С какого класса информатика в школе

fgosn_0

Изучение информатики в условиях ФГОС

Левицкова Л.А., методист кафедры информационных технологий ОГБОУ ДПО УИПКПРО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ — компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Образовательное учреждение, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет часов школьного учебного плана, выстраивая непрерывный курс информатики в 5–9 классах, обеспечивая его преемственность с курсом информатики начальной школы.

Информатика 7,8,9 класса за 1 день | Как выучить предмет быстро

Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Переход на ФГОС ООО предполагает разработку рабочей программы курса информатики. Начиная работу по разработке рабочей программы курса информатики основной школы необходимо изучить все документы по ФГОС ООО и Примерную программу по информатике (2011г). Для каждого образовательного учрежделния должна быть разработана рабочая программа курса информатики, которая должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного курса;

2) общую характеристику учебного курса;

3) описание места учебного курса в учебном плане ОУ;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного курса.

— информация и информационные процессы;

— моделирование, информационные модели;

— области применения методов и средств информатики.

В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:

а) в направлении «Информация, информационные процессы»:

  • информационные процессы;
  • информационные ресурсы;

б) в направлении «Моделирование, информационные модели»:

  • моделирование и формализация;
  • представление информации;
  • алгоритмизация и программирование;

в) в направлении «Области применения методов и средств информатики»:

  • информационные и коммуникационные технологии;
  • информационные основы управления;
  • информационная цивилизация.

Установленные ФГОС ООО новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.

Специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин: математики, философии, стилистики, психологии и инженерии. Информатика оперирует с фундаментальными понятиями, которые внешне по-разному проявляются в различных областях знания.

Читайте также:  Муж увлекся другой женщиной что делать

Отличительной особенностью ФГОС ООО является установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, которые формируются путем освоения содержания общеобразовательного курса информатики.

Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса информатики, прежде всего, личностных универсальных учебных действий.

Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и знаково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.

Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания — моделирование к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие — общий прием решения задачи.

Учитель информатики должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Чтобы решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов.

Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучаемый заинтересован.

Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть таковы, чтобы сформировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая информация становилась для них личностно-значимой.

Как спроектировать урок информатики с метапредметным подходом?

По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.

Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.

Первая функция — введение обучаемых в учебную деятельность., Введение в учебную деятельность предполагает:

а) создание у обучаемых учебной мотивации («мотив» — побудитель к действию, «мотивация» — процесс побуждения, стимулирования мотивов);

б) осознание и принятие учащимися учебной цели.

Таким образом, вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.

Вторая функция, которую учитель должен предусмотреть, создавая проект учебного занятия — создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели.

Для создания учебной ситуации учителю нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи.

Особенность учебных задач состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Важно помнить, что решение учебной задачи — это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности. При этом речь идет об освоении полного цикла решения задачи, а именно:

  • постановка задачи;
  • построение, анализ и оценка модели;
  • разработка и исполнение алгоритма в рамках данной модели;
  • анализ и использование результатов.

Именно умения самостоятельно поставить задачу, найти метод ее решения, построить алгоритм, т. е. описать последовательность шагов, приводящих к необходимому результату (или применять уже готовые программные продукты), правильно оценить и использовать полученный результат, делают человека по-настоящему готовым к жизни в современном, быстро меняющемся мире. В процессе решения задач формируется язык, общий для многих научных областей.

Третья функция, которую должен спроектировать учитель — обеспечение учебной рефлексии.

Читайте также:  Априори что значит антоним к слову

Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:

  • «Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
  • «Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки);
  • «Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);
  • «Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).

Если ученики не могут построить своей версии из сложившегося положения, то учитель либо еще раз должен повторить демонстрацию, но с новыми акцентами на тех местах, которые вызвали у обучаемых затруднение, либо прочитать лекцию (цикл лекций), в которой дается информация, необходимая для решения задачи такого типа, которая решалась учениками. Важно подчеркнуть, что в подобной ситуации исчезает проблема «отсутствия интереса у обучаемых к учебе». Лекция читается не тогда, когда учащиеся еще не знают, куда ее «поместить в своей голове» (потому часто теряют интерес), а «под потребность» — намаявшись с затруднениями, построив свои предположения, они готовы и хотят слушать педагога. Место теоретической лекции оправдано.

Четвертая функция — функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности учитель должен контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого обучаемого контроль за правильностью выполнения задания, означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.

В дополнении рекомендую посмотреть лекцию Алексея Львовича Семёнова «Содержание преподавания информатики в контексте перехода на ФГОС». Съёмки на педагогическом марафоне 2013.

Источник: krivaksin.ru

С какими знаниями по информатике сегодня должны выпускаться дети из школы

С какими знаниями по информатике сегодня должны выпускаться дети из школы

14 : 36 , 3 июня 2021 г.

С 1985 года, когда впервые был в школьную программу советских школьников введен предмет по информатике, дисциплина прошла большой путь переосмысления: от общих знаний о мире компьютеров до повышения уровня пользовательских навыков применения гаджетов. По мнению специалистов, сегодня назрела очередная необходимость пересмотреть устоявшиеся подходы к обучению детей информатике.

