Вдохните поглубже. Выдохните. А теперь читайте дальше.
По крайней мере мне пришлось перевести дух, когда я начал изучать историю преподавания информатики в СССР. Мы же привыкли к тому, что в области электроники мы люди отсталые. Да, создать компьютерный мозг – процессор – хотя бы сходный по характеристикам с последними китайскими моделями у нас упорно не получается. Но тогда вопрос: а каким же тогда образом команды российских программистов – и школьников и студентов – из года в год побеждают на престижнейших олимпиадах.
А вот каким! Вряд ли вы знаете, что учить программированию, теории информации и устройству компьютеров в СССР начали (выдохнули!) еще в 1959 году!
Конечно, это были спецшколы в Москве и Новосибирске. Но уже был разработан курс. И именно выпускники таких классов закладывали то, что можно назвать советской школой программирования.
Информатика 7,8,9 класса за 1 день | Как выучить предмет быстро
А с 1 сентября 1985 года «Основы информатики и вычислительной техники» стала обязательным предметом в школах по всей стране. Алгоритмы, математическая логика, программирование преподавались всем ученикам! Еще не было массовых компьютеров (они появились в школах лишь 15-20 лет спустя!) А информатике уже учили. Да, алгоритмы рисовали в тетрадях в клеточку. Устройство ЭВМ изучали по картинкам на доске. Но…
Русский программист – страшная сила
Сегодня в мире словосочетание «российский программист» равнозначно знаку качества.
Но сейчас разговор не о программистах-профессионалах. Почему информатику в советских школах изучали все, а не избранные, не математическая элита? Потому что этот предмет развивал логическое мышление и – как оказалось – через десяток лет многим в той или иной степени пригодился. Когда появились у населения знаменитые 286-е компьютеры, а потом и мобильные телефоны.
И сегодня снова идет разговор о том, что школьников нужно обучать программированию. Углублять курс давно не модернизированной школьной информатики. Не случайно в последние годы стали так популярны курсы программирования, на которые ходят даже младшие школьники. И «Кодвардс», и «Яндекс.Лицей» и многие другие. Эксперты считают, что для современного человека знание языка программирования, умение написать элементарный код также необходимо, как знание иностранного языка или умение грамотно излагать свои мысли на родном языке.
Можно ли гуманитарию освоить кодинг? Зачем нужны уроки информатики? Об этом я расспросил учителя Алину Слепушкину, она участвует в образовательной программе Apple, ездит по школам страны с лекциями. В общем, человек в педагогическом мире популярный.
— Алина, самый первый и самый сложный вопрос: что такое «обучение программированию» и что такое «кодинг»?
— Это разные уровни мастерства, умений, навыков. Кодинг – начальная ступень, когда ты знакомишься с языком программирования, его особенностями и синтаксисом, делаешь первые попытки создать приложение, но не видишь разных вариантов и способов написания кода.
Снова в школу! Чему учат детей на уроках информатики?
Если сравнить с медицинской сферой, то это молодой врач, который знает симптоматику разных болезней, способы лечения, на основе этого выписывает рецепт. Но у него еще нет достаточного практического опыта. Когда опыта становится больше, врач с лёгкостью диагностирует сложные комплексные симптомы, назначает лечение в зависимости от персональных особенностей. Вот это уже уровень «программирование».
Программирование сложнее. Это умение не только воплотить алгоритм, но и создать его. То есть написание кода оптимальным способом. Обучение программированию в школе всегда начинается со знакомства с кодингом, с его структурой и особенностями языка, проверкой работоспособности кода на практике, выполнения упражнений для понимания, как работает код.
Фото: Евгений Иванов, школа 777, Санкт-Петербург
Профессия настоящего
— Чем обучение кодингу отличается от уроков информатики, на которых ведь тоже учат программированию?
— На уроках информатики программирование – одна из тем, на которую выделяется небольшое количество часов. Чаще всего это теоретические знания, без объяснения, как их использовать в реальной жизни.
На курсах по обучению программированию знакомят с целым циклом, который проходит разработчик: от мозгового штурма для поиска идеи приложения до способов монетизации и продажи готового продукта. Осваивая программирование, вы получаете полноценную профессию. Раньше ее называли профессией будущего, но она уже стала профессией настоящего.
