История — гуманитарный предмет, который преподается в средней общеобразовательной школе с 5 по 11 класс. В школьной программе история разделяется на Всемирную историю и историю Отечества. Кроме того с 5 по 7 класс школьники изучают историю родного края, области — «Историческое краеведение».
Какие темы проходят по истории в школе
Примерная программа по школьной истории:
- 5 класс — История древнего мира (знакомство с исторической наукой, от древних государств до падения Западной Римской Империи),
- 6 класс — История Средних веков (от Великого переселения народов до крушения Византии) и История России (с древнейших времен до Ивана Грозного),
- 7 класс — История Нового времени (Великие географические открытия, Возрождение, Просвещение, образование США) и История России (от Смуты до Екатерины II)
- 8 класс — История Нового времени (от Наполеона до становления индустриальных стран) и История России (от Александра I до Александра III — Россия XIX века),
- 9 класс — История Новейшего времени (причины и ход двух мировых войн, становление современного общества) и История России (российская революция, становление СССР, войны, становление современной России).
Далее представлены все темы школьной программы по Истории. Мы надеемся, данные материалы окажутся полезными для вас.
Источник: nado5.ru
Историю в школах начнут преподавать с 1-го класса: как это будет и что теперь изменится
«Историческое образование начнется в школах с первого класса», — заявил 19 апреля министр просвещения России Сергей Кравцов. Разбираемся, что может измениться в школах и как теперь будет выглядеть учебный процесс.
19 апреля в Музее Победы в Москве прошло открытие всероссийского школьного исторического форума «Сила — в правде!». На мероприятии присутствовали школьники, учителя, директора школ и чиновники.
В своем приветственном слове министр просвещения РФ Сергей Кравцов, помимо прочего, заявил: «Мы сделаем все, чтобы сохранялась историческая память. Мною принято решение, что историческое образование начнется в школах с 1-го класса».
Идею поддержали в Кремле: «Семилетки интересуются абсолютно всем — тем же, что и взрослые. И наше Министерство просвещения абсолютно уполномочено принимать такие решения. И они реализуют свои полномочия», — цитирует «РИА Новости» пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова.
Как историю преподают сейчас
В начальной школе введение в историческое образование сейчас осуществляется в рамках предмета «Окружающий мир». Например, в учебнике А. А. Плешакова, по которому данный предмет изучает большинство российских школьников, в первые три года обучения дается базовая информация о народах, населяющих Россию, о территории нашей страны, странах-соседях. В 4-м классе введению в мировую и российскую историю и основам обществознания посвящается уже целый том учебника по «окружайке». С 5-го класса история становится отдельным предметом и продолжается до 11-го.
История — необязательный предмет на ЕГЭ, это экзамен по выбору. В 2022 году на его сдачу зарегистрировались около 117 тысяч участников — по популярности историю обошли обществознание, биология, физика, информатика и ИКТ. Средний балл сдающих ЕГЭ по истории в 2021 году составил 54,9. А высокие баллы (от 81 и выше) за этот экзамен в прошлом году получили 11% сдающих.
Сделать ЕГЭ по истории обязательным планировали неоднократно: об этом в 2017 году на посту министра образования и науки заявляла Ольга Васильева, в августе 2021 года это предлагал сделать глава межведомственной комиссии по историческому просвещению Владимир Мединский, а в 2022 году — депутат Государственной думы РФ Александр Хинштейн.
В Рособрнадзоре пока не поддержали идею: «Увеличение числа обязательных для сдачи предметов ЕГЭ в настоящее время не планируется», — цитировал ТАСС представителя пресс-службы ведомства в марте 2022 года.
Что будет дальше
Через несколько часов после своего заявления в Музее Победы Кравцов уточнил, что история как отдельный предмет все-таки не появится в школах с 1-го класса.