Изменчивая информатика

До появления информатики в школьной программе, все, что относилось к этой сфере, изучалось в рамках учебно-производственных комбинатов ( УПК ). Первоначальные программы уроков информатики содержали научные знания о компьютерных вычислениях. С появлением программ Microsoft Office на уроках стали учиться пользоваться этим пакетом ПО, то есть от рассказов о том, как устроен мир компьютеров, перешли к курсу практического применения компьютера в жизни.

Получилась другая крайность, на уроках информатики готовили пользователей ПК, забыв об основах информатики. В большинстве российских школ информатика по-прежнему остается курсом по подготовке пользователей. Разработчики учебных программ видят свою задачу сегодня в том, чтобы полезный и понятный для учителей и школьников контент совместить с более глубокими знаниями о том, что находится за экраном, иконками, очевидными вещами. Возможно, в механику сложного программирования детей погружать нет необходимости, но важно изучить основы работы сетей, веба и т.д. Сегодня государство артикулирует запрос на цифровизацию экономики, а значит, программисты будут в цене еще долгое время.

Какой должна быть сегодня информатика в школе

По мнению руководителя продукта Информатика от Яндекс .Учебника Влада Степанова , современные дети еще до того, как приходят в школу, знают множество базовых вещей, которые касаются смартфона и ноутбука. «Для педагога важно сохранить интерес ученика к предмету и при этом показать, что информатика – это и технологии, и наука, которую нужно изучать, и программирование. Другими словами, любое устройство, которым мы пользуемся сегодня, может быть запрограммировано, и оно программируется человеком. Сейчас дети воспринимают информатику как некоторый набор навыков пользователя: включить компьютер, научиться постить фотографии в своих соцсетях», – рассказывает Влад Степанов . Для того чтобы сделать информатику в школе более актуальной, Яндекс .Учебник создал курс по информатике для 7-го класса, покрывающий школьную программу и включающий обширный блок программирования.

Читайте также:  Как встряхнуть себя и начать жить

Как увлечь детей программированием

Формально детей в школе учат не бояться совершать ошибки: «попробуй еще», «ошибка — путь к обучению», но в реальности ошибки в диктантах, неверные решения, испорченная работа становится причиной снижения итоговой оценки. При обучении детей программированию очень важно соблюсти этот принцип, дать возможность ребенку вернуться к исходной точке, чтобы попробовать решить задачу заново без ущерба для аттестации его знаний. В своем курсе информатики Яндекс .Учебник не стал ограничивать количество попыток. Таким образом, знакомясь с языком программирования у школьников не возникает боязни написать свою программу, протестировать, запустить.

Не менее важно показать, что программирование применимо и полезно в реальном мире. Дети быстро схватывают алгоритм, когда понимают, как применить его в повседневной жизни.

«Например, при решении задачи по физике, когда нужно, много раз применяя сложную формулу, посчитать трение в четырех точках какого-то объекта. Можно каждый раз считать на калькуляторе, но есть риск ошибиться при делении и умножении. С помощи функции в Python, которая принимает три аргумента и параметры объекта, можно автоматизировать получение искомой силы трения. И как результат, ребенок находит понимание того, как пишется функция, и одновременно видит, как это может пригодиться ему в учебе по другим предметам», – объясняет Влад Степанов .

И наконец, информатику можно учить весело. Например, создавая игры. Безусловно, для освоения языка программирования требуется концентрация и усидчивость. Но можно показать детям, как разрабатывать игры. Начать, к примеру, с классических «Камень, ножницы, бумага», а далее мотивировать на создание собственной авторской игры.

Профессиональные перспективы для гиков

Программирование — одна из самых востребованных профессий. Порой дети поступают на профильные факультеты, потому что актуально, модно, и родители подталкивают. Прохождение курса программирования позволит ребенку понять, насколько интересна ему эта деятельность, и таким образом избежать синдрома «третьего курса» — когда молодой человек понимает, что с выбором профессии он поторопился, отучившись половину срока.

IT-специальность открывает перед специалистом множество возможностей — почти гарантированное трудоустройство, выбор страны, города и компании для работы, постоянное развитие.

Если на каком-то этапе специалист решит заняться чем-то другим, навыки программирования позволят ему быть востребованным в любой сфере. Например, он решит преподавать, в школе или вузе, и на каком-то этапе захочет минимизировать списывание среди своих учеников. Он всегда сможет написать код, позволяющий ему сделать работу для каждого ученика индивидуальной. Программирование дает каждому, кто освоил этот навык, дополнительные инструменты для решения задач в любых отраслях.

Информатика в Яндекс .Учебнике — курс, покрывающий требования к школьной программе 7 класса. Программа включает в себя теоретические материалы, конспекты и практические задания с автопроверкой. Все материалы соответствуют ФГОС и отражают современные реалии цифровой индустрии. Курс одобрен экспертами ВШЭ и МФТИ и прошел апробацию в школах 43 регионов России . На курсе ученики изучают основы работы с информацией, устройство компьютера, принципы обработки графической и текстовой информации. Он помогает подготовиться и успешно сдать основной государственный экзамен (ОГЭ) .

Источник: news.myseldon.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today