— Считается, что программирование — удел детей, которые проявляют способности к математике. Но все чаще я слышу мнения, что кодинг важен и для гуманитариев. Что изучение языка программирования сходно с изучением иностранному языку.
— Да, так раньше считалось. Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась, программирование стало доступнее. Если раньше доступ к программам для написания кода имели только избранные – программисты, то сейчас научиться программировать можно на планшете не выходя из дома. Появилось много школ программирования, где учат кодить, начиная с младшего школьного возраста.
Есть образовательные роботы, с помощью которых можно сразу увидеть, что программирование – это не просто строчки на экране, от них зависит работа механизма. Сделал ошибку – робот поехал не туда или включился не тот датчик.
Кодинг важен для всех. Уже сегодня мы управляем роботами-пылесосами, стиральными машинками, электрическими плитами и даже не задумываемся, что пишем код. Не за горами тот день, когда нас будут возить машины с автопилотами. А как ими управлять? Как заставить автомобиль ехать с определенной скоростью на нужное расстояние, учесть помехи и задать повороты?
Все это кодинг.
Языки программирования, как и любые языки, имеют свою структуру и правила. В первую очередь, нужно изучить лексику: как задавать команды, функции, циклы. Затем изучаешь синтаксис: когда использовать круглые скобки, когда фигурные. В процессе знакомишься с правилами построения высказываний: как правильно сказать, как можно, но не желательно, как совсем неправильно. Все вместе складывается в систему под названием язык программирования.
Приложения для гуманитария
— Зачем изучать программирование будущему врачу или химику?
— Есть такое мнение: «Важно научиться программировать, потому что это учит думать». По большому счету, это хорошая тренировка аналитических и логических способностей может стать и отличным хобби. Сегодня так часто и бывает.
Если зайти на форумы, там идут горячие обсуждения какое приложение сделать, чтобы облегчить работу врача, как создать приложение с расписанием для учителей. Инициируют эти обсуждения специалисты, потому что знают проблемы изнутри, чего не хватает, что можно улучшить. И именно навык программирования может помочь реализовать эту потребность.
— Сфера программирования невероятно динамична. Навыки, полученные 5 лет назад, уже устарели. Зачем тогда учить кодингу детей 3-5 классов? Их навыки устареют уже к тому времени, когда они закончат школу. Может лучше шахматы?
— Динамична, но не на столько. В любом случае есть база и общий подход, которые остаются неизменными. Программирование помогает развить логику и научиться структурированно мыслить. И в этом оно очень схоже с шахматами. Только еще его можно использовать для реализации своих идей – создание личного вебсайта, виртуальных открыток с поздравлениями одноклассникам, игры, которая покорит весь мир.
Ежегодно Apple проводит конференцию разработчиков WWDC, на которой школьники со всего мира могут продемонстрировать свои разработки, приложения, программы и получить поддержку от единомышленников. В этом году, например, в ней участвовали восемь студентов из России.
Совет для родителей
Определяя кружки и секции, в которые будет ходить ваш школьник, подумайте о том, что кроме занятий спортом, иностранным языком или музыкой есть еще пока все же непривычные для нас курсы программирования. Это – будущее. И совершенно не стоить ждать пока вы поймете есть ли у вашего отпрыска способности к математике. Гуманитариям навыки кодинга тоже не повредят. Элементарные занятия можно начинать с 3-4 класса.
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.kp.ru
Страсти по информатике
С какого класса лучше вводить информатику? Почему в одной школе этого предмета даже в седьмом классе дети не проходят, а в другой с пятого – пожалуйста? И вообще, успевает ли школьная программа за скачками прогресса? Подобными вопросами задаются ковровчане, опасаясь за отсутствие достаточной компьютерной грамотности у своих детей.
Недавно статистики провели независимое исследование среди взрослого населения, 1853 опрошенных высказывали свое мнение, когда нужно начинать изучение информатики в школе. 33% считают, что с 1-го класса, 14% – с 3-го, 25% – с 5-го, 11% – с 7-го, 5% – с 8-го, 4% – с 10-го, 2% – с 11-го, 3% – информатику в школе вообще изучать нецелесообразно.
