Изучение экономики в российской школе, получившее свое бурное развитие в последние годы идет по разным направлениям, в том числе есть школы, гимназии, лицеи, где экономику начинают преподавать с начальной школы (1 или 2 класса). В Курске – это гимназия № 25, школа № 32; в течение 1993 – 1997 гг. факультативный курс экономики проводился для учащихся начальных классов гимназии №44.
Наибольшую трудность представляет организация экономического образования в начальной школе. Во-первых, экономические вопросы пока не вошли в минимум содержания начального общего образования и поэтому не включены в курсы и предметы, реализующие образовательные компоненты инвариантной части базисного учебного плана. Во-вторых, большинство учебно-методических материалов не нацеливает общеобразовательные учреждения на организацию факультативных занятий по экономике для учащихся младшего школьного возраста. В начальной школе, где ведется преподавание экономики за счет времени вариативной части базисного учебного плана, первостепенной задачей является ознакомление учащихся с элементарными экономическими понятиями, развитие интереса к предмету через игровые и творческие задания. Особые требования должны предъявляться к учебному материалу, его информационной насыщенности и соответствию возрастным особенностям обучающихся, объему, языку изложения. Наиболее полно этим требованиям отвечают следующие учебно-методические комплексы:
· Экономика для младших классов: пособие для учителя/ под ред. И.А. Сасовой, М,: Вита-Пресс, 2000. Для учащихся разработаны тетради творческих заданий.
· Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики, Новосибирск, 1997. (2001)
· Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе: Пособие для учителя, — М.: Вита-Пресс, 1997. Прилагается также рабочая тетрадь для школьника « Уроки гнома Эконома и феи Экологии»
Необходимо отметит, что для учителей начальных классов разработано множество дополнительных материалов, которые позволяют уже в данном возрасте говорить об экономике профессионально. Из множества литературы отметим, «Экономическая игротека» Романовой Н.И., «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях» Поповой Т.А. и Меньшиковой О.И., пособие для учителя «Белка и компания (автор Т.В.Смирнова, Т.Н. Преснякова), «Зачем нужны налоги (авторы В.А.Рубе, Е.С. Шабельник).
При разработке программ для младших школьников необходимо учитывать следующие основные положения:
-мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те понятия и явления, с которыми дети не раз встречались в жизни;
— для активизации процесса обучения и воспитания использовать различные методы (рассказ, тренинг, игра, разбор ситуаций, дискуссии, изобразительная деятельность и др.), включающие детей в конкретную обучающую деятельность;
— социально-экономические знания, получаемые школьниками должны формировать гражданина и соответствовать нормам и правилам, принятым в цивилизованном обществе.
Учащиеся начальной школы должны знать: какие бывают потребности, каковы источники удовлетворения потребностей, почему все потребности нельзя удовлетворить, необходимость выбора, роль денег в жизни человека и общества, доходы и расходы в семье, где можно приобрести товары и услуги; взаимоотношения покупателя и продавца, значение труда в удовлетворении потребностей, что такое собственность. Школьники начальных классов должны иметь представления о школьном хозяйстве, о домашнем хозяйстве, в третьем- четвертом классе их можно познакомит с особенностями местного хозяйства.
На начальной ступени обучения важно с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, магазины вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Необходимо формировать представления о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения их потребностей от качества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов.
На данном этапе обучения очень важны консультации со специалистом-психологом по вопросу применимости учебного материала, его информационной насыщенности и объема.
Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь
2. Программы и методика обучения экономики на средней ступени основной школы.
Программы курса «Экономика» для средней ступени основной школы разработаны Липсицем И.В, Антоновой Л.В. для 5-6 классов. Она не носит нормативного, обязательного характера и как факультативный курс имеет возможность для гибкого реагирования на конкретные условия его проведения. Вместе с тем данная программа вполне может стать обязательным курсом.
При этом заложенные в ней возможности позволяют строить весь учебный процесс, внося в него необходимые изменения как по содержанию, так и по форме. Это могут быть , например, экскурсии в Сбербанк, встречи с учеными-экономистами, бизнесменами и т.д. Очень важно учитывать возрастные особенности учащихся.
