С какого возраста человек помнит себя

Мы не можем помнить, что происходило с нами во младенчестве. Но многим хотелось бы знать, когда у ребенка закладываются его самые первые воспоминания и какие факторы на это могут влиять.

Ответ на вопрос «Почему мы ничего не помним из своего младенчества?» достаточно прост. Если не вдаваться в подробности: каждому из нас была присуща инфантильная амнезия. Сложнее понять, какой у нее механизм, где ее границы и зачем она вообще нужна человечеству.

Работ, посвященных этой теме, достаточно много. Правда, убеждения исследователей в этой области часто противоречат друг другу. Потому тема по-прежнему остается спорной. «Летидор» отобрал с самые любопытные объяснения, почему у взрослых нет воспоминаний о раннем детстве. И, конечно, отыскал в трудах ученых ответ на вопрос – с какого возраста ребенок действительно может себя помнить. А для тех, кто не верит в инфантильную амнезию и утверждает, что помнит себя чуть ли не с роддома, у нас тоже есть интересный факт – в самом конце статьи.

ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ | С какого возраста помнят себя дети и что влияет на их воспоминания

Почему не помнить значит – выжить

Большинство исследователей считают, что инфантильная амнезия играет важную роль в жизни человека – защитную. Психологи и ученые из других областей нашли убедительное объяснение данному факту. Во-первых, рождение – это, по сути, психологическая травма для новорожденного. И чтобы выжить, ее необходимо забыть.

Во-вторых, младенец рождается существом беспомощным и полностью зависимым от взрослых. Это при современной медицине детская смертность существенно сократилась, а веками новорожденных рассматривали как венчурный проект – может, выживет, а может, умрет. Если бы мозг и нервная система новорожденного были готовы к осознанию и запоминанию всех многочисленных угроз жизни, на которые он пока даже не может отреагировать, его психика просто не выдерживала бы.

Маленький ребенок не умеет переживать страх воспоминаний подходящими способами, поэтому переживания реализовывались бы на физиологическом уровне, что понижало бы шансы на выживание.

Возможности памяти появляются только тогда, когда ребенок начинает активно реагировать на окружающие угрозы.

Природа перестает оберегать окрепшего малыша отсутствием воспоминаний – она подключает новую функцию: «Можешь противостоять? Тогда запомни, как это делать!». Скорее всего, именно с этих «пятнышек» памяти и начинается процесс запоминания.

С какого возраста у ребенка могут быть первые воспоминания

Как правило, человек помнит фрагменты событий, начиная приблизительно с возраста 3,5 лет. «Приблизительно» здесь ключевое слово, так как большинство исследователей сходятся во мнении, что границы инфантильной амнезии очень изменчивы. Это не удивительно, ведь у каждого ребенка свой режим сохранения воспоминаний детства для «взрослой версии себя».

Например, исследователи М.Дж. Икот и Р.А. Кроли (M. J. Eacott, R.A. Crawley., 1998) установили границу инфантильной амнезии – 2,5 года.

По их мнению (а оно авторитетно в научной среде), первые воспоминания ребенка могут появиться не раньше 2,5 лет.

КАК РАБОТАЕТ ДЕТСКАЯ ПАМЯТЬ И ЧТО РЕБЕНОК ЗАПОМНИТ ИЗ СВОЕГО ДЕТСТВА | Детские воспоминания

Источник: letidor.ru

Инфантильная амнезия: почему мы не помним события из детства

Большинство людей ничего не помнит о раннем детстве: как был сделан первый шаг, как мы впервые пришли в детский сад — все это стирается из памяти. Первые воспоминания представляют собой малочисленные картинки, между которыми — огромные провалы. Почему это происходит — вопрос, который давно занимал ученых, в том числе и Зигмунда Фрейда, который ввел само понятие «инфантильной амнезии», или амнезии детства. И вот что о ней известно на данный момент.

Красота по-мужски: как выбрать уход для тела и волос «современным викингам»?

Кто такой «современный викинг» и почему ему нужна «своя» косметика?

Мозг младенцев и грудничков обладает самой высокой активностью по скорости формирования нейронных связей: он впитывает все как губка. И, казалось бы, информация должна там и оставаться — но она теряется. Почти каждый взрослый, изученный на сегодняшний день, страдает инфантильной амнезией. Этот феномен лучше всего объясняет, почему у нас так мало воспоминаний о раннем детстве по сравнению с более поздним детством, подростковыми годами и так далее.

