На сервисе СпросиВрача доступна бесплатная консультация педиатра онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Ради Алшейх , 31 августа 2021
Здравствуйте.
Можете купить это не влияет на позвоночник.
Галимат Бузарова , 31 августа 2021
Акушер, Гинеколог
Нет не вредно, конечно можете купить и пусть катается в ходунках.
Елена Башмакова , 31 августа 2021
Добрый день.
Нет, толокар ( каталка) не рекомендуется к применению у детей. Потому что в тот момент, когда малыш сам учится ходить, то он самостоятельно ловит баланс, включается в работу мозжечок, мозг запоминает положение тела в пространстве и при ежедневной практике закрепляет его правильно.
ХОДУНКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ | С какого возраста можно ребенка сажать в ходунки и стоит ли это делать
А если ребенок учится ходить с толокаром, то фиксируется положение попой назад, плюс из-за того, что центр тяжести у ребенка выше, то и баланс ловить сложнее
Лучше всего использовать в этом плане обычный стул — колесиков у стула нет, поэтому ребенок идет правильно, при этом имеет опору.
Современные рекомендации не рекомендуют толокары
Принятый ответ
Анастасия Иванисова , 31 августа 2021
Здравствуйте. Для позвоночника не вредна, но так же как и ходунки, и прыгунки, они удлиняют процесс созревания центра равновесия. Мозжечок должен работать,когда ребёнок САМОСТОЯТЕЛЬНО учится ходить,либо держится за то,что стоит. А вот дети присобления для помощи они не дают этого сделать.
Не тратьте деньги, ребёнок сам научится всему .
Принятый ответ
Людмила Мельниченко , 31 августа 2021
Добрый день. Для позвоночника не будет вреда, но лучше не использовать, т. к дольше будет созревать центр равновесия.
Источник: sprosivracha.com
Детские ходунки и феномен ходьбы на носках
Актуальность. При обзоре исследований выявлен малый объем данных о возможном влиянии ходунков на формирование паттерна ходьбы на носках.
Гипотезы и цели исследований. В работе рассмотрена гипотеза о формировании аномального двигательного паттерна в виде предпочтительного перемещения без опоры на пятку при использовании детских ходунков. Цель исследования — определение ряда эпидемиологических аспектов использования ходунков, выявление аномального паттерна ходьбы на носках, определение достоверности его связи с ходунками, оценка особенностей явления.
Польза и вред ходунков — Доктор Комаровский
Материалы и методы. Было проведено три ретроспективных когортных исследования. В выборки включено 749 детей; количество детей в «ходунковых» группах составило 363. В качестве методов выбраны анамнестический опрос родителей по специально разработанным анонимным вопросникам и статистический анализ данных.
Результаты исследований. Определено снижение использования ходунков в популяции в течение нескольких лет. Установлены причины использования детских ходунков. Рассчитан относительный риск ходьбы без опоры на пятку в «ходунковых» группах: RR2 = 3,555 (2,535–4,990 95 % ДИ) и RR3 = 2,766 (1,178–6,494 95 % ДИ) для второго и третьего исследований соответственно.
Выявлен более продолжительный период ходьбы на носках в «ходунковой» группе: М ген. = 14,58 ± 3,49; 11,09–18,07 мес. (95 % ДИ). Установлено увеличение корреляции между ходьбой на носках и ходьбой при помощи детских ходунков при большем времени их использования. Был рассчитан популяционный риск ходьбы на носках в «ходунковой» группе: PAR = 19,647 %. В работе не выявлены статические деформации, ассоциированные с использованием детских ходунков.
Заключение. Детские ходунки определены как фактор, способствующий формированию паттерна ходьбы на носках. Возможно, ходунки являются этиологическим фактором идиопатической ходьбы на носках.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
В современном мире человек испытывает воздействие не только природных факторов, но и значительное влияние антропогенной среды. И подобное влияние начинается уже с младенческого возраста, в том числе в виде использования различных приспособлений: кроватки с электронными компонентами, развивающие коврики, автоматические качалки, «прыгунки» и др. В работе представлены данные изучения определенных аспектов воздействия устройства, называемого «детские ходунки». Вопрос о влияния ходунков на младенцев неоднократно возникал в мировом научном сообществе, однако информация о негативном воздействии не является достаточно исчерпывающей.
Современные детские ходунки — это технические устройства на колесной основе, удерживающие ребенка в вертикальном положении. Точное время появления ходунков в подобном виде неизвестно. Однако первые патенты на усовершенствование ходунков появились уже с 80-х гг. XIX в. [1, 2].
Детские ходунки используются родителями в мире довольно широко и в силу различных причин. Исследователи из Дублина (Ирландия, 1995 г.) установили, что 55 % из 158 младенцев находились какое-то время в подобных устройствах. Среди основных причин указывались положительные эмоции ребенка и опыт раннего использования у старших детей [3].