Поэтому серьезные экономические понятия должны даваться в форме, доступной для восприятия детей данного возраста. Все предусмотренные данной программой понятия даны в доступной детям форме в книге И.В.Липсица «Удивительные приключения в стране Экономика» (М.:Вита-Пресс, 2000). Для учителей разработано методическое пособие «Путеводитель по стране Экономика» под редакцией Корлюговой Ю.Н. М.: ВИТА – Пресс, а также пособие для учителя автора Замек М.Я. 32 урока по экономике, М.: ВИТА – Пресс, 1995.
Необходимо отметить, что, по мнению многих учителей экономики, данная программа все же достаточно сложна для пяти или шестиклассников.
Для школьников 7- 8 классов И.В.Липсицем разработана программа « Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. Этот курс призван, с одной стороны, подгот овить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 9-11 классах, а с другой сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.
Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает большой материал по экономической истории и описание современных способов осуществления хозяйственной деятельности. Данный курс продолжает существовавшую в дореволюционной России традицию преподавания молодежи основ не только экономической теории, но и организации хозяйственной жизни (лучшим примером такого курса является конспект лекций С.Ю.Витте, прочитанных им в 1900-1902 гг. наследнику российского престола великому князю Михаилу Александровичу. – см. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве – М.: Фонд «Начала», 1997.
Наиболее приемлемыми для данного возраста программа по экономике, разработанная авторским коллективом под руководством Сасовой И.А. Данная программа рассматривает основные содержательные линии в реализации образовательной области «Экономика» в следующей последовательности:
5 класс – экономика семьи. Обязательный минимум содержания для учащихся включает следующие элементы: моя семья, семейный бюджет, семейное хозяйство, рачительный хозяин, думающий покупатель, семья в условиях рыночных отношений
6 класс – экономика самостоятельной хозяйственной единицы (на примере экономики школы) Обязательный минимум содержания для учащихся 6 класса включает следующие элементы: самостоятельная хозяйственная единица и государство, имущество, проявление чувство хозяина.
7 класс – экономика ближайшего окружения. Обязательный минимум содержания для учащихся 7 класса включает следующие элементы: город (село), в котором я живу; хозяйство города (села) – микромодель хозяйства страны; развитие города (села, микрорайона города) в планах развития республики, страны; хозяйство города (села) в системе рыночных отношений; перспективы профессионального самоопределения в условиях города (села)
8 класс – личность и экономика. Обязательный минимум содержания для учащихся данных классов включает следующие элементы: экономические модели общества, экономическая деятельность, экономические отношения; личность в системе экономических отношений, основы самоменеджмента; понятие о коммуникативной культуре личности.
— мир экономики: организация экономики; рынок, спрос и предложение, деньги в экономике; экономический цикл, экономические системы;
— бизнес в экономике: правовое обеспечение бизнеса; организационно-правовые формы предприятий, планирование и система учета в бизнесе.
Через все содержательные линии реализуются воспитательные задачи образовательной области «Экономика»: воспитание чувства хозяина, предприимчивости, ответственности за результаты и последствия деятельности, готовности к принятию самостоятельных решений при нравственно ценном выборе средств достижения цели, этики делового общения.
Источник: studopedia.ru
С какого класса начинается экономика в школе
07.02 В Госдуме предложили ввести в школах и. (комм: 1)
04.02 В России растет спрос на педагогов (комм: 5)
04.02 Проект по созданию общеобразовательных. (комм: 0)
03.02 Новый порядок проведения ЕГЭ (комм: 0)
02.02 Поддержка школьной программы по литера. (комм: 0)
- • Добавить разработку
- • Добавить статью
- • Новые разработки
- • Поиск по номеру
- • Рейтинг разработок
- • Готовые комплексы
- • Свидетельство о публикации
- • Детское свидетельство
- • Свидетельство о сайте
- • Грамота загрузок
- • Грамота диссеминации
- • Грамота активности
- • Данные портала
- • Юридическая информация
- • Весь форум
- • Последние темы
- • Последние комментарии
- • Правила общения
- • Пользователи
- • Рейтинг пользователей
- • Персональный форум
- • Мастер-классы СУП
- • Мастер-классы пользователей
- • Летний марафон 2021
- • Новогодний марафон 2021/22
- • Марафон педагогических идей
- • Читать блоги
- • Писать блоги
- • Истории успеха
- • Настоящий блог
- • Тематические блоги
- • Блог администратора
- • Обращение к новичкам
- • Инструкции и правила
- • Первое впечатление
- • Тест по правилам
- • Вопросы новичков
- • Подписка на рассылку
- • Спросить администратора
Шаблоны
презентаций
Контроль
знаний, ВПР
Рабочие
программы
Материалы
к праздникам
Олимпиады
и задания
Коррекционная
школа
Физминутки
на уроках
Меню сайта
Регистрация
Дата: Пн, 19.08.2013, 18:26 | Сообщение # 1
(математика, экономика)
Сообщений: 327
Уважаемые коллеги, преподаётся ли в ваших школах предмет «экономика»? С какого класса он начинается? Кто ведёт этот предмет?