Читайте также:  Как отказаться от приглашения

Несколько редких исключений, как правило, встречаются у людей, которые имеют необычные способности сохранять воспоминания и во взрослом возрасте. В этой забывчивости мы не одиноки: есть даже доказательства параллелей с инфантильной амнезией у других видов млекопитающих, таких как крысы. Но амнезия детства не похожа на взрослые варианты.

  • Первое несоответствие заключается в том, что, исходя из скорости забывания воспоминаний взрослыми, у людей слишком мало воспоминаний из раннего детства. В подтверждение этого новые исследования, в которых действительно участвовали дети, ясно показывают, что они забывают гораздо быстрее, чем взрослые. Возникает вопрос, почему и как это происходит.

Когда он начал проверять заученные ряды, он вывел «кривую забывания»: если не пытаться повторять новую информацию, в первый час мы теряем 50%, а через месяц в памяти остается 2-3% заученного. Ученый сделал вывод: забывание идет по своим законам.

Казалось бы, что дети должны терять новую информацию с той же скоростью: эксперимент Эббингауза довольно точно имитировал процесс запоминания у детей, у которых новая информация ничем не подкрепляется из-за отсутствия опыта. Однако в 1980-х годах ученые выяснили, что кривая забывания у детей иная: если бы она работала, как у взрослых, к 6-7 годам мы бы накапливали больше воспоминаний.

Это интересно!

В среднем возраст первых отрывочных воспоминаний составляет 3,5 года. Однако он отличается в зависимости от страны и культуры.

Например, ученые Корнельского университета сравнили ранние воспоминания китайских и американских студентов. У американцев эти данные были длинными, запутанными и эгоцентричными («Я ходил в зоопарк, там бегали в клетке тигры, я испугался страшных тигров»).

У китайцев — короче и насыщены фактами («В зоопарке были тигры»), кроме того, они возникали на полгода позже, чем у студентов из США. И даже матери этих студентов вспоминали свое детство также.

Ученые сделали выводы, что запоминание имеет культуральный аспект: если в вашей культуре детские воспоминания важны и родители это подчеркивают, вы будете помнить их лучше. Кстати, больше всех помнят новозеландские маори: у них прошлое — важная часть культуры, и дети хранят воспоминания с 2,5 лет.

  • Второе несоответствие касается того, как детские воспоминания, которые мы больше не можем вспомнить или обсудить, могут по-прежнему оказывать значительное влияние на психологию взрослого человека.

Исследования показали, что такие события, как жестокое обращение, травма и пренебрежение, даже когда они происходят во временных рамках, охватываемых детской амнезией, могут предрасполагать взрослых к ряду психопатологий. Примеры включают:

  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
  • Пограничное расстройство личности.
  • Депрессия.
  • Тревожное расстройство.

Данные о безнадзорных детях показывают, что почти все они имеют проблемы с обучением и другими когнитивными функциями. Некоторые из этих способностей могут улучшиться при надлежащем уходе, но другие никогда не оправятся от детских проблем.

Так как же события, которые мы больше не можем сознательно помнить или формулировать, могут иметь такое большое влияние на наше дальнейшее развитие? Что происходит в нашем мозгу в то время, когда амнезия детства стирает всю информацию?

Это лишь некоторые из вопросов, которые исследователи пытаются решить сегодня.

Это интересно!

Удивительно, но мы можем «вспоминать» не только реальные события, но и выдуманные. В том числе те, которые нам навязали другие люди. Так, в Калифорнийском университете доктор Элизабет Лофтус, исследующая ложные воспоминания, в конце прошлого века провела эксперимент: она «вживила» участникам ложную информацию о раннем детстве.

Каждому рассказали о травмирующем событии, которое с ним, якобы, произошло по словам родственников: как ребёнок терялся в магазине, а потом добрая пожилая женщина помогла ему найти родных. 30% участников полностью поверили, а часть даже «вспомнили» дополнительные детали события.

Как мозг обрабатывает воспоминания?

Как мозг обрабатывает воспоминания?