По данным проведенного в США опроса (Вирджиния, 1998 г.), у 77 % из 119 первенцев и у 85 % вторых и последующих детей родители применяли детские ходунки. При этом 78 % респондентов считали, что ходунки были полезны и 72 % рассчитывали, что они помогут ребенку развиться [4]. В Австрии (1994) при опросе семей с малышами в возрасте от 2 до 6 лет выявлено, что 55 % из 240 респондентов пользовались ходунками [5].
В Великобритании (Ноттингем, 1998 г.) у 55 % из 2152 детей, участвовавших в исследовании, родители приобретали ходунки [6].
В работе, проведенной в Ираке (Багдад, 2006 г.), было установлено, что устройства использовались у 83 % младенцев из 100 (44 % девочек, 39 % мальчиков) с 5 и до 8 месяцев. Причинами были следующие: «занять ребенка» — 71 %; «научить ходить раньше» — 54 %; «укрепить ноги» — 28 % [7].
В Объединенных Арабских Эмиратах (2015) данные исследования показали, что из 619 семей 90 % использовали ходунки. В 92 % в качестве причины указывалась безопасность ребенка [8].
Изучение непосредственного влияния детских ходунков на структуру ходьбы в медицинской науке началось с исследования докторов I.R.A.B. Kauffman и M.V. Ridenour в Нью-Джерси (США) в 1977 г. [9]. Изучались электромиограммы нижних конечностей 6 пар гомозиготных близнецов мальчиков. По результатам исследования авторы заключают, что, поскольку структура ходьбы у «ходунковых» и «бесходунковых» детей заметно отличается, положительный эффект от использования ходунков кажется им сомнительным.
В 1999 г. частично данной проблемы в своем исследовании коснулись доктора A.C. Siegel и R.V. Burton из Нью-Йорка [10]. Они проанализировали моторные навыки и умственное развитие 109 детей.
В результате было установлено, что «ходунковые» младенцы сидели, ползали и пошли позднее, чем в контрольной «бесходунковой» группе, и они получили более низкие баллы по шкале психического и моторного развития Bayley (BSID). Закономерен вывод авторов, что риски использования ходунков перевешивают их преимущество.
Примерно с конца 80-х гг. параллельно с указанными выше проблемами за рубежом изучалась так называемая «идиопатическая ходьба на носках» (ИХН, англ. idiopathic toe-walking, ITW) [11–14]. В свете изучаемой темы о возможной связи детских ходунков и ИХН упоминали R.H.H. Engelbert et al. в 1999 г. [15]. Аналогичные предположения высказывались и позднее [16, 17].
Однако на данный момент оценка детских ходунков, как этиологического фактора ИХН, не привела к успеху. P. Martín-Casas et al. в исследовании, опубликованном в сентябре 2017 г., не выявили статистически достоверного влияния [18].
Очевидно, что в литературе информации об исследованиях по данной тематике крайне мало. Непосредственно об изменении структуры моторных навыков говорится только в одном наблюдении, и имеется всего одно сообщение о двух случаях контрактуры икроножных мышц и состояния, имитирующего спастическую диплегию. Учитывая структуру данных исследования и сообщения о 6 близнецах и двух пациентах [9, 15], можно заключить, что полученные результаты носят приближенный характер и требуют уточнения.
Собственные эмпирические наблюдения и указанные выше причины подтверждают необходимость дополнительного изучения данной проблемы.
Гипотезы и цели исследований
По современным представлениям, превалирующей является гипотеза о формировании двигательных навыков в виде первоначального «примитивного» паттерна мышечной активности, который сохраняется, но совершенствуется и дополняется новыми элементами по мере развития [19].
На основе эмпирических наблюдений мы выдвинули базовую гипотезу о том, что ходунки нарушают естественный процесс формирования навыка самостоятельной ходьбы как по времени, так и по структуре. Это происходит за счет порочного научения и развития локомоции именно в ходунках, отличающейся от обычной ходьбы. Влияние ходунков, вероятно, имеет несколько точек приложения.
Первый момент — относительно жесткая фиксация в устройстве, что мешает должному динамическому контролю равновесия.
Вторым моментом можно считать препятствие визуальному контролю движений нижних конечностей, что влияет на пирамидно-стриальный уровень, так как, по Н.А. Бернштейну, «сенсорная коррекция этого уровня обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации» [20].