Статус: Оффлайн
Дата: Пн, 19.08.2013, 18:43 | Сообщение # 2
(Русский язык и литература)
Сообщений: 1012
В нашей школе экономика преподается с 5 класса. Ведет учитель, закончивший курсы по данному предмету. Нагрузка у него небольшая (экономика — 1 урок в неделю). Учитель очень ответственный, знания дает хорошие. В 10-11 классах экономика преподается как факультативное занятие.
Статус: Оффлайн
Дата: Пн, 19.08.2013, 18:55 | Сообщение # 3
(математика, экономика)
Сообщений: 327
Ларош, а какой у этого учителя основной предмет?
Статус: Оффлайн
Дата: Пн, 19.08.2013, 19:23 | Сообщение # 4
(Русский язык и литература)
Сообщений: 1012
По-моему, она закончила педагогическое училище, но точно сказать не могу. Коллектив большой, у каждого не особенно спросишь. Но никакие предметы она больше не преподает, кроме экономики.
Статус: Оффлайн
Дата: Пн, 19.08.2013, 19:43 | Сообщение # 5
(математика, экономика)
Сообщений: 327
Ларош, спасибо за такой подробный ответ. Учителей, преподающих только экономику, у нас нет. Обычно её ведут учителя обществознания, редко — математики. Детям экономика очень нравится. Занимаются с большим интересом.
Статус: Оффлайн
Дата: Пн, 19.08.2013, 19:56 | Сообщение # 6
(Русский язык и литература)
Сообщений: 1012
В нашей школе дети тоже охотно изучают этот предмет. В этом году выпускница поступила в педвуз по специальности преподаватель экономики и труда. Будем ждать. Правда, не очень понятна близость таких разных предметов.
Статус: Оффлайн
Дата: Пн, 19.08.2013, 20:09 | Сообщение # 7
(математика, экономика)
Сообщений: 327
Цитата ( Ларош )
В этом году выпускница поступила в педвуз по специальности преподаватель экономики и труда.
Не знала, что бывает такое.
Цитата ( Ларош )
Правда, не очень понятна близость таких разных предметов.
Статус: Оффлайн
Дата: Пн, 19.08.2013, 20:34 | Сообщение # 8
Сообщений: 32
У нас не преподаётся, а олимпиады проводятся. Приходится учителям( вроде географии) готовить детей вне уроков
Статус: Оффлайн
Дата: Пн, 19.08.2013, 20:44 | Сообщение # 9
(математика, экономика)
Сообщений: 327
Цитата ( Рафига )
У нас не преподаётся, а олимпиады проводятся.
Аналогичная ситуация была с астрономией. Предмет убрали, а олимпиады проводили.
Статус: Оффлайн
Дата: Пн, 19.08.2013, 21:32 | Сообщение # 10
(информатика)
Сообщений: 7333
Экономику вела специалист-почасовик.
Статус: Оффлайн
Дата: Пн, 19.08.2013, 21:40 | Сообщение # 11
(математика, экономика)
Сообщений: 327
Цитата ( Galina1952 )
Экономику вела специалист-почасовик.
Специалист может дать детям более глубокие профессиональные знания, полезные практические навыки.