Чтобы понять потенциальные причины детской амнезии, важно знать, как наш мозг обрабатывает новые воспоминания. Существует четыре основных шага для создания и доступа к новой памяти. К ним относятся:

  • Кодирование информации. Во-первых, мозг формирует ряд связей для представления новой информации. Они могут быть связаны с другой информацией, которая уже хранится в памяти. Часто нужно уделять внимание правильному хранению этой информации.
  • Укрепление. Этот шаг гарантирует, что закодированная информация сохранится в мозгу на короткий или длительный срок.
  • Хранение. Затем ваш мозг сохраняет ваши консолидированные воспоминания для последующего использования.
  • Поиск и воспроизведение. Мозг либо воссоздает, либо повторно активирует первоначальные связи, чтобы сознательно запомнить закодированную информацию.
Читайте также:  Мед колледж сколько учиться на медсестру

Имейте в виду, что эти описания сильно упрощены. Каждый из этапов представляет собой сложный процесс, который до конца не изучен, но мы знаем, что эти процессы, вероятно, не полностью развиты у грудничков и детей ясельного возраста. Это отсутствие развития, возможно, связано с тем, как и почему возникает детская амнезия.

Интересно, что амнезия детства стирает только эксплицитные воспоминания — те, которые мы можем сознательно вспоминать и обсуждать. Они включают в себя эпизодические воспоминания о разных людях, событиях, временах и местах. Они также включают семантические воспоминания, которые являются более общими вещами, которые ребёнок узнает о мире.

Они отличаются от имплицитных воспоминаний, которые более укоренились и менее доступны для сознательного разума. Например, как подносить ложку ко рту, что вкусно, а что нет, как ходить или ездить на велосипеде.

Собственно, по этой же причине одни методики раннего развития работают, а другие — нет: потому что детская амнезия специфически включает в себя только эксплицитные, автобиографические воспоминания — те же типы, которые теряются в случаях болезни Альцгеймера и других возрастных расстройств памяти.

Причины амнезии детства: так почему мы все забываем?

Причины амнезии детства: так почему мы все забываем?

В настоящее время никто не знает точную причину детской амнезии. Ведущая гипотеза состоит в том, что это следствие особого способа развития нашего мозга.

Одна из версий заключается в незрелости гиппокампа. Гиппокамп помогает создать автобиографические воспоминания, которые отсутствуют в случаях детской амнезии. Исследования показали, что гиппокамп достигает определенной степени зрелости только в возрасте от 20 до 24 месяцев, и к пяти годам он формируется почти полностью.

Эта временная шкала развития хорошо совпадает с возрастом, наиболее подверженным детской амнезии.

Другой вопрос заключается в том, является ли эта амнезия проблемой обучения и формирования воспоминаний или их правильного хранения и извлечения. Большинство экспертов сходятся во мнении, что даже очень маленькие дети могут учиться и формировать автобиографические воспоминания еще до того, как научатся говорить.

Например, в исследовании, проведенном в Йельском университете, ученые показали грудничкам до года два набора изображений. Один набор содержал связную историю, а другие были совершенно случайными. Дети гораздо активнее реагировали на первую серию, чем на вторую.

Другие исследования показали, что грудные дети могут имитировать последовательности действий, которые они только что наблюдали. Кроме того, очень маленькие дети могут помнить автобиографические события, произошедшие в течение полугода.

Следующий вопрос заключается в том, забываются ли эти воспоминания из-за неправильного хранения или проблем с поиском. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимы дополнительные исследования.

Пока что основная теория такова: детская амнезия является следствием того, что гиппокамп только учится все запоминать. Он начинает выполнять все необходимые процессы создания памяти — кодирование, хранение, извлечение — но не может делать это так же хорошо, как во взрослом возрасте.

Поскольку исследования продолжаются, вероятно, скоро появится больше данных, которые могут пролить свет на точные причины инфантильной амнезии.

Какие есть еще виды амнезии?

Какие есть еще виды амнезии?

Инфантильная амнезия — единственный тип амнезии, который является нормальной частью человеческого развития. Все другие типы вызваны травмой, повреждением или системным заболеванием.

В целом, есть две обширные категории амнезии. Ретроградная амнезия диагностируется, когда человек больше не может вспомнить информацию из прошлого. Вся инфантильная амнезия является формой ретроградной амнезии. Антероградная амнезия возникает, когда человек больше не способен формировать новые воспоминания: о ней читайте в статье «День сурка: жизнь по кругу как болезнь».

Источник: medaboutme.ru

С какого возраста вы реально помните себя?!

Мы уже рассказывали вам, что ваше появления на свет это абсолютное чудо (посмотреть инфографику)! Большинство людей не может вспомнить события своего детства или вспоминает их с большим трудом. Оказывается, это абсолютно нормально. Совсем недавно ученые смогли найти биологические механизмы такого забывания, которое в научных кругах называется «амнезия детства».

С какого возраста вы реально помните себя?!