В исследованиях П.И Иваненко установлено [19, 21], что особенностью вертикальных движений таза (как точки центра масс) в течение периода формирования ходьбы является отсутствие характерного первого пика на диаграммах, указывающее на отсутствие выраженного «маятникообразного» характера движения центра масс в фазу опоры. Следовательно, во второй фазе — выпрямления ноги, когда наступает спад опорной реакции (в конце фазы обозначается ее минимум), подъем общего центра масс менее выражен, чем у взрослого человека. В третьей фазе — наклона голени вперед, когда развивается задний толчок, общее снижение центра масс, при работе мышц в уступающем режиме, менее выражено либо отсутствует. При влиянии ходунков снижение центра масс дополнительно ограничено их конструкцией (наличие «беседки»), а горизонтальное, частично пассивное перемещение ограничено преодолением сил трения в колесной системе устройства. Это, в нашем понимании, увеличивает нагрузку на икроножно-камбаловидный комплекс голени.
Еще одну интересную особенность выявил Ю.П. Иваненко [22]. У ребенка при разгрузке веса тела поднятие стопы в фазу переноса сильно уменьшается и движения ноги напоминают маятниковые движения с заметным выбросом ноги вперед. Кроме того, ребенок при этом имеет тенденцию к ходьбе без опоры на пятку. Аналогичная «разгрузка» происходит и при использовании детских ходунков, в которых ребенок «подвешен» в удерживающей беседке.
Таким образом, при применении ходунков во второй и третьей фазах двойного шага имеется повышенная нагрузка на мышцы – разгибатели стопы, а в фазу переноса — тенденция к опоре на переднюю часть стопы. В совокупности, по нашему мнению, это способствует, согласно классической концепции о доминанте и динамическом стереотипе, формированию аномального двигательного паттерна в виде предпочтительного перемещения без опоры на пятку или ходьбе на носках. Также, вероятно, изменение нагрузки может вызывать различные приобретенные статические деформации стопы.
Указанные изменения нивелируются в ходе онтогенеза, однако на это затрачивается определенное время, следовательно, самостоятельная локомоция задерживается [23], изменяется ее структура. Феномен ходьбы на носках может сохраняться определенное время, а гипертрофированность икроножно-камбаловидных мышц может иметь выраженность до имитации спастической диплегии нижних конечностей, что отмечают в своем сообщении доктора R.H.H. Engelbert et al. [15].
Для изучения различных аспектов влияния детских ходунков были проведены три исследования. В представленной работе мы проанализировали данные, связанные с перемещением без опоры на пятку. С этой позиции целями исследований являлось определение ряда эпидемиологических аспектов использования ходунков, выявление феномена ходьбы на носках, определение достоверности его связи с ходунками, оценка особенности явления.
Ходьба на носках (ХН) — перемещение ребенка на двух ногах без опоры на пятку более 5 шагов подряд, с повторениями в течение 1 недели, в начале ходьбы. Приподнимание на носках без перемещения не учитывалось. Термин введен для интеграции обывательской оценки состояния при анкетировании и нашего понимания гипотетического аномального локомоторного паттерна. В зарубежной литературе встречается в виде термина tip-toe-walking или, чаще, toe-walking.
В исследованиях нами был введен индекс хóдункодень (х/д), который равен нахождению ребенка в ходунках 1 час в день в течение 1 мес. Данный термин заменяет равный по смысловому наполнению, но более громоздкий термин «агрегированный час (день) использования ходунков». Также уменьшается размерность данной варианты, что облегчает расчеты. Термин аналогичен по структуре термину «пачка-год» (англ. pack-year), используемому в крупнейших обсервационных исследованиях ВОЗ о вреде курения.
Пример: 30 мин в день в течение 1 месяца — 0,5 х/д; 2 часа в день в течение 3 месяцев — 6 х/д; 6 часов в день в течение 5 месяцев — 30 х/д.
Материалы и методы
Материалом для работы послужили три ретроспективных когортных исследования, проведенных на базах детской поликлиники ГБУЗ «Ржевская ЦРБ» и четырех МДОУ г. Ржева (Тверская обл.). Общее количество детей в выборках составило 749; в «ходунковых» группах — 363.
Первое исследование — «Эпидемиологические аспекты использования ходунков и корреляция с вальгусной установкой стоп». Сбор данных проводили с февраля по сентябрь 2016 г. среди детей, рожденных в 01.2015–09.2015 в г. Ржев (Тверская обл.). Всего за учетный период родилось 468 детей, были на приеме 284 (57,14 %).
Исключались пациенты, родители которых не могли точно указать необходимые данные, а также дети с тяжелыми врожденными патологиями (всего 16). Включено в выборку 268 младенцев в возрасте с 11 до 18 месяцев. Половой состав выборки: девочки — 133 (49,63 %), мальчики — 135 (50,37 %).
Методы исследования — анамнестический опрос родителей согласно стандартизированному, специально разработанному анонимному вопроснику и объективная оценка деформаций стоп. Результаты заносились в таблицу (табл. 1).
Таблица 1. Регистрационный лист исследования
Источник: journals.eco-vector.com