Романтизм – художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение не столько к ее воспроизведению, сколько к «переделыванию» действительности (что ведет к развитию условных форм творчества: фантастика, гротеск, символичность), к выдвижению на первый план исключительности характеров, сюжетов, к усилению субъективно-оценочных элементов в авторской речи, к произвольности композиционных связей и пр. Самый термин возник от слова «роман» — особенное значение художественного вымысла, произвола (как в книге, а не как в жизни).
Романтизм как литературное направление. Представляется как одно из самых значительных направлений в мировой культуре, особенно сильно развивается в конце 18 – первой половине 19 веков в странах Европы и в Северной Америке. Понятие «романтизм» применяется на основе художественного опыта первой половины 19 века, когда четко обозначились основные черты этого художественного метода
Все о романтизме за 10 минут
Предпосылки европейского романтизма:
— разочарование в результатах Великой французской революции, не осуществившей лозунга «Свобода, Равенство, Братство»
— разочарование в идеях просветителей, готовивших эту революцию
— разочарование в просветительском классицизме, основанном на культе Разума
Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.
В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.
Ярким представителем английского романтизма является Байрон. Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.
Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Виктор Гюго, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, Эдгар По).
Весьма сложны взаимоотношения сентиментализма и предромантизма. И все же их разделяет существенная грань. Если сентиментализм связан с просветительским движением на его позднем этапе, то предромантизм представляет уже реакцию на просвещение, которая выливается в убеждение о бессилии разума.
Романтизм как литературное направление | Русская литература 9 класс #8 | Инфоурок
В России предромантизм не сложился в самостоятельное течение, но сыграл важную роль в переходе от сентиментализма к романтизму. Предромантики предпочитают искать свои сюжеты в Средневековье, поэтизируя средневековый быт и нравы.
Виднейшая фигура предромантизма – шотландец Дж. Макферсон («Поэмы Оссиана»). Он ввел туманный и сумрачный мир героических северных преданий, использовав мотивы кельтского фольклора и положив начало повсеместному увлечению «оссиамирием» с его мрачным колоритом и суровою дикостью героических характеров далекой эпохи (Байрон, Гнедич, молодой Пушкин)
Русский романтизм отразил ранний этап социально-исторического периода перелома, начавшегося в России(самодержавный деспотизм, крепостничество, различные социальные язвы). Революция во Франции стала для русских писателей историческим уроком, научила видеть в истории цепь трагических закономерностей. Русские писатели-романтики размышляли о возможности проведения похожей революции в России. Одни из них жаждали и добивались переворота, но в то же время боялись его крайностей – писатели -декабристы. Другие (Жуковский, Тютчев, Лермонтов) понимали, какой трагедией может обернуться повторение французского бунта в российских условиях.
Сильной, прогрессивной стороной русского романтизма было утверждение личности, т.е. признание ее высокого достоинства, равенства, свободы. Но эта свобода понималась как категория психологическая, а не социально-политическая. И это благоприятствовало росту индивидуалистических тенденций. Личность рассматривалась абстрактно-психологически, вне зависимости от национальных, исторических и социальных условий. Романтизм – воплощенная молодость, его творцы – юноши часто жили сиюминутным борением страстей, одним настоящим.
Вольность – один из высоких идеалов литературы романтизма, кроме идей народности.
Типы романтизма в России:
Элегическая школа Жуковского (Жуковский, Батюшков): выражение духовных интересов личности; герой находится в сложных отношениях с современной ему действительностью
Школа гражданского романтизма (поэзия декабристов: Бестужев, Рылеев): темы, имеющие серьезное значение для судеб России; увлечение борьбой с самовластием и крепостничеством
Философский романтизм (Тютчев, Хомяков, Веневитинов – идеолог кружка любомудров — понимание назначенья человека и долга его, слияния истины с любовью): порождение событий 1825г.; «немецкая» школа, интерес к философским системам и стремление их поэтически выразить
Синкретический тип ( Пушкин, Лермонтов, Гоголь)
Общее в европейском и русском романтизме:
— Не копирование природы, а ее видоизменение
— Осознание поэта как пророка (поэзия – восхождение к Богу)
— Полная свобода жанров
— Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества
— Стихия романтизма – это стихия идеального, чувственного (Шеллинг), что в корне отличает его от рационализма классицистов и объективизма реалистов.
— Одним романтикам была свойственна мечтательная созерцательность (Жуковский), другие ставили цель возбуждать на доблести (Бестужев, Рылеев), третьи, бросая выбор року, поднимали своего героя на бунт против Бога (Байрон, Лермонтов «Демон»). Но у всех идеал был неосуществим. Противоречие между идеалом и жизнью порождало в романтической школе концепцию двоемирия.
— В центре романтического героя находится личность яркая, страстная, разбуженная историческими сдвигами. Романтики избегают полутонов, в их портретах все конкретно, гиперболизировано, герои-титаны, возвышающиеся над миром (Лермонтов «Демон»: «Я царь познанья и свободы»).
