ж.Х.Салханова, Г.Д.Аульбекова, И.Ю.Хлызова, И.Г.Шапавалов. — Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2004.

http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки)

http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага

http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка — 1

http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка – 2

Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

-82%

Источник: videouroki.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today