Сразу оговоримся, что задача предмета «информатика и ИКТ», вопреки расхожему мнению, вовсе не в том, чтобы сделать школьников продвинутыми персональными пользователями компьютера. Пользователей ПК готовят на компьютерных курсах, где дают, в принципе, элементарную информацию: какие кнопки на клавиатуре за что отвечают, как работать с парой-тройкой программ и другой простейший набор действий. Когда-то подобные курсы собирали толпы взрослого народа.
Считается, что поскольку сейчас с раннего возраста у детей есть разнообразные гаджеты, им не составляет труда быстро понять, что у компьютера к чему. А уже в начальной школе на уроках технологии на информатику отводят некоторое время – приблизительно 20 часов в курс. Кроме этого, в течение школьных лет с любого возраста ребенок может посещать кружки или факультативы по профилю, если образовательное учреждение отведет на предмет часы и если есть педагоги, которые взялись бы за дело.
Сейчас в школах практикуют так называемый вольный подход к преподаванию информатики как предмета. Внутри каждой – по-своему, где-то раньше ее вводят, где-то позже. В зависимости от количества свободных часов, от предпочтений школы и т.д.
Разумеется, в любом образовательном учреждении обязаны учитывать федеральный компонент, по которому информатика однозначно должна быть с 8 класса. Но вскоре по новым ФГОСАм изучать ее будут с 7 класса. Случается, что в школе некому вести информатику. Что тут скажешь. Нехватка кадров – проблема не ученика и родителя, а школы и управления образования.
Информатика делится на две части: информационные технологии как таковые и собственно информатика – то есть программирование, чисто математическая наука. Как было сказано выше, с информационными технологиями у большинства детей особых проблем нет. Несмотря на это, детей учат приемам работы с текстом, с базами данных, учат строить таблицы и делать рисунки. Как утверждают педагоги, 40 процентов часов на это отводится.
А вот программирование – другое дело. Более серьезное. Впитывая его азы, школьник осваивает задачи, считает без помощи калькулятора, развивает логическое мышление. Конечно, программистами будут далеко не все выпускники школ, и даже не каждый десятый из них. Тем не менее детям предмет нужен, а также интересен.
Показателен в этом плане наш городской конкурс по информационным технологиям. В нынешнем году среди учеников 8-11 классов – продвинутых пользователей офисных программ (на сей раз программирование в конкурс не входило) за победу бился 31 человек. К сведению педагогов и родителей, с первым (знание текстового редактора Word) и третьим (подготовка презентации в программе Power Point) заданиями справились 90% школьников, а вот со вторым (создание электронной таблицы Excel) – меньше половины.
Хоть предмет пользуется популярностью и нужны стране it-специалисты, информатику к сдаче на экзамене выбирают не многие ученики – 20-30 процентов от общего количества. А может, и меньше. Это зависит от степени его востребованности в вузах.
Некоторые родители считают, что школьная программа по информатике не может успевать за прогрессом в мире компьютерных технологий. Педагоги в ответ говорят, что ей и не надо этого делать, мало увязана она с прогрессом. И добавляют: не стоит начинать изучение информатики как предмета в раннем школьном возрасте, с седьмого класса – самый оптимальный вариант. Иначе дети совсем утонут в компьютерном пространстве. А это чревато ухудшением зрения, сколиозом, физической неразвитостью и т.д.
Так и тянет встать на сторону учителей в этом вопросе. Однако что-то останавливает. Например, тот факт, что компьютерные презентации к урокам практикуются уже в начальной школе, или что тексты докладов дети обязаны не от руки писать, а в Word. О «поисковых работах» в Интернете, куда отсылают повсеместно, уж и не говорим. Выходит, без навыков работы с компьютером (читай – без освоения информационных технологий) ни туда и ни сюда.
Источник: xn--b1aaalbpdjc1bbxpfp.xn--p1ai
В Москве открываются IT — классы.
В 2019/2020 учебном году в Москве откроются первые IT — классы, в которых школьники начнут изучение перспективных цифровых технологий, которые смогут подготовить учащегося к дальнейшему поступлению в ВУЗ на IT специальность. О том как будут функционировать такие классы Вы сможете познакомиться в этом материале.
IT технологии — технологии прогресса
XXI век — век грядущей цифровой технологической революции.