У каждого романтика была своя область, куда он уходил в мечтаниях, чтобы «выстрадать» собственный идеал. Отсюда творчество романтиков носило ярко выраженный субъективный характер. Субъективен при этом и историзм романтиков, которые стремились увидеть в историческом прошлом то, что соответствовало их эстетическому идеалу, отвлекаясь при этом от реальных общественных противоречий (романы А.Дюма).
Проблема историзма искусства. Романтики были наделены острым чувством вовлеченности человека в бурное историческое движение. Выступали против антиисторизма классицистов. Бегство в духовный мир не всегда удовлетворяет романтиков, им хотелось, чтобы их эстетический идеал приобрел реальные формы. Таким реальным воплощением для романтиков становится природа.
Романтики одушевляли природу, находили в ней созвучие своим настроениям и чувствам. Значительное место занимают картины бурной, мятежной природы как вольной стихии. Романтизмы были склонны идеализировать человека, живущего на лоне природы (сельская идиллия противопоставляется городу).
Источник: lektsia.com
Романтизм в литературе. Художественная модель мира в литературе романтизма.
Данную презентацию можно использовать на уроках литературы,посвященных эпохе романтизма.
Несмелова Ольга Михайловна
Содержимое разработки
Романтизм в литературе.
Художественная модель мира
в литературе романтизма.
— сформировать первоначальные представления о романтизме как литературном направлении, показать его своеобразие;
— развивать аналитическое мышление, эстетический вкус, память, речь;
— воспитывать культуру чтения, любовь к идейно-творческому наследию прошлого.
Литературное направление (течение)
— это единство основных идейно-художественных особенностей, обна-руживающееся в определённый исторический период в творчестве ряда писателей или поэтов, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, а также по своему художественному методу.
Романтизм (фр. romantisme )
— явление европейской культуры XVIII — XХ веков, представляющее собой реакцию на Просвещение и последовавший за ним научно-технический прогресс; это идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века . Характеризуется утверждением самоценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Основной конфликт, рассматриваемый в искусстве романтизма,
- конфликт между личностью
Романтическая личность
– это незаурядная, страстная личность. При этом страсть рассматривается в двух своих проявлениях:
высокая страсть (любовь во всех её проявлениях);
низкая страсть (зависть, жадность, честолюбие).
Романтик — в переводе с французского — таинственный, странный, нереальный.
Основные черты романтизма:
— уход от реальной действительности;
— утверждение положительного идеала;
— бегство от современности;
— абсолютный характер идеалов при сознании абсолютной невозможности их осуществления в действительности;
— противопоставление прошлого настоящему;
— индивидуализм, доведённый до культа личности.
Основные черты романтического героя:
— неприятие идеалов общества;
— герой всегда яркая, исключительная личность;
— герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой;
— необычные, исключительные обстоятельства жизни.
Романтики открыли для литературы
— диалектику психологических состояний;
— характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия;
— тему «униженных и оскорбленных»;
Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счёт введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения.
Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.
Романтизм появился в России в 1-й четверти ХIХ в.
Истоки русского романтизма
Влияние немецкого романтизма
Влияние английского и французского романтизма
И.В. Гёте, И.Шиллер, Э.Т.А. Гофман
Д.Г.Байрон, П.Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье
- мистицизм;
- интерес к философским аспектам бытия;
- противопоставление «дневного» и «ночного» мира.
- богоборческие мотивы;
- разлад личности и общества;
- проблематика «сильной личности» и «естественного человека»;
- экзотика сюжета и места действия.
Истоки русского романтизма
В.А.Жуковский,К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Одоевский
Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов
- медитативность лирики;
- созерцательность и философская углубленность в «вечные» вопросы;
- интерес к проявлению потусторонних сил.
- пафос вольнолюбия;
- мотив разлада сильной личности с обществом;
- экзотизм сюжетов;
- немотивированность действий романтического героя, его «неизменяемость».
— социальная заострённость конфликта;
- критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа В.А.Жуковского;
- интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический;
- пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом
В советском литературоведении
было принято выделять два типа романтизма:
- пассивный;
- активный или революционный.
Сравнить три литературных направления – классицизм, сентиментализм и романтизм. Каковы их особенности, в чем отличия?
Сентиментализм
Идея служения
государю и Отечеству.
Сентиментальная идеализация действительности.
Противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни.
Чувствительность.
Обращение к образам античной литературы и искусства.
Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории.
Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям.
Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности.
Интерес к русской летописной истории.
Интернет – ресурсы :
- http://900igr.net/kartinki/literatura/ZHukovskij/004-Biografija-V.A.ZHukovskogo.html
- http://agniyainteralia.blogspot.ru/2012/12/blog-post_8.html
- http://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post176677959/
- http://www.nearyou.ru/sokolov/viazemsk.html
- http://vokrug.tv/photo/person/Aleksandr_Pushkin/
- http://www.liveinternet.ru/community/2859675/post93761434/
- Литература в таблицах и схемах .Мещерякова М.И. М.: Айрис-пресс,2009.
- Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ/ Ж.Х.Салханова, Г.Д.Аульбекова, И.Ю.Хлызова, И.Г.Шапавалов. — Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2004.
http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки)
http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага
http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка — 1
http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка – 2
Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
-82%
Источник: videouroki.net