Статус: Оффлайн
Дата: Пн, 19.08.2013, 21:44 | Сообщение # 12
(химия, биология)
Экономику должен вести человек, который дружит с математикой: там довольно серьезные задачи. Пять лет назад окончила очно-заочные курсы (2-х годичные) по экономике. Предмет очень интересный. Так вот математики, химики, физики, географы чувствовали себя уверенно, а вот остальные — до слез. Мы сними занимались по вечерам (курсы проходили в санаториях, жили все вместе).
Статус: Оффлайн
Дата: Пн, 19.08.2013, 21:56 | Сообщение # 13
(математика, экономика)
Сообщений: 327
Цитата ( Просветленная )
Экономику должен вести человек, который дружит с математикой:
Поддерживаю Вас. Особенно это важно при работе в профильных классах по учебникам профессора Иванова. Здесь без математики не обойтись.
Статус: Оффлайн
Дата: Вт, 27.08.2013, 01:52 | Сообщение # 14
(Химия, Биология, ОБЖ)
Сообщений: 3351
У нас в школе экономики нет.
А я бы согласился вести такой предмет.
Статус: Оффлайн
Дата: Вт, 27.08.2013, 07:33 | Сообщение # 15
Сообщений: 3227
Экономика есть, но дети к предмету относятся не серьёзно.
Статус: Оффлайн
Дата: Вт, 27.08.2013, 08:10 | Сообщение # 16
(История, обществознание, ОПД)
Сообщений: 50
У нас экономика преподается ввиде кружка раз в неделю, дети ходят с удовольствием.
Статус: Оффлайн
Дата: Чт, 29.08.2013, 14:44 | Сообщение # 17
(Химия, Биология, ОБЖ)
Сообщений: 3351
Цитата ( Просветленная )
Экономику должен вести человек, который дружит с математикой:
Экономика на половину математика, на половину гуманитарная наука.
Статус: Оффлайн
Дата: Чт, 29.08.2013, 15:40 | Сообщение # 18
Сообщений: 3854
С 2005 года появилась очень престижная и востребованная специальность» эукономфизика».
Эконофизика есть междисциплинарная областьисследований, применяющих теории и методы развитые физиками, чтобы решать
проблемы экономики.
Источник: easyen.ru
С 1 сентября 2022 года в школах России будут обучать финансовой грамотности. Курс вводится с 1 по 9 класс
Обязательное преподавание финансовой грамотности закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, которые были разработаны при активном участии Банка России.
Банк России опубликовал пресс-релиз, ссылка на первоисточник закреплена в комментариях.
Ура! В школах РФ вводят курсы финансовой грамотности с 1 сентября 2022 года
✅ С 1 по 4 класс начальной школы элементы финансовой грамотности появятся в таких предметах, как «Математика» и «Окружающий мир»
Курс с 1 по 4 класс включает в себе обучение по следующим направлениям:
- формирование навыков безопасного поведения в Интернете, в том числе при совершении финансовых операций;
- анализ доходов и расходов семьи;
- составление личного финансового плана.
✅ Для учеников 5–9 классов элементы финансовой грамотности появятся в таких предметах, как «Обществознание», «Математика» и «География»
Курс с 5 по 9 класс включает в себе обучение по следующим направлениям:
- оценка рисков предпринимательской деятельности;
- разбор недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества;
- расчет цен товаров, стоимости покупок и услуг;
- расчет налогов для физических лиц и предприятий;
- критерии качества жизни человека, семьи и финансового благополучия
- составление и заполнение простых форм и документов: заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде.
Обучение в 1 и 5 классах по новым образовательным стандартам начнется с 1 сентября 2022 года, но по согласованию с родителями программы могут быть изменены уже в 2021 году.
Первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов
Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы.
Уже сейчас, благодаря совместной работе Минпросвещения, Банка России и Минфина, 86% российских школ так или иначе включают финансовую грамотность в свои учебные планы, в каждой пятой школе это обязательный урок.
Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников.
Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит, повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом
Лично я бы ввел обязательно курсы
- сложный процент, реинвестирование;
- брокеры, биржа, комиссия;
- структурные продукты банков и брокеров;
- цифровые валюты, крипто валюты;
- финансовые пирамиды. Как пример пирамида Мэйдоффа, просуществовавшая более 30 лет.
Если вам понравилась моя статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ , чтобы не пропустить новые публикации!
# деньги #россия #экономика #налогообложение
Источник: dzen.ru