«Историческое просвещение будет проводиться в школах с 1-го класса. Не уроки истории, которые начинались и будут начинаться с 5-го класса, а именно просветительские программы. Их можно проводить в рамках предмета „Окружающий мир“, изучать историю своей семьи, своего региона, можно в рамках внеурочной деятельности посещать музеи и выставки», — цитирует главу Минпросвещения пресс-служба ведомства.
Первый замглавы комитета по просвещению Госдумы Михаил Берулава при этом пояснил изданию «Подъем», что в рамках исторического образования для учеников начальной школы будут скорее проводиться уроки патриотического воспитания: «Заказ дадим, эксперты должны определить программу, её насыщенность, наполнение. Подрастающее поколение воспитывает всё, даже стены. Можно всегда найти исторические фрагменты, прививать любовь к родине — даже с 1-го класса. Будет учитываться физиологическое развитие. Доверим учёным, историкам — они предложат, что включить в программу».
Мнение педагогов
В разговоре с РБК доцент Государственного академического университета гуманитарных наук, кандидат исторических наук Дмитрий Суржик заявил, что поддерживает идею преподавания истории с начальной школы: «Я считаю, что историческое образование должно охватить основные периоды истории нашей страны к 9-му классу, когда часть выпускников школ переходит в средне-специальные образовательные учреждения. Я поддерживаю идею двух концентров, как это было ранее, до нынешней реформы образования».
При этом учитель истории московской школы № 1543 Леонид Кацва в комментарии для «Мела» заявил, что относится к данной концепции скорее скептически: «Преподавание неизбежно будет очень примитивным. Даже в советское время историю в виде „рассказов по истории“ начинали в 4-м, а не в 1-м классе.
Ну, еще в 3-м было несколько рассказов о героях типа Александра Невского и Дмитрия Донского в курсе чтения. Но не в первом же, когда дети только учатся читать! И кто это будет делать? Учителя истории с таким возрастом работать не умеют, это другая специальность. Учителя началки, мягко говоря, не знатоки истории.
Еще один вопрос: вместо чего? Ведь превышать так называемые предельно допустимые нагрузки нельзя, дети и так перегружены. Делается это исключительно ради ранней идеологической индоктринации. Эффективность будет крайне мала, затрат не оправдает».
Источник: mel.fm
С какого класса начинается история россии
https://russianclassicalschool.ru/ /component/jshopping/cart/view.html?Itemid=0 /component/jshopping/product/view.html?Itemid=0 /component/jshopping/cart/delete.html?Itemid=0 https://russianclassicalschool.ru/components/com_jshopping/files/img_products 2 руб. ✔ Товар в корзине Товар добавлен в корзину Перейти в корзину Удалить Товаров: на сумму Не заданы дополнительные параметры КОРЗИНА
- Главная страница /
- Вопрос-ответ /
- История
История
По каким учебникам изучают историю в средней и старшей школе?
Читать ответ
5 класс. Всеобщая история
На самой заре своей работы мы не могли подобрать из существующих учебников ничего достойного для преподавания своим пятиклассникам истории Древнего мира, поэтому взялись за большую работу — написание своих учебников, которые будут свободны от обязательного для Древнего мира первобытно-общинного строя и примитивного взгляда на развитие человечества как исключительно классовую борьбу. В наших книгах отражён христианский взгляд на происхождение мира и человека, на жизненные этапы древних цивилизаций.
Учебники прошли научную экспертизу на кафедре истории Древней Греции и Рима в Санкт-Петербургском государственном университете. Вы можете найти их у нас на сайте в разделе «Учебные комплекты. Средняя школа. 5 класс».
6 класс. Всеобщая история
В 6 классе при изучении Средних веков мы используем новое издание учебника М. Бойцова и Р. Шукурова по истории Средневековья, посвящённого истории Западной Европы, Византии и исламского мира в V–XV вв., доработанное по нашей просьбе.
Авторы учебника — крупные специалисты по средневековой истории. Михаил Бойцов — специалист по средневековой Германии, Рустам Шукуров — по Византии, тюркскому миру и Ирану.