Хотя дети используют свою память, чтобы получать новую информацию, немногие взрослые могут вспомнить события из своей жизни, которые произошли до того, как им исполнилось три. Психологи из Университета Эмори смогли показать, что в возрасте семи лет эти ранние воспоминания стираются из памяти. Этот феномен называется «амнезия детства». Журнал Memory («Память») опубликовал исследование, в котором ученые беседовали с детьми, начиная с трех лет, о прошлых событиях из их жизни. Различные подгруппы из этой группы детей были затем протестированы на возможность снова воспроизвести эти воспоминания в возрасте пяти, шести, семи, восьми и девяти лет. «Наша работа является первой экспериментальной демонстрацией момента начала амнезии детства», – говорит Патрисия Бауэр, психолог и глава исследования. «Мы записывали воспоминания детей, а затем следовали за ними в их будущее, чтобы обнаружить тот момент, когда они забудут все это».

Читайте также:  Что связать если не идут шапки

Эта работа нацелена на изучение того, как автобиографическая память меняется в течение детства и юношеского возраста. «Понимание того, как развивается автобиографическая память, невероятно важно для понимания человеком себя и своей психики», – отмечает Бауэр. – «То, как вы помните себя в прошлом – это то, как вы понимаете, кто вы есть сегодня».

Ученым давно известно, на основании бесед с взрослыми людьми, что самые ранние воспоминания начинаются примерно в возрасте трех лет. Зигмунд Фрейд ввел термин «амнезия детства», чтобы описать эту потерю воспоминаний о детских годах. Однако в последние годы получаемые данные говорят о том, что, хотя дети используют память, чтобы учить язык и изучать окружающий их мир, они все еще не имеют завершенной архитектуры нервной ткани, которая необходима, чтобы формировать более сложные формы памяти.

Вместо того чтобы полагаться на интервью со взрослыми людьми, как это было сделано в предыдущих исследованиях амнезии детства, ученые из Университета Эмори хотели изучить формирование ранней автобиографической памяти, а также понять, в каком возрасте все это забывается. Эксперимент начался с записи разговоров с 83 детьми в возрасте трех лет, во время которых их мамы или папы спрашивали их о шести событиях, которые случились в жизни этих детей в течение нескольких последних месяцев, таких как поход в зоопарк или вечеринка в честь дня рождения. «Мы попросили родителей говорить с детьми так, как они это обычно делают», – говорит Бауэр.

Она приводит пример: «Мама может спросить: «Помнишь, когда мы пошли в кафе на твой день рождения?». Она добавит: «Ты ел пиццу, да?». Ребенок может начать вспоминать детали о походе в кафе или же сменить тему разговора, сказав что-то вроде: «Зоопарк!»». После записи этих базовых воспоминаний, ученые поговорили с детьми через несколько лет и попросили их вспомнить события, которые они обсуждали в трехлетнем возрасте. В то время как дети 5-7 лет могли вспомнить от 63 до 72% событий, те дети, которым было 8-9 лет, вспоминали лишь около 35%.

«Одним из неожиданных результатов было то, что хотя пяти- и шестилетние дети помнили больший процент событий, их рассказы о них были менее полными», – рассказывает Бауэр. «Дети постарше вспоминали меньше событий, однако гораздо более детально». Причиной этого явления может быть то, что воспоминания, которые хранятся дольше, имеют больше связанных с ними деталей, а более развитые навыки владения языком дают ребенку старшего возраста возможность лучше разрабатывать свою память и закреплять воспоминания.

«Дети быстрее забывают события, нежели взрослые, потому что у них еще не в полной мере развиты неврологические процессы, необходимые для того, чтобы собрать воедино все кусочки информации, которые в комплексе составляют автобиографическую память», – объясняет Бауэр. Она использует аналогию с пастой, чтобы объяснить разницу между памятью ребенка и взрослого. «Воспоминания как паста орзо», – говорит она, имея в виду макароны размером с рисовые зерна, – «небольшие кусочки для запоминания». Мозг маленького ребенка похож на дуршлаг с большими отверстиями, который пытается сохранить эти маленькие кусочки памяти. «Взрослые же используют не дуршлаг, а мелкую сеть, чтобы сохранить воспоминания», – добавляет Бауэр.

Сейчас Бауэр хочет внимательно изучить возраст, в котором человек получает систему памяти взрослого человека, она считает, что это происходит где-то между 9 годами и поступлением в колледж.

Она добавляет: «Мы хотим знать больше о том периоде, когда «дуршлаг» меняется на «мелкую сеть». Между 9 и 18 годами лежит огромный «необитаемый остров» для наших знаний о том, как формируется память».

Источник: www.zdorovieinfo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today