В конце 1940-х, начале 1950-х годов в США был создан первый вычислительный комплекс, работающий по принципам современных компьютеров.
За 60 с лишним лет компьютерные технологии настолько продвинулись вперед, что современный человек не представляет себя без домашнего персонального компьютера с его выходом в мировую информационную сеть Интернет, без тех цифровых устройств, которые окружают нас повсюду.
И это только начало. XXI веку, с помощью цифровых технологий предстоит в корне изменить жизнь человека. Уже сегодня мы видим огромный прогресс в технологиях конструирования роботов, автоматических летательных аппаратов, автомобилей на автопилоте и многих других удивительных сегодня вещей, которые завтра станут повседневной реальностью.
Все это будет возможно благодаря развитию «цифрового мира», а об уровне развития страны будут судить по степени ее «цифровизации». Но, какой бы не была продвинутой технология ее создают и поддерживают люди — ученые и инженеры. Та страна, в которой будут такие специалисты, будет среди лидеров мирового прогресса.
Открытие первых в стране специализированных классов по подготовке будущих специалистов в области цифровых технологий — первый шаг в этом направлении.
Начинется это как определенный эксперимент, но в случае успеха, такие классы будут по всей стране.
Особенности IT классов
На данный момент в системе Российского образования уже существуют специализированные профориентированные классы, предназначенные с ознакомлением и определенной подготовкой школьников к возможной будущей профессии.
* IT классы знакомят школьников с цифровыми технологиями, помогают выбрать будущее направление образования.
Таких профессиональных классов сейчас четыре вида:
- инженерные (открыты в 103 школах Москвы)
- медицинские (открыты в 69 школах Москвы)
- академические (научно-технологические) (открыты в 13 школах Москвы)
- кадетские (открыты в 195 школах Москвы)
Введение IT классов будет пятой разновидностью профориентированных классов.
К сожалению, многие ученики и их родители не достаточно хорошо информированы о вновь создаваемых классах. Постараемся рассказать о них.
Согласно распоряжению Департамента образования Москвы в новом учебном году (2019/2020) в 34 школах Москвы открываются специализированные IT классы профессионально-ориентированной направленности.
Школы были предварительно специально отобраны среди всех районов Москвы, исходя из качества преподавания и успехов школьников в таких дисциплинах как:
- информатика
- математика
- физика
Основная задача создаваемых классов — собрать в одном месте наиболее перспективных и способных школьников, желающих в дальнейшем продолжать свое образование в обрасти цифровых технологий (т.н. «предпрофессиональное» образование).
Направления обучения в IT классах
- программирование
- информационная безопасность
- моделирование и прототипирование
- робототехника
- технологии больших данных
- технологии связи
Кто сможет обучаться в таких классах
Данные IT классы предназначены для учеников 10-х и 11-х классов.
Для поступления в такой класс нужно пройти несколько этапов:
- выбрать ближайшую от Вас школу с IT классом
- записаться онлайн и сдать тестирование для допуска к основному тесту (в 2019 году тестирование проводится в 2 этапа — 17 июня и 24 июня)
- зачисление будет происходить по итогам отбора в августе.
- при положительном результате тестирования направить документы в IT класс данной школы.
Контактный телефон по записи в IT классы и проведению вступительных тестов: 7 (495) 276-04-20
Какие вопросы предлагаются для тестирования при поступлении в IT классы?
Вопросы составляются исходя из школьной программы обучения по информатике, математике и физике.
Что получат школьники обучающиеся в таких IT классах?
В первую очередь в таких классах будет углубленная подготовка по профильным школьным предметам (математика, информатика, физика), для изучения которых будут выделены дополнительные академические часы.
Ученики получат представление, что такое IT технологии, принципы их освоения и смогут оценить свои силы и способности для дальнейшего их изучения в вузах.
Кроме этого, на база каждого IT класса будет создан т.н. IT-полигон, где будут созданы все необходимые условия для качественного изучения дисциплин и предметов, начиная с материальной части для робототехники и заканчивая современными компьютерными системами.
Все без исключения IT классы будут находиться в тесном взаимодействии с ведущими IT компаниями России, в которых смогут познакомиться с характером работы, побывать непосредственно в офисах этих компаний, лично познакомиться с IT специалистами.
Среди таких компаний:
Источник: obrmos.ru