Ранее учебник выходил в подобном текстовом содержании в издательстве Московского института развития образовательных систем (МИРОС) — в первый раз как экспериментальный в 1994 г., а потом, уже с министерским грифом, переиздавался ещё трижды: в 1994, 1995 и 1998 гг. под названием «История Средних веков. Учебник для шестого класса средних учебных заведений». По словам авторов, для своего времени учебник оказался революционным, и многие решения, которые тогда были предложены в нём впервые, воспроизводились затем и другими людьми. Некоторые темы, также впервые введённые на страницы этой книги, вошли затем в министерские стандарты и стали обязательными для всех.
Одно из главных преимуществ учебника — то, что в нём представлено особое, глубокое видение многоликого и противоречивого Средневековья, которое тем не менее не было временем ни упадка, ни застоя; это очередная и закономерная ступень истории — эпоха, которая имеет свои задачи и несёт в себе следствия предыдущей и причины последующей. Чтобы понять это, необходимо научиться не просто собирать факты о прошлом, но понимать их.
Параграфы учебника компактны, написаны простым, ясным, доступным для учащихся языком. Названия параграфов и пунктов, точно отражая суть содержания, звучат при этом как приглашения к увлекательному путешествию. Иллюстрации учебника зрелищны и оригинальны. Используются подлинные изображения, реконструкции, карты, графики. После каждого параграфа размещены переводы фрагментов документов средневековых хронистов (таких как Иордан, Прокопий Кесарийский, Григорий Турский, Северин Боэций и др.), а также арабские поэтические произведения, песни крестовых походов и так далее.
Вы можете посмотреть следующее видео, в котором доктор исторических наук, профессор Михаил Анатольевич Бойцов рассказывает о концепции, лежащей в основе данной работы.
Мы допускаем, что концепция учебника может создать известные трудности для учителя, поскольку она предполагает существенные изменения во всей методике преподавания курса средневековой истории. Но мы уверены, что эти сложности будут быстрее всего преодолены в тех учебных заведениях, где к предметам гуманитарного цикла относятся с повышенным вниманием.
Главы, посвящённые истории Византии, исламского мира, а также параграф о ранних славянах принадлежат перу Р. Шукурова, над § 5 авторы работали совместно. Остальные разделы написаны М. Бойцовым.
Вы можете найти данный учебник у нас на сайте в разделе «Учебные комплекты. Средняя школа. 6 класс».
6 и 7 класс. История России
Изучая историю России в 6 и 7 классах, мы используем обновлённые пособия Сергея и Татьяны Перевезенцевых. Две вещи архиважны для нас — привить любовь к истории Отечества, любовь к самому Отечеству, любовь к людям, которые в нём жили и живут, и привить чувство сопричастности к своей земле и её народу. Учебники Перевезенцевых как нельзя лучше соответствуют нашим целям и задачам, а также без ненужного стеснения рассказывают детям о православном фундаменте российской государственности. Возможно, это отсутствие стеснения стало одной из причин исключения данных учебников из федерального перечня рекомендованных пособий. Но то, что для системы было минусом, для нас является однозначным плюсом.
По нашей просьбе авторы во многом дорабатывают свои исходные ФГОСовские учебники с учётом того, что аудитория РКШ воспринимает их православную направленность с благодарностью.
В данном видео доктор исторических наук Сергей Вячеславович Перевезенцев рассказывает о концепции, лежащей в основе его работы.
Учебник для шестого класса в доступной и увлекательной форме повествует о событиях отечественной истории с древнейших времён до начала XVI века. Главное место занимает повествование о рождении и первых веках существования самобытной русской цивилизации.
Это время, в которое наши предки обрели собственную государственность и собственную веру — православное христианство, создали великую русскую культуру. Это время тяжелейших испытаний — монгольского нашествия и длительного ордынского ига.
Это время, когда, преодолев все испытания, наши предки вновь обрели независимость и создали свободное Русское государство с центром в Москве. Это время великих государственных деятелей — княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского и Ивана III Васильевича. Это время и духовных подвигов, совершённых преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, Евфросинией Полоцкой, Сергием Радонежским, Иосифом Волоцким и Нилом Сорским. Время, когда на Руси началось почитание многих чудотворных образов Пресвятой Божией Матери и в первую очередь главной святыни России — Владимирской иконы Божией Матери.
К учебнику изданы рабочие тетради и методическое пособие для учителя. Вы можете найти данные пособия у нас на сайте в разделе «Учебные комплекты. Средняя школа. 6 класс».
Учебник для 7 класса рассказывает о событиях русской истории XVI-XVII веков. Это время возникновения единого Русского государства — Московской Руси, и превращения небольшого Великого княжества Московского в огромное Российское царство. Это время тяжёлых испытаний и поражений, Смуты, но и славных побед русского оружия.
Это время взлёта самобытной русской культуры и постепенного освоения многообразного западноевропейского культурного опыта. Это время реформ и преобразований — царей Ивана IV Васильевича Грозного и Алексея Михайловича Романова. Наконец, это время духовных подвигов многих почитаемых и поныне русских православных святых — монахов, игуменов, митрополитов и патриархов. Время, когда в России началось почитание многих чудотворных образов Пресвятой Божией Матери.
К учебнику изданы рабочие тетради и методическое пособие для учителя. Вы можете найти данные пособия у нас на сайте в разделе «Учебные комплекты. Средняя школа. 7 класс».
***
С. В. и Т. В. Перевезенцевы продолжают работать по нашей просьбе над линейкой учебников по истории России до 11 класса включительно. Ожидая выпуска их обновлённых пособий, мы используем учебники по истории России, а также по всеобщей истории из федерального перечня. В них можно найти авторские позиции, близкие к нашему мировоззрению. Нижеприведённый список — не рекомендация кому-либо, а просто ответ на многочисленные запросы поделиться информацией, какие учебники по истории мы используем в средней и старшей школе.
7 класс. Всеобщая история
• Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова и др. — «Всеобщая история. История Нового времени»;
• И. А. Мишина, Л. Н. Жарова — «Новая история: конец XV—XVIII век»;
• О. В. Дмитриева — «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV—XVIII век».
8 класс. История России
• А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов — «История России. XIX век»;
• С. В. Перевезенцев, Т. В. Перевезенцева — «История России. XIX век»;
• Медиа-учебник Т. С. Антонова, А. А. Левандовского, Д. И. Олейникова, В. В. Пономарёвой, А. Л. Харитонова.
8 класс. Всеобщая история
• Д. Д. Данилов, А. В. Кузнецов и др. — «Всеобщая история. История Нового времени. XIX—начало XX века»;
• Н. В. Загладин — «Всеобщая история. История Нового времени. XIX—начало XX века».
9 класс. История России
• С. В. Перевезенцев, Т. В. Перевезенцева — «История России. XX—начало XXI века»;
• В. А. Шестаков, М. М. Горинов и др. под ред. А. Н. Сахарова — «История России. ХХ—начало XXI века».
9 класс. Всеобщая история
• Е. Ю. Сергеев — «Всеобщая история. Новейшая история»;
• Д. Д. Данилов, А. В. Кузнецов и др. — «Всеобщая история. История Новейшего времени».
10 класс. История России
• А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов — «История России. С древнейших времён до конца XIX века. В 2-х частях»;
• С. В. Перевезенцев, Т. В. Перевезенцева — «История России. С древнейших времён до конца XIX века».
10 класс. Всеобщая история
• О. В. Волобуев, М. В. Пономарёв — «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века»;
• В. И. Уколова — «Всеобщая история: с древнейших времён до конца XIX века».
11 класс. История России
• Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров — «История России. XX—начало XXI века».
11 класс. Всеобщая история
• А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев — «История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый уровень».
Источник: russianclassicalschool.ru